РЕШЕНИЕ
по делу №04-04-02/01-13
21 мая 2013 года, г. Кызыл
Резолютивная часть решения объявлена 30 апреля 2013 года
Решение изготовлено в полном объеме 21 мая 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по рассмотрению дела № 04-04-02/01-13 по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: Хаджиев Ф.А. – заместитель руководителя – начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее Тывинское УФАС России),
Члены Комиссии:
Сорвачева В.А. – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;
Тулуш Ш.Т. – специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,
рассмотрев дело № 04-04-02/01-13 по признакам нарушения ООО «Оффлайн» требований пунктов 2, 12 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38- ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),
в присутствии заявителя <…>,
УСТАНОВИЛА:
07 февраля 2013 года в Тывинское УФАС России поступило заявление гр. <…> о недостоверной рекламе в печатном издании «Плюс информ» следующего содержания:
«Сэкономь своё время! Больше не нужно никуда ходить! Объявления частного характера в газету «ПлюсИнформ». Просто набери кодовое слово ТУВА и через пробел текст своего объявления и отправь на номер 5577. Ваше объявление будет опубликовано в первую очередь!!! Стоимость одного СМС-сообщения: 15 рублей без НДС. Тува Продам ВАЗ 2104. Тел.5-55-55 реклама».
Согласно заявлению следует, что <…> направила 01.12.2012г. по номеру «5577» текст объявления о поиске работы для размещения в печатном издании «Плюс Информ». Однако объявление не было размещено в печатном издании даже после повторной отправки смс-сообщения 03.01.2013г. При этом с номера Монгал Ч.С. и её сестры были сняты денежные средства в размере 36 рублей. При обращении гр. <…> в редакцию печатного издания «Плюс Информ» ей было предложено разместить объявление платно за 300 руб.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено следующее.
Согласно договору об организации интерактивных сервисов № Р0321 от 01.04.2012г. ООО «Партнер Пэймент» предоставляет в пользование ООО «Оффлайн» короткие номера и обеспечивает техническую доставку трафика до оборудования ООО «Оффлайн», за которым закреплены следующие короткие номера: 3132, 4647, 5522, 5533, 5544, 5577, 0742, 07241.
В соответствии с договоренностью вознаграждение ООО «Оффлайн» определяется как разница между денежным исчислением входящего трафика по фиксированным ставкам вознаграждения Общества, определенным в приложении №1, и денежным исчислением исходящего трафика по ценам, указанным в Приложении №1 к договору. Согласно приложению №1 к договору вознаграждение ООО «Оффлайн» за единицу трафика без учета НДС по короткому номеру «5577» составляет 6 руб.
Согласно письменным пояснениям ООО «Оффлайн» (вх.№1618 от 04.04.2013г.) следует, что смс-сообщения, отправленные по номеру «5577», публикуются после того как сотрудник Общества отберет сообщения на соответствие правилам размещения смс-сообщений. Правила размещения смс-объявлений публикуются в каждом выпуске печатного издания «Плюс Информ» и содержат следующие условия:
«Уважаемые читатели! Для того чтобы СМС-объявление было опубликовано в нашей газете, в тексте объявления обязательно указывайте ваш обратный адрес или телефон. Объявления коммерческого и рекламного содержания (услуги, садам в аренду, изготовление чего-либо, приглашение на работу, перекупщики и т.д.), а также объявления, порочащие честь и достоинство кого-либо, по СМС-объявлениям НЕ ПРИНИМАЮТСЯ» («Плюс Информ» от 26.12.2012г. №52 (571), от 09.01.2013г. №02 (573)). В январе 2013г. согласно письменному пояснению ООО «Оффлайн» от 18.04.2013г. №1947 в вышеуказанные правила внесены дополнения следующего содержания: «услуги няни, ищу работу няни, сиделки и т.д., продажа коммерческой недвижимости» («Плюс Информ» от 10.04.2013г. №15 (586), от 17.04.2013г. №16 (587)). Таким образом, объявления коммерческого и рекламного характера, в том числе поиска работы няни, сиделки и т.д., а также порочащие честь и достоинство людей не пропускаются. Как указал в письменном пояснении законный представитель ООО «Оффлайн», объявление заявительницы <…> с содержанием «ищу работу няни» принимается только на платной основе.
Согласно письменному пояснению ООО «Оффлайн» от 18.04.2013г. №1947 смс-объявления, поступившие по короткому номеру «5577» до четверга (до 00:00 часов) печатаются на следующей неделе (в среду, следующую за этим четвергом). Также Обществом было указано, что в дополнение к трудовому договору с сотрудником, принимающего смс-сообщения, заключено дополнительное соглашение, согласно которому обязанности секретаря-референта дополнено функциями по приему рассылки смс-объявлений согласно договору об организации интерактивных сервисов № Р0321 от 01.04.2012г. и по отслеживанию корректности их содержания.
Согласно пояснениям ООО «Оффлайн», объявления, принятые по короткому номеру 5577 за декабрь 2012 и январь 2013г. не сохранились, в то же время сохранены объявления, которые были пропущены в печать.
10.04.2013г. от ООО «Партнер Пэймент» были запрошены смс-сообщения принятые по короткому номеру «5577». На данный запрос направлен ответ ООО «Электрик Восток», который предоставляет техническую платформу для подключения различных смс-сообщений (в частности ООО «Оффлайн») за вознаграждение. Как указано в ответе ООО «Электрик Восток» (от 16.04.2013г. №1880) у ООО «Оффлайн» реализовано 3 различных сценария передачи сообщений: путем передачи текста сообщения с помощью HTTP GET запроса на скрипт ООО «Оффлайн»; путем вывода текста сообщения в веб-интерфеейс на сайте sms.e-vostok.ru; путем подсчета голосов (для сервиса голосования). Согласно детализации смс-сообщений, направленных по номеру «5577» за период с 01.12.2012г. по 03.01.2013г. Монгал Ч.С. направила 2 смс-сообщения:
01.12.2012г. в 11:29 с номера «+79293586650» с следующим текстом: «ТУВА Ищу работу няни до 14-00 часов. Дети от года. Опыт. 89233810782»,
03.01.2013г. в 13:36 с номера «+79235556782» с следующим текстом: «Тува Срочно ищу работу няни Опыт с детьми разного возраста 89235556782».
