РЕШЕНИЕ по жалобе № 05-05-06/68-12

Сфера деятельности: Контроль госзакупок
Номер дела: 05-05-06/68-12
Дата публикации: 11 января 2013, 14:17

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе  № 05-05-06/68-12

о нарушении законодательства о размещении заказов

 

Резолютивная часть решения объявлена 13.08.2012 года.

Решение в полном объеме изготовлено 17.08.2012 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее Тывинское УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов в составе:

Председатель Комиссии Долгих О.М. - руководитель Тывинского УФАС России,

 члены Комиссии:

Монгуш С.Ю. – главный государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

Хураган Н.И. - государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

При участии в рассмотрении жалобы:

от государственного заказчика:

 – (…), действующая на основании доверенности от (…) года;

от подателя жалобы:

- (…), действующий на основании доверенности № (…) от (…) года;   

рассмотрев жалобу (вх. № 4469 от 07.08.2012 г.) Общества с ограниченной ответственностью «ТИФЛОВЕК» (…) на действия государственного заказчика – государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва при проведении открытого аукциона в электронной форме № 0212100001812000092  на поставку специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флеш-картах (тифлофлешплееров) для обеспечения инвалидов и в результате осуществления внеплановой камеральной проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 г. № 379,

 

УСТАНОВИЛА:

 

 Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 58 Закона о размещении заказов и подана в срок, установленный частью 2.1 статьи 57 Закона о размещении заказов. В связи с этим жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.

Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика, подателя жалобы, электронной торговой площадки были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.

Согласно доводам ООО «ТИФЛОВЕК»,  документация открытого аукциона в электронной форме № 0212100001812000092 содержит требования, ограничивающие количество участников размещения заказа, а именно указаны следующие требования к товару:

- «Поддерживаемые аудио и текстовые форматы – ААС»;

- «Поддерживаемые форматы аудио-книг – формат ААХ, NLS»;

- «Высокоскоростное USB соединение с компьютером»;

- Внутренняя память для записи голосовых сообщений 1Gb»;

- Габаритные размеры не более 85х54х14 мм»:

- Масса (без сетевого адаптера) не более 50 г»;

Форматы ААХ, NLS – это закрытые для общего доступа форматы, распространенные для пользователей в США. В России инфраструктура по обслуживанию «говорящих книг» - специальная библиотека для слепых – работает с форматом LKF. Возможность работать с «говорящими книгами», записанными в дополнительных форматах, отсутствует. Перечисленные характеристики, требуемые заказчиком от поставщиков, являются характеристиками определенного аппарата – «Milestone 212».

Также государственный заказчик в нарушение части 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов не разместил разъяснение положений аукционной документации об открытом аукционе в электронной форме.

Представитель государственного заказчика (…) не согласилась с поданной жалобой, пояснив, что техническое задание для открытого аукциона в электронной форме разработано согласно рекомендациям Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена трудового красного знамени общества слепых» с учетом ходатайства Тувинской республиканской организации Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийского ордена трудового красного знамени общества слепых». Указанные рекомендации одобрены основными российскими производителями специальных устройств для чтения «говорящих книг» для инвалидов и согласованы с ФАС России.

 Рассмотрев жалобу, выслушав доводы представителя государственного заказчика  и проведя внеплановую камеральную проверку открытого аукциона в электронной форме № 0212100001812000092, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.

На официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0212100001812000092  на поставку специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флеш-картах (тифлофлешплееров) для обеспечения инвалидов, начальная (максимальная) цена контракта –   481 776 рублей.  

Документация об аукционе в электронной форме № 0212100001812000092 утверждена заместителем управляющего государственным учреждением – региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва (…) 02.08.2012 года.

В разделе III аукционной документации установлены следующие требования к качеству, к техническим,  функциональным характеристикам товара.

- «Поддерживаемые аудио и текстовые форматы – ААС»;

- «Поддерживаемые форматы аудио-книг – формат ААХ, NLS»;

- «Высокоскоростное USB соединение с компьютером»;

- Внутренняя память для записи голосовых сообщений 1Gb»;

- Габаритные размеры не более 85х54х14 мм»:

- Масса (без сетевого адаптера) не более 50 г»;

Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов,  документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27.06.2007 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание преимущественных условий участия в торгах, а также ограничение доступа к участию в торгах, не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами.

Из содержания действующего законодательства следует, что  предусмотренное им право заказчика на формирование в документации об аукционе требований к товару не должно приводить к безосновательному ограничению доступа хозяйствующих субъектов к торгам, в том числе в результате  установления требований к товару совокупность которых свидетельствует о возможности поставки на аукцион товара лишь одного производителя, либо в  результате фактического переписывания  в документации об аукционе технических характеристик товара определенной торговой марки или модели, указанных в техпаспорте на изделия,  что создает возможности для участия в торгах лишь поставщикам реализующим товар определенных моделей  одного производителя. В противном случае является бессмысленным установление в действующем законодательстве запрета на указание в документации об аукционе сведений о товарном знаке без сопровождения словами «или эквивалент».

