РЕШЕНИЕ по делу № 04-06-08/23-10-12

Номер дела: 04-06-08/23-10-12
Дата публикации: 30 января 2013, 14:03

 

                                                                                                                                            

                                                                                                                               

                                                                                                                                                          

   

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-06-08/23-10-12

 

14 декабря 2012 года                                                                    г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 30 ноября 2012 года.

В полном объёме решение изготовлено 14 декабря 2012 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии: Хаджиева Ф.А. заместителя руководителя – начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,

Членов Комиссии:

Сорвачевой В.А., начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы,

Хитаришвили А.Т., ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы,

 

Тулуш Ш.Т., специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы,

в присутствии:

представителя ответчика – ОАО «Тываэнерго» по доверенности «…» №40Н/72 от 10.05.2011г.,

в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя МКУ «Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла»  (почтовое уведомление от 06.11.2012г.)

рассмотрев дело № 04-06-08/23-10-12 по признакам нарушения ОАО «Тываэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в уклонении ОАО «Тываэнерго» от заключения договора по управлению бесхозяйными объектами,

 

УСТАНОВИЛА:

 

20 июня 2012 года (вх. № 3425) в адрес Тывинского УФАС России поступило заявление МКУ «Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г.Кызыла» (далее ДЗИО Мэрии г.Кызыла) на действия ОАО «Тываэнерго», поскольку ДЗИО Мэрии г.Кызыла считает, что ОАО «Тываэнерго» злоупотребляет своим положением на рынке по передаче электрической энергии, так как уклоняется от заключения договора на обслуживание бесхозяйных объектов г.Кызыла.

К заявлению приложена копия постановления Мэра г.Кызыла от 13.02.2012г. №203, копия протокола совещания у первого заместителя Мэра г.Кызыла по жизнеобеспечению «…» от 27.02.2012г., письмо Мэра г. Кызыла от 20.04.2012г. №4224 с копией проекта договора по управлению бесхозяйными объектами и ответ ОАО «Тываэнерго» от 06.05.2012г.

В ответ на запрос Тывинского УФАС России от 11.07.2012г. ДЗИО Мэрии г.Кызыла направил выписку из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.04.212г., согласно которой трансформаторная подстанция №95 принята на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества. В отношении трансформаторной подстанции №32 сообщено, что объект находится на стадии подготовки документов для постановки на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества.

Приказом Тывинского УФАС России №213 от 20.07.2012г. было возбуждено дело №04-06-08/23-10-12 в отношении ОАО «Тываэнерго» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что 27.02.2012г. в ходе совещания у первого заместителя Мэра г.Кызыла по жизнеобеспечению «…» озвучена проблема обеспечения электроэнергией жителей района «Старый аэропорт» г.Кызыла, так как на выделенных Тувинским государственным университетом землях для своих работников находится 16 построенных домов, а также построено самовольно еще 5 домов. Все вновь построенные дома не имеют регистрационных документов и относятся к категории самовольной застройки. Ни один из домов не имеет технических паспортов и договоров на подключение к сетям электрической энергии. Данные дома подключены самовольно к сетям существующих жилых домов №11, 12, 13, 14 и общежитий №5, 7, 9, находящихся в ведении Тувинского государственного университета (далее ТывГУ). 9 земельных участков по улице Студенческая  района «Старый аэропорт» были выделены в 2009 году Мэрией г.Кызыла.

Письмом №2196 от 21.11.2011г. о причинах отключения ТП-95 в районе «Старый аэропорт» ТывГУ сообщило, что согласно предписанию ЕУ Ростехнадзора №20-238/11-эн от 24.05.2011г. пункт №56 гласит «Отключить ВЛ 0,4 кВт от РУ0,4 кВт ТП-95, как находящуюся в неудовлетворительном состоянии и создающей угрозу жизни и безопасности людей.

В настоящее время ТП-95 отключена от ВЛ 10 кВт, находится в нерабочем состоянии.

По результатам совещания от 27.02.2012г. ОАО «Тываэнерго» рекомендовано подписать договор на управление ТП№95 и ТП №32.

06.03.2012г. ОАО «Тываэнерго» направило письмо первому заместителю Мэра г.Кызыла по жизнеобеспечению «…» о подписании договора после оформления в установленном порядке ТП№95 и ТП №32 как бесхозяйных и с указанием условия в договоре о сроке управления данными объектами – до момента признания права собственности на данные объекты, а не на 3 года как указано в поступившем проекте договора.

20.04.2012г. первый заместитель Мэра г.Кызыла по экономике «…»  повторно направил проект договора на управление только ТП №95 с приложением выписки из ЕГРП от 09.04.2012г., подтверждающей о постановке данной подстанции на учет в качестве бесхозяйной, а также с внесенным изменением условия о сроке управления данным объектом – до момента признания права муниципальной собственности.

