Последствия антимонопольной беспомощности?

Сфера деятельности: Розничная торговля

В 2014 году Управление антимонопольной службы по РТ (УФАС) заявляло, что контролирует рост цен на продукты питания. В 2015 году ведомство уже просто констатировало их полет. С высокой стоимостью угля антимонопольщики, видимо, тоже ничего не могут сделать. Безоружны они и в ситуациях, когда топливо стремительно дорожает.

Чем же занято УФАС, может, у него другие заботы? Такой вопрос опять возник, когда в «Плюс Информ» пришло напоминание, что нужно оплатить штраф в 300 тысяч рублей. Штраф за два невышедших смс-объявления. Интересно, связано ли это самое напоминание с публикацией в еженедельнике материала о полете цен в Туве, после которого возникает много вопросов к работе Управления? Этакая «черная метка», которая предупреждает, что не нужно разбираться в том, в чем не следует?

«Убийство штрафами»

Образно говоря, уже давно складывается такое впечатление, что УФАС со сбитым прицелом «охотится» на нарушителей. Его «пули-штрафы» летят не туда и не в тех. А может, это делается преднамеренно, ведь имитацию активности кто-то, да и примет за саму активность?

Есть сомнения, что от этого будет толк, но в который раз хотелось бы напомнить: УФАС призвано помогать в развитии предпринимательства. Также оно должно защищать потребителей от спекуляций. Если антимонопольщики хотят узнать, что думают жители Тувы о такой защите, пусть пройдутся по торговым точкам. Там они смогут узнать о себе много нового, особенно, когда граждане видят, что продукты опять подорожали.

Что касается антимонопольной помощи в развитии честного бизнеса в регионе, то с этим направлением тоже все очень туманно. Вот, например, «Плюс Информ» в очередной раз был оштрафован на астрономическую сумму в 300 тысяч рублей. Повод – два невышедших смс-объявления, за которые было заплачено в общей сложности 30 рублей (без учета НДС). Прибыль у еженедельника за них могла бы составить всего 12 рублей, не учитывая все тот же НДС.

Согласно закону, минимальное наказание по вменяемой статье (часть первая ст. 14.3) составляет 100 тысяч рублей. Но еженедельник попросили заплатить втрое больше. Соизмеримо ли это с ущербом гражданина, пожаловавшегося в УФАС?

Небольшие сбои в работе случаются в каждой организации, но если за каждый из них будут целенаправленно требовать по 300 тысяч рублей, то за несколько месяцев можно разрушить то, что создавалось годами. Сомнительная помощь предпринимателям.

Нарушения грубее, штрафы – меньше

Может, и в других регионах федеральная антимонопольная служба так лютует? В сети ищем сообщения о штрафах за нарушения рекламного законодательства по части 1 статьи 14.3. Берем первые сообщения, которые выдала поисковая система. И вот, что узнаем.

Например, в Хабаровске за наружную рекламу алкоголя местное ООО было оштрафовано на 100 тысяч рублей. А одна из крупнейших в России компаний по продаже бытовой техники в Нижегородской области получила те же 100 тысяч рублей наказания за то, что в комплекте к пылесосам не было щеток для мойки окон, что противоречило рекламной информации.

Или, вот – в Нижнем Новгороде аптечная сеть в рекламе соврала о низких ценах, когда на деле они оказались выше, чем у конкурентов. Угадайте, каков был размер штрафа…все те же 100 тысяч рублей.

В случае же с «Плюс Информом» проходится выплатить 300 тысяч за два смс-объявления. А ведь еженедельник не аптечная сеть и не крупный продавец мебели. Да и допущенное нарушение не сравнить с выше перечисленными. А все равно, наказание втрое больше. Не находите ли это уж больно подозрительным?

Странное заявление

Кроме того, не очень понятным выглядит поведение самой заявительницы, у которой не вышли два объявления. Первое сообщение она отправила 1 декабря 2012 года, а второе уже 3 января 2013 года. То есть ждала больше месяца и не обращалась в еженедельник с претензией. Хотя в подобных случаях, число которых можно по пальцам пересчитать, читатели приходили в редакцию. Если бы также поступила и заявительница сразу после первой неудачи, то ей бы объяснили, что объявление носит коммерческий характер и размещается только на платной основе. Кстати, разъяснительная информация об этом в то время была размещена и на страницах «Плюс Информа».

Но женщина почему-то не стала разбираться в ситуации, а подождала месяц, чтобы повторить свою первую попытку. Не находите такое поведение странным? После прочитанного кто-то даже может подумать, что это «заказная жалоба», но все-таки хочется верить в объективность УФАС. Несмотря на то, что, в свете событий, связанных с деятельностью антимонопольной службы в Туве, от этой веры уже почти ничего и не осталось.

