РЕШЕНИЕ по делу № 04-06-08/11-11-12

Номер дела: 04-06-08/11-11-12
Дата публикации: 26 ноября 2012, 19:22

 

 

                     

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-06-08/11-11-12

 

01 ноября 2012 года                                                                     г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 19 октября 2012 года.

В полном объёме решение изготовлено 01 ноября 2012 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии: (…) заместителя руководителя – начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,

Членов комиссии:

(…), начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

(…), ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

(…)  – ведущего экономиста сектора финансового мониторинга и валютного контроля Национального банка Республики Тыва;

(…)  - ведущего экономиста отдела банковского надзора Национального банка Республики Тыва;

(…)  – ведущего экономиста экономического отдела Национального банка Республики Тыва 

в присутствии:

представителя ОАО «Сбербанк России» (…) по доверенности от 30.03.2011г. №25-3-17/177,

представителя ООО «Росгосстрах» (…) по доверенности от 12.01.2011г. №85-Дхк,

рассмотрев дело № 04-06-08/11-11-12 по признакам нарушения  ОАО «Сбербанк России», ООО «Росгосстрах» части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

В период с 19 марта по 06 апреля 2012 года инспекцией Тывинского УФАС России, на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва № 57 от 11.03.2012г. «О проведении плановой выездной проверки» проведена проверка в отношении Филиала Общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» в Республике Тыва (далее Филиал ООО «Росгосстрах» в РТ), адрес по месту осуществления деятельности: 667000, г. Кызыл, ул. Ленина, 15 ИНН 5027089703, ОГРН 1025003213641.

По результатам проведенной проверки в действиях ООО «Росгосстрах»  и ОАО «Сбербанк России», заключивших агентские договора №54/11/06 от 11.02.2011г. и №3-71/12 от 10.11.2011г.  выявлены признаки нарушения ч.4 ст.11 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Предметом агентского договора №54/11/06 от 11.02.2011г. является совершение Банком-агентом от имени, по поручению и за счет Страховщика действий, направленных на заключение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями со Страховщиком договоров (полисов) страхования, а Банк-агент получает вознаграждение за оказываемые услуги, а именно вознаграждение за оформление страховых полисов и иных услуг, предусмотренных договором.

Предметом агентского договора №3-71/12 от 10.11.2011г. является совершение Банком-агентом от имени, по поручению и за счет Страховщика действий, направленных на заключение физическими лицами со Страховщиком договоров (полисов) страхования автотранспортных средств, объектов недвижимости, а Банк-агент получает вознаграждение за оказываемые услуги, а именно вознаграждение за оформление страховых полисов и иных услуг, предусмотренных договором.

В Приложении к каждому агентскому договору установлены размеры агентского вознаграждения по видам выполняемого Банком-агентом страхования.

Таким образом, установлено, что между ОАО «Сбербанк России» и ООО «Росгосстрах» заключены агентские договоры, в соответствии с которыми Банк заключал от имени Страховщиков договоры страхования.

Согласно детализированному отчету по отдельным партнерам Филиала ООО «Росгосстрах» в РТ в период с 01.01.2011г. по 31.12.2011г. из *** заключенных договоров страхования *** заключены по кредитным программам ОАО «Сбербанк России», в период с 01.01.2012 по 20.03.2012г. из ** заключенных договоров страхования ** заключены по кредитным программам ОАО «Сбербанк России». По акту приема-передачи оформленные пакеты страховых документов сотрудниками ОАО «Сбербанк России» передаются в Филиал ООО «Росгосстрах» в РТ.

На основании указанных обстоятельств инспекция Тывинского УФАС России пришла к выводу, что действия ОАО «Сбербанк России» и ООО «Росгосстрах», осуществляемые в рамках выполнения условий агентских договоров могут создавать возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения страхового продукта на рынке услуг страхования транспортных средств и объектов недвижимости на территории Республики Тыва, а также возможность для Банка и Страховой компании, в одностороннем порядке воздействовать на выбор клиентами страховых организаций.