Тем не менее, ОАО «Тываэнерго» данный договор не подписало.

Согласно пояснениям представителя ОАО «Тываэнерго» «…», озвученных в ходе рассмотрения дела №04-06-08/23-10-12 причинами не заключения спорного договора явилось ненадлежащее техническое состояние подстанции, отсутствие подключенных потребителей, а также маленькая мощность, что исключает ее дальнейшее использование для подключения новых потребителей.

В письменных пояснениях от 17.08.2012г. ОАО «Тываэнерго» сообщило, что заявителем не доказан факт присоединения ТП№95 к электрическим сетям ОАО «Тываэнерго». Кроме того, договор на управление бесхозяйными объектами не относится к публичным договорам, следовательно, у ОАО «Тываэнерго» отсутствует обязанность по его заключению.

ДЗИО Мэрии г.Кызыла в письме от 11.10.2012г. указало на то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлений Правительства РФ от 27.12.2004г. №861, от 21.08.2006г. №530 вопросы обеспечения электрической энергией возложены на региональные сетевые энергетические компании. В Республике Тыва ОАО «Тываэнерго» фактически единственная работающая компания, которая обязана в соответствии с законодательством РФ обеспечивать бесперебойно и качественно электроэнергией потребителей Республики Тыва.

В ходе рассмотрения дела №04-06-08/23-10-12 ОАО «Тываэнерго» ходатайствовало о приобщении к материалам дела решение Арбитражного суда Республики Тыва от 05.10.2012г. по делу №А69-1501/2012, вынесенного по результатам рассмотрения заявления ДЗИО Мэрии г.Кызыла о понуждении ОАО «Тываэнерго» заключить договор по управлению бесхозяйными объектами. Согласно решению суда от 05.10.2012г. при отсутствии доказательств признания объектов ТП-95, ТП-32 бесхозяйным имуществом в судебном порядке отсутствуют основания для заключения договора по управлению спорными бесхозяйными объектами.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения сторон, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Механизм передачи бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства и иных объектов электроэнергетики в эксплуатацию сетевой организации гражданским законодательством и законодательством об электроэнергетике не детализирован.

На момент обращения ДЗИО Мэрии г.Кызыла в ОАО «Тываэнерго», действовало Постановление Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (ред. от 29.12.2011) "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", согласно абзацу второму пункта 114 которого установлено следующее: в случае если энергопринимающие устройства потребителя присоединены к бесхозяйным объектам электросетевого хозяйства, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) и (или) сетевая организация несут ответственность перед потребителем за надежность снабжения его электрической энергией и ее качество в пределах границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации.

Лицо, назначенное уполномоченным органом местного самоуправления для управления бесхозяйными объектами электросетевого хозяйства до перехода к нему права собственности на указанные объекты в установленном законодательством Российской Федерации порядке, отвечает за надежность обеспечения таких потребителей электрической энергией и ее качество в пределах своих границ эксплуатационной ответственности, определенных в соответствующем договоре.

Таким образом, до момента признания права муниципальной собственности либо права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, но после постановки ее на учет как бесхозяйной орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, либо государственный орган может передать эту бесхозяйную недвижимую вещь в управление гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации) и (или) сетевой организации на основании не предусмотренного законом или иными правовыми актами договора гражданско-правового характера (пункт 2 статьи 421 ГК РФ), условия которого определяются по усмотрению сторон.

Аналогичным правом обладает соответствующий орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, либо государственный орган и до момента постановки недвижимой вещи на учет как бесхозяйной при условии, что этот орган собрал достаточные основания для квалификации вещи в качестве бесхозяйной, поскольку ГК РФ не связывает приобретение вещью статуса бесхозяйной с ее учетом. Учет осуществляется в отношении вещей, статус которых как бесхозяйных уже подтвержден соответствующими документами, предоставляемыми в регистрирующий орган вместе с заявлением о постановке недвижимой вещи на учет (пункты 5, 7, 8, 13 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580).

Принятие сетевой организацией в эксплуатацию бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства влечет возникновение у нее прав владения и пользования указанным имуществом на основании и с момента вступления в силу соответствующего договора.

Кроме того, сетевая организация может осуществлять фактическое владение и пользование бесхозяйными объектами электросетевого хозяйства, что будет являться основанием для приобретения права собственности на указанное имущество в порядке приобретательной давности. В этом случае права владения и пользования указанным имуществом возникнут с момента принятия его на баланс. Момент начала оказания услуг по передаче электрической энергии не может считаться моментом возникновения прав владения и пользования, поскольку ввод объектов электросетевого хозяйства в эксплуатацию представляет собой событие, фиксирующее их готовность к использованию по назначению и документально оформленное в установленном порядке, для чего требуется осуществить определенные подготовительные действия.

