РЕШЕНИЕ по делу № 04-06-08/42-10-13

Сфера деятельности: ЖКХ
Номер дела: № 04-06-08/42-10-13
Дата публикации: 30 января 2014, 15:44

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-06-08/42-10-13

 

14 января 2014 года                                                                                  г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения оглашена 24.12.2013 г.

В полном объеме решение изготовлено 14.01.2014 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела № 04-06-08/42-10-13 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: Хаджиев Ф.А. – заместитель руководителя – начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России

Членов Комиссии: Уйнукай А.Г. – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;

Санчай Л.С. -  ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

в присутствии представителя ООО УК «Жилсервис» по доверенности от 09.01.2013 года № 1 «…».

в отсутствие надлежащим образом извещенного заявителя...,

рассмотрев дело № 04-06-08/42-10-13, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилсервис» (далее – ООО УК «Жилсервис») (ИНН 1701042995, 667003, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Лопсанчапа, 5) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в части немотивированного бездействия ООО УК «Жилсервис» по заключению договора на эксплуатацию индивидуальных приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, установленных в многоквартирном доме по адресу: г. Кызыл, ул. Энергетиков 9,

 

УСТАНОВИЛА:

 

25.10.2013 года (вх. № 5640) в адрес Тывинского УФАС России поступило заявление гражданина..., в котором заявитель указал на бездействие ООО УК «Жилсервис» по заключению договора на эксплуатацию приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, установленных в многоквартирном доме по адресу: г. Кызыл, ул. Энергетиков, д. 9.

01.10.2013 года жители дома мкр. Энергетиков, 9 направили коллективное заявление директору ООО УК «Жилсервис «…», на котором имеется штамп ООО УК «Жилсервис» с входящим номером 1842. В этом заявлении жители многоквартирного дома просят в срочном порядке провести проверку теплосчетчиков, и если это невозможно сделать в г. Кызыле, то жители согласны оплатить все расходы для проверки теплосчетчиков в г. Абакане.

На письменное обращение гр…. и жителей многоквартирного дома мкр. Энергетиков, 9 ООО УК «Жилсервис» не направило письменного ответа и немотивированно бездействует по заключению договора на эксплуатацию индивидуальных приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения.

Согласно акту проверки Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва от 23.09.2013 года, на момент проверки квартир дома № 9 мкр. Энергетиков г. Кызыла установлено, что приборы учета для определения объемов потребления тепловой энергии не функционируют, проверки приборов учета не выполняются, вторые экземпляры договоров на обслуживание приборов учета у квартиросъемщиков отсутствуют. Обслуживающей организацией не обеспечивается детальный осмотр наиболее ответственных элементов системы отопления, а именно контрольно-измерительной аппаратуры теплоносителя (приборов учета), по которым производится регистрация данных водяного отопления.

По результатам изучения и анализа представленных гр. «…» документов, Тывинским УФАС России приказом № 443 от 13.11.2013 года возбуждено дело № 04-06-08/42-10-13 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО УК «Жилсервис» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в немотивированном бездействии по заключению договора на эксплуатацию индивидуальных приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, установленных в многоквартирном доме по адресу: г. Кызыл, ул. Энергетиков, 9.

Определением от 19.11.2013 года исх. № 4-2795 дело № 04-06-08/42-10-13 назначено к рассмотрению на 04.12.2013 года.

В определении от 19.11.2013 года исх. № 4-2795  одновременно указана необходимость ООО УК «Жилсервис» представить в адрес Тывинского УФАС России письменные доказательства рассмотрения заявлений жильцов дома, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Энергетиков 9, по заключению договора на эксплуатацию индивидуального прибора учета тепловой энергии и горячего водоснабжения.

Согласно представленным в адрес Тывинского УФАС России письменным пояснениям, представленным ООО УК «Жилсервис» гр «…» обращался в ООО УК «Жилсервис» с просьбой опломбировать поквартирные счетчики и запустить компьютерную систему по снятию учета и расчета коммунальных услуг, заявлений об обязании заключить договор с собственниками указанного дома не поступало.

Однако, письменных доказательств в подтверждение письменных пояснений ООО УК «Жилсервис» не представило.

04.12.2013 года на рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 04-06-08/42-10-13 гр. «…» не явился, направил представителя по доверенности от 07.06.2012 года б/н «...», надлежащим образом уведомленный законный представитель ООО УК «Жилсервис» не явился, представителя по доверенности с надлежащим образом оформленными полномочиями не направил.

Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/42-10-13 о нарушении антимонопольного законодательства приняла решение об отложении рассмотрения данного дела, в связи с необходимостью получения дополнительных документов, необходимых для объективного и всестороннего рассмотрения.

