РЕШЕНИЕ по делу №04-04-02/19-12

Номер дела: 04-04-02/19-12
Дата публикации: 6 декабря 2012, 15:40

 

РЕШЕНИЕ

по делу  №04-04-02/19-12

 

19 октября 2012 года                                                                                    г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 05 октября 2012 года

Решение изготовлено в полном объеме 19 октября 2012 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по рассмотрению дела №04-04-02/23-12 по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии: Хаджиева Ф.А. – заместителя руководителя - начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России);

Членов Комиссии:

Сорвачевой В.А. - начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;

Хитаришвили А.Т. – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;

Тулуш Ш.Т. – специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

рассмотрев дело по факту распространения рекламной листовки с признаками нарушения требований части 1 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя ООО «Альф» (ООО «Альф» извещено по электронной почте ooo-alif2012@yandex.ru 19.09.2012г.),

 

УСТАНОВИЛА:

Тывинским УФАС России выявлено распространение рекламной листовки на территории г.Кызыла следующего содержания: «ООО «АльФ»  ПОЛЫ НАЛИВНЫЕ 3D ДЕКОРАТИВНЫЕ  КРЕДИТ СКИДКИ  40 лет ГАРАНТИЯ  8-902-911-66-25 8(3902) 26-24-49». При этом, рассматриваемая реклама, распространявшаяся в виде листовки, содержит предложение, обращенное к неопределенному кругу лиц, о предоставлении кредита. Однако в рекламе отсутствуют указания на конкретное лицо, ее предоставляющее. Кроме того, часть существенной информации в рассматриваемой рекламе о лице, предоставляющего услуги по кредитованию и об условиях получения скидок потребителями отсутствует, в результате чего потребитель лишен возможности ее получения в полном объеме.

Определением от 20.08.2012г. в отношении ООО «Альф» возбуждено дело №04-04-02/19-12 по признакам нарушения требований Закона о рекламе.

Законный представитель ООО «Альф» до рассмотрения дела представил письменное пояснение, в котором отрицает факт распространения рекламной листовки на территории г.Кызыла, в связи с чем договора и платежные документы предоставить не имеет возможности. Кроме того, представитель ООО «Альф» указал на то, что рассматриваемое дело является актом недобросовестной конкуренции.

Комиссия по рассмотрению дела по признакам нарушения Закона о рекламе рассмотрев письменное пояснение законного представителя ООО «Альф» приходит к следующим выводам.

В силу статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5 Закона).

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Комиссией по рассмотрению дела по признакам нарушения Закона о рекламе установлено, что рассматриваемая информация, распространяемая в виде листовки, имеет все необходимые признаки рекламы. Кроме того, к рассматриваемой рекламе предъявляются требования статьи 28 Закона о рекламе (статья 28 Закона о рекламе реклама финансовых услуг).

Реклама финансовых услуг подчинена правилам статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

При этом под финансовой услугой в действующем антимонопольном законодательстве понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В силу статьи 4 Закона о рекламе отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим законом о рекламе и иными федеральными законами.

Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами главы 42 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в которой установлено несколько видов кредитования: банковский, товарный и коммерческий.

В соответствии с частью 1 статьи 819 ГК РФ, под кредитом понимают обязательства по предоставлению денежных средств (кредита) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Исходя из статьи 822 ГК РФ, предусмотрено заключение договора товарного кредита между сторонами, предусматривающее обязанности одной стороны предоставление другой стороне вещей, определенных родовыми признаками.

В силу статьи 823 ГК РФ, договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг (коммерческий кредит).

При этом товарный и коммерческий кредиты могут предоставляться и не финансовыми организациями.

Таким образом, исходя из правовых норм, следует, что кредит является финансовой услугой. Следовательно, указание реквизитов организации, предоставляющей услуги по кредиту (финансовой услуги), является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Отсутствующая в рассматриваемой рекламе информация является существенной, поскольку ее отсутствие может ввести в заблуждение потребителей относительно лица, предоставляющего услуги в области кредитования. Кроме того, условия предоставления скидок потребителям также вводит потребителей в заблуждение, поскольку потребитель рекламного продукта лишен возможности при восприятии указанной рекламы узнать, что скидки распространяются ограниченное время и (или) при выполнении условий приобретения товаров.

