Аналитический отчет по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по приему платежей от физических лиц за коммунальные услуги в пользу организаций ЖКХ г. Кызыла Республики Тыва за 2010 г.

«УТВЕРЖДАЮ»:
Руководитель
Тывинского УФАС России

____________ О.М. Долгих

«_________________» 2011 г.


Аналитический отчет
по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по приему платежей от физических лиц за коммунальные услуги в пользу организаций ЖКХ города Кызыла Республики Тыва за 2010 год

1. Общие положения

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, выразившегося в заключении соглашений на рынке платежей физических лиц г. Кызыла, которые могут привести к ограничению конкуренции, проведен анализ оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по приему платежей от физических лиц за коммунальные услуги в пользу организаций ЖКХ города Кызыла Республики Тыва за 2010 год.
Данный Аналитический отчет выполнен в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка № 220 состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок № 220). Структура Аналитического отчета соответствует этапам проведенного анализа, этапы проведения анализа определены пунктом 1.3 Порядка № 220.
Анализ товарного рынка проводится в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
2. Гражданским кодексом Российской федерации (далее – ГК РФ);
3. Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».
В качестве источников исходной информации использовались сведения и информация, представленные Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва (далее – Тывастат исх. № 957 от 20.07.2010 г.), Тувинским филиалом ОАО АКБ «Росбанк» (исх. № 64-08-14-41-713 от 20.07.2011г.), ОАО АБ «Народный банк Республики Тыва» (исх. № 7891 от 30.08.2011г.), Тувинским филиал ОАО АКБ «Связь Банк» (исх. № 010-12/4223 от 12.07.2011г.), ОАО НКО «Тувакредит» (исх. № 07/3695 от 14.07.2011г.), Тувинским региональным филиалом ОАО «Россельхозбанк» (исх. № 057-01-41/6766 от 12.07.2011г.), Филиалом Сбербанка России ОАО – Кызылское отделение № 8591 (исх. № 14-00-01-0048 от 12.07.2011г), УФПС Республики Тыва – филиал ФГУП «Почта России» (далее – филиал ФГУП «Почта России» исх. б/н от 29.09.2011г.), Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилсервис» (далее – ООО «УК «Жилсервис», исх. б/н от 21.10.2011г.), Открытое акционерное общество «Кызылская ТЭЦ» (далее – ООО «Кызылская ТЭЦ», исх. 119/2367 от 06.10.2011г.)

2. Определение временного интервала исследования товарного рынка

Согласно п. 2.1 Порядка № 220 временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.
Целью исследования является определение влияния заключенных соглашений между банками и организациями жилищно-коммунального хозяйства на состояние конкуренции на рынке услуг по приему платежей от физических лиц за коммунальные услуги.
В соответствии с п. 2.2 Порядка № 220 необходимо проведение ретроспективного анализа состояния конкуренции на рынке услуг по приему платежей от физических лиц за коммунальные услуги города Кызыла, так как договора были заключены в 2007, 2009 годах и к моменту возбуждения и рассмотрения дела отношения по оплате коммунальных платежей установлены, в связи с чем имеется возможность оценки влияния заключенных договоров на состояние конкуренции в период, предшествующий рассмотрению дела.
Покупатели не заменяют и не готовы заменить в потреблении товар, приобретаемый в одни периоды времени, этим же товаром, приобретаемым в другие периоды времени. Оплачивать коммунальные услуги через банки и банкоматы, принадлежащие банкам, покупателям очень удобно в связи с тем, что в один момент можно оплатить услуги за ЖКХ (разным компаниям) в одной кассе не затрачивая время и деньги, на проезд между организациями ЖКХ, на оплату в кассе каждой компании жилищно-коммунального хозяйства по отдельности.
Временным интервалом исследования будем считать 2010 год в связи с тем, что имеется возможность произвести подсчет оказанных услуг и целесообразно изучить характеристики, которые сложились до момента проведения исследования.

