Анализ рынка предоставления туристических услуг на базах отдыха на территории Республики Тыва за 2008-2009 гг.

«УТВЕРЖДАЮ»:

Руководитель

Тывинского УФАС России

 

 ____________ О.М. Долгих

 

«_________________» 2011 г.

 

 

Аналитический отчет

по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке предоставления туристических услуг на базах отдыха на территории Республики Тыва за 2008-2009 года

 

1. Общие положения

 

В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) в ходе рассмотрения заявления от Департамента земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла о предоставлении государственной преференции ООО «Южный», проведен анализ  оценки состояния конкурентной среды на рынке предоставления туристических услуг на территории Республики Тыва за 2008-2009 года (далее – рынок).

Данный Аналитический отчет выполнен в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 г. №220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок). Структура Аналитического отчета соответствует этапам проведенного анализа, этапы проведения анализа определены пунктом 1.3 Порядка проведения анализа № 220.

Анализ товарного рынка проводится в соответствии с нормативно-правовыми документами:

1.Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2.Федеральный закон от 24.11.1996 г. № ФЗ-132 «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации»;

3.Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.2007 г. № 452 «Об утверждении правил оказания услуг по реализации туристического продукта».

В качестве источников исходной информации использовались сведения и информация, представленные Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва (далее – Тывастат) – письмо от 29.10.2010 г. № 1465 и  информация, представленная хозяйствующими субъектами указанного рынка.

 

 

 

 

2. Определение временного интервала исследования товарного рынка

 

Согласно п. 2.1 Порядка временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Целью исследования является возможность получения ООО «Южный» муниципальной преференции в виде 50% льготы по оплате аренды сроком на 3 года на земельный участок, используемый под строительство базы отдыха «Юрточный городок «Далай».

В соответствии  с частью 3 п. 3.9 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, утвержденного Приказом ФАС России от 16.12.2009 № 841 прилагаются следующие документы:

наименование видов товаров, объем товаров, произведенных и (или) реализованных хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, в течение 2-х лет, предшествующих дате подачи заявления с указанием кодов видов продукции.

На основании вышеизложенного и в соответствии с п. 2.2 Порядка необходимо проведение ретроспективного анализа состояния конкуренции на  рынке туристических услуг на базах отдыха Республики Тыва  за 2008-2009 года с целью определения структуры рынка.

Данная услуга для Республики Тыва является новой и рынок еще не сформирован. В связи с тем, что возможность и желание отдохнуть в кемпинге не зависит от времени года, степени новизны товара, покупатели не готовы заменить товар, приобретаемый в одни периоды времени, этим же товаром, приобретаемым в другие периоды времени.

В связи с тем, что данный анализ проводится в целях возможности предоставления муниципальной преференции, временным интервалом будем считать 2008 и 2009 года.

 

3. Определение продуктовых границ товарного рынка

 

Согласно п. 3.1 Порядка процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке, включает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

Видами деятельности ООО «Южный», согласно ЕГРЮЛ, являются организация комплексного туристического обслуживания и деятельность кемпингов. В Республике Тыва, согласно данным Тывастат туристическими услугами занимается 25 хозяйствующих субъектов. Вид деятельности у всех этих субъектов разный: деятельность ботанических садов, продажа билетов, предоставление туристических информационных услуг, предоставление туристических экскурсионных услуг, обеспечение экскурсионными билетами, обеспечение проживания, обеспечение транспортными средствами, и т.д. В данном анализе будем рассматривать только те хозяйствующие субъекты, деятельность которых совпадает с деятельностью ООО «Южный», а именно: деятельность кемпингов в связи с тем, что ООО «Южный» просит предоставить муниципальную преференцию в виде льготы по оплате арендных платежей за земельный участок, используемый под строительство базы отдыха «Юрточный городок «Далай».

Так как опрос покупателей не проводился, п. 3.2 и 3.3 опускаем. По данным Тывастата туристские услуги в Республике Тыва занимают очень маленькую долю на рынке платных услуг. В 2008 году она составила 0,2%, в 2009 году – 0,1%.

В соответствии с п. 3.4 Порядка  и Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2007  (далее - ОКВЭД) рассматриваемый товарный рынок относится к рынку с кодом – 55.22 – Деятельность кемпингов, который относится к подпункту 55.2 Деятельность прочих мест для временного проживания, пункту 55 Деятельность гостиниц и ресторанов раздела Н.

Эта группировка включает предоставление мест для временного проживания в постройках на территории кемпинга, на площадках для кемпинга, предоставление стоянок для жилых автофургонов и прицепов.