Согласно представленному ООО УК «Жилсервис» договору № 1 на теплоснабжение от 17.09.2008 года, заключенному между ОАО «Кызылской ТЭЦ» с одной стороны, ООО УК «Жилсервис» с другой стороны, Мэрией городского округа – «Город Кызыл Республика Тыва» с третьей стороны и государственным унитарным предприятием «Тепловые сети» с четвертой стороны, Общество выбрано управляющей организацией, в том числе в доме по адресу: г. Кызыл, ул. Энергетиков, д.9 (Приложение №3 п. 248)  

Согласно договору № 1 на теплоснабжение от 25.07.2013 года, заключенному между ОАО «Кызылская ТЭЦ» и ООО УК «Жилсервис», «Энергоснабжающая организация» (ОАО «Кызылская ТЭЦ») поставляет «Абоненту» (ООО УК «Жилсервис») тепловую энергию, теплоноситель.

Приложением № 2 к договору № 1 от 25.07.2013 года является Акт балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 29.07.2013 года.

Согласно указанному Акту ОАО «Кызылская ТЭЦ» в лице генерального директора «...» с одной стороны и ООО УК «Жилсервис» в лице исполняющего обязанности директора «…» («Потребитель») составили настоящий АКТ, определяющий границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей объекта: г. Кызыл, ул. Энергетиков, 9.

Согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Кызыл, ул. Энергетиков, д.9 от 22.09.2011, по вопросу №2 «Выбор способа управления многоквартирным домом» указано УК ООО «Жилсервис».

 24.12.2013 года в ходе рассмотрения дела № 04-06-08/42-10-13 представитель ООО УК «Жилсервис» по доверенности от 09.01.2013 года №1 «…» пояснил, что письменные обращения жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Кызыл, мкр. Энергетиков, 9 в адрес ООО УК «Жилсервис» действительно поступали, ответов ООО УК «Жилсервис» не направляло, в связи с неисполнением ответственным исполнителем – сотрудником ООО УК «Жилсервис» своих обязанностей по изучению обращений граждан и подготовке проектов ответов на них.

Таким образом, Комиссия Тывинского УФАС России, изучив материалы дела и пояснения представителя ООО УК «Жилсервис» по доверенности от 09.01.2013 года №1 «…», приходит к следующим выводам.

Тывинским УФАС России проведен анализ рынка услуг по управлению многоквартирными домами за 2010 год, наибольшую долю на рынке услуг по управлению многоквартирными жилыми домами занимает управляющая компания ООО УК «Жилсервис», доля которой составляет 71,32 %. Приказом Тывинского УФАС России от 18.05.2011 г. № 120 ООО УК «Жилсервис» внесено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем 35%.

Таким образом, ООО УК «Жилсервис» занимает доминирующее положение на рынке услуг по управлению многоквартирными домами на территории г. Кызыла Республики Тыва.

Согласно положениям статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3). Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3). Многоквартирный дом управляется только одной управляющей организацией (часть 9).

Согласно частям 1 и 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме.

Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила № 307) определено, что коммунальные услуги – это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии с частью 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищества собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.

При указанных обстоятельствах, в соответствии с названными правовыми нормами именно управляющая организация в силу указанных норм права является абонентом отпущенной в жилые дома тепловой энергии и должна предоставлять жителям многоквартирного жилого дома весь комплекс коммунальных услуг, в том числе закупать тепловую энергию для многоквартирных жилых домов. Управляющая организация не может в нарушение императивных норм законодательства осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу теплоснабжения.

Таким образом, ввиду того, что ООО УК «Жилсервис» является ресурсоснабжающей организацией по отношению к многоквартирному дому по адресу: г.Кызыл, ул. Энергетиков, д.9, оно обязано выполнять все функции по управлению вышеуказанным многоквартирным домом.

В силу части 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении), с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Цена такого договора определяется соглашением сторон.

Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

В соответствии с пунктом 3 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 № 149 (далее - Приказ №149), договор является публичным договором и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - исполнитель), и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственник (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) (далее - заказчик) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, в том числе временного объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, и имеющего непосредственное присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения исполнителя (далее - объект заказчика), в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Порядком.

Материалами дела подтверждается, что 01.10.2013 года собственники дома обращались к управляющей компании с требованием о заключении договора по эксплуатации и техническому обслуживанию и ремонту индивидуальных приборов учета.

Согласно пункту 7 Приказа №149, для заключения договора заказчик - физическое лицо направляет исполнителю письменную заявку, которая должна содержать:

1) сведения о предмете договора;

2) фамилию, имя, отчество заказчика и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, место жительства, почтовый адрес, а также при наличии телефон, факс, адрес электронной почты;

3) адрес объекта, подлежащего оснащению прибором учета, с указанием предполагаемого места установки прибора учета;

4) требования заказчика к прибору учета, соответствующие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации.

