РЕШЕНИЕ по делу № 04-06-08/08-10-13

Номер дела: № 04-06-08/08-10-13
Дата публикации: 17 декабря 2013, 17:21

                                                                     

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-06-08/08-10-13

13 декабря 2013 года                                                                                       г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 02 декабря 2013 года.

В полном объёме решение изготовлено 13 декабря 2013 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Долгих О.М. - руководитель Тывинского УФАС России.

Члены Комиссии:

Куулар А.О., специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

Хайын С.С., специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России,

Ромашова О.А. - старший специалист 2 разряда отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

в присутствии:

представителей МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла «<…>», действующей по доверенности от 01.11.2013 г. № 09, «<…>», действующей на основании доверенности от 15.11.2013 г. № 11, «<…>», действующей по ордеру от 21.07.2013 г. № 110083,

рассмотрев дело № 04-06-08/08-10-13 о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), возбужденное в отношении МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла (667000, Республика Тыва, г. Кызыл ул. Кочетова, 104Б, ИНН 1701035980), выразившееся в необоснованном увеличении стоимости оплаты за обучение с 01.01.2013 г. с 2 100 руб. до 2 500 руб.,

УСТАНОВИЛА:

23 января 2013 года (вх. № 255) в адрес Тывинского УФАС России поступило заявление гражданина Республики Тыва на действия МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г.Кызыла по установлению высокой стоимости оплаты за обучение в размере 2 500 рублей за месяц. Заявитель указывает на то, что хореографическая школа является единственным образовательным учреждением, оказывающим хореографические услуги в городе Кызыле и пользуясь своим доминирующим положением, устанавливает необоснованно высокую стоимость обучения.

По результатам рассмотрения заявления в отношении МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла Приказом Тывинского УФАС России № 55 от 27.03.2013 г. было возбуждено дело № 04-06-08/08-10-13 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г.Кызыла представлены следующие документальные сведения:

-    Устав МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла;

-    положение о дополнительных платных образовательных услугах МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла;

-    выписка из протокола Наблюдательного совета МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла;

-    бюджетная роспись на 2013 финансовый год и на плановый период 2014 и 2015 годов;

-    муниципальное задание на предоставление муниципальных услуг;

-    калькуляция родительского взноса подготовительного хозрасчетного отделения;

-    расчет цены платной дополнительной образовательной услуги МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла;

-    муниципальные контракты на теплоснабжение, заключенные с ОАО «Кызылская ТЭЦ», от 01.01.2011 г., 01.01.2012 г.;

-    счет-фактуры организаций коммунального комплекса, подтверждающие осуществление расходов на содержание школы.

Основным видом деятельности МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла является дополнительное образование детей в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД 80.10.3). Потребителем данной услуги является население города Кызыла Республики Тыва.

Для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением, то есть нарушения антимонопольного законодательства, достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из следующих последствий: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В целях установления доминирующего положения МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г.Кызыла Тывинским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке хореографических услуг на территории города Кызыла Республики Тыва. По результатам проведенного  анализа вышеуказанного рынка установлено, что МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла занимает долю 100 % и может быть признано занимающим доминирующее положение на рынке хореографических услуг, так как имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В ходе рассмотрения дела в отношении МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г.Кызыла Комиссией Тывинского УФАС России установлено следующее.

Решением педагогического совета МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г.Кызыла от 29.12.2012 г. определено произвести повышение целевых взносов (родительской оплаты) в 2013 году с учетом предстоящих расходов на теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение с 01 января 2013 года. Основанием для принятия данного решения являлись следующие нормативные правовые акты:

 -  Приказ ФСТ России от 09.10.2012 г. № 230-э/3 «О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2013 год»;

-   Приказ ФСТ России от 09.10.2012 г. № 231-э/4 «Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам российской федерации на 2013 год»;

-   Приказ ФСТ России от 25.10.2012 г. № 250-э/2 «Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам российской федерации на 2013 год».

Изучив вышеуказанные приказы Федеральной службы по тарифам Комиссией установлено, что повышение тарифа на электрическую энергию, тепловую энергию, на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод предусмотрено со второго полугодия 2013 года, т.е. с 01.07.2013 г., а в первом полугодии 2013 года стоимость услуг остается в размере, утвержденном 01.07.2012 г.

Однако, согласно выписки из протокола № 2 наблюдательного совета МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла от 29.12.2012 года решение педагогического совета принято и приказом от 09.01.2013 г. № 72-П(у) установлен размер ежемесячного родительского взноса в сумме 2 500 рублей.

На основании пункта 4.2.5 Устава учреждения школа вправе сверх установленного муниципального задания, а также в случаях, определенных законодательством Российской Федерации, в пределах установленного муниципального задания оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренные настоящим Уставом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Согласно пункта 4.2.6 Устава учреждения цены (тарифы) на платные услуги устанавливаются муниципальным правовым актом, если иное не предусмотрено федеральным законом.

27 июня 2013 г. в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 04-06-08/08-10-13 МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла представлено Постановление Мэра города Кызыла от 07.06.2013 г. № 698 «Об утверждении Положения «О платных дополнительных образовательных услугах и внебюджетных средствах  МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла и калькуляция родительского взноса подготовительного хозрасчетного отделения школы, согласованная начальником Департамента культуры и искусства Мэрии г. Кызыла «<…>».

Представленные документы указывают на то, что стоимость обучения на подготовительном отделении хореографической школы в размере 2 500 рублей  установлена муниципальным правовым актом 07 июня 2013 года. В связи с чем, Комиссией сделан вывод о неправомерности установления и взимания родительского взноса с 01 января 2013 года в размере 2 500 рублей.

В ходе рассмотрения дела № 04-06-08/08-10-13 Комиссией неоднократно запрашивались документы учреждения, которые подтверждают расходы  МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г.Кызыла, включенные в калькуляцию родительского взноса подготовительного хозрасчетного отделения. Документы в полном объеме представлены не были.

