РЕШЕНИЕ по делу №04-04-02/22-12

Номер дела: 4-04-02/22-12
Дата публикации: 6 декабря 2012, 15:58

 

РЕШЕНИЕ

по делу  №04-04-02/22-12

 

20 ноября 2012 года                                                                                    г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 06 ноября 2012 года

Решение изготовлено в полном объеме 20 ноября 2012 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по рассмотрению дела №04-04-02/22-12 по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии: Хаджиева Ф.А. – заместителя руководителя - начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России);

Членов Комиссии:

Сорвачевой В.А. - начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;

Хитаришвили А.Т. – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;

Тулуш Ш.Т. – специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

рассмотрев дело по факту распространения рекламной информации в печатном издании «Тувинский курьер» от 30.05.2012г. №23(535) с признаками нарушения требований части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствии надлежащим образом извещенного законного представителя ООО «Плакат» (ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя ООО «Плакат» от 02.11.2012г.),

в отсутствии надлежащим образом извещенного (…)  (ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии (…) от 06.11.2012г.),

 

УСТАНОВИЛА:

07 июня 2012 года в Тывинское УФАС России поступило письменное обращение жительницы г.Кызыла, в котором указано, что в печатном издании «Тувинский курьер» от 30.05.2012г. №23 (535) на странице 1 распространяется реклама следующего содержания: «магазин «Водяной»  Водяной  г.Абакан, ул.Итыгина, 9 (р-н базы Веста), т.:(3902)25-52-36, 8-913-056-47-88  часы работы: с 9 00 до 18 00 (без выходных)  ДУШЕВЫЕ КАБИНЫ  ОГРОМНЫЙ ВЫБОР! Алюминиевые радиаторы, все для водоснабжения, отопления, санфаянс, ванны, смесители, мебель для ванных комнат и многое другое!  Все для вашего уюта в вашем доме!!! Пенсионерам СКИДКИ!  реклама  от 12300 руб  цена на момент публикации», с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Сроки и последовательность действий при осуществлении полномочий по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе урегулированы Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным Приказом ФАС РФ от 28.12.2007 N 453 (далее - Административный регламент).

Согласно пунктам 3.6 и 3.7 Административного регламента основанием для начала действий по рассмотрению заявлений, обращений и представлений о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе является поступление в Антимонопольный орган заявления, обращения, представления о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе.

Как следует из материалов дела, Тывинским УФАС России в целях рассмотрения заявления жительницы г.Кызыла и пресечения распространения ненадлежащей рекламы, проведена проверка информации, распространяемой в печатном издании «Тувинский курьер» от 30.05.2012г. №23(535) на 1 странице следующего содержания: «магазин «Водяной»  Водяной  г.Абакан, ул.Итыгина, 9 (р-н базы Веста), т.:(3902)25-52-36, 8-913-056-47-88  часы работы: с 9 00 до 18 00 (без выходных)  ДУШЕВЫЕ КАБИНЫ  ОГРОМНЫЙ ВЫБОР! Алюминиевые радиаторы, все для водоснабжения, отопления, санфаянс, ванны, смесители, мебель для ванных комнат и многое другое!  Все для вашего уюта в вашем доме!!! Пенсионерам СКИДКИ!  реклама  от 12300 руб  цена на момент публикации». По результатам проверки на соответствие требованиям законодательства о рекламе установлено, в рассматриваемой рекламе имеются признаки нарушения требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Обстоятельства размещения рассматриваемой рекламы установлены материалами дела, представленными ООО «Плакат» (вх.№4025 от 17.07.2012г.), согласно которому рассматриваемая реклама размещена (…) на основании договора об оказании услуг по размещению рекламы от 10.04.2012г. №84/12, счета на оплату за оказанные услуги от 03.05.2012г. №931, платежного поручения от 14.05.2012г. №168, акта от 03.05.2012г. №946.

