Решение по делу № 05-13-01/20-15-14

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: Решение по делу № 05-13-01/20-15-14
Дата публикации: 14 октября 2014, 18:34

РЕШЕНИЕ

   по делу 05-13-01/20-15-14

 

14 октября 2014 г.                                                                                         г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 30.09.2014 года

Решение в полном объеме изготовлено 14.10.2014 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по рассмотрению дела № 05-13-01/20-15-14 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Тывинского УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии: Долгих О.М. – руководитель Тывинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Ооржак А.О. – главный государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России;

Черепанов А.В. – государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России;

Саин А.В. – специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России,

При участии в рассмотрении дела:

от Администрации муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва»:

- «………», представитель по доверенности от «………»,

в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя ООО Управляющая компания «Надежда»,

рассмотрев материалы дела № 05-13-01/20-15-14, возбужденного приказом от 04 августа 2014 г. № 274 о возбуждении дела № 05-13-01/20-15-14 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» («………») по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статей 19, 20 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в предоставлении муниципальной преференции путем передачи муниципального имущества ООО УК «Надежда» в нарушении порядка, предусмотренного главой 5 Закона о защите конкуренции,

 

                                                                   УСТАНОВИЛА:

 

На основании плана проведения проверок Тывинского УФАС России на 2014 год и приказа временно исполняющего обязанности руководителя Тывинского УФАС России от 30.05.2014 г. № 176 «О проведении плановой выездной проверки юридического лица» инспекцией Тывинского УФАС России проведена плановая выездная проверка соблюдения Закона о защите конкуренции и Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле) Администрацией муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва».

По результатам проведенного контрольного мероприятия составлен Акт № 05-06/10-14 от 02.07.2014 года.

В ходе проведения контрольного мероприятия инспекцией Тывинского УФАС России установлено следующее:

Постановлением Администрации муниципального района «Чеди-Хольский кожуун республики Тыва» от 20.01.2014 г. № 07 ООО «Надежда» предоставлено муниципальное имущество в виде гостиницы, расположенной по адресу: Республика Тыва, Чеди-Хольский район, с. Хову-Аксы, ул. Первомайская, 13 общей площадью 661,4 кв.м. и главному специалисту по земельным и имущественным отношениям поручено заключить договор аренды указанного имущества.

Постановлением Администрации муниципального района «Чеди-Хольский кожуун республики Тыва» от 20.01.2014 г. № 08 ООО «Надежда» предоставлено муниципальное имущество в виде бани, расположенной по адресу: Республика Тыва, Чеди-Хольский район, с. Хову-Аксы, ул. Коммунальная, 5 общей площадью 206,3 кв.м. и главному специалисту по земельным и имущественным отношениям поручено заключить договор аренды указанного имущества.

На основании указанных постановлений Администрацией муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» заключены следующие договора:

- от 20.01.2014 г. б/н с ООО «Надежда». Предмет договора – аренда муниципального имущества в виде бани, расположенной по адресу: Республика Тыва, Чеди-Хольский район, с. Хову-Аксы, ул. Коммунальная, 5, общей площадью 206,3 кв.м.;

 - от 20.01.2014 г. б/н с ООО «Надежда». Предмет договора – аренда муниципального имущества в виде гостиницы, расположенной по адресу: Республика Тыва, Чеди-Хольский район, с. Хову-Аксы, ул. Первомайская, 13, общей площадью 661,4 кв.м.

Указанные выше действия Администрации муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» содержали признаки нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статей 19, 20 Закона о защите конкуренции, в связи с чем, приказом Тывинского УФАС России от 04.08.2014 г. № 274 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 05-13-01/20-15-14.

В ходе рассмотрения дела № 05-13-01/20-15-14 представитель Администрации муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» пояснил, что данные договора заключены без проведения торгов и на сегодняшний день указанное муниципальное имущество возвращено в муниципальную казну путем заключения дополнительных соглашений о расторжении договоров аренды.

Рассмотрев материалы дела № 05-13-01/20-15-14 и выслушав пояснения лица, участвующего в рассмотрении дела Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.

