РЕШЕНИЕ по делу № 04-04-02/26-12

Номер дела: 04-04-02/26-12
Дата публикации: 17 февраля 2013, 12:26

 

РЕШЕНИЕ

по делу  №04-04-02/26-12

 

25 января 2013 года                                                                                         г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 11 января 2013 года

Решение изготовлено в полном объеме 25 января 2013 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по рассмотрению дела №04-04-02/26-12 по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

  Председатель Комиссии: Хаджиев Ф.А. – заместитель руководителя – начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России);

Члены Комиссии:

Хитаришвили А.Т. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;

Ванькова Е.С. – старший специалист 2 разряда отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;

рассмотрев дело по факту распространения рекламы алкогольной продукции на фасаде здания магазина, расположенного по адресу: г.Кызыл, ул.Мира, 13, склад 12а, с признаками нарушения требований части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствии надлежащим образом извещенного законного представителя ООО «Джой»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

По результатам проведенного мониторинга рекламы на предмет соответствия требованиям законодательства о рекламе, распространяемых на территории Республики Тыва выявлено распространение рекламы на фасаде здания магазина (Склад №12, ул.Мира, 13, литер А) следующего содержания: «Склад №12 Пиво Кисель Крахмал  АЯН  Хань-Куль  Газ.Вода  Напитки», а также «АБАКАНСКОЕ ПИВО  ЦЕНА  АЯН» с изображением марки «Аян» (далее – реклама, рассматриваемая реклама). В указанной информации отсутствовало предупреждение о вреде чрезмерного потребления пива. Информация, размещенная на фасаде здания, находящегося по адресу г.Кызыл, ул.Мира, 13, склад 12а, доступна значительной части населения (акт осмотра от 19.09.2012г.).

Как установлено по адресу: г.Кызыл, ул.Мира, 13, склад 12а, предпринимательскую деятельность осуществляет ООО «Джой», что также подтверждается материалами дела.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 11.12.2012г. 02 марта 2012г. ООО «Джой» зарегистрировано как юридическое лицо, основным видом деятельности которого является «оптовая торговля пивом» (код ОКВЭД 51.34.22), к дополнительным отнесены – «оптовая торговля табачными изделиями» (код ОКВЭД 51.35), «оптовая торговля безалкогольными напитками» (код ОКВЭД 51.34.1), «оптовая торговля прочими пищевыми продуктами» (код ОКВЭД 51.38).

В Уставе ООО «Джой» от 20.02.2012г. определены цель и вид деятельности Общества - расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли посредством оптовой торговли пивом, табачными изделиями, безалкогольными напитками и прочими пищевыми продуктами.

Согласно договору аренды нежилого помещения №С12А/2-0254 от 01.09.2012г. ООО «Джой» арендует нежилое помещение для оптовой и розничной торговли (склад №12А/2) по адресу: г.Кызыл, ул.Мира, 13.

Согласно письму Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва от 29.12.2012г. исх.№2874 (вх.№7464 от 29.12.2012г.) ООО «Джой» осуществляет деятельность по оптовой и розничной продаже пива и пивными напитками.

Таким образом, из материалов дела следует, что по адресу: г.Кызыл, ул.Мира, 13, склад 12а, ООО «Джой» осуществляется предпринимательская деятельность  по реализации пивными напитками и прочими пищевыми продуктами.

На рассмотрение дела законный представитель ООО «Джой» не явился, письменных пояснений и документов не представил.

Комиссия по рассмотрению дела по признакам нарушения Закона о рекламе рассмотрев материалы дела приходит к следующим выводам.

Статья 3 Закона о рекламе, понимает под рекламой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

под объектом рекламирования подразумевается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе).

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

К рекламе алкогольной продукции предъявляются требования статьи 21 Закона о рекламе. В соответствии с частью 3 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

На фасаде здания была размещена следующая информация: «Склад №12 Пиво Кисель Крахмал  АЯН  Хань-Куль  Газ.Вода  Напитки», а также «АБАКАНСКОЕ ПИВО  ЦЕНА  АЯН» с изображением марки «Аян», что в соответствии с нормами статьи 3 Закона о рекламе подпадает под понятие «реклама», поскольку распространена и адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирует и поддерживает интерес и продвигает на рынке.

