РЕШЕНИЕ по делу № 04-06-08/43-10-11

Номер дела: 04-06-08/43-10-11
Дата публикации: 26 ноября 2012, 19:08

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-06-08/43-10-11

 

12 октября 2012 года                                                                                       Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября 2012 года.

В полном объёме решение изготовлено 12 октября 2012 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Хаджиев Ф.А. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России.

Члены Комиссии:

Сорвачева В.А. – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

Хитаришвили А.Т. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

Тулуш Ш.Т. – специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

в отсутствии надлежащим образом извещенных ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» (уведомление от 29.08.2012г.) и (…) (почтовая корреспонденция вернулась с пометкой «неверный адрес», тем не менее именно этот адрес указан в заявлении) рассмотрев дело № 04-06-08/43-10-11 о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), возбужденное в отношении Закрытого акционерного общества «Авиа Менеджмент Груп» (далее - ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» (юридический адрес: 119017, г. Москва, ул. Большая Ордынка, д. 44, стр. 4),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Тывинского УФАС России поступило обращение гражданки (…) через Абаканского транспортного прокурора. В своем заявлении (…) указала о том, что она 01 февраля 2011 года приобрела авиабилеты компании ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» по маршруту Кызыл-Красноярск по цене взрослого 6 375 рублей, по цене детского 4 315 рублей и осуществила перелет 01 февраля 2011 года. 02 февраля 2011 года купила билеты по маршруту «Красноярск-Санкт-Петербург» по цене взрослого 10 025 рублей и детского по цене 5 575 рублей. От Кызыла до Красноярска, как указывает заявительница, она летела 1,5 часа за 6 375 рублей, из Красноярска до Санк-Петербурга летела 5 часов за 10 025 рублей, на основании чего считает, что цены на билеты ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» завышены в два раза.

Данное обращение Тывинским УФАС России было направлено по подведомственности по месту нахождения юридического лица - ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» в Управление Федеральной антимонопольной службы по городу Москве, но 13 мая 2011 года Управление Федеральной антимонопольной службы по городу Москве  вернуло указанное обращение в целях рассмотрения по существу в Тывинское УФАС России и указало о том, что в фактах, изложенных в обращении имеются признаки нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, предполагающей проведение анализа соответствующего товарного рынка, исследование которого более целесообразно осуществлять внутри границ анализируемого рынка, и поскольку хоть и ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» находится и зарегистрировано на территории города Москвы, но так как возможное нарушение совершено на территории деятельности Тывинского УФАС России, не приняло указанное обращение к рассмотрению.

Приказом Тывинского УФАС России № 323 от 18.10.2012г. было возбуждено дело № 04-06-08/43-10-11 в отношении ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела были представлены следующие документы: Устав ЗАО «Авиа менеджмент Груп», приказы о введении тарифов на регулярных рейсах с 20.08.2010г., 01.10.2010г. и 01.04.2011г., расчет-обоснование стоимости авиабилета по рассматриваемому маршруту, расчет расходов авиакомпании на осуществление рейсов с приложением копий подтверждающих документов, а также доходы, полученные от реализации билетов по маршруту «Кызыл-Красноярск» за 2010-2011гг.

Представитель ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» пояснила, что для отображения затрат, понесенных авиакомпанией в 2010 - 2011 годах при выполнении рейсов Кызыл - Красноярск - Кызыл, необходимо учесть, что для обеспечения бесперебойного авиасообщения на этих рейсах ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» поочередно использовались все эксплуатируемые воздушные суда. В 2010 - 2011 годах авиапарк ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» состоял из восьми воздушных судов марки Pilatus PC-12. В соответствии с этим затраты на выполнение рейсов Кызыл - Красноярск - Кызыл могут быть вычислены путем соотнесения их с общими затратами ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» на выполнение авиарейсов, пропорционально произведенным часам налета в соответствии с представленным в материалы дела в виде таблицы порядком. Данные в таблице получены на основании анализа суточных планов полетов авиакомпании, в которых содержится информация обо всех выполненных авиакомпанией рейсах, с указанием бортового номера воздушного судна, планируемого и фактического времени вылета и посадки, а также фактического полетного времени по каждому из рейсов.

Также в материалы дела представлен бухгалтерский баланс ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» от 31 декабря 2011 года, отчет о прибылях и убытках за январь - декабрь 2010 года, платежные документы, подтверждающие оплату за перевозку почты по рассматриваемому маршруту. Порядок расчета доли затрат (в процентах), включаемых в издержки обслуживания маршрутов Кызыл - Красноярск в общих затратах ЗАО «Авиа Менеджмент Груп», отчет о количестве принятых корешков посадочных билетов

В подтверждение того, что воздушные суда ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» находятся в лизинге, были представлены договора лизинга, заключенные между ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» и Brazier Holding Limited №97 от 30 октября 2008 года, № 31 от 23 апреля 2008 года, № 96 от 30 октября 2008 года, № 35 от 30 апреля 2008 года, № 32 от 23 апреля 2008 года, № 102 от 11 ноября 2008 года, № 103 от 11 ноября 2008 года, № 30 от 23 апреля 2008 года.