Вышеуказанное заявление содержит необходимые сведения. Кроме того, согласно пункту 9 Приказа №149, при отсутствии в заявке необходимых сведений, а также при отсутствии документов, предусмотренных пунктами 7 - 9 настоящего Порядка, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки и прилагаемых к ней документов уведомляет об этом заказчика. Доказательств уведомления жителей в указанном правилами порядке, направления требования о предоставлении дополнительных документов, со стороны общества, материалы дела не содержат. Так же из документов имеющихся в материалах дела следует что приборы учета были установлены при строительстве дома, требования заказчика к приборам учета неоднократно изложены в иных письмах.

 Таким образом, учитывая факт не уведомления Обществом заявителей об отсутствии необходимых документов в установленный срок, в соответствии с пунктом 10 Приказа № 149 ООО УК «Жилсервис»  должно было в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления произвести осмотр объекта с целью проверки наличия технической возможности заключения договора на эксплуатацию прибора учета.

В нарушение вышеуказанных норм, ООО УК «Жилсервис» немотивированно бездействовало в части не направления уведомления жителям многоквартирного дома по адресу: г. Кызыл, мкр. Энергетиков, 9 о получении заявки и не направления представителя ООО УК «Жилсервис» для проведения осмотра объекта с целью проверки наличия технической возможности для заключения договора на эксплуатацию прибора учета.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением, то есть нарушения антимонопольного законодательства достаточно наличия или угрозы наступления любого из следующих последствий: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Более того, пояснения представителя ООО УК «Жилсервис» по доверенности от № 1 … полностью подтверждают факт бездействия ООО УК «Жилсервис» в части не направления ответов на письменные обращения гр. «...» и жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Кызыл, мкр. Энергетиков, 9, а также вследствие этого не выполнения необходимых действий по заключению договора на эксплуатацию приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения в указанном доме.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении ООО УК «Жилсервис»  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции выразившееся в  злоупотреблении доминирующим положением ООО УК «Жилсервис» на рынке управления многоквартирными домами г.Кызыла в части бездействия по заключению договора на эксплуатацию приборов учета энергетических ресурсов и дистанционного снятия показаний приборов учета, чем ущемляются интересы жильцов многоквартирного жилого дома  по ул. Энергетиков, 9.

                На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции», Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/42-10-12 о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО УК «Жилсервис» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части немотивированного бездействия по заключению договора на эксплуатацию индивидуальных приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения.

2. Выдать ООО УК «Жилсервис» предписание о прекращении злоупотребления ООО УК «Жилсервис» доминирующим положением и совершении действия по устранению нарушений антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному лицу Тывинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 

 

Председатель Комиссии                  ___________                         Ф.А. Хаджиев

 

Члены Комиссии                                ___________                           А.Г. Уйнукай

                                                       

                                                              ___________                            Л.С. Санчай

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республика Тыва.

 

stdClass Object ( [vid] => 8607 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 04-06-08/42-10-13 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8607 [type] => solution [language] => ru [created] => 1391067898 [changed] => 1391067898 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1391067898 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-06-08/42-10-13

 

14 января 2014 года                                                                                  г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения оглашена 24.12.2013 г.

В полном объеме решение изготовлено 14.01.2014 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела № 04-06-08/42-10-13 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: Хаджиев Ф.А. – заместитель руководителя – начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России

Членов Комиссии: Уйнукай А.Г. – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;

Санчай Л.С. -  ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

в присутствии представителя ООО УК «Жилсервис» по доверенности от 09.01.2013 года № 1 «…».

в отсутствие надлежащим образом извещенного заявителя...,

рассмотрев дело № 04-06-08/42-10-13, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилсервис» (далее – ООО УК «Жилсервис») (ИНН 1701042995, 667003, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Лопсанчапа, 5) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в части немотивированного бездействия ООО УК «Жилсервис» по заключению договора на эксплуатацию индивидуальных приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, установленных в многоквартирном доме по адресу: г. Кызыл, ул. Энергетиков 9,

 

УСТАНОВИЛА:

 

25.10.2013 года (вх. № 5640) в адрес Тывинского УФАС России поступило заявление гражданина..., в котором заявитель указал на бездействие ООО УК «Жилсервис» по заключению договора на эксплуатацию приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, установленных в многоквартирном доме по адресу: г. Кызыл, ул. Энергетиков, д. 9.