Кроме того, как установлено в ходе проведения проверки, агентские договоры не соответствуют постановлению Правительства Российской Федерации от 30.04.2009 N 386 "О случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями", которым предусмотрено, что соглашения между кредитными и страховыми организациями признаются допустимыми в случае, если соглашение содержит условие, согласно которому кредитная организация обязана принимать страховой полис (договор страхования) любой страховой организации, выбранной заемщиком, при условии, что страховая организация соответствует требованиям кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховых услуг.

Приказом Тывинского УФАС России № 131 от 21.05.2012г. было возбуждено дело № 04-06-08/11-11-12 в отношении ООО «Росгосстрах» и  ОАО «Сбербанк России» по признакам нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела № 04-06-08/11-10-12 представитель ОАО «Сбербанк России» указала на то, что в рамках агентского договора №54/11/06 от 11.02.2011г. за период 2011 года совершена одна сделка, о чем свидетельствует акт об оказанных услугах за ноябрь 2011 года, в рамках агентского договора №3-71/12 от 10.11.2011г. в период 2011 года услуги не оказывались.

Относительно отсутствия в рассматриваемых агентских договорах условий о принятии кредитной организацией любого страхового полиса, представитель ОАО «Сбербанк России» не согласилась и указала, что в п.8.11 агентского договора №3-71/12 от 10.11.2011г. содержится ссылка на обязанность Банка принять страховой полис любой страховой организации при условии, что страховая организация соответствует требованиям Банка-агента к страховым организациям. В п.8.9 агентского договора №54/11/06 от 11.02.2011г. содержится ссылка о том, что никакое из условий договора не предусматривает обязанности или прав Банка-агента по навязыванию в какой-либо форме, прямо или косвенно услуг Страховщика Страхователем и не может быть истолковано соответствующим образом.

Представитель ООО «Росгосстрах» поддержал доводы представителя ОАО «Сбербанк России».

16.07.2012г. ОАО «Сбербанк России» в адрес Тывинского УФАС России направило информацию о количестве выданных кредитов Кызылским отделением №8591 ОАО «Сбербанк России» за 2011 год.

Согласно представленной информации из *** выданных жилищных кредитов физическим лицам, страхование рисков осуществлено в ООО «Росгосстрах» - ***, ОАО «СОГАЗ» - **, ООО СК «Согласие» - **, СОАО «ВСК» - **, ОСАО «Ингосстрах» - **, ОАО «СГ МСК» - *.

Из 105 выданных автокредитов физическим лицам, страхование рисков осуществлено в ООО «Росгосстрах» - **, ОАО «СОГАЗ» - *, ООО СК «Согласие» - **, СОАО «ВСК» - **, ОСАО «Ингосстрах» - **.

Из 65 выданных кредитов по ипотеке, объектам недвижимости юридическим лицам, страхование рисков осуществлено в ООО «Росгосстрах» - *, ОАО «СОГАЗ» - **, ООО СК «Согласие» - *, СОАО «ВСК» - **, ОСАО «Ингосстрах» - *.

Из 22 выданных кредитов по транспортным средствам физическим лицам, страхование рисков осуществлено в ООО «Росгосстрах» - *, ОАО «СОГАЗ» - *, СОАО «ВСК» - *, ОСАО «Ингосстрах» - *.

Рассмотрев материалы дела, заслушав устные пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Согласно части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 данного закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Соглашение между кредитной и страховой организаций, которое приводит или может привести к ограничению конкуренции, может быть признано допустимым и не нарушающим часть 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» только при условии, что оно соответствует критериям допустимости, предусмотренным частью 1 статьи 13 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» соглашение – это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2009 N 386 "О случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями" утверждены "Общие исключения в отношении соглашений между кредитными и страховыми организациями".

Указанный акт правительства применяется к соглашениям между кредитными и страховыми организациями, в отношении которых соблюдаются следующие условия: соглашения определяют порядок взаимодействия сторон при страховании рисков заемщиков кредитной организации, включая потенциальных заемщиков, являющихся юридическими и физическими лицами; страхование рисков является обязательным условием предоставления займа или кредитования заемщиков в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) условиями договора займа или кредитного договора, заключаемого между кредитной организацией и заемщиком.

