Аналитический отчет по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке сырого молока на территории Республики Тыва

«УТВЕРЖДАЮ»:
Руководитель
Тывинского УФАС России

____________ О.М. Долгих

«_________________» 2011 г.



Аналитический отчет
по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке сырого молока на территории Республики Тыва

1. Общие положения

На основании пункта 4.4 приказа ФАС России от 07.02.2011 N 66 (ред. от 19.04.2011) «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011 – 2012 годы», управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) проведен анализ рынка сырого молока.
Целью проведения анализа является оценка состояния конкурентной среды на рынке сырого молока.
Данный Аналитический отчет выполнен в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок), а также методических рекомендаций по анализу состояния конкурентной среды на рынке сырого молока от 07.12.2010 № ЦА/43327, от 01.12.2010 № ЦА/42555, от 05.05.2011 № ЦА/17585 (далее по тексту – Методические рекомендации).
В соответствии с п. 1.5 Порядка, в качестве источников исходной информации использовались сведения и информация, представленные Министерством сельского хозяйства и продовольствия по Республике Тыва (исх. № 4-608 от 04.074.2011 г., далее — Минсельхоз РТ), Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва (исх. № 431 от 12.04.2011 г., далее – Тывастат) и информация, представленная хозяйствующими субъектами, занимающимися производством (переработкой) молока и молочной продукции на территории Республики Тыва.

2. Определение временного интервала исследования товарного рынка

Согласно п. 2.1 Порядка, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.
Временным интервалом исследования рынка сырого молока в соответствии с Методическими рекомендациями, является период 2008-2010 гг.
Согласно п. 2.2 Порядка, исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, необходимо проведение ретроспективного анализа состояния конкуренции на товарном рынке производства молока и молочной продукции.
Согласно п. 2.3 Порядка, сезонность поставок товара, стабильность поставок товара, возможность продавцов изменить время продажи товара, периоды максимального и минимального спроса, сроки договоров, время появления товара на рынке, степень новизны товара не влияют на временной интервал, так как временной интервал определен методическими рекомендациями. Покупатели не готовы заменить молоко и молочную продукцию никаким другим продуктом, так как данный товар относится к социально-значимой группе продуктов и необходим в потреблении.
В соответствии с п. 2.4. Порядка проведения анализа все характеристики товарного рынка определяются в пределах одного установленного временного интервала. За временной интервал исследования рынка, согласно методических рекомендаций, принимаем 2008-2010 год.

