Аналитический отчет по результатам анализа рынка добычи и реализации каменного угля на территории Республики Тыва

«УТВЕРЖДАЮ»:
Руководитель
Тывинского УФАС России

____________ О.М. Долгих

«_________________» 2011 г.



Аналитический отчет
по результатам анализа рынка добычи и реализации каменного угля на территории Республики Тыва

1. Общие положения

В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) в рамках рассмотрения заявления Службы по Тарифам Республики Тыва и Министерства промышленности и энергетики по Республике Тыва на обоснованность прогнозной цены 1 тонны каменного угля, заявленного ООО «Тувинская горнорудная компания» на 2012 год проведен анализ оценки состояния конкурентной среды на рынке предоставления услуг добычи и реализации каменного угля на территории Республики Тыва за 2010 год - 9 месяцев 2011 года.
Данный Аналитический отчет выполнен в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок № 220) и «Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией», утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 г. № 5 (далее – Регламент). Структура Аналитического отчета соответствует этапам проведенного анализа, этапы проведения анализа определены пунктом 1.3 Порядка № 220.
Также, анализ товарного рынка проведен в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ);
4. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов);
В соответствии с п. 1.5 раздела 1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке в качестве источников исходной информации использовались документы и информация, представленные: Федеральной службой государственной статистики по Республике Тыва (далее – Тывастат исх. № 1038 от 20.09.2011 г.), Мэрией г. Кызыла Республики Тыва (исх. № 5583 от 26.09.2011 г.), Департаментом городского хозяйства Мэрии г. Кызыла (далее – Департамент городского хозяйства, исх. № 1495 от 26.09.2011 г.), Администрацией Тес-Хемского района Республики Тыва (далее – администрация Тес-Хемского района исх. № 489а от 22.09.2011 г.), Администрацией Тандинского района Республики Тыва (далее – администрация Тандинского района исх. № 725 от 22.09.2011 г.), ОАО «Кызылская ТЭЦ» (исх. № 102/2258 от 21.09.2011 г.), Администрацией Сут-Хольского района Республики Тыва (далее – администрация Сут-Хольского района исх. № 638 от 23.09.2011 г.), Администрацией Бай-Тайгинского района Республики Тыва (далее – администрация Бай-Тайгинского района исх. № 01-39/314 от 21.09.2011 г.), Администрацией Дзун-Хемчикского района Республики Тыва (далее – администрация Дзун-Хемчикского района исх. № 611 от 26.09.2011 г.), Администрацией Кызылского района Республики Тыва (далее – администрация Кызылского района исх. № 870/7 от 26.09.2011 г.), Администрацией Эрзинского района Республики Тыва (далее – администрация Эрзинского района исх. № 1327 от 26.09.2011 г.), Администрацией Монгун-Тайгинского района Республики Тыва (далее – администрация Монгун-Тайгинского района исх. № 349 от 26.09.2011 г.), Администрацией Улуг-Хемского района Республики Тыва (далее – администрация Улуг-Хемского района исх. № 1051 от 22.09.2011 г.), Администрацией Овюрского района Республики Тыва (далее – администрация Овюрского района исх. № б/н от 22.09.2011 г.), Администрацией Чаа-Хольского района Республики Тыва (далее – администрация Чаа-Хольского района исх. № 387 от 21.09.2011 г.), ГУП «Прогресс-тепло» Чаа-Хольского района (далее – ГУП «Прогресс-Тепло» исх. № 79 от 21.09.2011 Г.), Администрацией Барун-Хемчикского района Республики Тыва (далее – администрация Барун-Хемчикского района исх. № 203 от 21.09.2011 г.), Администрацией Пий-Хемского района Республики Тыва (далее – администрация Пий-Хемского района исх. № 671 от 27.09.2011 г.), Управления по недропользованию по Республике Тыва (далее – Тыванедра исх. № 521 от 20.09.2011 г.), Обществом с ограниченной ответственностью «Тувинская горнорудная компания» (далее – ООО «ТГРК» исх. № 759 от 29.09.2011 г., № 856 от 27.10.2011 г.), Закрытым акционерным обществом «Енисейская промышленная компания» (далее – ЗАО «ЕПК» исх. № 104794 от 10.10.2011 г.)

