Аналитический отчет по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по приему платежей через платежные терминалы г. Кызыла за 2010 год

«УТВЕРЖДАЮ»:
Руководитель
Тывинского УФАС России

____________ О.М. Долгих

«_________________» 2011 г.





Аналитический отчет
по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по приему платежей через платежные терминалы г. Кызыла за 2010 год

1. Общие положения

В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) в ходе рассмотрения заявления по правомерности установления комиссии в размере 11 % на одном из терминалов города Кызыла индивидуального предпринимателя <…> проведен анализ оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг терминалов на территории города Кызыла Республики Тыва за 2010 год.
Данный Аналитический отчет выполнен в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 г. №220 «Об утверждении Порядка № 220 состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок № 220) и «Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией», утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 г. № 5 (далее – Регламент). Структура Аналитического отчета соответствует этапам проведенного анализа, этапы проведения анализа определены пунктом 1.3 Порядка № 220.
Анализ товарного рынка проводится в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
2. Федеральный закон от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - 103-ФЗ).
В качестве источников исходной информации использовались сведения и информация, представленные Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва (далее – Тывастат) (исх. № 209 от 18.02.2011 г.) и информация, представленная ИП <…>.(вх. № 1111 от 11.03.2011 г.), ИП <…>. (вх. 1085 от 11.03.2011 г.), ИП <…>. (вх. № 1117 от 11.03.2011 г.), ИП <…> ( вх. 1131 от 14.03.2011 г.), ИП <…> (вх. 1127 от 14.03.2011 г., 1175 от 15.03.2011 г.), ИП <…> (вх. 1212 от 16.03.2011 г.), ИП <…> (вх. 1081 от 10.03.2011 г.), ИП <…>. (вх. 1324 от 22.03.2011 г.), ИП <…>. (вх. 1383 от 24.03.2011 г.), ИП <…> (вх. 1845 от 13.04.2011 г.), ИП <…> (вх. 1831 от 13.04.2011 г.), <…>. (вх. 3674 от 11.07.2011 г.).

2. Определение временного интервала исследования товарного рынка

Согласно п. 2.1 Порядка № 220 временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.
Целью исследования является определение доли хозяйствующего субъекта – ИП <…>. на рынке услуг по приему платежей через платежные терминалы в г. Кызыле.
В соответствии с п. 2.2 Порядка № 220 необходимо проведение ретроспективного анализа состояния конкуренции на рынке услуг по приему платежей через платежные терминалы в г. Кызыле.
Покупатели не заменяют и не готовы заменить в потреблении товар, приобретаемый в одни периоды времени, этим же товаром, приобретаемым в другие периоды времени.
На оплату услуг через платежные терминалы оказывает влияние фактор сезонности. В январе, например, наблюдается значительный спад платежей по сравнению с другими месяцами. Также в течение месяца пики платежей приходятся на первые и последние числа месяца, это связано с тем, что в этот период многие клиенты оплачивают услуги сотовой связи. В течение недели клиенты наиболее активно оплачивают услуги в пятницу, чтобы успеть пополнить счета перед выходными.
Временным интервалом исследования будем считать 2010 год в связи с тем, что необходимо проведение ретроспективного анализа.