Рассмотрев материалы дела 04-06-08/43-10-11, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) в рамках рассмотрения заявления физического лица на обоснованность стоимости авиабилетов ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» по маршруту Кызыл-Красноярск, проведен анализ  оценки состояния конкурентной среды на рынке предоставления услуг пассажирских перевозок воздушным транспортом на территории Республики Тыва за 2010 год, 1 квартал 2011 года.

Указанный аналитический отчет выполнен в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 г. №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок № 220) и «Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией», утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 г. № 5 (далее – Регламент).

По результатам проведенного  анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг пассажирских перевозок воздушным транспортом на территории Республики Тыва за 2010 год, 1 квартал 2011 года установлено доминирующее положение на указанном товарном рынке  ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» с 100 % долей.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Из пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" следует, что запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В то же время в данном пункте вышеуказанного Постановления указывается на то, что, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции и определить, были ли совершены данные действия в допустимых пределах осуществления лицом гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Частью 2 статьи 10 Закона о защите конкуренции  определено, что хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что его действия (бездействие), указанные в части 1 настоящей статьи (за исключением действий, указанных в пунктах 1, 2, 3, 5, 6, 7 и 10 части 1 названной статьи), могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 данного Закона.

Из вышеизложенного следует, что, оценивая действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, то есть следует определить были ли совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав лицом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (часть 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Действующее антимонопольное законодательство, предъявляя к поведению занимающих доминирующее положение хозяйствующих субъектов определенные требования, необходимые для защиты конкурентной среды, устанавливает также и определенные пределы вмешательства в их деятельность в части установления цены на реализуемый товар.

Такие пределы установлены в пункте 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, из которого следует, что цена, устанавливаемая занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом не должна быть монопольно высокой.

Иных пределов и ограничений в отношении цены, устанавливаемой занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, действующими на территории Российской Федерации федеральными законами не установлено.

В соответствии со статьей 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Таким образом, действующее антимонопольное законодательство закрепляет право занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта устанавливать цену, размер которой покрывает сумму необходимых для производства и реализации товара расходов и не превышает цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

На основании пункта 3 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчик вправе самостоятельно устанавливать плату за перевозку.

Следовательно, при установлении такой платы - тарифа на перевозку - авиакомпания вправе самостоятельно определять критерии и основания, необходимые для принятия ею решений по вопросам тарифной политики.

Тарифы ответчика устанавливались внутренними (локальными) актами – приказами генерального директора. Согласно которым, тариф на рейсы, выполняемые с 01.09.2010г. составлял 5000 руб., с 01.10.2010г. - 6250 руб., с 01.04.2011г. тариф «нормальный» составляет 8230 руб., тариф «специальный» - 6900 руб.

В целях установления того, покрывает ли цена установленная ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» на авиаперевозки по маршруту «Кызыл-Красноярск-Кызыл» в 2010-2011 гг. сумму необходимых расходов и обеспечивает ли необходимый для осуществления деятельности доход, Комиссия Тывинского УФАС России сопоставила сумму полученного дохода от реализации билетов в 2010-2011гг. с суммой понесенных расходов в 2010-2011гг. с разбивкой на каждый год.

В период осуществления деятельности на рассматриваемом рынке с сентября 2010 года ЗАО «Авиа Менеджмент Груп», согласно представленным корешкам проданных билетов, реализовано билетов на авиамаршрут «Кызыл-Красноярск-Кызыл» в сумме (*******) руб. (Таблица 1).

 

Таблица 1

Показатели за 2010 г.

месяц

сумма реализованных билетов

Количество полетов

Летные часы

сентябрь

*******

50

82,47

октябрь

*******

52

87,14

ноябрь

*******

54

84,48

декабрь

*******

108

166,1

 ИТОГО

********

264

420,2

 

За этот же период ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» для осуществления полетов по маршруту «Кызыл-Красноярск-Кызыл» понесло расходы в сумме ********,** руб., которые рассчитаны по статьям затрат, возникших в результате обслуживания маршрута, либо пропорционально произведенным часам налета по рассматриваемому маршруту, т.е. исходя из отношения количества всех полетов, совершенных авиакомпанией в сумме 2223 к количеству полетов, совершенных по маршруту «Кызыл-Красноярск-Кызыл» в сумме 264. Таким образом, для установления размера понесенных расходов на обеспечение перевозок по маршруту «Кызыл-Красноярск-Кызыл» принимается 12% от всех расходов, понесенных ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» в 2010г.

 

Таблица 2

затраты

сумма

на наземное обслуживание

*******,**

авиаметеорологическое и аэронавигационное обслуживание

******,**

топливное обеспечение

*******,**

расходы на проживание летныхэкипажей

****

административно-хозяйственные расходы

*******,**

затраты на обучение летных экипажей

****,*

затраты на сертификацию воздушных судов

*******,***

затраты на страхование воздушных судов

*******

затраты на выплату лизинговых платежей

********

 ИТОГО

********,**

 

Комиссия Тывинского УФАС России, оценив доходы и расходы, понесенные авиакомпанией на обеспечение перевозок по маршруту «Кызыл-Красноярск-Кызыл» в 2010 г., пришла к выводам о превышении расходов над доходами, что не подтверждает установление монопольно высокой цены в размере 6250 руб., так как установление стоимости в размере 6250 руб. за билет не позволило авиакомпании получить прибыль от осуществления перевозок по маршруту «Кызыл-Красноярск-Кызыл».

