РЕШЕНИЕ по делу № 05-13-01/43-15-13

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: № 05-13-01/43-15-13
Дата публикации: 11 апреля 2014, 14:09

 

РЕШЕНИЕ

   по делу  № 05-13-01/43-15-13

 

01 апреля 2014 г.                                                                                            г. Кызыл

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 19.03.2014 г.

Решение в полном объеме изготовлено 01.04.2014 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по рассмотрению дела № 05-13-01/43-15-13 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Тывинского УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии: Хаджиев Ф.А. – заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти  Тывинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Ооржак А.О. – главный государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России;

Хайын С.С. – специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России;

При участии в рассмотрении дела:

представителя Министерства экономики Республики Тыва «…», действующая на основании доверенности от 11.02.2014 г. б/н;

представителя Общества с ограниченной ответственностью «Агрокомбинат Потребсоюза Республики Тыва» «…», действующая на основании доверенности от 18.03.2014 г. № 3/2;

рассмотрев материалы дела № 05-13-01/43-15-13, возбужденного на основании приказа от 18 декабря 2013 г. № 482 о возбуждении дела № 05-13-01/43-15-13 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства экономики Республики Тыва (667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Чульдум, 18, ИНН 1701037900) по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих (акт проверки от 01.11.2013 г. № 05-06/28-13),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Тывинским УФАС России на основании плана проведения проверок на 2013 год, и  приказа руководителя управления от 30.09.2013 г. № 361 «О проведении плановой выездной проверки юридического лица» проведена плановая выездная проверка соблюдения Закона о защите конкуренции Министерством экономики Республики Тыва.

По результатам проведенной проверки составлен акт от 01.11.2013 г. № 05-06/28-13, согласно которому в действиях Министерства экономики Республики Тыва выявлены признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи, с чем приказом Тывинского УФАС России от 18.12.2013 г. возбуждено дело № 05-13-01/43-15-13 о нарушении антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела представитель Министерства экономики Республики Тыва не согласилась с вменяемым нарушением антимонопольного законодательства, так как письма отраженные в акте проверки носили рекомендательный характер и направлялись в адрес органов государственной власти Республики Тыва.

Представитель Общества с ограниченной ответственностью «Агрокомбинат Потребсоюза Республики Тыва» пояснила, что количество реализуемой обществом продукции после написания указанных писем не возросло.

Выслушав пояснения лиц участвующих в рассмотрении дела, рассмотрев материалы дела №  05-13-01/43-15-13 Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве экономики Республики Тыва, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 19.01.2011 г. № 5 - Министерство экономики Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим проведение единой государственной социально-экономической политики, определение путей развития экономики и методов ее регулирования, обеспечивающих устойчивое развитие Республики Тыва, развития предпринимательской деятельности, реализации государственной политики в области торговой деятельности, потребительского рынка и услуг.

Министерство экономики возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Председателем Правительства Республики Тыва по согласованию с верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва.

В ходе проведения проверки установлено и отражено в акте проверки от 01.11.2013 г. № 05-06/28-13, что Министерством экономики Республики Тыва рекомендовано Министерству здравоохранения и социального развития Республики Тыва письмом от 15.02.2013 г. № 593, Министерству образования и науки Республики Тыва письмом от 15.02.2013 г. № 594 в целях поддержки местного товаропроизводителя заключать договора до 100 000 рублей на поставку плодоовощной продукции с ООО «Агрокомбинат Потребсоюза РТ». Во исполнение рекомендаций Министерства экономики Республики Тыва Министерство образования и науки Республики Тыва направило в адрес подведомственных учреждений письмо с рекомендациями о необходимости поддержки местного товаропроизводителя ООО «Агрокомбинат Потребсоюза». Кроме того в ходе проверки установлено, что Министерство здравоохранения и социального развития Республики Тыва так же направило в адрес главных врачей ЦКБ, ЛПУ, руководителей учреждений социального обслуживания населения Республики Тыва письмо от 11.01.2013 г. № 68 о рассмотрении возможности заключения договоров на сумму до 100 000 рублей с ООО «Агрокомбинат Потребсоюза».