Как было установлено, на рекламе изображена товарная марка «Аян». Согласно официальному сайту ОАО «Аян» (www.ayan.ru) Общество реализует пиво, безалкогольные напитки, минеральную и питьевую воду. Таким образом, под товарным знаком «Аян» реализуются не только алкогольная продукция (пиво). Однако следует отметить, что ОАО «Аян» ранее известная пивоваренная компания и товарная марка «Аян» ассоциируется в первую очередь с алкогольной продукцией - пивом. ОАО «Аян» выпускает следующий ассортимент пивной продукции: «пиво Абаканское», «пиво Джой», «пиво Охотник», «пиво Новогоднее», «пиво в кегах».

Из содержания рекламы: «Склад №12 Пиво Кисель Крахмал  АЯН  Хань-Куль  Газ.Вода  Напитки» следует, целью распространения рекламы является поддержание интереса к реализуемым Обществом товарам и способствование их реализации. Однако как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 N 37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара. В данном случае изображение марки «Аян» у потребителей рекламы, в первую очередь, ассоциируется с пивной продукцией. Таким образом, реклама помимо прочего направлена на привлечение внимания именно к таким объектам рекламирования как пиво.

Содержащаяся в размещенной рекламе информация: «АБАКАНСКОЕ ПИВО  ЦЕНА  АЯН» прямо указывает на объект рекламирования - пиво «Абаканское» марки «Аян», которое реализуется на складе 12А по адресу: г.Кызыл, ул.Мира, 13.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» под алкогольной продукцией понимают пищевую продукцию, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.

Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.

Таким образом, рассматриваемые рекламы алкогольной продукции были размещены без предупредительной надписи о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготовляемых на его основе, которому должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства), как следует из части 3 статьи 21 Закона о рекламе.

Кроме того, реклама размещена на фасаде здания по адресу: г.Кызыл, ул.Мира, 13, посредством технического средства стабильного территориального размещения (рекламной конструкций), смонтированного и расположенного на внешней стене здания, что противоречит требованиям  пункта 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе. Согласно норме пункта 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Таким образом, квалификация нарушения требований Закона о рекламе наступает за несоблюдение требований части 3 статьи 21 Закона о рекламе по размещению предупредительной надписи о вреде чрезмерного потребления пива, а также с учетом нормы пункта 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе по несоблюдению требований, предъявляемых к способу размещения рекламной конструкции с рекламами алкогольной продукции.

Таким образом, реклама алкогольной продукции ООО «Джой» распространявшаяся посредством технического средства стабильного территориального размещения (рекламной конструкций) на внешней стене магазина с целью привлечения внимания потребителей нарушает специальные требования и ограничения, установленные законодательством о рекламе к рекламе алкогольной продукции.

На основании изложенного, Комиссия Тывинского УФАС России всесторонне и полно исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства приходит к выводу, что рассматриваемая реклама алкогольной продукции нарушает требования пункта 5 части 2, части 3 статьи 21 Закона о рекламе.

Руководствуясь статьёй 16, статьёй 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Тывинского УФАС России,

 

РЕШИЛА:
 

1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Склад №12 Пиво Кисель Крахмал  АЯН  Хань-Куль  Газ.Вода  Напитки», а также «АБАКАНСКОЕ ПИВО  ЦЕНА  АЯН», распространявшуюся с использованием рекламной конструкции на фасаде здания магазина по адресу: г.Кызыл, ул.Мира, 13, склад 12а, поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 2, части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006г. №38- ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «Джой» предписание об устранении и не допущениивыявленных нарушений требований Федерального закона от 13.03.2006г. №38- ФЗ «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновных лиц

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

 

 

Председатель Комиссии                                                              Ф.А. Хаджиев

Члены Комиссии                                                                        А.Т. Хитаришвили