До рассмотрения дела (…) представил письменные объяснения и копии договора аренды от 11.03.2012г., свидетельств из налогового органа. По результатам изучения представленных документов установлено, что (…) осуществляет предпринимательскую деятельность по реализации товарами сантехники по адресу: г.Абакан, ул.Итыгина, 9, а скидки пенсионерам предоставляются «без ограничения» при условии предъявления пенсионного удостоверения или свидетельства об инвалидности в размере 3%.

Также (…) заявил ходатайство о рассмотрении дела №04-04-02/22-12 в его отсутствие.

Комиссия по рассмотрению дела по признакам нарушения Закона о рекламе рассмотрев письменные пояснения (…), ООО «Плакат», а также материалы дела приходит к следующим выводам.

Статья 3 Закона о рекламе, понимает под рекламой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

под объектом рекламирования подразумевается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе).

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Исходя из анализа данной статьи, в самой рекламе должна содержаться существенная информация, способная вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования.

Данная реклама содержит привлекательную для потребителя информацию - " Пенсионерам СКИДКИ!". Потребитель рекламного продукта лишен возможности при восприятии указанной рекламы узнать, что скидки распространяются пенсионерам в размере 3% при условии предъявления пенсионного удостоверения либо свидетельства об инвалидности, тем самым вводит потребителя в заблуждение, поскольку указанная информация является существенной.

Так, Гражданским кодексом Российской Федерации определен порядок заключения договора купли-продажи и основных используемых при его подписании понятий (глава 30 ГК РФ). Однако понятие скидки кодекс не содержит. Также нет четкого их определения и в Налоговом кодексе. Согласно Современному экономическому словарю «Скидка - одно из условий сделки, определяющее размер возможного уменьшения базисной цены товара, указанной в договоре о сделке. Величина скидки зависит от вида сделки, объема продаж» (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б., ИНФРА-М, 2006).

 Предоставление скидок потребителям является одним из способов продвижения товаров, работ, услуг на рынке. Возможность получения скидок стимулирует потребителей товара к покупке именно у этого продавца товара.
Условно предоставляемые покупателям скидки можно разделить на скидки, предоставляемые в зависимости от условий покупки товара (при покупке определенного объема товара; в зависимости от порядка оплаты; при покупке новых видов товаров и т.д.), скидки в зависимости от категории потребителей (предоставляемые юридическим, физическим лицам или определенным слоям населения) и скидки в зависимости от времени их предоставления.

В целях недопущения нарушения прав потребителей при предоставлении хозяйствующими субъектами потребителям скидок необходимо указать сведения об условиях получения потребителем скидки на товар (услугу), в том числе, о том, что скидки на товары (услуги) распространяются ограниченное время (неограниченное время) и (или) при выполнении условий для получения скидок.

Данная реклама направлена на формирование у потребителей желания приобрести товары со скидкой, поэтому существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы.

Отсутствие каких-либо сведений об условиях приобретения товаров реализуемых (…), в том числе, о том, что скидки на товары предоставляются пенсионерам в размере 3% при предъявлении соответствующего удостоверения, ограниченное (неограниченное) время может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение приобрести рекламируемые товары.

Таким образом, содержание рекламы относительно предоставления скидок в указанном виде в печатном издании, нельзя признать соответствующим Закону о рекламе.

Законом о рекламе определены понятия «рекламодатель» и «рекламораспространитель». В соответствии с пунктами 5, 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации от 12.07.2010г. ПИ №ТУ17-00025 учредителем печатного издания «Тувинский курьер» является ООО «Плакат».

Согласно имеющимся в материалах дела договору об оказании услуг по размещению рекламы от 10.04.2012г. №84/12, счету на оплату от 03.05.2012г. №931, платежному поручению от 14.05.2012г. №168, акту от 03.05.2012г. №946, рекламу в печатном издании «Тувинский курьер» разместил (…).

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что  в соответствии с требованиями пунктов 5, 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем спорной рекламы является (…), рекламораспространителем - ООО «Плакат».

