ДОКЛАД по итогам работы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Тыва за 2010 год и задачах на 2011 год на пресс-конференции со СМИ 22.03.2011

 

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва уже третий год реализует государственную политику в области контроля и надзора за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынках финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд и нужд субъекта, муниципальных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов по государственному оборонному заказу), как самостоятельный территориальный орган Федеральной антимонопольной службы на территории республики.

В 2010 году полномочия в области контроля за соблюдением антимонопольного законодательства дополнены в виду вступления в силу Федеральных законов от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 

Работа управления в 2010 году была направлена на контроль за соблюдением и предупреждением, пресечением нарушений законодательства в сфере:

- антимонопольного законодательства, особенно рынок розничной торговли, рынок электро- и теплоснабжения, ЖКХ,

- законодательства о размещении заказов,

- законодательства о рекламе,

- применение мер административной ответственности к нарушителям законодательства и судебная практика.

За прошедший год управлением возбуждено и рассмотрено 38 дел по нарушениям антимонопольного законодательства, 36 дел по нарушениям законодательства о размещении заказов, 11 дел по нарушениям Закона о рекламе. Проведено 116 плановых и внеплановых проверок. По результатам рассмотренных дел возбуждено 190 дел об административных правонарушениях в отношении должностных лиц и юридических лиц.

В отчетном году практика выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства складывалась из поступивших заявлений (обращений) граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, органов государственной власти, а также по поручениям Федеральной антимонопольной службы в ходе проведения плановых и внеплановых проверок хозяйствующих субъектов, органов власти и органов местного самоуправления.

Хотя и не произошло увеличения общего числа поступивших заявлений, обращений, жалоб и уведомлений по сравнению с 2009 году (в 2008 г. - 40, в 2009 г. – 131, в 2010 г. - 119), даже отмечено небольшое снижение в сфере законодательства о размещении заказа, в тоже время возросло количество проведенных проверок, на 8 процентов по сравнению с 2009 годом и в 4 раза по сравнению с 2008 годом (в 2008 г. - 29, в 2009 г. – 107, в 2010 - 116), количество возбужденных дел за нарушения антимонопольного законодательства, законодательства о размещении заказа, законодательства о рекламе, без учета административных дел увеличилось на 39 процентов по сравнению с 2009 годом и в 14 раз по сравнению с 2008 годом (в 2008 г. - 6, в 2009 г. – 52, в 2010 г - 85).

 

Тывинским УФАС России взыскано штрафов в федеральный, республиканский бюджеты, бюджеты муниципальных образований более 2500,0 млн. рублей, в том числе около 1,5 млн. рублей в республиканский бюджет и бюджеты муниципальных образований.

 

Работа Управления осуществлялась на основе утвержденных плановых мероприятий, а также по поступившим заявлениям, обращениям государственных органов власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, граждан, возложенные государственные функции выполнялись в соответствии с административными регламентами, утвержденными Приказами ФАС России.

Главным образом работа Тывинского УФАС России в прошедшем году была направлена на развитие добросовестной здоровой конкуренции со стороны органов власти и местного самоуправления, а также хозяйствующих субъектов товарных рынков.

 

Кратко остановлюсь на каждом из направлений деятельности.

  1. В сфере антимонопольного контроля в соответствии с

Федеральным Законом «О защите конкуренции» установлены правовые основы государственной конкурентной политики, содержащий правовой инструментарий пресечения и предупреждения монополистической деятельности и антиконкурентной деятельности органов власти, закон унифицирует правовое регулирование отношений по защите конкуренции на товарных рынках и рынках финансовых услуг.

В 2010 г. увеличилось количество возбужденных дел по нарушениям антимонопольного законодательства в виде злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на определенном товарном рынке.

Рост количества возбужденных дел по сравнению с 2009 г. составил 12 процентов (2009 г. -15 дел, 2010 г. – 17 дел) (слайд по практике дел по АЗ).