В соответствии с материалами дела № 05-13-01/20-15-14 20.01.2014 года между Администрацией муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» и ООО УК «Надежда» заключены договора аренды муниципального имущества бани, расположенной по адресу: Республика Тыва, Чеди-Хольский район, с. Хову-Аксы, ул. Коммунальная, 5, общей площадью 206,3 кв.м., и гостиницы, расположенной по адресу: Республика Тыва, Чеди-Хольский район, с. Хову-Аксы, ул. Первомайская, 13, общей площадью 661,4 кв.м.

Указанные договора заключены со сроком действия на 11 месяцев со дня заключения договоров (пункт 8.1 договоров).

Доказательств того, что указанное выше имущество передано Администрацией муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» ООО УК «Надежда» по результатам торгов в соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренцией или по предварительному согласованию с антимонопольным органом в материалы дела не представлено.

Кроме того, согласно представленным Администрацией муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» в материалы дела документам, следует, что договора аренды от 20.01.2014 г. расторгнуты на основании соглашений от 15.07.2014 г. и от 22.09.2014 г. Муниципальное имущество, предусмотренное договорами  от 20.01.2014 г. возвращены Администрации муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» на основании актов приема-передачи от 22.09.2014.

В соответствии с Уставом муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва», принятого решением № 10 Хурала представителей муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» 10.03.2011 г., Администрация муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления (часть 1 статьи 20 Устава).

В силу пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект – это коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В силу части 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации - юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

 Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом (части 2-3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации - хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником.

На основании изложенного, ООО УК «Надежда» (так же в силу Устава) является хозяйствующим субъектом в понятии определенном пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации  имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или  постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.

Законом, ограничивающим полномочия собственника по распоряжению муниципальным имуществом, является Закон о защите конкуренции.

Частью 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции установлено, что названный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. 

В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий является государственной или муниципальной преференцией и подлежит контролю в рамках главы 5 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

Несоблюдение такого запрета, а равно несоблюдение целей и порядка предоставления муниципальной преференции приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Пунктом 1 части 4 статьи 19 Закона о защите конкуренции  установлено, что не является государственной и муниципальной преференцией предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав по результатам торгов, организованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также по результатам иных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

В целях оптимального урегулирования вопросов передачи муниципального имущества Закон о защите конкуренции был дополнен статьей 17.1  (Федеральный закон от 30.06.2008 N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 06.06.2008), согласно которой заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества,  вне зависимости от того, закреплено ли это имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными бюджетными учреждениями (при условии, что этим имуществом могут распоряжаться только с согласия собственника) или не закреплено, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции - конкуренция — это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Системный анализ приведенных норм права свидетельствует об установленном антимонопольным законодательством запрете органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество отдельным хозяйствующим субъектам без осуществления публичных процедур, при соблюдении которых иные потенциальные участники рынка имеют равную возможность реализовать право на получение такого имущества.

Таким образом, заключение договоров аренды муниципального имущества должно осуществляться в соответствии  с требованиями Закона о защите конкуренции, а именно по результатам проведения торгов или по согласованию с антимонопольным органом в порядке предоставления муниципальной преференции.

Решение Администрации муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва», о передаче муниципального имущества (бани и гостиницы) принадлежащих на праве собственности муниципальному району  определенному хозяйствующему субъекту – ООО УК «Надежда» без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом является административным барьером для получения в пользование муниципального имущества и развития предпринимательской деятельности другим хозяйствующим субъектам, в том числе потенциальным, претендующим на  получение муниципального имущества в пользование.

Предоставление муниципального имущества ООО УК «Надежда» без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом препятствует развитию конкуренции и ущемляет интересы отдельных хозяйствующих субъектов, желающих получить права на муниципальное имущество. В данном случае ограничение конкуренции рассматривается в части возможного ограничения конкуренции за получение права пользования муниципальным имуществом.

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом - объектами муниципальной собственности путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных лиц. Кроме того, проведение торгов обеспечит выбор наиболее эффективного пользователя имуществом.

