Аналитический отчет по результатам анализа рынка услуг по хранению почтовых отправлений на территории Республики Тыва

 

«УТВЕРЖДАЮ»:

Руководитель

Тывинского УФАС России

___________ О.М. Долгих

«_________________» 2012г.

 

 

Аналитический отчет по результатам анализа рынка услуг по хранению почтовых отправлений на территории Республики Тыва

 

1. Общие положения

 

Настоящий анализ проводится в рамках возбужденного дела №04-06-08/17-10-12 в соответствии с подпунктом а пункта 1.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, для установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, в том числе при рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства.

Основные нормативные правовые акты, используемые при проведении анализа:

- Федеральный Закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции);

- Федеральный закон от 17.07.1999г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее – Закон о почтовой связи);

- Почтовые правила, введенные в действие с 01.01.1993 приказом Министерства связи Российской Федерации от 14.11.1992 N 416 "О введении в действие новых почтовых правил";

- Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005г. №221.

Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок проведения анализа №220).

Для проведения Анализа в качестве исходной информации использовали данные, представленные:

- филиалом ФГУП «Почта России» УФПС по Республике Тыва.

В Анализе используются понятия, определенные в статье 4 Закона о защите конкуренции.

 

2. Временной интервал исследования рынка по хранению почтовых отправлений

 

В соответствии с пунктом 2.1. Порядка проведения анализа №220, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от:

- цели исследования;

- особенностей товарного рынка;

- доступности информации.

Учитывая, что исследование ограничивается изучением характеристик рынка услуг по хранению почтовых отправлений, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на данном товарном рынке Республики Тыва.

Временным интервалом исследования рынка услуг по хранению почтовых отправлений определен 2011г. и с 01.01.2012г. по 01.07.2012г.

 

3. Продуктовые границы рынка по хранению почтовых отправлений

 

В соответствии с пунктом 3.1. Порядка проведения анализа №220 определение продуктовых границ товарного рынка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке, которая включает в себя:

предварительное определение товара;

выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

определение взаимозаменяемых товаров.

Предварительное определение товара (пункт 3.4 Порядка проведения анализа №220) может быть в том числе проведено на основе:

- условий договора;

- нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

- общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности и др.

Исходя из выявленных признаков нарушения антимонопольного законодательства предварительно определим продуктовые границы товарного рынка как услуги по хранению почтовых отправлений. Так, в соответствии со статей 2 Закона о почтовой связи, почтовая связь - вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств.

Услуги по хранению почтовых отправлений оказываются операторами почтовой связи при отсутствии возможности выполнения оператором почтовой связи обязательств по договору об оказании услуг почтовой связи в установленные Правилами сроки.  Согласно договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги (статья 16 Закона о почтовой связи).

В силу обстоятельств, исключающих возможность выполнения оператором почтовой связи обязательств по доставке почтовых отправлений в результате невозможности вручения почтового отправления адресату, истечения срока хранения почтовых отправлений, отказа отправителя (получателя) от получения почтовых отправлений, невозможности прочтения адреса адресата, возникает необходимость в хранении нерозданных и невостребованных почтовых отправлений в объектах почтовой связи в течение срока, указанного в Почтовых правилах, Законе о почтовой связи:

В соответствии со статьей 21 Закона о почтовой связи временное хранение невостребованных почтовых отправлений возникает в связи с отказом отправителя от получения возвращенного почтового отправления, а также в случае если не удалось установить адресные данные пользователя услуг почтовой связи.

Временное хранение невостребованных почтовых отправлений осуществляется оператором почтовой связи в течение шести месяцев. По истечении срока временного хранения невостребованные письменные сообщения подлежат изъятию и уничтожению. Другие вложения невостребованных почтовых отправлений могут быть обращены в собственность оператора почтовой связи в порядке, предусмотренном статьей 226 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Временное хранение нерозданных почтовых отправлений осуществляется в  связи с отсутствием возможности вернуть отправителю недоставленные (неврученные) почтовые отправления.

Пунктом 636 Почтовых правил указано, что нерозданные отправления хранятся на почтамтах, предприятиях перевозки почты и в узлах связи.

В соответствии с пунктом 35 Правил оказания услуг почтовой связи почтовые отправления при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их законным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение месяца. Срок хранения почтовых отправлений может быть продлен по заявлению отправителя или адресата (его законного представителя).

Временное хранение почтовых отправлений (невостребованных, нерозданных) обеспечивают объекты почтовой связи и передача почтовых отправлений для хранения иным хозяйствующим субъектам не предусмотрена. Услуга по хранению почтовых отправлений неразрывно связана с услугами почтовой связи.