2. Определение временного интервала исследования товарного рынка

Согласно п. 2.1 Порядка, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.
Для анализа исследуемого рынка использована информация за 2010 г., 9 месяцев 2011 г. Выбор временного интервала исследования обусловлен п. 2.2 Порядка № 220. В связи с тем, что целью исследования данного рынка является определение долей хозяйствующих субъектов на рынке добычи и реализации каменного угля до момента проведения исследования, проводится ретроспективный анализ.
Данный рынок для Республики Тыва является востребованным в связи с тем, что холодные зимние условия, резкоконтинентальный климат, географическое расположение республики, отсутствие газового отопления, вынуждают жителей и теплоснабжающие организации республики приобретать каменный уголь для обогрева помещений в осеннее-весенне-зимний период.
Временным интервалом определен 2010 год - 9 месяцев 2011 года, период, предшествующий установлению возможного нарушения по ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Определение продуктовых границ товарного рынка

Согласно п. 3.1 Порядка № 220, процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке, включает:
- предварительное определение товара;
- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;
- определение взаимозаменяемых товаров.
В соответствии с п. 3.2 Порядка № 220, мнение покупателей определено в результате выборочного опроса покупателей (юридических лиц) и анализа предмета договоров, на основании которых осуществляется реализация товара. С ООО «ТГРК» заключено 671 договор, из них 664 договора заключено с бюджетными учреждениями и учреждениями топливно-энергетического комплекса, расположенных на территории Республики Тыва. Согласно ч.1 указанных договоров поставки, предметом всех договоров является угольная продукция. В п.1.2. уточняется, что угольной продукцией по настоящему договору является уголь каменный рядовой. С ЗАО «Енисейская промышленная компания» заключено 5 договоров, предметом которых также служит передача в собственность покупателя каменного угля.
Согласно предмету договоров установлено, что добыча угля неразрывно связана с его реализацией, сама по себе добыча не приносит доход, в связи с чем компании участвуют в торгах на право разработки и добычи на угольных месторождениях для того, чтобы добыв уголь реализовать его и получить прибыль.
По данным администраций районов республики Тыва население республики в осеннее зимний период отапливаются углем и небольшим количеством дров.
В связи с большим количеством покупателей (физических лиц) провести их репрезентативный опрос, невозможно. То есть, в результате применения метода выборочного опроса покупателей (физических лиц) нельзя получить достаточный объем информации для определения продуктовых и географических границ рынка. Следовательно, п. 3.3 Порядка № 220 не рассматривается.
В связи с тем, что заявление поступило о проверке обоснованности прогнозной цены на 1 тонну каменного угля, следовательно, предварительно продуктовыми границами определена добыча и реализация каменного угля.
В соответствии с п. 3.4 Порядка № 220, предварительно определим товар:
Под каменным углем понимается твёрдое горючее полезное ископаемое растительного происхождения; разновидность углей ископаемых с более высоким содержанием углерода и большей плотностью, чем у бурого угля. Представляет собой плотную породу чёрного, иногда серо-чёрного цвета с блестящей, полуматовой или матовой поверхностью. Содержит 75—97% и более углерода; 1,5-5,7% водорода; 1,5-15% кислорода; 0,5-4% серы; до 1,5% азота; 45-2% летучих веществ; количество влаги колеблется от 4 до 14%; золы - обычно от 2-4% до 45%.
В зависимости от степени углефикации (метаморфизма) существуют бурые угли, каменные угли и антрациты. Самая низкая теплота сгорания у бурых углей, а самая высокая – у антрацитов.
В соответствии с общероссийским классификатором продукции (ОК 005-93) используются следующие коды:
03 2031 0 Уголь каменный
03 2035 2 Уголь бурый
03 2132 0 марки А - антрацит
Находящиеся в разделе 03 0000 6 Уголь, продукты переработки угля, торф и сланцы горючие, подразделе 03 2000 1 Уголь и продукты переработки угля.
Стоит учитывать, что добывать уголь может не каждый желающий, а лишь тот, кто имеет право на разработку участка недр, путем его приобретения на аукционе, а также специализированную лицензию на осуществление добычи полезных ископаемых.
В соответствии с п. 3.5 Порядка № 220, каменный уголь служит для сжигания в отопительных системах различных типов. Уголь топит «ровно» и длительное время поддерживает тепло. Уголь каменный используют как энергетическое и бытовое топливо, а так же применяется как сырье для металлургической промышленности. От глубины залегания каменного угля, зависит способ его добычи. Если глубина залегания менее ста метров, то разработка ведется открытым шахтным способом.
Характеристики каменного угля различны и зависят от места добычи. Для выбора подходящей марки и вида угля необходимо ознакомиться с характеристиками. Основными характеристиками, которые определяют качество каменного угля, являются: влажность, теплота сгорания, содержание серы, зольность и выход летучих веществ.

