РЕШЕНИЕ
по жалобе № 05-05-06/68-12
о нарушении законодательства о размещении заказов
Резолютивная часть решения объявлена 13.08.2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 17.08.2012 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее Тывинское УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председатель Комиссии Долгих О.М. - руководитель Тывинского УФАС России,
члены Комиссии:
Монгуш С.Ю. – главный государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Хураган Н.И. - государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
При участии в рассмотрении жалобы:
от государственного заказчика:
– (…), действующая на основании доверенности от (…) года;
от подателя жалобы:
- (…), действующий на основании доверенности № (…) от (…) года;
рассмотрев жалобу (вх. № 4469 от 07.08.2012 г.) Общества с ограниченной ответственностью «ТИФЛОВЕК» (…) на действия государственного заказчика – государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва при проведении открытого аукциона в электронной форме № 0212100001812000092 на поставку специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флеш-картах (тифлофлешплееров) для обеспечения инвалидов и в результате осуществления внеплановой камеральной проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 г. № 379,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 58 Закона о размещении заказов и подана в срок, установленный частью 2.1 статьи 57 Закона о размещении заказов. В связи с этим жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика, подателя жалобы, электронной торговой площадки были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно доводам ООО «ТИФЛОВЕК», документация открытого аукциона в электронной форме № 0212100001812000092 содержит требования, ограничивающие количество участников размещения заказа, а именно указаны следующие требования к товару:
- «Поддерживаемые аудио и текстовые форматы – ААС»;
- «Поддерживаемые форматы аудио-книг – формат ААХ, NLS»;
- «Высокоскоростное USB соединение с компьютером»;
- Внутренняя память для записи голосовых сообщений 1Gb»;
- Габаритные размеры не более 85х54х14 мм»:
- Масса (без сетевого адаптера) не более 50 г»;
Форматы ААХ, NLS – это закрытые для общего доступа форматы, распространенные для пользователей в США. В России инфраструктура по обслуживанию «говорящих книг» - специальная библиотека для слепых – работает с форматом LKF. Возможность работать с «говорящими книгами», записанными в дополнительных форматах, отсутствует. Перечисленные характеристики, требуемые заказчиком от поставщиков, являются характеристиками определенного аппарата – «Milestone 212».
Также государственный заказчик в нарушение части 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов не разместил разъяснение положений аукционной документации об открытом аукционе в электронной форме.
Представитель государственного заказчика (…) не согласилась с поданной жалобой, пояснив, что техническое задание для открытого аукциона в электронной форме разработано согласно рекомендациям Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена трудового красного знамени общества слепых» с учетом ходатайства Тувинской республиканской организации Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийского ордена трудового красного знамени общества слепых». Указанные рекомендации одобрены основными российскими производителями специальных устройств для чтения «говорящих книг» для инвалидов и согласованы с ФАС России.
Рассмотрев жалобу, выслушав доводы представителя государственного заказчика и проведя внеплановую камеральную проверку открытого аукциона в электронной форме № 0212100001812000092, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
На официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0212100001812000092 на поставку специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флеш-картах (тифлофлешплееров) для обеспечения инвалидов, начальная (максимальная) цена контракта – 481 776 рублей.
Документация об аукционе в электронной форме № 0212100001812000092 утверждена заместителем управляющего государственным учреждением – региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва (…) 02.08.2012 года.
В разделе III аукционной документации установлены следующие требования к качеству, к техническим, функциональным характеристикам товара.
- «Поддерживаемые аудио и текстовые форматы – ААС»;
- «Поддерживаемые форматы аудио-книг – формат ААХ, NLS»;
- «Высокоскоростное USB соединение с компьютером»;
- Внутренняя память для записи голосовых сообщений 1Gb»;
- Габаритные размеры не более 85х54х14 мм»:
- Масса (без сетевого адаптера) не более 50 г»;
Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27.06.2007 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание преимущественных условий участия в торгах, а также ограничение доступа к участию в торгах, не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами.
Из содержания действующего законодательства следует, что предусмотренное им право заказчика на формирование в документации об аукционе требований к товару не должно приводить к безосновательному ограничению доступа хозяйствующих субъектов к торгам, в том числе в результате установления требований к товару совокупность которых свидетельствует о возможности поставки на аукцион товара лишь одного производителя, либо в результате фактического переписывания в документации об аукционе технических характеристик товара определенной торговой марки или модели, указанных в техпаспорте на изделия, что создает возможности для участия в торгах лишь поставщикам реализующим товар определенных моделей одного производителя. В противном случае является бессмысленным установление в действующем законодательстве запрета на указание в документации об аукционе сведений о товарном знаке без сопровождения словами «или эквивалент».