По структуре нарушений антимонопольного законодательства возбуждено и рассмотрено:

- 17 дел по злоупотреблению хозяйствующими субъектами доминирующим положением на товарных рынках лекарственных средств, добычи и реализации угля, поставки тепловой и электрической энергии, предоставление услуг по вывозу бытового мусора.

Большая часть нарушений установлена на рынке электро- и теплоснабжения города Кызыла, предоставление услуг жилищно-коммунального хозяйства. Нарушения выразились в навязывании невыгодных условий договора, необоснованное прекращение поставки товара, услуг, нарушения порядка ценообразования, установление монопольно высоких цен, установление необоснованных тарифов, завышение арендной платы за пользование нежилым помещением, чем были ущемлены интересы других хозяйствующих субъектов, физических лиц. (слайд тепло- элетроэнергия).

По результатам рассмотрения дел, выданы предписания об устранении нарушений, а также применена административная ответственность к должностным и юридическим лицам (ООО УК «Жилсервис», ОАО «Кызылская ТЭЦ», ОАО «Тываэнерго», ОАО «Тываэнергосбыт», ООО «Тувинская горно-рудная компания», ООО «РОСТО ДОСААФ»).

-Так, например, по результатам рассмотрения заявления Министерства промышленности и энергетики Республики Тыва решением Тывинского УФАС России Общество с ограниченной ответственностью «Тувинская горнорудная компания» было признано нарушившим антимонопольное законодательство в связи с установлением с 01.07.2010 монопольно высокой отпускной цены на уголь и создании дискриминационных условий в отношении хозяйствующего субъекта. Арбитражный суд Республики Тыва поддержал решение и предписание Тывинского УФАС России. В настоящее время жалоба ООО «Тувинская горнорудная компания» на незаконность решения и предписания Тывинского УФАС России рассматривается в апелляционной инстанции.

- По результатам рассмотрения заявления депутата Законодательной палаты Верховного Хурала Республики Тыва об отключении электроэнергии в нескольких населенных пунктах Пий-Хемского района республики, решением Тывинского УФАС России ОАО «Тываэнергосбыт» было признано нарушившим статью 10 Закона о защите конкуренции. Законность решения и предписания Тывинского УФАС России подтверждено решением Арбитражного суда Республики Тыва от 22.07.2010 г. и постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 03.10.2010 г. По фактам допущенных нарушений в отношении ОАО «Тываэнергосбыт» управлением было возбуждено административное производства, по результатам которого вынесено постановление о наложении штрафа в размере 1 984 257 рублей, в настоящее время штраф оплачен в федеральный бюджет.

- По результатам рассмотрения заявления индивидуального предпринимателя ООО УК «Жилсервис» было признано нарушившим статью 10 Закона о защите конкуренции, в части установления выше тарифа за вывоз мусора исходя из расчета норматива стоимости вывоза 1 контейнера твердых бытовых отходов для прочих пользователей услуг, чем ущемляются интересы индивидуального предпринимателя. Вынесено решение и выдано предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства. Решение и предписание в судебном порядке не обжаловалось.

  • 3 дела возбуждено по недобросовестной конкуренции, предусмотренной статьей 14 Закона о защите конкуренции, нарушения выявлены по результатам проверок в части продажи или иного введения в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности (индивидуальные предприниматели - розничные продавцы медиапродукции), а также создание препятствий к доступу на товарный рынок по продаже автомобилей отечественного производства по заявлению ООО «Сибтехносервис» в отношении ООО «Регион-17».

 

В целом в отношении органов власти и местного самоуправления возбуждено и рассмотрено 16 дел по нарушениям антимонопольного законодательства.

