Анализ рынка услуг по поверке средств измерений на территории Республики Тыва

«УТВЕРЖДАЮ»:

Руководитель

Тывинского УФАС России

 

 ____________ О.М.Долгих

 

«21» февраля 2011 г.

 

 

   Аналитический отчет

 по результатам анализа рынка услуг по поверке средств измерений на территории Республики Тыва

 

  • Общие положения

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС) в 2010 году проведена плановая проверка на соблюдение антимонопольного законодательства в части установления порядка ценообразования на рынке услуг по поверке средств измерений.

Данный Аналитический отчет выполнен в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 г. №220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок). Структура Аналитического отчета соответствует этапам проведенного анализа, этапы проведения анализа определены пунктом 1.3 Порядка проведения анализа № 220.

Анализ товарного рынка проводится в соответствии со следующими нормативными документами:

1.Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2.Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 637 от 27.02.2009 года;

3.Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»

В соответствии с п. 1.5 раздела 1 Порядка в качестве источников исходной информации использовались документы и информация, представленные Федеральным государственным учреждением «Тувинский центр стандартизации, метрологии и сертификации» (далее ФГУ «Тувинский ЦСМ»), Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по Республике Тыва (далее – МРИ ФНС № 1 по РТ) и другими хозяйствующими субъектами, оказывающими данные услуги.

Цель данного анализа - установить какое положение занимает ФГУ «Тувинский ЦСМ» в части предоставления услуг по поверке средств измерений, оказываемых для организаций, расположенных на территории Республики Тыва.

 

  • Определение временного интервала исследования товарного рынка

 

Согласно пункту 2.1 Порядка временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Для целей данного исследования, с учетом требований пункта 2.2 Порядка, необходимо изучение характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, т.е. проведение ретроспективного анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке. Следовательно, за временной интервал исследования рынка следует принять 2009, 11 мес. 2010 года.

В данном случае сезонность поставок товара, стабильность поставок товара, возможность продавцов изменить время продажи, сроки хранения товара, периоды максимального и минимального спроса, сроки договоров, время появления товара на рынке, степень новизны товара не влияют на временной интервал.

В соответствии с п. 2.4. Порядка все характеристики товарного рынка определяются в пределах одного установленного временного интервала. За временной интервал исследования рынка следует принять 2009, 11 мес. 2010 года.

3. Определение продуктовых границ товарного рынка

Согласно пункту 3.1 Порядка, процедура выявления товара, не имеющая заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке, включает:
- предварительное определение товара;

- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

В соответствии с п. 3.2 Порядка, анализ проводится применительно к покупателю продукции, соответственно определяющим в вопросе взаимозаменяемости продукции выступает мнение ее продавца.

В связи с тем, что мнение покупателей не учитывалось, п. 3.3 Порядка не рассматривается.

Согласно п. 3.4 Порядка, предварительное определение товара проводится на основе условий договора, разрешений (лицензий), нормативных актов, регулирующих деятельность по поверке средств измерений.

Средство измерений (СИ) - техническое средство, предназначенное для измерений, имеющее нормированные метрологические характеристики, воспроизводящее или хранящее единицу физической величины, размер которой принимают неизменной в течение известного интервала времени.

Приведенное определение выражает суть средства измерений, которое, во-первых, хранит или воспроизводит единицу, во-вторых, эта единица неизменна. Эти важнейшие факторы и обуславливают возможность проведения измерений, т.е. делают техническое средство именно средством измерений. Этим средства измерений отличаются от других технических устройств. К средствам измерений относятся меры, измерительные: преобразователи, приборы, установки и системы.

Решение задачи обеспечения единства измерений требует тождественности единиц одной и той же величины, которые передаются средствам измерения. Это достигается путем точного воспроизведения и хранения единиц физических величин и передачи их размеров используемым средствам измерений.

Государственные эталоны служат для воспроизведения физических величин, поэтому структура эталонной базы соответствует структуре единиц СИ.