Таким образом, определяя требования к товару, заказчику следует руководствоваться объективно необходимой потребностью, которая должна быть обеспечена в результате размещения заказа, поскольку из буквального  толкования норм законодательства о размещении заказов следует, что в документации об аукционе должны содержаться требования, связанные с определением соответствия товара потребностям заказчика. Таким образом, устанавливая в документации об аукционе  требования к товару, которые ограничивают возможность поставки тех или иных моделей производителей товара на аукцион, заказчик должен иметь аргументированные доводы и доказательства необходимости наличия тех или иных характеристик товара.

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что только медико-социальная экспертиза определяет в установленном порядке потребности освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

 Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, установленных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 № 1013н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».

Федеральное учреждение медико-социальной экспертизы разрабатывает индивидуальные программы реабилитации инвалидов, содержащие перечень реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации (далее ТСР), необходимых инвалиду.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р. В данный перечень входят, в том числе специальные устройства для чтения «говорящих книг».

  Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» и статьей 111 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлены правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (далее - Правила).

Согласно пункту 2 Правил обеспечение инвалидов ТСР осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемых федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Согласно подпункту «а» пункта 3 Правил обеспечение инвалидов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

Пункт 4 Правил предусматривает, что заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства с предоставлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения).

В соответствии с пунктом 15.1 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий  граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждена  Классификация ТСР.

Согласно пункту 13 (13.01)  Классификации ТСР   инвалиды обеспечиваются таким видом как специальные устройства для чтения «говорящих книг» на  флэш-картах.

Требования к ТСР определяются на основании индивидуальных программ, в которых отсутствуют сведения о конкретных габаритах и весе тифлофлешплеера, а имеются лишь сведения, установленные медико-социальной экспертизой в соответствии с Классификацией ТСР.

В техническом задании документации об аукционе установлено, что заказчику требуются тифлофлешплееры с габаритами не более 85мм*54мм*14мм, массой не более 50 гр. При сравнении представленных моделей тифлофлешплееров (DTB-PS-901, PlexTalk, DTBP-101, Круст-01) установлено, что  указанные тифлофлешплееры не соответствуют ни по габаритным размерам, ни по массе. Кроме того, в тифлофлешплеерах марки DTB-PS-901, PlexTalk, DTBP-101, Круст-01 отсутствуют поддерживаемые форматы аудио-книг – ААХ, NLS, высокоскоростное USB соединение с компьютером отсутствует в тифлофлешплеерах DTB-PS-901, DTBP-101, Круст-01, внутренняя память для записи голосовых сообщений 1Gb отсутствует в тифлофлешплеерах DTB-PS-901, PlexTalk, Круст-01.

Таким образом, государственным заказчиком в документации об аукционе в электронной форме установлены характеристики  товара, которые в совокупности соответствуют только одной марки тифлофлешплееров – Milestone 212.  Заказчиком на заседание Комиссии, кроме  рекомендаций Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена трудового красного знамени общества слепых»  и ходатайства Тувинской республиканской организации Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийского ордена трудового красного знамени общества слепых», не представлено доказательств обоснованности и учета индивидуальных особенностей граждан, которые послужили основанием для  установления в документации об аукционе таких требований к товару, которые в совокупности приводят к невозможности поставки на аукцион тифлофлешплееров  иных производителей, кроме продукции Milenstone.

Установление в документации об аукционе в электронной форме технических характеристик специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флеш-картах (тифлофлешплееров), которые соответствуют только одной марке  - Milenstone  нарушает положения части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов о недопустимости ограничения количества участников размещения заказа и не соответствует целям Закона о размещении заказов, перечисленным в части 1 статьи 1, эффективному использованию средств бюджета, расширение возможностей и стимулированию участия лиц в размещении заказов, развитию добросовестной конкуренции, предотвращению конкуренции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Кроме того, заявки участников открытого аукциона в электронной форме, которые предложат тифлофлешплееры другой марки или же такой же марки с иными характеристиками, незначительно отличающимися от заявленного, будут отклонены на основании части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов по причине несоответствия заявки требованиям документации об аукционе в электронной форме.

На основании вышеизложенного, в нарушение части 1 статьи 41.6 и части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов государственным заказчиком – государственным учреждением – Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва в документации об аукционе в электронной форме  на поставку специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флеш-картах (тифлофлешплееров) установлены требования к товару, ограничивающие круг участников размещения заказа.

В связи с чем, доводы подателя жалобы об установлении в документации об аукционе в электронной форме требований к товару, ограничивающих круг участников размещения заказа является обоснованным.

Согласно части 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов, любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме.

В течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе (часть 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов).

Как следует из представленных материалов, ООО «ТИФЛОВЕК» 03.08.2012 года направило в адрес государственного заказчика запрос о даче разъяснений положений аукционной документации.