Учитывая вышеизложенное и в связи с тем, что ОАО «Тываэнерго» имеет возможности для принятия на обслуживание бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства в силу наличия статуса территориальной сетевой организации и осуществления деятельности на рынке услуг по передаче электрической энергии, то уклонение от заключения договора на обслуживание бесхозяйных объектов г. Кызыла ущемляет интересы лиц, потребляющих электрическую энергию через бесхозяйные объекты.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, для квалификации действий ОАО «Тываэнерго» по уклонению от заключения договора по управлению бесхозяйными объектами в качестве злоупотребления доминирующим положением необходимо установить факт потребления электрической энергии через бесхозяйные объекты, а также наличие присоединения бесхозяйного объекта к сетям ОАО «Тываэнерго».

Для установления факта присоединении ТП№95 к сетям ОАО «Тываэнерго» в адрес ЕУ Ростехнадзора был направлен запрос о присоединении ТП№95 к сетям ОАО «Тываэнерго».

Письмом от 11.10.2012г. ЕУ Ростехнадзора направило ответ о том, что ТП №95 непосредственно присоединена к электрической сети ОАО «Тываэнерго» согласно акту утверждения границ ответственности обслуживания электрических линий и прочего электрического оборудования от 23.12.2003г., т.е. факт присоединении ТП№95 к сетям ОАО «Тываэнерго» подтвержден.

Для установления количества потребителей, питающихся от ТП №95 в адрес ОАО «Тываэнергосбыт» был направлен запрос о предоставлении информации об оплате электрической энергии собственниками жилых домов по ул. Студенческая (район Старого аэропорта) – имеются ли лицевые счета на собственников, либо оплачивало ТывГУ.

Письмом от 22.11.2012г. ОАО «Тываэнергосбыт» сообщило, что в договоре электроснабжения с ТывГУ в точки поставки электроэнергии дома по ул. Студенческая не включены, лицевые счета на собственников жилых домов по ул. Студенческая не зарегистрированы.

Кроме того, согласно информации ОАО «Тываэнерго» от 23.11.2012г. акты надлежащего технологического присоединения к электрическим сетям домов по ул. Студенческая отсутствуют.

Таким образом, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела №04-06-08/23-10-12 не установила ущемление интересов потребителей электрической энергии питающихся от ТП №95, так как отсутствуют подтверждающие документы надлежащего технологического присоединения и факт оплаты электрической энергии потребителями.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции», комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/23-10-12 о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1. Дело № 04-06-08/23-10-12, возбужденное в отношении ОАО «Тываэнерго» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции прекратить в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях нарушений антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии                                  Ф.А. Хаджиев

 

Члены Комиссии                                              В.А. Сорвачева

                                                                        А.Т. Хитаришвили

                                                                        Ш.Т. Тулуш

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд Республика Тыва.

 

stdClass Object ( [vid] => 7999 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 04-06-08/23-10-12 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7999 [type] => solution [language] => ru [created] => 1359525923 [changed] => 1368706914 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368706914 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

                                                                                                                                            

                                                                                                                               

                                                                                                                                                          

   

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-06-08/23-10-12

 

14 декабря 2012 года                                                                    г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 30 ноября 2012 года.

В полном объёме решение изготовлено 14 декабря 2012 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии: Хаджиева Ф.А. заместителя руководителя – начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,

Членов Комиссии:

Сорвачевой В.А., начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы,

Хитаришвили А.Т., ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы,

 

Тулуш Ш.Т., специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы,

в присутствии:

представителя ответчика – ОАО «Тываэнерго» по доверенности «…» №40Н/72 от 10.05.2011г.,

в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя МКУ «Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла»  (почтовое уведомление от 06.11.2012г.)

рассмотрев дело № 04-06-08/23-10-12 по признакам нарушения ОАО «Тываэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в уклонении ОАО «Тываэнерго» от заключения договора по управлению бесхозяйными объектами,

 

УСТАНОВИЛА:

 

20 июня 2012 года (вх. № 3425) в адрес Тывинского УФАС России поступило заявление МКУ «Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г.Кызыла» (далее ДЗИО Мэрии г.Кызыла) на действия ОАО «Тываэнерго», поскольку ДЗИО Мэрии г.Кызыла считает, что ОАО «Тываэнерго» злоупотребляет своим положением на рынке по передаче электрической энергии, так как уклоняется от заключения договора на обслуживание бесхозяйных объектов г.Кызыла.