Таким образом, определяя требования к товару, заказчику следует руководствоваться объективно необходимой потребностью, которая должна быть обеспечена в результате размещения заказа, поскольку из буквального толкования норм законодательства о размещении заказов следует, что в документации об аукционе должны содержаться требования, связанные с определением соответствия товара потребностям заказчика. Таким образом, устанавливая в документации об аукционе требования к товару, которые ограничивают возможность поставки тех или иных моделей производителей товара на аукцион, заказчик должен иметь аргументированные доводы и доказательства необходимости наличия тех или иных характеристик товара.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что только медико-социальная экспертиза определяет в установленном порядке потребности освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, установленных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 № 1013н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
Федеральное учреждение медико-социальной экспертизы разрабатывает индивидуальные программы реабилитации инвалидов, содержащие перечень реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации (далее ТСР), необходимых инвалиду.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р. В данный перечень входят, в том числе специальные устройства для чтения «говорящих книг».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» и статьей 111 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлены правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил обеспечение инвалидов ТСР осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемых федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно подпункту «а» пункта 3 Правил обеспечение инвалидов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Пункт 4 Правил предусматривает, что заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства с предоставлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения).
В соответствии с пунктом 15.1 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждена Классификация ТСР.
Согласно пункту 13 (13.01) Классификации ТСР инвалиды обеспечиваются таким видом как специальные устройства для чтения «говорящих книг» на флэш-картах.
Требования к ТСР определяются на основании индивидуальных программ, в которых отсутствуют сведения о конкретных габаритах и весе тифлофлешплеера, а имеются лишь сведения, установленные медико-социальной экспертизой в соответствии с Классификацией ТСР.
В техническом задании документации об аукционе установлено, что заказчику требуются тифлофлешплееры с габаритами не более 85мм*54мм*14мм, массой не более 50 гр. При сравнении представленных моделей тифлофлешплееров (DTB-PS-901, PlexTalk, DTBP-101, Круст-01) установлено, что указанные тифлофлешплееры не соответствуют ни по габаритным размерам, ни по массе. Кроме того, в тифлофлешплеерах марки DTB-PS-901, PlexTalk, DTBP-101, Круст-01 отсутствуют поддерживаемые форматы аудио-книг – ААХ, NLS, высокоскоростное USB соединение с компьютером отсутствует в тифлофлешплеерах DTB-PS-901, DTBP-101, Круст-01, внутренняя память для записи голосовых сообщений 1Gb отсутствует в тифлофлешплеерах DTB-PS-901, PlexTalk, Круст-01.
Таким образом, государственным заказчиком в документации об аукционе в электронной форме установлены характеристики товара, которые в совокупности соответствуют только одной марки тифлофлешплееров – Milestone 212. Заказчиком на заседание Комиссии, кроме рекомендаций Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена трудового красного знамени общества слепых» и ходатайства Тувинской республиканской организации Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийского ордена трудового красного знамени общества слепых», не представлено доказательств обоснованности и учета индивидуальных особенностей граждан, которые послужили основанием для установления в документации об аукционе таких требований к товару, которые в совокупности приводят к невозможности поставки на аукцион тифлофлешплееров иных производителей, кроме продукции Milenstone.
Установление в документации об аукционе в электронной форме технических характеристик специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флеш-картах (тифлофлешплееров), которые соответствуют только одной марке - Milenstone нарушает положения части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов о недопустимости ограничения количества участников размещения заказа и не соответствует целям Закона о размещении заказов, перечисленным в части 1 статьи 1, эффективному использованию средств бюджета, расширение возможностей и стимулированию участия лиц в размещении заказов, развитию добросовестной конкуренции, предотвращению конкуренции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Кроме того, заявки участников открытого аукциона в электронной форме, которые предложат тифлофлешплееры другой марки или же такой же марки с иными характеристиками, незначительно отличающимися от заявленного, будут отклонены на основании части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов по причине несоответствия заявки требованиям документации об аукционе в электронной форме.
На основании вышеизложенного, в нарушение части 1 статьи 41.6 и части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов государственным заказчиком – государственным учреждением – Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва в документации об аукционе в электронной форме на поставку специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флеш-картах (тифлофлешплееров) установлены требования к товару, ограничивающие круг участников размещения заказа.
В связи с чем, доводы подателя жалобы об установлении в документации об аукционе в электронной форме требований к товару, ограничивающих круг участников размещения заказа является обоснованным.
Согласно части 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов, любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме.
В течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе (часть 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов).
Как следует из представленных материалов, ООО «ТИФЛОВЕК» 03.08.2012 года направило в адрес государственного заказчика запрос о даче разъяснений положений аукционной документации.