В соответствии со статьей 15 Закона «О защите конкуренции» осуществлялся контроль за действиями органов государственной власти и местного самоуправления с целью пресечения практики, направленной на недопущение, ограничение, устранение конкуренции, в связи с чем установлено, что

  • органами государственной власти и местного самоуправления допущены нарушения данной статьи в 7 случаях, рост по сравнению с 2009 годом составил в 3,5 раза. Возбужденные дела указывали на нарушения в части принятии нормативных правовых актов, ограничивающих конкуренцию на рынке управления многоквартирными домами, ритуальных услуг, услуг по оказанию доврачебной помощи, оказанию услуг паромной переправы, нарушения порядка предоставления муниципальной или государственной преференции, установление повышенной арендной платы на муниципальное имущество для индивидуального предпринимателя. Данные нарушения установлены в Администрации муниципального района «Кызылский кожуун», ДЗИО мэрии города Кызыла, Администрации п. Хову-Аксы Чеди-Хольского кожууна, Администрации Эрзинского кожууна, мэрии города Кызыла, Администрации Тоджинского кожууна. Всем органам местного самоуправления выданы предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства, должностные лица привлечены к административной ответственности.

По результатам рассмотрения дела о нарушении при осуществлении государственного ветеринарного надзора и выдаче ветеринарных сопроводительных документов субъектам бизнеса, в нарушение действующего законодательства, установлено необоснованное препятствование деятельности хозяйствующих субъектов – предпринимателей. По данному делу привлечено к ответственности 9 должностных лиц ветеринарных учреждений республики.

 

- по сравнению с 2009 годом (0 дел) в 2010 г. возбуждено и рассмотрено 3 дела по статье 16 Закона о защите конкуренции, выразившееся в ограничении доступа на товарный рынок при заключении соглашений между органами государственной власти и хозяйствующими субъектами в нарушение требований законодательства о размещении заказов.

К примеру, по установке охранно-пожарной сигнализации между МВД по РТ и ФГУП «Охрана» заключен государственный контракт без размещения заказа на оказание услуг свыше 2 млн. рублей, которые осуществляются путем проведения аукциона. Должностное лицо МВД по РТ привлечено к административной ответственности.

По результатам проверок выявлены нарушения при заключении договоров обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств без проведения торгов (Тывастат, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по РТ). Нарушения устранены в добровольном порядке.

- 2 дела возбуждено по факту нарушения антимонопольных требований к торгам по статье 17 Закона о защите конкуренции, т.е. ограничение конкуренции между участниками торгов со стороны образовательного учреждения и уполномоченного по размещению заказов органа государственной власти Республики Тыва (ГОУ НПО «ПТУ № 1» - Минфин РТ). Управлением поданы иски в суд о признании недействительными аукционы и заключенные государственные контракты. Один иск удовлетворен в полном объеме. Во втором иске отказано.

 

  • 2 дела возбуждено по статье 17.1 Закона о защите конкуренции за нарушения порядка заключения договоров по факту передачи недвижимого муниципального имущества без проведения торгов в отношении администраций муниципальных районов Кызылский и Эрзинский кожууны, по результатам проведенных проверок. Главам администраций выданы предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства в части обеспечения конкуренции и равного доступа хозяйствующих субъектов к пользованию муниципальным имуществом.

  • 2 факта с возбуждением дел по нарушениям требований отбора финансовых организаций по статье 18 Закона о защите конкуренции в части отбора финансовых организаций при заключении договоров обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств без проведения торгов.

За 2010 год управлением рассмотрено 7 заявлений органов государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении государственной (муниципальной) преференции в соответствии с требованиями статей 19-21 Закона о защите конкуренции. Дано согласие на предоставление государственной (муниципальной) преференции в 5 случаях, в том числе 4 решения принято с введением ограничений (по сроку , виду деятельности).

Хочется отметить, что доля устраненных нарушений из числа выявленных в порядке исполнения выданных предписаний не всегда устраняется в добровольном порядке как органами власти и органами местного самоуправления, так и хозяйствующими субъектами. В отдельных случаях управление вынуждено привлекать к административной ответственности должностных и юридических лиц за не выполнение в установленный срок предписания, либо обращаться в судебные инстанции за принудительным исполнением предписания антимонопольного органа.