3. Определение продуктовых границ товарного рынка

Согласно п. 3.1 Порядка, процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке, включает:
- предварительное определение товара;
- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;
- определение взаимозаменяемых товаров.
Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (в редакции от 30.12.2008) определено понятие продовольственного сырья – сырье растительного, животного, микробиологического, минерального и искусственного происхождения и вода, используемые для изготовления пищевых продуктов.
Сырьем для производства молочной продукции является молоко. Молоко как продукт относится к социально значимой группе товаров.
В статье 4 Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (далее – Технический регламент) даны понятия молока и сырого молока.
Молоко – продукт нормальной физиологической секреции молочных желез сельскохозяйственных животных, полученный от одного или нескольких животных в период лактации при одном и более доении, без каких-либо добавлений к этому продукту или извлечений каких-либо веществ из него.
Сырое молоко – это молоко, не подвергавшееся термической обработке при температуре более чем 40 градусов Цельсия или обработке, в результате которой изменяются его составные части.
Существует различные виды молока, в том числе коровье, козье, кобылье. В промышленной переработке используется преимущественно коровье молоко.
Техническим регламентом, вступившим в силу с 2009 года, установлены требования, предъявляемые к сырому коровьему молоку. Согласно пункту 6 статьи 5 технического регламента, массовая доля сухих обезжиренных веществ в коровьем сыром молоке должна составлять не менее чем 8,2%. Плотность коровьего молока, массовая доля жира в котором составляет 3,5%, должна быть не менее чем 1027 килограммов на кубический метр при температуре 20 градусов Цельсия или не менее чем эквивалентное значение для молока, массовая доля жира в котором другая. При этом, к сырому молоку, используемому для производства пищевых продуктов с определенными потребительскими свойствами, могут предъявляться дополнительные требования, перечень которых изложен в пункте 7 статьи 4 Технического регламента.
Согласно пункту 4.3 ГОСТа Р 52054-2003 «Молоко коровье сырое» установлены определенные нормы по физико-химическим показателям (кислотность, группа чистоты, плотность, температура замерзания). В частности, молоко 1 сорта должно иметь кислотность от 16,00 до 18,00 град., группу чистоты не ниже 1, плотность не менее 1027,0 кг/куб.м, температуру замерзания не выше минус 0,52 град.С. В пункте 4.6 ГОСТа было предусмотрено, что базисная общероссийская норма массовой доли жира молока натурального коровьего – 3,4%; базисная норма массовой доли белка – 3%.
В зависимости от физико-химических показателей молоко натуральное коровье молоко (сырье) бывает высшего, первого, второго сорта и несортовое.
В соответствии с п. 3.2 Порядка, определение продуктовых границ основывается на мнении покупателей, которое определяется в результате анализа предмета договоров, на основании которых осуществляется реализация товара.
Согласно п. 3.3 Порядка, товаром на рынке закупки молочного сырья перерабатывающими предприятиями является сырое молоко коровье. Сфера обращения данного товара состоит из определенных этапов: производство молочного сырья сельхозпроизводителями – реализация ими молока – закупка молока перерабатывающими предприятиями. Закупка молока является последней стадией обращения данного товара в анализируемом сегменте товарного рынка.
В соответствии с п. 3.4 Порядка, производство сырого коровьего молока и сырого молока в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 029-2007 относится к подгруппе 01.21 («Разведение крупного рогатого скота»).
Эта группировка включает:
- разведение мясного и молочного крупного рогатого скота
- разведение племенного крупного рогатого скота
- производство сырого коровьего молока и сырого молока
прочего крупного рогатого скота
- производство бычьей спермы
Эта группировка не включает:
- переработку коровьего молока за пределами фермы (15.51).
Технологические схемы производства большинства видов молочной продукции предусматривают использование молока-сырья натурального.
Согласно п. 3.5 Порядка, выбор покупателя (предприятия-переработчика) относительно закупаемого для переработки сырья определяется в первую очередь действующими нормативными документами (в том числе Техническим регламентом); функциональным назначением товара (приобретение молока – сырья с целью переработки и производства молока и молочной продукции); а также потребительскими свойствами товара и его качественными характеристиками, определяющими выбор покупателя и предпочтения конечного потребителя.
В соответствии с п. 3.6 Порядка, рассматривая вопрос по взаимозаменяемости сырого молока, как сырья для производства молочной продукции, можно отметить, что технологический процесс изготовления отдельных видов продукции молочных комбинатов допускает оперативную замену сырого молока сухим молоком.
Сухое молоко является продуктом переработки сырого молока. Следовательно, несмотря на то, что сухое молоко может быть заменителем сырого молока при изготовлении отдельных молочных продуктов сухое молоко не является взаимозаменяемым продуктом при анализе указанного рынка.
Также, в связи с вступлением в действие Технического регламента на молоко и молочную продукцию, принятого в том числе в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, и устанавливающего обязательные требования к молоку и молочной продукции, к процессам производства, хранения, перевозки, реализации молока и молочной продукции, определяющего формы и правила оценки соответствия данной продукции, правила ее идентификации, возросли требования к выпускаемой предприятиями-переработчиками молочной продукции и, соответственно, к сырью для ее производства.
В соответствии с п. 3.7 Порядка, необходимо учитывать, что молочная и кисломолочная продукция относятся к социально-значимой группе продуктов питания и большинство населения не готово заменить натуральные продукты иными. Потребительские предпочтения остаются на стороне натурального коровьего молока.
Соответственно, сухое молоко не может быть по своим свойствам признано сопоставимым с сырым молоком и не может быть заменено в процессе производственного потребления (переработки), учитывая различные качественные характеристики, применение и функциональное назначение.
В соответствии с п. 3.8 Порядка, сельхозпроизводители не могут предложить перерабатывающим предприятиям иной товар, в том числе сухое молоко, в рассматриваемой сфере обращения товара (молока сырого) этот товар не имеет заменителей.
Вследствие того, что товар (услуга) не взаимозаменяем п. 3.9-3.11 Порядка не рассматриваем.
Таким образом, на этапе окончательного определения продуктовых границ исследуемого товарного рынка подтверждаются продуктовые границы рынка, определенные на предварительном этапе.
Учитывая изложенное, продуктовые границы анализируемого рынка определены как молоко сырое для последующей переработки.