Согласно информации официального сайта www.zakupki.gov.ru, государственное учреждение – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва с учетом выходных дней 4,5 августа 2012 года разместило разъяснения положений аукционной документации 07.08.2012 года, т.е. в установленный частью 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов срок.
Таким образом, довод подателя жалобы о не размещении государственным заказчиком на официальном сайте разъяснений положений аукционной документации в установленные сроки является необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 г. № 379 Комиссия Тывинского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «ТИФЛОВЕК» частично обоснованной.
2. Признать в действиях государственного заказчика - государственного учреждения – Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва нарушение части 1 статьи 41.6, части 3.1 статьи 34Закона о размещении заказов в части установления в документации об аукционе в электронной форме 0212100001812000092 требований к товару, ограничивающих круг участников размещения заказа, а также нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2206 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
3. Выдать государственному заказчику - государственному учреждению – Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Председатель Комиссии О.М. Долгих
Члены Комиссии Ф.А. Хаджиев
Н.И. Хураган
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по жалобе № 05-05-06/68-12 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов
Резолютивная часть предписания оглашена 13.08.2012 года.
Предписание в полном объеме изготовлено 17.08.2012 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее Тывинское УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председателя Комиссии Долгих О.М. - руководитель Тывинского УФАС России,
члены Комиссии:
Монгуш С.Ю. – главный государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Хураган Н.И. - государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
на основании своего решения от 17.08.2012 г. по делу № 05-05-06/68-12, принятого Комиссией Тывинского УФАС России по итогам рассмотрения жалобы (вх. № 4469 от 07.08.2012 г.) Общества с ограниченной ответственностью «ТИФЛОВЕК», адрес: (…) на действия государственного заказчика – государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва при проведении открытого аукциона в электронной форме № 0212100001812000092 на поставку специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флеш-картах (тифлофлешплееров) для обеспечения инвалидов и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о размещении заказов), предписывает:
1. Государственному заказчику - государственному учреждению – Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва прекратить нарушения Закона о размещении заказов путем аннулирования открытого аукциона в электронной форме №0212100001812000092 на поставку специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флеш-картах (тифлофлешплееров) для обеспечения инвалидов в срок до 27.08.2012 года, совершив действия, направленные на обеспечение конкуренции;
2. Оператору электронной площадки - Закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» обеспечить техническую возможность исполнения государственным заказчиком – государственным учреждением – Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва предписания Тывинского УФАС России по делу № 05-05-06/68-12.
3. Государственному заказчику - государственному учреждению – Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва и Оператору электронной площадки - Закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» об исполнении предписания проинформировать Тывинское УФАС России в срок до 31.08.2012 года с приложением документов, подтверждающих его исполнение.
Невыполнение в установленный срок предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с пунктом 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации
Председатель Комиссии О.М. Долгих
Члены Комиссии Ф.А. Хаджиев
Н.И. Хураган
stdClass Object
(
[vid] => 7924
[uid] => 5
[title] => РЕШЕНИЕ по жалобе № 05-05-06/68-12
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 7924
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1357885115
[changed] => 1368706914
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1368706914
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ
по жалобе № 05-05-06/68-12
о нарушении законодательства о размещении заказов
Резолютивная часть решения объявлена 13.08.2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 17.08.2012 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее Тывинское УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председатель Комиссии Долгих О.М. - руководитель Тывинского УФАС России,
члены Комиссии:
Монгуш С.Ю. – главный государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Хураган Н.И. - государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
При участии в рассмотрении жалобы:
от государственного заказчика:
– (…), действующая на основании доверенности от (…) года;
от подателя жалобы:
- (…), действующий на основании доверенности № (…) от (…) года;
рассмотрев жалобу (вх. № 4469 от 07.08.2012 г.) Общества с ограниченной ответственностью «ТИФЛОВЕК» (…) на действия государственного заказчика – государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва при проведении открытого аукциона в электронной форме № 0212100001812000092 на поставку специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флеш-картах (тифлофлешплееров) для обеспечения инвалидов и в результате осуществления внеплановой камеральной проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 г. № 379,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 58 Закона о размещении заказов и подана в срок, установленный частью 2.1 статьи 57 Закона о размещении заказов. В связи с этим жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика, подателя жалобы, электронной торговой площадки были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно доводам ООО «ТИФЛОВЕК», документация открытого аукциона в электронной форме № 0212100001812000092 содержит требования, ограничивающие количество участников размещения заказа, а именно указаны следующие требования к товару:
- «Поддерживаемые аудио и текстовые форматы – ААС»;
- «Поддерживаемые форматы аудио-книг – формат ААХ, NLS»;
- «Высокоскоростное USB соединение с компьютером»;
- Внутренняя память для записи голосовых сообщений 1Gb»;
- Габаритные размеры не более 85х54х14 мм»:
- Масса (без сетевого адаптера) не более 50 г»;
Форматы ААХ, NLS – это закрытые для общего доступа форматы, распространенные для пользователей в США. В России инфраструктура по обслуживанию «говорящих книг» - специальная библиотека для слепых – работает с форматом LKF. Возможность работать с «говорящими книгами», записанными в дополнительных форматах, отсутствует. Перечисленные характеристики, требуемые заказчиком от поставщиков, являются характеристиками определенного аппарата – «Milestone 212».