Большинство эталонов сосредоточено в двух метрологических институтах Российской Федерации - Всероссийском научно-исследовательском институте метрологии им. Д.И. Менделеева (ВНИИМ) и Всероссийском научно-исследовательском институте физико-технических и радиотехнических измерений (ВНИИФТРИ).

Эталоны предназначены не только для воспроизведения единицы физической величины, но и для передачи ее размера другим эталонам и рабочим средствам измерений. Под передачей размера единицы величины понимается приведение размера величины, хранимой средством измерений, к размеру единицы, воспроизводимой эталоном. Эта процедура осуществляется при поверке средств измерений.

Поверка средств измерений - установление органом государственной метрологической службы (или другим официально уполномоченным органом, организацией) пригодности СИ к применению на основе экспериментально определяемых метрологических характеристик и подтверждения их соответствия установленным обязательным требованиям.

Поверка подразделяется на первичную (при выпуске средств измерений), периодическую (при их эксплуатации), внеочередную, инспекционную (при различных проверках), комплектную (всей измерительной установки или системы целиком), поэлементную (отдельных элементов установки или системы), выборочную (отдельных экземпляров средств измерений).

Поверке подвергают СИ, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору и используемые в здравоохранении, охране окружающей среды, обеспечении безопасности труда, обороны, в торговых, банковских, почтовых операциях, при испытаниях контроля качества продукции и в других важных сферах деятельности.

Результаты поверки средств измерений, признанных годными к применению, оформляют выдачей свидетельства о поверке, нанесением поверительного клейма на приборы или в техническую документацию (паспорт) прибора. Поверку СИ могут проводить также метрологические службы юридических лиц, аккредитованные на право поверки средств измерений в государственных метрологических органах.

Согласно Порядка, при выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализируются: функциональное назначение, в том числе цель приобретения товара, качественные и технические характеристики, иные характеристики товара.

Функциональным назначением поверки средств измерений является обеспечение единства средств измерений.

Средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.

При поверке рабочих средств измерений используют эталон, как правило, рабочий эталон, а процедура проведения поверки регламентируется обязательными требованиями, которые устанавливаются нормативными документами по поверке. В качестве таких документов используются либо методические указания по поверке, либо государственные (национальные) стандарты. Например, ГОСТ 8.355-79. «Радиометры нейтронов. Методы и средства поверки».

Согласно п. 3.6 Порядка проведения анализа, товаров потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара не установлено.

Согласно п. 3.7 Порядка проведения анализа, а также в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции определение взаимозаменяемости товаров основывается на фактической замене товаров покупателем или готовности покупателя заменить одни товары другими в процессе потребления, учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры. Так как, покупатель услуги по поверке средств измерений фактически не заменяет и не готов заменить эту услугу на другие услуги в процессе потребления, следовательно, взаимозаменяемых товаров для услуги по поверке средств измерений нет.

В следствие того, что товар (услуга) не взаимозаменяем п. 3.8-3.10 Порядка проведения анализа не рассматриваем.

Таким образом, на этапе окончательного определения продуктовых границ исследуемого товарного рынка подтверждаются продуктовые границы рынка, определенные на предварительном этапе.

Следовательно продуктовыми границами исследуемого рынка следует признать поверку средств измерений в целом.

 

4. Определение географических границ товарного рынка

 

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно п. 4.1 Порядка, процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем;

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительное определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации: о регионе, в котором выявлены нарушения антимонопольного законодательства. Хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля - ФГУ «Тувинский ЦСМ», который осуществляет деятельность по государственному контролю и надзору за стандартами, средствами измерений и обязательной сертификацией, оказывает услуги по поверке средств измерений на территории Республики Тыва.

На этапе выявления условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), учитываются:

- требования к условиям транспортировки товара (поверка средств измерений);

- организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями;

- возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару;

- наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения рассматриваемого товара (приобретателя рассматриваемого товара);

- расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы;

- особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка (в том числе природно-климатические и социально-экономические особенности, наличие зон регулируемого или частично регулируемого ценообразования);

- региональные особенности спроса на рассматриваемый товар (включая потребительские предпочтения);

- условия, правила и обычаи делового оборота.