Так, Гражданским кодексом Российской Федерации определен порядок заключения договора купли-продажи и основных используемых при его подписании понятий (глава 30 ГК РФ). Однако понятие скидки кодекс не содержит. Также нет четкого их определения и в Налоговом кодексе. Исходя из сложившейся в гражданском обороте практики, можно вывести следующие определение понятию «Скидка» - это уменьшение продавцом цены товара по сравнению с обычно применяемыми им ценами.

Предоставление скидок потребителям является одним из способов продвижения товаров, работ, услуг на рынке. Возможность получения скидок стимулирует потребителей товара к покупке именно у этого продавца товара.
Условно предоставляемые покупателям скидки можно разделить на скидки, предоставляемые в зависимости от условий покупки товара (при покупке определенного объема товара; в зависимости от размера оплаты; при покупке новых видов товаров и т.д.), скидки в зависимости от категории потребителей (предоставляемые юридическим, физическим лицам или определенным слоям населения) и скидки в зависимости от времени их предоставления.

В целях недопущения нарушения прав потребителей при предоставлении хозяйствующими субъектами потребителям скидок необходимо указать сведения об условиях получения потребителем скидки на товар (услугу), в том числе, о том, что скидки на товары (услуги) распространяются ограниченное время (неограниченное время) и (или) при выполнении условий для получения скидок.

Таким образом, рассматриваемая реклама направлена на формирование у потребителей желания приобрести товар у ООО «Альф», поэтому существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы.

Отсутствие каких-либо сведений о лице, предоставляющем услуги по кредитованию и об условиях получения скидок при покупке товаров (услуг) реализуемых ООО «Альф», может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение приобрести рекламируемые товары (услуги).

Таким образом, содержание рекламы не содержит сведений о том, какая именно организация предоставляет услуги по кредитованию, что нарушает  требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе. Кроме того, отсутствующая в рассматриваемой рекламе информация о лице предоставляющем финансовую услугу и об условиях получения скидок потребителями является существенной, поскольку вводит в заблуждение потребителей рекламы, что является нарушением части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Законом о рекламе определены понятия «рекламодатель» и «рекламораспространитель». В соответствии с пунктами 5, 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Комиссия приходит к выводу, что  в соответствии с требованием пункта 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем спорной рекламы является ООО «Альф», так как доводы законного представителя ООО «Альф», что общество не распространяло рекламу посредством рекламных листовок на территории г.Кызыла, несостоятельны, в виду того, что в материалы дела представлена Выписка из Единого государственного реестра от 07.08.2012г., в которой контактный номер телефона указанный в рекламной листовке соответствует телефону, указанному при государственной регистрации юридического лица в налоговом органе. Следовательно, лицом, определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы является ООО «Альф».

ООО «Альф» в материалы дела не представлены иных сведений и документов для установления рекламораспространителя, кроме письменного пояснения, в котором ООО «Альф» отрицает факт распространения рекламных листовок с признаками нарушения Закона о рекламе на территории г.Кызыла.

Таким образом, оценив имеющиеся в деле доказательства, Комиссия приходит к выводу, что содержание рекламы не содержит сведений о том, какая именно организация предоставляет услуги по кредитованию, чем нарушает  требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе. Отсутствующая в рассматриваемой рекламе информация о лице, предоставляющем финансовую услугу и об условиях получения скидок потребителями является существенной, поскольку вводит в заблуждение потребителей рекламы, что является также нарушением части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Руководствуясь статьёй 16, статьёй 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:
 

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Альф» следующего содержания: «ООО «АльФ»  ПОЛЫ НАЛИВНЫЕ 3D ДЕКОРАТИВНЫЕ  КРЕДИТ СКИДКИ  40 лет ГАРАНТИЯ  8-902-911-66-25 8(3902) 26-24-49», распространявшейся на территории г.Кызыла в виде рекламных листовок, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38- ФЗ «О рекламе».

2. В связи с тем, что распространение рекламной листовки на территории г.Кызыла до вынесения настоящего Решения по делу не выявлено предписание ООО «Альф» не выдавать.  

