РЕШЕНИЕ по делу № 04-04-02/35-12

Номер дела: 04-04-02/35-12
Дата публикации: 20 марта 2013, 16:15

 

РЕШЕНИЕ

по делу  №04-04-02/35-12

 

04 марта 2013 года                                                                                 г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 13 февраля 2013 года

Решение изготовлено в полном объеме 04 марта 2013 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по рассмотрению дела №04-04-02/35-12 по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии: Долгих О.М.. – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России);

Члены Комиссии:

Сорвачева В.А. – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;

Тулуш Ш.Т. – специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;

Жарков И.В. – специалист 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России,

рассмотрев дело № 04-04-02/35-12 по признакам нарушения  законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы на витрине нежилого здания, расположенного по адресу: г.Кызыл, ул.Кочетова, 56, а также в помещении указанного нежилого здания, с признаками нарушения требований статьи 9, пункта 4 части 4 статьи 5, части 6 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38- ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствии надлежаще извещенной (…),

 

УСТАНОВИЛА:

 

По результатам проведенного мониторинга рекламы на предмет соответствия требованиям законодательства о рекламе, распространяемых на территории г.Кызыла выявлено распространение газеты «МММ-2011». По результатам изучения данной газеты установлено наличие признаков нарушения Закона о рекламе. Однако в данной газете не указаны основные реквизиты, а именно учредитель газеты, место издания и тираж, кроме адреса: ул.Кочетова, 56, т. 8-923-348-8777.

Также во время мониторинга установлено, что на витрине нежилого здания, расположенного по адресу: г.Кызыл, ул.Кочетова, 56, а также в помещении указанного нежилого здания, распространялись следующие рекламные информации:

«МММ Акция!!! Подарок»,

«МММ 30%-75% РЕГИСТРАЦИЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ Кочетова 56 8-923-348-8777»,

«МММ с 5 июня по 5 августа №1 МОПЕД №2 НОУТБУК №3 СМАРТФОН»,

в помещении:

«Не надоело работать за гроши? Стань свободным человеком В системе более 30 000 000  человек. 20$ подарок при регистрации  40% в месяц  МММ sergey-mavrodi.com 8 (923) 348-87-77»,

«Мы можем многое! МММ 2011 Нас уже более 30 000 000 Более года успешной работы 40% в месяц Всем Всё Платится Благотворительность Касса взаимопомощи sergey-mavrodi.com  Внимание! Финансовая пирамида».

Как установлено материалами дела, правообладателем нежилого здания , расположенного по адресу: г.Кызыл, ул.Кочетова, 56, является (…), что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26.06.2012г. № 01/083/2012-379.

(…)  на определения от 27.11.2012г., от 21.12.2012г., по делу №04-04-02/35-12 документы по существу рассматриваемого дела не представила.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона рекламе объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В силу статьи 9 Закона о рекламе в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия и источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 5 Закона о рекламе, реклама не должна формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц. Кроме того, частью 6 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Частью 1 статьи 28 Закона о рекламе определено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Информация, распространявшаяся на витрине и в помещении нежилого здания по адресу: г.Кызыл, ул.Кочетова, 56, содержит необходимые признаки рекламы: распространена и адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирует и поддерживает интерес и продвигает на рынке.

Как установлено из содержания печатного издания, а также  информации на сайте sergey-mavrodi.com, основными особенностями схемы «МММ 2011» являются высокий доход и отсутствие инвестиционной деятельности и иной деятельности с целью получения дохода.

Согласно информации, распространявшейся на витрине нежилого здания по ул.Кочетова, 1, г.Кызыл, а также в помещении здания по указанному адресу, при регистрации в проекте участник получает 20$ в подарок, при этом в месяц участники проекта «МММ 2011» смогут получить от 30 до 75% дохода финансируя друг друга.

Так, в рекламе содержится утверждение о том, что в проекте  участвуют более 30 000 000 человек. Сам проект представляет собой систему благотворительности или же кассу взаимопомощи. Кроме того, на рассматриваемой информации прямо указано, что проект «МММ 2011» является финансовой пирамидой.