Согласно п. 2 указанного Постановления Правительства РФ N 386 соглашение признается допустимым в случае, если кредитная организация, являющаяся стороной такого соглашения, принимает страховые полисы (договоры страхования) любой страховой организации, отвечающей требованиям кредитной организации, и выполняет одновременно ряд условий, в частности: устанавливает исчерпывающий перечень требований для страховых организаций, требований к условиям предоставления страховой услуги; устанавливает порядок информирования заемщиков о праве выбора любой страховой организации, отвечающей таким требованиям; доводит до сведения заемщиков информацию о возможности заемщиков страховать риски в любой страховой организации, отвечающей требованиям кредитной организации, а также перечень таких страховых организаций.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ N 386 в целях обеспечения конкуренции соглашение должно содержать условие, согласно которому кредитная организация обязана принимать страховой полис (договор страхования) любой страховой организации, выбранной заемщиком, при условии, что страховая организация соответствует требованиям кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги.

Соглашение, в отношении которого выполняются условия, указанные в п. 2 - 4 настоящего документа, является допустимым, если его заключение не является обязательным условием включения страховой организации в перечень страховых организаций, отвечающих требованиям кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги (п. 5 Постановления Правительства РФ N 386).

При оценке условий агентских договоров №54/11/06 от 11.02.2011г. и №3-71/12 от 10.11.2011г. установлено, что агентские договоры, заключенные ОАО «Сбербанк России» с ООО «Росгосстрах», содержат условия, свидетельствующие о возможности принятия страхового полиса любой страховой компании.

Исходя из представленной ОАО «Сбербанк России» информации о количестве выданных кредитов Кызылским отделением №8591 ОАО «Сбербанк России» за 2011 год, указывающей о принятии страховых полисов не только ООО «Росгосстрах», а также информацию об отсутствии реализации агентских договоров, Комиссия приходит к выводу, что заключенные агентские договора на момент рассмотрения дела № 04-06-08/11-11-12, не привели к ограничению или созданию препятствий для конкуренции на рынке страховых и (или) банковских услуг, предоставление ООО «Росгосстрах» преимуществ по сравнению с другими страховщиками, осуществляющими свою деятельность на территории Республики Тыва.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях ОАО «Сбербанк России» и ООО «Росгосстрах» нарушения части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

  На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции», комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/11-11-12 о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

1. Дело № 04-06-08/11-11-12, возбужденное в отношении ОАО «Сбербанк России» и ООО «Росгосстрах» по признакам нарушения части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции прекратить в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях нарушений антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии                               

 

Члены Комиссии                                              

                                                         

                                                                               

 

 

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд Республика Тыва.

stdClass Object ( [vid] => 7767 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 04-06-08/11-11-12 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7767 [type] => solution [language] => ru [created] => 1353929062 [changed] => 1368706914 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368706914 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

 

                     

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-06-08/11-11-12

 

01 ноября 2012 года                                                                     г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 19 октября 2012 года.

В полном объёме решение изготовлено 01 ноября 2012 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии: (…) заместителя руководителя – начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,

Членов комиссии:

(…), начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

(…), ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

(…)  – ведущего экономиста сектора финансового мониторинга и валютного контроля Национального банка Республики Тыва;

(…)  - ведущего экономиста отдела банковского надзора Национального банка Республики Тыва;

(…)  – ведущего экономиста экономического отдела Национального банка Республики Тыва 

в присутствии:

представителя ОАО «Сбербанк России» (…) по доверенности от 30.03.2011г. №25-3-17/177,

представителя ООО «Росгосстрах» (…) по доверенности от 12.01.2011г. №85-Дхк,

рассмотрев дело № 04-06-08/11-11-12 по признакам нарушения  ОАО «Сбербанк России», ООО «Росгосстрах» части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

В период с 19 марта по 06 апреля 2012 года инспекцией Тывинского УФАС России, на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва № 57 от 11.03.2012г. «О проведении плановой выездной проверки» проведена проверка в отношении Филиала Общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» в Республике Тыва (далее Филиал ООО «Росгосстрах» в РТ), адрес по месту осуществления деятельности: 667000, г. Кызыл, ул. Ленина, 15 ИНН 5027089703, ОГРН 1025003213641.