Также государственный заказчик в нарушение части 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов не разместил разъяснение положений аукционной документации об открытом аукционе в электронной форме.
Представитель государственного заказчика (…) не согласилась с поданной жалобой, пояснив, что техническое задание для открытого аукциона в электронной форме разработано согласно рекомендациям Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена трудового красного знамени общества слепых» с учетом ходатайства Тувинской республиканской организации Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийского ордена трудового красного знамени общества слепых». Указанные рекомендации одобрены основными российскими производителями специальных устройств для чтения «говорящих книг» для инвалидов и согласованы с ФАС России.
Рассмотрев жалобу, выслушав доводы представителя государственного заказчика и проведя внеплановую камеральную проверку открытого аукциона в электронной форме № 0212100001812000092, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
На официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0212100001812000092 на поставку специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флеш-картах (тифлофлешплееров) для обеспечения инвалидов, начальная (максимальная) цена контракта – 481 776 рублей.
Документация об аукционе в электронной форме № 0212100001812000092 утверждена заместителем управляющего государственным учреждением – региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва (…) 02.08.2012 года.
В разделе III аукционной документации установлены следующие требования к качеству, к техническим, функциональным характеристикам товара.
- «Поддерживаемые аудио и текстовые форматы – ААС»;
- «Поддерживаемые форматы аудио-книг – формат ААХ, NLS»;
- «Высокоскоростное USB соединение с компьютером»;
- Внутренняя память для записи голосовых сообщений 1Gb»;
- Габаритные размеры не более 85х54х14 мм»:
- Масса (без сетевого адаптера) не более 50 г»;
Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27.06.2007 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание преимущественных условий участия в торгах, а также ограничение доступа к участию в торгах, не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами.
Из содержания действующего законодательства следует, что предусмотренное им право заказчика на формирование в документации об аукционе требований к товару не должно приводить к безосновательному ограничению доступа хозяйствующих субъектов к торгам, в том числе в результате установления требований к товару совокупность которых свидетельствует о возможности поставки на аукцион товара лишь одного производителя, либо в результате фактического переписывания в документации об аукционе технических характеристик товара определенной торговой марки или модели, указанных в техпаспорте на изделия, что создает возможности для участия в торгах лишь поставщикам реализующим товар определенных моделей одного производителя. В противном случае является бессмысленным установление в действующем законодательстве запрета на указание в документации об аукционе сведений о товарном знаке без сопровождения словами «или эквивалент».
Таким образом, определяя требования к товару, заказчику следует руководствоваться объективно необходимой потребностью, которая должна быть обеспечена в результате размещения заказа, поскольку из буквального толкования норм законодательства о размещении заказов следует, что в документации об аукционе должны содержаться требования, связанные с определением соответствия товара потребностям заказчика. Таким образом, устанавливая в документации об аукционе требования к товару, которые ограничивают возможность поставки тех или иных моделей производителей товара на аукцион, заказчик должен иметь аргументированные доводы и доказательства необходимости наличия тех или иных характеристик товара.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что только медико-социальная экспертиза определяет в установленном порядке потребности освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, установленных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 № 1013н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
Федеральное учреждение медико-социальной экспертизы разрабатывает индивидуальные программы реабилитации инвалидов, содержащие перечень реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации (далее ТСР), необходимых инвалиду.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р. В данный перечень входят, в том числе специальные устройства для чтения «говорящих книг».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» и статьей 111 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлены правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил обеспечение инвалидов ТСР осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемых федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно подпункту «а» пункта 3 Правил обеспечение инвалидов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Пункт 4 Правил предусматривает, что заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства с предоставлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения).
В соответствии с пунктом 15.1 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждена Классификация ТСР.
Согласно пункту 13 (13.01) Классификации ТСР инвалиды обеспечиваются таким видом как специальные устройства для чтения «говорящих книг» на флэш-картах.