Изучив представленные МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла в материалы дела документы по расчету стоимости обучения на подготовительном отделении, расшифровку статей расходов учреждения при осуществлении образовательной  деятельности, Комиссия пришла к следующим выводам.

Платные услуги, оказываемые  МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа», регулируются Постановлением Мэра города Кызыла от 29.11.2011 г. № 1613 «О порядке определения платы за оказание муниципальным бюджетным учреждением услуг, относящихся к его основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц» (далее – Постановление № 1613). Порядок формирования цен на данные услуги предусмотрен Положением о порядке определения платы за оказание муниципальным бюджетным учреждением услуг, относящихся к его основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц (далее – Положение), утвержденным вышеуказанным   Постановлением № 1613.

Согласно пункта 1.6 Положения учреждение формирует и утверждает перечень и цены на платные услуги по согласованию с органом местного самоуправления, осуществляющим функции  и полномочия учредителя, и управлением экономики Мэрии города Кызыла.

Пункт 1.7 Положения указывает на то, что стоимость платных услуг определяется на основе расчета экономически обоснованных затрат материальных и трудовых ресурсов.

В расчет стоимости обучения в МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла включены следующие статьи расходов:

-   заработная плата;

-   начисления на оплату труда;

-   прочие выплаты (методическая литература, суточные);

-   услуги связи;

-   транспортные услуги;

-   коммунальные услуги;

-   аренда имущества;

-   услуги по содержанию имущества;

-   прочие услуги;

-   прочие расходы (налоги);

-   увеличение стоимости основных средств;

-   амортизация основных средств и нематериальных активов;

-   увеличение стоимости материальных запасов.

В соответствии с пунктом 2.6 Положения для расчета платной услуги может быть использован расчетно-аналитический метод или метод прямого счета.

Расчетно-аналитический метод применяется в случаях, когда в оказании платной услуги задействован в равной степени основной персонал учреждения и все материальные ресурсы. Данный метод позволяет рассчитать затраты на оказание платной услуги на основе анализа фактических затрат учреждения в предшествующие периоды.

Метод прямого счета применяется в случаях, когда оказание платной услуги требует использования отдельных специалистов учреждения и специфических материальных ресурсов, включая материальные запасы и оборудование.

Фонд оплаты труда включает заработную плату педагогического персонала, обслуживающего персонала и административного персонала, задействованного в процессе оказания платной дополнительной образовательной услуги. Расходы на оплату труда, согласно представленной калькуляции, составили 5 481,1 тыс. руб.

Порядок и форма расчета затрат на оплату персонала утверждены пунктом 2.9 Положения. В материалы дела для обоснования расходов по данной статьей затрат МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г.Кызыла представлен тарификационный список преподавателей на 01.10.2011 г., на 01.09.2012 г., штатное расписание и расчет расходов на оплату труда.

Проанализировав вышеуказанные документы, Комиссия Тывинского УФАС России пришла к выводу, что данная статья расходов не имеет документального обоснования и не соответствуют порядку расчета, утвержденному Положением.

Размер начислений на фонд оплаты труда установлен в соответствии с действующим законодательством и составил 30,2 % в сумме 1 655,3 тыс. руб.

Расчет затрат на приобретение материальных запасов, осуществляется согласно пункта 2.10 Положения и должен содержать перечень материальных запасов, расход и  цену за единицу.

Сумма начисленной амортизации основных средств, используемых при оказании платной образовательной услуги, рассчитывается исходя из балансовой стоимости основных средств, годовой нормы износа и времени работы оборудования в процессе оказания платной услуги.

Вышеуказанные расчеты не представлены, в связи с чем, установлена необоснованность включения в калькуляцию родительского взноса расходов в сумме 1 041,8 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 2.12 Положения объем накладных затрат относится на стоимость платной услуги пропорционально затратам на оплату труда и начислениям на выплаты по оплате труда основного персонала, непосредственно участвующего в процессе оказания платной услуги. К накладным расходам относятся следующие затраты: услуги связи, транспортные услуги, коммунальные услуги, аренда имущества, услуги по содержанию имущества, прочие выплаты (методическая литература, суточные), прочие услуги, прочие расходы (налоги).

Расходы  МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г.Кызыла на оплату коммунальных услуг составили 340,2 тыс. руб. в год. В материалы дела представлен расчет фактических расходов учреждения на коммунальные услуги за период 2011-2013 годы, счет-фактуры ОАО «Кызылская ТЭЦ», ОАО «Тываэнергосбыт», ООО «Водопроводно-канализационные системы», муниципальный контракт на теплоснабжение № 100/1 от 01.01.2011 г., муниципальный контракт на теплоснабжение № 100/1 от 01.01.2012 г.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 04-06-08/08-10-13 установлено, что основанием увеличения стоимости обучения являлся рост расходов учреждения на оплату электрической энергии и тепловой энергии.

Представителем ответчика даны пояснения о причинах увеличения расходов на электрическую энергию, которые заключались в том, что в связи с появлением на балансе МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла в 2012 году гаража для школьного автомобиля появилась необходимость электроснабжения данного помещения. Так как, в помещении гаража отсутствует теплоснабжение, отопление происходит за счет электрических обогревателей, вследствие чего увеличился объем потребляемой электроэнергии.

По сведениям, представленным ОАО «Кызылская ТЭЦ» увеличение расходов на оплату тепловой энергии произошло в связи с тем, что расчет подаваемой тепловой энергии на горячее водоснабжение и химически очищенную воду в 2011 году производился согласно акта обследования на две водоразборные точки, а в 2012 году – согласно заявки МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла на количество потребителей горячего водоснабжения, в связи с чем, 01.01.2012 г. учреждением заключен муниципальный контракт на теплоснабжение с учетом принятых изменений расчета стоимости коммунальной услуги. Увеличение стоимости муниципального контракта составило 34,5 %. На 2013 год муниципальный контракт не заключен, продолжает действовать муниципальный контракт от 01.01.2012 г.