01.10.2013 года жители дома мкр. Энергетиков, 9 направили коллективное заявление директору ООО УК «Жилсервис «…», на котором имеется штамп ООО УК «Жилсервис» с входящим номером 1842. В этом заявлении жители многоквартирного дома просят в срочном порядке провести проверку теплосчетчиков, и если это невозможно сделать в г. Кызыле, то жители согласны оплатить все расходы для проверки теплосчетчиков в г. Абакане.

На письменное обращение гр…. и жителей многоквартирного дома мкр. Энергетиков, 9 ООО УК «Жилсервис» не направило письменного ответа и немотивированно бездействует по заключению договора на эксплуатацию индивидуальных приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения.

Согласно акту проверки Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва от 23.09.2013 года, на момент проверки квартир дома № 9 мкр. Энергетиков г. Кызыла установлено, что приборы учета для определения объемов потребления тепловой энергии не функционируют, проверки приборов учета не выполняются, вторые экземпляры договоров на обслуживание приборов учета у квартиросъемщиков отсутствуют. Обслуживающей организацией не обеспечивается детальный осмотр наиболее ответственных элементов системы отопления, а именно контрольно-измерительной аппаратуры теплоносителя (приборов учета), по которым производится регистрация данных водяного отопления.

По результатам изучения и анализа представленных гр. «…» документов, Тывинским УФАС России приказом № 443 от 13.11.2013 года возбуждено дело № 04-06-08/42-10-13 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО УК «Жилсервис» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в немотивированном бездействии по заключению договора на эксплуатацию индивидуальных приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, установленных в многоквартирном доме по адресу: г. Кызыл, ул. Энергетиков, 9.

Определением от 19.11.2013 года исх. № 4-2795 дело № 04-06-08/42-10-13 назначено к рассмотрению на 04.12.2013 года.

В определении от 19.11.2013 года исх. № 4-2795  одновременно указана необходимость ООО УК «Жилсервис» представить в адрес Тывинского УФАС России письменные доказательства рассмотрения заявлений жильцов дома, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Энергетиков 9, по заключению договора на эксплуатацию индивидуального прибора учета тепловой энергии и горячего водоснабжения.

Согласно представленным в адрес Тывинского УФАС России письменным пояснениям, представленным ООО УК «Жилсервис» гр «…» обращался в ООО УК «Жилсервис» с просьбой опломбировать поквартирные счетчики и запустить компьютерную систему по снятию учета и расчета коммунальных услуг, заявлений об обязании заключить договор с собственниками указанного дома не поступало.

Однако, письменных доказательств в подтверждение письменных пояснений ООО УК «Жилсервис» не представило.

04.12.2013 года на рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 04-06-08/42-10-13 гр. «…» не явился, направил представителя по доверенности от 07.06.2012 года б/н «...», надлежащим образом уведомленный законный представитель ООО УК «Жилсервис» не явился, представителя по доверенности с надлежащим образом оформленными полномочиями не направил.

Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/42-10-13 о нарушении антимонопольного законодательства приняла решение об отложении рассмотрения данного дела, в связи с необходимостью получения дополнительных документов, необходимых для объективного и всестороннего рассмотрения.

Согласно представленному ООО УК «Жилсервис» договору № 1 на теплоснабжение от 17.09.2008 года, заключенному между ОАО «Кызылской ТЭЦ» с одной стороны, ООО УК «Жилсервис» с другой стороны, Мэрией городского округа – «Город Кызыл Республика Тыва» с третьей стороны и государственным унитарным предприятием «Тепловые сети» с четвертой стороны, Общество выбрано управляющей организацией, в том числе в доме по адресу: г. Кызыл, ул. Энергетиков, д.9 (Приложение №3 п. 248)  

Согласно договору № 1 на теплоснабжение от 25.07.2013 года, заключенному между ОАО «Кызылская ТЭЦ» и ООО УК «Жилсервис», «Энергоснабжающая организация» (ОАО «Кызылская ТЭЦ») поставляет «Абоненту» (ООО УК «Жилсервис») тепловую энергию, теплоноситель.

Приложением № 2 к договору № 1 от 25.07.2013 года является Акт балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 29.07.2013 года.

Согласно указанному Акту ОАО «Кызылская ТЭЦ» в лице генерального директора «...» с одной стороны и ООО УК «Жилсервис» в лице исполняющего обязанности директора «…» («Потребитель») составили настоящий АКТ, определяющий границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей объекта: г. Кызыл, ул. Энергетиков, 9.

Согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Кызыл, ул. Энергетиков, д.9 от 22.09.2011, по вопросу №2 «Выбор способа управления многоквартирным домом» указано УК ООО «Жилсервис».