 

Одним из направлений работы управления является ежегодное исследование товарных рынков. Такая работа проведена в плановом порядке в соответствии с приказом ФАС России от 06.02.2008 № 28 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкурентной среды на товарных рынках на период 2009-2010 годы», и в рамках рассмотрения дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства, осуществления государственного контроля за экономической концентрацией, ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем 35 %.

В 2010 году проведено исследование 16 товарных рынков, что больше на один товарный рынок по сравнению с 2009 годом:

  • рынок услуг по управлению многоквартирными домами в 2009 г.,

  • розничного рынка автомобильного и дизельного топлива за 2008 год, 2009 год,

- рынок услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов на территории г. Кызыла по состоянию на 2009 год,

  • розничного рынка электрической энергии в 2009 году,

  • рынок услуг по предоставлению линейно-кабельных сооружений связи за 2008-2009 гг..

  • рынок розничной торговли лекарственных средств, изделий медицинского назначения за 2009 год,

  • рынок услуг по продаже автомобилей на территории республики за 2009 год,

  • рынок услуг аэропортовой деятельности в 2009-2010 гг.,

  • рынок пассажироперевозок автобусами малого класса, работающих в режиме маршрутных такси в г. Кызыле за 2009, 2010 гг.

  • рынок банковских, лизинговых услуг, негосударственного пенсионного обеспечения за 2009 год,

  • рынок добычи и реализации каменного угля за 2008, 2009, 1 полугодие 2010г.

  • рынок производства тувинских национальных молочных продуктов за 2008-2009 гг..

  • рынок услуг по распространению программ телевещания на территории республики в 2009 году,

  • рынок услуг по оказанию доврачебной медицинской помощи по предрейсовым осмотрам водителей автотранспортных средств на территории Кызылского кожууна.

Исследование товарных рынков проводится с целью определения конкурентности определенного товарного рынка и может способствовать направлению в развитии предпринимательской деятельности, помощи органам власти и органам местного самоуправления в решении вопросов развития экономики муниципальных образований, в целом республики. Результаты исследование товарных рынков размещаются на сайте управления.

Кроме того, управление проводит исследование и мониторинг социально значимых рынков – при возникновении на них «острых» ситуаций. Так, например, в связи с засухой во многих регионах России в 2010 году снижены урожаи на овощи, зерно, других сельскохозяйственных культур. В этом плане проводился мониторинг цен в течение года агропродовольственного рынка социально-значимых продуктов питания — хлеб, молоко, сахар, масло растительное, мука, гречка. Было отмечено повышение розничных цен, но нарушений антимонопольного законодательства среди розничных продавцов республики не установлено, в связи с тем, что большая доля продовольственных товаров в республику завозится из других регионов.

Поэтому необходимо в республике развивать собственное качественное конкурентноспособное производство товаров, развитие сельскохозяйственных видов предпринимательской деятельности, что должно в свою очередь отражаться на ценовой составляющей продуктов питания.

Также проводился мониторинг розничных цен автомобильного бензина и дизельного топлива, до декабря 2010 года розничный рынок республики оставался относительно стабилен.

По результатам проведенной работы по анализу товарных рынков в управлении сформирован информационный ресурс - база данных по исследуемым товарным рынкам с целью дальнейшего осуществления государственного контроля за соблюдением органами государственной власти и местного самоуправления, хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства. Определено текущее состояние отдельных товарных рынков, 4 хозяйствующих субъекта включены в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем 35 % - ООО «Тувинская горнорудная компания», ООО «Шенне», ООО « Ваше здоровье», ИП Ондар А.С.