Согласно ответа Министерства образования и науки Республики Тыва от 21.02.2013 г. № 732, направленного на обращение Министерства экономики Республики Тыва Министерство образование и науки Республики Тыва не первый год сотрудничает с ООО «Агрокомбинат Потребсоюза РТ» в плане заказа плодоовощной продукции подведомственными министерству учреждениями по договорам до 100 000 рублей. Кроме того Министерство образования и науки Республики Тыва приложило к указанному ответу копию письма от 19.02.2013 г. № 682, адресованного подведомственным Министерству образования и науки Республики Тыва учреждениям с просьбой подержать местного товаропроизводителя ООО  «Агрокомбинат Потребсоюза РТ» при заказе плодоовощной продукции по договорам до 100 000 рублей в соответствии с требованиями пункта 14 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о размещении заказов, действовавший в период нарушения Закон).

Согласно ответа Министерства здравоохранения и социального развития Республики Тыва от 21.03.2013 г. № 1819, направленного на обращение Министерства экономики Республики Тыва, Министерство здравоохранения и социального развития Республики Тыва направило в адрес подведомственных учреждений письмо (исх. № 68 от 11.01.2013 г.) с просьбой рассмотреть возможность заключения договоров на поставку продуктов питания с местным товаропроизводителем ООО  «Агрокомбинат Потребсоюза РТ» на сумму до 100 000 рублей.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве образования и науки Республики Тыва, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 18.10.2012 г. № 553 Министерство образования и науки Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по государственному управлению в сфере образования и науки на территории Республики Тыва и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научно-технической и инновационной деятельности, развитию государственных научных центров, а также по оказанию государственных услуг в сферах образования, воспитания в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержке и социальной защите обучающихся и воспитанников образовательных учреждений Республики Тыва, контролю и надзору в сфере образования, а также по управлению государственным имуществом в подведомственных учреждениях

В силу пункта 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Республики Тыва, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 19.10.2012 г. № 575 (действующее в период совершения правонарушения) Министерство здравоохранения и социального развития Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим:

реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья, социальной поддержки населения и демографического развития региона, а также в сфере государственной гражданской службы (за исключением вопросов организации государственной гражданской службы);

руководство системой здравоохранения и социального развития республики в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь, социальное обеспечение.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (пункт 5).

Статья 4 Закона о защите конкуренции определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии со справкой из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО  «Агрокомбинат Потребсоюза РТ» является переработка и консервирование овощей код ОКВЭД 15.33.1.

Согласно информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Республики Тыва от 28.02.2014 г. по коду ОКВЭД 15.33.1 осуществляют хозяйственную деятельность на территории Республики Тыва, кроме ООО  «Агрокомбинат Потребсоюза РТ», еще 2 хозяйствующих субъекта.

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Из статьи 15 Закона о защите конкуренции следует, что нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закон о размещении заказов настоящий закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Статьей 3 Закона о размещении заказа установлено понятие государственных нужд, под которыми понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации). Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.

Согласно статье 5 названного закона под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о размещении заказов участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

В силу статьи 4 названного закона бюджетные учреждения выступают в качестве заказчиков при размещении заказов в соответствии с Законом о размещении заказов.

На основании статьи 9 Закона о размещении заказов под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях настоящего Федерального закона понимается договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения.

Из приведенных норм следует, что бюджетное учреждение в целях удовлетворения своих нужд самостоятельно реализует полномочия заказчика в рамках отношений, урегулированных Законом о размещении заказов.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Бюджетные учреждения при определении контрагента по договору, заключаемому в порядке пункта 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, самостоятельны и ограничены соблюдением лишь тех условий, которые предусмотрены в данной норме.