                                                                                                  Е.С. Ванькова 

 

stdClass Object ( [vid] => 8055 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 04-04-02/26-12 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8055 [type] => solution [language] => ru [created] => 1361075284 [changed] => 1368706914 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368706914 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

по делу  №04-04-02/26-12

 

25 января 2013 года                                                                                         г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 11 января 2013 года

Решение изготовлено в полном объеме 25 января 2013 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по рассмотрению дела №04-04-02/26-12 по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

  Председатель Комиссии: Хаджиев Ф.А. – заместитель руководителя – начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России);

Члены Комиссии:

Хитаришвили А.Т. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;

Ванькова Е.С. – старший специалист 2 разряда отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;

рассмотрев дело по факту распространения рекламы алкогольной продукции на фасаде здания магазина, расположенного по адресу: г.Кызыл, ул.Мира, 13, склад 12а, с признаками нарушения требований части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствии надлежащим образом извещенного законного представителя ООО «Джой»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

По результатам проведенного мониторинга рекламы на предмет соответствия требованиям законодательства о рекламе, распространяемых на территории Республики Тыва выявлено распространение рекламы на фасаде здания магазина (Склад №12, ул.Мира, 13, литер А) следующего содержания: «Склад №12 Пиво Кисель Крахмал  АЯН  Хань-Куль  Газ.Вода  Напитки», а также «АБАКАНСКОЕ ПИВО  ЦЕНА  АЯН» с изображением марки «Аян» (далее – реклама, рассматриваемая реклама). В указанной информации отсутствовало предупреждение о вреде чрезмерного потребления пива. Информация, размещенная на фасаде здания, находящегося по адресу г.Кызыл, ул.Мира, 13, склад 12а, доступна значительной части населения (акт осмотра от 19.09.2012г.).

Как установлено по адресу: г.Кызыл, ул.Мира, 13, склад 12а, предпринимательскую деятельность осуществляет ООО «Джой», что также подтверждается материалами дела.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 11.12.2012г. 02 марта 2012г. ООО «Джой» зарегистрировано как юридическое лицо, основным видом деятельности которого является «оптовая торговля пивом» (код ОКВЭД 51.34.22), к дополнительным отнесены – «оптовая торговля табачными изделиями» (код ОКВЭД 51.35), «оптовая торговля безалкогольными напитками» (код ОКВЭД 51.34.1), «оптовая торговля прочими пищевыми продуктами» (код ОКВЭД 51.38).

В Уставе ООО «Джой» от 20.02.2012г. определены цель и вид деятельности Общества - расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли посредством оптовой торговли пивом, табачными изделиями, безалкогольными напитками и прочими пищевыми продуктами.

Согласно договору аренды нежилого помещения №С12А/2-0254 от 01.09.2012г. ООО «Джой» арендует нежилое помещение для оптовой и розничной торговли (склад №12А/2) по адресу: г.Кызыл, ул.Мира, 13.

Согласно письму Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва от 29.12.2012г. исх.№2874 (вх.№7464 от 29.12.2012г.) ООО «Джой» осуществляет деятельность по оптовой и розничной продаже пива и пивными напитками.

Таким образом, из материалов дела следует, что по адресу: г.Кызыл, ул.Мира, 13, склад 12а, ООО «Джой» осуществляется предпринимательская деятельность  по реализации пивными напитками и прочими пищевыми продуктами.

На рассмотрение дела законный представитель ООО «Джой» не явился, письменных пояснений и документов не представил.

Комиссия по рассмотрению дела по признакам нарушения Закона о рекламе рассмотрев материалы дела приходит к следующим выводам.

Статья 3 Закона о рекламе, понимает под рекламой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

под объектом рекламирования подразумевается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе).

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

К рекламе алкогольной продукции предъявляются требования статьи 21 Закона о рекламе. В соответствии с частью 3 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

На фасаде здания была размещена следующая информация: «Склад №12 Пиво Кисель Крахмал  АЯН  Хань-Куль  Газ.Вода  Напитки», а также «АБАКАНСКОЕ ПИВО  ЦЕНА  АЯН» с изображением марки «Аян», что в соответствии с нормами статьи 3 Закона о рекламе подпадает под понятие «реклама», поскольку распространена и адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирует и поддерживает интерес и продвигает на рынке.