Вместе с тем в соответствии со статьей 21 Закона о почтовой связи, Порядок временного хранения почтовых отправлений, а также изъятия, вскрытия и уничтожения почтовых отправлений устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.  Однако такой порядок до настоящего момента не разработан и не утвержден.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД), прочая деятельность почтовой связи (код ОКВЭД 64.11.14) относится к разделу I «Транспорт и связь», классу 64 «связь», группе 64.11 «Деятельность национальной почты», подгруппе 64.11.1 «Деятельность почтовой связи общего пользования». Эта группировка включает: деятельность по приему,  обработке, перевозке и доставке вручению) почтовых отправлений; деятельность по осуществлению    почтовых   переводов денежных средств; деятельность по приему,  обработке, перевозке и доставке (вручению) экспресс – почты; прочая деятельность почтовой связи.

В связи с тем, что в настоящее время ОКВЭД не предусматривает такой вид экономической деятельности как хранение почтовых отправлений, целесообразно, что продуктовые границы товарного рынка определялись в соответствии с Правилами оказания почтовой связи, и/или договором, заключенным между потребителями и соответствующим оператором связи.

Кроме того, согласно письму филиала ФГУП «Почта России» УФПС по Республике Тыва услуги по хранению почтовых отправлений оказываются самостоятельно, договора на хранение почтовых отправлений не заключались.

Таким образом, услуга по хранению почтовых отправлений по своему функциональному назначению не может быть сравнима с другими услугами, таким образом, взаимозаменяемые услуги на рассматриваемом рынке отсутствуют. Кроме того, прием-обработка-перевозка-доставка (вручение) осуществляется одновременно с хранением почтовых отправлений как нерозданных, так и невостребованных почтовых отправлений. На рассматриваемом рынке, хранение почтовых отправлений осуществляется операторами почтовой связи. В связи с этим услуги по хранению почтовых отправлений и услуги по приему, обработке, перевозке и доставке (вручение) почтовых отправлений операторами почтовой связи  неразрывны и рынок услуг по хранению почтовых отправлений в данном случае является частью оказания услуг почтовой связи.

Под оказанием услуг почтовой связи понимаются  действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств, соответственно услуги по хранению почтовых отправлений не являются услугами почтовой связи.

Таким образом, исходя из целей настоящего анализа продуктовые границы рынка определены как рынок услуг по хранению почтовых отправлений.

 

4. Географические границы  рынка услуг по хранению почтовых отправлений

 

Согласно п.4.1 Порядка проведения анализа №220, процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительно географическими границами определены географические границы -  Республики Тыва (далее – РТ).

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Так как анализ рынка проводится в рамках рассматриваемого дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС по Республике Тыва, соответственно, рассматривается почтовая связь общего пользования, осуществляемая филиалом ФГУП «Почта России» УФПС по Республике Тыва и отделениями филиала по республике.

Определение географических границ товарного рынка, в соответствии с п.4.5 Порядка проведения анализа №220, осуществляется методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Географические границы товарного рынка предварительно определены как соответствующие границам деятельности филиала ФГУП «Почта России» УФПС по Республике Тыва.

Согласно Положению «Об УФПС Республики Тыва – филиале федерального унитарного предприятия «Почта России» от 31.12.2009г. филиал ФГУП «Почта России» УФПС по Республике Тыва является обособленным подразделением ФГУП «Почта России» и осуществляет часть его функций на территории Республики Тыва.

Следует отметить, что существует барьер, который ограничивает возможность получателя (отправителя) получить отправленное почтовое отправление у любого хозяйствующего субъекта за пределами республики, осуществляющего услуги по хранению почтовых отправлений, так как почтовое отправление получают по извещению почты по адресу указанному в почтовом отправлении. То есть барьером является адресат отправителя (получателя), привязанного к конкретному почтовому отправлению и выбранный вид почтовой связи (в данном случае рассматривается филиал ФГУП «Почта России» УФПС по Республике Тыва и адресаты в пределах Республики Тыва). Данное обстоятельство не позволяет в случае необходимости хранить почтовое отправление у другого хозяйствующего субъекта, так как продуктовыми границами определено, что хранение почтовых отправлений осуществляется неразрывно с услугами почтовой связи. Т.е., получатель (отправитель) имеет реальную возможность получить почтовое отправление только в самом филиале ФГУП «Почта России» УФПС по Республике Тыва или в отделениях филиала по извещению «Почта России» и выбор какого-либо иного хозяйствующего субъекта Правила оказания услуг почтовой связи не предусматривают.  

Следовательно, географические границы услуг по хранению почтовых отправлений определены в границах территории Республики Тыва.

 

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по хранению почтовых отправлений

 

При определении состава продавцов и покупателей выявляются все продавцы, функционирующие на товарном рынке, для которого определены продуктовые границы, а также все группы покупателей, приобретающих товар у конкретного продавца.

Основными отправителями (получателями) являются юридические и физические лица и так как перечень таких лиц установить точно невозможно, то хозяйственные связи покупателей с продавцами не выявляются.