Кемпинг (англ. camping, от camp — располагаться лагерем), летний лагерь для автотуристов с палатками или домиками легкого типа и местами для стоянки автомобилей (непосредственно у палаток или на общей площадке). Функционирование кемпинга основано на самообслуживании туристов. Постоянными сооружениями обычно являются административный блок с пунктом проката бытовых предметов, спальные павильоны с комнатами на 2—4 человека, кухня, душевые, умывальные и туалеты, эстакады для осмотра и мойки автомобилей. Иногда Кемпинг включает столовую, прачечную, спортивные и танцевальные площадки, кинозал, отделение связи и магазины.

Туризм представляет собой одну из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства, играет важную роль в обеспечении устойчивого социально-экономического развития большого числа стран и регионов. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере туризма является Федеральное агентство по туризму.

Согласно п. 3.5 Порядка, функциональное назначение деятельности кемпинга - обеспечить организацию проживания и отдыха автотуристов, как правило, на принципах самообслуживания.

Кемпинги могут быть с сокращенным и развитым составом обслуживания, что определяется заданием на проектирование.

В состав кемпингов могут входить следующие группы помещений:

- жилая часть;

- административно-хозяйственная группа помещений;

- группа помещений общественного питания и торговли;

- помещения и сооружения культурно-массового и спортивного назначения;

- помещения бытового обслуживания;

- предприятие и устройства технического обслуживания автомобилей.

Согласно п. 3.6 Порядка, особенность рынка туризма – это субституция (взаимозаменяемость) продукта. На рынке туризма следует учитывать взаимозаменяемость однородных услуг, различаемых лишь по качеству. Так, потребность во временном ночлеге может быть удовлетворена в отелях и кемпингах различных категорий (от 1* до 5*) или в иных средствах размещения.

В соответствии с п. 3.7 Порядка, а также в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции определение взаимозаменяемости товаров основывается на фактической замене товаров покупателем или готовности покупателя заменить одни товары другими в процессе потребления, учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

По функциональному назначению:

Функциональное назначение деятельности кемпинга - обеспечить организацию проживания и отдыха автотуристов, как правило, на принципах самообслуживания;

Транзитные гостиницы — предназначены для обслуживания туристов в условиях кратковременной остановки. Они расположены вдоль магистралей с большим движением (железнодорожных, авиационных, автомобильных, водных). Проектируются, как правило, малой и средней вместимости с ограниченным уровнем комфорта, вне городской застройки. Имеют небольшой обслуживающий персонал, гаражи, автосервис, заправки. Наиболее популярны в этой категории мотели;

Курортные гостинцы расположены на территориях, предоставляющих возможности для отдыха в естественных климатических и природных условиях. В структуре курортных гостиниц обязательно должны быть медицинские услуги, диетическое питание, условия для занятия спортом.

Из функционального назначения видно, что гостиницы и кемпинги имеют разные функции и, следовательно, не могут быть взаимозаменяемыми.

Так как, покупатель услуги по предоставлению отдыха в кемпинге фактически не заменяет и не готов заменить на другие услуги в процессе потребления, следовательно, взаимозаменяемых товаров для услуги по предоставлению отдыха в кемпинге на территории Республики Тыва нет.

Ввиду того, что товар (услуга) не взаимозаменяем, п. 3.8-3.10 Порядка не рассматриваем.

Таким образом, на этапе окончательного определения продуктовых границ исследуемого товарного рынка подтверждаются продуктовые границы рынка, определенные на предварительном этапе.

Следовательно, продуктовыми границами исследуемого рынка следует признать деятельность кемпингов.

 

4. Определение географических границ товарного рынка

 

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно п. 4.1 Порядка, процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем;

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительное определение географических границ товарного рынка, в соответствии с п. 4.2 Порядка, проводится на основе информации: о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля. Хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля - ООО «Южный», который осуществляет деятельность по организации комплексного туристического обслуживания и деятельность кемпингов на территории Республики Тыва.

На этапе выявления условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), учитываются:

- требования к условиям транспортировки товара (деятельность кемпингов);

- организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями;

- возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару;

- наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения рассматриваемого товара (приобретателя рассматриваемого товара);

- расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы;

- особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка (в том числе природно-климатические и социально-экономические особенности, наличие зон регулируемого или частично регулируемого ценообразования);

- региональные особенности спроса на рассматриваемый товар (включая потребительские предпочтения);

- условия, правила и обычаи делового оборота.

Так как под кемпингом понимается летний лагерь для автотуристов с палатками или домиками легкого типа и местами для стоянки автомобилей, то возможности физического перемещения товара к покупателю нет, следовательно, транспортировка товара, транспортные схемы приобретения товара, возможности перемещения товара к покупателю, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения рассматриваемого товара не влияют на возможности приобретения товара.