Как было установлено, на рекламе изображена товарная марка «Аян». Согласно официальному сайту ОАО «Аян» (www.ayan.ru) Общество реализует пиво, безалкогольные напитки, минеральную и питьевую воду. Таким образом, под товарным знаком «Аян» реализуются не только алкогольная продукция (пиво). Однако следует отметить, что ОАО «Аян» ранее известная пивоваренная компания и товарная марка «Аян» ассоциируется в первую очередь с алкогольной продукцией - пивом. ОАО «Аян» выпускает следующий ассортимент пивной продукции: «пиво Абаканское», «пиво Джой», «пиво Охотник», «пиво Новогоднее», «пиво в кегах».

Из содержания рекламы: «Склад №12 Пиво Кисель Крахмал  АЯН  Хань-Куль  Газ.Вода  Напитки» следует, целью распространения рекламы является поддержание интереса к реализуемым Обществом товарам и способствование их реализации. Однако как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 N 37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара. В данном случае изображение марки «Аян» у потребителей рекламы, в первую очередь, ассоциируется с пивной продукцией. Таким образом, реклама помимо прочего направлена на привлечение внимания именно к таким объектам рекламирования как пиво.

Содержащаяся в размещенной рекламе информация: «АБАКАНСКОЕ ПИВО  ЦЕНА  АЯН» прямо указывает на объект рекламирования - пиво «Абаканское» марки «Аян», которое реализуется на складе 12А по адресу: г.Кызыл, ул.Мира, 13.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» под алкогольной продукцией понимают пищевую продукцию, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.

Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.

Таким образом, рассматриваемые рекламы алкогольной продукции были размещены без предупредительной надписи о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготовляемых на его основе, которому должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства), как следует из части 3 статьи 21 Закона о рекламе.

Кроме того, реклама размещена на фасаде здания по адресу: г.Кызыл, ул.Мира, 13, посредством технического средства стабильного территориального размещения (рекламной конструкций), смонтированного и расположенного на внешней стене здания, что противоречит требованиям  пункта 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе. Согласно норме пункта 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Таким образом, квалификация нарушения требований Закона о рекламе наступает за несоблюдение требований части 3 статьи 21 Закона о рекламе по размещению предупредительной надписи о вреде чрезмерного потребления пива, а также с учетом нормы пункта 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе по несоблюдению требований, предъявляемых к способу размещения рекламной конструкции с рекламами алкогольной продукции.

Таким образом, реклама алкогольной продукции ООО «Джой» распространявшаяся посредством технического средства стабильного территориального размещения (рекламной конструкций) на внешней стене магазина с целью привлечения внимания потребителей нарушает специальные требования и ограничения, установленные законодательством о рекламе к рекламе алкогольной продукции.

На основании изложенного, Комиссия Тывинского УФАС России всесторонне и полно исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства приходит к выводу, что рассматриваемая реклама алкогольной продукции нарушает требования пункта 5 части 2, части 3 статьи 21 Закона о рекламе.

Руководствуясь статьёй 16, статьёй 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Тывинского УФАС России,

 

РЕШИЛА:
 

1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Склад №12 Пиво Кисель Крахмал  АЯН  Хань-Куль  Газ.Вода  Напитки», а также «АБАКАНСКОЕ ПИВО  ЦЕНА  АЯН», распространявшуюся с использованием рекламной конструкции на фасаде здания магазина по адресу: г.Кызыл, ул.Мира, 13, склад 12а, поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 2, части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006г. №38- ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «Джой» предписание об устранении и не допущениивыявленных нарушений требований Федерального закона от 13.03.2006г. №38- ФЗ «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновных лиц

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

 

 

Председатель Комиссии                                                              Ф.А. Хаджиев

Члены Комиссии                                                                        А.Т. Хитаришвили