При таких обстоятельствах нормы права, предусматривающие право органов государственной власти участвовать в определении иными органами государственной власти и их подведомственными  учреждениями контрагентов по гражданско-правовым договорам, действующее законодательство не содержит, а дача органами государственной власти иным органам власти и  подведомственным им учреждения рекомендаций о заключении в приоритетном порядке договоров запрещена в силу пункта 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Довод представителя Министерства экономики Республики Тыва, что письма не могут быть отнесены к актам или действиям, указанным в диспозиции части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку не являются нормативными правовыми актами или правовыми актами индивидуального характера, несостоятелен, так как в абзаце 3 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" указано, что к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, статьей 39, статьями 41, 41.1, 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 05-13-01/43-15-13,

 

                                                        РЕШИЛА:

 

1. Признать Министерство экономики Республики Тыва нарушившим пункт 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части совершения действий по направлению в адрес министерств Республики Тыва писем о поддержке местного товаропроизводителя ООО «Агрокомбинат Потребсоюза РТ», путем заключения договоров на поставку овощных консервов с указанным лицом в соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

2. Выдать Министерству экономики Республики Тыва предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                           Ф.А. Хаджиев

 

Члены Комиссии                                                                                       А.О. Ооржак

 

                                                                                                                     С.С. Хайын

 

                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                         

         В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции - решение  антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения в Арбитражный суд Республики Тыва.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 05-13-01/43-15-13

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЛЬСТВА

 

01 апреля 2014 года                                                                                           г. Кызыл

 

   Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела № 05-13-01/43-15-13 в составе:

Председатель Комиссии: Хаджиев Ф.А., заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Ооржак А.О. – главный государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России;

Хайын С.С. – специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

руководствуясь  статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50  Федерального  закона  от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"

на основании своего решения от 01.04.2014 г., принятого по результатам рассмотрения дела № 05-13-01/43-15-13 о нарушении Министерством экономики Республики Тыва (667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Чульдум, 18, ИНН 1701037900) пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

предписывает:

 

1. Министерству экономики Республики Тыва в срок до 16.05.2014 г. прекратить нарушения пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно отозвать письма от 15.02.2013 г. № 593 и от 15.02.2013 г. № 594 и проинформировать в письменном виде Министерство науки и образования Республики Тыва и Министерство здравоохранения Республики Тыва с последующим уведомлением указанными органами власти Республики Тыва своих подведомственных учреждений о самостоятельном выборе лиц осуществляющих поставку плодоовощной продукции в соответствии с требованиями действующего законодательства о размещении заказов,

2. Министерству экономики Республики Тыва в срок до 21.05.2014 г. представить в адрес Тывинского УФАС России письменные доказательства исполнения настоящего предписания.

 

Председатель Комиссии                                                                   Ф.А. Хаджиев                                       

 

Члены Комиссии                                                                                А.О. Ооржак

                                                                                                          

                                                                                                              С.С. Хайын                                                                                           

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание: В соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 - 2.5 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

 

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 8751 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 05-13-01/43-15-13 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8751 [type] => solution [language] => ru [created] => 1397196627 [changed] => 1397199659 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1397199659 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

   по делу  № 05-13-01/43-15-13

 

01 апреля 2014 г.                                                                                            г. Кызыл

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 19.03.2014 г.

Решение в полном объеме изготовлено 01.04.2014 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по рассмотрению дела № 05-13-01/43-15-13 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Тывинского УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии: Хаджиев Ф.А. – заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти  Тывинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Ооржак А.О. – главный государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России;

Хайын С.С. – специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России;

При участии в рассмотрении дела:

представителя Министерства экономики Республики Тыва «…», действующая на основании доверенности от 11.02.2014 г. б/н;

представителя Общества с ограниченной ответственностью «Агрокомбинат Потребсоюза Республики Тыва» «…», действующая на основании доверенности от 18.03.2014 г. № 3/2;

рассмотрев материалы дела № 05-13-01/43-15-13, возбужденного на основании приказа от 18 декабря 2013 г. № 482 о возбуждении дела № 05-13-01/43-15-13 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства экономики Республики Тыва (667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Чульдум, 18, ИНН 1701037900) по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих (акт проверки от 01.11.2013 г. № 05-06/28-13),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Тывинским УФАС России на основании плана проведения проверок на 2013 год, и  приказа руководителя управления от 30.09.2013 г. № 361 «О проведении плановой выездной проверки юридического лица» проведена плановая выездная проверка соблюдения Закона о защите конкуренции Министерством экономики Республики Тыва.

