Вчера 10 февраля 2010 года в Тывинском УФАС России прошла пресс-конференция руководителя Управления ФАС по Республике Тыва Ольги Михайловны Долгих, посвященная итогам работы за 2009 год и планам на 2010 год.


ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ


руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва, посвящанная итогам работы за 2009 год и планам на 2010 год.


За период 2009 года в работе управления достигнуты определенные результаты по предотвращению нарушений федерального законодательства государственными органами власти, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, их должностными лицами.

В рамках возложенных государственных функций и полномочий по осуществлению контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о размещении государственного заказа, в 2009 году рассмотрено 131 обращение, жалобы, заявления, ходатайства, уведомления, поступивших в адрес управления. Из них: 49 заявлений, ходатайств рассмотрено в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции, 3 заявления — Закона о рекламе, 79 жалоб, обращений рассмотрено в пределах исполнения функций по осуществлению контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

По результатам рассмотрения 33 поступивших заявлений возбуждено 21 дело по признакам нарушения Закона о защите конкуренции, прекращено 3 дела по основаниям добровольного устранения нарушений антимонопольного законодательства, в 9 случаях отказано в возбуждении в виду отсутствия состава нарушения антимонопольного законодательства.

Наибольшее количество жалоб, а именно 51, поступило от участников размещения государственного заказа на действия уполномоченного органа, конкурсной (аукционной, котировочной) комиссии по размещению заказа, из них признано необоснованными 18 жалоб, обоснованными признано- 11 жалоб, 3 жалобы переданы для рассмотрения по подведомственности в другие структуры, признаны несоответствующими требованиям закона о размещении заказов — 18 жалоб, одна жалоба отозвана участником размещения заказа. Согласовано 14 обращений о заключении государственного контракта с единственным поставщиком, отказано в согласовании по 9 обращениям, рассмотрено 12 уведомлений о размещении заказа у единственного поставщика, из которых выявлено 1 с нарушением.

В части осуществления полномочий по ведению реестра недобросовестных поставщиков в течение 2009 года рассмотрено 5 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, из них приказами Тывинского УФАС России включено 2 хозяйствующих субъекта, 3 обращения установлены необоснованными.

Из всех поступивших заявлений от хозяйствующих субъектов, физических лиц, государственных органов власти, органов местного самоуправления в 85 % подтверждены факты нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о размещении заказов.

Проведено 107 плановых и внеплановых проверок органов власти, хозяйствующих субъектов, на соблюдение требований Закона о защите конкуренции - 49, Закона о рекламе -12, Закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд - 46, в том числе 8 проверок проведено совместно с Прокуратурой Республики Тыва, по материалам Министерства внутренних дел по Республике Тыва. По сравнению с 2008 годом проведение контрольных мероприятий увеличилось практически в 3,5 раза (в 2008 году проведено 29 проверок). От общего количества проведенных проверок в более 70 % случаях установлены нарушения федеральных законов.

По структуре нарушений законодательства выявлено:
15 фактов нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение (МУП «Бюро специализированных услуг», ОАО «Тываэнергосбыт», ООО «Восток, ИП Балчир Ч.Д., ИП Комбу М.Н., ООО «Танды-Уула», ООО «Энчая»),
2 дела возбуждено по признакам нарушения запрета согласованных действий хозяйствующими субъектами в части поддержания цен на торгах (8 хозяйствующих субъектов - участники торгов),
2 факта нарушения установлено в сфере недобросовестной конкуренции (индивидуальные предприниматели),
органами государственной власти и местного самоуправления допущены нарушения в 2 случаях в принятии либо бездействии при принятии нормативных актов при размещении государственного заказа и в сфере рекламной деятельности (Министерство здравоохранения Республики Тыва, мэрия города Кызыла),
3 факта нарушения антимонопольных требований к торгам, т. е. создание преимущественных условий участия в торгах и ограничение доступа к участию в торгах (Автохозяйство МВД по РТ, мэрия города Кызыла, Государственный комитет по лесному хозяйству Республики Тыва),
7 дел возбуждено за нарушения порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, администрации муниципальных районов Тандинский, Улуг-Хемский, Тоджинский, Дзун-Хемчикский, Чеди-Хольский кожууны),
4 факта с возбуждением дел по нарушениям требований отбора финансовых организаций в части заключения договоров обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств без проведения аукциона (администрации и бюджетные учреждения Тождинского, Дзун-Хемчикского кожуунов),
2 случая с возбуждением дел по нарушению порядка предоставления государственной и муниципальной преференции, выразившееся в предоставлении муниципальной помощи хозяйствующим субъектам без согласования с антимонопольным органом. По данному направлению деятельности поступило 5 заявлений о согласовании предоставления государственной преференции от Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в виде передачи в аренду государственного имущества кинотеатра «Найырал», имущественного комплекса и оборудования ООО «Водопроводно-канализационные системы», ООО «СУ-48»,
15 фактов нарушения законодательства о рекламе юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями,
12 фактов нарушения законодательства о размещении заказа.