По результатам проведенной проверки в действиях ООО «Росгосстрах»  и ОАО «Сбербанк России», заключивших агентские договора №54/11/06 от 11.02.2011г. и №3-71/12 от 10.11.2011г.  выявлены признаки нарушения ч.4 ст.11 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Предметом агентского договора №54/11/06 от 11.02.2011г. является совершение Банком-агентом от имени, по поручению и за счет Страховщика действий, направленных на заключение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями со Страховщиком договоров (полисов) страхования, а Банк-агент получает вознаграждение за оказываемые услуги, а именно вознаграждение за оформление страховых полисов и иных услуг, предусмотренных договором.

Предметом агентского договора №3-71/12 от 10.11.2011г. является совершение Банком-агентом от имени, по поручению и за счет Страховщика действий, направленных на заключение физическими лицами со Страховщиком договоров (полисов) страхования автотранспортных средств, объектов недвижимости, а Банк-агент получает вознаграждение за оказываемые услуги, а именно вознаграждение за оформление страховых полисов и иных услуг, предусмотренных договором.

В Приложении к каждому агентскому договору установлены размеры агентского вознаграждения по видам выполняемого Банком-агентом страхования.

Таким образом, установлено, что между ОАО «Сбербанк России» и ООО «Росгосстрах» заключены агентские договоры, в соответствии с которыми Банк заключал от имени Страховщиков договоры страхования.

Согласно детализированному отчету по отдельным партнерам Филиала ООО «Росгосстрах» в РТ в период с 01.01.2011г. по 31.12.2011г. из *** заключенных договоров страхования *** заключены по кредитным программам ОАО «Сбербанк России», в период с 01.01.2012 по 20.03.2012г. из ** заключенных договоров страхования ** заключены по кредитным программам ОАО «Сбербанк России». По акту приема-передачи оформленные пакеты страховых документов сотрудниками ОАО «Сбербанк России» передаются в Филиал ООО «Росгосстрах» в РТ.

На основании указанных обстоятельств инспекция Тывинского УФАС России пришла к выводу, что действия ОАО «Сбербанк России» и ООО «Росгосстрах», осуществляемые в рамках выполнения условий агентских договоров могут создавать возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения страхового продукта на рынке услуг страхования транспортных средств и объектов недвижимости на территории Республики Тыва, а также возможность для Банка и Страховой компании, в одностороннем порядке воздействовать на выбор клиентами страховых организаций.

Кроме того, как установлено в ходе проведения проверки, агентские договоры не соответствуют постановлению Правительства Российской Федерации от 30.04.2009 N 386 "О случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями", которым предусмотрено, что соглашения между кредитными и страховыми организациями признаются допустимыми в случае, если соглашение содержит условие, согласно которому кредитная организация обязана принимать страховой полис (договор страхования) любой страховой организации, выбранной заемщиком, при условии, что страховая организация соответствует требованиям кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховых услуг.

Приказом Тывинского УФАС России № 131 от 21.05.2012г. было возбуждено дело № 04-06-08/11-11-12 в отношении ООО «Росгосстрах» и  ОАО «Сбербанк России» по признакам нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела № 04-06-08/11-10-12 представитель ОАО «Сбербанк России» указала на то, что в рамках агентского договора №54/11/06 от 11.02.2011г. за период 2011 года совершена одна сделка, о чем свидетельствует акт об оказанных услугах за ноябрь 2011 года, в рамках агентского договора №3-71/12 от 10.11.2011г. в период 2011 года услуги не оказывались.