По результатам проведенной проверки составлен акт от 01.11.2013 г. № 05-06/28-13, согласно которому в действиях Министерства экономики Республики Тыва выявлены признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи, с чем приказом Тывинского УФАС России от 18.12.2013 г. возбуждено дело № 05-13-01/43-15-13 о нарушении антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела представитель Министерства экономики Республики Тыва не согласилась с вменяемым нарушением антимонопольного законодательства, так как письма отраженные в акте проверки носили рекомендательный характер и направлялись в адрес органов государственной власти Республики Тыва.

Представитель Общества с ограниченной ответственностью «Агрокомбинат Потребсоюза Республики Тыва» пояснила, что количество реализуемой обществом продукции после написания указанных писем не возросло.

Выслушав пояснения лиц участвующих в рассмотрении дела, рассмотрев материалы дела №  05-13-01/43-15-13 Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве экономики Республики Тыва, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 19.01.2011 г. № 5 - Министерство экономики Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим проведение единой государственной социально-экономической политики, определение путей развития экономики и методов ее регулирования, обеспечивающих устойчивое развитие Республики Тыва, развития предпринимательской деятельности, реализации государственной политики в области торговой деятельности, потребительского рынка и услуг.

Министерство экономики возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Председателем Правительства Республики Тыва по согласованию с верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва.

В ходе проведения проверки установлено и отражено в акте проверки от 01.11.2013 г. № 05-06/28-13, что Министерством экономики Республики Тыва рекомендовано Министерству здравоохранения и социального развития Республики Тыва письмом от 15.02.2013 г. № 593, Министерству образования и науки Республики Тыва письмом от 15.02.2013 г. № 594 в целях поддержки местного товаропроизводителя заключать договора до 100 000 рублей на поставку плодоовощной продукции с ООО «Агрокомбинат Потребсоюза РТ». Во исполнение рекомендаций Министерства экономики Республики Тыва Министерство образования и науки Республики Тыва направило в адрес подведомственных учреждений письмо с рекомендациями о необходимости поддержки местного товаропроизводителя ООО «Агрокомбинат Потребсоюза». Кроме того в ходе проверки установлено, что Министерство здравоохранения и социального развития Республики Тыва так же направило в адрес главных врачей ЦКБ, ЛПУ, руководителей учреждений социального обслуживания населения Республики Тыва письмо от 11.01.2013 г. № 68 о рассмотрении возможности заключения договоров на сумму до 100 000 рублей с ООО «Агрокомбинат Потребсоюза».

Согласно ответа Министерства образования и науки Республики Тыва от 21.02.2013 г. № 732, направленного на обращение Министерства экономики Республики Тыва Министерство образование и науки Республики Тыва не первый год сотрудничает с ООО «Агрокомбинат Потребсоюза РТ» в плане заказа плодоовощной продукции подведомственными министерству учреждениями по договорам до 100 000 рублей. Кроме того Министерство образования и науки Республики Тыва приложило к указанному ответу копию письма от 19.02.2013 г. № 682, адресованного подведомственным Министерству образования и науки Республики Тыва учреждениям с просьбой подержать местного товаропроизводителя ООО  «Агрокомбинат Потребсоюза РТ» при заказе плодоовощной продукции по договорам до 100 000 рублей в соответствии с требованиями пункта 14 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о размещении заказов, действовавший в период нарушения Закон).