Наряду с ООО УК «Надежда» иные хозяйствующие субъекты имели бы возможность претендовать на право пользования муниципальным имуществом (бани и гостиницы) при проведении торгов, конкурируя друг с другом за право обладания ограниченным ресурсом (муниципальным имуществом).

Предоставление муниципального имущества без проведения торгов создало административный барьер со стороны Администрации муниципального района «Чеди-Хольский район Республики Тыва» для обращения за правом пользования объектами муниципальной собственности для других хозяйствующих субъектов и позволило получить необоснованные преимущества для ООО УК «Надежда». Указанные действия Администрации муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва», выразившиеся в предоставлении муниципального имущества (бани и гостиницы) без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом, являются недопустимыми в силу положений статьи 17.1, статей 19, 20 и пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.

Действия Администрации муниципального района «Чеди-Хольский район Республики Тыва» по передаче муниципального имущества ООО  УК «Надежда» в нарушение предусмотренного Законом о защите конкуренции порядка без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом, ограничивают конкуренцию на получение права пользования муниципальным имуществом, препятствуют развитию конкуренции, и ущемляют интересы отдельных хозяйствующих субъектов, имеющих намерения получить права на муниципальное имущество, что является нарушением пункта 7 части 1 статьи  15, части 1 статьи 17.1, статей 19, 20 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, статьей 39, статьями 41, 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 05-13-01/20-15-14,

 

                                                        РЕШИЛА:

 

1. Признать Администрацию муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» нарушившей пункт 7 части 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1, статьи 19, 20 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части совершения действий ограничивающих (имеющих возможность ограничить) конкуренцию, выразившихся в предоставлении муниципальной преференции ООО «Надежда» в виде передачи муниципального имущества – бани, общей площадью 206,3 кв.м. расположенной по адресу: Республика Тыва, Чеди-Хольский район, с. Хову-Аксы, ул. Коммунальная, 5 и гостиницы, общей площадью 661,4 кв.м. расположенной по адресу: Республика Тыва, Чеди-Хольский район, с. Хову-Аксы, ул. Первомайская, 13 без проведения торгов или без предварительного согласования с антимонопольным органом.

2. В связи с добровольным устранением Администрацией муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» нарушений антимонопольного законодательства и его последствий предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России о рассмотрении вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностных лиц.

 

 

Председатель Комиссии                                                                    О.М. Долгих

 

Члены Комиссии                                                                                А.О. Ооржак

 

                                                                                                             А.В. Черепанов

 

                                                                                                             А.В. Саин

 

 

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции - решение  антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения в Арбитражный суд Республики Тыва.

 

stdClass Object ( [vid] => 8914 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 05-13-01/20-15-14 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8914 [type] => solution [language] => ru [created] => 1415621645 [changed] => 1415621679 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1415621679 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

   по делу 05-13-01/20-15-14

 

14 октября 2014 г.                                                                                         г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 30.09.2014 года

Решение в полном объеме изготовлено 14.10.2014 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по рассмотрению дела № 05-13-01/20-15-14 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Тывинского УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии: Долгих О.М. – руководитель Тывинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Ооржак А.О. – главный государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России;

Черепанов А.В. – государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России;

Саин А.В. – специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России,

При участии в рассмотрении дела:

от Администрации муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва»:

- «………», представитель по доверенности от «………»,

в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя ООО Управляющая компания «Надежда»,

рассмотрев материалы дела № 05-13-01/20-15-14, возбужденного приказом от 04 августа 2014 г. № 274 о возбуждении дела № 05-13-01/20-15-14 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» («………») по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статей 19, 20 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в предоставлении муниципальной преференции путем передачи муниципального имущества ООО УК «Надежда» в нарушении порядка, предусмотренного главой 5 Закона о защите конкуренции,

 

                                                                   УСТАНОВИЛА:

 

На основании плана проведения проверок Тывинского УФАС России на 2014 год и приказа временно исполняющего обязанности руководителя Тывинского УФАС России от 30.05.2014 г. № 176 «О проведении плановой выездной проверки юридического лица» инспекцией Тывинского УФАС России проведена плановая выездная проверка соблюдения Закона о защите конкуренции и Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле) Администрацией муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва».