4. Определение географических границ товарного рынка

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Согласно пункту 4.1 Порядка, процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:
- предварительное определение географических границ товарного рынка;
- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем;
- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.
В соответствии с п. 4.2 Порядка определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации о регионе. С территорией Республики Тыва нет другой транспортной связи кроме автомобильной и авиационной. Расстояние до столицы ближайшего региона около 400 км. Тыва – сельскохозяйственная республика. Многие жители Республики Тыва, особенно в районах, держат коров и используют молоко для собственных нужд. Некоторые индивидуальные предприниматели самостоятельно реализуют сырое молоко и молочную продукцию через торговые точки.
Согласно п. 4.3 Порядка, выявим условия обращения товара, ограничивающие экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями).
В силу специфики исследуемого товарного рынка на географические границы данного рынка влияет ряд факторов.
Поскольку сырое молоко является скоропортящимся продуктом, то на географические границы исследуемого рынка влияет такой фактор как удаленность производителя молока от предприятий-переработчиков, а также требования к условиям транспортировки закупаемого товара, обеспечивающие сохранение его потребительских свойств.
Отсутствие, как правило, у предприятий-производителей молока холодильных установок и специального транспорта для перевозки молока обуславливают близость рынка сырого молока к переработчику. Как для сельскохозяйственных предприятий, так и для предприятий-переработчиков экономически целесообразно организовать доставку молока при минимальных транспортных расходах, которые ежегодно увеличиваются в связи с ростом цен на ГСМ, запчасти и т.д. Данное обстоятельство приводит к сужению географических границ рассматриваемого рынка. Предприятия-переработчики, как правило, молочные комбинаты в первую очередь закупают молоко от хозяйств района своего местонахождения и ближайших районов.
Необходимым условием для обращения товара (сырого молока) является развитость транспортной составляющей - наличие и состояние дорог. Неудовлетворительное качество дорог в сельской местности и между отдельными районами также влияет на дальность перевозки молочного сырья и его качество.
Важным фактором, влияющим на условия обращения товара на рассматриваемом товарном рынке, является ограниченный срок хранения сырого молока (статья 6 Технического регламента на молоко и молочную продукцию), соответственно его закупка осуществляется на условиях, исключающих большие временные затраты на его хранение и доставку до перерабатывающих предприятий. Кроме того, в силу указанных обстоятельств, исключается возможность заготовки сырого молока впрок, в связи, с чем существует объективная необходимость обеспечения ежедневных закупок сырого молока для загрузки производственных мощностей молокоперерабатывающих предприятий
В соответствии с п. 4.4 Порядка, по сведениям, представленным от предприятий-переработчиков сырого молока, установлено, что в период 2008 – 2010 годы ими закупалось молоко у хозяйствующих субъектов, размещающихся на территории Республики Тыва.
Согласно п. 4.5 Порядка, определение географических границ товарного рынка осуществляется методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей).
В связи с тем, что расстояние до столицы ближайшего региона около 400 км, а сырое молоко – скоропортящийся продукт, из близлежащих регионов данный продукт не завозится. Следовательно, географическими границами будем считать территориальные границы Республики Тыва.
В данном анализе «тест гипотетического монополиста» не использовался, поэтому п. 4.6 Порядка, опускаем.
В связи с тем, что данная сфера не субъект естественных монополий, п. 4.7 Порядка также не рассматриваем.
Таким образом, в качестве географических границ товарного рынка сырого молока принимаются территориальные границы Республики Тыва.