Из вышеизложенного следует, что рост расходов на тепловую и электрическую энергию  произошел с 2012 года, тогда как решение об увеличении стоимости обучения принято с 01.01.2013 года. Кроме того, в материалах дела имеется калькуляция родительского взноса на 2011 и 2012 учебные годы, из которой следует что, стоимость обучения в 2011 учебном году составила 2 000 руб., а в 2012 учебном году – 2 100 руб. Стоимость обучения на подготовительном отделении МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла с 05.09.2012 году увеличилась на 5 %, с 01.01.2013 года на 19 %.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу, что сумма расходов на коммунальные услуги, включенная в калькуляцию родительского взноса, не обоснована документально.

В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие следующие статьи накладных расходов, указанные в калькуляции родительского взноса: услуги связи, транспортные услуги, аренда имущества, услуги по содержанию имущества, прочие выплаты (методическая литература, суточные), прочие услуги, прочие расходы (налоги). Кроме того, МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г.Кызыла не представлены расчеты вышеуказанных затрат, утвержденные пунктом 2.12 Положения.  

Согласно пункта 1.7 Устава МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г.Кызыла функции и полномочия учредителя школы осуществляет Мэрия г.Кызыла. Регулирование и координацию деятельности учреждения осуществляет Департамент культуры и искусства Мэрии г.Кызыла.  

В соответствии с пунктом 4.2.2 Устава учреждения финансовое обеспечение до 31.12.2011 г. осуществляется по сметному финансированию, с 01.01.2012 года, за счет субсидий из соответствующего бюджета на выполнение муниципального задания. Согласно бюджетной росписи на 2013 финансовый год и на плановый период 2014 и 2015 годов субсидии выделяются на оплату расходов по заработной плате и начислений на фонд оплаты труда персонала учреждения, задействованного в предоставлении муниципальных образовательных услуг.

 Финансирование расходов МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г.Кызыла на осуществление хозяйственной деятельности и предоставление услуг дополнительного дошкольного образования детей, осуществляется за счет средств, полученных в результате оказания платных услуг, которые указаны в пункте 3.48 Устава.

 Установление и расчет стоимости предоставления платных образовательных услуг должны производиться согласно Постановлению Мэра города Кызыла от 29.11.2011 г. № 1613 «О порядке определения платы за оказание муниципальным бюджетным учреждением услуг, относящихся к его основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц».

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 04-06-08/08-10-13, изучения документов, представленных в материалы дела, Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что  МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г.Кызыла не соблюден порядок расчета и утверждения стоимости обучения на подготовительном отделении школы в размере 2 500 руб. с 01 января 2013 года, в части согласования с Мэрией города Кызыла (учредителя учреждения) и определения стоимости услуг на основании расчета экономически обоснованных затрат.

В связи с чем, установление платы за обучение на подготовительном отделении МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г.Кызыла с 01 января 2013 года в размере 2 500 рублей является неправомерным.

Согласно пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в частности, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Таким образом, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу о нарушении МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г.Кызыла части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части злоупотребления доминирующим положением  и ущемления интересов лиц, получающих платные образовательные услуги, в том числе пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части нарушения порядка определения платы за оказываемые платные услуги.

                На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/08-10-13 о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1.  Признать Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская хореографическая школа» г.Кызыла нарушившим часть 1 статьи 10, в том числе, пункт 10 части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части злоупотребления доминирующим положением и ущемления интересов лиц, получающих платные образовательные услуги, а также нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка определения платы Муниципальным автономным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Детская хореографическая школа» г.Кызыла за оказание услуг, относящихся к основным видам деятельности, путем повышения стоимости услуг с 01.01.2013 года.

2.  Выдать Муниципальному автономному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детская хореографическая школа» г.Кызыла предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также, пункта 10 части 1 статьи 10 вышеуказанного Закона.

 

 

Председатель Комиссии                  __________                   О.М. Долгих

 

Члены Комиссии                              __________                   А.О. Куулар

                                                          __________                   С.С. Хайын

                                                          __________                   О.А. Ромашова        

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Тыва.

 

stdClass Object ( [vid] => 8476 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 04-06-08/08-10-13 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8476 [type] => solution [language] => ru [created] => 1387272222 [changed] => 1387272222 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1387272222 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

                                                                     

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-06-08/08-10-13

13 декабря 2013 года                                                                                       г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 02 декабря 2013 года.

В полном объёме решение изготовлено 13 декабря 2013 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Долгих О.М. - руководитель Тывинского УФАС России.

Члены Комиссии:

Куулар А.О., специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

Хайын С.С., специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России,

Ромашова О.А. - старший специалист 2 разряда отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

в присутствии:

представителей МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла «<…>», действующей по доверенности от 01.11.2013 г. № 09, «<…>», действующей на основании доверенности от 15.11.2013 г. № 11, «<…>», действующей по ордеру от 21.07.2013 г. № 110083,

рассмотрев дело № 04-06-08/08-10-13 о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), возбужденное в отношении МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла (667000, Республика Тыва, г. Кызыл ул. Кочетова, 104Б, ИНН 1701035980), выразившееся в необоснованном увеличении стоимости оплаты за обучение с 01.01.2013 г. с 2 100 руб. до 2 500 руб.,

УСТАНОВИЛА:

23 января 2013 года (вх. № 255) в адрес Тывинского УФАС России поступило заявление гражданина Республики Тыва на действия МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г.Кызыла по установлению высокой стоимости оплаты за обучение в размере 2 500 рублей за месяц. Заявитель указывает на то, что хореографическая школа является единственным образовательным учреждением, оказывающим хореографические услуги в городе Кызыле и пользуясь своим доминирующим положением, устанавливает необоснованно высокую стоимость обучения.