 24.12.2013 года в ходе рассмотрения дела № 04-06-08/42-10-13 представитель ООО УК «Жилсервис» по доверенности от 09.01.2013 года №1 «…» пояснил, что письменные обращения жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Кызыл, мкр. Энергетиков, 9 в адрес ООО УК «Жилсервис» действительно поступали, ответов ООО УК «Жилсервис» не направляло, в связи с неисполнением ответственным исполнителем – сотрудником ООО УК «Жилсервис» своих обязанностей по изучению обращений граждан и подготовке проектов ответов на них.

Таким образом, Комиссия Тывинского УФАС России, изучив материалы дела и пояснения представителя ООО УК «Жилсервис» по доверенности от 09.01.2013 года №1 «…», приходит к следующим выводам.

Тывинским УФАС России проведен анализ рынка услуг по управлению многоквартирными домами за 2010 год, наибольшую долю на рынке услуг по управлению многоквартирными жилыми домами занимает управляющая компания ООО УК «Жилсервис», доля которой составляет 71,32 %. Приказом Тывинского УФАС России от 18.05.2011 г. № 120 ООО УК «Жилсервис» внесено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем 35%.

Таким образом, ООО УК «Жилсервис» занимает доминирующее положение на рынке услуг по управлению многоквартирными домами на территории г. Кызыла Республики Тыва.

Согласно положениям статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3). Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3). Многоквартирный дом управляется только одной управляющей организацией (часть 9).

Согласно частям 1 и 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме.

Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила № 307) определено, что коммунальные услуги – это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии с частью 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищества собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.

При указанных обстоятельствах, в соответствии с названными правовыми нормами именно управляющая организация в силу указанных норм права является абонентом отпущенной в жилые дома тепловой энергии и должна предоставлять жителям многоквартирного жилого дома весь комплекс коммунальных услуг, в том числе закупать тепловую энергию для многоквартирных жилых домов. Управляющая организация не может в нарушение императивных норм законодательства осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу теплоснабжения.

Таким образом, ввиду того, что ООО УК «Жилсервис» является ресурсоснабжающей организацией по отношению к многоквартирному дому по адресу: г.Кызыл, ул. Энергетиков, д.9, оно обязано выполнять все функции по управлению вышеуказанным многоквартирным домом.

В силу части 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении), с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Цена такого договора определяется соглашением сторон.

Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

В соответствии с пунктом 3 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 № 149 (далее - Приказ №149), договор является публичным договором и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - исполнитель), и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственник (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) (далее - заказчик) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, в том числе временного объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, и имеющего непосредственное присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения исполнителя (далее - объект заказчика), в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Порядком.

Материалами дела подтверждается, что 01.10.2013 года собственники дома обращались к управляющей компании с требованием о заключении договора по эксплуатации и техническому обслуживанию и ремонту индивидуальных приборов учета.

Согласно пункту 7 Приказа №149, для заключения договора заказчик - физическое лицо направляет исполнителю письменную заявку, которая должна содержать:

1) сведения о предмете договора;

2) фамилию, имя, отчество заказчика и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, место жительства, почтовый адрес, а также при наличии телефон, факс, адрес электронной почты;

3) адрес объекта, подлежащего оснащению прибором учета, с указанием предполагаемого места установки прибора учета;

4) требования заказчика к прибору учета, соответствующие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации.

Вышеуказанное заявление содержит необходимые сведения. Кроме того, согласно пункту 9 Приказа №149, при отсутствии в заявке необходимых сведений, а также при отсутствии документов, предусмотренных пунктами 7 - 9 настоящего Порядка, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки и прилагаемых к ней документов уведомляет об этом заказчика. Доказательств уведомления жителей в указанном правилами порядке, направления требования о предоставлении дополнительных документов, со стороны общества, материалы дела не содержат. Так же из документов имеющихся в материалах дела следует что приборы учета были установлены при строительстве дома, требования заказчика к приборам учета неоднократно изложены в иных письмах.

 Таким образом, учитывая факт не уведомления Обществом заявителей об отсутствии необходимых документов в установленный срок, в соответствии с пунктом 10 Приказа № 149 ООО УК «Жилсервис»  должно было в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления произвести осмотр объекта с целью проверки наличия технической возможности заключения договора на эксплуатацию прибора учета.