Таким образом, не указание рекламодателем в рассматриваемой рекламе информации об условиях получения потребителями скидок нарушает требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Руководствуясь  частью  2  пункта  1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:
 

1. Признать ненадлежащей рекламу (…) следующего содержания: «магазин «Водяной»  Водяной  г.Абакан, ул.Итыгина, 9 (р-н базы Веста), т.:(3902)25-52-36, 8-913-056-47-88  часы работы: с 9 00 до 18 00 (без выходных)  ДУШЕВЫЕ КАБИНЫ  ОГРОМНЫЙ ВЫБОР! Алюминиевые радиаторы, все для водоснабжения, отпопления, санфаянс, ванны, смесители, мебель для ванных комнат и многое другое!  Все для вашего уюта в вашем доме!!! Пенсионерам СКИДКИ!  реклама  от 12300руб  цена на момент публикации», распространявшуюся в печатном издании «Тувинский курьер» от 30.05.2012г. №23(535), поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38- ФЗ «О рекламе».

2. Выдать (…) предписание о прекращении нарушения требований части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38- ФЗ «О рекламе».

3. Выдать ООО «Плакат» предписание о прекращении нарушения требований части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38- ФЗ «О рекламе».

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновных лиц

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

 

 

Председатель Комиссии                                                              Ф.А. Хаджиев

 

Члены Комиссии                                                                          В.А. Сорвачева   

                                                          

                                                                                                     А.Т. Хитаришвили

 

                                                                                                       Ш.Т. Тулуш                                                                   

stdClass Object ( [vid] => 7784 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу №04-04-02/22-12 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7784 [type] => solution [language] => ru [created] => 1354780763 [changed] => 1368706914 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368706914 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

по делу  №04-04-02/22-12

 

20 ноября 2012 года                                                                                    г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 06 ноября 2012 года

Решение изготовлено в полном объеме 20 ноября 2012 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по рассмотрению дела №04-04-02/22-12 по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии: Хаджиева Ф.А. – заместителя руководителя - начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России);

Членов Комиссии:

Сорвачевой В.А. - начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;

Хитаришвили А.Т. – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;

Тулуш Ш.Т. – специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

рассмотрев дело по факту распространения рекламной информации в печатном издании «Тувинский курьер» от 30.05.2012г. №23(535) с признаками нарушения требований части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствии надлежащим образом извещенного законного представителя ООО «Плакат» (ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя ООО «Плакат» от 02.11.2012г.),

в отсутствии надлежащим образом извещенного (…)  (ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии (…) от 06.11.2012г.),

 

УСТАНОВИЛА:

07 июня 2012 года в Тывинское УФАС России поступило письменное обращение жительницы г.Кызыла, в котором указано, что в печатном издании «Тувинский курьер» от 30.05.2012г. №23 (535) на странице 1 распространяется реклама следующего содержания: «магазин «Водяной»  Водяной  г.Абакан, ул.Итыгина, 9 (р-н базы Веста), т.:(3902)25-52-36, 8-913-056-47-88  часы работы: с 9 00 до 18 00 (без выходных)  ДУШЕВЫЕ КАБИНЫ  ОГРОМНЫЙ ВЫБОР! Алюминиевые радиаторы, все для водоснабжения, отопления, санфаянс, ванны, смесители, мебель для ванных комнат и многое другое!  Все для вашего уюта в вашем доме!!! Пенсионерам СКИДКИ!  реклама  от 12300 руб  цена на момент публикации», с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Сроки и последовательность действий при осуществлении полномочий по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе урегулированы Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным Приказом ФАС РФ от 28.12.2007 N 453 (далее - Административный регламент).

Согласно пунктам 3.6 и 3.7 Административного регламента основанием для начала действий по рассмотрению заявлений, обращений и представлений о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе является поступление в Антимонопольный орган заявления, обращения, представления о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе.