К заявлению приложена копия постановления Мэра г.Кызыла от 13.02.2012г. №203, копия протокола совещания у первого заместителя Мэра г.Кызыла по жизнеобеспечению «…» от 27.02.2012г., письмо Мэра г. Кызыла от 20.04.2012г. №4224 с копией проекта договора по управлению бесхозяйными объектами и ответ ОАО «Тываэнерго» от 06.05.2012г.

В ответ на запрос Тывинского УФАС России от 11.07.2012г. ДЗИО Мэрии г.Кызыла направил выписку из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.04.212г., согласно которой трансформаторная подстанция №95 принята на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества. В отношении трансформаторной подстанции №32 сообщено, что объект находится на стадии подготовки документов для постановки на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества.

Приказом Тывинского УФАС России №213 от 20.07.2012г. было возбуждено дело №04-06-08/23-10-12 в отношении ОАО «Тываэнерго» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что 27.02.2012г. в ходе совещания у первого заместителя Мэра г.Кызыла по жизнеобеспечению «…» озвучена проблема обеспечения электроэнергией жителей района «Старый аэропорт» г.Кызыла, так как на выделенных Тувинским государственным университетом землях для своих работников находится 16 построенных домов, а также построено самовольно еще 5 домов. Все вновь построенные дома не имеют регистрационных документов и относятся к категории самовольной застройки. Ни один из домов не имеет технических паспортов и договоров на подключение к сетям электрической энергии. Данные дома подключены самовольно к сетям существующих жилых домов №11, 12, 13, 14 и общежитий №5, 7, 9, находящихся в ведении Тувинского государственного университета (далее ТывГУ). 9 земельных участков по улице Студенческая  района «Старый аэропорт» были выделены в 2009 году Мэрией г.Кызыла.

Письмом №2196 от 21.11.2011г. о причинах отключения ТП-95 в районе «Старый аэропорт» ТывГУ сообщило, что согласно предписанию ЕУ Ростехнадзора №20-238/11-эн от 24.05.2011г. пункт №56 гласит «Отключить ВЛ 0,4 кВт от РУ0,4 кВт ТП-95, как находящуюся в неудовлетворительном состоянии и создающей угрозу жизни и безопасности людей.

В настоящее время ТП-95 отключена от ВЛ 10 кВт, находится в нерабочем состоянии.

По результатам совещания от 27.02.2012г. ОАО «Тываэнерго» рекомендовано подписать договор на управление ТП№95 и ТП №32.

06.03.2012г. ОАО «Тываэнерго» направило письмо первому заместителю Мэра г.Кызыла по жизнеобеспечению «…» о подписании договора после оформления в установленном порядке ТП№95 и ТП №32 как бесхозяйных и с указанием условия в договоре о сроке управления данными объектами – до момента признания права собственности на данные объекты, а не на 3 года как указано в поступившем проекте договора.

20.04.2012г. первый заместитель Мэра г.Кызыла по экономике «…»  повторно направил проект договора на управление только ТП №95 с приложением выписки из ЕГРП от 09.04.2012г., подтверждающей о постановке данной подстанции на учет в качестве бесхозяйной, а также с внесенным изменением условия о сроке управления данным объектом – до момента признания права муниципальной собственности.

Тем не менее, ОАО «Тываэнерго» данный договор не подписало.

Согласно пояснениям представителя ОАО «Тываэнерго» «…», озвученных в ходе рассмотрения дела №04-06-08/23-10-12 причинами не заключения спорного договора явилось ненадлежащее техническое состояние подстанции, отсутствие подключенных потребителей, а также маленькая мощность, что исключает ее дальнейшее использование для подключения новых потребителей.

В письменных пояснениях от 17.08.2012г. ОАО «Тываэнерго» сообщило, что заявителем не доказан факт присоединения ТП№95 к электрическим сетям ОАО «Тываэнерго». Кроме того, договор на управление бесхозяйными объектами не относится к публичным договорам, следовательно, у ОАО «Тываэнерго» отсутствует обязанность по его заключению.

ДЗИО Мэрии г.Кызыла в письме от 11.10.2012г. указало на то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлений Правительства РФ от 27.12.2004г. №861, от 21.08.2006г. №530 вопросы обеспечения электрической энергией возложены на региональные сетевые энергетические компании. В Республике Тыва ОАО «Тываэнерго» фактически единственная работающая компания, которая обязана в соответствии с законодательством РФ обеспечивать бесперебойно и качественно электроэнергией потребителей Республики Тыва.