Антимонопольный контроль управлением осуществлялся при реализации хозяйствующими субъектами и органами власти республики, органами местного самоуправления требований Закона о торговле и Закона об энергосбережении и энергоэффективности. По результатам проведенных проверок установлено, что положения Закона о торговле в республике реализуются достаточно слабо. Практически все торговые сети республики работают без письменных договорных отношений с поставщиками товаров. Органами государственной власти, органами местного самоуправления данный закон не доведен до сведения хозяйствующим субъектам, из-за чего не проведена соответствующая работа по реализации Закона о торговле.

В области осуществления антимонопольного контроля требований Закона об энергосбережении и энергоэффективности, управлением из 21 ресурсоснабжающей организации республики, проверено 15 организаций. Нарушения в не соблюдении требования статьи 13 указанного закона в части направления предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов до 01 июля 2010 года собственникам жилых домов и помещений в многоквартирных домах, управляющим компаниям, товариществам собственников жилья выявлены в 10 случаях. По фактам допущенных нарушений в отношении проверенных ресурсоснабжающих организаций и их руководителей возбуждены административные дела по статье 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. К примеру, в отношении ООО «Водоканал» (п. Хову-Аксы), ООО «Водопроводно-канализационные системы» (г. Кызыл), ГУП «Кызылтепло», вынесены постановления о наложении административного штрафа в размере 100 тыс. рублей. Решением Арбитражного суда Республики Тыва постановления Тывинского УФАС России оставлены в силе.

 

2. Особым направлением деятельности Управления является Контроль размещения заказов в рамках требований Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

При исполнении функций по осуществлению контроля в сфере размещения заказов Тывинским УФАС России за период работы 2010 года рассмотрено 48 жалоб участников размещения заказа, что на 3 жалобы меньше, чем в 2009 году. Это говорит о том, что государственными (муниципальными) заказчиками, уполномоченными органами и едиными комиссиями по размещению заказов стали соблюдаться требования законодательства о размещении заказов, меньше стало нарушений со стороны государственных заказчиков при размещении заказов для федеральных нужд, в связи с переходом на электронные аукционы.

Но в тоже время хочется отметить рост количества жалоб участников размещения заказов на действия государственных заказчиков и уполномоченных органов при проведении торгов и запроса котировок на закупку лекарственных средств и медицинского оборудования.

Из общего количества поступивших жалоб признано обоснованными 31,2 %(в 2009 г. - 21,6 % обоснованных), 43,8 % - необоснованных (в 2009 г. -35,3% - необоснованных), 16,7 % - возвращено по основаниям несоответствия требованиям законодательства, что составило снижение в 2 раза по сравнению с 2009 годом (35,3 % - несоответствующие требованиям законодательства).

Также как и в предыдущем 2009 году наиболее часто встречающиеся нарушениями Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» остаются - необоснованный отказ в допуске к участию в торгах, - неправильный выбор способа размещения заказов.

Управлением рассмотрено 17 обращений органов власти о включении в реестр недобросовестных поставщиков хозяйствующих субъектов, по 7 хозяйствующим субъектам вынесены решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, подовом для включения послужило уклонение от заключения государственного контракта по результатам проведенных торгов, неисполнение заключенных государственных контрактов в установленные сроки. В одном случае, решение Тывинского УФАС России индивидуальным предпринимателем было обжаловано в арбитражном суде Республики Тыва и оставлено в силе.

По сравнению с 2009 годом увеличилось количество обращений в 3 раза(2009 г. – 5 обращений), включено в реестр недобросовестных поставщиков в 3, 5 раза больше хозяйствующих субъектов (в 2009 г. – 2).

Тывинским УФАС России в течение 2010 года проведено 24 выездных плановых и внеплановых проверок, в том числе совместно с Прокуратурой Республики Тыва - 5 , при рассмотрении жалоб участников размещения заказа проведено 44 документарных проверки. При проведении проверок практически в 80 % подтверждены факты нарушения законодательства либо антимонопольного, либо о размещении заказа.