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновных лиц

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

 

 

Председатель Комиссии                                                              Ф.А. Хаджиев

 

Члены Комиссии                                                                          В.А. Сорвачева         

                                                   

                                                                                                    А.Т. Хитаришвили

 

                                                                                                     Ш.Т. Тулуш                                                                    

 

stdClass Object ( [vid] => 7780 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу №04-04-02/19-12 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7780 [type] => solution [language] => ru [created] => 1354779708 [changed] => 1368706914 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368706914 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

по делу  №04-04-02/19-12

 

19 октября 2012 года                                                                                    г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 05 октября 2012 года

Решение изготовлено в полном объеме 19 октября 2012 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по рассмотрению дела №04-04-02/23-12 по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии: Хаджиева Ф.А. – заместителя руководителя - начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России);

Членов Комиссии:

Сорвачевой В.А. - начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;

Хитаришвили А.Т. – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;

Тулуш Ш.Т. – специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

рассмотрев дело по факту распространения рекламной листовки с признаками нарушения требований части 1 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя ООО «Альф» (ООО «Альф» извещено по электронной почте ooo-alif2012@yandex.ru 19.09.2012г.),

 

УСТАНОВИЛА:

Тывинским УФАС России выявлено распространение рекламной листовки на территории г.Кызыла следующего содержания: «ООО «АльФ»  ПОЛЫ НАЛИВНЫЕ 3D ДЕКОРАТИВНЫЕ  КРЕДИТ СКИДКИ  40 лет ГАРАНТИЯ  8-902-911-66-25 8(3902) 26-24-49». При этом, рассматриваемая реклама, распространявшаяся в виде листовки, содержит предложение, обращенное к неопределенному кругу лиц, о предоставлении кредита. Однако в рекламе отсутствуют указания на конкретное лицо, ее предоставляющее. Кроме того, часть существенной информации в рассматриваемой рекламе о лице, предоставляющего услуги по кредитованию и об условиях получения скидок потребителями отсутствует, в результате чего потребитель лишен возможности ее получения в полном объеме.

Определением от 20.08.2012г. в отношении ООО «Альф» возбуждено дело №04-04-02/19-12 по признакам нарушения требований Закона о рекламе.

Законный представитель ООО «Альф» до рассмотрения дела представил письменное пояснение, в котором отрицает факт распространения рекламной листовки на территории г.Кызыла, в связи с чем договора и платежные документы предоставить не имеет возможности. Кроме того, представитель ООО «Альф» указал на то, что рассматриваемое дело является актом недобросовестной конкуренции.

Комиссия по рассмотрению дела по признакам нарушения Закона о рекламе рассмотрев письменное пояснение законного представителя ООО «Альф» приходит к следующим выводам.

В силу статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5 Закона).

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Комиссией по рассмотрению дела по признакам нарушения Закона о рекламе установлено, что рассматриваемая информация, распространяемая в виде листовки, имеет все необходимые признаки рекламы. Кроме того, к рассматриваемой рекламе предъявляются требования статьи 28 Закона о рекламе (статья 28 Закона о рекламе реклама финансовых услуг).

Реклама финансовых услуг подчинена правилам статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

При этом под финансовой услугой в действующем антимонопольном законодательстве понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В силу статьи 4 Закона о рекламе отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим законом о рекламе и иными федеральными законами.

Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами главы 42 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в которой установлено несколько видов кредитования: банковский, товарный и коммерческий.

В соответствии с частью 1 статьи 819 ГК РФ, под кредитом понимают обязательства по предоставлению денежных средств (кредита) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Исходя из статьи 822 ГК РФ, предусмотрено заключение договора товарного кредита между сторонами, предусматривающее обязанности одной стороны предоставление другой стороне вещей, определенных родовыми признаками.

В силу статьи 823 ГК РФ, договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг (коммерческий кредит).

При этом товарный и коммерческий кредиты могут предоставляться и не финансовыми организациями.

Таким образом, исходя из правовых норм, следует, что кредит является финансовой услугой. Следовательно, указание реквизитов организации, предоставляющей услуги по кредиту (финансовой услуги), является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Отсутствующая в рассматриваемой рекламе информация является существенной, поскольку ее отсутствие может ввести в заблуждение потребителей относительно лица, предоставляющего услуги в области кредитования. Кроме того, условия предоставления скидок потребителям также вводит потребителей в заблуждение, поскольку потребитель рекламного продукта лишен возможности при восприятии указанной рекламы узнать, что скидки распространяются ограниченное время и (или) при выполнении условий приобретения товаров.