В ходе рассмотрения дела №04-06-08/23-10-12 ОАО «Тываэнерго» ходатайствовало о приобщении к материалам дела решение Арбитражного суда Республики Тыва от 05.10.2012г. по делу №А69-1501/2012, вынесенного по результатам рассмотрения заявления ДЗИО Мэрии г.Кызыла о понуждении ОАО «Тываэнерго» заключить договор по управлению бесхозяйными объектами. Согласно решению суда от 05.10.2012г. при отсутствии доказательств признания объектов ТП-95, ТП-32 бесхозяйным имуществом в судебном порядке отсутствуют основания для заключения договора по управлению спорными бесхозяйными объектами.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения сторон, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Механизм передачи бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства и иных объектов электроэнергетики в эксплуатацию сетевой организации гражданским законодательством и законодательством об электроэнергетике не детализирован.

На момент обращения ДЗИО Мэрии г.Кызыла в ОАО «Тываэнерго», действовало Постановление Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (ред. от 29.12.2011) "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", согласно абзацу второму пункта 114 которого установлено следующее: в случае если энергопринимающие устройства потребителя присоединены к бесхозяйным объектам электросетевого хозяйства, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) и (или) сетевая организация несут ответственность перед потребителем за надежность снабжения его электрической энергией и ее качество в пределах границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации.

Лицо, назначенное уполномоченным органом местного самоуправления для управления бесхозяйными объектами электросетевого хозяйства до перехода к нему права собственности на указанные объекты в установленном законодательством Российской Федерации порядке, отвечает за надежность обеспечения таких потребителей электрической энергией и ее качество в пределах своих границ эксплуатационной ответственности, определенных в соответствующем договоре.

Таким образом, до момента признания права муниципальной собственности либо права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, но после постановки ее на учет как бесхозяйной орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, либо государственный орган может передать эту бесхозяйную недвижимую вещь в управление гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации) и (или) сетевой организации на основании не предусмотренного законом или иными правовыми актами договора гражданско-правового характера (пункт 2 статьи 421 ГК РФ), условия которого определяются по усмотрению сторон.

Аналогичным правом обладает соответствующий орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, либо государственный орган и до момента постановки недвижимой вещи на учет как бесхозяйной при условии, что этот орган собрал достаточные основания для квалификации вещи в качестве бесхозяйной, поскольку ГК РФ не связывает приобретение вещью статуса бесхозяйной с ее учетом. Учет осуществляется в отношении вещей, статус которых как бесхозяйных уже подтвержден соответствующими документами, предоставляемыми в регистрирующий орган вместе с заявлением о постановке недвижимой вещи на учет (пункты 5, 7, 8, 13 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580).

Принятие сетевой организацией в эксплуатацию бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства влечет возникновение у нее прав владения и пользования указанным имуществом на основании и с момента вступления в силу соответствующего договора.

Кроме того, сетевая организация может осуществлять фактическое владение и пользование бесхозяйными объектами электросетевого хозяйства, что будет являться основанием для приобретения права собственности на указанное имущество в порядке приобретательной давности. В этом случае права владения и пользования указанным имуществом возникнут с момента принятия его на баланс. Момент начала оказания услуг по передаче электрической энергии не может считаться моментом возникновения прав владения и пользования, поскольку ввод объектов электросетевого хозяйства в эксплуатацию представляет собой событие, фиксирующее их готовность к использованию по назначению и документально оформленное в установленном порядке, для чего требуется осуществить определенные подготовительные действия.

Учитывая вышеизложенное и в связи с тем, что ОАО «Тываэнерго» имеет возможности для принятия на обслуживание бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства в силу наличия статуса территориальной сетевой организации и осуществления деятельности на рынке услуг по передаче электрической энергии, то уклонение от заключения договора на обслуживание бесхозяйных объектов г. Кызыла ущемляет интересы лиц, потребляющих электрическую энергию через бесхозяйные объекты.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, для квалификации действий ОАО «Тываэнерго» по уклонению от заключения договора по управлению бесхозяйными объектами в качестве злоупотребления доминирующим положением необходимо установить факт потребления электрической энергии через бесхозяйные объекты, а также наличие присоединения бесхозяйного объекта к сетям ОАО «Тываэнерго».

Для установления факта присоединении ТП№95 к сетям ОАО «Тываэнерго» в адрес ЕУ Ростехнадзора был направлен запрос о присоединении ТП№95 к сетям ОАО «Тываэнерго».

Письмом от 11.10.2012г. ЕУ Ростехнадзора направило ответ о том, что ТП №95 непосредственно присоединена к электрической сети ОАО «Тываэнерго» согласно акту утверждения границ ответственности обслуживания электрических линий и прочего электрического оборудования от 23.12.2003г., т.е. факт присоединении ТП№95 к сетям ОАО «Тываэнерго» подтвержден.