Требования к ТСР определяются на основании индивидуальных программ, в которых отсутствуют сведения о конкретных габаритах и весе тифлофлешплеера, а имеются лишь сведения, установленные медико-социальной экспертизой в соответствии с Классификацией ТСР.
В техническом задании документации об аукционе установлено, что заказчику требуются тифлофлешплееры с габаритами не более 85мм*54мм*14мм, массой не более 50 гр. При сравнении представленных моделей тифлофлешплееров (DTB-PS-901, PlexTalk, DTBP-101, Круст-01) установлено, что указанные тифлофлешплееры не соответствуют ни по габаритным размерам, ни по массе. Кроме того, в тифлофлешплеерах марки DTB-PS-901, PlexTalk, DTBP-101, Круст-01 отсутствуют поддерживаемые форматы аудио-книг – ААХ, NLS, высокоскоростное USB соединение с компьютером отсутствует в тифлофлешплеерах DTB-PS-901, DTBP-101, Круст-01, внутренняя память для записи голосовых сообщений 1Gb отсутствует в тифлофлешплеерах DTB-PS-901, PlexTalk, Круст-01.
Таким образом, государственным заказчиком в документации об аукционе в электронной форме установлены характеристики товара, которые в совокупности соответствуют только одной марки тифлофлешплееров – Milestone 212. Заказчиком на заседание Комиссии, кроме рекомендаций Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена трудового красного знамени общества слепых» и ходатайства Тувинской республиканской организации Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийского ордена трудового красного знамени общества слепых», не представлено доказательств обоснованности и учета индивидуальных особенностей граждан, которые послужили основанием для установления в документации об аукционе таких требований к товару, которые в совокупности приводят к невозможности поставки на аукцион тифлофлешплееров иных производителей, кроме продукции Milenstone.
Установление в документации об аукционе в электронной форме технических характеристик специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флеш-картах (тифлофлешплееров), которые соответствуют только одной марке - Milenstone нарушает положения части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов о недопустимости ограничения количества участников размещения заказа и не соответствует целям Закона о размещении заказов, перечисленным в части 1 статьи 1, эффективному использованию средств бюджета, расширение возможностей и стимулированию участия лиц в размещении заказов, развитию добросовестной конкуренции, предотвращению конкуренции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Кроме того, заявки участников открытого аукциона в электронной форме, которые предложат тифлофлешплееры другой марки или же такой же марки с иными характеристиками, незначительно отличающимися от заявленного, будут отклонены на основании части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов по причине несоответствия заявки требованиям документации об аукционе в электронной форме.
На основании вышеизложенного, в нарушение части 1 статьи 41.6 и части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов государственным заказчиком – государственным учреждением – Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва в документации об аукционе в электронной форме на поставку специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флеш-картах (тифлофлешплееров) установлены требования к товару, ограничивающие круг участников размещения заказа.
В связи с чем, доводы подателя жалобы об установлении в документации об аукционе в электронной форме требований к товару, ограничивающих круг участников размещения заказа является обоснованным.
Согласно части 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов, любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме.
В течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе (часть 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов).
Как следует из представленных материалов, ООО «ТИФЛОВЕК» 03.08.2012 года направило в адрес государственного заказчика запрос о даче разъяснений положений аукционной документации.
Согласно информации официального сайта www.zakupki.gov.ru, государственное учреждение – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва с учетом выходных дней 4,5 августа 2012 года разместило разъяснения положений аукционной документации 07.08.2012 года, т.е. в установленный частью 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов срок.
Таким образом, довод подателя жалобы о не размещении государственным заказчиком на официальном сайте разъяснений положений аукционной документации в установленные сроки является необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 г. № 379 Комиссия Тывинского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «ТИФЛОВЕК» частично обоснованной.
2. Признать в действиях государственного заказчика - государственного учреждения – Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва нарушение части 1 статьи 41.6, части 3.1 статьи 34Закона о размещении заказов в части установления в документации об аукционе в электронной форме 0212100001812000092 требований к товару, ограничивающих круг участников размещения заказа, а также нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2206 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
3. Выдать государственному заказчику - государственному учреждению – Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Председатель Комиссии О.М. Долгих
Члены Комиссии Ф.А. Хаджиев
Н.И. Хураган
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по жалобе № 05-05-06/68-12 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов
Резолютивная часть предписания оглашена 13.08.2012 года.