По результатам проведенных проверок, поступивших материалов с районных прокуратур республики, прокуратуры Республики Тыва возбуждено и рассмотрено 87 административных дел в отношении должностных лиц по нарушениям законодательства о размещении заказов. Наложено штрафов на общую сумму 1761,4 тыс. рублей, из которых взыскано 1674,2 тыс. рублей в бюджеты разного уровня, но в большем объеме в республиканский и муниципальные.

 

3. Осуществление контроля рекламной деятельности

В отчетном периоде работа по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе проводилась с учетом положительного опыта работы предыдущего года и была направлена на оперативное выявление ненадлежащей рекламы, распространяемой субъектами рекламного рынка, с учетом требований, предъявляемых к распространяемой рекламе Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Практика предупреждения, выявления и пресечения нарушений Закона о рекламе на территории Республики Тыва в 2010 году осуществлялась на основе инициативных мероприятий управления и поступления 2 заявлений от департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Кызыла, жителя г. Кызыла.

Возбуждено и рассмотрено 11 дел о нарушении Закона о рекламе. Данный показатель остался на уровне 2009 года.

В 2010 году в рамках взаимодействия с органами исполнительной власти республики, органами местного самоуправления, рекламными компаниями, представителями средств массовой информации по инициативе Тывинского УФАС России организован круглый стол на тему «Требования законодательства Российской Федерации при размещении наружной рекламы».

Особое внимание при осуществлении государственного контроля за соблюдением требований Закона о рекламе было направлено на размещение рекламных материалов в печатных СМИ, программ местных телеканалов, содержания наружной рекламы алкогольной продукции, табачных изделий и пива, рекламы финансовых услуг.

Анализ выявленных нарушений позволяет сделать вывод, что структура нарушений Закона о рекламе с прошедшими годами не изменяется, наоборот увеличилось количество нарушений в рекламе финансовых услуг.

Наиболее распространенными нарушениями явились нарушения общих требований, предъявляемых к рекламе любых финансовых услуг. Значительную долю среди указанных нарушений составили случаи распространения ненадлежащей рекламы кредитов.

Примерами таких нарушений могут выступать случаи рекламы потребительского кредитования, осуществляемого торговыми организациями, в которой отсутствуют все условия, определяющие стоимость кредита для потребителя. В частности, в рекламе указывают слово «кредит» без указания кем выдается, на каких условиях, процентную ставку по кредиту, умалчивая о дополнительных платежах, увеличивающих стоимость кредита для заемщика (плата за открытие кредитной линии, платежи за обслуживание счета и др.).

Несмотря на проводимые Тывинским УФАС России ежегодные мероприятия в виде круглых столов по разъяснению законодательства о рекламе, серьезной проблемой остается ненадлежащая реклама в печатных СМИ и наружной рекламе.

По результатам выявленных нарушений взыскано административных штрафов за нарушение законодательства о рекламе в размере 156 тыс. рублей. При обжаловании решений Тывинского УФАС России арбитражными судами также остаются в силе.

 

4. На основании возбужденных и рассмотренных дел, по поступившим заявлениям, жалобам, проведенным проверкам применялись меры административного реагирования, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Практика применения мер административной ответственности в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) и судебная практика, практика взыскания наложенных административных наказаний управления в целом показали положительную тенденцию.

По всем выявленным нарушениям антимонопольного, рекламного законодательства, законодательства о размещении заказов возбуждены либо в стадии возбуждения дела об административных правонарушениях, поданы исковые заявления в Арбитражный суд Республики Тыва о признании недействительными актов органов власти, государственных (муниципальных) контрактов на размещение заказов.

Всего возбуждено административных дел в количестве 190, сумма наложенных штрафов свыше 12,0 млн. рублей, взыскано 2507 ,2 тыс. рублей.

Низкий показатель по взысканным штрафным санкциям объясняется тем, что в 90 процентах постановления Тывинского УФАС России обжалуются в судах, либо передаются на принудительное исполнение в Службу судебных приставов, что соответственно занимает длительный срок исполнения – оплаты штрафа.

