Грабли для муниципалов

Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) провело семинар. В поле зрения федерального ведомства на этот раз оказались вопросы защиты конкуренции. По силам ли обеспечить органам власти условия для развития цивилизованных отношений на рынке и что препятствует им в налаживании этой работы?

Этими вопросам задавались участники семинара, они представляли мэрию города Кызыла и администрации десяти районов республики. Вел мероприятие заместитель руководителя Тувинского управления ФАС Феликс Хаджиев.

К началу семинара Феликс Алексеевич припоздал.

– Был в арбитражном суде, участвовал в интересном, я бы сказал, в «убойном», деле, – оправдал он свою задержку.

Судя по информации, озвученной Феликсом Алексеевичем, бороться за законность – в том числе и в судах – его ведомству приходится неустанно. Рынок услуг в республике весьма специфичен, поскольку ряд органи­заций представлен у нас в единственном числе. В таких условиях и органы власти не могут определиться с тем, как правильно выстроить собственную деятельность.

В 2011 году управление ФАС рассмотрело пятнадцать дел, связанных с нарушениями Закона «О конкуренции», в 2010 году прошло семь разбирательств, в 2012 году на контроле федерального ведомства уже находится восемь дел.

– И вполне возможно, – спрогнозировал Хаджиев, – что дел таких к концу года будет больше.

«Героями» в данных проверках выступали органы местной власти. Чаще всего они обеспечивали преференциями «своих» предпринимателей, а вот о проведении торгов, обязательных в таких случаях, даже не задумывались.

Проверки показали, что во многих слу­чаях муниципальные власти даже не пытались создать хотя бы видимость в состязательности соискателей госзаказа.

– Согласен, что у муниципальных организаций, которые оказывают, к примеру, коммунальные услуги, мало пока реальных конкурентов. В районах жилищные конторы чаще всего являются монополистами на рынке услуг. Но ведь могут обратиться районные власти в антимонопольный комитет и сообщить об отсутствии конкурента. Проще получить от нас специальное разрешение, чем нести потом административную и даже уголовную ответственность.

В прошлом году, например, кызылские городские власти без торгов отдали предпочтение одной из похоронных фирм (и это притом, что в столице республики их действует несколько!). Закон требует проведения конкурса даже в такой сфере деятельности, однако «отцы города» упустили это требование из вида и вершили ритуальные дела без «излишней» огласки.

В управлении ФАС этому неприятно удивились: мэрия Кызыла официально зарегистрирована на сайте торгов, а значит, не знать закона здесь не могли.

Кроме мэрии, свою страничку на сайте торгов открыла администрация Кызылского района. Остальные семнадцать районных администраций словно в глаза не видели текстов законов, регулирующих процедуру закупок товаров и услуг на муниципальные нужды.

– Вопрос об организации «электронного правительства» не стоит уже на повестке дня, – заметил Феликс Хаджиев. – Собственные сайты имеют федеральные и республиканские структуры. Очередь теперь за районными и местными властями, непонятно только, почему они до сих пор не обзавелись страничкой в Интернете. Ведь соблюсти публичность в своей работе они обязаны по закону.

Человеку случайному сегодня, вроде бы, устроиться на работу в государственную структуру – теоретически – невозможно. Тем более, что выпускников вузов с дипломами юристов и экономистов – пруд пруди, есть из кого выбирать. Однако, по словам Хаджиева, при проверках он сталкивается с такой вопиющей безграмотностью, что впору задаться вопросом: есть ли в органах местного само­управления специалисты? А может просто органы эти превращаются из инструмента самоуправления в самоуправство районного начальства? Ведь из года в год муниципалы наступают на одни и те же грабли. Нарушения повторяются под копирку, несмотря на угрозу серьезных последствий для районного начальства: повторные отступления от закона, в соответствии с ним, могут стоить чиновнику должности.

– Вы обязаны предоставлять нам полную информацию обо всех изменениях в законе! – подал реплику с места представитель районной власти.

– Анимонопольный комитет никому и ничего не обязан разъяснять, – парировал Феликс Хаджиев. – Семинары же мы проводим по собственной инициативе. Районные власти могли бы подсказать нам тему следующих семинаров, однако ни разу еще не обратились к нам с подобной просьбой.

Новую тему озвучила председатель Хурала представителей Тандинского района Светлана Псарева.

– Вынуждены покупать дорогой уголь, а население в районе, в основном, малоимущее. Цена за уголь почти в три тысячи рублей за тонну для наших пенсионеров равносильна трагедии. Почему условия на угольном рынке у нас диктует горнорудная компания?

– С ценой, которую ООО «Тувинская горнорудная компания» определила за тонну угля, и мы были несогласны, – ответил Феликс Хаджиев. – Судебное разбирательство с компанией длится четыре месяца. С нашей стороны в деле участвуют также служба по тарифам РТ и министерство промышленности и энергетики РТ. Идти на уступки горнорудная компания не желает, мы же надеемся, что о своих видах на угольную отрасль республики заявят в скором времени «Северсталь» и ЕПК, по крайней мере, с их приходом на наш рынок у горнорудной компании исчезнет возможность диктовать правила игры.

Разбирательство по делу о «цене на тувинский уголь» ведется в Арбитражном апелляционном суде третьей инстанци, в Красноярске, и ближайшее заседание назначено на 10 октября. Так что пока цена на уголь остается неизменной.

Теме разумной цены на уголь управ­ление ФАС намерено посвятить ближайший семинар. Будет ли в том смысл? А вот это зависит от того, как ФАС представит интересы тех же малоимущих тандинцев в Красноярске…

Михаил РУДАКОВ

27.09.2012 N105