3. Определение продуктовых границ товарного рынка

Согласно п. 3.1 Порядка № 220 процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке, включает:
- предварительное определение товара;
- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;
- определение взаимозаменяемых товаров.
Согласно п. 3.2, 3.3 Порядка № 220 и в соответствии с целью исследования, предварительно, продуктовыми границами определяем услуги по приему платежей от физических лиц за коммунальные услуги. В данном случае предполагаемое нарушение антимонопольного законодательства рассматривается применительно к покупателю продукции (монопсония), следовательно определяющим в вопросе взаимозаменяемости продукции выступает мнение ее продавца.
По информации с официального сайта центра исследований платежных систем и расчетов: в результате социологических исследований в отношении удовлетворенности покупателей возможностями оплаты коммунальных услуг, на первом месте по частоте упоминания — вынужденное ожидание в очередях. Более половины респондентов (58%) отметили большие затраты времени на оплату. Почти четверть опрошенных (24%) указали на неоперативность работы персонала. Далее идут: неудобство расположения отделений банков, филиалов, касс (14%), непродуманный режим работы отделений (11%), плохое качество помещений (9%).
Причины, которые характеризуют собственно качество расчетного обслуживания, отметило значительно меньшее количество респондентов: 8% — низкий уровень консультационного обслуживания, 5% — недостаточно образцов заполнения платежей, 5% — невысокий уровень квалификации персонала, 4% — недружелюбные работники, 3% — мало информационных материалов. Таким образом, более всего клиенты хотели бы сэкономить при оплате коммунальных услуг личное время, а это значит, что точка приема платежей должна находиться на привычном пути следования людей, недалеко от их дома либо работы, при обслуживании не должно быть очередей.
В соответствии с п. 3.4 Порядка № 220, предварительно определим товар.
Практически в любом банке можно оплатить коммунальные услуги. При этом необходимо заполнить бланк формы ПД-4, где указывается получатель платежа, ИНН получателя, расчетный счет получателя, БИК, номер кор. счета, банк получателя, назначение платежа, сумму платежа, ФИО плательщика, адрес плательщика. При оплате через некоторые банки взимается комиссия в размере нескольких процентов (1-1,5%) от платежа. Также коммунальные услуги можно оплатить через банкоматы тех банков, в которых указанные услуги принимаются.
Необходимо принять во внимание возможность других организаций принимать платежи ЖКХ от населения. Такой организацией является Почта России которая оказывает универсальные услуги по приему платежей от населения. Почта России обладает широкой сетью отделений, что позволяет осуществлять прием платежей в самых отдаленных населенных пунктах республики.
Согласно п. 3.5 Порядка № 220, функциональным назначением платежей через банки и почтовые отделения является сокращение очереди в пунктах приема платежей, увеличение собираемости оплаты за услуги.
Применением товара является оплата услуг. Оплата услуг через банки и банкоматы, почтовые отделения дает возможность оплаты услуг без пребывания в очередях и специального визита в компании, оказывающие услуги.
Согласно п. 3.6 Порядка № 220, определим товары потенциально взаимозаменяемые.
Услуги, схожие по своему функциональному назначению и иным характеристикам могут оказывать и иные хозяйствующие субъекты, а именно: платежные терминалы, единые центры обслуживания и кассы, расположенные непосредственно в организациях, оказывающих услуги ЖКХ.
В соответствии с п. 3.7 Порядка № 220, а также в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции определение взаимозаменяемости товаров основывается на фактической замене товаров покупателем или готовности покупателя заменить одни товары другими в процессе потребления, учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.
Платежный терминал - это аппарат для приема моментальных платежей за различные услуги - от оплаты сотовой связи до коммунальных платежей. На территории Республики Тыва оказание услуг по приему коммунальных платежей через небанковские платежные терминалы не установлено.
Единые центры обслуживания по принципу «одно окно» на территории Республики Тыва не установлены.
Кассы, расположенные непосредственно в организациях, оказывающих услуги ЖКХ не являются взаимозаменяемыми ввиду того, что они принимают оплату только за «свои» услуги.
Следовательно взаимозаменяемые товары не выявлены.
Ввиду того, что товар (услуга) не взаимозаменяем, п. 3.8-3.11 Порядка № 220 не рассматриваем.
Таким образом, на этапе окончательного определения продуктовых границ исследуемого товарного рынка уточняются продуктовые границы рынка, определенные на предварительном этапе.
Таким образом, продуктовыми границами исследуемого рынка следует признать услуги по приему платежей от физических лиц за коммунальные услуги пользу организаций ЖКХ.