Как следует из материалов дела, Тывинским УФАС России в целях рассмотрения заявления жительницы г.Кызыла и пресечения распространения ненадлежащей рекламы, проведена проверка информации, распространяемой в печатном издании «Тувинский курьер» от 30.05.2012г. №23(535) на 1 странице следующего содержания: «магазин «Водяной»  Водяной  г.Абакан, ул.Итыгина, 9 (р-н базы Веста), т.:(3902)25-52-36, 8-913-056-47-88  часы работы: с 9 00 до 18 00 (без выходных)  ДУШЕВЫЕ КАБИНЫ  ОГРОМНЫЙ ВЫБОР! Алюминиевые радиаторы, все для водоснабжения, отопления, санфаянс, ванны, смесители, мебель для ванных комнат и многое другое!  Все для вашего уюта в вашем доме!!! Пенсионерам СКИДКИ!  реклама  от 12300 руб  цена на момент публикации». По результатам проверки на соответствие требованиям законодательства о рекламе установлено, в рассматриваемой рекламе имеются признаки нарушения требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Обстоятельства размещения рассматриваемой рекламы установлены материалами дела, представленными ООО «Плакат» (вх.№4025 от 17.07.2012г.), согласно которому рассматриваемая реклама размещена (…) на основании договора об оказании услуг по размещению рекламы от 10.04.2012г. №84/12, счета на оплату за оказанные услуги от 03.05.2012г. №931, платежного поручения от 14.05.2012г. №168, акта от 03.05.2012г. №946.

До рассмотрения дела (…) представил письменные объяснения и копии договора аренды от 11.03.2012г., свидетельств из налогового органа. По результатам изучения представленных документов установлено, что (…) осуществляет предпринимательскую деятельность по реализации товарами сантехники по адресу: г.Абакан, ул.Итыгина, 9, а скидки пенсионерам предоставляются «без ограничения» при условии предъявления пенсионного удостоверения или свидетельства об инвалидности в размере 3%.

Также (…) заявил ходатайство о рассмотрении дела №04-04-02/22-12 в его отсутствие.

Комиссия по рассмотрению дела по признакам нарушения Закона о рекламе рассмотрев письменные пояснения (…), ООО «Плакат», а также материалы дела приходит к следующим выводам.

Статья 3 Закона о рекламе, понимает под рекламой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

под объектом рекламирования подразумевается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе).

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Исходя из анализа данной статьи, в самой рекламе должна содержаться существенная информация, способная вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования.

Данная реклама содержит привлекательную для потребителя информацию - " Пенсионерам СКИДКИ!". Потребитель рекламного продукта лишен возможности при восприятии указанной рекламы узнать, что скидки распространяются пенсионерам в размере 3% при условии предъявления пенсионного удостоверения либо свидетельства об инвалидности, тем самым вводит потребителя в заблуждение, поскольку указанная информация является существенной.

Так, Гражданским кодексом Российской Федерации определен порядок заключения договора купли-продажи и основных используемых при его подписании понятий (глава 30 ГК РФ). Однако понятие скидки кодекс не содержит. Также нет четкого их определения и в Налоговом кодексе. Согласно Современному экономическому словарю «Скидка - одно из условий сделки, определяющее размер возможного уменьшения базисной цены товара, указанной в договоре о сделке. Величина скидки зависит от вида сделки, объема продаж» (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б., ИНФРА-М, 2006).

 Предоставление скидок потребителям является одним из способов продвижения товаров, работ, услуг на рынке. Возможность получения скидок стимулирует потребителей товара к покупке именно у этого продавца товара.
Условно предоставляемые покупателям скидки можно разделить на скидки, предоставляемые в зависимости от условий покупки товара (при покупке определенного объема товара; в зависимости от порядка оплаты; при покупке новых видов товаров и т.д.), скидки в зависимости от категории потребителей (предоставляемые юридическим, физическим лицам или определенным слоям населения) и скидки в зависимости от времени их предоставления.

В целях недопущения нарушения прав потребителей при предоставлении хозяйствующими субъектами потребителям скидок необходимо указать сведения об условиях получения потребителем скидки на товар (услугу), в том числе, о том, что скидки на товары (услуги) распространяются ограниченное время (неограниченное время) и (или) при выполнении условий для получения скидок.

Данная реклама направлена на формирование у потребителей желания приобрести товары со скидкой, поэтому существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы.