Объемы работы управления возросли в 6,5 раз по сравнению с 2008 годом (29 административных дел на общую сумму 722,0 тыс. рублей, взыскано — 0 рублей) и в 2 раза по сравнению с 2009 г.(100 дел, сумма наложенных штрафов – 3587,0 тыс. руб., взыскано 1016,1 тыс. рублей).

В 2010 году закрепилась наработанное положительное взаимодействие с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва. Часть постановлений Тывинское УФАС России вынуждено направлять в службу судебных приставов для принудительного взыскания, т.к. отдельные должностные лица не спешат оплачивать штрафы даже после вынесения судебного решения.

В 2010 году управлением наработана практика применения статьи 20.25 КоАП РФ - Неуплата административного штрафа в установленный срок, которая предусматривает наложение административного штрафа в двухкратном размере суммы неуплаченного либо административный арест на срок до 15 суток. В прошедшем году составлено и направлено в суды 11 протоколов об административном правонарушении по данной статье, из них на 2 должностных лиц наложен штраф в двухкратном размере суммы не оплаченного в срок штрафа, в отношении 7 должностных лиц вынесено решение об административном аресте, 2 дела прекращены с вынесением устного замечания.

Также, как и в предыдущем году, в отчетном достаточно случаев неисполнения органами власти республики и хозяйствующими субъектами требований антимонопольного органа о предоставлении соответствующей информации, неисполнение предписаний, выданных управлением по результатам рассмотрения дел. В результате возбуждаются административные дела за неисполнение выданных предписаний, непредставление информации, сведений в антимонопольный орган.

К примеру, при осуществлении мониторинга цен на социальные группы продовольственных товаров, предоставления сведений в рамках осуществления контроля требований Закона о торговле, по другим вопросам, по статье 19.8 КоАП привлечено к административному наказанию 42 должностных и юридических лица, с наложением общей суммы штрафа 987,0 тыс. рублей.

В связи с вступлением с 23 августа 2009 г. в силу Федерального закона от 17.08.2009г. № 160-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» ужесточена административная ответственность за неисполнение законного решения, предписания антимонопольного органа; введена прямая административная ответственность за злоупотребление доминирующим положением, заключение ограничивающих конкуренцию соглашений (осуществление согласованных действий), недобросовестную конкуренцию; введены штрафные санкции, исчисляемые от суммы выручки правонарушителя от реализации товара, т. е. оборотные штрафы, на рынке которого совершено правонарушение, а также при определенных правонарушениях дисквалификация должностных лиц на срок до трех лет.

В части реализации полномочий управления по привлечению к административной ответственности должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления в виде дисквалификации за неоднократное нарушение антимонопольного законодательства в 2010 году составлен один протокол и направлен в районный суд для рассмотрения. Суд вынес решение о наложении административного штрафа.

При анализе судебной практики необходимо отметить относительно положительную динамику при рассмотрении заявлений (исков) Тывинского УФАС России, жалоб органов власти, хозяйствующих субъектов в Арбитражных судах. Так, к примеру, из 12 обжалуемых решений и предписаний Тывинского УФАС России, вынесенных по нарушениям антимонопольного законодательства, полностью оставлены в силе 7 решений и предписаний, 2 – частично, что соответственно отражает законность и обоснованность решений антимонопольного управления.

Более положительная практика управления в 2010 году сложилась в судебных инстанциях по причине отмены решения и постановления Тывинского УФАС России по малозначительности совершенных нарушений. Данная формулировка в решениях судов стало выносится реже.

 

5. В плане предупреждения и пресечения нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о размещении заказа управлением проведены мероприятия по адвокатированию конкуренции (разъяснению) отдельных норм законодательства, в том числе по Закону об энергоэффективности в виде круглых столов, семинаров-совещаний.