         Работы по поверке СИ выполняются на основании договоров. Стоимость поверочных работ определяется тарифами на поверку СИ, а также зависит от места выполнения поверочных работ. Тарифы на поверку определяются в соответствии с ПР 50.2.015-01 «ГСИ. Порядок определения стоимости (цены) метрологических работ». В предусмотренных данным порядком случаях, оговоренных с заказчиком, в зависимости от места проведения поверок СИ может применяться повышающий коэффициент. В случаях, когда заказчик просит ускорить сроки поверочных работ, в договоре предусмотрены особые условия их выполнения.

Для проведения данного анализа, в соответствии с п. 4.5 Порядка, использовался метод установления фактических районов продаж (местоположение приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке.

ФГУ «Тувинский ЦСМ» оказывает услуги по поверке средств измерений, для организаций, расположенных на территории Республики Тыва. В связи с этим, географическими границами определена территория Республики Тыва.

В данном анализе «тест гипотетического монополиста» не использовался, поэтому п. 4.6 Порядка проведения анализа не рассматривается.

В связи с тем, что данная сфера не субъект естественных монополий, п. 4.7 Порядка проведения анализа также не рассматривается.

 

5.Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

В соответствии с п. 5.1 Порядка, в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар  в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

На территории Республики Тыва, согласно сведениям из ЕГРЮЛ, видом деятельности «Государственный контроль и надзор за стандартами, средствами измерений и обязательной сертификации» (ОКВЭД 74.20.45) занимается только ФГУ «Тувинский ЦСМ». Перечень хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по поверке средств измерений на территории Республики Тыва, были выявлены на основании данных, полученных от ФГУ «Тувинский ЦСМ», общее их количество – 11, которые расположены как на территории Республики Тыва, так и в других регионах Российской Федерации, вне территории Республики Тыва.

Также в состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, могут быть также включены физические и юридические лица.

В соответствии с п. 5.2 Порядка, количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, так как количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

Согласно п. 5.3 Порядка, на основании информации, полученной при определении временного интервала исследования, при определении продуктовых границ товарного рынка и при определении географических границ товарного рынка, определяются хозяйствующие субъекты, действующие на рассматриваемом рынке, для которых устанавливаются позволяющие их идентифицировать данные:

         Такими хозяйствующими субъектами являются:

- ФГУ «Тувинский ЦСМ», г. Кызыл, ул. Горная, 1

- ЦЛАТИ по Красноярскому краю, г. Красноярск, ул. Джамбульская, 10;

- ФГУ «Красноярский ЦСМ», г. Красноярск, ул. Вавилова, 1а;

- ООО НПП «ИЗОТОП», г. Москва, Зеленоград, проезд 4806, д. 6, корп. Б;

- ФГУП «ВНИИФТРИ», г.п. Менделеево, Солнечногорский р-н, Московская обл.;

- ФГУ «Новосибирский ЦСМ», г. Новосибирск, Дзержинский р-н, пр-т Дзержинского, 2/1;

- ФГУ «Саратовский ЦСМ им. Б.А.Дубовикова», г. Саратов, ул. Тверская, 51-А;

- ФГУ «Хакасский ЦСМ», г. Абакан, ул. Ленинского Комсомола, 9а;

- ООО «Медтехника», г. Абакан, ул. Комарова, 8, ЛИТЕРА А1;

- ФГУП «ВНИИОФИ», г. Москва, ул. Озерная, 46;

- ООО «Мера-ТСП», г. Москва, ул. Красноказарменная, 17 Г, стр. 3;

            При определении состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке состав (численность) групп покупателей, приобретающих товар у продавцов, которые действуют на рассматриваемом товарном рынке, не может быть установлен, так как их бесчисленно много.

 

6.  Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов, определение уровня концентрации товарного рынка

 

Согласно п. 6.1 Порядка, основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке.

Согласно п. 6.2 Порядка, объем рынка в данном анализе определяется как сумма объемов продаж (оказания услуг по поверке средств измерений). Объем данного рынка составляет в 2009 году – 3 909 811,54 руб., за 11 месяцев 2010 года – 3 479 014,78 руб.