Отсутствие каких-либо сведений об условиях приобретения товаров реализуемых (…), в том числе, о том, что скидки на товары предоставляются пенсионерам в размере 3% при предъявлении соответствующего удостоверения, ограниченное (неограниченное) время может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение приобрести рекламируемые товары.

Таким образом, содержание рекламы относительно предоставления скидок в указанном виде в печатном издании, нельзя признать соответствующим Закону о рекламе.

Законом о рекламе определены понятия «рекламодатель» и «рекламораспространитель». В соответствии с пунктами 5, 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации от 12.07.2010г. ПИ №ТУ17-00025 учредителем печатного издания «Тувинский курьер» является ООО «Плакат».

Согласно имеющимся в материалах дела договору об оказании услуг по размещению рекламы от 10.04.2012г. №84/12, счету на оплату от 03.05.2012г. №931, платежному поручению от 14.05.2012г. №168, акту от 03.05.2012г. №946, рекламу в печатном издании «Тувинский курьер» разместил (…).

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что  в соответствии с требованиями пунктов 5, 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем спорной рекламы является (…), рекламораспространителем - ООО «Плакат».

Таким образом, не указание рекламодателем в рассматриваемой рекламе информации об условиях получения потребителями скидок нарушает требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Руководствуясь  частью  2  пункта  1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:
 

1. Признать ненадлежащей рекламу (…) следующего содержания: «магазин «Водяной»  Водяной  г.Абакан, ул.Итыгина, 9 (р-н базы Веста), т.:(3902)25-52-36, 8-913-056-47-88  часы работы: с 9 00 до 18 00 (без выходных)  ДУШЕВЫЕ КАБИНЫ  ОГРОМНЫЙ ВЫБОР! Алюминиевые радиаторы, все для водоснабжения, отпопления, санфаянс, ванны, смесители, мебель для ванных комнат и многое другое!  Все для вашего уюта в вашем доме!!! Пенсионерам СКИДКИ!  реклама  от 12300руб  цена на момент публикации», распространявшуюся в печатном издании «Тувинский курьер» от 30.05.2012г. №23(535), поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38- ФЗ «О рекламе».

2. Выдать (…) предписание о прекращении нарушения требований части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38- ФЗ «О рекламе».

3. Выдать ООО «Плакат» предписание о прекращении нарушения требований части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38- ФЗ «О рекламе».

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновных лиц

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

 

 

Председатель Комиссии                                                              Ф.А. Хаджиев

 

Члены Комиссии                                                                          В.А. Сорвачева   

                                                          

                                                                                                     А.Т. Хитаришвили

 

                                                                                                       Ш.Т. Тулуш                                                                   

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

по делу  №04-04-02/22-12

 

20 ноября 2012 года                                                                                    г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 06 ноября 2012 года

Решение изготовлено в полном объеме 20 ноября 2012 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по рассмотрению дела №04-04-02/22-12 по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии: Хаджиева Ф.А. – заместителя руководителя - начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России);

Членов Комиссии:

Сорвачевой В.А. - начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;

Хитаришвили А.Т. – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;

Тулуш Ш.Т. – специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

рассмотрев дело по факту распространения рекламной информации в печатном издании «Тувинский курьер» от 30.05.2012г. №23(535) с признаками нарушения требований части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствии надлежащим образом извещенного законного представителя ООО «Плакат» (ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя ООО «Плакат» от 02.11.2012г.),

в отсутствии надлежащим образом извещенного (…)  (ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии (…) от 06.11.2012г.),

 

УСТАНОВИЛА:

07 июня 2012 года в Тывинское УФАС России поступило письменное обращение жительницы г.Кызыла, в котором указано, что в печатном издании «Тувинский курьер» от 30.05.2012г. №23 (535) на странице 1 распространяется реклама следующего содержания: «магазин «Водяной»  Водяной  г.Абакан, ул.Итыгина, 9 (р-н базы Веста), т.:(3902)25-52-36, 8-913-056-47-88  часы работы: с 9 00 до 18 00 (без выходных)  ДУШЕВЫЕ КАБИНЫ  ОГРОМНЫЙ ВЫБОР! Алюминиевые радиаторы, все для водоснабжения, отопления, санфаянс, ванны, смесители, мебель для ванных комнат и многое другое!  Все для вашего уюта в вашем доме!!! Пенсионерам СКИДКИ!  реклама  от 12300 руб  цена на момент публикации», с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Сроки и последовательность действий при осуществлении полномочий по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе урегулированы Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным Приказом ФАС РФ от 28.12.2007 N 453 (далее - Административный регламент).

Согласно пунктам 3.6 и 3.7 Административного регламента основанием для начала действий по рассмотрению заявлений, обращений и представлений о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе является поступление в Антимонопольный орган заявления, обращения, представления о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе.

Как следует из материалов дела, Тывинским УФАС России в целях рассмотрения заявления жительницы г.Кызыла и пресечения распространения ненадлежащей рекламы, проведена проверка информации, распространяемой в печатном издании «Тувинский курьер» от 30.05.2012г. №23(535) на 1 странице следующего содержания: «магазин «Водяной»  Водяной  г.Абакан, ул.Итыгина, 9 (р-н базы Веста), т.:(3902)25-52-36, 8-913-056-47-88  часы работы: с 9 00 до 18 00 (без выходных)  ДУШЕВЫЕ КАБИНЫ  ОГРОМНЫЙ ВЫБОР! Алюминиевые радиаторы, все для водоснабжения, отопления, санфаянс, ванны, смесители, мебель для ванных комнат и многое другое!  Все для вашего уюта в вашем доме!!! Пенсионерам СКИДКИ!  реклама  от 12300 руб  цена на момент публикации». По результатам проверки на соответствие требованиям законодательства о рекламе установлено, в рассматриваемой рекламе имеются признаки нарушения требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Обстоятельства размещения рассматриваемой рекламы установлены материалами дела, представленными ООО «Плакат» (вх.№4025 от 17.07.2012г.), согласно которому рассматриваемая реклама размещена (…) на основании договора об оказании услуг по размещению рекламы от 10.04.2012г. №84/12, счета на оплату за оказанные услуги от 03.05.2012г. №931, платежного поручения от 14.05.2012г. №168, акта от 03.05.2012г. №946.

До рассмотрения дела (…) представил письменные объяснения и копии договора аренды от 11.03.2012г., свидетельств из налогового органа. По результатам изучения представленных документов установлено, что (…) осуществляет предпринимательскую деятельность по реализации товарами сантехники по адресу: г.Абакан, ул.Итыгина, 9, а скидки пенсионерам предоставляются «без ограничения» при условии предъявления пенсионного удостоверения или свидетельства об инвалидности в размере 3%.

Также (…) заявил ходатайство о рассмотрении дела №04-04-02/22-12 в его отсутствие.

Комиссия по рассмотрению дела по признакам нарушения Закона о рекламе рассмотрев письменные пояснения (…), ООО «Плакат», а также материалы дела приходит к следующим выводам.

Статья 3 Закона о рекламе, понимает под рекламой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

под объектом рекламирования подразумевается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе).

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Исходя из анализа данной статьи, в самой рекламе должна содержаться существенная информация, способная вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования.

Данная реклама содержит привлекательную для потребителя информацию - " Пенсионерам СКИДКИ!". Потребитель рекламного продукта лишен возможности при восприятии указанной рекламы узнать, что скидки распространяются пенсионерам в размере 3% при условии предъявления пенсионного удостоверения либо свидетельства об инвалидности, тем самым вводит потребителя в заблуждение, поскольку указанная информация является существенной.

Так, Гражданским кодексом Российской Федерации определен порядок заключения договора купли-продажи и основных используемых при его подписании понятий (глава 30 ГК РФ). Однако понятие скидки кодекс не содержит. Также нет четкого их определения и в Налоговом кодексе. Согласно Современному экономическому словарю «Скидка - одно из условий сделки, определяющее размер возможного уменьшения базисной цены товара, указанной в договоре о сделке. Величина скидки зависит от вида сделки, объема продаж» (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б., ИНФРА-М, 2006).