Относительно отсутствия в рассматриваемых агентских договорах условий о принятии кредитной организацией любого страхового полиса, представитель ОАО «Сбербанк России» не согласилась и указала, что в п.8.11 агентского договора №3-71/12 от 10.11.2011г. содержится ссылка на обязанность Банка принять страховой полис любой страховой организации при условии, что страховая организация соответствует требованиям Банка-агента к страховым организациям. В п.8.9 агентского договора №54/11/06 от 11.02.2011г. содержится ссылка о том, что никакое из условий договора не предусматривает обязанности или прав Банка-агента по навязыванию в какой-либо форме, прямо или косвенно услуг Страховщика Страхователем и не может быть истолковано соответствующим образом.

Представитель ООО «Росгосстрах» поддержал доводы представителя ОАО «Сбербанк России».

16.07.2012г. ОАО «Сбербанк России» в адрес Тывинского УФАС России направило информацию о количестве выданных кредитов Кызылским отделением №8591 ОАО «Сбербанк России» за 2011 год.

Согласно представленной информации из *** выданных жилищных кредитов физическим лицам, страхование рисков осуществлено в ООО «Росгосстрах» - ***, ОАО «СОГАЗ» - **, ООО СК «Согласие» - **, СОАО «ВСК» - **, ОСАО «Ингосстрах» - **, ОАО «СГ МСК» - *.

Из 105 выданных автокредитов физическим лицам, страхование рисков осуществлено в ООО «Росгосстрах» - **, ОАО «СОГАЗ» - *, ООО СК «Согласие» - **, СОАО «ВСК» - **, ОСАО «Ингосстрах» - **.

Из 65 выданных кредитов по ипотеке, объектам недвижимости юридическим лицам, страхование рисков осуществлено в ООО «Росгосстрах» - *, ОАО «СОГАЗ» - **, ООО СК «Согласие» - *, СОАО «ВСК» - **, ОСАО «Ингосстрах» - *.

Из 22 выданных кредитов по транспортным средствам физическим лицам, страхование рисков осуществлено в ООО «Росгосстрах» - *, ОАО «СОГАЗ» - *, СОАО «ВСК» - *, ОСАО «Ингосстрах» - *.

Рассмотрев материалы дела, заслушав устные пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Согласно части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 данного закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Соглашение между кредитной и страховой организаций, которое приводит или может привести к ограничению конкуренции, может быть признано допустимым и не нарушающим часть 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» только при условии, что оно соответствует критериям допустимости, предусмотренным частью 1 статьи 13 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» соглашение – это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2009 N 386 "О случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями" утверждены "Общие исключения в отношении соглашений между кредитными и страховыми организациями".

Указанный акт правительства применяется к соглашениям между кредитными и страховыми организациями, в отношении которых соблюдаются следующие условия: соглашения определяют порядок взаимодействия сторон при страховании рисков заемщиков кредитной организации, включая потенциальных заемщиков, являющихся юридическими и физическими лицами; страхование рисков является обязательным условием предоставления займа или кредитования заемщиков в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) условиями договора займа или кредитного договора, заключаемого между кредитной организацией и заемщиком.

Согласно п. 2 указанного Постановления Правительства РФ N 386 соглашение признается допустимым в случае, если кредитная организация, являющаяся стороной такого соглашения, принимает страховые полисы (договоры страхования) любой страховой организации, отвечающей требованиям кредитной организации, и выполняет одновременно ряд условий, в частности: устанавливает исчерпывающий перечень требований для страховых организаций, требований к условиям предоставления страховой услуги; устанавливает порядок информирования заемщиков о праве выбора любой страховой организации, отвечающей таким требованиям; доводит до сведения заемщиков информацию о возможности заемщиков страховать риски в любой страховой организации, отвечающей требованиям кредитной организации, а также перечень таких страховых организаций.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ N 386 в целях обеспечения конкуренции соглашение должно содержать условие, согласно которому кредитная организация обязана принимать страховой полис (договор страхования) любой страховой организации, выбранной заемщиком, при условии, что страховая организация соответствует требованиям кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги.

Соглашение, в отношении которого выполняются условия, указанные в п. 2 - 4 настоящего документа, является допустимым, если его заключение не является обязательным условием включения страховой организации в перечень страховых организаций, отвечающих требованиям кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги (п. 5 Постановления Правительства РФ N 386).