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка, в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.
Хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке сырого молока - покупателями являются предприятия-переработчики молока (молочные заводы, комбинаты, иные хозяйствующие субъекты и индивидуальные предприниматели, имеющие цеха и оборудование по переработке молока), занимающиеся производством молочной продукции: молока различной жирности, сливок, цельномолочной и кисломолочной продукции, творога, сыра, масла животного, мороженого.
Производителями и поставщиками молочного сырья (продавцами сырого молока) являются сельскохозяйственные предприятия различных организационно-правовых форм собственности (ОАО, ЗАО, ООО, агрофирмы, СХПК и др.), крестьянско-фермерские хозяйства и хозяйства населения, которые, как правило, не имеют мощностей по хранению и переработке молока, поэтому при выборе покупателя руководствуются условиями реализации, территориальной близостью, формой и условиями расчетов.
В целях установления состава хозяйствующих субъектов - переработчиков, закупающих сырое молоко, проведен опрос хозяйствующих субъектов, осуществляющих вид деятельности «Производство молочных продуктов» с кодом по ОКВЭД 15.5(15.51, 15.51.1, 15.51.11, 15.51.12, 15.51.13, 15.51.14, 15.51.2, 15.51.3, 15.51.4, 15.51.5, 15.52). По данным Тывастат и Минсельхоза РТ на территории Республики Тыва таких хозяйствующих субъектов – 45, из них деятельность по данным ОКВЭД осуществляет 9 хозяйствующих субъектов.
В ходе опроса хозяйствующих субъектов было установлено, что только четыре хозяйствующих субъекта закупают сырое молоко для переработки. Сведения получены от двух хозяйствующих субъектов.
В соответствии с п. 5.2 Порядка, количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, так как количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.
Согласно п. 5.3 Порядка, на основании информации, полученной при определении временного интервала исследования, при определении продуктовых границ товарного рынка и при определении географических границ товарного рынка, определяются хозяйствующие субъекты, действующие на рассматриваемом рынке, для которых устанавливаются позволяющие их идентифицировать данные.
Такими хозяйствующими субъектами на территории Республики Тыва являются:

№ наименование Адрес
1 ГУП «Тывамолоко» Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Заводская, 36
2 СПоК «Улуг-Хем» Республика Тыва, г. Шагонар, ул. Октябрьская, 33-1
3 СПК «Белдир» Республика Тыва, г. Чадан, ул. Водхозная, 1
4 СПоК «Огжам» Республика Тыва, Чеди-Хольский район, с. Ак-Тал, ул. Найырал, 1

Все хозяйствующие субъекты, включенные в состав участников рынка в качестве покупателей сырого молока, являются независимыми хозяйственными обществами, не являются дочерними обществами или филиалами компаний ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН, ЮНИМИЛК и ДАНОН, а также не принадлежат к группам лиц указанных компаний.
При определении состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке состав (численность) групп покупателей, приобретающих товар у продавцов, которые действуют на рассматриваемом товарном рынке, не может быть установлен, так как их неопределенный круг лиц.

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Согласно п. 6.1 Порядка, основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке.
Согласно п. 6.2 Порядка, объем рынка в данном анализе определяется как сумма объемов закупки сырого молока для последующей переработки в географических границах рассматриваемого рынка.
Объем исследуемого рынка составляет: в 2008 году – *** тн., в 2009 году, -*** тн., в 2010 году – *** тн.
Согласно п. 6.3 Порядка рассчитаем долю каждого хозяйствующего субъекта на товарном рынке.

Сведения об объемах закупки сырого молока:

Наименование объем закупки сырого молока в пересчете на зачетный вес сырого молока, тн.
2008 год доля 2009 год доля 2010 год доля
ГУП «Тывамолоко» *** 100 *** 100 *** 98,67
СПоК «Огжам» 0 0 0 0 20 1,33
Объем рынка: 880 981 1503

В соответствии с п. 6.4 Порядка, доля группы лиц в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции отсутствует.
Совокупные доли хозяйствующих субъектов согласно п. 6.5 Порядка, отсутствуют.
Согласно п. 6.6 Порядка, наибольшую долю на рынке сырого молока занимает ГУП «Тывамолоко».