В период осуществления деятельности на рассматриваемом рынке в 2011 году ЗАО «Авиа Менеджмент Груп», согласно представленным корешкам проданных билетов, реализовано билетов на авиамаршрут «Кызыл-Красноярск-Кызыл» в сумме ********,* руб. (Таблица 3).

Таблица 3

                                        

Показатели за 2011 г.

месяц

сумма реализованных билетов

Количество полетов

Летные часы

январь

*******

84

134,7

февраль

*******,*

94

150

март

*******

109

173,3

апрель

*******

106

166

май

*******

101

157

июнь

*******

126

195,3

июль

*******

154

237,8

август

*******

159

246,5

сентябрь

*******

146

224,9

октябрь

*******

135

209,7

ноябрь

*******

108

169,4

декабрь

*******

79

123,2

 ИТОГО

********,*

1401

2188

За этот же период ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» для осуществления полетов по маршруту «Кызыл-Красноярск-Кызыл» понесло расходы в сумме ********,* руб., которые рассчитаны по статьям затрат, возникших в результате обслуживания маршрута, либо пропорционально произведенным часам налета по рассматриваемому маршруту, т.е. исходя из отношения количества всех полетов, совершенных авиакомпанией в сумме 4327 к количеству полетов, совершенных по маршруту «Кызыл-Красноярск-Кызыл» в сумме 1401. Таким образом, для установления размера понесенных расходов на обеспечение перевозок по маршруту «Кызыл-Красноярск-Кызыл» принимается 32% от всех расходов, понесенных ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» в 2011г.

Таблица 4

затраты

сумма

на наземное обслуживание

*******,**

авиаметеорологическое и аэронавигационное обслуживание

*******,**

топливное обеспечение

********,*

расходы на проживание летных экипажей

******

административно-хозяйственные расходы

********,*

затраты на обучение летных экипажей

*****

затраты на сертификацию воздушных судов

*******,**

затраты на страхование воздушных судов

*******,**

затраты на выплату лизинговых платежей

*******,**

 ИТОГО

********,*

Комиссия Тывинского УФАС России, оценив доходы и расходы, понесенные авиакомпанией на обеспечение перевозок по маршруту «Кызыл-Красноярск-Кызыл» в 2011 г., установила, что сумма полученной выручки превышает понесенные расходы на 11%.

Так как предусмотренных законом ограничений по уровню рентабельности при формировании свободных тарифов, связанных с перевозкой пассажиров, осуществляемых воздушным транспортом, не имеется, а также отсутствуют нормативно-правовые акты, устанавливающие статьи затрат, подлежащие включению в стоимость понесенных расходов на осуществление авиаперевозок, то Комиссия не находит оснований для выводов о неправомерности установленных тарифов в размере 8230 руб. и 6900 руб. в 2011 г., так как суммы понесенных затрат в 2011 г. подтверждаются  платежными поручениями.

Исходя из имеющихся в деле доказательств, Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ЗАО «Авиа Менеджмент Груп».

  На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/43-10-11 о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

1. Дело №04-06-08/43-10-11, возбужденное в отношении ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием нарушений антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии                                            Ф.А. Хаджиев

 

Члены Комиссии                                                          В.А. Сорвачева

                                                             

                                                                                     А.Т. Хитаришвили

                                                         

                                                                                     Ш.Т. Тулуш

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республика Тыва.

 

stdClass Object ( [vid] => 7763 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 04-06-08/43-10-11 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7763 [type] => solution [language] => ru [created] => 1353928232 [changed] => 1368706914 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368706914 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-06-08/43-10-11

 

12 октября 2012 года                                                                                       Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября 2012 года.

В полном объёме решение изготовлено 12 октября 2012 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Хаджиев Ф.А. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России.

Члены Комиссии:

Сорвачева В.А. – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

Хитаришвили А.Т. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

Тулуш Ш.Т. – специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

в отсутствии надлежащим образом извещенных ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» (уведомление от 29.08.2012г.) и (…) (почтовая корреспонденция вернулась с пометкой «неверный адрес», тем не менее именно этот адрес указан в заявлении) рассмотрев дело № 04-06-08/43-10-11 о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), возбужденное в отношении Закрытого акционерного общества «Авиа Менеджмент Груп» (далее - ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» (юридический адрес: 119017, г. Москва, ул. Большая Ордынка, д. 44, стр. 4),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Тывинского УФАС России поступило обращение гражданки (…) через Абаканского транспортного прокурора. В своем заявлении (…) указала о том, что она 01 февраля 2011 года приобрела авиабилеты компании ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» по маршруту Кызыл-Красноярск по цене взрослого 6 375 рублей, по цене детского 4 315 рублей и осуществила перелет 01 февраля 2011 года. 02 февраля 2011 года купила билеты по маршруту «Красноярск-Санкт-Петербург» по цене взрослого 10 025 рублей и детского по цене 5 575 рублей. От Кызыла до Красноярска, как указывает заявительница, она летела 1,5 часа за 6 375 рублей, из Красноярска до Санк-Петербурга летела 5 часов за 10 025 рублей, на основании чего считает, что цены на билеты ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» завышены в два раза.