При оценке условий агентских договоров №54/11/06 от 11.02.2011г. и №3-71/12 от 10.11.2011г. установлено, что агентские договоры, заключенные ОАО «Сбербанк России» с ООО «Росгосстрах», содержат условия, свидетельствующие о возможности принятия страхового полиса любой страховой компании.

Исходя из представленной ОАО «Сбербанк России» информации о количестве выданных кредитов Кызылским отделением №8591 ОАО «Сбербанк России» за 2011 год, указывающей о принятии страховых полисов не только ООО «Росгосстрах», а также информацию об отсутствии реализации агентских договоров, Комиссия приходит к выводу, что заключенные агентские договора на момент рассмотрения дела № 04-06-08/11-11-12, не привели к ограничению или созданию препятствий для конкуренции на рынке страховых и (или) банковских услуг, предоставление ООО «Росгосстрах» преимуществ по сравнению с другими страховщиками, осуществляющими свою деятельность на территории Республики Тыва.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях ОАО «Сбербанк России» и ООО «Росгосстрах» нарушения части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

  На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции», комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/11-11-12 о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

1. Дело № 04-06-08/11-11-12, возбужденное в отношении ОАО «Сбербанк России» и ООО «Росгосстрах» по признакам нарушения части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции прекратить в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях нарушений антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии                               

 

Члены Комиссии                                              

                                                         

                                                                               

 

 

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд Республика Тыва.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

 

                     

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-06-08/11-11-12

 

01 ноября 2012 года                                                                     г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 19 октября 2012 года.

В полном объёме решение изготовлено 01 ноября 2012 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии: (…) заместителя руководителя – начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,

Членов комиссии:

(…), начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

(…), ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

(…)  – ведущего экономиста сектора финансового мониторинга и валютного контроля Национального банка Республики Тыва;

(…)  - ведущего экономиста отдела банковского надзора Национального банка Республики Тыва;

(…)  – ведущего экономиста экономического отдела Национального банка Республики Тыва 

в присутствии:

представителя ОАО «Сбербанк России» (…) по доверенности от 30.03.2011г. №25-3-17/177,

представителя ООО «Росгосстрах» (…) по доверенности от 12.01.2011г. №85-Дхк,

рассмотрев дело № 04-06-08/11-11-12 по признакам нарушения  ОАО «Сбербанк России», ООО «Росгосстрах» части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

В период с 19 марта по 06 апреля 2012 года инспекцией Тывинского УФАС России, на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва № 57 от 11.03.2012г. «О проведении плановой выездной проверки» проведена проверка в отношении Филиала Общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» в Республике Тыва (далее Филиал ООО «Росгосстрах» в РТ), адрес по месту осуществления деятельности: 667000, г. Кызыл, ул. Ленина, 15 ИНН 5027089703, ОГРН 1025003213641.

По результатам проведенной проверки в действиях ООО «Росгосстрах»  и ОАО «Сбербанк России», заключивших агентские договора №54/11/06 от 11.02.2011г. и №3-71/12 от 10.11.2011г.  выявлены признаки нарушения ч.4 ст.11 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Предметом агентского договора №54/11/06 от 11.02.2011г. является совершение Банком-агентом от имени, по поручению и за счет Страховщика действий, направленных на заключение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями со Страховщиком договоров (полисов) страхования, а Банк-агент получает вознаграждение за оказываемые услуги, а именно вознаграждение за оформление страховых полисов и иных услуг, предусмотренных договором.

Предметом агентского договора №3-71/12 от 10.11.2011г. является совершение Банком-агентом от имени, по поручению и за счет Страховщика действий, направленных на заключение физическими лицами со Страховщиком договоров (полисов) страхования автотранспортных средств, объектов недвижимости, а Банк-агент получает вознаграждение за оказываемые услуги, а именно вознаграждение за оформление страховых полисов и иных услуг, предусмотренных договором.

В Приложении к каждому агентскому договору установлены размеры агентского вознаграждения по видам выполняемого Банком-агентом страхования.

Таким образом, установлено, что между ОАО «Сбербанк России» и ООО «Росгосстрах» заключены агентские договоры, в соответствии с которыми Банк заключал от имени Страховщиков договоры страхования.