3. Определение продуктовых границ товарного рынка

Согласно п. 3.1 Порядка № 220 процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке, включает:
- предварительное определение товара;
- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;
- определение взаимозаменяемых товаров.
В связи с тем, что заявление поступило на конкретный вид деятельности – услуги по приему платежей через платежные терминалы, предварительно продуктовыми границами будем считать услуги по приему платежей через платежные терминалы. В данном случае предполагаемое нарушение антимонопольного законодательства рассматривается применительно к покупателю продукции (монопсония), следовательно определяющим в вопросе взаимозаменяемости продукции выступает мнение ее продавца.
В связи с большим количеством покупателей (людей, использующих данную услугу), провести их репрезентативный опрос, невозможно. То есть, в результате применения метода выборочного опроса покупателей нельзя получить достаточный объем информации для определения продуктовых и географических границ рынка. Следовательно, п. 3.3 Порядка № 220 не рассматривается.
Еще около десяти лет назад все платежи осуществлялись через банковские отделения или сервисные центры обслуживания клиентов. Это было не слишком удобно для конечных пользователей в силу ограничения времени работы таких учреждений и мест их расположения. Кроме того, приходилось стоять в очередях. В конце 90-х годов - начале 2000 года в России активное распространение получила сотовая связь, объем платежей за которую ежегодно увеличивался. С широким распространением сотовой связи в большей степени и связано появление платежных терминалов в России. Нужно было предоставить потребителям возможность оплачивать услуги сотовой связи круглосуточно, в шаговой доступности и без пребывания в очередях.
По данным исследовательского холдинга ROMIR Monitoring по анализу потребительского отношения к использованию услуг платежных терминалов, проводившемуся в феврале 2006:
Результаты исследования выявили высокую степень удовлетворенности клиентов и востребованность ими новых видов услуг.
В опросе приняли участие 1370 активных пользователей Интернет, заходящих в Сеть как минимум раз месяц в возрасте от 18 лет и старше. Респондентам был задан ряд вопросов, позволяющих выявить отношения пользователей к услугам, предоставляемым через платежные терминалы.
На вопрос использования услуг платежных терминалов утвердительно ответили две трети опрошенных (65%), отрицательный ответ дали соответственно 35% респондентов. По возрастному признаку процент использования услуг платежных терминалов был выше в более молодой группе респондентов. Среди 18-24 летних участников опроса - 68% пользователей услугами платежных терминалов, среди респондентов старше 45 лет - 58%.
Результаты исследования также показали, что чем выше доход респондентов, тем больше среди них пользователей услугами платежных терминалов: в низкодоходной группе - 61%, в высокодоходной - 74%.
Респондентам, которые пользуются услугами платежных автоматов, был задан вопрос:
Для оплаты каких услуг Вы пользуетесь платежными терминалами? (%)
Результаты представлены на графике (сумма ответов превышает 100%, поскольку респонденты могли указать несколько вариантов ответа)

Из полученных данных видно, что абсолютное лидерство по уровню востребованности среди предложенных услуг занимает оплата мобильной связи (91% респондентов). Это связано с наибольшей распространенностью данного вида услуг среди населения. Треть респондентов (31%) отметили использование платежных терминалов для пополнения банковского счета через пластиковую карту и 27% - для оплаты доступа в Интернет. Следует отметить, что оплата коммунальных услуг (10%) и стационарного телефона (6%) пока недостаточно распространена. От общего количества терминалов на рынке, лишь небольшая их часть может предоставить данную услугу.
Как главное преимущество платежных терминалов респонденты отметили быстроту и отсутствие очередей (67%). Среди основных претензий выявилось недостаточно широкий перечень предоставляемых услуг (24%), а также значительная комиссия за проведение операций (23%).
В соответствии с п. 3.4 Порядка № 220 определим предварительно товар.
Платежные терминалы предназначены для продажи товаров и услуг в автоматическом режиме. Терминалы приема платежей представляют собой аппаратно-программные комплексы, позволяющие принимать платежи от клиентов в автоматическом режиме.
Для интерактивной работы с клиентом, на лицевой стороне платежных терминалов установлен сенсорный дисплей. На нем, в виде меню или в произвольном порядке, располагаются графические и текстовые подсказки, используя которые, человек может выполнять необходимые действия. Платежные терминалы могут иметь различные конструктивные особенности и размеры, определяющие их функциональные возможности и назначение.
Для удаленного управления и связи с организатором платежей в платежных терминалах используется GPRS – модем. На настоящее время услуги передачи данных по технологии GPRS предоставляют все операторы сотовой связи, а зона действия GPRS охватывает все города России.
Для того, чтобы управлять работой платежного терминала, не требуется физического присутствия на месте установки аппарата. Для полноценного управления и контроля достаточно иметь компьютер, подключенный к Интернет и авторизацию в информационной системе организатора платежной системы.