По всем выявленным нарушениям антимонопольного, рекламного законодательства, законодательства о размещении заказов возбуждены дела, поданы исковые заявления в Арбитражный суд Республики Тыва о признании недействительными актов органов власти, государственных (муниципальных) контрактов на размещение заказов.
Возбуждено 61 административное дело по нарушениям Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», по результатам рассмотрения которых вынесены постановления о применении мер административной ответственности в виде наложение штрафа на общую сумму 2050,0 тысяч рублей.

Кроме того, возбуждено 29 административных дел за нарушение антимонопольного законодательства, на общую сумму 1347,0 тыс. рублей, 13 административных дел за нарушение Закона о рекламе, на общую сумму 190,0 тыс. рублей.
Объемы работы управления возросли более чем в два раза. В бюджеты всех уровней в 2009 году поступило 1016, 1 тыс. рублей штрафов, из них 216,7 тыс. рублей взыскано за нарушение антимонопольного законодательства, 633,4 тыс. рублей — за нарушение законодательства о размещении заказов, 116,0 тыс. рублей — за нарушение законодательства о рекламе, госпошлина за рассмотрение ходатайств - 50,0 тыс. рублей. Часть постановлений находится в исполнительном производстве в отделах Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва, часть постановлений оспаривается должностными лицами и хозяйствующими субъектами в судебных инстанциях.
Разница, конечно, существенная между наложенными и взысканными штрафами, это объясняется тем, что арбитражные суды, суды общей юрисдикции, к примеру Кызылский городской суд, не соглашаются с суммами наложенных штрафов по постановлениям Тывинского УФАС России, отменяют их по причинам малозначительности, другим причинам.

По результатам годовой работы управления, отмечены факты повторных нарушений одними и теми же органами власти, хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства, законодательства о размещении заказов. Уже можно сказать и о «лидерах» повторных нарушений законодательства о размещении заказа (ГУ РТ «УКС» - 4 факта, МВД по РТ - 5 фактов, ОАО «Тываэнергосбыт» - 6 фактов).

В соответствии с планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009-2010 годы и возбужденным делам в рамках осуществления государственного контроля за экономической концентрацией проведено исследование 15 товарных рынков:
- цемента, - железобетонных изделий, - нерудных строительных материалов, - розничного рынка нефтепродуктов, - рынка похоронных услуг, - розничного рынка электрической энергии, - рынок услуг по демонстрации фильмов на территории республики, - платных парковок на привокзальной площади аэропорта г. Кызыла, - рынок услуг розничной торговли лекарственных средств, - рынок банно-прачечных услуг на территории города Кызыла, - рынок авиатопливообеспечения в аэропорту г. Кызыла, - рынок пассажироперевозок, - рынок банковских, лизинговых услуг, - рынок каменного угля, - рынок производителей и продавцов мороженного.

В течение года проводился мониторинг агропродовольственного рынка социально-значимых продуктов питания, розничных цен автомобильного бензина и дизельного топлива, лекарственных средств, включенных в перечень жизненно важных и необходимых.
В отчетном периоде организована работа по адвокатированию (разъяснению) антимонопольного, рекламного законодательства и законодательства о размещении заказов. Проведено 3 мероприятия для органов власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов: круглый стол на тему «Требования законодательства Российской Федерации при размещении рекламы», семинары на темы: «Изменения в законодательстве Российской Федерации о размещении заказа по поддержке российского товаропроизводителя», «Разъяснения положений статьи 17.1 Федерального закона О защите конкуренции».

Следует отметить, что повысился уровень осведомленности предпринимателей, юридических лиц относительно деятельности управления, это отразилось на количестве обращений в антимонопольный орган за помощью в защите конкурентных прав.

Приведенные показатели деятельности Тывинского УФАС России позволяет реалистично оценить приоритеты антимонопольной службы и как следствие скорректировать существующее распределение ресурсов в рамках реализуемых направлений деятельности. На предстоящий год наибольшее внимание управлением будет уделено мероприятиям по:
предупреждению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о размещении заказов органами государственной власти и органами местного самоуправления,
предупреждению и пресечению фактов недобросовестной конкуренции на товарных рынках,
предупреждению и пресечению фактов злоупотребления доминирующим положением хозяйствующими субъектами, субъектами естественных монополий,
реализации совместных мероприятий по региональной программе развития конкуренции,
проведению мониторинга, исследования товарных рынков республики с целью выявления нарушений антимонопольного законодательства;
реализация программы адвокатирования конкуренции.