Номер, с которого заявительница направила 1-ое смс-сообщение согласно заявлению <…> от 07.02.2013г. за вх.№545 принадлежит её сестре. Согласно письму <…> от 26.02.2013г. номер телефона «89235556782», с которого направлено 2-ое сообщение принадлежит <…>, которая представила детализацию оказанных услуг по абонентскому номеру «+79235556782». Согласно представленной детализации время отправки смс-сообщения совпадает с детализацией, представленной ООО «Электрик Восток».
В ходе рассмотрения настоящего дела представителем ООО «Оффлайн» <…> поддержаны доводы, данные в письменном виде. Критерии отбора в печать смс-сообщений, принятых по короткому номеру 5577, представитель ООО «Оффлайн» <…> не смогла пояснить, при этом было указано, что объявления относят к объявлениям частного характера по усмотрению сотрудника непосредственно отвечающего за смс-сообщения. Также было указано, что объявления, принимаемые по бесплатному купону, размещаются в печатном издании «Плюс информ» в порядке очереди.
В ходе рассмотрения дела заявительница <…> поддержала заявление.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Сроки и последовательность действий при осуществлении полномочий по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе урегулированы Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным Приказом ФАС РФ от 28.12.2007 N 453 (далее - Административный регламент).
Согласно пунктам 3.6 и 3.7 Административного регламента основанием для начала действий по рассмотрению заявлений, обращений и представлений о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе является поступление в Антимонопольный орган заявления, обращения, представления о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе. Заявление подается в Антимонопольный орган в письменной форме, с приложением документов, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Пунктом 3.24 Административного регламента предусмотрено, что основанием для совершения административных действий по возбуждению дела является выявление Антимонопольным органом самостоятельно или при изучении заявления, поступившего в Антимонопольный орган, обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, если при этом не установлено обстоятельств, указанных в пунктах 3.18, 3.19, 3.20 регламента.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
При этом недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара; о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара (пп. 2, 12 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе).
Из содержания рассматриваемой рекламы следует, что смс-сообщения с текстом объявления частного характера, направленные по номеру «5577», будут опубликованы в первую очередь. Стоимость смс составляет 15 рублей без НДС. В рекламе изображен телефон с набранным текстом «Тува Продам ВАЗ 2104. Тел. 5-55-55». При этом условия размещения смс-объявлений в печатном издании «Плюс Информ» публикуются отдельно от самой рекламы, а в тексте рекламы не размещены пометки или иные обозначения, которые отсылают к условиям размещения.
ООО «Офффлайн» не были даны письменные пояснения по каким критериям отнесено объявление о поиске работы к частному, в то же время, в «Плюс Информ» размещены следующие объявления: «девушка 19 лет ищет работу няни, продавца на киоск тел.8-929-***-****», «ищу няню мальчику 1,3 года. 8-923-***-****», «девушка ищет работу. 8-929-***-****» («Плюс Информ» от 03.04.2013г. №14 (585) стр. 31, смс-объявления); «Девушка без вр/пр ищет работу уборщицы, кухработницы, продавца (вещи), сделаю ген-ю уборку, побелю, покрашу. Тел. 8-923-***-****» («Плюс Информ» от 26.12.2012г. №52 (571), стр.29, смс-объявления); «Ищу хорошего повара-домработницу. Тел. 8-923-***-****», «Девушка ищет работу продавца, официантки, кассира, уборщицы и т.п. Тел. 8-983-***-****» («Плюс Информ» от 09.01.2013г. №02 (573)).
Согласно Современному экономическому словарю (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б., ИНФРА-М, 2006, далее Экономический словарь) под коммерцией (от лат. commercium - торговля) в широком смысле понимают предпринимательскую деятельность. Следовательно, к объявлением коммерческого характера можно отнести объявления, связанные с предпринимательской деятельностью, дающий постоянный доход, к которым можно отнести объявления о предоставлении работы, об оказании различных видов услуг и т.д.
Согласно экономическому словарю, под работой понимают вид и место трудовой деятельности человека. Согласно Закону от 19.09.2001г. №51 "Об учете иностранной рабочей силы в городе Москве" трудовая деятельность это «выполнение за плату работы по определенной специальности, квалификации или должности в соответствии с законодательством о труде, а также иная приносящая доход деятельность, осуществляемая физическим лицом...". Таким образом, трудовая деятельность не связана с осуществлением предпринимательской или иной деятельности, связанной с извлечением коммерческой выгоды, соответственно, объявления о поиске работы, не могут быть отнесены к объявлениям коммерческого характера.
Как указывалось выше, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Закона о рекламе). Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе). Таким образом, информация о поиске работы не подпадает под понятие «реклама», соответственно, не является объявлением рекламного характера.
Следовательно, исходя из обратного, можно сделать вывод о том, что к объявлениям частного характера можно отнести объявления не связанные с бизнесом или предпринимательской деятельностью, о личном имуществе, о поиске работы, о спросе на услуги, касающиеся личной жизни (сообщения, находки, потери и пр.). На основании изложенного, позиция ООО «Оффлайн» в части не отнесения объявления о поиске работы <…> к частному объявлению ошибочны.