Классификация углей по маркам:
А – антрацит
Б – бурый
Г – газовый
Д – длиннопламенный
Ж – жирный
К – коксовый
ОС – отощенный спекающийся
СС – слабоспекающийся
Т – тощий
В зависимости от степени обогащения угли делятся на концентраты, промпродукты и шламы. Концентраты, как правило, используются в котельных и для получения электроэнергии. Промпродукты обычно идут на нужды металлургии. Шламы используются для изготовления брикетов с целью розничной продажи населению для личного использования.
Каменный уголь отличается от бурого более высоким содержанием углерода и большей плотностью. К каменным углям относятся марки: Г, ГЖ (газовый жирный), ГЖО (газовый жирный отощенный), Д, ДГ (длиннопламенный газовый), Ж, КСН (коксовый слабоспекающийся низкометаморфизованный), СС, Т , ТС (тощий спекающийся).
Отдельной маркой каменного угля является антрацит (А), ископаемый гумусовый уголь высшей степени метаморфизма.
Самая низкая теплота сгорания у бурых углей.
На территории Республики Тыва согласно лицензионных соглашений об условиях пользования недрами с целью добычи каменного угля разрабатываются следующие месторождения:
Элегестское, Каа-Хемское, Чаданское месторождения обладают запасами каменного угля дефицитной марки «Ж» Лицензия на разработку Элегестского месторождения принадлежит Енисейской промышленной компании, лицензия на разработку Каа-Хемского и Чаданского месторождений принадлежит ООО «Тувинская горнорудная компания». Указанные месторождения относятся к Улуг-Хемскому угольному бассейну.
По данным с официального сайта Информационно-аналитического центра «Минерал»: Разведанные запасы углей России очень велики, они достигают 193,3 млрд т, составляя 18% мировых. Более значительными запасами располагают лишь США. На долю каменных углей и антрацитов приходится чуть менее половины (47,6%) запасов; остальные запасы – на долю бурых углей.
Среди отраслей топливно-энергетического комплекса угольная промышленность России имеет наиболее обеспеченную сырьевую базу. Основные возможности добычи угля сосредоточены в Сибири. Почти 80% запасов углей находится в Сибири, в том числе более 70% – в Кузнецком, Канско-Ачинском и Тунгусском угольных бассейнах. В европейской части страны, где расположены Печорский, Донецкий и Подмосковный бассейны, находится чуть менее 9% разведанных запасов России, на Дальнем Востоке – около 10%.
Более половины в разведанных запасах составляют высококачественные угли, с невысоким содержанием золы (до 15%) и серы (не более 1%). Более 20% в российских запасах (40 млрд. тонн) занимают коксующиеся угли, среди которых почти 20 млрд. тонн относится к особо ценным маркам; большая их часть (почти 60%) сконцентрирована в Кузнецком бассейне (Кемеровская обл.), около 20% – в Южно-Якутском бассейне в Республике Саха (Якутия), 11% – в Печорском бассейне Республики Коми и 9,5% – в месторождениях Республики Тыва.

Согласно п. 3.6 и 3.7 Порядка № 220,
Товарами-заменителями энергетического угля могут являться в зависимости от целей использования альтернативные виды топлива – природный газ, продукты переработки нефти, в том числе мазут, горючие ископаемые (сланцы, торф).
Уголь отдельных марок может быть в отдельных случаях заменен углями других марок, которые имеют теплотехнические характеристики, соответствующие технологическим параметрам оборудования, что позволяет без проведения реконструктивных работ использовать их без существенного снижения эффективности производства энергии и нанесения ущерба оборудованию.

Товарные группы потенциально взаимозаменяемых углей

Базовый вариант углеобеспечения Потенциально взаимозаменяемые угли
1Б 2Б
2Б 1Б или 3Б или Г или Д
3Б 2Б или Г или Д
Ж СС или Д
Г и Д 2Б или 3Б или СС или Ж
СС Г и Д

Потенциально взаимозаменяемые угли марок Г и Ж на территории Республики Тыва отсутствуют.