Особенность территории. Республика Тыва - горная территория с чередованием высоких хребтов и глубоких котловин. Основные природно-климатические зоны - таежные массивы, соединяющиеся со степью и пустыней. Климат резко континентальный - зима морозная, безветренная. Лето - умеренно теплое в горах и жаркое в котловинах. Около 3 миллионов гектаров территории республики покрыто кедровыми лесами.

По оценкам приводимым в ряде научных исследований можно сделать характерную особенность для Тывы - это огромный туристский потенциал, основанный на совокупности таких факторов, как благоприятные и разнообразные природно-климатические условия и сохранившиеся культурные традиции.

Для проведения данного анализа, в соответствии с п. 4.5 Порядка, использовался метод установления фактических районов продаж (местоположение приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке.

По представленной информации хозяйствующими субъектами Республики Тыва – туристические услуги на базах отдыха туристического типа осуществляются на территории Республики Тыва, следовательно, деятельность кемпингов, приобретателям на территории Республики Тыва осуществляется организациями и предпринимателями, находящимися на данной территории.

В данном анализе «тест гипотетического монополиста» не использовался, поэтому п. 4.6 Порядка проведения анализа опускаем.

В связи с тем, что данная сфера не субъект естественных монополий, п. 4.7 Порядка проведения анализа также не рассматриваем.

 

 

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

         В соответствии с п. 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар  в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Перечень хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, а также основные характеристики услуг были выявлены на основании данных, полученных от Тывастат и хозяйствующих субъектов. Количество хозяйствующих субъектов, занимающихся туристическими услугами на территории Республики Тыва, по данным Тывастат, 25. Из них, видом деятельности - деятельность кемпингов, занимаются 3 (три) хозяйствующих субъекта.

В соответствии с п. 5.2 Порядка количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, так как количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

Согласно п. 5.3 Порядка, на основании информации, полученной при определении временного интервала исследования, при определении продуктовых границ товарного рынка и при определении географических границ товарного рынка, определяются хозяйствующие субъекты, действующие на рассматриваемом рынке, для которых устанавливаются позволяющие их идентифицировать данные.

         Такими хозяйствующими субъектами являются:

- ООО «Алаш-Трэвел», Кызыл, ул. Кочетова, 60-12;

- ООО «Чеди-Хаан»,  Кызыл, ул. Кочетова, 64-2;

- ООО «Южный», Кызыл, ул. Лопсанчапа, 35.

         При определении состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке состав (численность) групп покупателей, приобретающих товар у продавцов, которые действуют на рассматриваемом товарном рынке, не может быть установлен, так как их бесчисленно много.

 

  • Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

Согласно пункту 6.1 Порядка, основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке.

   Согласно п. 6.2 Порядка проведения анализа, объем рынка в данном анализе определяется как сумма объемов производства данного товара в географических границах рассматриваемого рынка (за вычетом потребления рассматриваемого товара в процессе его производства и объема запасов) за вычетом объемов вывоза (экспорта) рассматриваемого товара с данной территории и с добавлением объемов ввоза (импорта) рассматриваемого товара на данную территорию. Объем данного рынка составляет в 2008 году – 797 998 руб., в 2009 году 357 050 руб.

Согласно п. 6.3 Порядка проведения анализа рассчитаем долю каждого хозяйствующего субъекта на товарном рынке.

 

Сведения об объемах предоставленных туристических услуг, доли хозяйствующих субъектов на рынке предоставления туристических услуг на базах отдыха Республики Тыва за 2008 – 2009 года.

 

Наименование хозяйствующего субъекта

Объем предоставленных услуг в стоимостном выражении (руб.)

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке, %

2008 г.

2009 г.

2008 г.

2009 г.

Общество с ограниченной ответственностью «Алаш-Трэвел»

100

100

Общество с ограниченной ответственностью «Южный»

0

0

0

0

Общество с ограниченной ответственностью «Чеди-Хаан»

0

0

0

0

ИТОГО:

 

 

 

В соответствии с п. 6.4 Порядка проведения анализа доля группы лиц в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции отсутствует.

Согласно п. 6.5 Порядка проведения анализа и частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующее положение в 2008-2009 годах установлено для ООО «Алаш-Трэвел», доля в 2008 году составила 100%, в 2009 году - 100%.

В соответствии с п. 6.6 Порядка проведения анализа доля, занимаемая ООО «Южный» на товарном рынке, считается стабильной в связи с тем, что в 2008 году она составляла 0%, в 2009 – 0%, в течение 2008-2009 годов сохраняется порядок ранжирования крупнейших хозяйственных субъектов, действующих на рынке предоставления услуг по деятельности кемпингов.

Следует отметить, что данные, предоставленные Хозяйствующими субъектами Республики Тыва отражают объемы туристических услуг в общем и нет возможности вычленить объем предоставления услуг деятельности кемпингов.