Согласно детализированному отчету по отдельным партнерам Филиала ООО «Росгосстрах» в РТ в период с 01.01.2011г. по 31.12.2011г. из *** заключенных договоров страхования *** заключены по кредитным программам ОАО «Сбербанк России», в период с 01.01.2012 по 20.03.2012г. из ** заключенных договоров страхования ** заключены по кредитным программам ОАО «Сбербанк России». По акту приема-передачи оформленные пакеты страховых документов сотрудниками ОАО «Сбербанк России» передаются в Филиал ООО «Росгосстрах» в РТ.

На основании указанных обстоятельств инспекция Тывинского УФАС России пришла к выводу, что действия ОАО «Сбербанк России» и ООО «Росгосстрах», осуществляемые в рамках выполнения условий агентских договоров могут создавать возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения страхового продукта на рынке услуг страхования транспортных средств и объектов недвижимости на территории Республики Тыва, а также возможность для Банка и Страховой компании, в одностороннем порядке воздействовать на выбор клиентами страховых организаций.

Кроме того, как установлено в ходе проведения проверки, агентские договоры не соответствуют постановлению Правительства Российской Федерации от 30.04.2009 N 386 "О случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями", которым предусмотрено, что соглашения между кредитными и страховыми организациями признаются допустимыми в случае, если соглашение содержит условие, согласно которому кредитная организация обязана принимать страховой полис (договор страхования) любой страховой организации, выбранной заемщиком, при условии, что страховая организация соответствует требованиям кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховых услуг.

Приказом Тывинского УФАС России № 131 от 21.05.2012г. было возбуждено дело № 04-06-08/11-11-12 в отношении ООО «Росгосстрах» и  ОАО «Сбербанк России» по признакам нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела № 04-06-08/11-10-12 представитель ОАО «Сбербанк России» указала на то, что в рамках агентского договора №54/11/06 от 11.02.2011г. за период 2011 года совершена одна сделка, о чем свидетельствует акт об оказанных услугах за ноябрь 2011 года, в рамках агентского договора №3-71/12 от 10.11.2011г. в период 2011 года услуги не оказывались.

Относительно отсутствия в рассматриваемых агентских договорах условий о принятии кредитной организацией любого страхового полиса, представитель ОАО «Сбербанк России» не согласилась и указала, что в п.8.11 агентского договора №3-71/12 от 10.11.2011г. содержится ссылка на обязанность Банка принять страховой полис любой страховой организации при условии, что страховая организация соответствует требованиям Банка-агента к страховым организациям. В п.8.9 агентского договора №54/11/06 от 11.02.2011г. содержится ссылка о том, что никакое из условий договора не предусматривает обязанности или прав Банка-агента по навязыванию в какой-либо форме, прямо или косвенно услуг Страховщика Страхователем и не может быть истолковано соответствующим образом.

Представитель ООО «Росгосстрах» поддержал доводы представителя ОАО «Сбербанк России».

16.07.2012г. ОАО «Сбербанк России» в адрес Тывинского УФАС России направило информацию о количестве выданных кредитов Кызылским отделением №8591 ОАО «Сбербанк России» за 2011 год.

Согласно представленной информации из *** выданных жилищных кредитов физическим лицам, страхование рисков осуществлено в ООО «Росгосстрах» - ***, ОАО «СОГАЗ» - **, ООО СК «Согласие» - **, СОАО «ВСК» - **, ОСАО «Ингосстрах» - **, ОАО «СГ МСК» - *.

Из 105 выданных автокредитов физическим лицам, страхование рисков осуществлено в ООО «Росгосстрах» - **, ОАО «СОГАЗ» - *, ООО СК «Согласие» - **, СОАО «ВСК» - **, ОСАО «Ингосстрах» - **.

Из 65 выданных кредитов по ипотеке, объектам недвижимости юридическим лицам, страхование рисков осуществлено в ООО «Росгосстрах» - *, ОАО «СОГАЗ» - **, ООО СК «Согласие» - *, СОАО «ВСК» - **, ОСАО «Ингосстрах» - *.