Согласно п. 3.5 Порядка № 220,
функциональное назначение платежного терминала - сокращение очереди в пунктах приема платежей.
Система электронных платежей – это возможность наладить бесконфликтные и конструктивные взаимоотношения поставщика услуг и клиента.
Применение товара – оплата услуг. С широким распространением сотовой связи в большей степени и связано появление платежных терминалов. Нужно было предоставить потребителям возможность оплачивать услуги сотовой связи круглосуточно, в шаговой доступности и без пребывания в очередях.
Согласно п. 3.6 Порядка № 220, определим товары потенциально взаимозаменяемые.
Услуги, схожие по своему функциональному назначению и иным характеристикам могут оказывать и иные хозяйствующие субъекты, а именно: кредитные организации и банковские платежные агенты, организации федеральной почтовой связи.
В соответствии с п. 3.7 Порядка № 220, а также в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции определение взаимозаменяемости товаров основывается на фактической замене товаров покупателем или готовности покупателя заменить одни товары другими в процессе потребления, учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.
Платежный терминал - это аппарат для приема моментальных платежей за различные услуги - от оплаты сотовой связи до коммунальных платежей.
По своему внешнему виду платежный терминал напоминает банкомат, но основное отличие от банкомата в том, что он не выдает, а только принимает наличные средства. Платежный терминал оснащен специальным сенсорным дисплеем, с помощью которого клиент вводит номер телефона или счета, на который он желает зачислить деньги, после чего, вводит денежные купюры в купюроприемник. Также платежные терминалы могут быть расположены в легкодоступных местах и человек может пополнить, например счет телефона наличными деньгами по пути из магазина. Также в банкоматах услуг по приему наличных денежных средств на счет телефона не оказывается, также как и в почтовых отделениях. Следовательно взаимозаменяемые товары не выявлены.
Ввиду того, что товар (услуга) не взаимозаменяем, п. 3.8-3.10 Порядка № 220 не рассматриваем.
Таким образом, на этапе окончательного определения продуктовых границ исследуемого товарного рынка подтверждаются продуктовые границы рынка, определенные на предварительном этапе.
Таким образом, продуктовыми границами исследуемого рынка следует признать услуги по приему платежей через платежные терминалы.




4. Определение географических границ товарного рынка

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Согласно п. 4.1 Порядка № 220, процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:
- предварительное определение географических границ товарного рынка;
- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем;
- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.
Предварительное определение географических границ товарного рынка, в соответствии с п. 4.2 Порядка № 220, проводится на основе информации: о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля.
Ввиду того, что платежный терминал по своему функциональному назначению должен находиться в шаговой доступности, целесообразно рассматривать данные услуги в географических границах города.
На этапе выявления условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), таких условий не выявлено.
В данном анализе определение географических границ товарного рынка осуществляется методом установления фактических районов продаж, поэтому «тест гипотетического монополиста» не использовался, следовательно п. 4.6 Порядка № 220 опускаем.
В связи с тем, что данная сфера не субъект естественных монополий, п. 4.7 Порядка № 220 также не рассматриваем.
Таким образом, географическими границами рынка услуг по приему платежей через платежные терминалы установим географические границы города Кызыла.

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии с п. 5.1 Порядка № 220 в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.
Товаром на данном рынке являются услуги по приему платежей через платежные терминалы, которые согласно коду Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2007 относятся к кодам: 64.20.11 Деятельность в области фиксированной телефонной связи и 65.23 Финансовое посредничество, не включенное в другие группировки.
Перечень хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, а также основные характеристики услуг были выявлены на основании данных, полученных от Тывастат и хозяйствующих субъектов.
Количество хозяйствующих субъектов, занимающихся услугами по приему платежей через платежные терминалы на территории города Кызыла, по данным Тывастат - 86. Из них, услугами по приему платежей через платежные терминалы в 2010 году занимались 12 хозяйствующих субъектов.
В соответствии с п. 5.2 Порядка № 220 количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, так как количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.
Согласно п. 5.3 Порядка № 220, на основании информации, полученной при определении временного интервала исследования, при определении продуктовых границ товарного рынка и при определении географических границ товарного рынка, определяются хозяйствующие субъекты, действующие на рассматриваемом рынке, для которых устанавливаются позволяющие их идентифицировать данные.

Такими хозяйствующими субъектами являются:


1 ИП <…> г. Кызыл, ул. Ленина, 64-38
2 ИП <…> г. Кызыл, ул. Ленина, 44-39
3 ИП <…> г. Кызыл, ул. Складская, 14-4
4 ИП <…> г. Кызыл, ул. Дружба, 18-1
5 ИП <…> г. Кызыл, ул. Красных Партизан, 41-9
6 ИП <…>. г. Кызыл, ул. Ленина, 64-9
7 ИП <…>. г. Кызыл, ул. Энергетиков, 7-2
8 ИП <…>. г. Кызыл, ул. Пушкина, 27
9 ИП <…>. г. Кызыл, ул. Рабочая, 307
10 ИП <…>. г. Кызыл, поселок Спутник, ул. 4-я Линия, 11
11 ИП <…>. г. Кызыл, ул. Ооржака Лопсанчапа, 29-20
12 ИП <…>. г. Кызыл, ул. Калинина, 20-96

При определении состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке состав (численность) групп покупателей, приобретающих товар у продавцов, которые действуют на рассматриваемом товарном рынке, не может быть установлен, так как их неопределенный круг лиц.