С учетом изложенного, реклама следующего содержания: «Сэкономь своё время! Больше не нужно никуда ходить! Объявления частного характера в газету «ПлюсИнформ». Просто набери кодовое слово ТУВА и через пробел текст своего объявления и отправь на номер 5577. Ваше объявление будет опубликовано в первую очередь!!! Стоимость одного СМС-сообщения: 15 рублей без НДС. Тува Продам ВАЗ 2104. Тел.5-55-55 реклама», не соответствует фактическим обстоятельствам дела, следовательно, является недостоверной рекламой, вводящей в заблуждение потребителей данного товара в отношении его характеристики, преимуществ приобретателю, поскольку содержание текста рассматриваемой рекламы указывает на то, что потребителю будет предоставлено преимущество путем размещения объявления в первую очередь с минимальными затратами времени. Так, смысловая нагрузка рекламы в сочетании с формой ее изложения - о предоставлении потребителям преимуществ в виде права на быстрое размещение объявления и отсутствия необходимости совершения иных действий (поездка до редакции печатного издания, ожидания в очереди, заполнение бланков и т.д.), кроме как отправки смс-сообщения формирует у потребителя желание воспользоваться рекламируемой услугой, однако фактически потребитель направляет смс-сообщение без гарантии на её размещение. Таким образом, указывая в рекламе о предоставлении потребителям конкретной услуги за определенную плату (стоимость смс-сообщения 15 рублей без НДС) «Плюс Информ» должен обеспечить выполнение своей части условий по размещению смс-объявлений. Также, как установлено, в ходе рассмотрения дела, порядок отнесения объявления к частному определяется по усмотрению сотрудника непосредственно отвечающего за смс-сообщения, и как было приведено выше (выпуски «Плюс Информ» от 03.04.2013г. №14 (585), от 26.12.2012г. №52 (571), от 09.01.2013г. №02 (573)), информация о поиске работы может быть отнесена к частному объявлению, а может и отнесена к рекламным или коммерческим.
Таким образом, исходя из анализа правил размещения смс-объявлений, следует, что потребитель вводится в заблуждение, поскольку редакцией печатного издания «Плюс Информ» не определены четкие критерии отнесения объявлений к частным, коммерческим или рекламным. Так, указывая в правилах о не размещении определенных объявлений (о поиске работы няни, сиделки и т.д., приглашение на работу) редакция печатного издания противоречит своим же установленным правилам, поскольку подобные объявления имеются в рубрике «смс-объявления». Позиция «Плюс Информ» в данном случае формирует у потребителя неоднозначное мнение. Также, в рассматриваемой рекламе не указывается где можно ознакомиться с правилами размещения смс-объявлений.
Данные обстоятельства противоречат требованиям законодательства о рекламе, поскольку Закон о рекламе обязывает формировать у потребителя рекламы правильное (достоверное) представление о соответствующем товаре. В соответствии с Законом о рекламе, реклама должна носить понятный, не двусмысленный характер, и не должна вводить потребителя в заблуждение.
Таким образом, реклама ООО «Оффлайн» о принятии смс-объявлений частного характера по короткому номеру «5577» нарушает требования пунктов 2, 12 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Ответственность за нарушение требований части 3 статьи 5 Закона о рекламе в соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе несёт рекламодатель. Согласно материалам настоящего дела рекламодателем рассматриваемой рекламы о принятии смс-объявлений частного характера по короткому номеру «5577» является редакция печатного издания «Плюс Информ» - ООО «Оффлайн», что также подтверждается решением по делу №04-04-02/09-12 от 24.05.2012г.
Руководствуясь статьёй 16, статьёй 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в печатном издании «Плюс Информ», следующего содержания «Сэкономь своё время! Больше не нужно никуда ходить! Объявления частного характера в газету «ПлюсИнформ». Просто набери кодовое слово ТУВА и через пробел текст своего объявления и отправь на номер 5577. Ваше объявление будет опубликовано в первую очередь!!! Стоимость одного СМС-сообщения: 15 рублей без НДС. Тува Продам ВАЗ 2104. Тел.5-55-55 реклама», поскольку она не соответствует требованиям пунктов 2, 12 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38- ФЗ «О рекламе».
2. Выдать рекламодателю – ООО «Оффлайн» предписание об устранении и не допущения выявленных нарушений пунктов 2, 12 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38- ФЗ «О рекламе».
3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении рекламодателя ООО «Оффлайн».
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение 3 месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Председатель Комиссии: Ф.А. Хаджиев
Чены Комиссии: В.А. Сорвачева, Ш.Т.Тулуш
stdClass Object
(
[vid] => 8227
[uid] => 5
[title] => РЕШЕНИЕ по делу №04-04-02/01-13
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 8227
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1376446102
[changed] => 1376449058
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1376449058
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ
по делу №04-04-02/01-13
21 мая 2013 года, г. Кызыл
Резолютивная часть решения объявлена 30 апреля 2013 года
Решение изготовлено в полном объеме 21 мая 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по рассмотрению дела № 04-04-02/01-13 по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: Хаджиев Ф.А. – заместитель руководителя – начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее Тывинское УФАС России),
Члены Комиссии:
Сорвачева В.А. – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;
Тулуш Ш.Т. – специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,
рассмотрев дело № 04-04-02/01-13 по признакам нарушения ООО «Оффлайн» требований пунктов 2, 12 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38- ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),
в присутствии заявителя <…>,
УСТАНОВИЛА:
07 февраля 2013 года в Тывинское УФАС России поступило заявление гр. <…> о недостоверной рекламе в печатном издании «Плюс информ» следующего содержания:
«Сэкономь своё время! Больше не нужно никуда ходить! Объявления частного характера в газету «ПлюсИнформ». Просто набери кодовое слово ТУВА и через пробел текст своего объявления и отправь на номер 5577. Ваше объявление будет опубликовано в первую очередь!!! Стоимость одного СМС-сообщения: 15 рублей без НДС. Тува Продам ВАЗ 2104. Тел.5-55-55 реклама».
Согласно заявлению следует, что <…> направила 01.12.2012г. по номеру «5577» текст объявления о поиске работы для размещения в печатном издании «Плюс Информ». Однако объявление не было размещено в печатном издании даже после повторной отправки смс-сообщения 03.01.2013г. При этом с номера Монгал Ч.С. и её сестры были сняты денежные средства в размере 36 рублей. При обращении гр. <…> в редакцию печатного издания «Плюс Информ» ей было предложено разместить объявление платно за 300 руб.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено следующее.
Согласно договору об организации интерактивных сервисов № Р0321 от 01.04.2012г. ООО «Партнер Пэймент» предоставляет в пользование ООО «Оффлайн» короткие номера и обеспечивает техническую доставку трафика до оборудования ООО «Оффлайн», за которым закреплены следующие короткие номера: 3132, 4647, 5522, 5533, 5544, 5577, 0742, 07241.