По результатам рассмотрения заявления в отношении МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла Приказом Тывинского УФАС России № 55 от 27.03.2013 г. было возбуждено дело № 04-06-08/08-10-13 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г.Кызыла представлены следующие документальные сведения:

-    Устав МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла;

-    положение о дополнительных платных образовательных услугах МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла;

-    выписка из протокола Наблюдательного совета МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла;

-    бюджетная роспись на 2013 финансовый год и на плановый период 2014 и 2015 годов;

-    муниципальное задание на предоставление муниципальных услуг;

-    калькуляция родительского взноса подготовительного хозрасчетного отделения;

-    расчет цены платной дополнительной образовательной услуги МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла;

-    муниципальные контракты на теплоснабжение, заключенные с ОАО «Кызылская ТЭЦ», от 01.01.2011 г., 01.01.2012 г.;

-    счет-фактуры организаций коммунального комплекса, подтверждающие осуществление расходов на содержание школы.

Основным видом деятельности МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла является дополнительное образование детей в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД 80.10.3). Потребителем данной услуги является население города Кызыла Республики Тыва.

Для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением, то есть нарушения антимонопольного законодательства, достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из следующих последствий: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В целях установления доминирующего положения МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г.Кызыла Тывинским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке хореографических услуг на территории города Кызыла Республики Тыва. По результатам проведенного  анализа вышеуказанного рынка установлено, что МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла занимает долю 100 % и может быть признано занимающим доминирующее положение на рынке хореографических услуг, так как имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В ходе рассмотрения дела в отношении МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г.Кызыла Комиссией Тывинского УФАС России установлено следующее.

Решением педагогического совета МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г.Кызыла от 29.12.2012 г. определено произвести повышение целевых взносов (родительской оплаты) в 2013 году с учетом предстоящих расходов на теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение с 01 января 2013 года. Основанием для принятия данного решения являлись следующие нормативные правовые акты:

 -  Приказ ФСТ России от 09.10.2012 г. № 230-э/3 «О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2013 год»;

-   Приказ ФСТ России от 09.10.2012 г. № 231-э/4 «Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам российской федерации на 2013 год»;

-   Приказ ФСТ России от 25.10.2012 г. № 250-э/2 «Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам российской федерации на 2013 год».

Изучив вышеуказанные приказы Федеральной службы по тарифам Комиссией установлено, что повышение тарифа на электрическую энергию, тепловую энергию, на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод предусмотрено со второго полугодия 2013 года, т.е. с 01.07.2013 г., а в первом полугодии 2013 года стоимость услуг остается в размере, утвержденном 01.07.2012 г.

Однако, согласно выписки из протокола № 2 наблюдательного совета МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла от 29.12.2012 года решение педагогического совета принято и приказом от 09.01.2013 г. № 72-П(у) установлен размер ежемесячного родительского взноса в сумме 2 500 рублей.

На основании пункта 4.2.5 Устава учреждения школа вправе сверх установленного муниципального задания, а также в случаях, определенных законодательством Российской Федерации, в пределах установленного муниципального задания оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренные настоящим Уставом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Согласно пункта 4.2.6 Устава учреждения цены (тарифы) на платные услуги устанавливаются муниципальным правовым актом, если иное не предусмотрено федеральным законом.

27 июня 2013 г. в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 04-06-08/08-10-13 МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла представлено Постановление Мэра города Кызыла от 07.06.2013 г. № 698 «Об утверждении Положения «О платных дополнительных образовательных услугах и внебюджетных средствах  МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла и калькуляция родительского взноса подготовительного хозрасчетного отделения школы, согласованная начальником Департамента культуры и искусства Мэрии г. Кызыла «<…>».

Представленные документы указывают на то, что стоимость обучения на подготовительном отделении хореографической школы в размере 2 500 рублей  установлена муниципальным правовым актом 07 июня 2013 года. В связи с чем, Комиссией сделан вывод о неправомерности установления и взимания родительского взноса с 01 января 2013 года в размере 2 500 рублей.

В ходе рассмотрения дела № 04-06-08/08-10-13 Комиссией неоднократно запрашивались документы учреждения, которые подтверждают расходы  МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г.Кызыла, включенные в калькуляцию родительского взноса подготовительного хозрасчетного отделения. Документы в полном объеме представлены не были.

Изучив представленные МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла в материалы дела документы по расчету стоимости обучения на подготовительном отделении, расшифровку статей расходов учреждения при осуществлении образовательной  деятельности, Комиссия пришла к следующим выводам.

Платные услуги, оказываемые  МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа», регулируются Постановлением Мэра города Кызыла от 29.11.2011 г. № 1613 «О порядке определения платы за оказание муниципальным бюджетным учреждением услуг, относящихся к его основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц» (далее – Постановление № 1613). Порядок формирования цен на данные услуги предусмотрен Положением о порядке определения платы за оказание муниципальным бюджетным учреждением услуг, относящихся к его основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц (далее – Положение), утвержденным вышеуказанным   Постановлением № 1613.

Согласно пункта 1.6 Положения учреждение формирует и утверждает перечень и цены на платные услуги по согласованию с органом местного самоуправления, осуществляющим функции  и полномочия учредителя, и управлением экономики Мэрии города Кызыла.

Пункт 1.7 Положения указывает на то, что стоимость платных услуг определяется на основе расчета экономически обоснованных затрат материальных и трудовых ресурсов.

В расчет стоимости обучения в МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла включены следующие статьи расходов:

-   заработная плата;

-   начисления на оплату труда;

-   прочие выплаты (методическая литература, суточные);

-   услуги связи;

-   транспортные услуги;

-   коммунальные услуги;

-   аренда имущества;

-   услуги по содержанию имущества;

-   прочие услуги;

-   прочие расходы (налоги);

-   увеличение стоимости основных средств;

-   амортизация основных средств и нематериальных активов;

-   увеличение стоимости материальных запасов.

В соответствии с пунктом 2.6 Положения для расчета платной услуги может быть использован расчетно-аналитический метод или метод прямого счета.

Расчетно-аналитический метод применяется в случаях, когда в оказании платной услуги задействован в равной степени основной персонал учреждения и все материальные ресурсы. Данный метод позволяет рассчитать затраты на оказание платной услуги на основе анализа фактических затрат учреждения в предшествующие периоды.

