Анализ рынка банно-прачечных услуг на территории г. Кызыла

 

Утверждаю:

Руководитель Тывинского УФАС

России ______ О.М. Долгих

«15» декабря 2009 г.

 

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке банно-прачечных услуг на территории города Кызыла

 

Анализ проведён в соответствии с порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утверждённым Приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.04.2006 № 108.

 

I. Источники исходной информации

 

При исследовании рынка банно-прачечных услуг на территории города Кызыла использовалась информация, сведения, представленные Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва (далее - Тывастат), сведения, представленные хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на данном рынке.

Также применялась законодательная база: Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», нормативно-правовые акты органов местного самоуправления города Кызыла - решения Кызылского городского Хурала представителей, Постановления мэрии города Кызыла.

 

Цель исследования - определение состояния конкурентной среды на рынке банно-прачечных услуг, оказываемых хозяйствующими субъектами на территории города Кызыла.

 

II. Определение временного интервала исследования товарного рынка

 

В данном исследовании принимается временной интервал - 2008 год и первое полугодие 2009 года.

Рынок банно-прачечных услуг города Кызыла имеет такую особенность, как сезонность спроса на данные услуги - максимальный спрос на услуги бань и прачечных устанавливается в период с октября по март. В летний период количество потребителей данных услуг уменьшается, т.к. в этот период Кызылской ТЭЦ производятся профилактические работы по обслуживанию тепловых сетей и по городу Кызылу производится отключение горячего водоснабжения. Не все бани и прачечные, расположенные в городе Кызыле имеют технические возможности по обслуживанию населения в летний период, т.к. хозяйствующие субъекты не имеют собственные котельные, поэтому спрос в этот период минимальный.

 

III. Определение продуктовых границ товарного рынка

 

Определение товара (услуги).

Определение бани закреплено в Национальном стандарте Российской Федерации "Услуги бытовые. Услуги бань и душевых. Общие технические условия. ГОСТ Р 52493-2005", утверждённом Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. № 530-ст.

Баня - организация (исполнитель), оказывающая услуги по очищению и оздоровлению тела посетителя воздействием воды и горячего воздуха или пара или теплых поверхностей в специально устроенных и оборудованных парильных или жарких помещениях общего или индивидуального пользования.

Определение прачечной закреплено в Государственном стандарте Российской Федерации, утверждённом Постановлением Госстандарта России от 28 мая 2003 г. № 161-ст.

Прачечная - организация, производящая в соответствии с установленным технологическим процессом стирку и последующую отделку, обработку швейных и трикотажных изделий.

Услуги бань являются взаимозаменяемым видом услуг, в связи с тем, что количество хозяйствующих субъектов в г. Кызыле, предоставляющие услуги бань и количество бань, принадлежащих им меньше, чем количество бань, находящиеся в частной собственности физических лиц города Кызыла.

Услуги прачечных также являются взаимозаменяемым видом услуг по причине того, что спрос населения города Кызыла на такие услуги намного больше, чем могут предоставить все вместе взятые хозяйствующие субъекты, действующие на данном рынке.

Банно-прачечные услуги являются коммерческой деятельностью. В стоимость таких услуг входят налоги, заработная плата, тариф на электроэнергию, холодное и горячее водоснабжение, процент надбавки для извлечения прибыли и другие расходы.

Для осуществления деятельности по предоставлению банно-прачечных услуг в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия на данный вид услуг не требуется.

 

IV. Определение географических границ товарного рынка

 

В соответствии с целью исследования, географическими границами рынка банно-прачечных услуг являются административные границы муниципального образования - город Кызыл Республики Тыва.

Банно-прачечные услуги предоставляются хозяйствующими субъектами по месту нахождения бань или прачечных, расположенных в городе Кызыле, поэтому данный рынок является локальным.

 

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

В соответствии с данными Тывастата на рынке банно-прачечных услуг на территории города Кызыла осуществляют деятельность 3 хозяйствующих субъекта - МУП «Банно-прачечный комбинат» г. Кызыла, ГУП «Коммунальщик» и ИП Ооржак Р.О.