Согласно информации представленной на сайте sergey-mavrodi.com и в печатном издании, реализация  схемы «МММ 2011» предполагается в форме социальной сети путем взаимного перечисления гражданами денежных средств через электронные кошельки либо физической передачи наличных денежных средств гражданами выбранному ими физическому лицу. Социальной сетью в данной схеме является самоорганизующаяся группа людей. Таким образом, согласно информации размещенной на сайте sergey-mavrodi.com, печатном издании, на фасаде здания «МММ 2011 МЫ МОЖЕМ МНОГО!» предполагается осуществить деятельность, связанную с привлечением денежных средств физических лиц.

На основании изложенного, деятельность по привлечению денежных средств физических лиц в рамках проекта «МММ 2011» подпадает под понятие финансовой услуги, что также подтверждается письмом ФАС России от 28.09.2011 г. N АК\36833 «О рекламе «МММ»».

Согласно которому, проект «МММ 2011» осуществляет деятельность по привлечению денежных средств физических лиц. Закон о рекламе не  содержит понятия финансовой услуги, вместе тем данное понятие приведено в пункте 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Согласно данной норме под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

При этом основным содержательным признаком отнесения той или иной услуги к финансовой является существо осуществляемой деятельности – то есть привлечение или размещение денежных средств физических и юридических лиц либо одновременное привлечение и размещение таких денежных средств.

В статье 28 Закона о рекламе содержатся требования, предъявляемые к рекламе, связанной с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья на основании договора участия в долевом строительстве, а также к рекламе таких организаций, как жилищные, жилищно-строительные кооперативы, жилищные накопительные кооперативы, то есть к рекламе услуг, оказываемых организациями, не являющимися финансовыми по смыслу Закона о защите конкуренции. изложенное позволяет сделать вывод, что понятие финансовой услуги для целей Закона о рекламе включает не только услуги, прямо указанные в Законе о защите конкуренции, но также и другие услуги, связанные с привлечением либо предоставлением денежных средств.

Таким образом, реклама деятельности лица, не являющегося кредитной организацией, по привлечению и (или) размещению денежных средств юридических  физических лиц, может рассматриваться как реклама финансовых услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна "держать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В силу пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Соответственно, распространение рекламы проекта «МММ 2011» без указания лица, оказывающего рекламируемые услуги, а также иные условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, противоречит положениям Закона о рекламе.

Помимо обещанной доходности в распространяемой информации сообщается о проведении акции, обязательным условием которого является регистрация в проекте «МММ 2011», то есть в акции могут участвовать только участники проекта «МММ 2011».

В соответствии с абзацем первым статьи 9 Закона о рекламе стимулирующим мероприятием является стимулирующая лотерея, конкурс, игра или иное подобное мероприятие, условием участия, в которых является приобретение определенного товара.

Таким образом, для признания стимулирующим мероприятием необходимо установить такой признак как выполнение его участником обязательного условия – в данном случае, необходимо зарегистрироваться в проекте «МММ 2011». Призами акции выступают: мопед, ноутбук и смартфон. На основании изложенного, следует, что источник информации об организаторе акции, правила его проведения, количество призов, сроки, место и порядок их получения в распространяемой информации не указаны, тем самым противоречат требованиям законодательства о рекламе.

Кроме того, в помещении вышеуказанного здания содержится следующая информация:  «Не надоело работать за гроши? Стань свободным человеком В системе более 30 000 000  человек. 20$ подарок при регистрации  40% в месяц  МММ sergey-mavrodi.com 8 (923) 348-87-77», которая формирует негативное отношение, к лицам, не зарегистрированным в проекте «МММ 2011», поскольку создает впечатление о том, что участники проекта в отличие от лиц, не участвующих в проекте являются свободными и независимыми, тем самым содержит оскорбительный образ и сравнение в качестве заведомо принижающего достоинство человека, не пользующегося услугами МММ.

В силу части 6 статьи 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается использование непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, социальной категории, возраста. На основании изложенного, распространявшаяся реклама противоречит также требованиям части 6 статьи 5 Закона о рекламе.