Согласно ответа Министерства здравоохранения и социального развития Республики Тыва от 21.03.2013 г. № 1819, направленного на обращение Министерства экономики Республики Тыва, Министерство здравоохранения и социального развития Республики Тыва направило в адрес подведомственных учреждений письмо (исх. № 68 от 11.01.2013 г.) с просьбой рассмотреть возможность заключения договоров на поставку продуктов питания с местным товаропроизводителем ООО  «Агрокомбинат Потребсоюза РТ» на сумму до 100 000 рублей.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве образования и науки Республики Тыва, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 18.10.2012 г. № 553 Министерство образования и науки Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по государственному управлению в сфере образования и науки на территории Республики Тыва и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научно-технической и инновационной деятельности, развитию государственных научных центров, а также по оказанию государственных услуг в сферах образования, воспитания в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержке и социальной защите обучающихся и воспитанников образовательных учреждений Республики Тыва, контролю и надзору в сфере образования, а также по управлению государственным имуществом в подведомственных учреждениях

В силу пункта 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Республики Тыва, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 19.10.2012 г. № 575 (действующее в период совершения правонарушения) Министерство здравоохранения и социального развития Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим:

реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья, социальной поддержки населения и демографического развития региона, а также в сфере государственной гражданской службы (за исключением вопросов организации государственной гражданской службы);

руководство системой здравоохранения и социального развития республики в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь, социальное обеспечение.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (пункт 5).

Статья 4 Закона о защите конкуренции определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии со справкой из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО  «Агрокомбинат Потребсоюза РТ» является переработка и консервирование овощей код ОКВЭД 15.33.1.

Согласно информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Республики Тыва от 28.02.2014 г. по коду ОКВЭД 15.33.1 осуществляют хозяйственную деятельность на территории Республики Тыва, кроме ООО  «Агрокомбинат Потребсоюза РТ», еще 2 хозяйствующих субъекта.

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Из статьи 15 Закона о защите конкуренции следует, что нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закон о размещении заказов настоящий закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Статьей 3 Закона о размещении заказа установлено понятие государственных нужд, под которыми понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации). Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.

Согласно статье 5 названного закона под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о размещении заказов участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

В силу статьи 4 названного закона бюджетные учреждения выступают в качестве заказчиков при размещении заказов в соответствии с Законом о размещении заказов.

На основании статьи 9 Закона о размещении заказов под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях настоящего Федерального закона понимается договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения.

Из приведенных норм следует, что бюджетное учреждение в целях удовлетворения своих нужд самостоятельно реализует полномочия заказчика в рамках отношений, урегулированных Законом о размещении заказов.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Бюджетные учреждения при определении контрагента по договору, заключаемому в порядке пункта 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, самостоятельны и ограничены соблюдением лишь тех условий, которые предусмотрены в данной норме.

При таких обстоятельствах нормы права, предусматривающие право органов государственной власти участвовать в определении иными органами государственной власти и их подведомственными  учреждениями контрагентов по гражданско-правовым договорам, действующее законодательство не содержит, а дача органами государственной власти иным органам власти и  подведомственным им учреждения рекомендаций о заключении в приоритетном порядке договоров запрещена в силу пункта 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Довод представителя Министерства экономики Республики Тыва, что письма не могут быть отнесены к актам или действиям, указанным в диспозиции части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку не являются нормативными правовыми актами или правовыми актами индивидуального характера, несостоятелен, так как в абзаце 3 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" указано, что к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, статьей 39, статьями 41, 41.1, 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 05-13-01/43-15-13,

 

                                                        РЕШИЛА:

 

1. Признать Министерство экономики Республики Тыва нарушившим пункт 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части совершения действий по направлению в адрес министерств Республики Тыва писем о поддержке местного товаропроизводителя ООО «Агрокомбинат Потребсоюза РТ», путем заключения договоров на поставку овощных консервов с указанным лицом в соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

2. Выдать Министерству экономики Республики Тыва предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                           Ф.А. Хаджиев

 

Члены Комиссии                                                                                       А.О. Ооржак

 

                                                                                                                     С.С. Хайын

 

                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                         

         В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции - решение  антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения в Арбитражный суд Республики Тыва.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 05-13-01/43-15-13

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЛЬСТВА

 

01 апреля 2014 года                                                                                           г. Кызыл

 

   Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела № 05-13-01/43-15-13 в составе:

Председатель Комиссии: Хаджиев Ф.А., заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Ооржак А.О. – главный государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России;