Согласно информации официального сайта www.zakupki.gov.ru, государственное учреждение – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва с учетом выходных дней 4,5 августа 2012 года разместило разъяснения положений аукционной документации 07.08.2012 года, т.е. в установленный частью 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов срок.

Таким образом, довод подателя жалобы о не размещении государственным заказчиком на официальном сайте разъяснений положений аукционной документации в установленные сроки является необоснованным.

 

На основании изложенного,  руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 г. № 379 Комиссия Тывинского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать жалобу ООО «ТИФЛОВЕК» частично обоснованной.

2.  Признать в действиях государственного заказчика - государственного учреждения – Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва нарушение части 1 статьи 41.6, части 3.1 статьи 34Закона о размещении заказов в части установления в документации об аукционе в электронной форме 0212100001812000092 требований к товару, ограничивающих круг участников размещения заказа, а также нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2206 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

3.  Выдать государственному заказчику - государственному учреждению – Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.

  

Председатель Комиссии                                                                  О.М. Долгих                     

Члены Комиссии                                                                              Ф.А. Хаджиев

        Н.И. Хураган

 

 

    Примечание:

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.                  

 

                 

ПРЕДПИСАНИЕ

по жалобе  №  05-05-06/68-12 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов

 

Резолютивная часть предписания оглашена 13.08.2012 года.

Предписание в полном объеме изготовлено 17.08.2012 года.     

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее Тывинское УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов в составе:

Председателя Комиссии Долгих О.М. - руководитель Тывинского УФАС России,

 члены Комиссии:

Монгуш С.Ю. – главный государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

Хураган Н.И. - государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

 

на основании своего решения от 17.08.2012 г. по делу №  05-05-06/68-12, принятого Комиссией Тывинского УФАС России по итогам рассмотрения жалобы (вх. № 4469 от 07.08.2012 г.) Общества с ограниченной ответственностью «ТИФЛОВЕК»,  адрес: (…) на действия государственного заказчика – государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва при проведении открытого аукциона в электронной форме № 0212100001812000092  на поставку специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флеш-картах (тифлофлешплееров) для обеспечения инвалидов и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о размещении заказов), предписывает:

 

1.    Государственному заказчику - государственному учреждению – Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва прекратить нарушения Закона о размещении заказов путем аннулирования открытого аукциона в электронной форме №0212100001812000092  на поставку специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флеш-картах (тифлофлешплееров) для обеспечения инвалидов в срок до 27.08.2012 года, совершив действия, направленные на обеспечение конкуренции;

2.    Оператору электронной площадки - Закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» обеспечить техническую возможность исполнения государственным заказчиком – государственным учреждением – Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва предписания Тывинского УФАС России по делу № 05-05-06/68-12.

3.    Государственному заказчику - государственному учреждению – Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва и Оператору электронной площадки - Закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» об исполнении предписания проинформировать Тывинское УФАС России в срок до 31.08.2012 года с приложением документов, подтверждающих его исполнение.

         

Невыполнение в установленный срок предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с пунктом 7 статьи  19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации      

 

 

Председатель Комиссии                                                                  О.М. Долгих                     

Члены Комиссии                                                                              Ф.А. Хаджиев

        Н.И. Хураган

stdClass Object ( [vid] => 7924 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по жалобе № 05-05-06/68-12 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7924 [type] => solution [language] => ru [created] => 1357885115 [changed] => 1368706914 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368706914 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе  № 05-05-06/68-12

о нарушении законодательства о размещении заказов

 

Резолютивная часть решения объявлена 13.08.2012 года.

Решение в полном объеме изготовлено 17.08.2012 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее Тывинское УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов в составе:

Председатель Комиссии Долгих О.М. - руководитель Тывинского УФАС России,

 члены Комиссии:

Монгуш С.Ю. – главный государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

Хураган Н.И. - государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

При участии в рассмотрении жалобы:

от государственного заказчика:

 – (…), действующая на основании доверенности от (…) года;

от подателя жалобы:

- (…), действующий на основании доверенности № (…) от (…) года;   

рассмотрев жалобу (вх. № 4469 от 07.08.2012 г.) Общества с ограниченной ответственностью «ТИФЛОВЕК» (…) на действия государственного заказчика – государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва при проведении открытого аукциона в электронной форме № 0212100001812000092  на поставку специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флеш-картах (тифлофлешплееров) для обеспечения инвалидов и в результате осуществления внеплановой камеральной проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 г. № 379,

 

УСТАНОВИЛА:

 

 Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 58 Закона о размещении заказов и подана в срок, установленный частью 2.1 статьи 57 Закона о размещении заказов. В связи с этим жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.

Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика, подателя жалобы, электронной торговой площадки были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.