Согласно п. 6.3 Порядка проведения анализа рассчитаем долю каждого хозяйствующего субъекта на товарном рынке.

 

Сведения, предоставленные хозяйствующими субъектами, об объемах предоставленных услуг по поверке средств измерений

 

 

Наименование хозяйствующего субъекта

Объем предоставленных услуг в стоимостном выражении, (руб.)

 

2009 год

Доля на рынке, 2009г.,%

11 месяцев 2010 года

Доля на рынке, 2010г.,%

1

ФГУ «Тувинский ЦСМ»

 

75,6

 

68,6

2

ЦЛАТИ по Красноярскому краю

 

0,3

 

 

3

ФГУ «Красноярский ЦСМ»

 

0,7

 

1,2

4

ООО НПП «ИЗОТОП

 

 

 

0,3

5

ФГУП «ВНИИФТРИ»

 

0,6

 

0,6

6

ФГУ «Новосибирский ЦСМ»

 

7,1

 

7,7

7

ФГУ «Саратовский ЦСМ им. Б.А.Дубовикова»

 

 

 

1,5

8

ФГУ «Хакасский ЦСМ»

 

14,4

 

17,7

9

ООО «Медтехника

 

 

 

0,4

10

ФГУП «ВНИИОФИ»

 

 

 

0,6

11

ООО «Мера-ТСП»

 

1,3

 

1,4

 

ИТОГО:

 

 

 

 

 

В соответствии с п. 6.4 Порядка, доля группы лиц в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции отсутствует.

Согласно п. 6.5 Порядка и частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующее положение в 2009 - 11 месяцев 2010 года установлено для ФГУ «Тувинский ЦСМ», доля в 2009 году составила 75,6%, за 11 месяцев 2010 года – 68,6%.

В соответствии с п. 6.6 Порядка, доля, занимаемая ФГУ «Тувинский ЦСМ» на товарном рынке, считается стабильной.

Рассматриваемое ФГУ «Тувинский ЦСМ» на данном рынке занимает доминирующую долю.

 

7. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

Согласно п. 7.1 Порядка, для определения уровня концентрации товарного рынка используются доли следующих хозяйствующих субъектов: в 2009 году - ФГУ «Тувинский ЦСМ», ФГУ «Хакасский ЦСМ», ФГУ «Новосибирский ЦСМ», за 11 месяцев 2010 года - ФГУ «Тувинский ЦСМ», ФГУ «Хакасский ЦСМ», ФГУ «Новосибирский ЦСМ», т.е. изменений хозяйствующих субъектов на рынке не произошло.

Рассчитаем коэффициент рыночной концентрации (CR):

2009 г. CR = 75,6%+14,4%+7,1%= 97,1%;

11 месяцев 2010 г. CR = 68,6%+17,7 %+7,7%= 94%.

Рассчитаем индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI):

2009г. HHI = 5975,76;

11 месяцев 2010г. HHI = 5085,16.

В  соответствии с п. 7.2 Порядка проведения анализа уровень концентрации на исследуемом рынке высокий и в 2009 г. и в 2010 г., так как 70% < = CR  <= 100% и 2000 < = HHI < = 10000.

 

8. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

Согласно п. 8.1 Порядка, определим обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке

- выявим наличие (или отсутствие) барьеров входа на товарный рынок;

- определим преодолимость выявленных барьеров..

В соответствии с п. 8.2 Порядка, определим барьеры входа на товарный рынок.

К ним относятся:

Экономические:

- необходимость вложения значительных первоначальных финансовых средств при длительных сроках окупаемости этих вложений (При реализации поверки в наличии должны быть необходимые государственные первичные эталоны единиц величин, поверочные схемы, соответствующее техническое оснащение, разработанные методики поверки, необходимое нормативное обеспечение, а также - необходимые измерительные системы.)

- необходимость обученния специалистов – поверителей;

- Существуют средства измерений поверку которых производят исключительно региональные метрологические центры (ЦСМ), которые также проходят аккредитацию в утвержденном порядке.