В соответствии с договоренностью вознаграждение ООО «Оффлайн» определяется как разница между денежным исчислением входящего трафика по фиксированным ставкам вознаграждения Общества, определенным в приложении №1, и денежным исчислением исходящего трафика по ценам, указанным в Приложении №1 к договору. Согласно приложению №1 к договору вознаграждение ООО «Оффлайн» за единицу трафика без учета НДС по короткому номеру «5577» составляет 6 руб.
Согласно письменным пояснениям ООО «Оффлайн» (вх.№1618 от 04.04.2013г.) следует, что смс-сообщения, отправленные по номеру «5577», публикуются после того как сотрудник Общества отберет сообщения на соответствие правилам размещения смс-сообщений. Правила размещения смс-объявлений публикуются в каждом выпуске печатного издания «Плюс Информ» и содержат следующие условия:
«Уважаемые читатели! Для того чтобы СМС-объявление было опубликовано в нашей газете, в тексте объявления обязательно указывайте ваш обратный адрес или телефон. Объявления коммерческого и рекламного содержания (услуги, садам в аренду, изготовление чего-либо, приглашение на работу, перекупщики и т.д.), а также объявления, порочащие честь и достоинство кого-либо, по СМС-объявлениям НЕ ПРИНИМАЮТСЯ» («Плюс Информ» от 26.12.2012г. №52 (571), от 09.01.2013г. №02 (573)). В январе 2013г. согласно письменному пояснению ООО «Оффлайн» от 18.04.2013г. №1947 в вышеуказанные правила внесены дополнения следующего содержания: «услуги няни, ищу работу няни, сиделки и т.д., продажа коммерческой недвижимости» («Плюс Информ» от 10.04.2013г. №15 (586), от 17.04.2013г. №16 (587)). Таким образом, объявления коммерческого и рекламного характера, в том числе поиска работы няни, сиделки и т.д., а также порочащие честь и достоинство людей не пропускаются. Как указал в письменном пояснении законный представитель ООО «Оффлайн», объявление заявительницы <…> с содержанием «ищу работу няни» принимается только на платной основе.
Согласно письменному пояснению ООО «Оффлайн» от 18.04.2013г. №1947 смс-объявления, поступившие по короткому номеру «5577» до четверга (до 00:00 часов) печатаются на следующей неделе (в среду, следующую за этим четвергом). Также Обществом было указано, что в дополнение к трудовому договору с сотрудником, принимающего смс-сообщения, заключено дополнительное соглашение, согласно которому обязанности секретаря-референта дополнено функциями по приему рассылки смс-объявлений согласно договору об организации интерактивных сервисов № Р0321 от 01.04.2012г. и по отслеживанию корректности их содержания.
Согласно пояснениям ООО «Оффлайн», объявления, принятые по короткому номеру 5577 за декабрь 2012 и январь 2013г. не сохранились, в то же время сохранены объявления, которые были пропущены в печать.
10.04.2013г. от ООО «Партнер Пэймент» были запрошены смс-сообщения принятые по короткому номеру «5577». На данный запрос направлен ответ ООО «Электрик Восток», который предоставляет техническую платформу для подключения различных смс-сообщений (в частности ООО «Оффлайн») за вознаграждение. Как указано в ответе ООО «Электрик Восток» (от 16.04.2013г. №1880) у ООО «Оффлайн» реализовано 3 различных сценария передачи сообщений: путем передачи текста сообщения с помощью HTTP GET запроса на скрипт ООО «Оффлайн»; путем вывода текста сообщения в веб-интерфеейс на сайте sms.e-vostok.ru; путем подсчета голосов (для сервиса голосования). Согласно детализации смс-сообщений, направленных по номеру «5577» за период с 01.12.2012г. по 03.01.2013г. Монгал Ч.С. направила 2 смс-сообщения:
01.12.2012г. в 11:29 с номера «+79293586650» с следующим текстом: «ТУВА Ищу работу няни до 14-00 часов. Дети от года. Опыт. 89233810782»,
03.01.2013г. в 13:36 с номера «+79235556782» с следующим текстом: «Тува Срочно ищу работу няни Опыт с детьми разного возраста 89235556782».
Номер, с которого заявительница направила 1-ое смс-сообщение согласно заявлению <…> от 07.02.2013г. за вх.№545 принадлежит её сестре. Согласно письму <…> от 26.02.2013г. номер телефона «89235556782», с которого направлено 2-ое сообщение принадлежит <…>, которая представила детализацию оказанных услуг по абонентскому номеру «+79235556782». Согласно представленной детализации время отправки смс-сообщения совпадает с детализацией, представленной ООО «Электрик Восток».
В ходе рассмотрения настоящего дела представителем ООО «Оффлайн» <…> поддержаны доводы, данные в письменном виде. Критерии отбора в печать смс-сообщений, принятых по короткому номеру 5577, представитель ООО «Оффлайн» <…> не смогла пояснить, при этом было указано, что объявления относят к объявлениям частного характера по усмотрению сотрудника непосредственно отвечающего за смс-сообщения. Также было указано, что объявления, принимаемые по бесплатному купону, размещаются в печатном издании «Плюс информ» в порядке очереди.
В ходе рассмотрения дела заявительница <…> поддержала заявление.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Сроки и последовательность действий при осуществлении полномочий по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе урегулированы Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным Приказом ФАС РФ от 28.12.2007 N 453 (далее - Административный регламент).
Согласно пунктам 3.6 и 3.7 Административного регламента основанием для начала действий по рассмотрению заявлений, обращений и представлений о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе является поступление в Антимонопольный орган заявления, обращения, представления о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе. Заявление подается в Антимонопольный орган в письменной форме, с приложением документов, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Пунктом 3.24 Административного регламента предусмотрено, что основанием для совершения административных действий по возбуждению дела является выявление Антимонопольным органом самостоятельно или при изучении заявления, поступившего в Антимонопольный орган, обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, если при этом не установлено обстоятельств, указанных в пунктах 3.18, 3.19, 3.20 регламента.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
При этом недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара; о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара (пп. 2, 12 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе).