Согласно доводам ООО «ТИФЛОВЕК»,  документация открытого аукциона в электронной форме № 0212100001812000092 содержит требования, ограничивающие количество участников размещения заказа, а именно указаны следующие требования к товару:

- «Поддерживаемые аудио и текстовые форматы – ААС»;

- «Поддерживаемые форматы аудио-книг – формат ААХ, NLS»;

- «Высокоскоростное USB соединение с компьютером»;

- Внутренняя память для записи голосовых сообщений 1Gb»;

- Габаритные размеры не более 85х54х14 мм»:

- Масса (без сетевого адаптера) не более 50 г»;

Форматы ААХ, NLS – это закрытые для общего доступа форматы, распространенные для пользователей в США. В России инфраструктура по обслуживанию «говорящих книг» - специальная библиотека для слепых – работает с форматом LKF. Возможность работать с «говорящими книгами», записанными в дополнительных форматах, отсутствует. Перечисленные характеристики, требуемые заказчиком от поставщиков, являются характеристиками определенного аппарата – «Milestone 212».

Также государственный заказчик в нарушение части 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов не разместил разъяснение положений аукционной документации об открытом аукционе в электронной форме.

Представитель государственного заказчика (…) не согласилась с поданной жалобой, пояснив, что техническое задание для открытого аукциона в электронной форме разработано согласно рекомендациям Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена трудового красного знамени общества слепых» с учетом ходатайства Тувинской республиканской организации Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийского ордена трудового красного знамени общества слепых». Указанные рекомендации одобрены основными российскими производителями специальных устройств для чтения «говорящих книг» для инвалидов и согласованы с ФАС России.

 Рассмотрев жалобу, выслушав доводы представителя государственного заказчика  и проведя внеплановую камеральную проверку открытого аукциона в электронной форме № 0212100001812000092, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.

На официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0212100001812000092  на поставку специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флеш-картах (тифлофлешплееров) для обеспечения инвалидов, начальная (максимальная) цена контракта –   481 776 рублей.  

Документация об аукционе в электронной форме № 0212100001812000092 утверждена заместителем управляющего государственным учреждением – региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва (…) 02.08.2012 года.

В разделе III аукционной документации установлены следующие требования к качеству, к техническим,  функциональным характеристикам товара.

- «Поддерживаемые аудио и текстовые форматы – ААС»;

- «Поддерживаемые форматы аудио-книг – формат ААХ, NLS»;

- «Высокоскоростное USB соединение с компьютером»;

- Внутренняя память для записи голосовых сообщений 1Gb»;

- Габаритные размеры не более 85х54х14 мм»:

- Масса (без сетевого адаптера) не более 50 г»;

Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов,  документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27.06.2007 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание преимущественных условий участия в торгах, а также ограничение доступа к участию в торгах, не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами.

Из содержания действующего законодательства следует, что  предусмотренное им право заказчика на формирование в документации об аукционе требований к товару не должно приводить к безосновательному ограничению доступа хозяйствующих субъектов к торгам, в том числе в результате  установления требований к товару совокупность которых свидетельствует о возможности поставки на аукцион товара лишь одного производителя, либо в  результате фактического переписывания  в документации об аукционе технических характеристик товара определенной торговой марки или модели, указанных в техпаспорте на изделия,  что создает возможности для участия в торгах лишь поставщикам реализующим товар определенных моделей  одного производителя. В противном случае является бессмысленным установление в действующем законодательстве запрета на указание в документации об аукционе сведений о товарном знаке без сопровождения словами «или эквивалент».

Таким образом, определяя требования к товару, заказчику следует руководствоваться объективно необходимой потребностью, которая должна быть обеспечена в результате размещения заказа, поскольку из буквального  толкования норм законодательства о размещении заказов следует, что в документации об аукционе должны содержаться требования, связанные с определением соответствия товара потребностям заказчика. Таким образом, устанавливая в документации об аукционе  требования к товару, которые ограничивают возможность поставки тех или иных моделей производителей товара на аукцион, заказчик должен иметь аргументированные доводы и доказательства необходимости наличия тех или иных характеристик товара.

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что только медико-социальная экспертиза определяет в установленном порядке потребности освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

 Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, установленных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 № 1013н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».

Федеральное учреждение медико-социальной экспертизы разрабатывает индивидуальные программы реабилитации инвалидов, содержащие перечень реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации (далее ТСР), необходимых инвалиду.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р. В данный перечень входят, в том числе специальные устройства для чтения «говорящих книг».

  Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» и статьей 111 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлены правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (далее - Правила).

Согласно пункту 2 Правил обеспечение инвалидов ТСР осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемых федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Согласно подпункту «а» пункта 3 Правил обеспечение инвалидов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

Пункт 4 Правил предусматривает, что заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства с предоставлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения).

В соответствии с пунктом 15.1 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий  граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждена  Классификация ТСР.

Согласно пункту 13 (13.01)  Классификации ТСР   инвалиды обеспечиваются таким видом как специальные устройства для чтения «говорящих книг» на  флэш-картах.