Из 22 выданных кредитов по транспортным средствам физическим лицам, страхование рисков осуществлено в ООО «Росгосстрах» - *, ОАО «СОГАЗ» - *, СОАО «ВСК» - *, ОСАО «Ингосстрах» - *.

Рассмотрев материалы дела, заслушав устные пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Согласно части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 данного закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Соглашение между кредитной и страховой организаций, которое приводит или может привести к ограничению конкуренции, может быть признано допустимым и не нарушающим часть 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» только при условии, что оно соответствует критериям допустимости, предусмотренным частью 1 статьи 13 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» соглашение – это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2009 N 386 "О случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями" утверждены "Общие исключения в отношении соглашений между кредитными и страховыми организациями".

Указанный акт правительства применяется к соглашениям между кредитными и страховыми организациями, в отношении которых соблюдаются следующие условия: соглашения определяют порядок взаимодействия сторон при страховании рисков заемщиков кредитной организации, включая потенциальных заемщиков, являющихся юридическими и физическими лицами; страхование рисков является обязательным условием предоставления займа или кредитования заемщиков в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) условиями договора займа или кредитного договора, заключаемого между кредитной организацией и заемщиком.

Согласно п. 2 указанного Постановления Правительства РФ N 386 соглашение признается допустимым в случае, если кредитная организация, являющаяся стороной такого соглашения, принимает страховые полисы (договоры страхования) любой страховой организации, отвечающей требованиям кредитной организации, и выполняет одновременно ряд условий, в частности: устанавливает исчерпывающий перечень требований для страховых организаций, требований к условиям предоставления страховой услуги; устанавливает порядок информирования заемщиков о праве выбора любой страховой организации, отвечающей таким требованиям; доводит до сведения заемщиков информацию о возможности заемщиков страховать риски в любой страховой организации, отвечающей требованиям кредитной организации, а также перечень таких страховых организаций.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ N 386 в целях обеспечения конкуренции соглашение должно содержать условие, согласно которому кредитная организация обязана принимать страховой полис (договор страхования) любой страховой организации, выбранной заемщиком, при условии, что страховая организация соответствует требованиям кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги.

Соглашение, в отношении которого выполняются условия, указанные в п. 2 - 4 настоящего документа, является допустимым, если его заключение не является обязательным условием включения страховой организации в перечень страховых организаций, отвечающих требованиям кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги (п. 5 Постановления Правительства РФ N 386).

При оценке условий агентских договоров №54/11/06 от 11.02.2011г. и №3-71/12 от 10.11.2011г. установлено, что агентские договоры, заключенные ОАО «Сбербанк России» с ООО «Росгосстрах», содержат условия, свидетельствующие о возможности принятия страхового полиса любой страховой компании.

Исходя из представленной ОАО «Сбербанк России» информации о количестве выданных кредитов Кызылским отделением №8591 ОАО «Сбербанк России» за 2011 год, указывающей о принятии страховых полисов не только ООО «Росгосстрах», а также информацию об отсутствии реализации агентских договоров, Комиссия приходит к выводу, что заключенные агентские договора на момент рассмотрения дела № 04-06-08/11-11-12, не привели к ограничению или созданию препятствий для конкуренции на рынке страховых и (или) банковских услуг, предоставление ООО «Росгосстрах» преимуществ по сравнению с другими страховщиками, осуществляющими свою деятельность на территории Республики Тыва.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях ОАО «Сбербанк России» и ООО «Росгосстрах» нарушения части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

  На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции», комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/11-11-12 о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

1. Дело № 04-06-08/11-11-12, возбужденное в отношении ОАО «Сбербанк России» и ООО «Росгосстрах» по признакам нарушения части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции прекратить в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях нарушений антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии                               

 

Члены Комиссии                                              

                                                         

                                                                               

 

 

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд Республика Тыва.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-06-08/11-11-12 [format] => [safe_value] => 04-06-08/11-11-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-11-26 11:22:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-11-01 11:22:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1353929062 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тывинское УФАС России )