В нарушение вышеуказанных норм, ООО УК «Жилсервис» немотивированно бездействовало в части не направления уведомления жителям многоквартирного дома по адресу: г. Кызыл, мкр. Энергетиков, 9 о получении заявки и не направления представителя ООО УК «Жилсервис» для проведения осмотра объекта с целью проверки наличия технической возможности для заключения договора на эксплуатацию прибора учета.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением, то есть нарушения антимонопольного законодательства достаточно наличия или угрозы наступления любого из следующих последствий: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Более того, пояснения представителя ООО УК «Жилсервис» по доверенности от № 1 … полностью подтверждают факт бездействия ООО УК «Жилсервис» в части не направления ответов на письменные обращения гр. «...» и жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Кызыл, мкр. Энергетиков, 9, а также вследствие этого не выполнения необходимых действий по заключению договора на эксплуатацию приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения в указанном доме.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении ООО УК «Жилсервис»  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции выразившееся в  злоупотреблении доминирующим положением ООО УК «Жилсервис» на рынке управления многоквартирными домами г.Кызыла в части бездействия по заключению договора на эксплуатацию приборов учета энергетических ресурсов и дистанционного снятия показаний приборов учета, чем ущемляются интересы жильцов многоквартирного жилого дома  по ул. Энергетиков, 9.

                На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции», Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/42-10-12 о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО УК «Жилсервис» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части немотивированного бездействия по заключению договора на эксплуатацию индивидуальных приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения.

2. Выдать ООО УК «Жилсервис» предписание о прекращении злоупотребления ООО УК «Жилсервис» доминирующим положением и совершении действия по устранению нарушений антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному лицу Тывинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 

 

Председатель Комиссии                  ___________                         Ф.А. Хаджиев

 

Члены Комиссии                                ___________                           А.Г. Уйнукай

                                                       

                                                              ___________                            Л.С. Санчай

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республика Тыва.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-06-08/42-10-13

 

14 января 2014 года                                                                                  г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения оглашена 24.12.2013 г.

В полном объеме решение изготовлено 14.01.2014 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела № 04-06-08/42-10-13 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: Хаджиев Ф.А. – заместитель руководителя – начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России

Членов Комиссии: Уйнукай А.Г. – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;

Санчай Л.С. -  ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

в присутствии представителя ООО УК «Жилсервис» по доверенности от 09.01.2013 года № 1 «…».

в отсутствие надлежащим образом извещенного заявителя...,

рассмотрев дело № 04-06-08/42-10-13, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилсервис» (далее – ООО УК «Жилсервис») (ИНН 1701042995, 667003, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Лопсанчапа, 5) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в части немотивированного бездействия ООО УК «Жилсервис» по заключению договора на эксплуатацию индивидуальных приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, установленных в многоквартирном доме по адресу: г. Кызыл, ул. Энергетиков 9,

 

УСТАНОВИЛА:

 

25.10.2013 года (вх. № 5640) в адрес Тывинского УФАС России поступило заявление гражданина..., в котором заявитель указал на бездействие ООО УК «Жилсервис» по заключению договора на эксплуатацию приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, установленных в многоквартирном доме по адресу: г. Кызыл, ул. Энергетиков, д. 9.

01.10.2013 года жители дома мкр. Энергетиков, 9 направили коллективное заявление директору ООО УК «Жилсервис «…», на котором имеется штамп ООО УК «Жилсервис» с входящим номером 1842. В этом заявлении жители многоквартирного дома просят в срочном порядке провести проверку теплосчетчиков, и если это невозможно сделать в г. Кызыле, то жители согласны оплатить все расходы для проверки теплосчетчиков в г. Абакане.

На письменное обращение гр…. и жителей многоквартирного дома мкр. Энергетиков, 9 ООО УК «Жилсервис» не направило письменного ответа и немотивированно бездействует по заключению договора на эксплуатацию индивидуальных приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения.

Согласно акту проверки Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва от 23.09.2013 года, на момент проверки квартир дома № 9 мкр. Энергетиков г. Кызыла установлено, что приборы учета для определения объемов потребления тепловой энергии не функционируют, проверки приборов учета не выполняются, вторые экземпляры договоров на обслуживание приборов учета у квартиросъемщиков отсутствуют. Обслуживающей организацией не обеспечивается детальный осмотр наиболее ответственных элементов системы отопления, а именно контрольно-измерительной аппаратуры теплоносителя (приборов учета), по которым производится регистрация данных водяного отопления.

По результатам изучения и анализа представленных гр. «…» документов, Тывинским УФАС России приказом № 443 от 13.11.2013 года возбуждено дело № 04-06-08/42-10-13 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО УК «Жилсервис» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в немотивированном бездействии по заключению договора на эксплуатацию индивидуальных приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, установленных в многоквартирном доме по адресу: г. Кызыл, ул. Энергетиков, 9.

Определением от 19.11.2013 года исх. № 4-2795 дело № 04-06-08/42-10-13 назначено к рассмотрению на 04.12.2013 года.