4. Определение географических границ товарного рынка

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Согласно п. 4.1 Порядка № 220, процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:
- предварительное определение географических границ товарного рынка;
- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем;
- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.
Предварительное определение географических границ товарного рынка, в соответствии с п. 4.2 Порядка № 220, проводится на основе информации о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с целью анализа, целесообразно рассматривать данные услуги в географических границах города Кызыла. Это основано на привязке организаций ЖКХ предоставлять услуги в границах определенного населенного пункта, в связи с чем большинство потребителей услуг ЖКХ будет оплачивать платежи в кассах банков и почтовых отделениях данного населенного пункта.
На этапе выявления условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), таких условий не выявлено.
Приобретателями являются граждане города Кызыла Республики Тыва, проживающие и имеющие регистрацию по месту жительства на территории города, вносящие плату за потребленные коммунальные услуги.
В данном анализе определение географических границ товарного рынка осуществляется методом установления местоположения приобретателей, поэтому «тест гипотетического монополиста» не использовался, следовательно п. 4.6 Порядка № 220 не рассматриваем.
В связи с тем, что изучается рынок приема коммунальных платежей, который не относится к сфере субъектов естественных монополий, п. 4.7 Порядка № 220 также не рассматриваем.
Таким образом, географическими границами рынка услуг по приему платежей от физических лиц за коммунальные услуги в пользу организаций ЖКХ установим географические границы города Кызыла.

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии с п. 5.1 Порядка № 220 в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.
Товаром на данном рынке являются услуги по приему платежей от физических лиц за коммунальные услуги пользу организаций ЖКХ.
Перечень хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке был выявлен на основании данных, полученных от Тывастат и хозяйствующих субъектов.
Количество финансовых организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Тыва по данным Тывастат – 78. Из них, услугами по приему платежей от физических лиц за коммунальные услуги в 2010 году занимались 6 хозяйствующих субъектов. Также по данным хозяйствующих субъектов приемом коммунальных платежей занимается Почта России.
В соответствии с п. 5.2 Порядка № 220 количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, так как количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.
Согласно п. 5.3 Порядка № 220, на основании информации, полученной при определении временного интервала исследования, при определении продуктовых границ товарного рынка и при определении географических границ товарного рынка, определяются хозяйствующие субъекты, действующие на рассматриваемом рынке, для которых устанавливаются позволяющие их идентифицировать данные.

Такими хозяйствующими субъектами являются:

1 Тувинский филиал ОАО АКБ "Росбанк"
2 ОАО АБ "Народный банк Республики Тыва"
3 Тувинский филиал "Связь банк"
4 ОАО НКО "Тувакредит"
5 Тувинский филиал ОАО "Россельхозбанк"
6 Филиал Сбербанк России ОАО - Кызылское отделение № 8591
7 УФПС Республики Тыва – филиал ФГУП «Почта России»

При определении состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке состав (численность) групп покупателей, приобретающих товар у продавцов, которые действуют на рассматриваемом товарном рынке, не может быть установлен, так как их неопределенный круг лиц.