Предписание в полном объеме изготовлено 17.08.2012 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее Тывинское УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председателя Комиссии Долгих О.М. - руководитель Тывинского УФАС России,
члены Комиссии:
Монгуш С.Ю. – главный государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Хураган Н.И. - государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
на основании своего решения от 17.08.2012 г. по делу № 05-05-06/68-12, принятого Комиссией Тывинского УФАС России по итогам рассмотрения жалобы (вх. № 4469 от 07.08.2012 г.) Общества с ограниченной ответственностью «ТИФЛОВЕК», адрес: (…) на действия государственного заказчика – государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва при проведении открытого аукциона в электронной форме № 0212100001812000092 на поставку специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флеш-картах (тифлофлешплееров) для обеспечения инвалидов и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о размещении заказов), предписывает:
1. Государственному заказчику - государственному учреждению – Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва прекратить нарушения Закона о размещении заказов путем аннулирования открытого аукциона в электронной форме №0212100001812000092 на поставку специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флеш-картах (тифлофлешплееров) для обеспечения инвалидов в срок до 27.08.2012 года, совершив действия, направленные на обеспечение конкуренции;
2. Оператору электронной площадки - Закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» обеспечить техническую возможность исполнения государственным заказчиком – государственным учреждением – Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва предписания Тывинского УФАС России по делу № 05-05-06/68-12.
3. Государственному заказчику - государственному учреждению – Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва и Оператору электронной площадки - Закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» об исполнении предписания проинформировать Тывинское УФАС России в срок до 31.08.2012 года с приложением документов, подтверждающих его исполнение.
Невыполнение в установленный срок предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с пунктом 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации
Председатель Комиссии О.М. Долгих
Члены Комиссии Ф.А. Хаджиев
Н.И. Хураган
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ
по жалобе № 05-05-06/68-12
о нарушении законодательства о размещении заказов
Резолютивная часть решения объявлена 13.08.2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 17.08.2012 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее Тывинское УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председатель Комиссии Долгих О.М. - руководитель Тывинского УФАС России,
члены Комиссии:
Монгуш С.Ю. – главный государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Хураган Н.И. - государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
При участии в рассмотрении жалобы:
от государственного заказчика:
– (…), действующая на основании доверенности от (…) года;
от подателя жалобы:
- (…), действующий на основании доверенности № (…) от (…) года;
рассмотрев жалобу (вх. № 4469 от 07.08.2012 г.) Общества с ограниченной ответственностью «ТИФЛОВЕК» (…) на действия государственного заказчика – государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва при проведении открытого аукциона в электронной форме № 0212100001812000092 на поставку специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флеш-картах (тифлофлешплееров) для обеспечения инвалидов и в результате осуществления внеплановой камеральной проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 г. № 379,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 58 Закона о размещении заказов и подана в срок, установленный частью 2.1 статьи 57 Закона о размещении заказов. В связи с этим жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика, подателя жалобы, электронной торговой площадки были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно доводам ООО «ТИФЛОВЕК», документация открытого аукциона в электронной форме № 0212100001812000092 содержит требования, ограничивающие количество участников размещения заказа, а именно указаны следующие требования к товару:
- «Поддерживаемые аудио и текстовые форматы – ААС»;
- «Поддерживаемые форматы аудио-книг – формат ААХ, NLS»;
- «Высокоскоростное USB соединение с компьютером»;
- Внутренняя память для записи голосовых сообщений 1Gb»;
- Габаритные размеры не более 85х54х14 мм»:
- Масса (без сетевого адаптера) не более 50 г»;
Форматы ААХ, NLS – это закрытые для общего доступа форматы, распространенные для пользователей в США. В России инфраструктура по обслуживанию «говорящих книг» - специальная библиотека для слепых – работает с форматом LKF. Возможность работать с «говорящими книгами», записанными в дополнительных форматах, отсутствует. Перечисленные характеристики, требуемые заказчиком от поставщиков, являются характеристиками определенного аппарата – «Milestone 212».
Также государственный заказчик в нарушение части 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов не разместил разъяснение положений аукционной документации об открытом аукционе в электронной форме.
Представитель государственного заказчика (…) не согласилась с поданной жалобой, пояснив, что техническое задание для открытого аукциона в электронной форме разработано согласно рекомендациям Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена трудового красного знамени общества слепых» с учетом ходатайства Тувинской республиканской организации Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийского ордена трудового красного знамени общества слепых». Указанные рекомендации одобрены основными российскими производителями специальных устройств для чтения «говорящих книг» для инвалидов и согласованы с ФАС России.
Рассмотрев жалобу, выслушав доводы представителя государственного заказчика и проведя внеплановую камеральную проверку открытого аукциона в электронной форме № 0212100001812000092, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
На официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0212100001812000092 на поставку специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флеш-картах (тифлофлешплееров) для обеспечения инвалидов, начальная (максимальная) цена контракта – 481 776 рублей.
Документация об аукционе в электронной форме № 0212100001812000092 утверждена заместителем управляющего государственным учреждением – региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва (…) 02.08.2012 года.