Удельная теплота сгорания угля в сравнении с другими веществами:

Вещество
Удельная теплота сгорания, МДж/кг

Порох
2,9 — 5,0
Торф
8,1
Дрова (березовые, сосновые)
10,2
Уголь бурый
15,0
Уголь каменный
29,3

Наиболее выгодное отношение цены и удельной теплоты сгорания имеют каменные угли.
Использование торфа как топлива обусловлено его составом: большим содержанием углерода, малым содержанием серы, вредных негорючих остатков и примесей. По сути, это молодой уголь. Основными недостатками этого вида топлива являются: более низкая, чем у угля энергетическая калорийность и трудности сжигания из-за высокого содержания влаги (до 65%).
Обычно торф начинает накапливаться в постепенно зарастающих водоемах. Торфяное болото, образовавшееся на месте такого водоема, называется луговым. Торф в таком болоте по большей части еще плохо разложившийся и многозольный. Эта многозольность получается вследствие наноса водой в толщу зарастающего озера частей земляного покрова.
Торф является местным топливом, предприятия, потребляющие торф, должны по возможности находиться в непосредственной близости к торфяным болотам, что не способствует развитию торфодобычи в районах с малоразвитой промышленностью. На территории Республики Тыва торф не добывается, следовательно, он не может быть взаимозаменяем для каменного угля.
Также топливом служит природный газ. Природный газ в пластовых условиях (условиях залегания в земных недрах) находится в газообразном состоянии — в виде отдельных скоплений (газовые залежи) или в виде газовой шапки нефтегазовых месторождений, либо в растворённом состоянии в нефти или воде. Газ добывают из недр земли с помощью скважин. Газ, поступающий из скважин, необходимо подготовить к транспортировке конечному пользователю — химический завод, котельная, ТЭЦ, городские газовые сети. Помимо подготовки самого газа, необходимо подготовить и трубопровод. Широкое применение здесь находят азотные установки, которые применяются для создания инертной среды в трубопроводе. В настоящее время основным видом транспорта является трубопроводный. Газ под давлением 75 атмосфер прокачивается по трубам диаметром до 1,4 м. На территории Республики Тыва отсутствует газопровод, в связи с чем газ как топливо не может заменить каменный уголь.
Климат в Республике Тыва резкоконтинентальный, зимы очень холодные и продолжительные, в связи с чем, Республика Тыва приравнена к районам Крайнего Севера. (Постановление Совмина СССР от 03.01.1983 N 12 (ред. от 18.07.1994) «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029» (вместе с «Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях», утв. Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 N 1029).
По результатам анализа полученной информации от районных администраций Республики Тыва и Министерства промышленности и энергетики Республики Тыва установлено, что потребность предприятий и населения в топливе имеется только по двум видам топлива – уголь и дрова. При этом потребность в дровах у предприятий отсутствует, потребность населения в дровах составляет 65829 куб.м., что по имеющейся информации составляет всего 6% от общей потребности в топливе. Соответственно установлено, что свое предпочтение потребители отдают именно каменному углю.
Дрова также не являются взаимозаменяемыми для каменного угля ввиду того, что удельная теплота сгорания дров, как видно из таблицы, намного ниже удельной теплоты сгорания каменного угля.
Вместе с тем, общая оценка взаимозаменяемости углей может характеризоваться как низкая, что обусловлено уникальностью теплотехнических характеристик разных марок угля, на сжигание которых запроектировано котельное оборудование, т.е. потенциально взаимозаменяемые угли подходят не для всех потребителей.
Поэтому для отопления помещений необходим именно каменный уголь с наибольшей теплотой сгорания. Также каменный уголь добывается на территории республики Тыва и нет необходимости закупать его в других регионах. В связи с вышеизложенным каменный уголь не заменим в потреблении.
Согласно п. 3.8 Порядка № 220, при выявлении взаимозаменяемых товаров используется метод анализа ценообразования и динамики цен, изменения объема спроса при изменении цен.
По информации администраций районов потребность в угле у организаций и населения гораздо выше, чем в дровах. Других видов топлива не требуется.
По результатам анализа динамики цен ООО «ТГРК»: в 1 полугодии 2010 года цена на уголь составляла 1100 руб.тонна без НДС, во 2 полугодии 2010 года произошло повышение цены на 20%, цена составила 1322 руб.тонна без НДС. В 1 полугодии 2010 г. ООО «ТГРК» реализовано на территории Республики Тыва 199 тыс. тонн, во 2 полугодии 2010 года – 235,3 тыс.тонн, что на 18 % выше, несмотря на повышение цены на уголь. Из представленных хозяйствующими субъектами данных видно, что спрос на уголь вырос несмотря на повышение цены. Из этого следует, что населению и предприятиям Республики Тыва приходится приобретать уголь по любой предложенной цене.
Ввиду того, что «тест гипотетического монополиста» и расчет показателя перекрестной эластичности спроса не проводились, п. 3.9-3.10 Порядка № 220 не рассматриваем.
Таким образом, на этапе окончательного определения продуктовых границ исследуемого товарного рынка подтверждаются продуктовые границы рынка, определенные на предварительном этапе.
Следовательно, продуктовыми границами исследуемого рынка следует признать добычу и реализацию каменного угля.