Хайын С.С. – специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

руководствуясь  статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50  Федерального  закона  от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"

на основании своего решения от 01.04.2014 г., принятого по результатам рассмотрения дела № 05-13-01/43-15-13 о нарушении Министерством экономики Республики Тыва (667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Чульдум, 18, ИНН 1701037900) пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

предписывает:

 

1. Министерству экономики Республики Тыва в срок до 16.05.2014 г. прекратить нарушения пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно отозвать письма от 15.02.2013 г. № 593 и от 15.02.2013 г. № 594 и проинформировать в письменном виде Министерство науки и образования Республики Тыва и Министерство здравоохранения Республики Тыва с последующим уведомлением указанными органами власти Республики Тыва своих подведомственных учреждений о самостоятельном выборе лиц осуществляющих поставку плодоовощной продукции в соответствии с требованиями действующего законодательства о размещении заказов,

2. Министерству экономики Республики Тыва в срок до 21.05.2014 г. представить в адрес Тывинского УФАС России письменные доказательства исполнения настоящего предписания.

 

Председатель Комиссии                                                                   Ф.А. Хаджиев                                       

 

Члены Комиссии                                                                                А.О. Ооржак

                                                                                                          

                                                                                                              С.С. Хайын                                                                                           

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание: В соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 - 2.5 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

 

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

   по делу  № 05-13-01/43-15-13

 

01 апреля 2014 г.                                                                                            г. Кызыл

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 19.03.2014 г.

Решение в полном объеме изготовлено 01.04.2014 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по рассмотрению дела № 05-13-01/43-15-13 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Тывинского УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии: Хаджиев Ф.А. – заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти  Тывинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Ооржак А.О. – главный государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России;

Хайын С.С. – специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России;

При участии в рассмотрении дела:

представителя Министерства экономики Республики Тыва «…», действующая на основании доверенности от 11.02.2014 г. б/н;

представителя Общества с ограниченной ответственностью «Агрокомбинат Потребсоюза Республики Тыва» «…», действующая на основании доверенности от 18.03.2014 г. № 3/2;

рассмотрев материалы дела № 05-13-01/43-15-13, возбужденного на основании приказа от 18 декабря 2013 г. № 482 о возбуждении дела № 05-13-01/43-15-13 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства экономики Республики Тыва (667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Чульдум, 18, ИНН 1701037900) по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих (акт проверки от 01.11.2013 г. № 05-06/28-13),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Тывинским УФАС России на основании плана проведения проверок на 2013 год, и  приказа руководителя управления от 30.09.2013 г. № 361 «О проведении плановой выездной проверки юридического лица» проведена плановая выездная проверка соблюдения Закона о защите конкуренции Министерством экономики Республики Тыва.

По результатам проведенной проверки составлен акт от 01.11.2013 г. № 05-06/28-13, согласно которому в действиях Министерства экономики Республики Тыва выявлены признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи, с чем приказом Тывинского УФАС России от 18.12.2013 г. возбуждено дело № 05-13-01/43-15-13 о нарушении антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела представитель Министерства экономики Республики Тыва не согласилась с вменяемым нарушением антимонопольного законодательства, так как письма отраженные в акте проверки носили рекомендательный характер и направлялись в адрес органов государственной власти Республики Тыва.

Представитель Общества с ограниченной ответственностью «Агрокомбинат Потребсоюза Республики Тыва» пояснила, что количество реализуемой обществом продукции после написания указанных писем не возросло.

Выслушав пояснения лиц участвующих в рассмотрении дела, рассмотрев материалы дела №  05-13-01/43-15-13 Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве экономики Республики Тыва, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 19.01.2011 г. № 5 - Министерство экономики Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим проведение единой государственной социально-экономической политики, определение путей развития экономики и методов ее регулирования, обеспечивающих устойчивое развитие Республики Тыва, развития предпринимательской деятельности, реализации государственной политики в области торговой деятельности, потребительского рынка и услуг.

Министерство экономики возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Председателем Правительства Республики Тыва по согласованию с верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва.