Метод прямого счета применяется в случаях, когда оказание платной услуги требует использования отдельных специалистов учреждения и специфических материальных ресурсов, включая материальные запасы и оборудование.

Фонд оплаты труда включает заработную плату педагогического персонала, обслуживающего персонала и административного персонала, задействованного в процессе оказания платной дополнительной образовательной услуги. Расходы на оплату труда, согласно представленной калькуляции, составили 5 481,1 тыс. руб.

Порядок и форма расчета затрат на оплату персонала утверждены пунктом 2.9 Положения. В материалы дела для обоснования расходов по данной статьей затрат МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г.Кызыла представлен тарификационный список преподавателей на 01.10.2011 г., на 01.09.2012 г., штатное расписание и расчет расходов на оплату труда.

Проанализировав вышеуказанные документы, Комиссия Тывинского УФАС России пришла к выводу, что данная статья расходов не имеет документального обоснования и не соответствуют порядку расчета, утвержденному Положением.

Размер начислений на фонд оплаты труда установлен в соответствии с действующим законодательством и составил 30,2 % в сумме 1 655,3 тыс. руб.

Расчет затрат на приобретение материальных запасов, осуществляется согласно пункта 2.10 Положения и должен содержать перечень материальных запасов, расход и  цену за единицу.

Сумма начисленной амортизации основных средств, используемых при оказании платной образовательной услуги, рассчитывается исходя из балансовой стоимости основных средств, годовой нормы износа и времени работы оборудования в процессе оказания платной услуги.

Вышеуказанные расчеты не представлены, в связи с чем, установлена необоснованность включения в калькуляцию родительского взноса расходов в сумме 1 041,8 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 2.12 Положения объем накладных затрат относится на стоимость платной услуги пропорционально затратам на оплату труда и начислениям на выплаты по оплате труда основного персонала, непосредственно участвующего в процессе оказания платной услуги. К накладным расходам относятся следующие затраты: услуги связи, транспортные услуги, коммунальные услуги, аренда имущества, услуги по содержанию имущества, прочие выплаты (методическая литература, суточные), прочие услуги, прочие расходы (налоги).

Расходы  МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г.Кызыла на оплату коммунальных услуг составили 340,2 тыс. руб. в год. В материалы дела представлен расчет фактических расходов учреждения на коммунальные услуги за период 2011-2013 годы, счет-фактуры ОАО «Кызылская ТЭЦ», ОАО «Тываэнергосбыт», ООО «Водопроводно-канализационные системы», муниципальный контракт на теплоснабжение № 100/1 от 01.01.2011 г., муниципальный контракт на теплоснабжение № 100/1 от 01.01.2012 г.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 04-06-08/08-10-13 установлено, что основанием увеличения стоимости обучения являлся рост расходов учреждения на оплату электрической энергии и тепловой энергии.

Представителем ответчика даны пояснения о причинах увеличения расходов на электрическую энергию, которые заключались в том, что в связи с появлением на балансе МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла в 2012 году гаража для школьного автомобиля появилась необходимость электроснабжения данного помещения. Так как, в помещении гаража отсутствует теплоснабжение, отопление происходит за счет электрических обогревателей, вследствие чего увеличился объем потребляемой электроэнергии.

По сведениям, представленным ОАО «Кызылская ТЭЦ» увеличение расходов на оплату тепловой энергии произошло в связи с тем, что расчет подаваемой тепловой энергии на горячее водоснабжение и химически очищенную воду в 2011 году производился согласно акта обследования на две водоразборные точки, а в 2012 году – согласно заявки МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла на количество потребителей горячего водоснабжения, в связи с чем, 01.01.2012 г. учреждением заключен муниципальный контракт на теплоснабжение с учетом принятых изменений расчета стоимости коммунальной услуги. Увеличение стоимости муниципального контракта составило 34,5 %. На 2013 год муниципальный контракт не заключен, продолжает действовать муниципальный контракт от 01.01.2012 г.

Из вышеизложенного следует, что рост расходов на тепловую и электрическую энергию  произошел с 2012 года, тогда как решение об увеличении стоимости обучения принято с 01.01.2013 года. Кроме того, в материалах дела имеется калькуляция родительского взноса на 2011 и 2012 учебные годы, из которой следует что, стоимость обучения в 2011 учебном году составила 2 000 руб., а в 2012 учебном году – 2 100 руб. Стоимость обучения на подготовительном отделении МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла с 05.09.2012 году увеличилась на 5 %, с 01.01.2013 года на 19 %.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу, что сумма расходов на коммунальные услуги, включенная в калькуляцию родительского взноса, не обоснована документально.

В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие следующие статьи накладных расходов, указанные в калькуляции родительского взноса: услуги связи, транспортные услуги, аренда имущества, услуги по содержанию имущества, прочие выплаты (методическая литература, суточные), прочие услуги, прочие расходы (налоги). Кроме того, МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г.Кызыла не представлены расчеты вышеуказанных затрат, утвержденные пунктом 2.12 Положения.  

Согласно пункта 1.7 Устава МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г.Кызыла функции и полномочия учредителя школы осуществляет Мэрия г.Кызыла. Регулирование и координацию деятельности учреждения осуществляет Департамент культуры и искусства Мэрии г.Кызыла.  

В соответствии с пунктом 4.2.2 Устава учреждения финансовое обеспечение до 31.12.2011 г. осуществляется по сметному финансированию, с 01.01.2012 года, за счет субсидий из соответствующего бюджета на выполнение муниципального задания. Согласно бюджетной росписи на 2013 финансовый год и на плановый период 2014 и 2015 годов субсидии выделяются на оплату расходов по заработной плате и начислений на фонд оплаты труда персонала учреждения, задействованного в предоставлении муниципальных образовательных услуг.

 Финансирование расходов МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г.Кызыла на осуществление хозяйственной деятельности и предоставление услуг дополнительного дошкольного образования детей, осуществляется за счет средств, полученных в результате оказания платных услуг, которые указаны в пункте 3.48 Устава.