По результатам проведенного контрольного мероприятия составлен Акт № 05-06/10-14 от 02.07.2014 года.

В ходе проведения контрольного мероприятия инспекцией Тывинского УФАС России установлено следующее:

Постановлением Администрации муниципального района «Чеди-Хольский кожуун республики Тыва» от 20.01.2014 г. № 07 ООО «Надежда» предоставлено муниципальное имущество в виде гостиницы, расположенной по адресу: Республика Тыва, Чеди-Хольский район, с. Хову-Аксы, ул. Первомайская, 13 общей площадью 661,4 кв.м. и главному специалисту по земельным и имущественным отношениям поручено заключить договор аренды указанного имущества.

Постановлением Администрации муниципального района «Чеди-Хольский кожуун республики Тыва» от 20.01.2014 г. № 08 ООО «Надежда» предоставлено муниципальное имущество в виде бани, расположенной по адресу: Республика Тыва, Чеди-Хольский район, с. Хову-Аксы, ул. Коммунальная, 5 общей площадью 206,3 кв.м. и главному специалисту по земельным и имущественным отношениям поручено заключить договор аренды указанного имущества.

На основании указанных постановлений Администрацией муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» заключены следующие договора:

- от 20.01.2014 г. б/н с ООО «Надежда». Предмет договора – аренда муниципального имущества в виде бани, расположенной по адресу: Республика Тыва, Чеди-Хольский район, с. Хову-Аксы, ул. Коммунальная, 5, общей площадью 206,3 кв.м.;

 - от 20.01.2014 г. б/н с ООО «Надежда». Предмет договора – аренда муниципального имущества в виде гостиницы, расположенной по адресу: Республика Тыва, Чеди-Хольский район, с. Хову-Аксы, ул. Первомайская, 13, общей площадью 661,4 кв.м.

Указанные выше действия Администрации муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» содержали признаки нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статей 19, 20 Закона о защите конкуренции, в связи с чем, приказом Тывинского УФАС России от 04.08.2014 г. № 274 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 05-13-01/20-15-14.

В ходе рассмотрения дела № 05-13-01/20-15-14 представитель Администрации муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» пояснил, что данные договора заключены без проведения торгов и на сегодняшний день указанное муниципальное имущество возвращено в муниципальную казну путем заключения дополнительных соглашений о расторжении договоров аренды.

Рассмотрев материалы дела № 05-13-01/20-15-14 и выслушав пояснения лица, участвующего в рассмотрении дела Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.

В соответствии с материалами дела № 05-13-01/20-15-14 20.01.2014 года между Администрацией муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» и ООО УК «Надежда» заключены договора аренды муниципального имущества бани, расположенной по адресу: Республика Тыва, Чеди-Хольский район, с. Хову-Аксы, ул. Коммунальная, 5, общей площадью 206,3 кв.м., и гостиницы, расположенной по адресу: Республика Тыва, Чеди-Хольский район, с. Хову-Аксы, ул. Первомайская, 13, общей площадью 661,4 кв.м.

Указанные договора заключены со сроком действия на 11 месяцев со дня заключения договоров (пункт 8.1 договоров).

Доказательств того, что указанное выше имущество передано Администрацией муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» ООО УК «Надежда» по результатам торгов в соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренцией или по предварительному согласованию с антимонопольным органом в материалы дела не представлено.

Кроме того, согласно представленным Администрацией муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» в материалы дела документам, следует, что договора аренды от 20.01.2014 г. расторгнуты на основании соглашений от 15.07.2014 г. и от 22.09.2014 г. Муниципальное имущество, предусмотренное договорами  от 20.01.2014 г. возвращены Администрации муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» на основании актов приема-передачи от 22.09.2014.

В соответствии с Уставом муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва», принятого решением № 10 Хурала представителей муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» 10.03.2011 г., Администрация муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления (часть 1 статьи 20 Устава).