Для установления количества потребителей, питающихся от ТП №95 в адрес ОАО «Тываэнергосбыт» был направлен запрос о предоставлении информации об оплате электрической энергии собственниками жилых домов по ул. Студенческая (район Старого аэропорта) – имеются ли лицевые счета на собственников, либо оплачивало ТывГУ.

Письмом от 22.11.2012г. ОАО «Тываэнергосбыт» сообщило, что в договоре электроснабжения с ТывГУ в точки поставки электроэнергии дома по ул. Студенческая не включены, лицевые счета на собственников жилых домов по ул. Студенческая не зарегистрированы.

Кроме того, согласно информации ОАО «Тываэнерго» от 23.11.2012г. акты надлежащего технологического присоединения к электрическим сетям домов по ул. Студенческая отсутствуют.

Таким образом, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела №04-06-08/23-10-12 не установила ущемление интересов потребителей электрической энергии питающихся от ТП №95, так как отсутствуют подтверждающие документы надлежащего технологического присоединения и факт оплаты электрической энергии потребителями.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции», комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/23-10-12 о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1. Дело № 04-06-08/23-10-12, возбужденное в отношении ОАО «Тываэнерго» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции прекратить в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях нарушений антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии                                  Ф.А. Хаджиев

 

Члены Комиссии                                              В.А. Сорвачева

                                                                        А.Т. Хитаришвили

                                                                        Ш.Т. Тулуш

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд Республика Тыва.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

                                                                                                                                            

                                                                                                                               

                                                                                                                                                          

   

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-06-08/23-10-12

 

14 декабря 2012 года                                                                    г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 30 ноября 2012 года.

В полном объёме решение изготовлено 14 декабря 2012 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии: Хаджиева Ф.А. заместителя руководителя – начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,

Членов Комиссии:

Сорвачевой В.А., начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы,

Хитаришвили А.Т., ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы,

 

Тулуш Ш.Т., специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы,

в присутствии:

представителя ответчика – ОАО «Тываэнерго» по доверенности «…» №40Н/72 от 10.05.2011г.,

в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя МКУ «Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла»  (почтовое уведомление от 06.11.2012г.)

рассмотрев дело № 04-06-08/23-10-12 по признакам нарушения ОАО «Тываэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в уклонении ОАО «Тываэнерго» от заключения договора по управлению бесхозяйными объектами,

 

УСТАНОВИЛА:

 

20 июня 2012 года (вх. № 3425) в адрес Тывинского УФАС России поступило заявление МКУ «Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г.Кызыла» (далее ДЗИО Мэрии г.Кызыла) на действия ОАО «Тываэнерго», поскольку ДЗИО Мэрии г.Кызыла считает, что ОАО «Тываэнерго» злоупотребляет своим положением на рынке по передаче электрической энергии, так как уклоняется от заключения договора на обслуживание бесхозяйных объектов г.Кызыла.

К заявлению приложена копия постановления Мэра г.Кызыла от 13.02.2012г. №203, копия протокола совещания у первого заместителя Мэра г.Кызыла по жизнеобеспечению «…» от 27.02.2012г., письмо Мэра г. Кызыла от 20.04.2012г. №4224 с копией проекта договора по управлению бесхозяйными объектами и ответ ОАО «Тываэнерго» от 06.05.2012г.

В ответ на запрос Тывинского УФАС России от 11.07.2012г. ДЗИО Мэрии г.Кызыла направил выписку из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.04.212г., согласно которой трансформаторная подстанция №95 принята на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества. В отношении трансформаторной подстанции №32 сообщено, что объект находится на стадии подготовки документов для постановки на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества.

Приказом Тывинского УФАС России №213 от 20.07.2012г. было возбуждено дело №04-06-08/23-10-12 в отношении ОАО «Тываэнерго» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что 27.02.2012г. в ходе совещания у первого заместителя Мэра г.Кызыла по жизнеобеспечению «…» озвучена проблема обеспечения электроэнергией жителей района «Старый аэропорт» г.Кызыла, так как на выделенных Тувинским государственным университетом землях для своих работников находится 16 построенных домов, а также построено самовольно еще 5 домов. Все вновь построенные дома не имеют регистрационных документов и относятся к категории самовольной застройки. Ни один из домов не имеет технических паспортов и договоров на подключение к сетям электрической энергии. Данные дома подключены самовольно к сетям существующих жилых домов №11, 12, 13, 14 и общежитий №5, 7, 9, находящихся в ведении Тувинского государственного университета (далее ТывГУ). 9 земельных участков по улице Студенческая  района «Старый аэропорт» были выделены в 2009 году Мэрией г.Кызыла.