В ходе проведения проверки установлено и отражено в акте проверки от 01.11.2013 г. № 05-06/28-13, что Министерством экономики Республики Тыва рекомендовано Министерству здравоохранения и социального развития Республики Тыва письмом от 15.02.2013 г. № 593, Министерству образования и науки Республики Тыва письмом от 15.02.2013 г. № 594 в целях поддержки местного товаропроизводителя заключать договора до 100 000 рублей на поставку плодоовощной продукции с ООО «Агрокомбинат Потребсоюза РТ». Во исполнение рекомендаций Министерства экономики Республики Тыва Министерство образования и науки Республики Тыва направило в адрес подведомственных учреждений письмо с рекомендациями о необходимости поддержки местного товаропроизводителя ООО «Агрокомбинат Потребсоюза». Кроме того в ходе проверки установлено, что Министерство здравоохранения и социального развития Республики Тыва так же направило в адрес главных врачей ЦКБ, ЛПУ, руководителей учреждений социального обслуживания населения Республики Тыва письмо от 11.01.2013 г. № 68 о рассмотрении возможности заключения договоров на сумму до 100 000 рублей с ООО «Агрокомбинат Потребсоюза».

Согласно ответа Министерства образования и науки Республики Тыва от 21.02.2013 г. № 732, направленного на обращение Министерства экономики Республики Тыва Министерство образование и науки Республики Тыва не первый год сотрудничает с ООО «Агрокомбинат Потребсоюза РТ» в плане заказа плодоовощной продукции подведомственными министерству учреждениями по договорам до 100 000 рублей. Кроме того Министерство образования и науки Республики Тыва приложило к указанному ответу копию письма от 19.02.2013 г. № 682, адресованного подведомственным Министерству образования и науки Республики Тыва учреждениям с просьбой подержать местного товаропроизводителя ООО  «Агрокомбинат Потребсоюза РТ» при заказе плодоовощной продукции по договорам до 100 000 рублей в соответствии с требованиями пункта 14 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о размещении заказов, действовавший в период нарушения Закон).

Согласно ответа Министерства здравоохранения и социального развития Республики Тыва от 21.03.2013 г. № 1819, направленного на обращение Министерства экономики Республики Тыва, Министерство здравоохранения и социального развития Республики Тыва направило в адрес подведомственных учреждений письмо (исх. № 68 от 11.01.2013 г.) с просьбой рассмотреть возможность заключения договоров на поставку продуктов питания с местным товаропроизводителем ООО  «Агрокомбинат Потребсоюза РТ» на сумму до 100 000 рублей.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве образования и науки Республики Тыва, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 18.10.2012 г. № 553 Министерство образования и науки Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по государственному управлению в сфере образования и науки на территории Республики Тыва и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научно-технической и инновационной деятельности, развитию государственных научных центров, а также по оказанию государственных услуг в сферах образования, воспитания в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержке и социальной защите обучающихся и воспитанников образовательных учреждений Республики Тыва, контролю и надзору в сфере образования, а также по управлению государственным имуществом в подведомственных учреждениях

В силу пункта 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Республики Тыва, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 19.10.2012 г. № 575 (действующее в период совершения правонарушения) Министерство здравоохранения и социального развития Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим:

реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья, социальной поддержки населения и демографического развития региона, а также в сфере государственной гражданской службы (за исключением вопросов организации государственной гражданской службы);

руководство системой здравоохранения и социального развития республики в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь, социальное обеспечение.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (пункт 5).

Статья 4 Закона о защите конкуренции определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии со справкой из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО  «Агрокомбинат Потребсоюза РТ» является переработка и консервирование овощей код ОКВЭД 15.33.1.

Согласно информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Республики Тыва от 28.02.2014 г. по коду ОКВЭД 15.33.1 осуществляют хозяйственную деятельность на территории Республики Тыва, кроме ООО  «Агрокомбинат Потребсоюза РТ», еще 2 хозяйствующих субъекта.