Из содержания рассматриваемой рекламы следует, что смс-сообщения с текстом объявления частного характера, направленные по номеру «5577», будут опубликованы в первую очередь. Стоимость смс составляет 15 рублей без НДС. В рекламе изображен телефон с набранным текстом «Тува Продам ВАЗ 2104. Тел. 5-55-55». При этом условия размещения смс-объявлений в печатном издании «Плюс Информ» публикуются отдельно от самой рекламы, а в тексте рекламы не размещены пометки или иные обозначения, которые отсылают к условиям размещения.
ООО «Офффлайн» не были даны письменные пояснения по каким критериям отнесено объявление о поиске работы к частному, в то же время, в «Плюс Информ» размещены следующие объявления: «девушка 19 лет ищет работу няни, продавца на киоск тел.8-929-***-****», «ищу няню мальчику 1,3 года. 8-923-***-****», «девушка ищет работу. 8-929-***-****» («Плюс Информ» от 03.04.2013г. №14 (585) стр. 31, смс-объявления); «Девушка без вр/пр ищет работу уборщицы, кухработницы, продавца (вещи), сделаю ген-ю уборку, побелю, покрашу. Тел. 8-923-***-****» («Плюс Информ» от 26.12.2012г. №52 (571), стр.29, смс-объявления); «Ищу хорошего повара-домработницу. Тел. 8-923-***-****», «Девушка ищет работу продавца, официантки, кассира, уборщицы и т.п. Тел. 8-983-***-****» («Плюс Информ» от 09.01.2013г. №02 (573)).
Согласно Современному экономическому словарю (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б., ИНФРА-М, 2006, далее Экономический словарь) под коммерцией (от лат. commercium - торговля) в широком смысле понимают предпринимательскую деятельность. Следовательно, к объявлением коммерческого характера можно отнести объявления, связанные с предпринимательской деятельностью, дающий постоянный доход, к которым можно отнести объявления о предоставлении работы, об оказании различных видов услуг и т.д.
Согласно экономическому словарю, под работой понимают вид и место трудовой деятельности человека. Согласно Закону от 19.09.2001г. №51 "Об учете иностранной рабочей силы в городе Москве" трудовая деятельность это «выполнение за плату работы по определенной специальности, квалификации или должности в соответствии с законодательством о труде, а также иная приносящая доход деятельность, осуществляемая физическим лицом...". Таким образом, трудовая деятельность не связана с осуществлением предпринимательской или иной деятельности, связанной с извлечением коммерческой выгоды, соответственно, объявления о поиске работы, не могут быть отнесены к объявлениям коммерческого характера.
Как указывалось выше, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Закона о рекламе). Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе). Таким образом, информация о поиске работы не подпадает под понятие «реклама», соответственно, не является объявлением рекламного характера.
Следовательно, исходя из обратного, можно сделать вывод о том, что к объявлениям частного характера можно отнести объявления не связанные с бизнесом или предпринимательской деятельностью, о личном имуществе, о поиске работы, о спросе на услуги, касающиеся личной жизни (сообщения, находки, потери и пр.). На основании изложенного, позиция ООО «Оффлайн» в части не отнесения объявления о поиске работы <…> к частному объявлению ошибочны.
С учетом изложенного, реклама следующего содержания: «Сэкономь своё время! Больше не нужно никуда ходить! Объявления частного характера в газету «ПлюсИнформ». Просто набери кодовое слово ТУВА и через пробел текст своего объявления и отправь на номер 5577. Ваше объявление будет опубликовано в первую очередь!!! Стоимость одного СМС-сообщения: 15 рублей без НДС. Тува Продам ВАЗ 2104. Тел.5-55-55 реклама», не соответствует фактическим обстоятельствам дела, следовательно, является недостоверной рекламой, вводящей в заблуждение потребителей данного товара в отношении его характеристики, преимуществ приобретателю, поскольку содержание текста рассматриваемой рекламы указывает на то, что потребителю будет предоставлено преимущество путем размещения объявления в первую очередь с минимальными затратами времени. Так, смысловая нагрузка рекламы в сочетании с формой ее изложения - о предоставлении потребителям преимуществ в виде права на быстрое размещение объявления и отсутствия необходимости совершения иных действий (поездка до редакции печатного издания, ожидания в очереди, заполнение бланков и т.д.), кроме как отправки смс-сообщения формирует у потребителя желание воспользоваться рекламируемой услугой, однако фактически потребитель направляет смс-сообщение без гарантии на её размещение. Таким образом, указывая в рекламе о предоставлении потребителям конкретной услуги за определенную плату (стоимость смс-сообщения 15 рублей без НДС) «Плюс Информ» должен обеспечить выполнение своей части условий по размещению смс-объявлений. Также, как установлено, в ходе рассмотрения дела, порядок отнесения объявления к частному определяется по усмотрению сотрудника непосредственно отвечающего за смс-сообщения, и как было приведено выше (выпуски «Плюс Информ» от 03.04.2013г. №14 (585), от 26.12.2012г. №52 (571), от 09.01.2013г. №02 (573)), информация о поиске работы может быть отнесена к частному объявлению, а может и отнесена к рекламным или коммерческим.
Таким образом, исходя из анализа правил размещения смс-объявлений, следует, что потребитель вводится в заблуждение, поскольку редакцией печатного издания «Плюс Информ» не определены четкие критерии отнесения объявлений к частным, коммерческим или рекламным. Так, указывая в правилах о не размещении определенных объявлений (о поиске работы няни, сиделки и т.д., приглашение на работу) редакция печатного издания противоречит своим же установленным правилам, поскольку подобные объявления имеются в рубрике «смс-объявления». Позиция «Плюс Информ» в данном случае формирует у потребителя неоднозначное мнение. Также, в рассматриваемой рекламе не указывается где можно ознакомиться с правилами размещения смс-объявлений.
Данные обстоятельства противоречат требованиям законодательства о рекламе, поскольку Закон о рекламе обязывает формировать у потребителя рекламы правильное (достоверное) представление о соответствующем товаре. В соответствии с Законом о рекламе, реклама должна носить понятный, не двусмысленный характер, и не должна вводить потребителя в заблуждение.