Письмом №2196 от 21.11.2011г. о причинах отключения ТП-95 в районе «Старый аэропорт» ТывГУ сообщило, что согласно предписанию ЕУ Ростехнадзора №20-238/11-эн от 24.05.2011г. пункт №56 гласит «Отключить ВЛ 0,4 кВт от РУ0,4 кВт ТП-95, как находящуюся в неудовлетворительном состоянии и создающей угрозу жизни и безопасности людей.

В настоящее время ТП-95 отключена от ВЛ 10 кВт, находится в нерабочем состоянии.

По результатам совещания от 27.02.2012г. ОАО «Тываэнерго» рекомендовано подписать договор на управление ТП№95 и ТП №32.

06.03.2012г. ОАО «Тываэнерго» направило письмо первому заместителю Мэра г.Кызыла по жизнеобеспечению «…» о подписании договора после оформления в установленном порядке ТП№95 и ТП №32 как бесхозяйных и с указанием условия в договоре о сроке управления данными объектами – до момента признания права собственности на данные объекты, а не на 3 года как указано в поступившем проекте договора.

20.04.2012г. первый заместитель Мэра г.Кызыла по экономике «…»  повторно направил проект договора на управление только ТП №95 с приложением выписки из ЕГРП от 09.04.2012г., подтверждающей о постановке данной подстанции на учет в качестве бесхозяйной, а также с внесенным изменением условия о сроке управления данным объектом – до момента признания права муниципальной собственности.

Тем не менее, ОАО «Тываэнерго» данный договор не подписало.

Согласно пояснениям представителя ОАО «Тываэнерго» «…», озвученных в ходе рассмотрения дела №04-06-08/23-10-12 причинами не заключения спорного договора явилось ненадлежащее техническое состояние подстанции, отсутствие подключенных потребителей, а также маленькая мощность, что исключает ее дальнейшее использование для подключения новых потребителей.

В письменных пояснениях от 17.08.2012г. ОАО «Тываэнерго» сообщило, что заявителем не доказан факт присоединения ТП№95 к электрическим сетям ОАО «Тываэнерго». Кроме того, договор на управление бесхозяйными объектами не относится к публичным договорам, следовательно, у ОАО «Тываэнерго» отсутствует обязанность по его заключению.

ДЗИО Мэрии г.Кызыла в письме от 11.10.2012г. указало на то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлений Правительства РФ от 27.12.2004г. №861, от 21.08.2006г. №530 вопросы обеспечения электрической энергией возложены на региональные сетевые энергетические компании. В Республике Тыва ОАО «Тываэнерго» фактически единственная работающая компания, которая обязана в соответствии с законодательством РФ обеспечивать бесперебойно и качественно электроэнергией потребителей Республики Тыва.

В ходе рассмотрения дела №04-06-08/23-10-12 ОАО «Тываэнерго» ходатайствовало о приобщении к материалам дела решение Арбитражного суда Республики Тыва от 05.10.2012г. по делу №А69-1501/2012, вынесенного по результатам рассмотрения заявления ДЗИО Мэрии г.Кызыла о понуждении ОАО «Тываэнерго» заключить договор по управлению бесхозяйными объектами. Согласно решению суда от 05.10.2012г. при отсутствии доказательств признания объектов ТП-95, ТП-32 бесхозяйным имуществом в судебном порядке отсутствуют основания для заключения договора по управлению спорными бесхозяйными объектами.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения сторон, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Механизм передачи бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства и иных объектов электроэнергетики в эксплуатацию сетевой организации гражданским законодательством и законодательством об электроэнергетике не детализирован.

На момент обращения ДЗИО Мэрии г.Кызыла в ОАО «Тываэнерго», действовало Постановление Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (ред. от 29.12.2011) "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", согласно абзацу второму пункта 114 которого установлено следующее: в случае если энергопринимающие устройства потребителя присоединены к бесхозяйным объектам электросетевого хозяйства, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) и (или) сетевая организация несут ответственность перед потребителем за надежность снабжения его электрической энергией и ее качество в пределах границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации.

Лицо, назначенное уполномоченным органом местного самоуправления для управления бесхозяйными объектами электросетевого хозяйства до перехода к нему права собственности на указанные объекты в установленном законодательством Российской Федерации порядке, отвечает за надежность обеспечения таких потребителей электрической энергией и ее качество в пределах своих границ эксплуатационной ответственности, определенных в соответствующем договоре.