В силу пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект – это коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В силу части 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации - юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

 Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом (части 2-3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации - хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником.

На основании изложенного, ООО УК «Надежда» (так же в силу Устава) является хозяйствующим субъектом в понятии определенном пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации  имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или  постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.

Законом, ограничивающим полномочия собственника по распоряжению муниципальным имуществом, является Закон о защите конкуренции.

Частью 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции установлено, что названный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. 

В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий является государственной или муниципальной преференцией и подлежит контролю в рамках главы 5 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

Несоблюдение такого запрета, а равно несоблюдение целей и порядка предоставления муниципальной преференции приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Пунктом 1 части 4 статьи 19 Закона о защите конкуренции  установлено, что не является государственной и муниципальной преференцией предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав по результатам торгов, организованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также по результатам иных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

В целях оптимального урегулирования вопросов передачи муниципального имущества Закон о защите конкуренции был дополнен статьей 17.1  (Федеральный закон от 30.06.2008 N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 06.06.2008), согласно которой заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества,  вне зависимости от того, закреплено ли это имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными бюджетными учреждениями (при условии, что этим имуществом могут распоряжаться только с согласия собственника) или не закреплено, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции - конкуренция — это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Системный анализ приведенных норм права свидетельствует об установленном антимонопольным законодательством запрете органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество отдельным хозяйствующим субъектам без осуществления публичных процедур, при соблюдении которых иные потенциальные участники рынка имеют равную возможность реализовать право на получение такого имущества.

Таким образом, заключение договоров аренды муниципального имущества должно осуществляться в соответствии  с требованиями Закона о защите конкуренции, а именно по результатам проведения торгов или по согласованию с антимонопольным органом в порядке предоставления муниципальной преференции.

Решение Администрации муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва», о передаче муниципального имущества (бани и гостиницы) принадлежащих на праве собственности муниципальному району  определенному хозяйствующему субъекту – ООО УК «Надежда» без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом является административным барьером для получения в пользование муниципального имущества и развития предпринимательской деятельности другим хозяйствующим субъектам, в том числе потенциальным, претендующим на  получение муниципального имущества в пользование.

Предоставление муниципального имущества ООО УК «Надежда» без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом препятствует развитию конкуренции и ущемляет интересы отдельных хозяйствующих субъектов, желающих получить права на муниципальное имущество. В данном случае ограничение конкуренции рассматривается в части возможного ограничения конкуренции за получение права пользования муниципальным имуществом.

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом - объектами муниципальной собственности путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных лиц. Кроме того, проведение торгов обеспечит выбор наиболее эффективного пользователя имуществом.

Наряду с ООО УК «Надежда» иные хозяйствующие субъекты имели бы возможность претендовать на право пользования муниципальным имуществом (бани и гостиницы) при проведении торгов, конкурируя друг с другом за право обладания ограниченным ресурсом (муниципальным имуществом).

Предоставление муниципального имущества без проведения торгов создало административный барьер со стороны Администрации муниципального района «Чеди-Хольский район Республики Тыва» для обращения за правом пользования объектами муниципальной собственности для других хозяйствующих субъектов и позволило получить необоснованные преимущества для ООО УК «Надежда». Указанные действия Администрации муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва», выразившиеся в предоставлении муниципального имущества (бани и гостиницы) без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом, являются недопустимыми в силу положений статьи 17.1, статей 19, 20 и пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.