В разделе III аукционной документации установлены следующие требования к качеству, к техническим, функциональным характеристикам товара.
- «Поддерживаемые аудио и текстовые форматы – ААС»;
- «Поддерживаемые форматы аудио-книг – формат ААХ, NLS»;
- «Высокоскоростное USB соединение с компьютером»;
- Внутренняя память для записи голосовых сообщений 1Gb»;
- Габаритные размеры не более 85х54х14 мм»:
- Масса (без сетевого адаптера) не более 50 г»;
Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27.06.2007 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание преимущественных условий участия в торгах, а также ограничение доступа к участию в торгах, не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами.
Из содержания действующего законодательства следует, что предусмотренное им право заказчика на формирование в документации об аукционе требований к товару не должно приводить к безосновательному ограничению доступа хозяйствующих субъектов к торгам, в том числе в результате установления требований к товару совокупность которых свидетельствует о возможности поставки на аукцион товара лишь одного производителя, либо в результате фактического переписывания в документации об аукционе технических характеристик товара определенной торговой марки или модели, указанных в техпаспорте на изделия, что создает возможности для участия в торгах лишь поставщикам реализующим товар определенных моделей одного производителя. В противном случае является бессмысленным установление в действующем законодательстве запрета на указание в документации об аукционе сведений о товарном знаке без сопровождения словами «или эквивалент».
Таким образом, определяя требования к товару, заказчику следует руководствоваться объективно необходимой потребностью, которая должна быть обеспечена в результате размещения заказа, поскольку из буквального толкования норм законодательства о размещении заказов следует, что в документации об аукционе должны содержаться требования, связанные с определением соответствия товара потребностям заказчика. Таким образом, устанавливая в документации об аукционе требования к товару, которые ограничивают возможность поставки тех или иных моделей производителей товара на аукцион, заказчик должен иметь аргументированные доводы и доказательства необходимости наличия тех или иных характеристик товара.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что только медико-социальная экспертиза определяет в установленном порядке потребности освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, установленных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 № 1013н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
Федеральное учреждение медико-социальной экспертизы разрабатывает индивидуальные программы реабилитации инвалидов, содержащие перечень реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации (далее ТСР), необходимых инвалиду.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р. В данный перечень входят, в том числе специальные устройства для чтения «говорящих книг».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» и статьей 111 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлены правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил обеспечение инвалидов ТСР осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемых федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно подпункту «а» пункта 3 Правил обеспечение инвалидов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Пункт 4 Правил предусматривает, что заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства с предоставлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения).
В соответствии с пунктом 15.1 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждена Классификация ТСР.
Согласно пункту 13 (13.01) Классификации ТСР инвалиды обеспечиваются таким видом как специальные устройства для чтения «говорящих книг» на флэш-картах.
Требования к ТСР определяются на основании индивидуальных программ, в которых отсутствуют сведения о конкретных габаритах и весе тифлофлешплеера, а имеются лишь сведения, установленные медико-социальной экспертизой в соответствии с Классификацией ТСР.
В техническом задании документации об аукционе установлено, что заказчику требуются тифлофлешплееры с габаритами не более 85мм*54мм*14мм, массой не более 50 гр. При сравнении представленных моделей тифлофлешплееров (DTB-PS-901, PlexTalk, DTBP-101, Круст-01) установлено, что указанные тифлофлешплееры не соответствуют ни по габаритным размерам, ни по массе. Кроме того, в тифлофлешплеерах марки DTB-PS-901, PlexTalk, DTBP-101, Круст-01 отсутствуют поддерживаемые форматы аудио-книг – ААХ, NLS, высокоскоростное USB соединение с компьютером отсутствует в тифлофлешплеерах DTB-PS-901, DTBP-101, Круст-01, внутренняя память для записи голосовых сообщений 1Gb отсутствует в тифлофлешплеерах DTB-PS-901, PlexTalk, Круст-01.
Таким образом, государственным заказчиком в документации об аукционе в электронной форме установлены характеристики товара, которые в совокупности соответствуют только одной марки тифлофлешплееров – Milestone 212. Заказчиком на заседание Комиссии, кроме рекомендаций Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена трудового красного знамени общества слепых» и ходатайства Тувинской республиканской организации Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийского ордена трудового красного знамени общества слепых», не представлено доказательств обоснованности и учета индивидуальных особенностей граждан, которые послужили основанием для установления в документации об аукционе таких требований к товару, которые в совокупности приводят к невозможности поставки на аукцион тифлофлешплееров иных производителей, кроме продукции Milenstone.