Ветряные мельницы

Штрафы умопомрачительных размеров для «Плюс Информа» со стороны антимонопольщиков – это лишь один из непонятных эпизодов в их работе. Если же проанализировать деятельность местного УФАС за последние годы, то можно очень многое понять. Например, вспомнить, как известный литературный герой Дон Кихот сражался с ветряными мельницами, хотя мог направить свою энергию и фантазию на дела, полезные для общества.

Но в Туве в эти самые ветряные мельницы нередко превращаются скромные юридические лица. Достаточно вспомнить, как УФАС пыталось впаять 300 тысяч рублей штрафа одному небольшому сельскохозяйственному кооперативу только за то, что им в срок был не исполнен запрос. Штраф мог запросто погубить СПК, но, к счастью, суд отменил наказание, признав его незаконным.

Наблюдение за подорожанием

Наверное, во времена, когда в Туве то продукты, то бензин, то уголь, а то и все вместе взлетают в цене, легче всего обращать внимание на отдельно взятый еженедельник или кооператив. Иначе, чем объяснишь молчание УФАС по поводу возможных спекуляций?

Для примера возьмем подорожание продовольствия. В октябре 2014 года антимонопольная служба Тувы заявляла, что контролирует цены на продукты питания в республике. Позже она уже контролировала их рост. А в 2015 году лишь констатирует этот самый рост, как бы говоря, что тоже знает о нем. Хотя знание без принятых мер в этом случае не имеет никакой ценности. Зачем дублировать работу «Тывастата» и Минэкономики?

Неужели это полное бессилие? И не приведет ли это бессилие к поиску новой цели в виде небольшого предприятия или организации, на которых можно выместить свою злобу? По принципу - не хочешь, чтобы зайцы поняли, что ты не можешь защитить их от волка, расправься с ними. А потом раструби на весь лес о своей победе.

О поражениях - ни слова

Кстати, про эти самые победы УФАС очень охотно рассказывает на своем сайте (к слову за последние полгода их было немного). А о поражениях – ни слова. Правильно, зачем. Но жители республики-то не дураки и видят, что происходит. Со своими жалобами они часто обращаются в редакцию «Плюс Информа».

Например, у граждан нет предела возмущению по поводу подорожания угля. Судебная тяжба антимонопольщиков с «Тувинской горнорудной компанией», казалось, длилась бесконечно. В итоге этот надзорный орган потерпел разгромное поражение. О нем, конечно УФАС не стало рассказывать широкой общественности. Но жители республики могут не переживать, ведь, скорее всего, данное Управление следит за ростом цен на местный уголек. Просто следит.

А чего стоит история во времена бензинового кризиса в Туве 2009 года. Например, за литр Аи-92 тогда на некоторых АЗС приходилось отдавать 50 рублей. О такой космической цене через федеральные каналы и информационные агентства узнала вся страна. УФАС успокаивало людей, заверяя, что разберется. Но подозреваемые в спекуляциях остались без должного наказания, зато хорошо нажились.

Кстати, с этими событиями связана одна интересная история. Еженедельник писал о ней в 2011 году. Когда у руководителя республиканского Управления Федеральной антимонопольной службы Ольги Долгих спросили, какое наказание понесут спекулянты из числа местных «бензиновых королей», она обвинила в медленной работе «Почту России». Якобы именно поэтому разбирательство затягивалось.

Руководство республиканского филиала ФГУП «Почта России» было шокировано таким заявлением, назвав его необоснованным. Оно потребовало доказательств и пригрозило судом. Кроме того, сообщило, что УФАС в лице О. Долгих услугами «Почты России» не пользовалось. Доставку корреспонденции Управления антимонопольной службы производило ООО «Кызыльский курьер», договор с которым антимонопольщики заключили без проведения торгов и конкурсов. Скандальчик, однако!

Теперь вот история с «золотыми» продуктами. Возможно, с ростом цен на них УФАС тоже не сможет или не захочет совладать. По крайней мере, пока о возбуждении хотя бы одного дела ничего не сообщалось. А «Плюс Информ» продолжает ждать от антимонопольной службы комментария на эту тему. Но, если предположить, что ничего не делается, то и рассказывать нечего.

За хорошую работу не увольняют

По неофициальной информации, Ольга Долгих отправлена в отставку. На сайте УФАС в декабре 2014 года вышла новость, в ней говорилось о круглом столе, в котором принял участие Феликс Хаджиев в статусе и.о. руководителя Управления. На этом же портале в разделе «руководство» размещена лишь фотография все того же Феликса Хаджиева и некоторые биографические сведения о нем.

Если предположить, что Долгих действительно уволили, то ничего необычного в этом нет. Такое решение напрашивалось давно. Ведь нельзя вечно заниматься тем, что походит на преследование малого бизнеса и вымещение злобы на нем за свои большие поражения. Тут даже не спасет констатация повсеместного роста цен, выдаваемая за работу.

А. Чудов, специально для «Плюс Информа»