Таким образом, до момента признания права муниципальной собственности либо права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, но после постановки ее на учет как бесхозяйной орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, либо государственный орган может передать эту бесхозяйную недвижимую вещь в управление гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации) и (или) сетевой организации на основании не предусмотренного законом или иными правовыми актами договора гражданско-правового характера (пункт 2 статьи 421 ГК РФ), условия которого определяются по усмотрению сторон.

Аналогичным правом обладает соответствующий орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, либо государственный орган и до момента постановки недвижимой вещи на учет как бесхозяйной при условии, что этот орган собрал достаточные основания для квалификации вещи в качестве бесхозяйной, поскольку ГК РФ не связывает приобретение вещью статуса бесхозяйной с ее учетом. Учет осуществляется в отношении вещей, статус которых как бесхозяйных уже подтвержден соответствующими документами, предоставляемыми в регистрирующий орган вместе с заявлением о постановке недвижимой вещи на учет (пункты 5, 7, 8, 13 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580).

Принятие сетевой организацией в эксплуатацию бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства влечет возникновение у нее прав владения и пользования указанным имуществом на основании и с момента вступления в силу соответствующего договора.

Кроме того, сетевая организация может осуществлять фактическое владение и пользование бесхозяйными объектами электросетевого хозяйства, что будет являться основанием для приобретения права собственности на указанное имущество в порядке приобретательной давности. В этом случае права владения и пользования указанным имуществом возникнут с момента принятия его на баланс. Момент начала оказания услуг по передаче электрической энергии не может считаться моментом возникновения прав владения и пользования, поскольку ввод объектов электросетевого хозяйства в эксплуатацию представляет собой событие, фиксирующее их готовность к использованию по назначению и документально оформленное в установленном порядке, для чего требуется осуществить определенные подготовительные действия.

Учитывая вышеизложенное и в связи с тем, что ОАО «Тываэнерго» имеет возможности для принятия на обслуживание бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства в силу наличия статуса территориальной сетевой организации и осуществления деятельности на рынке услуг по передаче электрической энергии, то уклонение от заключения договора на обслуживание бесхозяйных объектов г. Кызыла ущемляет интересы лиц, потребляющих электрическую энергию через бесхозяйные объекты.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, для квалификации действий ОАО «Тываэнерго» по уклонению от заключения договора по управлению бесхозяйными объектами в качестве злоупотребления доминирующим положением необходимо установить факт потребления электрической энергии через бесхозяйные объекты, а также наличие присоединения бесхозяйного объекта к сетям ОАО «Тываэнерго».

Для установления факта присоединении ТП№95 к сетям ОАО «Тываэнерго» в адрес ЕУ Ростехнадзора был направлен запрос о присоединении ТП№95 к сетям ОАО «Тываэнерго».

Письмом от 11.10.2012г. ЕУ Ростехнадзора направило ответ о том, что ТП №95 непосредственно присоединена к электрической сети ОАО «Тываэнерго» согласно акту утверждения границ ответственности обслуживания электрических линий и прочего электрического оборудования от 23.12.2003г., т.е. факт присоединении ТП№95 к сетям ОАО «Тываэнерго» подтвержден.

Для установления количества потребителей, питающихся от ТП №95 в адрес ОАО «Тываэнергосбыт» был направлен запрос о предоставлении информации об оплате электрической энергии собственниками жилых домов по ул. Студенческая (район Старого аэропорта) – имеются ли лицевые счета на собственников, либо оплачивало ТывГУ.

Письмом от 22.11.2012г. ОАО «Тываэнергосбыт» сообщило, что в договоре электроснабжения с ТывГУ в точки поставки электроэнергии дома по ул. Студенческая не включены, лицевые счета на собственников жилых домов по ул. Студенческая не зарегистрированы.

Кроме того, согласно информации ОАО «Тываэнерго» от 23.11.2012г. акты надлежащего технологического присоединения к электрическим сетям домов по ул. Студенческая отсутствуют.

Таким образом, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела №04-06-08/23-10-12 не установила ущемление интересов потребителей электрической энергии питающихся от ТП №95, так как отсутствуют подтверждающие документы надлежащего технологического присоединения и факт оплаты электрической энергии потребителями.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции», комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/23-10-12 о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1. Дело № 04-06-08/23-10-12, возбужденное в отношении ОАО «Тываэнерго» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции прекратить в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях нарушений антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии                                  Ф.А. Хаджиев

 

Члены Комиссии                                              В.А. Сорвачева

                                                                        А.Т. Хитаришвили

                                                                        Ш.Т. Тулуш

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд Республика Тыва.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-06-08/23-10-12 [format] => [safe_value] => 04-06-08/23-10-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-01-30 06:03:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-14 06:03:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1359525923 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тывинское УФАС России )