19 февраля 2013 года Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва подвело итоги своей деятельности за 2012 год и наметило задачи на 2013 год…

 

  2012 год для Тывинского УФАС России  стал годом более глубокого освоения норм антимонопольного законодательства  в связи с вступлением изменений с 06 января 2012 года, внесенных третьим антимонопольным пакетом, тем самым вызваны некоторые  изменения и в осуществлении контроля  за действиями хозяйствующих субъектов и органов власти.

  Основные цели деятельности управления  были и остаются прежними- создание условий для развития  конкуренции, контроль  естественных монополий, в том числе раскрытие стандартов информации в сфере электроэнергетики, пресечение антиконкурентного вмешательства органов власти в функционирование  рынков, снижение  коррупционных рисков при  размещении государственных и муниципальных заказов, контроль за закупками   товаров отдельными юридическими лицами, контроль за размещением рекламы.

  Как отметила руководитель управления Ольга Долгих, за отчетный период 2012 года Тывинским УФАС России рассмотрено  216 письменных заявлений,  обращений, жалоб.  Управлением проведено 157 плановых и внеплановых поверок по заявлениям,  жалобам. По результатам обращений и проведенных проверок возбуждено 64  дела по нарушениям антимонопольного законодательства, 28 дел по нарушениям закона о рекламе,  64 жалобы признаны обоснованными по нарушениям законодательства о размещении заказов из 136 поступивших жалоб, возбуждено 299 дел об административных правонарушениях, с вынесением постановлений о назначении административных штрафов по 265 делам, 5 административных дел передано на рассмотрение суда.  Наложено административных штрафов на 21,5 млн. рублей, взыскано в бюджеты разного уровня 8,4 млн. рублей, в том числе в республиканский бюджет и бюджеты муниципальных образований – более 2,0 млн.руб., привлечено к административной ответственности 146 должностных лиц и 41 юридическое лицо.

  По сравнению с 2011 годом растет  как количество жалоб, так и  количество выявленных нарушений.  В отличие от других регионов в республике главными нарушителя  являются хозяйствующие субъекты более 55 % всех нарушений и оставшаяся доля  приходится на нарушения органов власти.

  Также в 2012 году впервые применена мера взыскания незаконно полученного дохода  от предпринимательской деятельности с нарушением антимонопольного законодательства в сумме 35,8 тыс. рублей, допустивших установление монопольно высокой цены на автомобильное топливо, в отношении двух предпринимателей поданы иски в  арбитражный суд о взыскании незаконно полученного дохода на общую сумму 253,3 тыс. рублей.

  В 2012 году в связи с введением нового института предупреждения, Тывинским УФАС России выдано 4 предупреждения хозяйствующим субъектам (ОАО «Кызылская ТЭЦ», ОАО «Тываэнергосбыт», ООО «Водопроводно-канализационные системы», ООО «Тувапечать») о прекращении нарушений антимонопольного законодательства по заявлением, которые в установленный срок исполнены, тем самым смогли избежать возбуждение дел и соответствующих административных наказаний.

  Приоритетным для Тывинского УФАС России в прошедшем году  оставался рынок электро- и теплоснабжения, жилищно-коммунального хозяйства. В этом направлении достигнуты положительные результаты  судебной практики  и  применению административной ответственности  в отношении крупных хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на  рынке оптовой и  розничной продажи электроэнергии, управляющих компаний,  ресурсоснабжающих организаций.

  По словам руководителя управления Ольги Долгих,   характерными видами нарушений антимонопольного законодательства стало установление монопольно высоких цен, ущемление интересов потребителей услуг, введение в оборот товара с незаконным использованием объектов интеллектуальной собственности, предоставление государственных и муниципальных преференций, создание  дискриминационных преимущественных условий отдельным хозяйствующим субъектам, заключение антиконкурентных соглашений.  На протяжении нескольких лет  не снижаются  нарушения органов власти по предоставлению государственной или  муниципальной преференции хозяйствующим субъектам.

- Так, например,  рассматривался актуальный и больной вопрос по цене угля. По результатам рассмотрения заявлений Министерства промышленности и энергетики Республики Тыва  и Службы по тарифам Республики Тыва решением Тывинского УФАС России Общество с ограниченной ответственностью «Тувинская горнорудная компания» было признано нарушившим антимонопольное законодательство в связи с установлением с 01 января 2012 года  монопольно высокой отпускной цены на уголь. Арбитражный суд Республики Тыва поддержал решение и предписание Тывинского УФАС России, но апелляционная инстанция отменила решение арбитражного суда Республики Тыва по  жалобе ООО «Тувинская горнорудная компания»  и признала незаконность решения и предписания Тывинского УФАС России, в настоящее время нами подана жалоба в кассационную  инстанцию. К сожалению,  суды не всегда  понимают логику антимонопольного органа и встают на сторону хозяйствующего субъекта.