Действия Администрации муниципального района «Чеди-Хольский район Республики Тыва» по передаче муниципального имущества ООО  УК «Надежда» в нарушение предусмотренного Законом о защите конкуренции порядка без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом, ограничивают конкуренцию на получение права пользования муниципальным имуществом, препятствуют развитию конкуренции, и ущемляют интересы отдельных хозяйствующих субъектов, имеющих намерения получить права на муниципальное имущество, что является нарушением пункта 7 части 1 статьи  15, части 1 статьи 17.1, статей 19, 20 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, статьей 39, статьями 41, 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 05-13-01/20-15-14,

 

                                                        РЕШИЛА:

 

1. Признать Администрацию муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» нарушившей пункт 7 части 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1, статьи 19, 20 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части совершения действий ограничивающих (имеющих возможность ограничить) конкуренцию, выразившихся в предоставлении муниципальной преференции ООО «Надежда» в виде передачи муниципального имущества – бани, общей площадью 206,3 кв.м. расположенной по адресу: Республика Тыва, Чеди-Хольский район, с. Хову-Аксы, ул. Коммунальная, 5 и гостиницы, общей площадью 661,4 кв.м. расположенной по адресу: Республика Тыва, Чеди-Хольский район, с. Хову-Аксы, ул. Первомайская, 13 без проведения торгов или без предварительного согласования с антимонопольным органом.

2. В связи с добровольным устранением Администрацией муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» нарушений антимонопольного законодательства и его последствий предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России о рассмотрении вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностных лиц.

 

 

Председатель Комиссии                                                                    О.М. Долгих

 

Члены Комиссии                                                                                А.О. Ооржак

 

                                                                                                             А.В. Черепанов

 

                                                                                                             А.В. Саин

 

 

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции - решение  антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения в Арбитражный суд Республики Тыва.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

   по делу 05-13-01/20-15-14

 

14 октября 2014 г.                                                                                         г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 30.09.2014 года

Решение в полном объеме изготовлено 14.10.2014 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по рассмотрению дела № 05-13-01/20-15-14 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Тывинского УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии: Долгих О.М. – руководитель Тывинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Ооржак А.О. – главный государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России;

Черепанов А.В. – государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России;

Саин А.В. – специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России,

При участии в рассмотрении дела:

от Администрации муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва»:

- «………», представитель по доверенности от «………»,

в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя ООО Управляющая компания «Надежда»,

рассмотрев материалы дела № 05-13-01/20-15-14, возбужденного приказом от 04 августа 2014 г. № 274 о возбуждении дела № 05-13-01/20-15-14 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» («………») по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статей 19, 20 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в предоставлении муниципальной преференции путем передачи муниципального имущества ООО УК «Надежда» в нарушении порядка, предусмотренного главой 5 Закона о защите конкуренции,

 

                                                                   УСТАНОВИЛА:

 

На основании плана проведения проверок Тывинского УФАС России на 2014 год и приказа временно исполняющего обязанности руководителя Тывинского УФАС России от 30.05.2014 г. № 176 «О проведении плановой выездной проверки юридического лица» инспекцией Тывинского УФАС России проведена плановая выездная проверка соблюдения Закона о защите конкуренции и Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле) Администрацией муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва».

По результатам проведенного контрольного мероприятия составлен Акт № 05-06/10-14 от 02.07.2014 года.

В ходе проведения контрольного мероприятия инспекцией Тывинского УФАС России установлено следующее:

Постановлением Администрации муниципального района «Чеди-Хольский кожуун республики Тыва» от 20.01.2014 г. № 07 ООО «Надежда» предоставлено муниципальное имущество в виде гостиницы, расположенной по адресу: Республика Тыва, Чеди-Хольский район, с. Хову-Аксы, ул. Первомайская, 13 общей площадью 661,4 кв.м. и главному специалисту по земельным и имущественным отношениям поручено заключить договор аренды указанного имущества.

Постановлением Администрации муниципального района «Чеди-Хольский кожуун республики Тыва» от 20.01.2014 г. № 08 ООО «Надежда» предоставлено муниципальное имущество в виде бани, расположенной по адресу: Республика Тыва, Чеди-Хольский район, с. Хову-Аксы, ул. Коммунальная, 5 общей площадью 206,3 кв.м. и главному специалисту по земельным и имущественным отношениям поручено заключить договор аренды указанного имущества.