4. Определение географических границ товарного рынка

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Согласно п. 4.1 Порядка № 220, процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеют экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:
- предварительное определение географических границ товарного рынка;
- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем;
- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.
Предварительное определение географических границ товарного рынка, в соответствии с п. 4.2 Порядка № 220, проводится на основе информации о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля.
Республика Тыва - горная территория с чередованием высоких хребтов и глубоких котловин. Железная дорога в регионе отсутствует. Основные природно-климатические зоны - таежные массивы, соединяющиеся со степью и пустыней. До ближайшего региона Республика Хакасия (расстояние около 400 км.) можно добраться только по автодороге.
При определении географических границ рынка углей должен быть принят во внимание ряд принципиальных особенностей.
В отличие от природного газа и топочного мазута, физико-химические и теплотехнические свойства которых мало или совсем не зависят от места добычи, характеристики твердых топлив существенно различаются в зависимости от вида топлива: угли, сланцы и фрезерный торф. Свойства углей зависят не только от вида, но и от их марочного состава. Некоторые характеристики топлива, такие как шлакующие свойства, склонность пыли к взрыву и ряд других, могут существенно различаться даже в пределах одного марочного состава топлива.
В связи с этим на стадии проекта строительства на каждой тепловой электростанции осуществляется довольно жесткая привязка ее оборудования к конкретному углю определенного месторождения (проектный уголь).
Возможность полного или частичного замещения проектного угля для электростанции другими марками или видами углей требует обследования состояния тепловой электростанции, проведения всесторонних технико-экономических расчетов и конструкторских проработок по топочно-горелочным устройствам, системам пылеприготовления и золоулавливания, возможностям складирования топлива, его хранению, складским механизмам и оборудованию топливоподач, а также необходима организация опытного сжигания непроектного угля. Полное или частичное замещение на электростанции проектного угля другим видом или другой маркой угля требует специальных проработок для каждой ТЭС. По информации представленной ОАО «Кызылская ТЭЦ» замена добываемого в Республике Тыва вида угля принципиально возможна, но для этого потребуется большие капиталовложения для перевода котлов на сжигание непроектного топлива.
Как правило, регионы производства и потребления угля совпадают по причине изначально заложенного принципа снижения транспортных издержек по доставке «проектного» угля целевым потребителям.
В связи с тем, что на территории Республики Тыва отсутствует железнодорожное сообщение, транспортные издержки имеют значительное влияние.
Предварительно географическими границами определим географические границы Республики Тыва.
По данным Тывастат ввоз угля из Хакасии на территорию Республики Тыва за 2010 год составил 1990 тонн, что составило 0,6% от годовой потребности населения и предприятий Республики Тыва в угле. Вывоз за пределы республики в 2010 году составил 388 тыс. тонн, что составляет 47,8% от добытого за 2010 год на территории Республики Тыва угля.
По информации официального сайта ООО «ТГРК»: Республика Тыва имеет благоприятные условия для развития топливно-энергетического комплекса. Ресурсный потенциал комплекса представлен крупными запасами коксующихся и энергетических каменных углей. По оценкам из 14,5 млрд.т прогнозных ресурсов 84 % – коксующиеся угли марок "Ж" (61 %) и "ГЖ" (23 %). В наиболее крупном Улуг-Хемском угольном бассейне разведанные запасы угля по категориям А+В+С1+С2 различных марок превышают 1 млрд.т из которых 95 % запасов составляют марки Жкокс и ГЖкокс.
Согласно п. 4.3 Порядка № 220, выявим условия обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем.
Расстояние из республики до железной дороги, которая находится в соседнем регионе (в республике Хакасия) 400 км. В зимний период проезд по дороге осложняется состоянием федеральной трассы М-54 "Енисей", которая пролегает через горные хребты Саянских гор и относится к первой категории сложности. Зимой здесь выпадает много осадков, с которыми снегоуборочная техника не всегда справляется. Кроме того, велика опасность схода снежных лавин. Нередко трасса перекрывается, и тогда грузовики с углем просто-напросто простаивают. Но даже в летний период проезд по этой дороге представляет немало сложностей. Высота самого сложного перевала, который преодолевают груженные углем автомобили, – Буйбинского – составляет 1,4 км.
У жителей республики имеется возможность приобретать каменный уголь непосредственно на угольном разрезе, либо заказывать его доставку у предпринимателей, имеющих собственный транспорт и занимающихся распространением каменного угля на территории Республики Тыва.
Для транспортировки каменного угля в пределах обозначенных географических границ не требуется специальных транспортных средств, в связи с чем не возникает препятствий перемещения данного товара.
Каменный уголь как основной вид топлива на территории Республики Тыва имеет очень важное значение для жителей и организаций республики. Спрос на уголь повышается в начале осени и снижается к концу весны.
Согласно п. 4.4 Порядка № 220, стоимость каменного угля изменяется в зависимости от региона продаж в связи с тем, что доставка угля до труднодоступной республики, которой является Тува существенно повышает стоимость угля. Что подтверждает выбор географических границ, определенных на предварительном этапе.
Согласно п. 4.5 Порядка № 220, определим географические границы товарного рынка методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).
Приобретатели каменного угля в основном население и юридические лица (теплоснабжающие организации) Республики Тыва, что подтверждается информацией с официального сайта ООО «ТГРК»: основными потребителями угля в Республике Тыва являются ОАО «Кызылская ТЭЦ», ГУП РТ «Хову-Аксы-тепло», ГУП РТ «Шагонартепло», ГУП РТ «Прогресс-тепло». Эти предприятия обеспечивают разрезу стабильный внутренний рынок потребления - им отгружается основная доля добываемого угля. Из них коммунальные предприятия республики, организации бюджетной сферы забирают вторую часть добытого угля, треть добываемого угля вывозят жители частного сектора, хозрасчетные организации, жилищно-коммунальные хозяйства, а лишь четверть – составляют потребители внешнего рынка – металлургические предприятия России.
В связи с тем, что географические границы товарного рынка установлены методом установления фактических районов продаж «тест гипотетического монополиста» не использовался, следовательно п. 4.6 Порядка № 220 не рассматривается.
Рассматриваемый рынок не относится к сфере услуг субъектов естественных монополий, поэтому п. 4.7 Порядка № 220 не рассматриваем.
Таким образом, границами рынка добычи и реализации каменного угля приняты географические границы Республики Тыва.