Таким образом, реклама ООО «Оффлайн» о принятии смс-объявлений частного характера по короткому номеру «5577» нарушает требования пунктов 2, 12 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Ответственность за нарушение требований части 3 статьи 5 Закона о рекламе в соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе несёт рекламодатель. Согласно материалам настоящего дела рекламодателем рассматриваемой рекламы о принятии смс-объявлений частного характера по короткому номеру «5577» является редакция печатного издания «Плюс Информ» - ООО «Оффлайн», что также подтверждается решением по делу №04-04-02/09-12 от 24.05.2012г.
Руководствуясь статьёй 16, статьёй 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в печатном издании «Плюс Информ», следующего содержания «Сэкономь своё время! Больше не нужно никуда ходить! Объявления частного характера в газету «ПлюсИнформ». Просто набери кодовое слово ТУВА и через пробел текст своего объявления и отправь на номер 5577. Ваше объявление будет опубликовано в первую очередь!!! Стоимость одного СМС-сообщения: 15 рублей без НДС. Тува Продам ВАЗ 2104. Тел.5-55-55 реклама», поскольку она не соответствует требованиям пунктов 2, 12 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38- ФЗ «О рекламе».
2. Выдать рекламодателю – ООО «Оффлайн» предписание об устранении и не допущения выявленных нарушений пунктов 2, 12 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38- ФЗ «О рекламе».
3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении рекламодателя ООО «Оффлайн».
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение 3 месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Председатель Комиссии: Ф.А. Хаджиев
Чены Комиссии: В.А. Сорвачева, Ш.Т.Тулуш
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ
по делу №04-04-02/01-13
21 мая 2013 года, г. Кызыл
Резолютивная часть решения объявлена 30 апреля 2013 года
Решение изготовлено в полном объеме 21 мая 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по рассмотрению дела № 04-04-02/01-13 по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: Хаджиев Ф.А. – заместитель руководителя – начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее Тывинское УФАС России),
Члены Комиссии:
Сорвачева В.А. – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;
Тулуш Ш.Т. – специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,
рассмотрев дело № 04-04-02/01-13 по признакам нарушения ООО «Оффлайн» требований пунктов 2, 12 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38- ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),
в присутствии заявителя <…>,
УСТАНОВИЛА:
07 февраля 2013 года в Тывинское УФАС России поступило заявление гр. <…> о недостоверной рекламе в печатном издании «Плюс информ» следующего содержания:
«Сэкономь своё время! Больше не нужно никуда ходить! Объявления частного характера в газету «ПлюсИнформ». Просто набери кодовое слово ТУВА и через пробел текст своего объявления и отправь на номер 5577. Ваше объявление будет опубликовано в первую очередь!!! Стоимость одного СМС-сообщения: 15 рублей без НДС. Тува Продам ВАЗ 2104. Тел.5-55-55 реклама».
Согласно заявлению следует, что <…> направила 01.12.2012г. по номеру «5577» текст объявления о поиске работы для размещения в печатном издании «Плюс Информ». Однако объявление не было размещено в печатном издании даже после повторной отправки смс-сообщения 03.01.2013г. При этом с номера Монгал Ч.С. и её сестры были сняты денежные средства в размере 36 рублей. При обращении гр. <…> в редакцию печатного издания «Плюс Информ» ей было предложено разместить объявление платно за 300 руб.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено следующее.
Согласно договору об организации интерактивных сервисов № Р0321 от 01.04.2012г. ООО «Партнер Пэймент» предоставляет в пользование ООО «Оффлайн» короткие номера и обеспечивает техническую доставку трафика до оборудования ООО «Оффлайн», за которым закреплены следующие короткие номера: 3132, 4647, 5522, 5533, 5544, 5577, 0742, 07241.
В соответствии с договоренностью вознаграждение ООО «Оффлайн» определяется как разница между денежным исчислением входящего трафика по фиксированным ставкам вознаграждения Общества, определенным в приложении №1, и денежным исчислением исходящего трафика по ценам, указанным в Приложении №1 к договору. Согласно приложению №1 к договору вознаграждение ООО «Оффлайн» за единицу трафика без учета НДС по короткому номеру «5577» составляет 6 руб.
Согласно письменным пояснениям ООО «Оффлайн» (вх.№1618 от 04.04.2013г.) следует, что смс-сообщения, отправленные по номеру «5577», публикуются после того как сотрудник Общества отберет сообщения на соответствие правилам размещения смс-сообщений. Правила размещения смс-объявлений публикуются в каждом выпуске печатного издания «Плюс Информ» и содержат следующие условия:
«Уважаемые читатели! Для того чтобы СМС-объявление было опубликовано в нашей газете, в тексте объявления обязательно указывайте ваш обратный адрес или телефон. Объявления коммерческого и рекламного содержания (услуги, садам в аренду, изготовление чего-либо, приглашение на работу, перекупщики и т.д.), а также объявления, порочащие честь и достоинство кого-либо, по СМС-объявлениям НЕ ПРИНИМАЮТСЯ» («Плюс Информ» от 26.12.2012г. №52 (571), от 09.01.2013г. №02 (573)). В январе 2013г. согласно письменному пояснению ООО «Оффлайн» от 18.04.2013г. №1947 в вышеуказанные правила внесены дополнения следующего содержания: «услуги няни, ищу работу няни, сиделки и т.д., продажа коммерческой недвижимости» («Плюс Информ» от 10.04.2013г. №15 (586), от 17.04.2013г. №16 (587)). Таким образом, объявления коммерческого и рекламного характера, в том числе поиска работы няни, сиделки и т.д., а также порочащие честь и достоинство людей не пропускаются. Как указал в письменном пояснении законный представитель ООО «Оффлайн», объявление заявительницы <…> с содержанием «ищу работу няни» принимается только на платной основе.
Согласно письменному пояснению ООО «Оффлайн» от 18.04.2013г. №1947 смс-объявления, поступившие по короткому номеру «5577» до четверга (до 00:00 часов) печатаются на следующей неделе (в среду, следующую за этим четвергом). Также Обществом было указано, что в дополнение к трудовому договору с сотрудником, принимающего смс-сообщения, заключено дополнительное соглашение, согласно которому обязанности секретаря-референта дополнено функциями по приему рассылки смс-объявлений согласно договору об организации интерактивных сервисов № Р0321 от 01.04.2012г. и по отслеживанию корректности их содержания.