Данное обращение Тывинским УФАС России было направлено по подведомственности по месту нахождения юридического лица - ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» в Управление Федеральной антимонопольной службы по городу Москве, но 13 мая 2011 года Управление Федеральной антимонопольной службы по городу Москве  вернуло указанное обращение в целях рассмотрения по существу в Тывинское УФАС России и указало о том, что в фактах, изложенных в обращении имеются признаки нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, предполагающей проведение анализа соответствующего товарного рынка, исследование которого более целесообразно осуществлять внутри границ анализируемого рынка, и поскольку хоть и ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» находится и зарегистрировано на территории города Москвы, но так как возможное нарушение совершено на территории деятельности Тывинского УФАС России, не приняло указанное обращение к рассмотрению.

Приказом Тывинского УФАС России № 323 от 18.10.2012г. было возбуждено дело № 04-06-08/43-10-11 в отношении ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела были представлены следующие документы: Устав ЗАО «Авиа менеджмент Груп», приказы о введении тарифов на регулярных рейсах с 20.08.2010г., 01.10.2010г. и 01.04.2011г., расчет-обоснование стоимости авиабилета по рассматриваемому маршруту, расчет расходов авиакомпании на осуществление рейсов с приложением копий подтверждающих документов, а также доходы, полученные от реализации билетов по маршруту «Кызыл-Красноярск» за 2010-2011гг.

Представитель ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» пояснила, что для отображения затрат, понесенных авиакомпанией в 2010 - 2011 годах при выполнении рейсов Кызыл - Красноярск - Кызыл, необходимо учесть, что для обеспечения бесперебойного авиасообщения на этих рейсах ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» поочередно использовались все эксплуатируемые воздушные суда. В 2010 - 2011 годах авиапарк ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» состоял из восьми воздушных судов марки Pilatus PC-12. В соответствии с этим затраты на выполнение рейсов Кызыл - Красноярск - Кызыл могут быть вычислены путем соотнесения их с общими затратами ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» на выполнение авиарейсов, пропорционально произведенным часам налета в соответствии с представленным в материалы дела в виде таблицы порядком. Данные в таблице получены на основании анализа суточных планов полетов авиакомпании, в которых содержится информация обо всех выполненных авиакомпанией рейсах, с указанием бортового номера воздушного судна, планируемого и фактического времени вылета и посадки, а также фактического полетного времени по каждому из рейсов.

Также в материалы дела представлен бухгалтерский баланс ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» от 31 декабря 2011 года, отчет о прибылях и убытках за январь - декабрь 2010 года, платежные документы, подтверждающие оплату за перевозку почты по рассматриваемому маршруту. Порядок расчета доли затрат (в процентах), включаемых в издержки обслуживания маршрутов Кызыл - Красноярск в общих затратах ЗАО «Авиа Менеджмент Груп», отчет о количестве принятых корешков посадочных билетов

В подтверждение того, что воздушные суда ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» находятся в лизинге, были представлены договора лизинга, заключенные между ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» и Brazier Holding Limited №97 от 30 октября 2008 года, № 31 от 23 апреля 2008 года, № 96 от 30 октября 2008 года, № 35 от 30 апреля 2008 года, № 32 от 23 апреля 2008 года, № 102 от 11 ноября 2008 года, № 103 от 11 ноября 2008 года, № 30 от 23 апреля 2008 года.

Рассмотрев материалы дела 04-06-08/43-10-11, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) в рамках рассмотрения заявления физического лица на обоснованность стоимости авиабилетов ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» по маршруту Кызыл-Красноярск, проведен анализ  оценки состояния конкурентной среды на рынке предоставления услуг пассажирских перевозок воздушным транспортом на территории Республики Тыва за 2010 год, 1 квартал 2011 года.

Указанный аналитический отчет выполнен в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 г. №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок № 220) и «Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией», утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 г. № 5 (далее – Регламент).

По результатам проведенного  анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг пассажирских перевозок воздушным транспортом на территории Республики Тыва за 2010 год, 1 квартал 2011 года установлено доминирующее положение на указанном товарном рынке  ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» с 100 % долей.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Из пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" следует, что запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В то же время в данном пункте вышеуказанного Постановления указывается на то, что, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции и определить, были ли совершены данные действия в допустимых пределах осуществления лицом гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Частью 2 статьи 10 Закона о защите конкуренции  определено, что хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что его действия (бездействие), указанные в части 1 настоящей статьи (за исключением действий, указанных в пунктах 1, 2, 3, 5, 6, 7 и 10 части 1 названной статьи), могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 данного Закона.

Из вышеизложенного следует, что, оценивая действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, то есть следует определить были ли совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав лицом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (часть 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Действующее антимонопольное законодательство, предъявляя к поведению занимающих доминирующее положение хозяйствующих субъектов определенные требования, необходимые для защиты конкурентной среды, устанавливает также и определенные пределы вмешательства в их деятельность в части установления цены на реализуемый товар.

Такие пределы установлены в пункте 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, из которого следует, что цена, устанавливаемая занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом не должна быть монопольно высокой.

Иных пределов и ограничений в отношении цены, устанавливаемой занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, действующими на территории Российской Федерации федеральными законами не установлено.