Таким образом, информация, распространявшаяся на витрине и в помещении нежилого здания по адресу г.Кызыла, ул.Кочетова, 56, содержит признаки нарушения требований пункта 4 части 4 статьи 5, части 6 статьи 5, пункта 2 статьи 9, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

Руководствуясь статьёй 5, статьёй 28, статьёй 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:
 

1. Признать ненадлежащей рекламу распространявшуюся на витрине и в помещении нежилого здания по адресу: г.Кызыл, ул.Кочетова, 56, следующего содержания:

«МММ Акция!!! Подарок»,

«МММ 30%-75% РЕГИСТРАЦИЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ Кочетова 56 8-923-348-8777»,

«МММ с 5 июня по 5 августа №1 МОПЕД №2 НОУТБУК №3 СМАРТФОН»,

в помещении:

«Не надоело работать за гроши? Стань свободным человеком В системе более 30 000 000  человек. 20$ подарок при регистрации  40% в месяц  МММ sergey-mavrodi.com 8 (923) 348-87-77»,

«Мы можем многое! МММ 2011 Нас уже более 30 000 000 Более года успешной работы 40% в месяц Всем Всё Платится Благотворительность Касса взаимопомощи sergey-mavrodi.com  Внимание! Финансовая пирамида», поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 4 статьи 5, части 6 статьи 5, пункта 2 статьи 9, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. №38- ФЗ «О рекламе».

2.Предписание (…) не выдавать, в связи с прекращением распространения ненадлежащей рекламы до вынесения решения по делу №04-04-02/35-12. 

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении (…).

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                              О.М. Долгих

Члены Комиссии                                                                          В.А. Сорвачева

                                                                                                    Ш.Т. Тулуш

                                                                                                    И.В. Жарков

stdClass Object ( [vid] => 8096 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 04-04-02/35-12 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8096 [type] => solution [language] => ru [created] => 1363767453 [changed] => 1368706914 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368706914 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

по делу  №04-04-02/35-12

 

04 марта 2013 года                                                                                 г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 13 февраля 2013 года

Решение изготовлено в полном объеме 04 марта 2013 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по рассмотрению дела №04-04-02/35-12 по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии: Долгих О.М.. – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России);

Члены Комиссии:

Сорвачева В.А. – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;

Тулуш Ш.Т. – специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;

Жарков И.В. – специалист 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России,

рассмотрев дело № 04-04-02/35-12 по признакам нарушения  законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы на витрине нежилого здания, расположенного по адресу: г.Кызыл, ул.Кочетова, 56, а также в помещении указанного нежилого здания, с признаками нарушения требований статьи 9, пункта 4 части 4 статьи 5, части 6 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38- ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствии надлежаще извещенной (…),

 

УСТАНОВИЛА:

 

По результатам проведенного мониторинга рекламы на предмет соответствия требованиям законодательства о рекламе, распространяемых на территории г.Кызыла выявлено распространение газеты «МММ-2011». По результатам изучения данной газеты установлено наличие признаков нарушения Закона о рекламе. Однако в данной газете не указаны основные реквизиты, а именно учредитель газеты, место издания и тираж, кроме адреса: ул.Кочетова, 56, т. 8-923-348-8777.

Также во время мониторинга установлено, что на витрине нежилого здания, расположенного по адресу: г.Кызыл, ул.Кочетова, 56, а также в помещении указанного нежилого здания, распространялись следующие рекламные информации:

«МММ Акция!!! Подарок»,

«МММ 30%-75% РЕГИСТРАЦИЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ Кочетова 56 8-923-348-8777»,

«МММ с 5 июня по 5 августа №1 МОПЕД №2 НОУТБУК №3 СМАРТФОН»,

в помещении:

«Не надоело работать за гроши? Стань свободным человеком В системе более 30 000 000  человек. 20$ подарок при регистрации  40% в месяц  МММ sergey-mavrodi.com 8 (923) 348-87-77»,

«Мы можем многое! МММ 2011 Нас уже более 30 000 000 Более года успешной работы 40% в месяц Всем Всё Платится Благотворительность Касса взаимопомощи sergey-mavrodi.com  Внимание! Финансовая пирамида».

Как установлено материалами дела, правообладателем нежилого здания , расположенного по адресу: г.Кызыл, ул.Кочетова, 56, является (…), что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26.06.2012г. № 01/083/2012-379.