Продавцами на рассматриваемом рынке могут быть хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по хранению почтовых отправлений по договору. Однако как упоминалось выше согласно сведениям филиала ФГУП «Почта России» УФПС по Республике Тыва договора на оказание услуг по хранению почтовых отправлений не заключались и кроме того, услуги по хранению почтовых отправлений неразрывно связаны с услугами почтовой связи, то соответственно на рассматриваемом рынке действует филиал ФГУП «Почта России» УФПС по Республике Тыва и отделения филиала.  Так, согласно сведениям филиала ФГУП «Почта России» УФПС по Республике Тыва на территории республики насчитывается 118 отделений филиала, из них 12 отделений находятся в труднодоступных районах.

В связи с вышеизложенным, в соответствии с п. 5.2. Порядка проведения анализа №220,  количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, так как количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

Таким образом, на рынке услуг по хранению почтовых отправлений действует только филиал ФГУП «Почта России» УФПС по Республике Тыва и отделения филиала.

 

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке услуг по хранению почтовых отправлений

 

В соответствии с пунктом 6.1. Порядка проведения анализа №220, основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке. Иные показатели используются в тех случаях, когда из-за отраслевых особенностей они позволяют более точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции.

Указанные выше показатели могут использоваться в натуральном или стоимостном выражении, а также в условных расчетных единицах, обеспечивающих сопоставимость данных по различным товарам из группы взаимозаменяемых товаров, сопоставимость данных по различным продавцам и приобретателям.

Объем рынка услуг по хранению почтовых отправлений представлен в табл. №1.

 Таблица №1

Объемы оказанных услуг по хранению почтовых отправлений на территории Республики Тыва

 

п/п №

Хозяйствующий субъект

Объем оказанных услуг в 2011г.

Объем оказанных услуг в период с 01.01.2012г. по 01.07.2012г.

В натуральном выражении, руб.

В натуральном выражении, руб.

1.

Филиал ФГУП «Почта России» УФПС по РТ

<…>

<…>

 

7. Определение уровня концентрации на рынке услуг по хранению почтовых отправлений

 

Для определения уровня концентрации рынка услуг по хранению почтовых отправлений были использованы коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации Герфиндаля Гиршмана (пункт 7.1. Порядка проведения анализа № 220). Коэффициент рыночной концентрации (CR) рассчитывается как сумма долей на товарном рынке определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке. Для целей настоящего анализа коэффициент рыночной концентрации рассчитывался для одного хозяйствующего субъекта. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана (HHI) рассчитывается как сумма квадратов долей на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующего на рассматриваемом рынке. Соответственно, на данном рынке действует только один хозяйствующий субъект.

Таблица 2

Уровень концентрации рынка услуг по хранению почтовых отправлений в Республике Тыва

 

п/п №

Наименование

рынка

Коэффициент рыночной концентрации СR3

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана

HHI

Вид рынка

1.

Рынок услуг по хранению почтовых отправлений на территории Республики Тыва

 

100%

10 000

Высоко

концентрированный

 

Таким образом, в соответствии со значениями коэффициента рыночной концентрации (CR3) и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рынок услуг по хранении почтовых отправлений на территории Республики Тыва за период 2011г. и с 01.01.2012г. по 01.07.2012г. имеет высокий уровень концентрации.

 

8. Барьеры входа на рынок услуг по хранению почтовых отправлений

 

По результатам проведенного анализа выявлены следующие барьеры на рынке услуг по хранению почтовых отправлений в Республике Тыва:

1)    административные барьеры:

 Для входа на рынок услуг по хранению почтовых отправлений хозяйствующих субъектов необходим пересмотр существующих правил оказания услуг почтовой связи, по которым хозяйствующие субъекты получали бы доступ на рассматриваемый рынок.  

2)    экономические барьеры:

Экономические барьеры связаны с затратами на организацию хозяйственной деятельности по хранению почтовых отправлений, с необходимостью осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений, (в том числе и в связи с высокими и постоянно растущими ценами на транспортные расходы, арендную плату).

Барьеры входа на рынок услуг по хранению почтовых отправлений не преодолимы в короткие сроки, так как затраты на преодоление этих барьеров экономически не оправдываются доходами (преимуществами), которые получит (предполагает получить) хозяйствующий субъект, собирающийся войти на данный товарный рынок (во всяком случае в приемлемые сроки).

 

9. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

 

По результатам проведенного анализа рынка следует, что единственным участником рынка услуг по хранению почтовых отправлений в Республике Тыва является филиал ФГУП «Почта России» УФПС по Республике Тыва. Вхождение других хозяйствующих субъектов на рынок услуг по хранению почтовых отправлений затруднено в силу правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005г. №221.

 

 

Специалист-эксперт

Отдела антимонопольного контроля и рекламы                                        Ш.Т. Тулуш

 

 

Согласовано

Начальник

Отдела антимонопольного контроля и рекламы                                   В.А. Сорвачева