6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Согласно п. 6.1 Порядка № 220, основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж на рассматриваемом товарном рынке.
Согласно п. 6.2 Порядка № 220, объем рынка в данном анализе определяется как общая сумма принятых денежных средств хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке. Объем данного рынка составляет 143 497 644 руб. за 2010 год.
Согласно п. 6.3 Порядка № 220 рассчитаем долю каждого хозяйствующего субъекта на товарном рынке в 2010 году.

Сведения об объемах продаж (общей сумме денежных средств), доли хозяйствующих субъектов на рынке услуг по приему платежей через платежные терминалы г. Кызыла Республики Тыва за 2010 год.

сумма принятых денежных средств, руб. доля хозяйствующих субъектов, %
ИП <…> <…> 3,43
ИП <…> <…> 12,75
ИП <…> <…> 5,47
ИП <…> <…> 0,27
ИП <…> <…> 12,33
ИП <…> <…> 35,75
ИП <…> <…> 1,17
ИП <…> <…> 6,43
ИП <…> <…> 0,06
ИП <…>. <…> 0,00
ИП <…> <…> 22,30
ИП <…> <…> 0,05
Общая сумма: <…> 100,00

В соответствии с п. 6.4 Порядка № 220, доля группы лиц в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции отсутствует.
На данном рынке в 2010 году доминирующее положение занимает ИП <…>
Для покупки терминалов российского производства с применением иностранных комплектующих, диапазон цен в среднем колеблется от 100 до 200 тыс. рублей. Необходимо арендовать площадь в перспективном районе для установки терминала.
Бурное развитие рынка платежных терминалов можно объяснить тем, что данный вид бизнеса быстро окупается (средние сроки окупаемости от 6 до 10 месяцев) и является прибыльным для владельца терминала, а для клиента предоставляет возможность быстрой и удобной оплаты различного вида услуг.
Потому ни у одного хозяйствующего субъекта нет возможности затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. В связи с этим п. 6.5 и 6.6 не рассматриваем.
Рассматриваемый нами хозяйствующий субъект – ИП <…>. на данном рынке занимает долю 22,3 % и не занимает доминирующее положение.

7. Определение уровня концентрации товарного рынка

Согласно п. 7.1 Порядка № 220 для определения уровня концентрации товарного рынка используются доли следующих хозяйствующих субъектов: ИП <…>., ИП <…>., ИП <…>ИП <…>
Рассчитаем коэффициент рыночной концентрации (CR):
CR = 35,75%+22,3%+12,75%+12,33%= 83,12%.
Рассчитаем индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI):
HHI = 2174,1
В соответствии с п. 7.2 Порядка № 220 уровень концентрации на исследуемом рынке высокий, так как CR = 83,12%, 70% <= CR <= 100% и HHI = 2174,1, 2000 <= HHI <= 10000.