(…)  на определения от 27.11.2012г., от 21.12.2012г., по делу №04-04-02/35-12 документы по существу рассматриваемого дела не представила.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона рекламе объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В силу статьи 9 Закона о рекламе в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия и источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 5 Закона о рекламе, реклама не должна формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц. Кроме того, частью 6 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Частью 1 статьи 28 Закона о рекламе определено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Информация, распространявшаяся на витрине и в помещении нежилого здания по адресу: г.Кызыл, ул.Кочетова, 56, содержит необходимые признаки рекламы: распространена и адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирует и поддерживает интерес и продвигает на рынке.

Как установлено из содержания печатного издания, а также  информации на сайте sergey-mavrodi.com, основными особенностями схемы «МММ 2011» являются высокий доход и отсутствие инвестиционной деятельности и иной деятельности с целью получения дохода.

Согласно информации, распространявшейся на витрине нежилого здания по ул.Кочетова, 1, г.Кызыл, а также в помещении здания по указанному адресу, при регистрации в проекте участник получает 20$ в подарок, при этом в месяц участники проекта «МММ 2011» смогут получить от 30 до 75% дохода финансируя друг друга.

Так, в рекламе содержится утверждение о том, что в проекте  участвуют более 30 000 000 человек. Сам проект представляет собой систему благотворительности или же кассу взаимопомощи. Кроме того, на рассматриваемой информации прямо указано, что проект «МММ 2011» является финансовой пирамидой.

Согласно информации представленной на сайте sergey-mavrodi.com и в печатном издании, реализация  схемы «МММ 2011» предполагается в форме социальной сети путем взаимного перечисления гражданами денежных средств через электронные кошельки либо физической передачи наличных денежных средств гражданами выбранному ими физическому лицу. Социальной сетью в данной схеме является самоорганизующаяся группа людей. Таким образом, согласно информации размещенной на сайте sergey-mavrodi.com, печатном издании, на фасаде здания «МММ 2011 МЫ МОЖЕМ МНОГО!» предполагается осуществить деятельность, связанную с привлечением денежных средств физических лиц.

На основании изложенного, деятельность по привлечению денежных средств физических лиц в рамках проекта «МММ 2011» подпадает под понятие финансовой услуги, что также подтверждается письмом ФАС России от 28.09.2011 г. N АК\36833 «О рекламе «МММ»».

Согласно которому, проект «МММ 2011» осуществляет деятельность по привлечению денежных средств физических лиц. Закон о рекламе не  содержит понятия финансовой услуги, вместе тем данное понятие приведено в пункте 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Согласно данной норме под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

При этом основным содержательным признаком отнесения той или иной услуги к финансовой является существо осуществляемой деятельности – то есть привлечение или размещение денежных средств физических и юридических лиц либо одновременное привлечение и размещение таких денежных средств.

В статье 28 Закона о рекламе содержатся требования, предъявляемые к рекламе, связанной с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья на основании договора участия в долевом строительстве, а также к рекламе таких организаций, как жилищные, жилищно-строительные кооперативы, жилищные накопительные кооперативы, то есть к рекламе услуг, оказываемых организациями, не являющимися финансовыми по смыслу Закона о защите конкуренции. изложенное позволяет сделать вывод, что понятие финансовой услуги для целей Закона о рекламе включает не только услуги, прямо указанные в Законе о защите конкуренции, но также и другие услуги, связанные с привлечением либо предоставлением денежных средств.

Таким образом, реклама деятельности лица, не являющегося кредитной организацией, по привлечению и (или) размещению денежных средств юридических  физических лиц, может рассматриваться как реклама финансовых услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна "держать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В силу пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Соответственно, распространение рекламы проекта «МММ 2011» без указания лица, оказывающего рекламируемые услуги, а также иные условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, противоречит положениям Закона о рекламе.

Помимо обещанной доходности в распространяемой информации сообщается о проведении акции, обязательным условием которого является регистрация в проекте «МММ 2011», то есть в акции могут участвовать только участники проекта «МММ 2011».

В соответствии с абзацем первым статьи 9 Закона о рекламе стимулирующим мероприятием является стимулирующая лотерея, конкурс, игра или иное подобное мероприятие, условием участия, в которых является приобретение определенного товара.