Так, Гражданским кодексом Российской Федерации определен порядок заключения договора купли-продажи и основных используемых при его подписании понятий (глава 30 ГК РФ). Однако понятие скидки кодекс не содержит. Также нет четкого их определения и в Налоговом кодексе. Исходя из сложившейся в гражданском обороте практики, можно вывести следующие определение понятию «Скидка» - это уменьшение продавцом цены товара по сравнению с обычно применяемыми им ценами.

Предоставление скидок потребителям является одним из способов продвижения товаров, работ, услуг на рынке. Возможность получения скидок стимулирует потребителей товара к покупке именно у этого продавца товара.
Условно предоставляемые покупателям скидки можно разделить на скидки, предоставляемые в зависимости от условий покупки товара (при покупке определенного объема товара; в зависимости от размера оплаты; при покупке новых видов товаров и т.д.), скидки в зависимости от категории потребителей (предоставляемые юридическим, физическим лицам или определенным слоям населения) и скидки в зависимости от времени их предоставления.

В целях недопущения нарушения прав потребителей при предоставлении хозяйствующими субъектами потребителям скидок необходимо указать сведения об условиях получения потребителем скидки на товар (услугу), в том числе, о том, что скидки на товары (услуги) распространяются ограниченное время (неограниченное время) и (или) при выполнении условий для получения скидок.

Таким образом, рассматриваемая реклама направлена на формирование у потребителей желания приобрести товар у ООО «Альф», поэтому существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы.

Отсутствие каких-либо сведений о лице, предоставляющем услуги по кредитованию и об условиях получения скидок при покупке товаров (услуг) реализуемых ООО «Альф», может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение приобрести рекламируемые товары (услуги).

Таким образом, содержание рекламы не содержит сведений о том, какая именно организация предоставляет услуги по кредитованию, что нарушает  требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе. Кроме того, отсутствующая в рассматриваемой рекламе информация о лице предоставляющем финансовую услугу и об условиях получения скидок потребителями является существенной, поскольку вводит в заблуждение потребителей рекламы, что является нарушением части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Законом о рекламе определены понятия «рекламодатель» и «рекламораспространитель». В соответствии с пунктами 5, 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Комиссия приходит к выводу, что  в соответствии с требованием пункта 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем спорной рекламы является ООО «Альф», так как доводы законного представителя ООО «Альф», что общество не распространяло рекламу посредством рекламных листовок на территории г.Кызыла, несостоятельны, в виду того, что в материалы дела представлена Выписка из Единого государственного реестра от 07.08.2012г., в которой контактный номер телефона указанный в рекламной листовке соответствует телефону, указанному при государственной регистрации юридического лица в налоговом органе. Следовательно, лицом, определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы является ООО «Альф».

ООО «Альф» в материалы дела не представлены иных сведений и документов для установления рекламораспространителя, кроме письменного пояснения, в котором ООО «Альф» отрицает факт распространения рекламных листовок с признаками нарушения Закона о рекламе на территории г.Кызыла.

Таким образом, оценив имеющиеся в деле доказательства, Комиссия приходит к выводу, что содержание рекламы не содержит сведений о том, какая именно организация предоставляет услуги по кредитованию, чем нарушает  требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе. Отсутствующая в рассматриваемой рекламе информация о лице, предоставляющем финансовую услугу и об условиях получения скидок потребителями является существенной, поскольку вводит в заблуждение потребителей рекламы, что является также нарушением части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Руководствуясь статьёй 16, статьёй 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:
 

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Альф» следующего содержания: «ООО «АльФ»  ПОЛЫ НАЛИВНЫЕ 3D ДЕКОРАТИВНЫЕ  КРЕДИТ СКИДКИ  40 лет ГАРАНТИЯ  8-902-911-66-25 8(3902) 26-24-49», распространявшейся на территории г.Кызыла в виде рекламных листовок, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38- ФЗ «О рекламе».

2. В связи с тем, что распространение рекламной листовки на территории г.Кызыла до вынесения настоящего Решения по делу не выявлено предписание ООО «Альф» не выдавать.  