В определении от 19.11.2013 года исх. № 4-2795  одновременно указана необходимость ООО УК «Жилсервис» представить в адрес Тывинского УФАС России письменные доказательства рассмотрения заявлений жильцов дома, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Энергетиков 9, по заключению договора на эксплуатацию индивидуального прибора учета тепловой энергии и горячего водоснабжения.

Согласно представленным в адрес Тывинского УФАС России письменным пояснениям, представленным ООО УК «Жилсервис» гр «…» обращался в ООО УК «Жилсервис» с просьбой опломбировать поквартирные счетчики и запустить компьютерную систему по снятию учета и расчета коммунальных услуг, заявлений об обязании заключить договор с собственниками указанного дома не поступало.

Однако, письменных доказательств в подтверждение письменных пояснений ООО УК «Жилсервис» не представило.

04.12.2013 года на рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 04-06-08/42-10-13 гр. «…» не явился, направил представителя по доверенности от 07.06.2012 года б/н «...», надлежащим образом уведомленный законный представитель ООО УК «Жилсервис» не явился, представителя по доверенности с надлежащим образом оформленными полномочиями не направил.

Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/42-10-13 о нарушении антимонопольного законодательства приняла решение об отложении рассмотрения данного дела, в связи с необходимостью получения дополнительных документов, необходимых для объективного и всестороннего рассмотрения.

Согласно представленному ООО УК «Жилсервис» договору № 1 на теплоснабжение от 17.09.2008 года, заключенному между ОАО «Кызылской ТЭЦ» с одной стороны, ООО УК «Жилсервис» с другой стороны, Мэрией городского округа – «Город Кызыл Республика Тыва» с третьей стороны и государственным унитарным предприятием «Тепловые сети» с четвертой стороны, Общество выбрано управляющей организацией, в том числе в доме по адресу: г. Кызыл, ул. Энергетиков, д.9 (Приложение №3 п. 248)  

Согласно договору № 1 на теплоснабжение от 25.07.2013 года, заключенному между ОАО «Кызылская ТЭЦ» и ООО УК «Жилсервис», «Энергоснабжающая организация» (ОАО «Кызылская ТЭЦ») поставляет «Абоненту» (ООО УК «Жилсервис») тепловую энергию, теплоноситель.

Приложением № 2 к договору № 1 от 25.07.2013 года является Акт балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 29.07.2013 года.

Согласно указанному Акту ОАО «Кызылская ТЭЦ» в лице генерального директора «...» с одной стороны и ООО УК «Жилсервис» в лице исполняющего обязанности директора «…» («Потребитель») составили настоящий АКТ, определяющий границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей объекта: г. Кызыл, ул. Энергетиков, 9.

Согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Кызыл, ул. Энергетиков, д.9 от 22.09.2011, по вопросу №2 «Выбор способа управления многоквартирным домом» указано УК ООО «Жилсервис».

 24.12.2013 года в ходе рассмотрения дела № 04-06-08/42-10-13 представитель ООО УК «Жилсервис» по доверенности от 09.01.2013 года №1 «…» пояснил, что письменные обращения жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Кызыл, мкр. Энергетиков, 9 в адрес ООО УК «Жилсервис» действительно поступали, ответов ООО УК «Жилсервис» не направляло, в связи с неисполнением ответственным исполнителем – сотрудником ООО УК «Жилсервис» своих обязанностей по изучению обращений граждан и подготовке проектов ответов на них.

Таким образом, Комиссия Тывинского УФАС России, изучив материалы дела и пояснения представителя ООО УК «Жилсервис» по доверенности от 09.01.2013 года №1 «…», приходит к следующим выводам.

Тывинским УФАС России проведен анализ рынка услуг по управлению многоквартирными домами за 2010 год, наибольшую долю на рынке услуг по управлению многоквартирными жилыми домами занимает управляющая компания ООО УК «Жилсервис», доля которой составляет 71,32 %. Приказом Тывинского УФАС России от 18.05.2011 г. № 120 ООО УК «Жилсервис» внесено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем 35%.

Таким образом, ООО УК «Жилсервис» занимает доминирующее положение на рынке услуг по управлению многоквартирными домами на территории г. Кызыла Республики Тыва.

Согласно положениям статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3). Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3). Многоквартирный дом управляется только одной управляющей организацией (часть 9).

Согласно частям 1 и 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме.

Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила № 307) определено, что коммунальные услуги – это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии с частью 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищества собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.

При указанных обстоятельствах, в соответствии с названными правовыми нормами именно управляющая организация в силу указанных норм права является абонентом отпущенной в жилые дома тепловой энергии и должна предоставлять жителям многоквартирного жилого дома весь комплекс коммунальных услуг, в том числе закупать тепловую энергию для многоквартирных жилых домов. Управляющая организация не может в нарушение императивных норм законодательства осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу теплоснабжения.