 Установление и расчет стоимости предоставления платных образовательных услуг должны производиться согласно Постановлению Мэра города Кызыла от 29.11.2011 г. № 1613 «О порядке определения платы за оказание муниципальным бюджетным учреждением услуг, относящихся к его основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц».

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 04-06-08/08-10-13, изучения документов, представленных в материалы дела, Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что  МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г.Кызыла не соблюден порядок расчета и утверждения стоимости обучения на подготовительном отделении школы в размере 2 500 руб. с 01 января 2013 года, в части согласования с Мэрией города Кызыла (учредителя учреждения) и определения стоимости услуг на основании расчета экономически обоснованных затрат.

В связи с чем, установление платы за обучение на подготовительном отделении МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г.Кызыла с 01 января 2013 года в размере 2 500 рублей является неправомерным.

Согласно пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в частности, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Таким образом, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу о нарушении МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г.Кызыла части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части злоупотребления доминирующим положением  и ущемления интересов лиц, получающих платные образовательные услуги, в том числе пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части нарушения порядка определения платы за оказываемые платные услуги.

                На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/08-10-13 о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1.  Признать Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская хореографическая школа» г.Кызыла нарушившим часть 1 статьи 10, в том числе, пункт 10 части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части злоупотребления доминирующим положением и ущемления интересов лиц, получающих платные образовательные услуги, а также нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка определения платы Муниципальным автономным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Детская хореографическая школа» г.Кызыла за оказание услуг, относящихся к основным видам деятельности, путем повышения стоимости услуг с 01.01.2013 года.

2.  Выдать Муниципальному автономному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детская хореографическая школа» г.Кызыла предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также, пункта 10 части 1 статьи 10 вышеуказанного Закона.

 

 

Председатель Комиссии                  __________                   О.М. Долгих

 

Члены Комиссии                              __________                   А.О. Куулар

                                                          __________                   С.С. Хайын

                                                          __________                   О.А. Ромашова        

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Тыва.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

                                                                     

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-06-08/08-10-13

13 декабря 2013 года                                                                                       г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 02 декабря 2013 года.

В полном объёме решение изготовлено 13 декабря 2013 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Долгих О.М. - руководитель Тывинского УФАС России.

Члены Комиссии:

Куулар А.О., специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

Хайын С.С., специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России,

Ромашова О.А. - старший специалист 2 разряда отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

в присутствии:

представителей МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла «<…>», действующей по доверенности от 01.11.2013 г. № 09, «<…>», действующей на основании доверенности от 15.11.2013 г. № 11, «<…>», действующей по ордеру от 21.07.2013 г. № 110083,

рассмотрев дело № 04-06-08/08-10-13 о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), возбужденное в отношении МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла (667000, Республика Тыва, г. Кызыл ул. Кочетова, 104Б, ИНН 1701035980), выразившееся в необоснованном увеличении стоимости оплаты за обучение с 01.01.2013 г. с 2 100 руб. до 2 500 руб.,

УСТАНОВИЛА:

23 января 2013 года (вх. № 255) в адрес Тывинского УФАС России поступило заявление гражданина Республики Тыва на действия МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г.Кызыла по установлению высокой стоимости оплаты за обучение в размере 2 500 рублей за месяц. Заявитель указывает на то, что хореографическая школа является единственным образовательным учреждением, оказывающим хореографические услуги в городе Кызыле и пользуясь своим доминирующим положением, устанавливает необоснованно высокую стоимость обучения.

По результатам рассмотрения заявления в отношении МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла Приказом Тывинского УФАС России № 55 от 27.03.2013 г. было возбуждено дело № 04-06-08/08-10-13 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г.Кызыла представлены следующие документальные сведения:

-    Устав МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла;

-    положение о дополнительных платных образовательных услугах МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла;

-    выписка из протокола Наблюдательного совета МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла;

-    бюджетная роспись на 2013 финансовый год и на плановый период 2014 и 2015 годов;

-    муниципальное задание на предоставление муниципальных услуг;

-    калькуляция родительского взноса подготовительного хозрасчетного отделения;

-    расчет цены платной дополнительной образовательной услуги МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла;

-    муниципальные контракты на теплоснабжение, заключенные с ОАО «Кызылская ТЭЦ», от 01.01.2011 г., 01.01.2012 г.;

-    счет-фактуры организаций коммунального комплекса, подтверждающие осуществление расходов на содержание школы.

Основным видом деятельности МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла является дополнительное образование детей в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД 80.10.3). Потребителем данной услуги является население города Кызыла Республики Тыва.

Для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением, то есть нарушения антимонопольного законодательства, достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из следующих последствий: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В целях установления доминирующего положения МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г.Кызыла Тывинским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке хореографических услуг на территории города Кызыла Республики Тыва. По результатам проведенного  анализа вышеуказанного рынка установлено, что МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла занимает долю 100 % и может быть признано занимающим доминирующее положение на рынке хореографических услуг, так как имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В ходе рассмотрения дела в отношении МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г.Кызыла Комиссией Тывинского УФАС России установлено следующее.

Решением педагогического совета МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г.Кызыла от 29.12.2012 г. определено произвести повышение целевых взносов (родительской оплаты) в 2013 году с учетом предстоящих расходов на теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение с 01 января 2013 года. Основанием для принятия данного решения являлись следующие нормативные правовые акты:

 -  Приказ ФСТ России от 09.10.2012 г. № 230-э/3 «О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2013 год»;

-   Приказ ФСТ России от 09.10.2012 г. № 231-э/4 «Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам российской федерации на 2013 год»;

-   Приказ ФСТ России от 25.10.2012 г. № 250-э/2 «Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам российской федерации на 2013 год».

Изучив вышеуказанные приказы Федеральной службы по тарифам Комиссией установлено, что повышение тарифа на электрическую энергию, тепловую энергию, на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод предусмотрено со второго полугодия 2013 года, т.е. с 01.07.2013 г., а в первом полугодии 2013 года стоимость услуг остается в размере, утвержденном 01.07.2012 г.