Требования к ТСР определяются на основании индивидуальных программ, в которых отсутствуют сведения о конкретных габаритах и весе тифлофлешплеера, а имеются лишь сведения, установленные медико-социальной экспертизой в соответствии с Классификацией ТСР.

В техническом задании документации об аукционе установлено, что заказчику требуются тифлофлешплееры с габаритами не более 85мм*54мм*14мм, массой не более 50 гр. При сравнении представленных моделей тифлофлешплееров (DTB-PS-901, PlexTalk, DTBP-101, Круст-01) установлено, что  указанные тифлофлешплееры не соответствуют ни по габаритным размерам, ни по массе. Кроме того, в тифлофлешплеерах марки DTB-PS-901, PlexTalk, DTBP-101, Круст-01 отсутствуют поддерживаемые форматы аудио-книг – ААХ, NLS, высокоскоростное USB соединение с компьютером отсутствует в тифлофлешплеерах DTB-PS-901, DTBP-101, Круст-01, внутренняя память для записи голосовых сообщений 1Gb отсутствует в тифлофлешплеерах DTB-PS-901, PlexTalk, Круст-01.

Таким образом, государственным заказчиком в документации об аукционе в электронной форме установлены характеристики  товара, которые в совокупности соответствуют только одной марки тифлофлешплееров – Milestone 212.  Заказчиком на заседание Комиссии, кроме  рекомендаций Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена трудового красного знамени общества слепых»  и ходатайства Тувинской республиканской организации Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийского ордена трудового красного знамени общества слепых», не представлено доказательств обоснованности и учета индивидуальных особенностей граждан, которые послужили основанием для  установления в документации об аукционе таких требований к товару, которые в совокупности приводят к невозможности поставки на аукцион тифлофлешплееров  иных производителей, кроме продукции Milenstone.

Установление в документации об аукционе в электронной форме технических характеристик специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флеш-картах (тифлофлешплееров), которые соответствуют только одной марке  - Milenstone  нарушает положения части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов о недопустимости ограничения количества участников размещения заказа и не соответствует целям Закона о размещении заказов, перечисленным в части 1 статьи 1, эффективному использованию средств бюджета, расширение возможностей и стимулированию участия лиц в размещении заказов, развитию добросовестной конкуренции, предотвращению конкуренции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Кроме того, заявки участников открытого аукциона в электронной форме, которые предложат тифлофлешплееры другой марки или же такой же марки с иными характеристиками, незначительно отличающимися от заявленного, будут отклонены на основании части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов по причине несоответствия заявки требованиям документации об аукционе в электронной форме.

На основании вышеизложенного, в нарушение части 1 статьи 41.6 и части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов государственным заказчиком – государственным учреждением – Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва в документации об аукционе в электронной форме  на поставку специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флеш-картах (тифлофлешплееров) установлены требования к товару, ограничивающие круг участников размещения заказа.

В связи с чем, доводы подателя жалобы об установлении в документации об аукционе в электронной форме требований к товару, ограничивающих круг участников размещения заказа является обоснованным.

Согласно части 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов, любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме.

В течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе (часть 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов).

Как следует из представленных материалов, ООО «ТИФЛОВЕК» 03.08.2012 года направило в адрес государственного заказчика запрос о даче разъяснений положений аукционной документации.

Согласно информации официального сайта www.zakupki.gov.ru, государственное учреждение – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва с учетом выходных дней 4,5 августа 2012 года разместило разъяснения положений аукционной документации 07.08.2012 года, т.е. в установленный частью 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов срок.

Таким образом, довод подателя жалобы о не размещении государственным заказчиком на официальном сайте разъяснений положений аукционной документации в установленные сроки является необоснованным.

 

На основании изложенного,  руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 г. № 379 Комиссия Тывинского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать жалобу ООО «ТИФЛОВЕК» частично обоснованной.

2.  Признать в действиях государственного заказчика - государственного учреждения – Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва нарушение части 1 статьи 41.6, части 3.1 статьи 34Закона о размещении заказов в части установления в документации об аукционе в электронной форме 0212100001812000092 требований к товару, ограничивающих круг участников размещения заказа, а также нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2206 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

3.  Выдать государственному заказчику - государственному учреждению – Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.

  

Председатель Комиссии                                                                  О.М. Долгих                     

Члены Комиссии                                                                              Ф.А. Хаджиев

        Н.И. Хураган

 

 

    Примечание:

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.                  

 

                 

ПРЕДПИСАНИЕ

по жалобе  №  05-05-06/68-12 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов

 

Резолютивная часть предписания оглашена 13.08.2012 года.

Предписание в полном объеме изготовлено 17.08.2012 года.     