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии с п. 5.1 Порядка № 220 в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.
Перечень хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, а также основные характеристики углей были выявлены на основании данных, полученных от Тывастат, Тыванедра, ООО «ТГРК», ООО «ЕПК», администраций муниципальных образований, основных потребителей, занимающихся производством тепловой энергии для республики. По данным Тывастат, Тыванедра количество хозяйствующих субъектов, занимающихся добычей и реализацией каменного угля на территории Республики Тыва два - ООО «Тувинская горнорудная компания», ЗАО «Енисейская промышленная компания».
В соответствии с п. 5.2 Порядка № 220 количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, так как количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.
Согласно п. 5.3 Порядка № 220, на основании информации, полученной при определении временного интервала исследования, при определении продуктовых границ товарного рынка и при определении географических границ товарного рынка, определяются хозяйствующие субъекты, действующие на рассматриваемом рынке, для которых устанавливаются позволяющие их идентифицировать данные.
Такими хозяйствующими субъектами являются:
- ООО «Тувинская горнорудная компания», 667301, Республика Тыва, Кызылский район, пгт. Каа-Хем, ул. Угольная, б/н;
- ЗАО «Енисейская промышленная компания», 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Чульдум, 40 А.
Согласно п. 5.4 Порядка № 220, оба хозяйствующих субъекта, действующих на данном рынке занимаются добычей и реализацией каменного угля на основании лицензий, выданных Федеральным агентством по недропользованию на право пользования недрами с целью разведки и добычи каменного угля. Срок окончания лицензии: ЗАО «Енисейская промышленная компания» - 31.05.2020 года, ООО «ТГРК» - 31.12.2012 г.
При определении состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке состав (численность) групп покупателей, приобретающих товар у продавцов, которые действуют на рассматриваемом товарном рынке, не может быть установлен, так как их бесчисленно много, покупателями является неопределенный круг физических и юридических лиц, имеющих потребность в каменном угле.