Рассматриваемое нами ООО «Южный» на данном рынке занимает незначительную долю, а точнее услуг по предоставлению деятельности кемпингов на территории Республики Тыва в 2008, 2009 годах не оказывал.

 

  • Определение уровня концентрации товарного рынка

 

Согласно п. 7.1 Порядка проведения анализа для определения уровня концентрации товарного рынка используются доли следующих хозяйствующих субъектов: ООО «Алаш-Трэвел», ООО «Чеди-Хаан», ООО «Южный».

Рассчитаем коэффициент рыночной концентрации (CR):

2008 г. CR = 100%+0%+0%= 100%;

2009 г. CR = 100%+0%+0%= 100%.

Рассчитаем индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI):

2008г. HHI = 10000;

2009г. HHI = 10000.

В  соответствии с п. 7.2 Порядка проведения анализа уровень концентрации на исследуемом рынке высокий и в 2008 г. и в 2009 г., так как CR = 100% и HHI = 10000

 

  • Определение барьеров входа на товарный рынок

 

Согласно п. 8.1 Порядка проведения анализа определим обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.

В соответствии с п. 8.2 Порядка проведения анализа определим барьеры входа на товарный рынок.

По информации, представленной хозяйствующими субъектами можно выделить ряд барьеров, препятствующих оказанию туристических услуг на базах отдыха Республики Тыва:

К экономическим ограничениям относятся:

- необходимость осуществления первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- отсутствие оборотных средств;

- отдаленность региона;

         Административные барьеры незначительны, так как с 1 января 2007 года отменено лицензирование данного вида деятельности.

Согласно статье 4.1 Федерального закона N 132-ФЗ туроператорская деятельность допускается юридическим лицом только при наличии у него договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее - финансовое обеспечение).

В Законе сказано, что финансовое обеспечение должны иметь все российские туроператоры. Однако есть и исключения. Так, финансовое обеспечение не требуется для:

- организаций, осуществляющих экскурсионное обслуживание на территории Российской Федерации в течение не более 24 часов подряд;

- государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность по организации путешествий в пределах территории Российской Федерации по установленным государством ценам в целях решения социальных задач.

Таким образом, коммерческие фирмы могут формировать, продвигать и реализовывать экскурсионные туры (например, в границах города, области, региона) при указанном выше условии без внесения их в федеральный реестр туроператоров и необходимости иметь финансовое обеспечение.

         Также к барьерам можно отнести:

- отсутствие собственного транспорта для проведения экскурсий;

- низкий уровень дохода населения;

- нехватка квалифицированных кадров, что, в частности объясняет неэффективную организацию труда.

 

  • Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

 

По результатам проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке предоставления туристических услуг на базах отдыха на территории Республики Тыва можно сделать вывод, что исследуемый рынок является рынком с недостаточно развитой конкуренцией.

В соответствии с п. 9.2 Порядка проведения анализа, рынок предоставления туристических услуг на базах отдыха на территории Республики Тыва является рынком с высокой концентрацией с существующими, но преодолимыми барьерами.

Согласно п. 9.3 Порядка проведения анализа, фактов предоставления продавцами льгот отдельным приобретателям не установлено, соглашений хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, не выявлено.

В данном анализе соотношение размера прибыли и издержек привлечения капитала для хозяйствующих субъектов, имеющих на рассматриваемом товарном рынке долю более 35 процентов не рассматривалось.

Объемы предоставленных услуг (по данным хозяйствующих субъектов) снизились в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 55,3%.

На исследуемом товарном рынке существуют следующие ограничения в развитии конкуренции:

- Технологическое превосходство уже действующих на рынке организаций над вновь вошедшими на данный рынок;

- Низкая платежеспособность потребителей;

- Дефицит квалификационных кадров.

 

Вывод:

 

         По результатам проведения анализа  оценки состояния конкурентной среды на рынке предоставления туристических услуг на базах отдыха на территории Республики Тыва можно сделать вывод, что исследуемый рынок является рынком с неразвитой конкуренцией. Хозяйствующие субъекты с наибольшей долей на рассматриваемом товарном рынке на протяжении 2008-2009 годов остаются одни и те же. Обратившийся с заявлением о предоставлении муниципальной преференции ООО «Южный» представил разработанный проект базы отдыха «Юрточный городок Далай», ориентируясь на широкий круг потребителей, с уклоном на национальный колорит, что ранее не было представлено в предоставляемых туристических услугах региона.  

Таким образом, с целью формирования конкурентоспособного туристического рынка (деятельность кемпингов) на территории Республики Тыва Тывинским УФАС России целесообразно рассмотреть вопрос  о предоставлении муниципальной преференции, обратившемуся с заявлением хозяйствующему субъекту.

 

 

 

Старший специалист 2 разряда

отдела антимонопольного

контроля и рекламы                                                                                                      Е.С. Ванькова