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее Тывинское УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов в составе:

Председателя Комиссии Долгих О.М. - руководитель Тывинского УФАС России,

 члены Комиссии:

Монгуш С.Ю. – главный государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

Хураган Н.И. - государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

 

на основании своего решения от 17.08.2012 г. по делу №  05-05-06/68-12, принятого Комиссией Тывинского УФАС России по итогам рассмотрения жалобы (вх. № 4469 от 07.08.2012 г.) Общества с ограниченной ответственностью «ТИФЛОВЕК»,  адрес: (…) на действия государственного заказчика – государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва при проведении открытого аукциона в электронной форме № 0212100001812000092  на поставку специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флеш-картах (тифлофлешплееров) для обеспечения инвалидов и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о размещении заказов), предписывает:

 

1.    Государственному заказчику - государственному учреждению – Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва прекратить нарушения Закона о размещении заказов путем аннулирования открытого аукциона в электронной форме №0212100001812000092  на поставку специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флеш-картах (тифлофлешплееров) для обеспечения инвалидов в срок до 27.08.2012 года, совершив действия, направленные на обеспечение конкуренции;

2.    Оператору электронной площадки - Закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» обеспечить техническую возможность исполнения государственным заказчиком – государственным учреждением – Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва предписания Тывинского УФАС России по делу № 05-05-06/68-12.

3.    Государственному заказчику - государственному учреждению – Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва и Оператору электронной площадки - Закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» об исполнении предписания проинформировать Тывинское УФАС России в срок до 31.08.2012 года с приложением документов, подтверждающих его исполнение.

         

Невыполнение в установленный срок предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с пунктом 7 статьи  19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации      

 

 

Председатель Комиссии                                                                  О.М. Долгих                     

Члены Комиссии                                                                              Ф.А. Хаджиев

        Н.И. Хураган

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе  № 05-05-06/68-12

о нарушении законодательства о размещении заказов

 

Резолютивная часть решения объявлена 13.08.2012 года.

Решение в полном объеме изготовлено 17.08.2012 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее Тывинское УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов в составе:

Председатель Комиссии Долгих О.М. - руководитель Тывинского УФАС России,

 члены Комиссии:

Монгуш С.Ю. – главный государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

Хураган Н.И. - государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

При участии в рассмотрении жалобы:

от государственного заказчика:

 – (…), действующая на основании доверенности от (…) года;

от подателя жалобы:

- (…), действующий на основании доверенности № (…) от (…) года;   

рассмотрев жалобу (вх. № 4469 от 07.08.2012 г.) Общества с ограниченной ответственностью «ТИФЛОВЕК» (…) на действия государственного заказчика – государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва при проведении открытого аукциона в электронной форме № 0212100001812000092  на поставку специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флеш-картах (тифлофлешплееров) для обеспечения инвалидов и в результате осуществления внеплановой камеральной проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 г. № 379,

 

УСТАНОВИЛА:

 

 Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 58 Закона о размещении заказов и подана в срок, установленный частью 2.1 статьи 57 Закона о размещении заказов. В связи с этим жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.

Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика, подателя жалобы, электронной торговой площадки были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.

Согласно доводам ООО «ТИФЛОВЕК»,  документация открытого аукциона в электронной форме № 0212100001812000092 содержит требования, ограничивающие количество участников размещения заказа, а именно указаны следующие требования к товару:

- «Поддерживаемые аудио и текстовые форматы – ААС»;

- «Поддерживаемые форматы аудио-книг – формат ААХ, NLS»;

- «Высокоскоростное USB соединение с компьютером»;

- Внутренняя память для записи голосовых сообщений 1Gb»;

- Габаритные размеры не более 85х54х14 мм»:

- Масса (без сетевого адаптера) не более 50 г»;

Форматы ААХ, NLS – это закрытые для общего доступа форматы, распространенные для пользователей в США. В России инфраструктура по обслуживанию «говорящих книг» - специальная библиотека для слепых – работает с форматом LKF. Возможность работать с «говорящими книгами», записанными в дополнительных форматах, отсутствует. Перечисленные характеристики, требуемые заказчиком от поставщиков, являются характеристиками определенного аппарата – «Milestone 212».

Также государственный заказчик в нарушение части 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов не разместил разъяснение положений аукционной документации об открытом аукционе в электронной форме.

Представитель государственного заказчика (…) не согласилась с поданной жалобой, пояснив, что техническое задание для открытого аукциона в электронной форме разработано согласно рекомендациям Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена трудового красного знамени общества слепых» с учетом ходатайства Тувинской республиканской организации Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийского ордена трудового красного знамени общества слепых». Указанные рекомендации одобрены основными российскими производителями специальных устройств для чтения «говорящих книг» для инвалидов и согласованы с ФАС России.

 Рассмотрев жалобу, выслушав доводы представителя государственного заказчика  и проведя внеплановую камеральную проверку открытого аукциона в электронной форме № 0212100001812000092, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.

На официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0212100001812000092  на поставку специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флеш-картах (тифлофлешплееров) для обеспечения инвалидов, начальная (максимальная) цена контракта –   481 776 рублей.  