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Согласно п. 6.1 Порядка № 220, основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж на рассматриваемом товарном рынке.
Согласно п. 6.2 Порядка № 220, объем рынка в данном анализе определяется как общая сумма принятых денежных средств хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке. Объем данного рынка за 2010 год составляет ******* тыс. руб.
Согласно п. 6.3 Порядка № 220 рассчитаем долю каждого хозяйствующего субъекта на товарном рынке в 2010 году.
Сведения об объемах продаж (общей сумме принятых денежных средств), доли хозяйствующих субъектов на рынке услуг по приему платежей от физических лиц за коммунальные услуги в пользу организаций ЖКХ г. Кызыла за 2010 год.
Наименование Объем рынка*, тыс.руб. Доля
Тувинский филиал ОАО АКБ "Росбанк" *** 0,07
ОАО АБ "Народный банк Республики Тыва" ***** 4,09
Тувинский филиал "Связь банк" *** 0,03
ОАО НКО "Тувакредит" ***** 2,59
Тувинский филиал ОАО "Россельхозбанк" ****** 74,60
УФПС Республики Тыва - филиал ФГУП "Почта России" ****** 12,20
Филиал Сбербанк России ОАО - Кызылское отделение № 8591 ***** 6,41
Итого: ******* 100
* Объем рынка определен общим объемом собираемости за коммунальные услуги для всех предприятий ЖКХ города Кызыла.

В соответствии с п. 6.4 Порядка № 220, доля группы лиц в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции отсутствует.
Рассмотрим влияние заключенных соглашений между финансовыми организациями, ООО «УК «Жилсервис» и ОАО «Кызылская ТЭЦ»; филиалом ФГУП «Почта России», ООО «УК «Жилсервис» и ОАО «Кызылская ТЭЦ» на показатели собираемости платы за коммунальные услуги. В целях оценки влияния на рынок отсутствие в квитанциях на оплату банковских реквизитов, необходимо, в рамках проведения данного анализа, рассмотреть вопрос о собираемости денежных средств ООО «УК «Жилсервис» и ОАО «Кызылская ТЭЦ» в организациях, представленных на рынке платежей от физических лиц за коммунальные услуги г. Кызыла.

Платежи для ОАО "Кызылская ТЭЦ", тыс. руб. % от общей собираемости хоз. субъекта за ком. услуги Платежи для ООО УК "Жилсервис", тыс. руб. % от общей собираемости хоз. субъекта за ком. услуги
Тувинский филиал ОАО АКБ "Росбанк" 0 0 0 0
ОАО АБ "Народный банк Республики Тыва" ***** 61,14 ***** 23,94
Тувинский филиал "Связь банк" 0 0 0 0
ОАО НКО "Тувакредит" ***** 67,96 **** 17,77
Тувинский филиал ОАО "Россельхозбанк" ***** 8,80 ***** 9,26
Филиал Сбербанк России ОАО - Кызылское отделение № 8591 ***** 51,14 ***** 14,29
УФПС Республики Тыва – филиал ФГУП «Почта России» ***** 33,98 ***** 13,62
Из таблиц видно, что у хозяйствующих субъектов, заключивших договора с компаниями – поставщиками коммунальных услуг, у которых имеются реквизиты указанные в договоре, а не в квитанции собираемость выше, что указывает на существенный характер наличия реквизитов в квитанциях.
В связи с целями проведения анализа доминирующее положение не определяем. В связи с этим п. 6.5 и 6.6 не рассматриваем.

7. Определение уровня концентрации товарного рынка

Согласно п. 7.1 Порядка № 220 для определения уровня концентрации товарного рынка используются доли крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке. Такими субъектами являются: Тувинский филиал ОАО "Россельхозбанк", УФПС Республики Тыва – филиал ФГУП «Почта России», Филиал Сбербанк России ОАО - Кызылское отделение № 8591.
Рассчитаем коэффициент рыночной концентрации (CR):
CR = 74,6%+12,2%+6,4%= 93,2%.
Рассчитаем индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI): сумму квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:
HHI = 5779,1.
В соответствии с п. 7.2 Порядка № 220 уровень концентрации на исследуемом рынке высокий, так как CR = 93,2%, 70% <= CR <= 100% и HHI = 5779,1, 2000 <= HHI <= 10000.