В соответствии со статьей 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Таким образом, действующее антимонопольное законодательство закрепляет право занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта устанавливать цену, размер которой покрывает сумму необходимых для производства и реализации товара расходов и не превышает цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

На основании пункта 3 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчик вправе самостоятельно устанавливать плату за перевозку.

Следовательно, при установлении такой платы - тарифа на перевозку - авиакомпания вправе самостоятельно определять критерии и основания, необходимые для принятия ею решений по вопросам тарифной политики.

Тарифы ответчика устанавливались внутренними (локальными) актами – приказами генерального директора. Согласно которым, тариф на рейсы, выполняемые с 01.09.2010г. составлял 5000 руб., с 01.10.2010г. - 6250 руб., с 01.04.2011г. тариф «нормальный» составляет 8230 руб., тариф «специальный» - 6900 руб.

В целях установления того, покрывает ли цена установленная ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» на авиаперевозки по маршруту «Кызыл-Красноярск-Кызыл» в 2010-2011 гг. сумму необходимых расходов и обеспечивает ли необходимый для осуществления деятельности доход, Комиссия Тывинского УФАС России сопоставила сумму полученного дохода от реализации билетов в 2010-2011гг. с суммой понесенных расходов в 2010-2011гг. с разбивкой на каждый год.

В период осуществления деятельности на рассматриваемом рынке с сентября 2010 года ЗАО «Авиа Менеджмент Груп», согласно представленным корешкам проданных билетов, реализовано билетов на авиамаршрут «Кызыл-Красноярск-Кызыл» в сумме (*******) руб. (Таблица 1).

 

Таблица 1

Показатели за 2010 г.

месяц

сумма реализованных билетов

Количество полетов

Летные часы

сентябрь

*******

50

82,47

октябрь

*******

52

87,14

ноябрь

*******

54

84,48

декабрь

*******

108

166,1

 ИТОГО

********

264

420,2

 

За этот же период ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» для осуществления полетов по маршруту «Кызыл-Красноярск-Кызыл» понесло расходы в сумме ********,** руб., которые рассчитаны по статьям затрат, возникших в результате обслуживания маршрута, либо пропорционально произведенным часам налета по рассматриваемому маршруту, т.е. исходя из отношения количества всех полетов, совершенных авиакомпанией в сумме 2223 к количеству полетов, совершенных по маршруту «Кызыл-Красноярск-Кызыл» в сумме 264. Таким образом, для установления размера понесенных расходов на обеспечение перевозок по маршруту «Кызыл-Красноярск-Кызыл» принимается 12% от всех расходов, понесенных ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» в 2010г.

 

Таблица 2

затраты

сумма

на наземное обслуживание

*******,**

авиаметеорологическое и аэронавигационное обслуживание

******,**

топливное обеспечение

*******,**

расходы на проживание летныхэкипажей

****

административно-хозяйственные расходы

*******,**

затраты на обучение летных экипажей

****,*

затраты на сертификацию воздушных судов

*******,***

затраты на страхование воздушных судов

*******

затраты на выплату лизинговых платежей

********

 ИТОГО

********,**

 

Комиссия Тывинского УФАС России, оценив доходы и расходы, понесенные авиакомпанией на обеспечение перевозок по маршруту «Кызыл-Красноярск-Кызыл» в 2010 г., пришла к выводам о превышении расходов над доходами, что не подтверждает установление монопольно высокой цены в размере 6250 руб., так как установление стоимости в размере 6250 руб. за билет не позволило авиакомпании получить прибыль от осуществления перевозок по маршруту «Кызыл-Красноярск-Кызыл».

В период осуществления деятельности на рассматриваемом рынке в 2011 году ЗАО «Авиа Менеджмент Груп», согласно представленным корешкам проданных билетов, реализовано билетов на авиамаршрут «Кызыл-Красноярск-Кызыл» в сумме ********,* руб. (Таблица 3).

Таблица 3

                                        

Показатели за 2011 г.

месяц

сумма реализованных билетов

Количество полетов

Летные часы

январь

*******

84

134,7

февраль

*******,*

94

150

март

*******

109

173,3

апрель

*******

106

166

май

*******

101

157

июнь

*******

126

195,3

июль

*******

154

237,8

август

*******

159

246,5

сентябрь

*******

146

224,9

октябрь

*******

135

209,7

ноябрь

*******

108

169,4

декабрь

*******

79

123,2

 ИТОГО

********,*

1401

2188

За этот же период ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» для осуществления полетов по маршруту «Кызыл-Красноярск-Кызыл» понесло расходы в сумме ********,* руб., которые рассчитаны по статьям затрат, возникших в результате обслуживания маршрута, либо пропорционально произведенным часам налета по рассматриваемому маршруту, т.е. исходя из отношения количества всех полетов, совершенных авиакомпанией в сумме 4327 к количеству полетов, совершенных по маршруту «Кызыл-Красноярск-Кызыл» в сумме 1401. Таким образом, для установления размера понесенных расходов на обеспечение перевозок по маршруту «Кызыл-Красноярск-Кызыл» принимается 32% от всех расходов, понесенных ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» в 2011г.