  1. Муниципальное унитарное предприятие «Банно-прачечный комбинат

г. Кызыла (юридический адрес: г. Кызыл, ул. Красноармейская, 227).

В состав имущества данного комбината входят пять бань и пять прачечных, в том числе 4 прачечных самообслуживания, 1 прачечная механизированная.

Баня «Центральная» - г. Кызыл, ул. Комсомольская 35;

Баня «Правобережная» - г. Кызыл, ул. Правобережная 9;

Баня «У церкви» - г. Кызыл, ул. Оюна Курседи 96 - не работает в связи с техническим состоянием;

Баня «Горная» - г. Кызыл, ул. Улуг-Хемская 12;

Баня «Пушкинская» - г. Кызыл, ул. Пушкина 3.

Прачечная механизированная «Дуза» - г. Кызыл, ул. Оюна Курседи 161 «а»

Прачечная «Пушкинская» - г. Кызыл, ул. Пушкина 3;

Прачечная «Центральная» - г. Кызыл, ул. Комсомольская 35;

Прачечная «По Красноармейской» - г. Кызыл, ул. Красноармейская 227;

Прачечная «Берегиня» - г. Кызыл, ул. Красных партизан 26.

  1. Государственное унитарное предприятие «Коммунальщик»

(юридический адрес: г. Кызыл, ул. Мира, 15).

Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 9 ноября 2006г. данное предприятие признано банкротом, в отношении предприятия действует процедура банкротства в виде конкурсного управления.

Предпринимательскую деятельность в исследуемый период ГУП «Коммунальщик» не осуществляло.

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», унитарное предприятие- коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

  1. ИП О... имеет в собственности Баня-Сауна с прачечной «Южная» (юридический адрес: г. Кызыл, Ангарский бульвар 21) имеет в собственности одну баню с прачечной.

Таким образом, для целей определения состояния конкурентной среды на данном товарном рынке будет являться 2 хозяйствующих субъекта - МУП «Банно-прачечный комбинат» и ИП О...

 

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании определения показателя объема продаж оказанных услуг:

- общая стоимость оказанных услуг банями, входящие в состав МУП «Банно-прачечный комбинат» г. Кызыла в 2008г. составила 7млн.815 тыс. рублей обслужено 86 тыс. человек; в первом полугодии 2009г. - 4 млн. 402000 рублей, обслужено 44420 человек;

- общая стоимость оказанных услуг прачечными, входящие в состав МУП «Банно-прачечный комбинат» г. Кызыла в 2008г. составила 10 млн. 175тыс. рублей, 707 тонн белья. В первом полугодии 2009 г. - 5 млн. 772000 рублей, 357 тонн белья.

Общая стоимость оказанных услуг ИП О... в 2008 г. составила 1674509 рублей; в первом полугодии 2009 г. - 1047370 рублей.

 

Согласно данным Тывастата, в 2008 стоимость стирки и глажения 1 кг белья прямого без крахмала составила 13 рублей; в январе-июне 2009 г. составила 14 рублей 75 копеек. Увеличение стоимости составило 18,7%.

Стоимость услуги, оказываемой баней - помывка в бане в общем зале (один билет) в 2008 году составляла 70 рублей, в январе-июне 2009 г. составила 83 рубля 10 копеек. Увеличение стоимости составило 13,5%.

 

Тариф - система ставок платы (платёж) за различные производственные и непроизводственные услуги, предоставляемые хозяйствующими субъектами физически лицам, фирмам и учреждениям.

Тарифы на услуги, оказываемые в банях и прачечных МУП «Банно-прачечный комбинат» г. Кызыла утверждены решениями Кызылского городского Хурала Представителей от 17 июля 2008 г. № 25 «О тарифах на услуги, оказываемые в банях МУП «Банно-прачечный комбинат» г. Кызыла» и от 17 июля 2008 г. № 26 «О тарифах на услуги, оказываемые в прачечных МУП «Банно-прачечный комбинат» г. Кызыла».