Проведено 5 семинаров-совещаний, круглых столов для органов власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов на темы:

-«Требования законодательства Российской Федерации при размещении наружной рекламы»,

- «Разъяснение норм законодательства о размещении заказа у субъектов малого предпринимательства»,

- «Разъяснения положений главы 5 Федерального закона «О защите конкуренции» в части предоставления государственных и муниципальных преференций»,

- «Переход на электронные аукционы при государственном и муниципальном заказе»,

- «Антимонопольные требования в сфере электроснабжения и коммунальных услуг».

  • Продолжена работа Общественно-консультативного совета, проведено

5 заседаний, на которых освещались наиболее актуальные, проблемные вопросы по ценовой ситуации на продовольственном рынке республики, порядок предоставления государственных (муниципальных) преференций субъектам малого предпринимательства, деятельность субъектов естественных монополий и оказание платных государственных услуг.

Активизирована работа Интернет-сайта управления, на котором размещается информация о поступающих жалобах, их результатах рассмотрения, решения и предписания, вынесенные по результатам рассмотрении дел, судебные решения по рассмотренным делам, разъяснения по отдельным направлениям антимонопольного законодательства, законодательства о размещении заказов, законодательства в области электроэнергетики, аналитические отчеты по исследованию товарных рынков.

 

Продолжено взаимодействие с другими контрольно-надзорными органами – Прокуратурой Республики Тыва, МВД по Республике Тыва, Росзравнадзором по Республике Тыва, Службой по тарифам Республики Тыва и другими.

 

В заключении следует отметить, что основаниями выявленных нарушений и возбужденных дел в 2010 году Тывинским УФАС России послужила большая активность самих хозяйствующих субъектов, в частности субъектов малого предпринимательства и некоторых органов власти в защите законных прав и интересов, решения социальных вопросов для населения республики. Повысился уровень осведомленности предпринимателей, юридических лиц относительно деятельности управления, это отразилось на количестве обращений в антимонопольный орган за помощью в защите конкурентных прав.

Приведенные показатели деятельности Тывинского УФАС России позволяет реалистично оценить приоритеты антимонопольной службы и как следствие скорректировать существующее распределение ресурсов в рамках реализуемых направлений деятельности.

Исходя из анализа деятельности в 2010 году управлением будет продолжена работа, заложенная в предыдущие периоды по более проблемным вопросам в экономическом развитии республики, в связи с этим намечены следующие ЗАДАЧИ на 2011год:

  • предупреждение и пресечение нарушений антимонопольного законодательства:

в сфере тепло-, электроснабжения фактов злоупотребления доминирующим положением хозяйствующими субъектами, субъектами естественных монополий,

на рынке оказание услуг ЖКХ,

при проведении торгов на размещение заказов органами государственной власти и органами местного самоуправления,

  • предупреждение и пресечение фактов недобросовестной конкуренции на товарных рынках,

  • реализации совместных мероприятий с Правительством Республики Тыва по Программе развития конкуренции в Республике Тыва на 2010-2012 гг,

  • проведение мониторингов ценовой ситуации на социальных товарных рынках,

  • исследование товарных рынков республики с целью внесения предложений по развитию добросовестной конкуренции в республике,

  • реализация программы адвокатирования конкуренции, т. е. разъяснения требований и норм законодательства в рамках полномочий управления путем проведения семинаров- совещаний, круглых столов.

 

Хочется отметить и тот факт, что не все еще компании, коммерческие фирмы, индивидуальные предприниматели и органы власти оценили изменения в антимонопольном законодательстве и кардинальное ужесточение ответственности за антиконкурентные действия или соглашения властей и бизнеса. Попытки обойти антимонопольное законодательство, получить определенные дополнительные выгоды в результате приводят органы власти, их должностных лиц к неприятным последствиям — административному наказанию.

Приоритетными задачами нашего управления на 2011 год остается борьба с монополистической деятельностью, созданию благоприятных условий для развития конкурентной среды для бизнеса путем устранения административных барьеров, недобросовестной конкуренции.

 

 

Спасибо за внимание.