На основании указанных постановлений Администрацией муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» заключены следующие договора:

- от 20.01.2014 г. б/н с ООО «Надежда». Предмет договора – аренда муниципального имущества в виде бани, расположенной по адресу: Республика Тыва, Чеди-Хольский район, с. Хову-Аксы, ул. Коммунальная, 5, общей площадью 206,3 кв.м.;

 - от 20.01.2014 г. б/н с ООО «Надежда». Предмет договора – аренда муниципального имущества в виде гостиницы, расположенной по адресу: Республика Тыва, Чеди-Хольский район, с. Хову-Аксы, ул. Первомайская, 13, общей площадью 661,4 кв.м.

Указанные выше действия Администрации муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» содержали признаки нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статей 19, 20 Закона о защите конкуренции, в связи с чем, приказом Тывинского УФАС России от 04.08.2014 г. № 274 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 05-13-01/20-15-14.

В ходе рассмотрения дела № 05-13-01/20-15-14 представитель Администрации муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» пояснил, что данные договора заключены без проведения торгов и на сегодняшний день указанное муниципальное имущество возвращено в муниципальную казну путем заключения дополнительных соглашений о расторжении договоров аренды.

Рассмотрев материалы дела № 05-13-01/20-15-14 и выслушав пояснения лица, участвующего в рассмотрении дела Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.

В соответствии с материалами дела № 05-13-01/20-15-14 20.01.2014 года между Администрацией муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» и ООО УК «Надежда» заключены договора аренды муниципального имущества бани, расположенной по адресу: Республика Тыва, Чеди-Хольский район, с. Хову-Аксы, ул. Коммунальная, 5, общей площадью 206,3 кв.м., и гостиницы, расположенной по адресу: Республика Тыва, Чеди-Хольский район, с. Хову-Аксы, ул. Первомайская, 13, общей площадью 661,4 кв.м.

Указанные договора заключены со сроком действия на 11 месяцев со дня заключения договоров (пункт 8.1 договоров).

Доказательств того, что указанное выше имущество передано Администрацией муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» ООО УК «Надежда» по результатам торгов в соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренцией или по предварительному согласованию с антимонопольным органом в материалы дела не представлено.

Кроме того, согласно представленным Администрацией муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» в материалы дела документам, следует, что договора аренды от 20.01.2014 г. расторгнуты на основании соглашений от 15.07.2014 г. и от 22.09.2014 г. Муниципальное имущество, предусмотренное договорами  от 20.01.2014 г. возвращены Администрации муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» на основании актов приема-передачи от 22.09.2014.

В соответствии с Уставом муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва», принятого решением № 10 Хурала представителей муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» 10.03.2011 г., Администрация муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления (часть 1 статьи 20 Устава).

В силу пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект – это коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В силу части 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации - юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

 Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом (части 2-3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации - хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником.

На основании изложенного, ООО УК «Надежда» (так же в силу Устава) является хозяйствующим субъектом в понятии определенном пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации  имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или  постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.

Законом, ограничивающим полномочия собственника по распоряжению муниципальным имуществом, является Закон о защите конкуренции.

Частью 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции установлено, что названный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. 

В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий является государственной или муниципальной преференцией и подлежит контролю в рамках главы 5 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

Несоблюдение такого запрета, а равно несоблюдение целей и порядка предоставления муниципальной преференции приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Пунктом 1 части 4 статьи 19 Закона о защите конкуренции  установлено, что не является государственной и муниципальной преференцией предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав по результатам торгов, организованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также по результатам иных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

В целях оптимального урегулирования вопросов передачи муниципального имущества Закон о защите конкуренции был дополнен статьей 17.1  (Федеральный закон от 30.06.2008 N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 06.06.2008), согласно которой заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества,  вне зависимости от того, закреплено ли это имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными бюджетными учреждениями (при условии, что этим имуществом могут распоряжаться только с согласия собственника) или не закреплено, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции - конкуренция — это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Системный анализ приведенных норм права свидетельствует об установленном антимонопольным законодательством запрете органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество отдельным хозяйствующим субъектам без осуществления публичных процедур, при соблюдении которых иные потенциальные участники рынка имеют равную возможность реализовать право на получение такого имущества.