                                                                                                  Е.С. Ванькова 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

по делу  №04-04-02/26-12

 

25 января 2013 года                                                                                         г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 11 января 2013 года

Решение изготовлено в полном объеме 25 января 2013 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по рассмотрению дела №04-04-02/26-12 по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

  Председатель Комиссии: Хаджиев Ф.А. – заместитель руководителя – начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России);

Члены Комиссии:

Хитаришвили А.Т. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;

Ванькова Е.С. – старший специалист 2 разряда отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;

рассмотрев дело по факту распространения рекламы алкогольной продукции на фасаде здания магазина, расположенного по адресу: г.Кызыл, ул.Мира, 13, склад 12а, с признаками нарушения требований части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствии надлежащим образом извещенного законного представителя ООО «Джой»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

По результатам проведенного мониторинга рекламы на предмет соответствия требованиям законодательства о рекламе, распространяемых на территории Республики Тыва выявлено распространение рекламы на фасаде здания магазина (Склад №12, ул.Мира, 13, литер А) следующего содержания: «Склад №12 Пиво Кисель Крахмал  АЯН  Хань-Куль  Газ.Вода  Напитки», а также «АБАКАНСКОЕ ПИВО  ЦЕНА  АЯН» с изображением марки «Аян» (далее – реклама, рассматриваемая реклама). В указанной информации отсутствовало предупреждение о вреде чрезмерного потребления пива. Информация, размещенная на фасаде здания, находящегося по адресу г.Кызыл, ул.Мира, 13, склад 12а, доступна значительной части населения (акт осмотра от 19.09.2012г.).

Как установлено по адресу: г.Кызыл, ул.Мира, 13, склад 12а, предпринимательскую деятельность осуществляет ООО «Джой», что также подтверждается материалами дела.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 11.12.2012г. 02 марта 2012г. ООО «Джой» зарегистрировано как юридическое лицо, основным видом деятельности которого является «оптовая торговля пивом» (код ОКВЭД 51.34.22), к дополнительным отнесены – «оптовая торговля табачными изделиями» (код ОКВЭД 51.35), «оптовая торговля безалкогольными напитками» (код ОКВЭД 51.34.1), «оптовая торговля прочими пищевыми продуктами» (код ОКВЭД 51.38).

В Уставе ООО «Джой» от 20.02.2012г. определены цель и вид деятельности Общества - расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли посредством оптовой торговли пивом, табачными изделиями, безалкогольными напитками и прочими пищевыми продуктами.

Согласно договору аренды нежилого помещения №С12А/2-0254 от 01.09.2012г. ООО «Джой» арендует нежилое помещение для оптовой и розничной торговли (склад №12А/2) по адресу: г.Кызыл, ул.Мира, 13.

Согласно письму Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва от 29.12.2012г. исх.№2874 (вх.№7464 от 29.12.2012г.) ООО «Джой» осуществляет деятельность по оптовой и розничной продаже пива и пивными напитками.

Таким образом, из материалов дела следует, что по адресу: г.Кызыл, ул.Мира, 13, склад 12а, ООО «Джой» осуществляется предпринимательская деятельность  по реализации пивными напитками и прочими пищевыми продуктами.

На рассмотрение дела законный представитель ООО «Джой» не явился, письменных пояснений и документов не представил.

Комиссия по рассмотрению дела по признакам нарушения Закона о рекламе рассмотрев материалы дела приходит к следующим выводам.

Статья 3 Закона о рекламе, понимает под рекламой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

под объектом рекламирования подразумевается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе).

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

К рекламе алкогольной продукции предъявляются требования статьи 21 Закона о рекламе. В соответствии с частью 3 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

На фасаде здания была размещена следующая информация: «Склад №12 Пиво Кисель Крахмал  АЯН  Хань-Куль  Газ.Вода  Напитки», а также «АБАКАНСКОЕ ПИВО  ЦЕНА  АЯН» с изображением марки «Аян», что в соответствии с нормами статьи 3 Закона о рекламе подпадает под понятие «реклама», поскольку распространена и адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирует и поддерживает интерес и продвигает на рынке.