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновных лиц

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

 

 

Председатель Комиссии                                                              Ф.А. Хаджиев

 

Члены Комиссии                                                                          В.А. Сорвачева         

                                                   

                                                                                                    А.Т. Хитаришвили

 

                                                                                                     Ш.Т. Тулуш                                                                    

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

по делу  №04-04-02/19-12

 

19 октября 2012 года                                                                                    г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 05 октября 2012 года

Решение изготовлено в полном объеме 19 октября 2012 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по рассмотрению дела №04-04-02/23-12 по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии: Хаджиева Ф.А. – заместителя руководителя - начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России);

Членов Комиссии:

Сорвачевой В.А. - начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;

Хитаришвили А.Т. – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;

Тулуш Ш.Т. – специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

рассмотрев дело по факту распространения рекламной листовки с признаками нарушения требований части 1 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя ООО «Альф» (ООО «Альф» извещено по электронной почте ooo-alif2012@yandex.ru 19.09.2012г.),

 

УСТАНОВИЛА:

Тывинским УФАС России выявлено распространение рекламной листовки на территории г.Кызыла следующего содержания: «ООО «АльФ»  ПОЛЫ НАЛИВНЫЕ 3D ДЕКОРАТИВНЫЕ  КРЕДИТ СКИДКИ  40 лет ГАРАНТИЯ  8-902-911-66-25 8(3902) 26-24-49». При этом, рассматриваемая реклама, распространявшаяся в виде листовки, содержит предложение, обращенное к неопределенному кругу лиц, о предоставлении кредита. Однако в рекламе отсутствуют указания на конкретное лицо, ее предоставляющее. Кроме того, часть существенной информации в рассматриваемой рекламе о лице, предоставляющего услуги по кредитованию и об условиях получения скидок потребителями отсутствует, в результате чего потребитель лишен возможности ее получения в полном объеме.

Определением от 20.08.2012г. в отношении ООО «Альф» возбуждено дело №04-04-02/19-12 по признакам нарушения требований Закона о рекламе.

Законный представитель ООО «Альф» до рассмотрения дела представил письменное пояснение, в котором отрицает факт распространения рекламной листовки на территории г.Кызыла, в связи с чем договора и платежные документы предоставить не имеет возможности. Кроме того, представитель ООО «Альф» указал на то, что рассматриваемое дело является актом недобросовестной конкуренции.

Комиссия по рассмотрению дела по признакам нарушения Закона о рекламе рассмотрев письменное пояснение законного представителя ООО «Альф» приходит к следующим выводам.

В силу статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5 Закона).

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Комиссией по рассмотрению дела по признакам нарушения Закона о рекламе установлено, что рассматриваемая информация, распространяемая в виде листовки, имеет все необходимые признаки рекламы. Кроме того, к рассматриваемой рекламе предъявляются требования статьи 28 Закона о рекламе (статья 28 Закона о рекламе реклама финансовых услуг).

Реклама финансовых услуг подчинена правилам статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

При этом под финансовой услугой в действующем антимонопольном законодательстве понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В силу статьи 4 Закона о рекламе отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим законом о рекламе и иными федеральными законами.

Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами главы 42 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в которой установлено несколько видов кредитования: банковский, товарный и коммерческий.

В соответствии с частью 1 статьи 819 ГК РФ, под кредитом понимают обязательства по предоставлению денежных средств (кредита) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Исходя из статьи 822 ГК РФ, предусмотрено заключение договора товарного кредита между сторонами, предусматривающее обязанности одной стороны предоставление другой стороне вещей, определенных родовыми признаками.

В силу статьи 823 ГК РФ, договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг (коммерческий кредит).

При этом товарный и коммерческий кредиты могут предоставляться и не финансовыми организациями.

Таким образом, исходя из правовых норм, следует, что кредит является финансовой услугой. Следовательно, указание реквизитов организации, предоставляющей услуги по кредиту (финансовой услуги), является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Отсутствующая в рассматриваемой рекламе информация является существенной, поскольку ее отсутствие может ввести в заблуждение потребителей относительно лица, предоставляющего услуги в области кредитования. Кроме того, условия предоставления скидок потребителям также вводит потребителей в заблуждение, поскольку потребитель рекламного продукта лишен возможности при восприятии указанной рекламы узнать, что скидки распространяются ограниченное время и (или) при выполнении условий приобретения товаров.