Таким образом, для признания стимулирующим мероприятием необходимо установить такой признак как выполнение его участником обязательного условия – в данном случае, необходимо зарегистрироваться в проекте «МММ 2011». Призами акции выступают: мопед, ноутбук и смартфон. На основании изложенного, следует, что источник информации об организаторе акции, правила его проведения, количество призов, сроки, место и порядок их получения в распространяемой информации не указаны, тем самым противоречат требованиям законодательства о рекламе.

Кроме того, в помещении вышеуказанного здания содержится следующая информация:  «Не надоело работать за гроши? Стань свободным человеком В системе более 30 000 000  человек. 20$ подарок при регистрации  40% в месяц  МММ sergey-mavrodi.com 8 (923) 348-87-77», которая формирует негативное отношение, к лицам, не зарегистрированным в проекте «МММ 2011», поскольку создает впечатление о том, что участники проекта в отличие от лиц, не участвующих в проекте являются свободными и независимыми, тем самым содержит оскорбительный образ и сравнение в качестве заведомо принижающего достоинство человека, не пользующегося услугами МММ.

В силу части 6 статьи 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается использование непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, социальной категории, возраста. На основании изложенного, распространявшаяся реклама противоречит также требованиям части 6 статьи 5 Закона о рекламе.

Таким образом, информация, распространявшаяся на витрине и в помещении нежилого здания по адресу г.Кызыла, ул.Кочетова, 56, содержит признаки нарушения требований пункта 4 части 4 статьи 5, части 6 статьи 5, пункта 2 статьи 9, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

Руководствуясь статьёй 5, статьёй 28, статьёй 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:
 

1. Признать ненадлежащей рекламу распространявшуюся на витрине и в помещении нежилого здания по адресу: г.Кызыл, ул.Кочетова, 56, следующего содержания:

«МММ Акция!!! Подарок»,

«МММ 30%-75% РЕГИСТРАЦИЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ Кочетова 56 8-923-348-8777»,

«МММ с 5 июня по 5 августа №1 МОПЕД №2 НОУТБУК №3 СМАРТФОН»,

в помещении:

«Не надоело работать за гроши? Стань свободным человеком В системе более 30 000 000  человек. 20$ подарок при регистрации  40% в месяц  МММ sergey-mavrodi.com 8 (923) 348-87-77»,

«Мы можем многое! МММ 2011 Нас уже более 30 000 000 Более года успешной работы 40% в месяц Всем Всё Платится Благотворительность Касса взаимопомощи sergey-mavrodi.com  Внимание! Финансовая пирамида», поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 4 статьи 5, части 6 статьи 5, пункта 2 статьи 9, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. №38- ФЗ «О рекламе».

2.Предписание (…) не выдавать, в связи с прекращением распространения ненадлежащей рекламы до вынесения решения по делу №04-04-02/35-12. 

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении (…).

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                              О.М. Долгих

Члены Комиссии                                                                          В.А. Сорвачева

                                                                                                    Ш.Т. Тулуш

                                                                                                    И.В. Жарков

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

по делу  №04-04-02/35-12

 

04 марта 2013 года                                                                                 г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 13 февраля 2013 года

Решение изготовлено в полном объеме 04 марта 2013 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по рассмотрению дела №04-04-02/35-12 по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии: Долгих О.М.. – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России);

Члены Комиссии:

Сорвачева В.А. – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;

Тулуш Ш.Т. – специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;

Жарков И.В. – специалист 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России,

рассмотрев дело № 04-04-02/35-12 по признакам нарушения  законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы на витрине нежилого здания, расположенного по адресу: г.Кызыл, ул.Кочетова, 56, а также в помещении указанного нежилого здания, с признаками нарушения требований статьи 9, пункта 4 части 4 статьи 5, части 6 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38- ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствии надлежаще извещенной (…),

 

УСТАНОВИЛА:

 

По результатам проведенного мониторинга рекламы на предмет соответствия требованиям законодательства о рекламе, распространяемых на территории г.Кызыла выявлено распространение газеты «МММ-2011». По результатам изучения данной газеты установлено наличие признаков нарушения Закона о рекламе. Однако в данной газете не указаны основные реквизиты, а именно учредитель газеты, место издания и тираж, кроме адреса: ул.Кочетова, 56, т. 8-923-348-8777.