Как было установлено, на рекламе изображена товарная марка «Аян». Согласно официальному сайту ОАО «Аян» (www.ayan.ru) Общество реализует пиво, безалкогольные напитки, минеральную и питьевую воду. Таким образом, под товарным знаком «Аян» реализуются не только алкогольная продукция (пиво). Однако следует отметить, что ОАО «Аян» ранее известная пивоваренная компания и товарная марка «Аян» ассоциируется в первую очередь с алкогольной продукцией - пивом. ОАО «Аян» выпускает следующий ассортимент пивной продукции: «пиво Абаканское», «пиво Джой», «пиво Охотник», «пиво Новогоднее», «пиво в кегах».

Из содержания рекламы: «Склад №12 Пиво Кисель Крахмал  АЯН  Хань-Куль  Газ.Вода  Напитки» следует, целью распространения рекламы является поддержание интереса к реализуемым Обществом товарам и способствование их реализации. Однако как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 N 37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара. В данном случае изображение марки «Аян» у потребителей рекламы, в первую очередь, ассоциируется с пивной продукцией. Таким образом, реклама помимо прочего направлена на привлечение внимания именно к таким объектам рекламирования как пиво.

Содержащаяся в размещенной рекламе информация: «АБАКАНСКОЕ ПИВО  ЦЕНА  АЯН» прямо указывает на объект рекламирования - пиво «Абаканское» марки «Аян», которое реализуется на складе 12А по адресу: г.Кызыл, ул.Мира, 13.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» под алкогольной продукцией понимают пищевую продукцию, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.

Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.

Таким образом, рассматриваемые рекламы алкогольной продукции были размещены без предупредительной надписи о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготовляемых на его основе, которому должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства), как следует из части 3 статьи 21 Закона о рекламе.

Кроме того, реклама размещена на фасаде здания по адресу: г.Кызыл, ул.Мира, 13, посредством технического средства стабильного территориального размещения (рекламной конструкций), смонтированного и расположенного на внешней стене здания, что противоречит требованиям  пункта 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе. Согласно норме пункта 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Таким образом, квалификация нарушения требований Закона о рекламе наступает за несоблюдение требований части 3 статьи 21 Закона о рекламе по размещению предупредительной надписи о вреде чрезмерного потребления пива, а также с учетом нормы пункта 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе по несоблюдению требований, предъявляемых к способу размещения рекламной конструкции с рекламами алкогольной продукции.

Таким образом, реклама алкогольной продукции ООО «Джой» распространявшаяся посредством технического средства стабильного территориального размещения (рекламной конструкций) на внешней стене магазина с целью привлечения внимания потребителей нарушает специальные требования и ограничения, установленные законодательством о рекламе к рекламе алкогольной продукции.

На основании изложенного, Комиссия Тывинского УФАС России всесторонне и полно исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства приходит к выводу, что рассматриваемая реклама алкогольной продукции нарушает требования пункта 5 части 2, части 3 статьи 21 Закона о рекламе.

Руководствуясь статьёй 16, статьёй 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Тывинского УФАС России,

 

РЕШИЛА:
 

1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Склад №12 Пиво Кисель Крахмал  АЯН  Хань-Куль  Газ.Вода  Напитки», а также «АБАКАНСКОЕ ПИВО  ЦЕНА  АЯН», распространявшуюся с использованием рекламной конструкции на фасаде здания магазина по адресу: г.Кызыл, ул.Мира, 13, склад 12а, поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 2, части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006г. №38- ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «Джой» предписание об устранении и не допущениивыявленных нарушений требований Федерального закона от 13.03.2006г. №38- ФЗ «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновных лиц

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

 

 

Председатель Комиссии                                                              Ф.А. Хаджиев

Члены Комиссии                                                                        А.Т. Хитаришвили

                                                                                                  Е.С. Ванькова 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-04-02/26-12 [format] => [safe_value] => 04-04-02/26-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-02-17 04:26:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-01-25 04:26:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1361075284 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тывинское УФАС России )