7. Определение уровня концентрации товарного рынка

Согласно п. 7.1 Порядка, для определения уровня концентрации товарного рынка используются доли следующих хозяйствующих субъектов:

Рассчитаем коэффициент рыночной концентрации (CR):

2008 г. CR=100;
2009 г. CR=100;
2010 г. CR=98,67;

Рассчитаем индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI):

2008 г. HHI =10000;
2009 г. HHI =10000;
2010 г. HHI =9735,8;
В соответствии с п. 7.2 Порядка, уровень концентрации на исследуемом рынке - высокий так как 70% < = CR < = 100% и 2000 < = HHI < = 10000.
8. Определение барьеров входа на товарный рынок

Согласно п. 8.1 Порядка, процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке включает:
- выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;
- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.
В соответствии с п. 8.2 Порядка, определим барьеры входа на товарный рынок.
В ходе проведения анализа товарного рынка сырого молока были выявлены следующие барьеры:
Административные:
По данным СПоК «Огжам» административным барьером является получение разрешения от Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) (соответствие санитарным нормам)
Экономические:
- несвоевременное перечисление оплаты за поставляемый продукт;
- повышение цен на электроэнергию, услуги ЖКХ, ГСМ;
- высокая арендная плата за объекты недвижимости (производственные помещения);
- износ оборудования, участвующего в процессе производства;
- необходимость осуществления первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений.
Данные барьеры трудно преодолимы. Хозяйствующий субъект, желающий открыть собственный мини-молокозавод вправе обратиться в Центр занятости населения для получения субсидий, разработав собственный бизнес-план и местные фонды поддержки предпринимательства на том основании, что является собственником предприятия малого бизнеса.

9. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

По результатам проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке сырого молока на территории Республики Тыва можно сделать вывод, что исследуемый рынок является рынком с недостаточно развитой конкуренцией.
По данным с официального сайта Республики Тыва ГУП «Тывамолоко» уверенно наращивает объемы производства. Предприятие значительно увеличило объемы производства и укрепило свое присутствие в торговой сети республики.
По мнению специалистов, меры, принимаемые правительством Тувы по развитию молочного животноводства, строительство новых молочно-товарных ферм, оснащение их современным оборудованием, увеличение запасов кормов, ввод в действие современных молокоприемных пунктов позволит заметно потеснить на прилавках магазинов завозную молочную продукцию.
В соответствии с п. 9.2 Порядка, рынок сырого молока является рынком с высокой концентрацией с существующими, трудно преодолимыми барьерами.
Согласно п. 9.3 Порядка, фактов предоставления продавцами льгот отдельным приобретателям не установлено, соглашений хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, не выявлено.
Согласно п. 9.4 Порядка: на рынке сырого молока происходят сезонные колебания объемов производства. В осенне-зимний период наблюдается дефицит сырого молока и рост цен на него. В весенне-летний период объем производится избыточное количество молока и происходит падение цен на него.
В соответствии с п 9.5 Порядка, хозяйствующие субъекты, включенные в состав участников рынка в качестве покупателей сырого молока, являются независимыми хозяйственными обществами, не являются дочерними обществами или филиалами компаний ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН, ЮНИМИЛК и ДАНОН, а также не принадлежат к группам лиц указанных компаний.

Вывод

По результатам проведения анализа оценки состояния конкурентной среды на рынке сырого молока можно сделать вывод, что исследуемый рынок является рынком с недостаточно неразвитой конкуренцией, уровень концентрации на исследуемом рынке высокий. Барьеры входа на данный рынок трудно преодолимые.
На сегодняшний день на рынке сырого молока ГУП «Тывамолоко» занимает наибольшую долю. В связи с этим, целесообразно рассмотреть вопрос о включении ГУП «Тывамолоко» в реестр с долей более 35%.




Старший специалист 2 разряда
отдела антимонопольного
контроля и рекламы Е.С. Ванькова




Согласовано:
Заместитель руководителя-
начальник отдела антимонопольного
контроля и рекламы Ф.А. Хаджие