Согласно пояснениям ООО «Оффлайн», объявления, принятые по короткому номеру 5577 за декабрь 2012 и январь 2013г. не сохранились, в то же время сохранены объявления, которые были пропущены в печать.
10.04.2013г. от ООО «Партнер Пэймент» были запрошены смс-сообщения принятые по короткому номеру «5577». На данный запрос направлен ответ ООО «Электрик Восток», который предоставляет техническую платформу для подключения различных смс-сообщений (в частности ООО «Оффлайн») за вознаграждение. Как указано в ответе ООО «Электрик Восток» (от 16.04.2013г. №1880) у ООО «Оффлайн» реализовано 3 различных сценария передачи сообщений: путем передачи текста сообщения с помощью HTTP GET запроса на скрипт ООО «Оффлайн»; путем вывода текста сообщения в веб-интерфеейс на сайте sms.e-vostok.ru; путем подсчета голосов (для сервиса голосования). Согласно детализации смс-сообщений, направленных по номеру «5577» за период с 01.12.2012г. по 03.01.2013г. Монгал Ч.С. направила 2 смс-сообщения:
01.12.2012г. в 11:29 с номера «+79293586650» с следующим текстом: «ТУВА Ищу работу няни до 14-00 часов. Дети от года. Опыт. 89233810782»,
03.01.2013г. в 13:36 с номера «+79235556782» с следующим текстом: «Тува Срочно ищу работу няни Опыт с детьми разного возраста 89235556782».
Номер, с которого заявительница направила 1-ое смс-сообщение согласно заявлению <…> от 07.02.2013г. за вх.№545 принадлежит её сестре. Согласно письму <…> от 26.02.2013г. номер телефона «89235556782», с которого направлено 2-ое сообщение принадлежит <…>, которая представила детализацию оказанных услуг по абонентскому номеру «+79235556782». Согласно представленной детализации время отправки смс-сообщения совпадает с детализацией, представленной ООО «Электрик Восток».
В ходе рассмотрения настоящего дела представителем ООО «Оффлайн» <…> поддержаны доводы, данные в письменном виде. Критерии отбора в печать смс-сообщений, принятых по короткому номеру 5577, представитель ООО «Оффлайн» <…> не смогла пояснить, при этом было указано, что объявления относят к объявлениям частного характера по усмотрению сотрудника непосредственно отвечающего за смс-сообщения. Также было указано, что объявления, принимаемые по бесплатному купону, размещаются в печатном издании «Плюс информ» в порядке очереди.
В ходе рассмотрения дела заявительница <…> поддержала заявление.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Сроки и последовательность действий при осуществлении полномочий по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе урегулированы Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным Приказом ФАС РФ от 28.12.2007 N 453 (далее - Административный регламент).
Согласно пунктам 3.6 и 3.7 Административного регламента основанием для начала действий по рассмотрению заявлений, обращений и представлений о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе является поступление в Антимонопольный орган заявления, обращения, представления о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе. Заявление подается в Антимонопольный орган в письменной форме, с приложением документов, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Пунктом 3.24 Административного регламента предусмотрено, что основанием для совершения административных действий по возбуждению дела является выявление Антимонопольным органом самостоятельно или при изучении заявления, поступившего в Антимонопольный орган, обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, если при этом не установлено обстоятельств, указанных в пунктах 3.18, 3.19, 3.20 регламента.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
При этом недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара; о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара (пп. 2, 12 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе).
Из содержания рассматриваемой рекламы следует, что смс-сообщения с текстом объявления частного характера, направленные по номеру «5577», будут опубликованы в первую очередь. Стоимость смс составляет 15 рублей без НДС. В рекламе изображен телефон с набранным текстом «Тува Продам ВАЗ 2104. Тел. 5-55-55». При этом условия размещения смс-объявлений в печатном издании «Плюс Информ» публикуются отдельно от самой рекламы, а в тексте рекламы не размещены пометки или иные обозначения, которые отсылают к условиям размещения.
ООО «Офффлайн» не были даны письменные пояснения по каким критериям отнесено объявление о поиске работы к частному, в то же время, в «Плюс Информ» размещены следующие объявления: «девушка 19 лет ищет работу няни, продавца на киоск тел.8-929-***-****», «ищу няню мальчику 1,3 года. 8-923-***-****», «девушка ищет работу. 8-929-***-****» («Плюс Информ» от 03.04.2013г. №14 (585) стр. 31, смс-объявления); «Девушка без вр/пр ищет работу уборщицы, кухработницы, продавца (вещи), сделаю ген-ю уборку, побелю, покрашу. Тел. 8-923-***-****» («Плюс Информ» от 26.12.2012г. №52 (571), стр.29, смс-объявления); «Ищу хорошего повара-домработницу. Тел. 8-923-***-****», «Девушка ищет работу продавца, официантки, кассира, уборщицы и т.п. Тел. 8-983-***-****» («Плюс Информ» от 09.01.2013г. №02 (573)).
Согласно Современному экономическому словарю (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б., ИНФРА-М, 2006, далее Экономический словарь) под коммерцией (от лат. commercium - торговля) в широком смысле понимают предпринимательскую деятельность. Следовательно, к объявлением коммерческого характера можно отнести объявления, связанные с предпринимательской деятельностью, дающий постоянный доход, к которым можно отнести объявления о предоставлении работы, об оказании различных видов услуг и т.д.
Согласно экономическому словарю, под работой понимают вид и место трудовой деятельности человека. Согласно Закону от 19.09.2001г. №51 "Об учете иностранной рабочей силы в городе Москве" трудовая деятельность это «выполнение за плату работы по определенной специальности, квалификации или должности в соответствии с законодательством о труде, а также иная приносящая доход деятельность, осуществляемая физическим лицом...". Таким образом, трудовая деятельность не связана с осуществлением предпринимательской или иной деятельности, связанной с извлечением коммерческой выгоды, соответственно, объявления о поиске работы, не могут быть отнесены к объявлениям коммерческого характера.