Таким образом, ввиду того, что ООО УК «Жилсервис» является ресурсоснабжающей организацией по отношению к многоквартирному дому по адресу: г.Кызыл, ул. Энергетиков, д.9, оно обязано выполнять все функции по управлению вышеуказанным многоквартирным домом.

В силу части 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении), с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Цена такого договора определяется соглашением сторон.

Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

В соответствии с пунктом 3 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 № 149 (далее - Приказ №149), договор является публичным договором и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - исполнитель), и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственник (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) (далее - заказчик) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, в том числе временного объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, и имеющего непосредственное присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения исполнителя (далее - объект заказчика), в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Порядком.

Материалами дела подтверждается, что 01.10.2013 года собственники дома обращались к управляющей компании с требованием о заключении договора по эксплуатации и техническому обслуживанию и ремонту индивидуальных приборов учета.

Согласно пункту 7 Приказа №149, для заключения договора заказчик - физическое лицо направляет исполнителю письменную заявку, которая должна содержать:

1) сведения о предмете договора;

2) фамилию, имя, отчество заказчика и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, место жительства, почтовый адрес, а также при наличии телефон, факс, адрес электронной почты;

3) адрес объекта, подлежащего оснащению прибором учета, с указанием предполагаемого места установки прибора учета;

4) требования заказчика к прибору учета, соответствующие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации.

Вышеуказанное заявление содержит необходимые сведения. Кроме того, согласно пункту 9 Приказа №149, при отсутствии в заявке необходимых сведений, а также при отсутствии документов, предусмотренных пунктами 7 - 9 настоящего Порядка, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки и прилагаемых к ней документов уведомляет об этом заказчика. Доказательств уведомления жителей в указанном правилами порядке, направления требования о предоставлении дополнительных документов, со стороны общества, материалы дела не содержат. Так же из документов имеющихся в материалах дела следует что приборы учета были установлены при строительстве дома, требования заказчика к приборам учета неоднократно изложены в иных письмах.

 Таким образом, учитывая факт не уведомления Обществом заявителей об отсутствии необходимых документов в установленный срок, в соответствии с пунктом 10 Приказа № 149 ООО УК «Жилсервис»  должно было в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления произвести осмотр объекта с целью проверки наличия технической возможности заключения договора на эксплуатацию прибора учета.

В нарушение вышеуказанных норм, ООО УК «Жилсервис» немотивированно бездействовало в части не направления уведомления жителям многоквартирного дома по адресу: г. Кызыл, мкр. Энергетиков, 9 о получении заявки и не направления представителя ООО УК «Жилсервис» для проведения осмотра объекта с целью проверки наличия технической возможности для заключения договора на эксплуатацию прибора учета.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением, то есть нарушения антимонопольного законодательства достаточно наличия или угрозы наступления любого из следующих последствий: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Более того, пояснения представителя ООО УК «Жилсервис» по доверенности от № 1 … полностью подтверждают факт бездействия ООО УК «Жилсервис» в части не направления ответов на письменные обращения гр. «...» и жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Кызыл, мкр. Энергетиков, 9, а также вследствие этого не выполнения необходимых действий по заключению договора на эксплуатацию приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения в указанном доме.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении ООО УК «Жилсервис»  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции выразившееся в  злоупотреблении доминирующим положением ООО УК «Жилсервис» на рынке управления многоквартирными домами г.Кызыла в части бездействия по заключению договора на эксплуатацию приборов учета энергетических ресурсов и дистанционного снятия показаний приборов учета, чем ущемляются интересы жильцов многоквартирного жилого дома  по ул. Энергетиков, 9.

                На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции», Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/42-10-12 о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО УК «Жилсервис» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части немотивированного бездействия по заключению договора на эксплуатацию индивидуальных приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения.

2. Выдать ООО УК «Жилсервис» предписание о прекращении злоупотребления ООО УК «Жилсервис» доминирующим положением и совершении действия по устранению нарушений антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному лицу Тывинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 

 

Председатель Комиссии                  ___________                         Ф.А. Хаджиев

 

Члены Комиссии                                ___________                           А.Г. Уйнукай

                                                       

                                                              ___________                            Л.С. Санчай

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республика Тыва.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 04-06-08/42-10-13 [format] => [safe_value] => № 04-06-08/42-10-13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 37 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 37 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] =>

Новости ЖКХ

[format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-01-30 07:44:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-01-30 07:44:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1391067898 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тывинское УФАС России )