Таблица 4

затраты

сумма

на наземное обслуживание

*******,**

авиаметеорологическое и аэронавигационное обслуживание

*******,**

топливное обеспечение

********,*

расходы на проживание летных экипажей

******

административно-хозяйственные расходы

********,*

затраты на обучение летных экипажей

*****

затраты на сертификацию воздушных судов

*******,**

затраты на страхование воздушных судов

*******,**

затраты на выплату лизинговых платежей

*******,**

 ИТОГО

********,*

Комиссия Тывинского УФАС России, оценив доходы и расходы, понесенные авиакомпанией на обеспечение перевозок по маршруту «Кызыл-Красноярск-Кызыл» в 2011 г., установила, что сумма полученной выручки превышает понесенные расходы на 11%.

Так как предусмотренных законом ограничений по уровню рентабельности при формировании свободных тарифов, связанных с перевозкой пассажиров, осуществляемых воздушным транспортом, не имеется, а также отсутствуют нормативно-правовые акты, устанавливающие статьи затрат, подлежащие включению в стоимость понесенных расходов на осуществление авиаперевозок, то Комиссия не находит оснований для выводов о неправомерности установленных тарифов в размере 8230 руб. и 6900 руб. в 2011 г., так как суммы понесенных затрат в 2011 г. подтверждаются  платежными поручениями.

Исходя из имеющихся в деле доказательств, Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ЗАО «Авиа Менеджмент Груп».

  На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/43-10-11 о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

1. Дело №04-06-08/43-10-11, возбужденное в отношении ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием нарушений антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии                                            Ф.А. Хаджиев

 

Члены Комиссии                                                          В.А. Сорвачева

                                                             

                                                                                     А.Т. Хитаришвили

                                                         

                                                                                     Ш.Т. Тулуш

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республика Тыва.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-06-08/43-10-11

 

12 октября 2012 года                                                                                       Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября 2012 года.

В полном объёме решение изготовлено 12 октября 2012 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Хаджиев Ф.А. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России.

Члены Комиссии:

Сорвачева В.А. – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

Хитаришвили А.Т. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

Тулуш Ш.Т. – специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

в отсутствии надлежащим образом извещенных ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» (уведомление от 29.08.2012г.) и (…) (почтовая корреспонденция вернулась с пометкой «неверный адрес», тем не менее именно этот адрес указан в заявлении) рассмотрев дело № 04-06-08/43-10-11 о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), возбужденное в отношении Закрытого акционерного общества «Авиа Менеджмент Груп» (далее - ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» (юридический адрес: 119017, г. Москва, ул. Большая Ордынка, д. 44, стр. 4),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Тывинского УФАС России поступило обращение гражданки (…) через Абаканского транспортного прокурора. В своем заявлении (…) указала о том, что она 01 февраля 2011 года приобрела авиабилеты компании ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» по маршруту Кызыл-Красноярск по цене взрослого 6 375 рублей, по цене детского 4 315 рублей и осуществила перелет 01 февраля 2011 года. 02 февраля 2011 года купила билеты по маршруту «Красноярск-Санкт-Петербург» по цене взрослого 10 025 рублей и детского по цене 5 575 рублей. От Кызыла до Красноярска, как указывает заявительница, она летела 1,5 часа за 6 375 рублей, из Красноярска до Санк-Петербурга летела 5 часов за 10 025 рублей, на основании чего считает, что цены на билеты ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» завышены в два раза.

Данное обращение Тывинским УФАС России было направлено по подведомственности по месту нахождения юридического лица - ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» в Управление Федеральной антимонопольной службы по городу Москве, но 13 мая 2011 года Управление Федеральной антимонопольной службы по городу Москве  вернуло указанное обращение в целях рассмотрения по существу в Тывинское УФАС России и указало о том, что в фактах, изложенных в обращении имеются признаки нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, предполагающей проведение анализа соответствующего товарного рынка, исследование которого более целесообразно осуществлять внутри границ анализируемого рынка, и поскольку хоть и ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» находится и зарегистрировано на территории города Москвы, но так как возможное нарушение совершено на территории деятельности Тывинского УФАС России, не приняло указанное обращение к рассмотрению.

Приказом Тывинского УФАС России № 323 от 18.10.2012г. было возбуждено дело № 04-06-08/43-10-11 в отношении ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела были представлены следующие документы: Устав ЗАО «Авиа менеджмент Груп», приказы о введении тарифов на регулярных рейсах с 20.08.2010г., 01.10.2010г. и 01.04.2011г., расчет-обоснование стоимости авиабилета по рассматриваемому маршруту, расчет расходов авиакомпании на осуществление рейсов с приложением копий подтверждающих документов, а также доходы, полученные от реализации билетов по маршруту «Кызыл-Красноярск» за 2010-2011гг.

