Семинар-совещание ФАС России в г. Горно-Алтайске.

9-20 июля в г. Горно-Алтайске состоялся семинар-совещание ФАС России. Двухдневные мероприятия были объединены следующей темой: «Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делам, связанным с применением антимонопольного законодательства». Мы продолжаем публикацию материалов семинара. Так предлагаем вашему вниманию выдержки из выступления руководителя ФАС России внимание в которых было уделено некоторым проблемам взаимодействия антимонопольных органов и судов.

Игорь Артемьев: суды жалеют компании и сужают границы рынка

Существует проблема сужения географических или продуктовых границ рынка  по антимонопольным делам судами. Об этом заявил руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, выступая на семинаре-совещании с судьями в г. Горно-Алтайске.

«Из-за того, что ФАС применяет за злоупотребление доминирующим положением компаниями на рынках штрафы от 1 до 15% годового оборота, суды жалеют компании и снижают штрафы, сужая границы рынка. Часто это происходит в случаях, когда компания неоднократно признается ФАС нарушителем антимонопольного законодательства, например, за неприсоединение к сетям, и компаниям грозит несколько «оборотных штрафов» за каждое нарушение», - сказал ИгорьАртемьев.

В качестве примера глава ФАС России привел дела в отношении МОЭСК, когда суды признавали правоту антимонопольного органа по сути принятого решения по антимонопольному делу, но снижали штрафы с «оборотных» до 100 тыс. рублей. «Эта ситуация в том числе спровоцировала активизацию деятельности ФАС России по дисквалификации топ-менеджеров компаний, часто нарушающих антимонопольное законодательство, в судебном порядке», - сказал Игорь Артемьев.

Руководитель ФАС России призвал суды активнее применять норму о дисквалификации менеджеров компаний. «От оборотных штрафов страдают компании, страдают акционеры, а генеральные директора, нарушающие закон о защите конкуренции, отделываются незначительными штрафами. На самом деле к таким злостным нарушителям антимонопольного законодательства надо применять дисквалификацию», - уверен Игорь Артемьев.

Руководитель антимонопольного ведомства отметил особую опасность для конкуренции от действий монополистов по отказу от присоединения компаний малого бизнеса или граждан к сетям. «Невозможность быстро подключиться к сетям отбивает у людей желание начинать свой малый бизнес, открывать магазины или аптеки, например. Кроме того, это часто связано с вымогательствами со стороны сетевых компаний. Поэтому эти дела о неприсоединении к сетям не стоит рассматривать исключительно с точки зрения ущерба, нанесенного отдельно взятому дачнику или магазину, а с точки зрения выстраивания монополистами дополнительных ограничений и барьеров для входа на рынок компаниям и ограничения конкуренции», - считает Игорь Артемьев.

Также в ходе своего выступления руководитель ФАС России отметил, что суды часто требуют от антимонопольных органов письменных доказательств существования картелей, отвергая косвенные доказательства. «Но ФАС не часто удается найти такие письменные доказательства», - сетует Игорь Артемьев. «Возможно, это связано с боязнью арбитражных судов своими решения о признании наличия факта картельного сговора открыть дорогу для возбуждения правоохранительными органами уголовных дел в отношении участников картельного сговора», - предположил Игорь Артемьев.

Глава антимонопольной службы выразил надежду на то, что в этом году все же появятся первые уголовные дела в отношении участников картельных сговоров, и нарушители сядут в тюрьму.

Некоторые проблемы взаимодействия антимонопольных органов и судов

Также в выступлении руководителя ФАС России было уделено внимание некоторым проблемам взаимодействия антимонопольных органов и судов.

Глава ФАС России отметил проблему, связанную с рассылкой органами власти рекомендательных писем. ФАС России признает незаконными такие письма органов власти, которые вводят новые требования к компаниям, не основанные на нормах закона. Однако суды часто занимают позицию, что компании свободы в выполнении рекомендации органов власти – могут выполнять, могут не выполнять.

«Наше Новгородское управление по одному из таких «рекомендательных писем» провело опрос предпринимателей с целью выяснить, как они восприняли его – как рекомендацию или как императив к действиям. И все предприниматели ответили, что как императив. Это помогло Новгородскому УФАС отстоять свою позицию в суде, т.к. неисполнение компаниями рекомендаций регуляторов влечет негативные для них последствия», - привел пример из практики Игорь Артемьев.

Глава службы также обратил внимание участников семинара на то, что суды часто отменяют решения антимонопольных органов в отношении других органов власти за применение ими при выдаче лицензий дополнительных требований к выдаче лицензии компаниям, кроме тех, которые прямо установлены в законах.

«Мы полагаем, что предприниматели должны точно знать требования, которые им нужно соблюдать для получения лицензии, а не встречаться каждый раз с новыми требованиями властей. К тому же часто органы лицензирования к одним компаниям применяют одни критерии отбора, к другим компаниям – другие. Такие незаконные действия органов власти приводят к тому, что с рынков вымываются отдельные компании, вводятся дополнительные барьеры для входа на рынок новым компаниям», - уверен Игорь Артемьев.

Руководитель антимонопольной службы обратил внимание участников семинара на то, что в судах должен соблюдаться принцип равенства сторон. «Если компании по вынесенным ФАС решениям могут в суде представить дополнительные материалы в свою пользу, то у антимонопольных органов должно быть право прокомментировать эти новые аргументы компаний, представить свои контраргументы», - считает Игорь Артемьев.

«Считается, что предприниматели в споре с властями – слабая сторона. Но мы как правило имеем дело с крупными компаниями, монополистами, которые нарушают права других более мелких компаний, и защищаем малый бизнес от недобросовестного крупного», - уточнил Игорь Артемьев.

Глава ФАС России также отметил проблемы с установлением аффилированности  заказчика и подрядчика в рамках 94 – го закона о размещении заказов. «94-й закон устанавливает, что аффилированность заказчика и подрядчика не допустима. Однако в законе прямо не сказано о том, что заказчик может быть одновременно и учредителем фирмы, которая выигрывает подряды у этого же самого заказчика. Эту «дырку» в законе можно закрыть судебной практикой», - считает Игорь Артемьев.

Руководитель службы также отметил, что существует проблема с разными определениями группы лиц, установленных в разных законах. «Мы планируем решить эту проблему в течение ближайший лет», - анонсировал свою инициативу глава ФАС России.

Игорь Артемьев отметил проблемы, связанные с отказами в представлении персональных данных физических или должностных лиц для назначения штрафов антимонопольными органами. «Для применения норм КоАП персональные данные должны предоставляться в органы надзора для назначения штрафа в обязательном порядке»,-  считает он.

Руководитель ФАС России также затронул тему, связанную с назначением компаниям, незаконно использующим чужой товарный знак, «оборотного штрафа» от 1 до 15% от годового оборота. При этом 85% незаконно полученного дохода от использования чужого товарного знака остается у нарушителя. «Мы рекомендуем нашим территориальным органам в таких случаях полностью взыскивать незаконно полученную прибыль, а не накладывать «оборотный штраф», - уточнил Игорь Артемьев. «Важно, чтобы эта практика нашла свое подтверждение в судебных решениях», - пояснил он.

Ирина Кашунина, Административное управление ФАС России