8. Определение барьеров входа на товарный рынок

Согласно п. 8.1 Порядка № 220 определим обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.
В соответствии с п. 8.2 Порядка № 220 определим барьеры входа на товарный рынок.
Административный барьер:
- увеличение арендной платы за использование площадей. Также арендодатель может отказать в арендуемой площади и тогда необходимо будет искать другие площади, либо продавать терминалы;
- обязанность оборудовать платежные терминалы контрольно-кассовой техникой (С 1 января 2010 года вступил в силу 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», его действие началось с 1 апреля 2010 года);
- количество компаний, задействованных в этом сегменте экономики, постоянно растет, а значит среднее количество людей, использующих один терминал, уменьшается.
Экономических барьеров не выявлено. Доступность и относительная дешевизна входа на платежный рынок привлекла на него немало предпринимателей. Непосредственная установка автоматов не подлежит госконтролю и лицензированию, лицензия нужна только на прием и перечисление наличных денег.
Комиссия - единственная возможная прибыль для платежных систем. Максимальный процент с платежей закрепить нет возможности в связи с тем, что сотовая связь, как и другие платежи, которые производятся через терминалы, - это не предмет первой необходимости. К тому же у потребителей всегда есть альтернатива, где и с какими процентами производить оплату.
Постепенное вытеснение из оборота 10-рублевых купюр монетами уже отразилось на рынке моментальных платежей. Производители терминалов пытаются заработать на новых моделях терминалов - с монетоприемниками. Некоторые владельцы терминалов, которым мелкие платежи приносят основной доход, в свою очередь, планируют повышать комиссию за использование монет.
Массовый выпуск 10-рублевых монет ЦБ начал с 1 октября 2009 года, полностью замена купюр монетами должна быть завершена до конца текущего года. По данным ЦБ, по итогам первого квартала 2010 года количество банкнот достоинством 10 руб. в обращении сократилось на 7,12%, а количество монет возросло на 13,34%.
По данным Ассоциации региональных операторов связи, в регионах средний размер платежа через платежные терминалы составляет около 40 руб., а в сельской местности две трети платежей не превышают 20 руб., таким образом, значительная часть платежей (более 50%) там осуществляется 10-рублевыми купюрами.
В настоящее время терминалы моментальной оплаты чаще всего используются для осуществления платежей за мобильную связь, Интернет, кабельное телевидение. Но это лишь начало. В связи с ростом платежеспособности населения, растет потребность в сервисах, обеспечивающих оплату различных услуг и товаров, что открывает огромные возможности для платежных терминалов. Ситуация на рынке складывается так, что с появлением значительного количества новых игроков и усилением конкурентной борьбы, возникает необходимость расширения списка предоставляемых услуг.
Таким образом, барьеры входа на рынок услуг по приему платежей через платежные терминалы и выхода из него очень низкие.

9. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

По результатам проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке предоставления услуг по приему платежей через платежные терминалы г. Кызыла можно сделать вывод, что исследуемый рынок является рынком с развитой конкуренцией, хотя и с высокой концентрацией.
В соответствии с п. 9.2 Порядка № 220, рынок предоставления услуг по приему платежей через платежные терминалы г. Кызыла является рынком с высокой концентрацией. Барьеры входа на рынок не всегда преодолимы.
Одно из преимуществ терминала в мобильности, если место оказалось не удачным, можно легко перенести аппарат в другое место. Стоит также отметить, что возможно увеличение постоянных клиентов через некоторое время, люди просто привыкают пользоваться определенным терминалом. Но в по прежнему остается возможность отказа в арендованном месте, к которому приобретатели привыкли, если это не собственное помещение, приобретение которого несет значительные капиталовложения.
Согласно п. 9.3 Порядка № 220, фактов предоставления продавцами льгот отдельным приобретателям не установлено, соглашений хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, не выявлено.
Вступление в силу 103-ФЗ способствовало перераспределению рынка. Часть предпринимателей, наиболее крупных, установили фискальные регистраторы, зарегистрировали их в налоговых органах и продолжили работу, переложив соответствующие расходы на приобретение контрольно-кассовой техники на конечных пользователей (увеличив комиссионные сборы). А оставшаяся часть, в основном это индивидуальные предприниматели, у которых по 1 платежному терминалу - ушли с рынка.
Таким образом, можно прогнозировать, что по мере уменьшения размера комиссии за проведение операций, а также увеличения количества самих терминалов, так и перечня предоставляемых ими услуг, число пользователей может расти.
Вывод

По результатам проведения анализа оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по приему платежей через платежные терминалы г. Кызыла можно сделать вывод, что исследуемый рынок является рынком с развитой конкуренцией. Хозяйствующие субъекты с наибольшей долей на рассматриваемом товарном рынке на протяжении 2010 года остаются одни и те же в связи с тем, что у этих субъектов наибольшее количество терминалов.
Вход на данный рынок не ограничен.
ИП <…> на рынке услуг платежей через платежные терминалы г. Кызыла занимает долю 22,3% и доминирующее положение не занимает.



Старший специалист 2 разряда
отдела антимонопольного
контроля и рекламы Е.С. Ванькова


Согласовано:
Заместитель руководителя-
начальник отдела антимонопольного
контроля и рекламы Ф.А. Хаджиев