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Из статьи 15 Закона о защите конкуренции следует, что нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закон о размещении заказов настоящий закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Статьей 3 Закона о размещении заказа установлено понятие государственных нужд, под которыми понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации). Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.

Согласно статье 5 названного закона под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о размещении заказов участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

В силу статьи 4 названного закона бюджетные учреждения выступают в качестве заказчиков при размещении заказов в соответствии с Законом о размещении заказов.

На основании статьи 9 Закона о размещении заказов под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях настоящего Федерального закона понимается договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения.

Из приведенных норм следует, что бюджетное учреждение в целях удовлетворения своих нужд самостоятельно реализует полномочия заказчика в рамках отношений, урегулированных Законом о размещении заказов.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Бюджетные учреждения при определении контрагента по договору, заключаемому в порядке пункта 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, самостоятельны и ограничены соблюдением лишь тех условий, которые предусмотрены в данной норме.

При таких обстоятельствах нормы права, предусматривающие право органов государственной власти участвовать в определении иными органами государственной власти и их подведомственными  учреждениями контрагентов по гражданско-правовым договорам, действующее законодательство не содержит, а дача органами государственной власти иным органам власти и  подведомственным им учреждения рекомендаций о заключении в приоритетном порядке договоров запрещена в силу пункта 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Довод представителя Министерства экономики Республики Тыва, что письма не могут быть отнесены к актам или действиям, указанным в диспозиции части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку не являются нормативными правовыми актами или правовыми актами индивидуального характера, несостоятелен, так как в абзаце 3 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" указано, что к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, статьей 39, статьями 41, 41.1, 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 05-13-01/43-15-13,

 

                                                        РЕШИЛА:

 

1. Признать Министерство экономики Республики Тыва нарушившим пункт 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части совершения действий по направлению в адрес министерств Республики Тыва писем о поддержке местного товаропроизводителя ООО «Агрокомбинат Потребсоюза РТ», путем заключения договоров на поставку овощных консервов с указанным лицом в соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

2. Выдать Министерству экономики Республики Тыва предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                           Ф.А. Хаджиев

 

Члены Комиссии                                                                                       А.О. Ооржак

 

                                                                                                                     С.С. Хайын

 

                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                         

         В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции - решение  антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения в Арбитражный суд Республики Тыва.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 05-13-01/43-15-13

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЛЬСТВА

 

01 апреля 2014 года                                                                                           г. Кызыл

 

   Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела № 05-13-01/43-15-13 в составе:

Председатель Комиссии: Хаджиев Ф.А., заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Ооржак А.О. – главный государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России;

Хайын С.С. – специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

руководствуясь  статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50  Федерального  закона  от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"

на основании своего решения от 01.04.2014 г., принятого по результатам рассмотрения дела № 05-13-01/43-15-13 о нарушении Министерством экономики Республики Тыва (667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Чульдум, 18, ИНН 1701037900) пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

предписывает:

 

1. Министерству экономики Республики Тыва в срок до 16.05.2014 г. прекратить нарушения пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно отозвать письма от 15.02.2013 г. № 593 и от 15.02.2013 г. № 594 и проинформировать в письменном виде Министерство науки и образования Республики Тыва и Министерство здравоохранения Республики Тыва с последующим уведомлением указанными органами власти Республики Тыва своих подведомственных учреждений о самостоятельном выборе лиц осуществляющих поставку плодоовощной продукции в соответствии с требованиями действующего законодательства о размещении заказов,

2. Министерству экономики Республики Тыва в срок до 21.05.2014 г. представить в адрес Тывинского УФАС России письменные доказательства исполнения настоящего предписания.

 

Председатель Комиссии                                                                   Ф.А. Хаджиев                                       

 

Члены Комиссии                                                                                А.О. Ооржак

                                                                                                          

                                                                                                              С.С. Хайын                                                                                           

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание: В соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 - 2.5 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

 

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 05-13-01/43-15-13 [format] => [safe_value] => № 05-13-01/43-15-13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-11 06:09:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-11 06:09:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1397196627 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тывинское УФАС России )