Так, Гражданским кодексом Российской Федерации определен порядок заключения договора купли-продажи и основных используемых при его подписании понятий (глава 30 ГК РФ). Однако понятие скидки кодекс не содержит. Также нет четкого их определения и в Налоговом кодексе. Исходя из сложившейся в гражданском обороте практики, можно вывести следующие определение понятию «Скидка» - это уменьшение продавцом цены товара по сравнению с обычно применяемыми им ценами.

Предоставление скидок потребителям является одним из способов продвижения товаров, работ, услуг на рынке. Возможность получения скидок стимулирует потребителей товара к покупке именно у этого продавца товара.
Условно предоставляемые покупателям скидки можно разделить на скидки, предоставляемые в зависимости от условий покупки товара (при покупке определенного объема товара; в зависимости от размера оплаты; при покупке новых видов товаров и т.д.), скидки в зависимости от категории потребителей (предоставляемые юридическим, физическим лицам или определенным слоям населения) и скидки в зависимости от времени их предоставления.

В целях недопущения нарушения прав потребителей при предоставлении хозяйствующими субъектами потребителям скидок необходимо указать сведения об условиях получения потребителем скидки на товар (услугу), в том числе, о том, что скидки на товары (услуги) распространяются ограниченное время (неограниченное время) и (или) при выполнении условий для получения скидок.

Таким образом, рассматриваемая реклама направлена на формирование у потребителей желания приобрести товар у ООО «Альф», поэтому существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы.

Отсутствие каких-либо сведений о лице, предоставляющем услуги по кредитованию и об условиях получения скидок при покупке товаров (услуг) реализуемых ООО «Альф», может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение приобрести рекламируемые товары (услуги).

Таким образом, содержание рекламы не содержит сведений о том, какая именно организация предоставляет услуги по кредитованию, что нарушает  требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе. Кроме того, отсутствующая в рассматриваемой рекламе информация о лице предоставляющем финансовую услугу и об условиях получения скидок потребителями является существенной, поскольку вводит в заблуждение потребителей рекламы, что является нарушением части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Законом о рекламе определены понятия «рекламодатель» и «рекламораспространитель». В соответствии с пунктами 5, 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Комиссия приходит к выводу, что  в соответствии с требованием пункта 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем спорной рекламы является ООО «Альф», так как доводы законного представителя ООО «Альф», что общество не распространяло рекламу посредством рекламных листовок на территории г.Кызыла, несостоятельны, в виду того, что в материалы дела представлена Выписка из Единого государственного реестра от 07.08.2012г., в которой контактный номер телефона указанный в рекламной листовке соответствует телефону, указанному при государственной регистрации юридического лица в налоговом органе. Следовательно, лицом, определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы является ООО «Альф».

ООО «Альф» в материалы дела не представлены иных сведений и документов для установления рекламораспространителя, кроме письменного пояснения, в котором ООО «Альф» отрицает факт распространения рекламных листовок с признаками нарушения Закона о рекламе на территории г.Кызыла.

Таким образом, оценив имеющиеся в деле доказательства, Комиссия приходит к выводу, что содержание рекламы не содержит сведений о том, какая именно организация предоставляет услуги по кредитованию, чем нарушает  требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе. Отсутствующая в рассматриваемой рекламе информация о лице, предоставляющем финансовую услугу и об условиях получения скидок потребителями является существенной, поскольку вводит в заблуждение потребителей рекламы, что является также нарушением части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Руководствуясь статьёй 16, статьёй 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:
 

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Альф» следующего содержания: «ООО «АльФ»  ПОЛЫ НАЛИВНЫЕ 3D ДЕКОРАТИВНЫЕ  КРЕДИТ СКИДКИ  40 лет ГАРАНТИЯ  8-902-911-66-25 8(3902) 26-24-49», распространявшейся на территории г.Кызыла в виде рекламных листовок, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38- ФЗ «О рекламе».

2. В связи с тем, что распространение рекламной листовки на территории г.Кызыла до вынесения настоящего Решения по делу не выявлено предписание ООО «Альф» не выдавать.  

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновных лиц

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

 

 

Председатель Комиссии                                                              Ф.А. Хаджиев

 

Члены Комиссии                                                                          В.А. Сорвачева         

                                                   

                                                                                                    А.Т. Хитаришвили

 

                                                                                                     Ш.Т. Тулуш                                                                    

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-04-02/19-12 [format] => [safe_value] => 04-04-02/19-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-06 07:40:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-10-19 07:40:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1354779708 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тывинское УФАС России )