Документация об аукционе в электронной форме № 0212100001812000092 утверждена заместителем управляющего государственным учреждением – региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва (…) 02.08.2012 года.

В разделе III аукционной документации установлены следующие требования к качеству, к техническим,  функциональным характеристикам товара.

- «Поддерживаемые аудио и текстовые форматы – ААС»;

- «Поддерживаемые форматы аудио-книг – формат ААХ, NLS»;

- «Высокоскоростное USB соединение с компьютером»;

- Внутренняя память для записи голосовых сообщений 1Gb»;

- Габаритные размеры не более 85х54х14 мм»:

- Масса (без сетевого адаптера) не более 50 г»;

Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов,  документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27.06.2007 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание преимущественных условий участия в торгах, а также ограничение доступа к участию в торгах, не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами.

Из содержания действующего законодательства следует, что  предусмотренное им право заказчика на формирование в документации об аукционе требований к товару не должно приводить к безосновательному ограничению доступа хозяйствующих субъектов к торгам, в том числе в результате  установления требований к товару совокупность которых свидетельствует о возможности поставки на аукцион товара лишь одного производителя, либо в  результате фактического переписывания  в документации об аукционе технических характеристик товара определенной торговой марки или модели, указанных в техпаспорте на изделия,  что создает возможности для участия в торгах лишь поставщикам реализующим товар определенных моделей  одного производителя. В противном случае является бессмысленным установление в действующем законодательстве запрета на указание в документации об аукционе сведений о товарном знаке без сопровождения словами «или эквивалент».

Таким образом, определяя требования к товару, заказчику следует руководствоваться объективно необходимой потребностью, которая должна быть обеспечена в результате размещения заказа, поскольку из буквального  толкования норм законодательства о размещении заказов следует, что в документации об аукционе должны содержаться требования, связанные с определением соответствия товара потребностям заказчика. Таким образом, устанавливая в документации об аукционе  требования к товару, которые ограничивают возможность поставки тех или иных моделей производителей товара на аукцион, заказчик должен иметь аргументированные доводы и доказательства необходимости наличия тех или иных характеристик товара.

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что только медико-социальная экспертиза определяет в установленном порядке потребности освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

 Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, установленных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 № 1013н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».

Федеральное учреждение медико-социальной экспертизы разрабатывает индивидуальные программы реабилитации инвалидов, содержащие перечень реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации (далее ТСР), необходимых инвалиду.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р. В данный перечень входят, в том числе специальные устройства для чтения «говорящих книг».

  Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» и статьей 111 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлены правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (далее - Правила).

Согласно пункту 2 Правил обеспечение инвалидов ТСР осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемых федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Согласно подпункту «а» пункта 3 Правил обеспечение инвалидов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

Пункт 4 Правил предусматривает, что заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства с предоставлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения).

В соответствии с пунктом 15.1 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий  граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждена  Классификация ТСР.

Согласно пункту 13 (13.01)  Классификации ТСР   инвалиды обеспечиваются таким видом как специальные устройства для чтения «говорящих книг» на  флэш-картах.

Требования к ТСР определяются на основании индивидуальных программ, в которых отсутствуют сведения о конкретных габаритах и весе тифлофлешплеера, а имеются лишь сведения, установленные медико-социальной экспертизой в соответствии с Классификацией ТСР.

В техническом задании документации об аукционе установлено, что заказчику требуются тифлофлешплееры с габаритами не более 85мм*54мм*14мм, массой не более 50 гр. При сравнении представленных моделей тифлофлешплееров (DTB-PS-901, PlexTalk, DTBP-101, Круст-01) установлено, что  указанные тифлофлешплееры не соответствуют ни по габаритным размерам, ни по массе. Кроме того, в тифлофлешплеерах марки DTB-PS-901, PlexTalk, DTBP-101, Круст-01 отсутствуют поддерживаемые форматы аудио-книг – ААХ, NLS, высокоскоростное USB соединение с компьютером отсутствует в тифлофлешплеерах DTB-PS-901, DTBP-101, Круст-01, внутренняя память для записи голосовых сообщений 1Gb отсутствует в тифлофлешплеерах DTB-PS-901, PlexTalk, Круст-01.

Таким образом, государственным заказчиком в документации об аукционе в электронной форме установлены характеристики  товара, которые в совокупности соответствуют только одной марки тифлофлешплееров – Milestone 212.  Заказчиком на заседание Комиссии, кроме  рекомендаций Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена трудового красного знамени общества слепых»  и ходатайства Тувинской республиканской организации Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийского ордена трудового красного знамени общества слепых», не представлено доказательств обоснованности и учета индивидуальных особенностей граждан, которые послужили основанием для  установления в документации об аукционе таких требований к товару, которые в совокупности приводят к невозможности поставки на аукцион тифлофлешплееров  иных производителей, кроме продукции Milenstone.