Таким образом, заключение договоров аренды муниципального имущества должно осуществляться в соответствии  с требованиями Закона о защите конкуренции, а именно по результатам проведения торгов или по согласованию с антимонопольным органом в порядке предоставления муниципальной преференции.

Решение Администрации муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва», о передаче муниципального имущества (бани и гостиницы) принадлежащих на праве собственности муниципальному району  определенному хозяйствующему субъекту – ООО УК «Надежда» без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом является административным барьером для получения в пользование муниципального имущества и развития предпринимательской деятельности другим хозяйствующим субъектам, в том числе потенциальным, претендующим на  получение муниципального имущества в пользование.

Предоставление муниципального имущества ООО УК «Надежда» без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом препятствует развитию конкуренции и ущемляет интересы отдельных хозяйствующих субъектов, желающих получить права на муниципальное имущество. В данном случае ограничение конкуренции рассматривается в части возможного ограничения конкуренции за получение права пользования муниципальным имуществом.

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом - объектами муниципальной собственности путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных лиц. Кроме того, проведение торгов обеспечит выбор наиболее эффективного пользователя имуществом.

Наряду с ООО УК «Надежда» иные хозяйствующие субъекты имели бы возможность претендовать на право пользования муниципальным имуществом (бани и гостиницы) при проведении торгов, конкурируя друг с другом за право обладания ограниченным ресурсом (муниципальным имуществом).

Предоставление муниципального имущества без проведения торгов создало административный барьер со стороны Администрации муниципального района «Чеди-Хольский район Республики Тыва» для обращения за правом пользования объектами муниципальной собственности для других хозяйствующих субъектов и позволило получить необоснованные преимущества для ООО УК «Надежда». Указанные действия Администрации муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва», выразившиеся в предоставлении муниципального имущества (бани и гостиницы) без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом, являются недопустимыми в силу положений статьи 17.1, статей 19, 20 и пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.

Действия Администрации муниципального района «Чеди-Хольский район Республики Тыва» по передаче муниципального имущества ООО  УК «Надежда» в нарушение предусмотренного Законом о защите конкуренции порядка без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом, ограничивают конкуренцию на получение права пользования муниципальным имуществом, препятствуют развитию конкуренции, и ущемляют интересы отдельных хозяйствующих субъектов, имеющих намерения получить права на муниципальное имущество, что является нарушением пункта 7 части 1 статьи  15, части 1 статьи 17.1, статей 19, 20 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, статьей 39, статьями 41, 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 05-13-01/20-15-14,

 

                                                        РЕШИЛА:

 

1. Признать Администрацию муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» нарушившей пункт 7 части 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1, статьи 19, 20 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части совершения действий ограничивающих (имеющих возможность ограничить) конкуренцию, выразившихся в предоставлении муниципальной преференции ООО «Надежда» в виде передачи муниципального имущества – бани, общей площадью 206,3 кв.м. расположенной по адресу: Республика Тыва, Чеди-Хольский район, с. Хову-Аксы, ул. Коммунальная, 5 и гостиницы, общей площадью 661,4 кв.м. расположенной по адресу: Республика Тыва, Чеди-Хольский район, с. Хову-Аксы, ул. Первомайская, 13 без проведения торгов или без предварительного согласования с антимонопольным органом.

2. В связи с добровольным устранением Администрацией муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» нарушений антимонопольного законодательства и его последствий предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России о рассмотрении вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностных лиц.

 

 

Председатель Комиссии                                                                    О.М. Долгих

 

Члены Комиссии                                                                                А.О. Ооржак

 

                                                                                                             А.В. Черепанов

 

                                                                                                             А.В. Саин

 

 

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции - решение  антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения в Арбитражный суд Республики Тыва.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 05-13-01/20-15-14 [format] => [safe_value] => № 05-13-01/20-15-14 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Решение по делу № 05-13-01/20-15-14 [format] => [safe_value] => Решение по делу № 05-13-01/20-15-14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-14 10:34:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-14 10:34:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1415621645 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тывинское УФАС России )