Ранее Постановлением мэрии г. Кызыла от 19 декабря 2007 г. № 2575 «О тарифах на услуги, оказываемые в банях МУП «Банно-прачечный комбинат» г. Кызыла» были введены временные тарифы до 17 июля 2008 г.:

- стоимость помывки одного взрослого человека - 77 руб.;

- стоимость помывки одного ребенка до 7 лет - 40 руб.

Постановлением мэрии г. Кызыла от 19 декабря 2007 г. № 2576 «О тарифах на услуги, оказываемые в прачечных МУП «Банно-прачечный комбинат» г. Кызыла» были введены временные тарифы до 17 июля 2008 г.:

- стоимость обработки 1 кг белья для населения в прачечных самообслуживания - 11,30 руб.;

- стоимость обработки 1 кг белья для предприятий и организаций в механизированных прачечных - 19,20 руб.

 

Решением Кызылского городского Хурала Представителей от 17 июля 2008 г. № 25 «О тарифах на услуги, оказываемые в банях МУП «Банно-прачечный комбинат» г. Кызыла» утверждены следующие тарифы до 1 января 2009 г.:

- стоимость помывки одного взрослого человека - 77 руб.;

- стоимость помывки одного ребенка до 7 лет - 40 руб.

Решением Кызылского городского Хурала Представителей от 11 ноября 2008 г. № 55 «О тарифах на услуги, оказываемые в банях МУП «Банно-прачечный комбинат» г. Кызыла» утверждены тарифы на 2009 г.:

- стоимость помывки одного взрослого человека - 87 руб.;

- стоимость помывки одного ребенка до 7 лет - 44 руб.

Решением Кызылского городского Хурала Представителей от 17 июля 2008 г. № 26 «О тарифах на услуги, оказываемые в прачечных МУП «Банно-прачечный комбинат» г. Кызыла» утверждены следующие тарифы до 1 января 2009 г.:

- стоимость обработки 1 кг. белья для населения в прачечных самообслуживания - 11,30 руб.;

- стоимость обработки 1 кг. белья для предприятий и организаций в механизированных прачечных - 19,20 руб.

Решением Кызылского городского Хурала Представителей от 11 ноября 2008 г. № 56 «О тарифах на услуги, оказываемые в прачечных МУП «Банно-прачечный комбинат» г. Кызыла» утверждены тарифы на 2009 г.:

- стоимость обработки 1 кг белья для населения в муниципальных прачечных самообслуживания - 12,77 руб.;

- стоимость обработки 1 кг белья для предприятий и организаций в муниципальных механизированных прачечных - 21,70 руб.

Причинами увеличения тарифов на услуги, оказываемые в банях и прачечных МУП «Банно-прачечный комбинат» г. Кызыла являются: увеличение платы за коммунальные услуги – электроэнергия, водоснабжение, налоги, заработная плата, затраты на ремонт зданий и оборудования и другие расходы.

 

ИП О..., имеющая в собственности «Баня-Сауна с прачечной «Южный» оказывает два вида услуг: помывка и стирка белья.

Стоимость помывки за 1 час в 2008 г. составляла - 80 рублей;

Стоимость помывки за 1 час в первом полугодии 2009 г. - составляла 90 рублей.

Объёмы оказываемых услуг в час:

40 человек - в мужском и женском зале;

50 кг стирки белья (5 стиральных машин по 10 кг);

Стоимость услуги по стирке осуществляется путем предоставления клиентам оборудования прачечной - автоматических стиральных машин составляла 120 рублей в 2008 г. и 130 рублей в первом полугодии 2009 г.

 

В состав МУП «Банно-прачечный комбинат» г. Кызыла входит 5 бань и 5 прачечных. В собственности у ИП О... находится одна баня и одна прачечная.

Таким образом, доля хозяйствующего субъекта «Банно-прачечный комбинат» г. Кызыла составляет 83%, соответственно 17% доля ИП О...