Как указывалось выше, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Закона о рекламе). Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе). Таким образом, информация о поиске работы не подпадает под понятие «реклама», соответственно, не является объявлением рекламного характера.
Следовательно, исходя из обратного, можно сделать вывод о том, что к объявлениям частного характера можно отнести объявления не связанные с бизнесом или предпринимательской деятельностью, о личном имуществе, о поиске работы, о спросе на услуги, касающиеся личной жизни (сообщения, находки, потери и пр.). На основании изложенного, позиция ООО «Оффлайн» в части не отнесения объявления о поиске работы <…> к частному объявлению ошибочны.
С учетом изложенного, реклама следующего содержания: «Сэкономь своё время! Больше не нужно никуда ходить! Объявления частного характера в газету «ПлюсИнформ». Просто набери кодовое слово ТУВА и через пробел текст своего объявления и отправь на номер 5577. Ваше объявление будет опубликовано в первую очередь!!! Стоимость одного СМС-сообщения: 15 рублей без НДС. Тува Продам ВАЗ 2104. Тел.5-55-55 реклама», не соответствует фактическим обстоятельствам дела, следовательно, является недостоверной рекламой, вводящей в заблуждение потребителей данного товара в отношении его характеристики, преимуществ приобретателю, поскольку содержание текста рассматриваемой рекламы указывает на то, что потребителю будет предоставлено преимущество путем размещения объявления в первую очередь с минимальными затратами времени. Так, смысловая нагрузка рекламы в сочетании с формой ее изложения - о предоставлении потребителям преимуществ в виде права на быстрое размещение объявления и отсутствия необходимости совершения иных действий (поездка до редакции печатного издания, ожидания в очереди, заполнение бланков и т.д.), кроме как отправки смс-сообщения формирует у потребителя желание воспользоваться рекламируемой услугой, однако фактически потребитель направляет смс-сообщение без гарантии на её размещение. Таким образом, указывая в рекламе о предоставлении потребителям конкретной услуги за определенную плату (стоимость смс-сообщения 15 рублей без НДС) «Плюс Информ» должен обеспечить выполнение своей части условий по размещению смс-объявлений. Также, как установлено, в ходе рассмотрения дела, порядок отнесения объявления к частному определяется по усмотрению сотрудника непосредственно отвечающего за смс-сообщения, и как было приведено выше (выпуски «Плюс Информ» от 03.04.2013г. №14 (585), от 26.12.2012г. №52 (571), от 09.01.2013г. №02 (573)), информация о поиске работы может быть отнесена к частному объявлению, а может и отнесена к рекламным или коммерческим.
Таким образом, исходя из анализа правил размещения смс-объявлений, следует, что потребитель вводится в заблуждение, поскольку редакцией печатного издания «Плюс Информ» не определены четкие критерии отнесения объявлений к частным, коммерческим или рекламным. Так, указывая в правилах о не размещении определенных объявлений (о поиске работы няни, сиделки и т.д., приглашение на работу) редакция печатного издания противоречит своим же установленным правилам, поскольку подобные объявления имеются в рубрике «смс-объявления». Позиция «Плюс Информ» в данном случае формирует у потребителя неоднозначное мнение. Также, в рассматриваемой рекламе не указывается где можно ознакомиться с правилами размещения смс-объявлений.
Данные обстоятельства противоречат требованиям законодательства о рекламе, поскольку Закон о рекламе обязывает формировать у потребителя рекламы правильное (достоверное) представление о соответствующем товаре. В соответствии с Законом о рекламе, реклама должна носить понятный, не двусмысленный характер, и не должна вводить потребителя в заблуждение.
Таким образом, реклама ООО «Оффлайн» о принятии смс-объявлений частного характера по короткому номеру «5577» нарушает требования пунктов 2, 12 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Ответственность за нарушение требований части 3 статьи 5 Закона о рекламе в соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе несёт рекламодатель. Согласно материалам настоящего дела рекламодателем рассматриваемой рекламы о принятии смс-объявлений частного характера по короткому номеру «5577» является редакция печатного издания «Плюс Информ» - ООО «Оффлайн», что также подтверждается решением по делу №04-04-02/09-12 от 24.05.2012г.
Руководствуясь статьёй 16, статьёй 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в печатном издании «Плюс Информ», следующего содержания «Сэкономь своё время! Больше не нужно никуда ходить! Объявления частного характера в газету «ПлюсИнформ». Просто набери кодовое слово ТУВА и через пробел текст своего объявления и отправь на номер 5577. Ваше объявление будет опубликовано в первую очередь!!! Стоимость одного СМС-сообщения: 15 рублей без НДС. Тува Продам ВАЗ 2104. Тел.5-55-55 реклама», поскольку она не соответствует требованиям пунктов 2, 12 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38- ФЗ «О рекламе».
2. Выдать рекламодателю – ООО «Оффлайн» предписание об устранении и не допущения выявленных нарушений пунктов 2, 12 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38- ФЗ «О рекламе».
3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении рекламодателя ООО «Оффлайн».
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение 3 месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Председатель Комиссии: Ф.А. Хаджиев
Чены Комиссии: В.А. Сорвачева, Ш.Т.Тулуш
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => РЕШЕНИЕ по делу №04-04-02/01-13 от 21 мая 2013 г.
[format] =>
[safe_value] => РЕШЕНИЕ по делу №04-04-02/01-13 от 21 мая 2013 г.
)
)
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => №04-04-02/01-13 от 21 мая 2013 г.
[format] =>
[safe_value] => №04-04-02/01-13 от 21 мая 2013 г.
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ по делу №04-04-02/01-13 от 21 мая 2013 г.
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ по делу №04-04-02/01-13 от 21 мая 2013 г.
)
)
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 12
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 12
[vid] => 3
[name] => Постановления о привлечении к административной ответственности
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 5
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 5
[vid] => 6
[name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 8
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2013-05-21 02:02:00
[timezone] => Asia/Krasnoyarsk
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2013-05-21 02:02:00
[timezone] => Asia/Krasnoyarsk
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1376446102
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Тывинское УФАС России
)