Однако, согласно выписки из протокола № 2 наблюдательного совета МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла от 29.12.2012 года решение педагогического совета принято и приказом от 09.01.2013 г. № 72-П(у) установлен размер ежемесячного родительского взноса в сумме 2 500 рублей.

На основании пункта 4.2.5 Устава учреждения школа вправе сверх установленного муниципального задания, а также в случаях, определенных законодательством Российской Федерации, в пределах установленного муниципального задания оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренные настоящим Уставом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Согласно пункта 4.2.6 Устава учреждения цены (тарифы) на платные услуги устанавливаются муниципальным правовым актом, если иное не предусмотрено федеральным законом.

27 июня 2013 г. в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 04-06-08/08-10-13 МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла представлено Постановление Мэра города Кызыла от 07.06.2013 г. № 698 «Об утверждении Положения «О платных дополнительных образовательных услугах и внебюджетных средствах  МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла и калькуляция родительского взноса подготовительного хозрасчетного отделения школы, согласованная начальником Департамента культуры и искусства Мэрии г. Кызыла «<…>».

Представленные документы указывают на то, что стоимость обучения на подготовительном отделении хореографической школы в размере 2 500 рублей  установлена муниципальным правовым актом 07 июня 2013 года. В связи с чем, Комиссией сделан вывод о неправомерности установления и взимания родительского взноса с 01 января 2013 года в размере 2 500 рублей.

В ходе рассмотрения дела № 04-06-08/08-10-13 Комиссией неоднократно запрашивались документы учреждения, которые подтверждают расходы  МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г.Кызыла, включенные в калькуляцию родительского взноса подготовительного хозрасчетного отделения. Документы в полном объеме представлены не были.

Изучив представленные МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла в материалы дела документы по расчету стоимости обучения на подготовительном отделении, расшифровку статей расходов учреждения при осуществлении образовательной  деятельности, Комиссия пришла к следующим выводам.

Платные услуги, оказываемые  МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа», регулируются Постановлением Мэра города Кызыла от 29.11.2011 г. № 1613 «О порядке определения платы за оказание муниципальным бюджетным учреждением услуг, относящихся к его основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц» (далее – Постановление № 1613). Порядок формирования цен на данные услуги предусмотрен Положением о порядке определения платы за оказание муниципальным бюджетным учреждением услуг, относящихся к его основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц (далее – Положение), утвержденным вышеуказанным   Постановлением № 1613.

Согласно пункта 1.6 Положения учреждение формирует и утверждает перечень и цены на платные услуги по согласованию с органом местного самоуправления, осуществляющим функции  и полномочия учредителя, и управлением экономики Мэрии города Кызыла.

Пункт 1.7 Положения указывает на то, что стоимость платных услуг определяется на основе расчета экономически обоснованных затрат материальных и трудовых ресурсов.

В расчет стоимости обучения в МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла включены следующие статьи расходов:

-   заработная плата;

-   начисления на оплату труда;

-   прочие выплаты (методическая литература, суточные);

-   услуги связи;

-   транспортные услуги;

-   коммунальные услуги;

-   аренда имущества;

-   услуги по содержанию имущества;

-   прочие услуги;

-   прочие расходы (налоги);

-   увеличение стоимости основных средств;

-   амортизация основных средств и нематериальных активов;

-   увеличение стоимости материальных запасов.

В соответствии с пунктом 2.6 Положения для расчета платной услуги может быть использован расчетно-аналитический метод или метод прямого счета.

Расчетно-аналитический метод применяется в случаях, когда в оказании платной услуги задействован в равной степени основной персонал учреждения и все материальные ресурсы. Данный метод позволяет рассчитать затраты на оказание платной услуги на основе анализа фактических затрат учреждения в предшествующие периоды.

Метод прямого счета применяется в случаях, когда оказание платной услуги требует использования отдельных специалистов учреждения и специфических материальных ресурсов, включая материальные запасы и оборудование.

Фонд оплаты труда включает заработную плату педагогического персонала, обслуживающего персонала и административного персонала, задействованного в процессе оказания платной дополнительной образовательной услуги. Расходы на оплату труда, согласно представленной калькуляции, составили 5 481,1 тыс. руб.

Порядок и форма расчета затрат на оплату персонала утверждены пунктом 2.9 Положения. В материалы дела для обоснования расходов по данной статьей затрат МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г.Кызыла представлен тарификационный список преподавателей на 01.10.2011 г., на 01.09.2012 г., штатное расписание и расчет расходов на оплату труда.

Проанализировав вышеуказанные документы, Комиссия Тывинского УФАС России пришла к выводу, что данная статья расходов не имеет документального обоснования и не соответствуют порядку расчета, утвержденному Положением.

Размер начислений на фонд оплаты труда установлен в соответствии с действующим законодательством и составил 30,2 % в сумме 1 655,3 тыс. руб.

Расчет затрат на приобретение материальных запасов, осуществляется согласно пункта 2.10 Положения и должен содержать перечень материальных запасов, расход и  цену за единицу.

Сумма начисленной амортизации основных средств, используемых при оказании платной образовательной услуги, рассчитывается исходя из балансовой стоимости основных средств, годовой нормы износа и времени работы оборудования в процессе оказания платной услуги.

Вышеуказанные расчеты не представлены, в связи с чем, установлена необоснованность включения в калькуляцию родительского взноса расходов в сумме 1 041,8 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 2.12 Положения объем накладных затрат относится на стоимость платной услуги пропорционально затратам на оплату труда и начислениям на выплаты по оплате труда основного персонала, непосредственно участвующего в процессе оказания платной услуги. К накладным расходам относятся следующие затраты: услуги связи, транспортные услуги, коммунальные услуги, аренда имущества, услуги по содержанию имущества, прочие выплаты (методическая литература, суточные), прочие услуги, прочие расходы (налоги).