Также во время мониторинга установлено, что на витрине нежилого здания, расположенного по адресу: г.Кызыл, ул.Кочетова, 56, а также в помещении указанного нежилого здания, распространялись следующие рекламные информации:

«МММ Акция!!! Подарок»,

«МММ 30%-75% РЕГИСТРАЦИЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ Кочетова 56 8-923-348-8777»,

«МММ с 5 июня по 5 августа №1 МОПЕД №2 НОУТБУК №3 СМАРТФОН»,

в помещении:

«Не надоело работать за гроши? Стань свободным человеком В системе более 30 000 000  человек. 20$ подарок при регистрации  40% в месяц  МММ sergey-mavrodi.com 8 (923) 348-87-77»,

«Мы можем многое! МММ 2011 Нас уже более 30 000 000 Более года успешной работы 40% в месяц Всем Всё Платится Благотворительность Касса взаимопомощи sergey-mavrodi.com  Внимание! Финансовая пирамида».

Как установлено материалами дела, правообладателем нежилого здания , расположенного по адресу: г.Кызыл, ул.Кочетова, 56, является (…), что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26.06.2012г. № 01/083/2012-379.

(…)  на определения от 27.11.2012г., от 21.12.2012г., по делу №04-04-02/35-12 документы по существу рассматриваемого дела не представила.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона рекламе объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В силу статьи 9 Закона о рекламе в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия и источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 5 Закона о рекламе, реклама не должна формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц. Кроме того, частью 6 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Частью 1 статьи 28 Закона о рекламе определено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Информация, распространявшаяся на витрине и в помещении нежилого здания по адресу: г.Кызыл, ул.Кочетова, 56, содержит необходимые признаки рекламы: распространена и адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирует и поддерживает интерес и продвигает на рынке.

Как установлено из содержания печатного издания, а также  информации на сайте sergey-mavrodi.com, основными особенностями схемы «МММ 2011» являются высокий доход и отсутствие инвестиционной деятельности и иной деятельности с целью получения дохода.

Согласно информации, распространявшейся на витрине нежилого здания по ул.Кочетова, 1, г.Кызыл, а также в помещении здания по указанному адресу, при регистрации в проекте участник получает 20$ в подарок, при этом в месяц участники проекта «МММ 2011» смогут получить от 30 до 75% дохода финансируя друг друга.

Так, в рекламе содержится утверждение о том, что в проекте  участвуют более 30 000 000 человек. Сам проект представляет собой систему благотворительности или же кассу взаимопомощи. Кроме того, на рассматриваемой информации прямо указано, что проект «МММ 2011» является финансовой пирамидой.

Согласно информации представленной на сайте sergey-mavrodi.com и в печатном издании, реализация  схемы «МММ 2011» предполагается в форме социальной сети путем взаимного перечисления гражданами денежных средств через электронные кошельки либо физической передачи наличных денежных средств гражданами выбранному ими физическому лицу. Социальной сетью в данной схеме является самоорганизующаяся группа людей. Таким образом, согласно информации размещенной на сайте sergey-mavrodi.com, печатном издании, на фасаде здания «МММ 2011 МЫ МОЖЕМ МНОГО!» предполагается осуществить деятельность, связанную с привлечением денежных средств физических лиц.

На основании изложенного, деятельность по привлечению денежных средств физических лиц в рамках проекта «МММ 2011» подпадает под понятие финансовой услуги, что также подтверждается письмом ФАС России от 28.09.2011 г. N АК\36833 «О рекламе «МММ»».

Согласно которому, проект «МММ 2011» осуществляет деятельность по привлечению денежных средств физических лиц. Закон о рекламе не  содержит понятия финансовой услуги, вместе тем данное понятие приведено в пункте 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Согласно данной норме под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

При этом основным содержательным признаком отнесения той или иной услуги к финансовой является существо осуществляемой деятельности – то есть привлечение или размещение денежных средств физических и юридических лиц либо одновременное привлечение и размещение таких денежных средств.

В статье 28 Закона о рекламе содержатся требования, предъявляемые к рекламе, связанной с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья на основании договора участия в долевом строительстве, а также к рекламе таких организаций, как жилищные, жилищно-строительные кооперативы, жилищные накопительные кооперативы, то есть к рекламе услуг, оказываемых организациями, не являющимися финансовыми по смыслу Закона о защите конкуренции. изложенное позволяет сделать вывод, что понятие финансовой услуги для целей Закона о рекламе включает не только услуги, прямо указанные в Законе о защите конкуренции, но также и другие услуги, связанные с привлечением либо предоставлением денежных средств.