Административные барьеры:

- Для осуществления деятельности по поверке средств измерений необходимо пройти аккредитацию. (Поверку средств измерений имеют право производить как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица. Но все они обязательно должны пройти в утвержденном порядке аккредитацию в области обеспечения единства измерений);

- Специальный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию и определению государственной политики в сфере обеспечения единства измерений разрабатывает поверочные знаки и содержание свидетельства о поверке СИ.

Поверка проводится органами государственной метрологической службы. По решению Госстандарта России право поверки средств измерений может быть предоставлено аккредитованным метрологическим службам юридических лиц, аккредитованных согласно правил по метрологии ПР 50.2.014-96 «Правила проведения аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений». Деятельность этих метрологических служб осуществляется в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами Госстандарта РФ. Поверка проводится физическими лицами, аттестованными в качестве поверителей СИ согласно правил по метрологии ПР 50.2.012-94 «Порядок аттестации поверителей средств измерений».

В соответствии с п. 8.3 Правил, с точки зрения возможности потенциальных продавцов, стать участниками рынка по поверке средств измерений очень сложно и не очень выгодно; расширить производственные мощности или объем продаж данного товара не представляется возможным.

Барьеры входа на данный товарный рынок преодолимы, но это требует определенных затрат как финансовых так и временных.

В связи с вышеперечисленными барьерами, поверкой средств измерений занимаются, в основном, только специализированные организации, прошедшие аккредитацию и имеющие соответствующее ГОСТам оборудование.

 

9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

По результатам проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке предоставления услуг по поверке средств измерений на территории Республики Тыва можно сделать вывод, что исследуемый рынок является рынком с не развитой конкуренцией.

В соответствии с п. 9.2 Порядка, рынок услуг по поверке средств измерений является рынком с высокой концентрацией с существующими, но преодолимыми барьерами.

Согласно п. 9.3 Порядка, фактов предоставления продавцами льгот отдельным приобретателям не установлено, соглашений хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, не выявлено.

В данном анализе соотношение размера прибыли и издержек привлечения капитала для хозяйствующих субъектов, имеющих на рассматриваемом товарном рынке долю более 35 процентов не рассматривалось.

Рынок услуг по поверке средств измерений открыт для межрегиональной торговли. (Юридическое или физическое лицо может воспользоваться услугами любого предприятия, оказывающего услуги по поверке средств измерений).

На исследуемом товарном рынке существуют следующие ограничения в развитии конкуренции:

- Технологическое превосходство уже действующих на рынке организаций над вновь вошедшими на данный рынок;

- Сложная процедура аккредитации на право проведения поверочных работ;

- Технико - экономическое обоснование аккредитации юридического лица на право поверки;

 

Вывод:

 

         Проведенный анализ рынка услуг по поверке средств измерений на территории Республики Тыва показывает, что рассматриваемый рынок в пределах определенных географических границ, является, высококонцентрированным, на нем действует небольшое количество хозяйствующих субъектов.

По причине высоких транспортных расходов на перемещение средств измерений для поверки рассматриваемый рынок носит, в основном, локальный, региональный характер.

Рынок предоставления услуг по поверке средств измерений характеризуются определенными барьерами, в т.ч. административными, связанными с необходимостью аккредитации на право поверки. Главным барьером для расширения межрегиональной торговли является высокая доля транспортных затрат: на перемещение приборов для выполнения данных работ, на поверку за пределы республики отправляются эталоны, которые сопровождают специалисты. Эталоны доставляются авиа и автотранспортом.

Данный рынок является высококонцентрированным, вход на рынок ограничен труднопреодолимыми техническими, экономическими, административными барьерами.

ФГУ «Тувинский ЦСМ» имеет долю более 65% на рынке услуг по поверке средств измерений в географических границах Республики Тыва, что дает ему возможность влиять на общие условия обращения на указанном рынке и его положение в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» признается доминирующим.

 

 

 

 

Старший специалист 2 разряда

отдела антимонопольного

контроля и рекламы                                                                              Ванькова Е.С.