Представитель ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» пояснила, что для отображения затрат, понесенных авиакомпанией в 2010 - 2011 годах при выполнении рейсов Кызыл - Красноярск - Кызыл, необходимо учесть, что для обеспечения бесперебойного авиасообщения на этих рейсах ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» поочередно использовались все эксплуатируемые воздушные суда. В 2010 - 2011 годах авиапарк ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» состоял из восьми воздушных судов марки Pilatus PC-12. В соответствии с этим затраты на выполнение рейсов Кызыл - Красноярск - Кызыл могут быть вычислены путем соотнесения их с общими затратами ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» на выполнение авиарейсов, пропорционально произведенным часам налета в соответствии с представленным в материалы дела в виде таблицы порядком. Данные в таблице получены на основании анализа суточных планов полетов авиакомпании, в которых содержится информация обо всех выполненных авиакомпанией рейсах, с указанием бортового номера воздушного судна, планируемого и фактического времени вылета и посадки, а также фактического полетного времени по каждому из рейсов.

Также в материалы дела представлен бухгалтерский баланс ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» от 31 декабря 2011 года, отчет о прибылях и убытках за январь - декабрь 2010 года, платежные документы, подтверждающие оплату за перевозку почты по рассматриваемому маршруту. Порядок расчета доли затрат (в процентах), включаемых в издержки обслуживания маршрутов Кызыл - Красноярск в общих затратах ЗАО «Авиа Менеджмент Груп», отчет о количестве принятых корешков посадочных билетов

В подтверждение того, что воздушные суда ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» находятся в лизинге, были представлены договора лизинга, заключенные между ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» и Brazier Holding Limited №97 от 30 октября 2008 года, № 31 от 23 апреля 2008 года, № 96 от 30 октября 2008 года, № 35 от 30 апреля 2008 года, № 32 от 23 апреля 2008 года, № 102 от 11 ноября 2008 года, № 103 от 11 ноября 2008 года, № 30 от 23 апреля 2008 года.

Рассмотрев материалы дела 04-06-08/43-10-11, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) в рамках рассмотрения заявления физического лица на обоснованность стоимости авиабилетов ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» по маршруту Кызыл-Красноярск, проведен анализ  оценки состояния конкурентной среды на рынке предоставления услуг пассажирских перевозок воздушным транспортом на территории Республики Тыва за 2010 год, 1 квартал 2011 года.

Указанный аналитический отчет выполнен в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 г. №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок № 220) и «Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией», утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 г. № 5 (далее – Регламент).

По результатам проведенного  анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг пассажирских перевозок воздушным транспортом на территории Республики Тыва за 2010 год, 1 квартал 2011 года установлено доминирующее положение на указанном товарном рынке  ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» с 100 % долей.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Из пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" следует, что запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В то же время в данном пункте вышеуказанного Постановления указывается на то, что, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции и определить, были ли совершены данные действия в допустимых пределах осуществления лицом гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Частью 2 статьи 10 Закона о защите конкуренции  определено, что хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что его действия (бездействие), указанные в части 1 настоящей статьи (за исключением действий, указанных в пунктах 1, 2, 3, 5, 6, 7 и 10 части 1 названной статьи), могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 данного Закона.

Из вышеизложенного следует, что, оценивая действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, то есть следует определить были ли совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав лицом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (часть 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Действующее антимонопольное законодательство, предъявляя к поведению занимающих доминирующее положение хозяйствующих субъектов определенные требования, необходимые для защиты конкурентной среды, устанавливает также и определенные пределы вмешательства в их деятельность в части установления цены на реализуемый товар.

Такие пределы установлены в пункте 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, из которого следует, что цена, устанавливаемая занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом не должна быть монопольно высокой.

Иных пределов и ограничений в отношении цены, устанавливаемой занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, действующими на территории Российской Федерации федеральными законами не установлено.

В соответствии со статьей 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Таким образом, действующее антимонопольное законодательство закрепляет право занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта устанавливать цену, размер которой покрывает сумму необходимых для производства и реализации товара расходов и не превышает цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

На основании пункта 3 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчик вправе самостоятельно устанавливать плату за перевозку.

Следовательно, при установлении такой платы - тарифа на перевозку - авиакомпания вправе самостоятельно определять критерии и основания, необходимые для принятия ею решений по вопросам тарифной политики.

Тарифы ответчика устанавливались внутренними (локальными) актами – приказами генерального директора. Согласно которым, тариф на рейсы, выполняемые с 01.09.2010г. составлял 5000 руб., с 01.10.2010г. - 6250 руб., с 01.04.2011г. тариф «нормальный» составляет 8230 руб., тариф «специальный» - 6900 руб.

В целях установления того, покрывает ли цена установленная ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» на авиаперевозки по маршруту «Кызыл-Красноярск-Кызыл» в 2010-2011 гг. сумму необходимых расходов и обеспечивает ли необходимый для осуществления деятельности доход, Комиссия Тывинского УФАС России сопоставила сумму полученного дохода от реализации билетов в 2010-2011гг. с суммой понесенных расходов в 2010-2011гг. с разбивкой на каждый год.

В период осуществления деятельности на рассматриваемом рынке с сентября 2010 года ЗАО «Авиа Менеджмент Груп», согласно представленным корешкам проданных билетов, реализовано билетов на авиамаршрут «Кызыл-Красноярск-Кызыл» в сумме (*******) руб. (Таблица 1).

 

Таблица 1

Показатели за 2010 г.