 

VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

Согласно информации представленной 2 хозяйствующими субъектами, объемы оказанных банно-прачечных услуг составили:

 

Наименование

хозяйствующего

субъекта

Объем оказанных услуг в тыс. руб.

Доля на рынке в общем объеме %

2008

1 полуг. 2009

2008

1 полуг. 2009

1

МУП «Банно-прачечный комбинат»

17990,0

10174,0

91,5%

90,6%

2

2

 
ИП О...
 
 

1675,0

 

1057,5

 

8,5%

 
9,4%

 

 

 

 

ИТОГО:

19665,0

11231,5

100%

100%

Для оценки уровня развития конкуренции, необходим расчет коэффициента рыночной концентрации CR.

В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации СR выделяются три уровня концентрации рынка: высокий (при CR от 70% до 100%), умеренный (при CR от 45% до 70%) и низкий (при CR меньше 45%).

Исходя из представленной информации, доли 2(двух) хозяйствующих  субъектов на рынке банно-прачечных услуг, в 2008 году составили:

- МУП «Банно-прачечный комбинат»- 91,5%;

- ИП Ооржак ... - 8,5%;

В 1 полугодии 2009 года:

- МУП «Банно-прачечный комбинат»- 90,6%;

- ИП О... – 9,4%;

Коэффициент рыночной концентрации CR2, определяемый как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) 2 (двух) хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке, равен 100%.

Исходя из того, что индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) определяется как сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженная в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, то индекс составил 8444,5

 

Учитывая, что коэффициент рыночной концентрации CR2=100%, а индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) больше 2000 и меньше 10000, то рынок банно-прачечных услуг, действующих на территории города Кызыла можно отнести к рынку с высоким уровнем концентрации, доминирующее положение на котором занимает МУП «Банно-прачечный комбинат» г. Кызыла.

Показатели рыночной концентрации дают возможность сделать предварительную оценку степени монополизации рынка, равномерности (или неравномерности) присутствия на нем хозяйствующих субъектов.

В нашем случае коэффициент рыночной концентрации является высоким – при 100 %.

 

VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

Территории и расположение зданий бань и душевых, банно-оздоровительных комплексов, размещение в населенных пунктах и нормы расчета вместимости должны соответствовать требованиям СНиП 2.07.01

Качество воды в банях и душевых должно соответствовать требованиям, предъявляемым к качеству питьевой воды по ГОСТ Р 51232, СанПин 2.1.4.1074.

В организациях, оказывающих услуги по стирке, должны быть обеспечены безопасность жизни и здоровья потребителей услуг, санитарно-гигиенические и технологические требования в соответствии с ГОСТ 12.1.004, СанПиН 979, СанПиН 5179, а также нормами, утвержденными региональными центрами государственного и санитарно-эпидемиологического надзора.

Данные требования для оказания банно-прачечных услуг являются одними из основных барьеров входа на рынок, в первую очередь это получение разрешения от Санэпидемнадзора.

 

IX. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

Рынок банно-прачечных услуг города Кызыла относится к рынку с недостаточно развитой конкуренцией, однако на данном рынке действуют не только предприятия находящиеся, в государственной и муниципальной собственности, но индивидуальные предприниматели и общества с ограниченной ответственностью.

В результате анализа конкурентной среды на рынке банно-прачечных услуг выявлены признаки доминирующего положения МУП «Банно-прачечный комбинат» г. Кызыла. Данный рынок является высококонцентрированным. В связи с чем, существует необходимость наблюдения за рыночным поведением хозяйствующего субъекта на рынке банно-прачечных услуг.

Данный рынок во многом зависит от спроса населения города Кызыла на банно-прачечные услуги, и как было отмечено в анализе, стоимость таких услуг оказывается больше для физических лиц – потребителей, чем например стирка белья в своей стиральной машине, поэтому хозяйствующих субъектов, способных оказать влияние на изменение состояние конкуренции и на МУП «Банно-прачечный комбинат» г. Кызыла фактически нет.

 

Ведущий специалист-эксперт отдела

антимонопольного контроля и рекламы А.И. Сватиков