Установление в документации об аукционе в электронной форме технических характеристик специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флеш-картах (тифлофлешплееров), которые соответствуют только одной марке - Milenstone нарушает положения части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов о недопустимости ограничения количества участников размещения заказа и не соответствует целям Закона о размещении заказов, перечисленным в части 1 статьи 1, эффективному использованию средств бюджета, расширение возможностей и стимулированию участия лиц в размещении заказов, развитию добросовестной конкуренции, предотвращению конкуренции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Кроме того, заявки участников открытого аукциона в электронной форме, которые предложат тифлофлешплееры другой марки или же такой же марки с иными характеристиками, незначительно отличающимися от заявленного, будут отклонены на основании части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов по причине несоответствия заявки требованиям документации об аукционе в электронной форме.
На основании вышеизложенного, в нарушение части 1 статьи 41.6 и части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов государственным заказчиком – государственным учреждением – Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва в документации об аукционе в электронной форме на поставку специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флеш-картах (тифлофлешплееров) установлены требования к товару, ограничивающие круг участников размещения заказа.
В связи с чем, доводы подателя жалобы об установлении в документации об аукционе в электронной форме требований к товару, ограничивающих круг участников размещения заказа является обоснованным.
Согласно части 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов, любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме.
В течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе (часть 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов).
Как следует из представленных материалов, ООО «ТИФЛОВЕК» 03.08.2012 года направило в адрес государственного заказчика запрос о даче разъяснений положений аукционной документации.
Согласно информации официального сайта www.zakupki.gov.ru, государственное учреждение – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва с учетом выходных дней 4,5 августа 2012 года разместило разъяснения положений аукционной документации 07.08.2012 года, т.е. в установленный частью 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов срок.
Таким образом, довод подателя жалобы о не размещении государственным заказчиком на официальном сайте разъяснений положений аукционной документации в установленные сроки является необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 г. № 379 Комиссия Тывинского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «ТИФЛОВЕК» частично обоснованной.
2. Признать в действиях государственного заказчика - государственного учреждения – Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва нарушение части 1 статьи 41.6, части 3.1 статьи 34Закона о размещении заказов в части установления в документации об аукционе в электронной форме 0212100001812000092 требований к товару, ограничивающих круг участников размещения заказа, а также нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2206 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
3. Выдать государственному заказчику - государственному учреждению – Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Председатель Комиссии О.М. Долгих
Члены Комиссии Ф.А. Хаджиев
Н.И. Хураган
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по жалобе № 05-05-06/68-12 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов
Резолютивная часть предписания оглашена 13.08.2012 года.
Предписание в полном объеме изготовлено 17.08.2012 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее Тывинское УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председателя Комиссии Долгих О.М. - руководитель Тывинского УФАС России,
члены Комиссии:
Монгуш С.Ю. – главный государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Хураган Н.И. - государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
на основании своего решения от 17.08.2012 г. по делу № 05-05-06/68-12, принятого Комиссией Тывинского УФАС России по итогам рассмотрения жалобы (вх. № 4469 от 07.08.2012 г.) Общества с ограниченной ответственностью «ТИФЛОВЕК», адрес: (…) на действия государственного заказчика – государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва при проведении открытого аукциона в электронной форме № 0212100001812000092 на поставку специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флеш-картах (тифлофлешплееров) для обеспечения инвалидов и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о размещении заказов), предписывает:
1. Государственному заказчику - государственному учреждению – Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва прекратить нарушения Закона о размещении заказов путем аннулирования открытого аукциона в электронной форме №0212100001812000092 на поставку специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флеш-картах (тифлофлешплееров) для обеспечения инвалидов в срок до 27.08.2012 года, совершив действия, направленные на обеспечение конкуренции;
2. Оператору электронной площадки - Закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» обеспечить техническую возможность исполнения государственным заказчиком – государственным учреждением – Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва предписания Тывинского УФАС России по делу № 05-05-06/68-12.
3. Государственному заказчику - государственному учреждению – Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва и Оператору электронной площадки - Закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» об исполнении предписания проинформировать Тывинское УФАС России в срок до 31.08.2012 года с приложением документов, подтверждающих его исполнение.
Невыполнение в установленный срок предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с пунктом 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации
Председатель Комиссии О.М. Долгих
Члены Комиссии Ф.А. Хаджиев
Н.И. Хураган
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 05-05-06/68-12
[format] =>
[safe_value] => 05-05-06/68-12
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 4
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 4
[vid] => 6
[name] => Контроль госзакупок
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 7
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2013-01-11 06:17:00
[timezone] => Asia/Krasnoyarsk
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-08-17 06:17:00
[timezone] => Asia/Krasnoyarsk
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1357885115
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Тывинское УФАС России
)