месяц

сумма реализованных билетов

Количество полетов

Летные часы

сентябрь

*******

50

82,47

октябрь

*******

52

87,14

ноябрь

*******

54

84,48

декабрь

*******

108

166,1

 ИТОГО

********

264

420,2

 

За этот же период ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» для осуществления полетов по маршруту «Кызыл-Красноярск-Кызыл» понесло расходы в сумме ********,** руб., которые рассчитаны по статьям затрат, возникших в результате обслуживания маршрута, либо пропорционально произведенным часам налета по рассматриваемому маршруту, т.е. исходя из отношения количества всех полетов, совершенных авиакомпанией в сумме 2223 к количеству полетов, совершенных по маршруту «Кызыл-Красноярск-Кызыл» в сумме 264. Таким образом, для установления размера понесенных расходов на обеспечение перевозок по маршруту «Кызыл-Красноярск-Кызыл» принимается 12% от всех расходов, понесенных ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» в 2010г.

 

Таблица 2

затраты

сумма

на наземное обслуживание

*******,**

авиаметеорологическое и аэронавигационное обслуживание

******,**

топливное обеспечение

*******,**

расходы на проживание летныхэкипажей

****

административно-хозяйственные расходы

*******,**

затраты на обучение летных экипажей

****,*

затраты на сертификацию воздушных судов

*******,***

затраты на страхование воздушных судов

*******

затраты на выплату лизинговых платежей

********

 ИТОГО

********,**

 

Комиссия Тывинского УФАС России, оценив доходы и расходы, понесенные авиакомпанией на обеспечение перевозок по маршруту «Кызыл-Красноярск-Кызыл» в 2010 г., пришла к выводам о превышении расходов над доходами, что не подтверждает установление монопольно высокой цены в размере 6250 руб., так как установление стоимости в размере 6250 руб. за билет не позволило авиакомпании получить прибыль от осуществления перевозок по маршруту «Кызыл-Красноярск-Кызыл».

В период осуществления деятельности на рассматриваемом рынке в 2011 году ЗАО «Авиа Менеджмент Груп», согласно представленным корешкам проданных билетов, реализовано билетов на авиамаршрут «Кызыл-Красноярск-Кызыл» в сумме ********,* руб. (Таблица 3).

Таблица 3

                                        

Показатели за 2011 г.

месяц

сумма реализованных билетов

Количество полетов

Летные часы

январь

*******

84

134,7

февраль

*******,*

94

150

март

*******

109

173,3

апрель

*******

106

166

май

*******

101

157

июнь

*******

126

195,3

июль

*******

154

237,8

август

*******

159

246,5

сентябрь

*******

146

224,9

октябрь

*******

135

209,7

ноябрь

*******

108

169,4

декабрь

*******

79

123,2

 ИТОГО

********,*

1401

2188

За этот же период ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» для осуществления полетов по маршруту «Кызыл-Красноярск-Кызыл» понесло расходы в сумме ********,* руб., которые рассчитаны по статьям затрат, возникших в результате обслуживания маршрута, либо пропорционально произведенным часам налета по рассматриваемому маршруту, т.е. исходя из отношения количества всех полетов, совершенных авиакомпанией в сумме 4327 к количеству полетов, совершенных по маршруту «Кызыл-Красноярск-Кызыл» в сумме 1401. Таким образом, для установления размера понесенных расходов на обеспечение перевозок по маршруту «Кызыл-Красноярск-Кызыл» принимается 32% от всех расходов, понесенных ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» в 2011г.

Таблица 4

затраты

сумма

на наземное обслуживание

*******,**

авиаметеорологическое и аэронавигационное обслуживание

*******,**

топливное обеспечение

********,*

расходы на проживание летных экипажей

******

административно-хозяйственные расходы

********,*

затраты на обучение летных экипажей

*****

затраты на сертификацию воздушных судов

*******,**

затраты на страхование воздушных судов

*******,**

затраты на выплату лизинговых платежей

*******,**

 ИТОГО

********,*

Комиссия Тывинского УФАС России, оценив доходы и расходы, понесенные авиакомпанией на обеспечение перевозок по маршруту «Кызыл-Красноярск-Кызыл» в 2011 г., установила, что сумма полученной выручки превышает понесенные расходы на 11%.

Так как предусмотренных законом ограничений по уровню рентабельности при формировании свободных тарифов, связанных с перевозкой пассажиров, осуществляемых воздушным транспортом, не имеется, а также отсутствуют нормативно-правовые акты, устанавливающие статьи затрат, подлежащие включению в стоимость понесенных расходов на осуществление авиаперевозок, то Комиссия не находит оснований для выводов о неправомерности установленных тарифов в размере 8230 руб. и 6900 руб. в 2011 г., так как суммы понесенных затрат в 2011 г. подтверждаются  платежными поручениями.

Исходя из имеющихся в деле доказательств, Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ЗАО «Авиа Менеджмент Груп».

  На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/43-10-11 о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

1. Дело №04-06-08/43-10-11, возбужденное в отношении ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием нарушений антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии                                            Ф.А. Хаджиев

 

Члены Комиссии                                                          В.А. Сорвачева

                                                             

                                                                                     А.Т. Хитаришвили

                                                         

                                                                                     Ш.Т. Тулуш

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республика Тыва.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-06-08/43-10-11 [format] => [safe_value] => 04-06-08/43-10-11 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-11-26 11:08:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-10-12 11:08:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1353928232 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тывинское УФАС России )