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Согласно пункту 6.1 Порядка № 220, основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (услуг) на рассматриваемом товарном рынке.
Согласно п. 6.2 Порядка № 220, объем рынка в данном анализе определяется как сумма объемов продаж данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке. При этом не допускается повторный учет одного и того же товара. Объем данного рынка составляет: объем добычи в 2010 году <…> тыс.тонн, за 9 месяцев 2011 года <…> тыс.тонн, объем реализации в 2010 году <…> тыс. рублей, за 9 месяцев 2011 года <…> тыс. рублей.
Согласно п. 6.3 Порядка № 220, определим доли хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке:

Наименование ХС объем добычи, тыс. тонн доля 2010, % доля 9 мес. 2011, % объем реализации, тыс. руб. доля 2010, % доля 9 мес. 2011, %
2010 9 месяцев 2011 2010 9 месяцев 2011
ЗАО "Енисейская промышленная компания" <…> <…> 7,07 5,86 <…> <…> 24,36 8,45
ООО "Тувинская горнорудная компания" <…> <…> 92,93 94,14 <…> <…> 75,64 91,55
итого: <…> <…> 100,00 100,00 <…> <…> 100 100,00

В соответствии с п. 6.4 Порядка № 220, доля группы лиц на рынке по добыче и реализации каменного угля в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции отсутствует, так как у хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке Республики Тыва (ООО «ТГРК» и ЗАО «ЕПК») не установлено соответствие требованиям статьи 9 Закона о защите конкуренции.
Согласно п. 6.5 Порядка № 220 и частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующее положение в 2010 г. - 9 месяцев 2011 г. установлено для хозяйствующего субъекта – ООО «Тувинская горнорудная компания».
В соответствии с п. 6.6 Порядка № 220, доля, занимаемая ООО «Тувинская горнорудная компания» на товарном рынке, считается стабильной в связи с тем, что в 2010 году по объему добычи она составляла 92,93%, за 9 месяцев 2011 года – 94,14%; по объему реализации в 2010 году доля составляла 75,64%, за 9 месяцев 2011 года – 91,6%, в течение 2010 г. - 9 месяцев 2011 года сохраняется порядок ранжирования крупнейших хозяйственных субъектов, действующих на рынке добычи и реализации каменного угля на территории республики Тыва.
Рассматриваемый хозяйствующий субъект ООО «ТГРК» на рынке добычи и реализации каменного угля занимает доминирующее положение.

7. Определение уровня концентрации товарного рынка

Согласно п. 7.1 Порядка № 220, для определения уровня концентрации товарного рынка используются доля одного хозяйствующего субъекта: ООО «ТГРК»
Рассчитаем коэффициент рыночной концентрации (CR):
Добыча:
2010 г. CR = 92,9%;
9 месяцев 2011 г. CR = 94,1%.
Реализация:
2010 г. CR = 75,6%;
9 месяцев 2011 г. CR = 91,6%.

Рассчитаем индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI):
Добыча:
2010г. HHI = 8685,6;
9 месяцев 2011 г. HHI = 8897,1.

Реализация:
2010г. HHI = 6314,7;
9 месяцев 2011 г. HHI = 8453,3.