Установление в документации об аукционе в электронной форме технических характеристик специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флеш-картах (тифлофлешплееров), которые соответствуют только одной марке  - Milenstone  нарушает положения части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов о недопустимости ограничения количества участников размещения заказа и не соответствует целям Закона о размещении заказов, перечисленным в части 1 статьи 1, эффективному использованию средств бюджета, расширение возможностей и стимулированию участия лиц в размещении заказов, развитию добросовестной конкуренции, предотвращению конкуренции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Кроме того, заявки участников открытого аукциона в электронной форме, которые предложат тифлофлешплееры другой марки или же такой же марки с иными характеристиками, незначительно отличающимися от заявленного, будут отклонены на основании части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов по причине несоответствия заявки требованиям документации об аукционе в электронной форме.

На основании вышеизложенного, в нарушение части 1 статьи 41.6 и части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов государственным заказчиком – государственным учреждением – Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва в документации об аукционе в электронной форме  на поставку специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флеш-картах (тифлофлешплееров) установлены требования к товару, ограничивающие круг участников размещения заказа.

В связи с чем, доводы подателя жалобы об установлении в документации об аукционе в электронной форме требований к товару, ограничивающих круг участников размещения заказа является обоснованным.

Согласно части 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов, любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме.

В течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе (часть 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов).

Как следует из представленных материалов, ООО «ТИФЛОВЕК» 03.08.2012 года направило в адрес государственного заказчика запрос о даче разъяснений положений аукционной документации.

Согласно информации официального сайта www.zakupki.gov.ru, государственное учреждение – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва с учетом выходных дней 4,5 августа 2012 года разместило разъяснения положений аукционной документации 07.08.2012 года, т.е. в установленный частью 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов срок.

Таким образом, довод подателя жалобы о не размещении государственным заказчиком на официальном сайте разъяснений положений аукционной документации в установленные сроки является необоснованным.

 

На основании изложенного,  руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 г. № 379 Комиссия Тывинского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать жалобу ООО «ТИФЛОВЕК» частично обоснованной.

2.  Признать в действиях государственного заказчика - государственного учреждения – Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва нарушение части 1 статьи 41.6, части 3.1 статьи 34Закона о размещении заказов в части установления в документации об аукционе в электронной форме 0212100001812000092 требований к товару, ограничивающих круг участников размещения заказа, а также нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2206 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

3.  Выдать государственному заказчику - государственному учреждению – Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.

  

Председатель Комиссии                                                                  О.М. Долгих                     

Члены Комиссии                                                                              Ф.А. Хаджиев

        Н.И. Хураган

 

 

    Примечание:

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.                  

 

                 

ПРЕДПИСАНИЕ

по жалобе  №  05-05-06/68-12 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов

 

Резолютивная часть предписания оглашена 13.08.2012 года.

Предписание в полном объеме изготовлено 17.08.2012 года.     

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее Тывинское УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов в составе:

Председателя Комиссии Долгих О.М. - руководитель Тывинского УФАС России,

 члены Комиссии:

Монгуш С.Ю. – главный государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

Хураган Н.И. - государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

 

на основании своего решения от 17.08.2012 г. по делу №  05-05-06/68-12, принятого Комиссией Тывинского УФАС России по итогам рассмотрения жалобы (вх. № 4469 от 07.08.2012 г.) Общества с ограниченной ответственностью «ТИФЛОВЕК»,  адрес: (…) на действия государственного заказчика – государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва при проведении открытого аукциона в электронной форме № 0212100001812000092  на поставку специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флеш-картах (тифлофлешплееров) для обеспечения инвалидов и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о размещении заказов), предписывает:

 

1.    Государственному заказчику - государственному учреждению – Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва прекратить нарушения Закона о размещении заказов путем аннулирования открытого аукциона в электронной форме №0212100001812000092  на поставку специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флеш-картах (тифлофлешплееров) для обеспечения инвалидов в срок до 27.08.2012 года, совершив действия, направленные на обеспечение конкуренции;

2.    Оператору электронной площадки - Закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» обеспечить техническую возможность исполнения государственным заказчиком – государственным учреждением – Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва предписания Тывинского УФАС России по делу № 05-05-06/68-12.

3.    Государственному заказчику - государственному учреждению – Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва и Оператору электронной площадки - Закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» об исполнении предписания проинформировать Тывинское УФАС России в срок до 31.08.2012 года с приложением документов, подтверждающих его исполнение.

         

Невыполнение в установленный срок предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с пунктом 7 статьи  19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации      

 

 

Председатель Комиссии                                                                  О.М. Долгих                     

Члены Комиссии                                                                              Ф.А. Хаджиев

        Н.И. Хураган

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 05-05-06/68-12 [format] => [safe_value] => 05-05-06/68-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 4 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 4 [vid] => 6 [name] => Контроль госзакупок [description] => [format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-01-11 06:17:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-08-17 06:17:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1357885115 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тывинское УФАС России )