Порядок обращения заказчиков в антимонопольный орган в целях включения в реестр недобросовестных поставщиков при размещении заказов обсуждался Тывинским УФАС России на семинаре – совещании…

Порядок обращения заказчиков в антимонопольный орган в целях включения в реестр недобросовестных поставщиков при размещении заказов обсуждался  Тывинским УФАС России на семинаре – совещании…

 

14 ноября  в Тывинском УФАС  России  прошел семинар-совещание на тему: «Порядок обращения заказчиков в антимонопольный орган в целях включения в реестр недобросовестных поставщиков при размещении заказов»,   организатором которого выступило Тывинское УФАС России.

В семинаре приняли участие более 20 представителей муниципальных образований, органов власти, государственных и муниципальных заказчиков.

Данное мероприятие на сегодняшний день актуально, т.к. цель заключалась не только в  разъяснении  норм законодательства о размещении заказов в части включения недобросовестных поставщиков в реестр, но и предупреждении нарушений Федерального законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд со стороны заказчиков.

Основным докладчиком выступил  главный государственный инспектор  отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти – Айдыс Ооржак. Он дал разъяснение норм статьи 19 Закона  о размещении заказа  с приведением примеров судебной практики.

 Детально остановился  на обязанности контролирующего органа, в случае отсутствия документов, свидетельствующих об отказе участника размещения заказа от заключения контракта,  осуществлении в течение 10 рабочих дней  проверки факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта.

Исходя из положений статьи 19 Закона о размещении заказов реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения заказа обязательств.  Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного  2-х годичного срока в  размещении заказа.
        Таким образом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты заказчиков от действительно недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). При разрешении вопроса о недобросовестности участника размещения заказа необходимы доказательства его вины.
          Антимонопольными органами при установлении вины учитываются  факты  нарушения срока подписания участником размещения заказа контракта, а также своевременной передачи заказчику обеспечения исполнения контракта, отсутствие технической возможности участника размещения заказа своевременно подписать контракт, с подтверждающими доказательствами.

В завершении главный государственный инспектор  А.Ооржак  добавил, что с 01 января 2014 года вступает в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" вместо действующего Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Новым федеральным законом о контрактной системе ведения реестра недобросовестных поставщиков предусмотрено статьей 104 указанного закона и процедура остается такой же как в действующем на сегодняшний момент Закона о размещении заказов.

С кратной информацией о сложившейся практики  и статистики  обращений заказчиков  и включений в реестр недобросовестных поставщиков продолжила специалист-эксперт  отдела контроля размещения государственного   заказа и антимонопольного контроля   органов государственной власти Саманта Хайын.

Она представила наглядно в виде  слайдов статистику включения поставщиков в реестр, нарушивших условия контракта или уклонившихся от заключения контракта по результатам торгов. В Тывинском УФАС России практика сложилась следующим образом: в 2012 году было рассмотрено всего 14 обращений о включении в РНП, в результате рассмотрения которых 8 поставщиков включены в реестр, не включено 6. За 10 месяцев  2013 года  рассмотрено 7 обращений, в результате рассмотрения которых принято решение о включении в реестр 3 поставщиков, 4 обращения заказчиков признаны необоснованными. Динамика складывается в сторону уменьшения количества обращений  заказчиков о включении в РНП, возможно участники размещения заказов стали более добросовестными.

После терпеливого прослушивания информации и просмотра нескольких слайдов о практике Тывинского УФАС России по вопросу включения недобросовестных поставщиков в реестр  на основании обращений государственных и муниципальных  заказчиков, зал активно вступил в  дебаты. Представителями администраций Улуг-Хемского, Пий-Хемского,  Тес-Хемского, Чеди-Хольского районов, Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва, заданы вопросы:  на которые сразу предоставлены устные разъяснения сотрудников управления (О.Долгих, А. Ооржак).

Были вынесены на обсуждение наиболее интересуемые вопросы, такие как в какой срок  следует направлять обращения в управление, будет ли являться  нарушением закона при согласовании с поставщиком продление срока исполнения контракта, обязательно ли представлять решение суда в случае расторжения контракта. На все   заданные вопросы руководителем управления и специалистами даны полные, объективные ответы.

  Не обошелся без внимания и новый закон «О Федеральной контрактной системе», в активный диалог  подключилась  начальник Департамента государственных закупок Минифина республики, как представитель уполномоченного органа при размещении заказов Урана Смоленцева, которая успокоила заказчиков, что больших перемен не предвидится, но стоит обратить внимание на новый способ закупок товаров, работ, услуг в форме предложения поставщикам.

  В любом случае, все участники семинара – совещания остались довольны данным мероприятием, так как такие встречи-обсуждения актуальны и полезны в работе.  По результатам мини-семинара представители администраций выразили пожелание о проведении подобного мероприятия по разъяснению положений нового Федерального закона о контрактной системе, который вступает в действие с 01 января 2014 года и в основном специалисты  администраций районов  слабо владеют  ситуацией с переходом на новые требования закона о закупках.

         Подводя итоги мероприятия руководитель Тывинского УФАС России – Ольга Долгих отметила: «Нам представилась возможность более детально обсудить вопросы законодательства о размещения заказа по определенной тематике, сотрудникам Управления определиться в дальнейших действиях в этой сфере, возложенных государственных полномочий, прошу соблюдать требования федерального законодательства государственными и муниципальными заказчиками, не допускать нарушений,  в частности ограничения круга участников торгов, а также принятию мер по недопущению со стороны поставщиков, подрядчиков, исполнителей работ, услуг в соответствии с действующим законодательством  недобросовестности в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг  и строго соблюдать сроки обращения в антимонопольный орган по включению в реестр недобросовестных поставщиков. Нам необходимо совместно нацелить себя на переход к новому закону о Федеральной контрактной системе, больших изменений не планируется при закупках товаров, работ, услуг, но тем немее советую всем заказчикам обратить внимание на требования закона, изучить детального его, так как будет приято еще достаточно большое количество подзаконных актов  Правительства Российской Федерации, в том числе и по разделению полномочий по осуществлению контрольных функций». Поблагодарила за активное участие в обсуждении  вопросов семинара.