  В 2012 году  поступали обращения, связанные с бездействием управляющей компании ООО  УК «Жилсервис» по вводу  приборов учета в эксплуатацию и их дальнейшей эксплуатации. По результатам рассмотрения заявления жителя ООО УК «Жилсервис» было признано нарушившим статью 10 Закона о защите конкуренции, в части  бездействия по заключению договора на эксплуатацию приборов учета, на основании которого выдано предписание об организации эксплуатации индивидуальных приборов учета тепловой энергии, установленных в многоквартирном жилом доме и проведения поверки приборов учета. Решение и предписание  обжаловано в судебном порядке, решением арбитражного суда Республики Тыва  решение и предписание  Тывинского УФАС России признаны законными.

  Что касается контроля в сфере размещения заказов, Тывинским УФАС России рассмотрено 136 жалоб участников размещения заказов на действия государственных  и муниципальных заказчиков, конкурсных, аукционных, котировочных комиссий, что на 130 % больше, чем в 2011 году. По результатам рассмотрения жалоб выдано 59 предписаний об устранении допущенных нарушений законодательства о размещении заказов, 95 % предписаний исполнено. Управлением проведена 21  проверка органов власти, без учета документарных проверок по поступившим жалобам, в ходе которых проверено 249 размещений заказов, из них выявлено с нарушениями  требований законодательства  в 70 % или 175 заказах. В отношении  нарушителей – должностных лиц  возбуждено 128 административных дел, выдано 112 постановлений о наложении административного штрафа на сумму 2,18 млн. рублей, взыскано 1,98 млн. рублей.

  Наиболее распространенными нарушениями в области размещения заказов являются факты нарушения порядка оценки и сопоставления заявок на участие в торгах и нарушение порядка выбора победителя торгов, а также, не установление заказчиком обязательных требований к участникам размещения заказов, установленных законодательством Российской Федерации и утверждение конкурсной, аукционной документации, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательствам Российской Федерации о размещении заказов. Чаще всего встречаются нарушения при размещении заказов на строительство, капитальный ремонт, при оснащении медицинских учреждений медицинским оборудованием.

  Рассмотрено 13  обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков,  по результатам рассмотрения в 6  случаях отказано  в виду  отсутствия оснований,  7 хозяйствующих субъекта  включены в реестр в связи с расторжением контрактов на основании решений суда и уклонения от заключения контракта.  

  В сфере контроля за соблюдением рекламного законодательства установлено 28 нарушений, из которых по поступившим заявлениям   возбуждено  8 дел, остальные 20 дел возбуждены по инициативе управления. По итогам рассмотрения дел управлением выдано 25 предписаний об устранении допущенных нарушений, наложено штрафов на сумму 1,3 млн.руб., из которых в бюджет взыскано 589 тыс. руб. (остальные - находятся в стадии исполнения).

  Наибольшее количество рассмотренных фактов, указывающих на событие правонарушения, традиционно связано с нарушением общих требований, предъявляемых к рекламе. 36 % от всех выявленных нарушений – это отсутствие в рекламе части существенной информации и недостоверная реклама в части потребительских свойств товара и назначении объектов рекламирования. Также большое количество рассмотренных фактов, связано с нарушением требований, предъявляемых к рекламе медицинских услуг (21 % от всех рассмотренных фактов) и финансовых услуг (18 % от всех рассмотренных фактов). Продолжают выявляться нарушения, связанные с рекламой алкогольной продукции, установлены нарушения при размещении рекламы в печатных изданиях без надписи «на правах рекламы».

  В 2012 управлением проанализировано 15 товарных рынков. Более 50 % рынков проанализировано в связи с признаками нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами в рамках возбужденных дел. Постоянная работа ведется по Реестру хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%. В результате проведенной работы в 2012 году исключено – 2 хозяйствующих субъекта, внесены изменения в реестр по 2 хозяйствующим субъектам. По состоянию на 1 января 2013 года в  региональном Реестре состоит 16 хозяйствующих субъектов.

  «Основаниями выявленных нарушений и возбужденных дел в 2012 году Тывинским УФАС России  послужила большая активность граждан,   хозяйствующих субъектов, в частности субъектов малого предпринимательства  и некоторых органов власти  в защите законных прав и интересов, решения социальных вопросов для населения, а также профессиональный рост специалистов управления. Ведь  1 июля 2013 года управление будет отмечать свой небольшой юбилей – 5 –летие  со дня создания в республике территориального органа Федеральной антимонопольной службы», - отметила руководитель управления Ольга Долгих.

  В заключение своего выступления Ольга Долгих заявила: «В целом   в республике практически отсутствует конкуренция на товарных рынках, кроме  торговли, отдельных видов услуг, что соответственно создает благоприятную среду для доминантов, которые злоупотребляют и идут любыми способами на нарушения  ради своей выгоды.  Приоритетными задачами нашего управления на 2013 год  по прежнему остается контроль за монополистами, соблюдением  требований раскрытия  информации сетевыми компаниями в электроэнергетике, операторами связи, тепло- и водоснабжающими организациями, которые обязаны на своих сайтах раскрывать стандарты, актуальным остается контроль за размещением заказа и закупками товаров отдельными юридическими лицами,  создание благоприятных условий для развития конкурентной среды для бизнеса путем устранения административных барьеров, недобросовестной конкуренции».