Таким образом, реклама деятельности лица, не являющегося кредитной организацией, по привлечению и (или) размещению денежных средств юридических  физических лиц, может рассматриваться как реклама финансовых услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна "держать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В силу пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Соответственно, распространение рекламы проекта «МММ 2011» без указания лица, оказывающего рекламируемые услуги, а также иные условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, противоречит положениям Закона о рекламе.

Помимо обещанной доходности в распространяемой информации сообщается о проведении акции, обязательным условием которого является регистрация в проекте «МММ 2011», то есть в акции могут участвовать только участники проекта «МММ 2011».

В соответствии с абзацем первым статьи 9 Закона о рекламе стимулирующим мероприятием является стимулирующая лотерея, конкурс, игра или иное подобное мероприятие, условием участия, в которых является приобретение определенного товара.

Таким образом, для признания стимулирующим мероприятием необходимо установить такой признак как выполнение его участником обязательного условия – в данном случае, необходимо зарегистрироваться в проекте «МММ 2011». Призами акции выступают: мопед, ноутбук и смартфон. На основании изложенного, следует, что источник информации об организаторе акции, правила его проведения, количество призов, сроки, место и порядок их получения в распространяемой информации не указаны, тем самым противоречат требованиям законодательства о рекламе.

Кроме того, в помещении вышеуказанного здания содержится следующая информация:  «Не надоело работать за гроши? Стань свободным человеком В системе более 30 000 000  человек. 20$ подарок при регистрации  40% в месяц  МММ sergey-mavrodi.com 8 (923) 348-87-77», которая формирует негативное отношение, к лицам, не зарегистрированным в проекте «МММ 2011», поскольку создает впечатление о том, что участники проекта в отличие от лиц, не участвующих в проекте являются свободными и независимыми, тем самым содержит оскорбительный образ и сравнение в качестве заведомо принижающего достоинство человека, не пользующегося услугами МММ.

В силу части 6 статьи 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается использование непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, социальной категории, возраста. На основании изложенного, распространявшаяся реклама противоречит также требованиям части 6 статьи 5 Закона о рекламе.

Таким образом, информация, распространявшаяся на витрине и в помещении нежилого здания по адресу г.Кызыла, ул.Кочетова, 56, содержит признаки нарушения требований пункта 4 части 4 статьи 5, части 6 статьи 5, пункта 2 статьи 9, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

Руководствуясь статьёй 5, статьёй 28, статьёй 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:
 

1. Признать ненадлежащей рекламу распространявшуюся на витрине и в помещении нежилого здания по адресу: г.Кызыл, ул.Кочетова, 56, следующего содержания:

«МММ Акция!!! Подарок»,

«МММ 30%-75% РЕГИСТРАЦИЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ Кочетова 56 8-923-348-8777»,

«МММ с 5 июня по 5 августа №1 МОПЕД №2 НОУТБУК №3 СМАРТФОН»,

в помещении:

«Не надоело работать за гроши? Стань свободным человеком В системе более 30 000 000  человек. 20$ подарок при регистрации  40% в месяц  МММ sergey-mavrodi.com 8 (923) 348-87-77»,

«Мы можем многое! МММ 2011 Нас уже более 30 000 000 Более года успешной работы 40% в месяц Всем Всё Платится Благотворительность Касса взаимопомощи sergey-mavrodi.com  Внимание! Финансовая пирамида», поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 4 статьи 5, части 6 статьи 5, пункта 2 статьи 9, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. №38- ФЗ «О рекламе».

2.Предписание (…) не выдавать, в связи с прекращением распространения ненадлежащей рекламы до вынесения решения по делу №04-04-02/35-12. 

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении (…).

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                              О.М. Долгих

Члены Комиссии                                                                          В.А. Сорвачева

                                                                                                    Ш.Т. Тулуш

                                                                                                    И.В. Жарков

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-04-02/35-12 [format] => [safe_value] => 04-04-02/35-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-03-20 08:15:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-03-04 08:15:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1363767453 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тывинское УФАС России )