В соответствии с п. 7.2 Порядка № 220 уровень концентрации на исследуемом рынке высокий и в 2010 г. и за 9 месяцев 2011 г., так как 70% <= CR <= 100% и 2000 <= HHI <= 10000.
8. Определение барьеров входа на товарный рынок

Согласно п. 8.1 Порядка № 220 процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее - определение барьеров входа на товарный рынок), включает:
- выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;
- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.
В соответствии с п. 8.2 Порядка № 220 определим барьеры входа на товарный рынок.
В ходе исследования установлены следующие барьеры входа на рынок добычи и реализации каменного угля:
Экономические:
- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;
- отсутствие доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено и которые распределены между хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;
- наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства);
- преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями.
Административные:
- в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 18.07.2011) «О недрах» недра предоставляются в пользование специальным разрешением - в виде лицензий;
- в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1(ред. от 26.06.2007) «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» предоставление лицензий на право пользования недрами осуществляется путем проведения конкурсов и аукционов.
В соответствии с п. 8.3 Порядка № 220 на данный момент в Республике Тыва добыча угля осуществляется на трёх месторождениях: Элегестском, Чаданском, Каа-Хемском двумя предприятиями ЗАО «ЕПК», ООО «ТГРК». По информации Тыванедра идет разведка каменного угля еще на двух месторождениях (Межегейском, участках Центральный и Восточный Западной части Улуг-Хемского угольного бассейна).
По данным официального сайта Республики Тыва, несмотря на наличие на территории республики больших, разведанных запасов высококачественных углей, угольная отрасль не получила достаточного развития, что обусловлено рядом проблем:
• отсутствие необходимой транспортной инфраструктуры, в первую очередь – железной дороги, из-за чего невозможны крупнотоннажные перевозки на дальние расстояния;
• объем добычи жестко привязан к объему потребления местных предприятий и организаций, а также ее населения. В настоящее время экономически весьма затратными являются как завоз всех видов продукции в Туву, так и вывоз добываемого каменного угля и других видов сырья за пределы республики на автотранспорте;
• потребителями угля в Туве, которые своевременно рассчитываются с угледобывающим предприятием, являются бюджетные учреждения, организации и различные получатели социальных трансфертов (инвалиды, ветераны и др.), а структура потребления угля является Государственным заказом Правительства Республики Тыва;
• финансово-экономическое положение основных потребителей угля в республике находятся в кризисном состоянии.
В соответствии с п. 8.4 Порядка № 220, барьеры входа на рынок можно признать труднопреодолимыми.

9. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

По результатам проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке добычи и реализации каменного угля на территории Республики Тыва, можно сделать вывод, что исследуемый рынок является рынком с неразвитой конкуренцией.
В соответствии с п. 9.2 Порядка № 220, рынок добычи и реализации каменного угля на территории Республики Тыва является рынком с высокой концентрацией с существующими и тяжело преодолимыми барьерами.
Согласно п. 9.3 Порядка № 220, фактов предоставления продавцами льгот отдельным приобретателям не установлено, соглашений хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, не выявлено. Все представленные договора с потребителями имеют одинаковые условия.
Согласно п. 9.4 Порядка № 220, по данным Тывастат недропользователи Республики Тыва в январе-июне 2011 г добыли 464 тыс. тонн угля, что на 20,2 % больше показателя 6 месяцев 2010 года. В июне 2011 года в республике было добыто 74 тыс. тонн угля. Рост добычи угля в первом полугодии обеспечило ООО «Тувинская горнорудная компания». Всего в 2010 году добыли 826 тыс. тонн, что на 9 % выше уровня 2009 года. Согласно прогнозу социально-экономического развития республики в 2011 г объемы добычи угля ожидаются на уровне 900-920 тыс. тонн, 2012 г – 1210-1250 тыс. тонн, 2013 г – 1215-1270 тыс. тонн.




Вывод

По результатам проведения анализа оценки состояния конкурентной среды на рынке добычи и реализации каменного угля на территории Республики Тыва можно сделать вывод, что исследуемый рынок является рынком с неразвитой конкуренцией, уровень концентрации на исследуемом рынке высокий. Хозяйствующие субъекты с наибольшей долей на рассматриваемом товарном рынке на протяжении 2010 года и 9 месяцев 2011 года остаются одни и те же. Барьеры входа на данный рынок трудно преодолимые.
На сегодняшний день на рынке добычи и реализации каменного угля на территории Республики Тыва ООО «Тувинская горнорудная компания» занимает долю более 90 %. В связи с этим, целесообразно рассмотреть вопрос о включении ООО «Тувинская горнорудная компания» в региональный реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 %.


Старший специалист 2 разряда
отдела антимонопольного
контроля и рекламы Е.С.Ванькова


Согласовано:
Начальник отдела антимонопольного
контроля и рекламы В.А. Сорвачева