Расходы  МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г.Кызыла на оплату коммунальных услуг составили 340,2 тыс. руб. в год. В материалы дела представлен расчет фактических расходов учреждения на коммунальные услуги за период 2011-2013 годы, счет-фактуры ОАО «Кызылская ТЭЦ», ОАО «Тываэнергосбыт», ООО «Водопроводно-канализационные системы», муниципальный контракт на теплоснабжение № 100/1 от 01.01.2011 г., муниципальный контракт на теплоснабжение № 100/1 от 01.01.2012 г.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 04-06-08/08-10-13 установлено, что основанием увеличения стоимости обучения являлся рост расходов учреждения на оплату электрической энергии и тепловой энергии.

Представителем ответчика даны пояснения о причинах увеличения расходов на электрическую энергию, которые заключались в том, что в связи с появлением на балансе МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла в 2012 году гаража для школьного автомобиля появилась необходимость электроснабжения данного помещения. Так как, в помещении гаража отсутствует теплоснабжение, отопление происходит за счет электрических обогревателей, вследствие чего увеличился объем потребляемой электроэнергии.

По сведениям, представленным ОАО «Кызылская ТЭЦ» увеличение расходов на оплату тепловой энергии произошло в связи с тем, что расчет подаваемой тепловой энергии на горячее водоснабжение и химически очищенную воду в 2011 году производился согласно акта обследования на две водоразборные точки, а в 2012 году – согласно заявки МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла на количество потребителей горячего водоснабжения, в связи с чем, 01.01.2012 г. учреждением заключен муниципальный контракт на теплоснабжение с учетом принятых изменений расчета стоимости коммунальной услуги. Увеличение стоимости муниципального контракта составило 34,5 %. На 2013 год муниципальный контракт не заключен, продолжает действовать муниципальный контракт от 01.01.2012 г.

Из вышеизложенного следует, что рост расходов на тепловую и электрическую энергию  произошел с 2012 года, тогда как решение об увеличении стоимости обучения принято с 01.01.2013 года. Кроме того, в материалах дела имеется калькуляция родительского взноса на 2011 и 2012 учебные годы, из которой следует что, стоимость обучения в 2011 учебном году составила 2 000 руб., а в 2012 учебном году – 2 100 руб. Стоимость обучения на подготовительном отделении МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г. Кызыла с 05.09.2012 году увеличилась на 5 %, с 01.01.2013 года на 19 %.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу, что сумма расходов на коммунальные услуги, включенная в калькуляцию родительского взноса, не обоснована документально.

В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие следующие статьи накладных расходов, указанные в калькуляции родительского взноса: услуги связи, транспортные услуги, аренда имущества, услуги по содержанию имущества, прочие выплаты (методическая литература, суточные), прочие услуги, прочие расходы (налоги). Кроме того, МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г.Кызыла не представлены расчеты вышеуказанных затрат, утвержденные пунктом 2.12 Положения.  

Согласно пункта 1.7 Устава МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г.Кызыла функции и полномочия учредителя школы осуществляет Мэрия г.Кызыла. Регулирование и координацию деятельности учреждения осуществляет Департамент культуры и искусства Мэрии г.Кызыла.  

В соответствии с пунктом 4.2.2 Устава учреждения финансовое обеспечение до 31.12.2011 г. осуществляется по сметному финансированию, с 01.01.2012 года, за счет субсидий из соответствующего бюджета на выполнение муниципального задания. Согласно бюджетной росписи на 2013 финансовый год и на плановый период 2014 и 2015 годов субсидии выделяются на оплату расходов по заработной плате и начислений на фонд оплаты труда персонала учреждения, задействованного в предоставлении муниципальных образовательных услуг.

 Финансирование расходов МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г.Кызыла на осуществление хозяйственной деятельности и предоставление услуг дополнительного дошкольного образования детей, осуществляется за счет средств, полученных в результате оказания платных услуг, которые указаны в пункте 3.48 Устава.

 Установление и расчет стоимости предоставления платных образовательных услуг должны производиться согласно Постановлению Мэра города Кызыла от 29.11.2011 г. № 1613 «О порядке определения платы за оказание муниципальным бюджетным учреждением услуг, относящихся к его основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц».

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 04-06-08/08-10-13, изучения документов, представленных в материалы дела, Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что  МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г.Кызыла не соблюден порядок расчета и утверждения стоимости обучения на подготовительном отделении школы в размере 2 500 руб. с 01 января 2013 года, в части согласования с Мэрией города Кызыла (учредителя учреждения) и определения стоимости услуг на основании расчета экономически обоснованных затрат.

В связи с чем, установление платы за обучение на подготовительном отделении МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г.Кызыла с 01 января 2013 года в размере 2 500 рублей является неправомерным.

Согласно пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в частности, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Таким образом, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу о нарушении МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г.Кызыла части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части злоупотребления доминирующим положением  и ущемления интересов лиц, получающих платные образовательные услуги, в том числе пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части нарушения порядка определения платы за оказываемые платные услуги.

                На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/08-10-13 о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1.  Признать Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская хореографическая школа» г.Кызыла нарушившим часть 1 статьи 10, в том числе, пункт 10 части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части злоупотребления доминирующим положением и ущемления интересов лиц, получающих платные образовательные услуги, а также нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка определения платы Муниципальным автономным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Детская хореографическая школа» г.Кызыла за оказание услуг, относящихся к основным видам деятельности, путем повышения стоимости услуг с 01.01.2013 года.

2.  Выдать Муниципальному автономному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детская хореографическая школа» г.Кызыла предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также, пункта 10 части 1 статьи 10 вышеуказанного Закона.

 

 

Председатель Комиссии                  __________                   О.М. Долгих

 

Члены Комиссии                              __________                   А.О. Куулар

                                                          __________                   С.С. Хайын

                                                          __________                   О.А. Ромашова        

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Тыва.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 04-06-08/08-10-13 [format] => [safe_value] => № 04-06-08/08-10-13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-17 09:21:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-17 09:21:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1387272222 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тывинское УФАС России )