 Предоставление скидок потребителям является одним из способов продвижения товаров, работ, услуг на рынке. Возможность получения скидок стимулирует потребителей товара к покупке именно у этого продавца товара.
Условно предоставляемые покупателям скидки можно разделить на скидки, предоставляемые в зависимости от условий покупки товара (при покупке определенного объема товара; в зависимости от порядка оплаты; при покупке новых видов товаров и т.д.), скидки в зависимости от категории потребителей (предоставляемые юридическим, физическим лицам или определенным слоям населения) и скидки в зависимости от времени их предоставления.

В целях недопущения нарушения прав потребителей при предоставлении хозяйствующими субъектами потребителям скидок необходимо указать сведения об условиях получения потребителем скидки на товар (услугу), в том числе, о том, что скидки на товары (услуги) распространяются ограниченное время (неограниченное время) и (или) при выполнении условий для получения скидок.

Данная реклама направлена на формирование у потребителей желания приобрести товары со скидкой, поэтому существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы.

Отсутствие каких-либо сведений об условиях приобретения товаров реализуемых (…), в том числе, о том, что скидки на товары предоставляются пенсионерам в размере 3% при предъявлении соответствующего удостоверения, ограниченное (неограниченное) время может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение приобрести рекламируемые товары.

Таким образом, содержание рекламы относительно предоставления скидок в указанном виде в печатном издании, нельзя признать соответствующим Закону о рекламе.

Законом о рекламе определены понятия «рекламодатель» и «рекламораспространитель». В соответствии с пунктами 5, 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации от 12.07.2010г. ПИ №ТУ17-00025 учредителем печатного издания «Тувинский курьер» является ООО «Плакат».

Согласно имеющимся в материалах дела договору об оказании услуг по размещению рекламы от 10.04.2012г. №84/12, счету на оплату от 03.05.2012г. №931, платежному поручению от 14.05.2012г. №168, акту от 03.05.2012г. №946, рекламу в печатном издании «Тувинский курьер» разместил (…).

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что  в соответствии с требованиями пунктов 5, 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем спорной рекламы является (…), рекламораспространителем - ООО «Плакат».

Таким образом, не указание рекламодателем в рассматриваемой рекламе информации об условиях получения потребителями скидок нарушает требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Руководствуясь  частью  2  пункта  1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:
 

1. Признать ненадлежащей рекламу (…) следующего содержания: «магазин «Водяной»  Водяной  г.Абакан, ул.Итыгина, 9 (р-н базы Веста), т.:(3902)25-52-36, 8-913-056-47-88  часы работы: с 9 00 до 18 00 (без выходных)  ДУШЕВЫЕ КАБИНЫ  ОГРОМНЫЙ ВЫБОР! Алюминиевые радиаторы, все для водоснабжения, отпопления, санфаянс, ванны, смесители, мебель для ванных комнат и многое другое!  Все для вашего уюта в вашем доме!!! Пенсионерам СКИДКИ!  реклама  от 12300руб  цена на момент публикации», распространявшуюся в печатном издании «Тувинский курьер» от 30.05.2012г. №23(535), поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38- ФЗ «О рекламе».

2. Выдать (…) предписание о прекращении нарушения требований части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38- ФЗ «О рекламе».

3. Выдать ООО «Плакат» предписание о прекращении нарушения требований части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38- ФЗ «О рекламе».

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновных лиц

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

 

 

Председатель Комиссии                                                              Ф.А. Хаджиев

 

Члены Комиссии                                                                          В.А. Сорвачева   

                                                          

                                                                                                     А.Т. Хитаришвили

 

                                                                                                       Ш.Т. Тулуш                                                                   

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 4-04-02/22-12 [format] => [safe_value] => 4-04-02/22-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-06 07:58:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-11-20 07:58:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1354780763 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тывинское УФАС России )