8. Определение барьеров входа на товарный рынок

Согласно п. 8.1 Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее - определение барьеров входа на товарный рынок), включает:
- выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;
- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.
В соответствии с п. 8.2 Порядка № 220 определим барьеры входа на товарный рынок.
Административные:
- необходима лицензия на аккумуляцию средств для кредитных организаций;
Одна из функций банка - посредническая функция. Под ней зачастую понимается деятельность банка как посредника в платежах. Через банки проходят платежи предприятий, организаций, населения, и в этом смысле банки, находясь между клиентами, совершая платежи по их поручению, как бы наделены посреднической миссией. Однако понимание посреднической функции несколько глубже, чем посредничество в платежах, оно обращено не к одной операции, а к их совокупности, к банку как единому целому.
• банк собирает не столько свои, сколько чужие временно свободные средства;
• аккумулируемые денежные ресурсы используются не на свои, а чужие потребности (в порядке перераспределения средств);
• собственность на аккумулируемые и перераспределяемые источники остается у первоначального кредитора (клиентов банка);
• аккумуляция средств становится одним из основных видов деятельности банка, на ее проведение в современных условиях требуется специальное разрешение (лицензия).
- в связи с отсутствием банковских реквизитов в квитанциях на оплату, кредитные организации, не являющиеся участниками соглашений с организациями, оказывающими услуги ЖКХ, не имеют практической возможности оказания гражданам банковских услуг по приему и переводу денежных средств в оплату жилищно-коммунальных услуг. Подобная практика ограничивает конкуренцию на рынке банковских услуг, что противоречит антимонопольному законодательству.
Экономические:
- ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;
- наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства);
- преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями.
По информации газеты «КоммерсантЪ» по оценкам председателя комитета по платежным системам Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) Игоря Кима, годовой оборот рынка приема платежей за услуги ЖКХ превышает 300 млрд руб. Крупнейшим игроком на этом рынке является Сбербанк, на начало года, по оценкам банка, его доля рынка составляла порядка 30%, при этом в зависимости от региона доля могла колебаться от 63% до 12%. По оценкам господина Кима, доля Почты России составляет около 15%, 5% приходится на терминалы самообслуживания, еще около 50% - на другие банки. В Республике Тыва через платежные терминалы, установленные частными предпринимателями, оплата за коммунальные услуги не принимается.
Основным барьером входа на товарный рынок является отсутствие в квитанциях на оплату всех необходимых реквизитов организации коммунального комплекса.
Расчеты за сотовую связь, например — это хорошо стандартизированная операция. Независимо от компании мобильной связи, услуги которой оплачиваются, плательщик должен сообщить оператору или системе самообслуживания номер оплачиваемого телефона и сумму. Номер оплачиваемого телефона клиент, как правило, помнит, так как пользуется связью (сообщает другим или набирает номер телефона) постоянно. Все это в совокупности делает процесс платежа быстрым и достаточно простым (требуется минимальное обучение операторов либо плательщиков, если платеж выполняется через устройство самообслуживания). В платежах за коммунальные услуги все намного сложнее. Для его совершения требуется указывать цифровые идентификаторы, которые трудно держать в памяти (номер лицевого счета квартиросъемщика, ИНН, КПП организации, оказывающей услуги и т.п.), текстовые реквизиты (адрес, фамилию). Поэтому если данные организации и плательщика не указаны в квитанции оплатить коммунальные услуги нет возможности. В связи с этим данный барьер практически непреодолим.
Таким образом, имеются барьеры входа на рынок услуг по приему платежей от физических лиц за коммунальные услуги в пользу организаций ЖКХ города Кызыла.
В соответствии с п. 8.4 Порядка, в целях определения преодолимости барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок проведен опрос фактических и потенциальных продавцов. Из представленной информации можно сделать вывод о том, что если отсутствуют соглашения между жилищно-коммунальной организацией и организацией, осуществляющей прием коммунальных платежей от физических лиц, принимающие оплату организации либо не имеют возможности принять оплату за коммунальные услуги при отсутствии необходимых реквизитов на квитанции, либо вынуждены взимать дополнительную комиссию. В связи с этим можно сделать вывод о труднопреодолимости такого барьера, как обязательное заключение соглашения с жилищно-коммунальной организацией, не указывающей необходимые для оплаты реквизиты на своих квитанциях. Также получение лицензии на аккумуляцию средств является труднопреодолимым барьером.

9. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

По результатам проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке предоставления услуг по приему платежей от физических лиц за коммунальные услуги в пользу организаций ЖКХ города Кызыла можно сделать вывод, что исследуемый рынок является рынком с недостаточно развитой конкуренцией.
В соответствии с п. 9.2 Порядка № 220, рынок предоставления услуг по приему платежей от физических лиц за коммунальные услуги в пользу организаций ЖКХ города Кызыла является рынком с высокой концентрацией. Барьеры входа на рынок не всегда преодолимы.
Согласно п. 9.3 Порядка № 220, выявлены соглашения хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, которые приводят к ограничению конкуренции: Договор о приеме и перечислении платежей № 15 заключенный между ОАО АКБ «Росбанк» и ООО «УК «Жилсервис», Агентский договор № 1 от 05.04.2011 г. заключенный между филиалом ФГУП «Почта России» и ОАО «Кызылская ТЭЦ», Агентский договор № 3 от 16.11.2010 г. заключенный между филиалом ФГУП «Почта России» и ООО «УК «Жилсервис», договора об оказании услуг по приему платежей от населения от 01.06.2008 г. и 21.04.2010 г. заключенные между ОАО «Банк Тувакредит» и ООО «УК «Жилсервис», договор № 1 на прием платежей за услуги по теплоснабжению от 30.03.2007 г. заключенный между ОАО «Банк Тувакредит» и ООО «Кызылская ТЭЦ», договор на прием платежей от населения от 22.08.2007 г. заключенный между ОАО АБ «Народный банк Республики Тыва» и ОАО «Кызылская ТЭЦ», договора об оказании услуг по приему платежей от населения от 30.05.2008 г. и 20.08.2009 г. заключенные между ОАО АБ «Народный банк Республики Тыва» и ООО «УК «Жилсервис», договор от 11.04.2007 г. о приеме платежей от физических лиц заключенный между АКБ «Сбербанк РФ» и ОАО «Кызылская ТЭЦ», договор от 03.06.2008 г. о приеме платежей от физических лиц заключенный между АКБ «Сбербанк РФ» и ООО «УК «Жилсервис», договор от 16.05.2008 г. об условиях приема платежей от населения заключенный между ОАО «Россельхозбанк» и ООО «УК «Жилсервис»
В соответствии с п. 9.4 Порядка № 220, при анализе результатов хозяйственной деятельности можно сделать вывод, что большинство «коммунальщиков» работают в отрасли многие годы, имею опыт сбора денег за свои услуги и на территории города Кызыла занимают доминирующее положение, а значит, не имеют стимулов развивать сети приема платежей. По этой причине не стремятся отразить все необходимые для оплаты реквизиты в выставленных потребителям квитанциях.

Вывод

По результатам проведения анализа оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по приему платежей от физических лиц за коммунальные услуги в пользу организаций ЖКХ на территории города Кызыла можно сделать вывод, что исследуемый рынок является рынком с высокой концентрацией и неравномерным присутствием на нем хозяйствующих субъектов. В случае отсутствия реквизитов в платежных документах на оплату услуг ЖКХ, платеж можно произвести только в организации, заключившей соглашение по приему платежей от населения за коммунальные услуги с компанией, оказывающей коммунальные услуги, что дает преимущество организациям, заключившим соглашения и ограничивает конкуренцию на данном рынке.

Старший специалист 2 разряда
отдела антимонопольного
контроля и рекламы Е.С. Ванькова