РЕШЕНИЕ по делу № 04-06-08/15-10-12

Номер дела: 04-06-08/15-10-12
Дата публикации: 26 ноября 2012, 18:50


ИП (…)

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-06-08/15-10-12

 

15 ноября 2012 года                                                                                        г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 31 октября 2012 года.

В полном объёме решение изготовлено 15 ноября 2012 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

Хаджиева Ф.А. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России.

Членов Комиссии:

Сорвачевой В.А. – начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

Хитаришвили А.Т. - ведущего специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

Тулуш Ш.Т. - специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

в присутствии:

ИП Балданай Э.Т.,

рассмотрев дело № 04-06-08/15-10-12 по признакам нарушения  пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в отношении Индивидуального предпринимателя (…),

УСТАНОВИЛА:

По результатам рассмотрения поступивших в адрес Тывинского УФАС России от прокуратуры Тес-Хемского района Республики Тыва материалов проведенной 18 мая 2011 года проверки по выявлению фактов нарушения антимонопольного законодательства на автозаправочных станциях Тес-Хемского района Республики Тыва было установлено следующее.

На территории Тес-Хемского района Республики Тыва деятельность по реализации горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ) осуществляет единственный индивидуальный предприниматель (…) через принадлежащую ему АЗС «Белдир».

Согласно взятому объяснению ИП (…) реализацию бензина марки АИ-92 в период марта, апреля 2011г. осуществлял по цене 24 рубля за литр. В конце апреля 2011 года по цене 28,5 рублей за литр.

Согласно информации Администрации Тес-Хемского района от 28.03.2012г. осуществлять заправку топлива в близлежащих районах нецелесообразно, расстояние до АЗС Эрзинского района составляет 56 км.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

По результатам проведенного анализа состояния конкурентной среды на розничном рынке бензина марки АИ-92 на территории Тес-Хемского района Республики Тыва за период 2010 года Тывинским УФАС России установлено, что ИП (…) занимает доминирующее положение в границах Тес-Хемского района Республики Тыва с долей 100%.

Приказом Тывинского УФАС России № 150 от 30 мая 2012 года было возбуждено дело № 04-06-08/15-10-12 в отношении ИП (…) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела №04-06-08/15-10-12 ИП (…) представил копии счет-фактур по приобретению топлива в период март-май 2011 года, договор поставки нефтепродуктов с ООО «Партнер» от 15.01.2010г., платежные поручения от 10.06.2011г., 24.05.2011г., 27.04.2011г., 16.02.2011г., 18.03.2011г., 02.02.2011г., копию кассовой книги за февраль-май 2011г., копию журнала оператора АЗС за апрель-май 2011г.

При анализе представленных ИП (…) счет-фактур по закупке топлива марки АИ-92 от поставщиков в период с 30.03.2011г. по 03.05.2011г. и журнала оператора АЗС установлено, что с 30.03.2011г. по 20.04.2011г. стоимость поставки топлива марки АИ-92 за 1 литр оставалась неизменной и составляла 21,94 руб., тем не менее, ИП (…) в период 01.04.2011г. увеличил розничную цену с 24 руб. за 1 литр до 26 руб. за 1 литр.

22 апреля 2011 года ИП (…) поступило топливо марки АИ-92 по 22,8 руб. за 1 литр, т.е. произошло увеличение на 86 копеек. При этом, ИП (…) увеличил розничную цену топлива марки АИ-92 за 1 литр с 26 руб. до 27. руб., т.е. на 1 руб.

Увеличение закупочной цены у ИП (…) до 03.05.2011г. не происходило, однако ИП (…) 30.04.2011г.  вновь увеличивает розничную цену топлива марки АИ-92 за 1 литр с 27 руб. до 28,5 руб., т.е. еще на 1,5 руб.

Таким образом, в период с 30.03.2011г. по 03.05.2011г. увеличение закупочной цены на топливо марки АИ-92 произошло на 0,86 руб. за 1 литр, увеличение розничной – на 4,5 руб. за 1 литр.

В ходе рассмотрения дела ИП (…) представил письменные пояснения о том, что приказов по установлению розничных цен в рассматриваемый период не издавалось, розничные цены были увеличены в связи с увеличением цен у других хозяйствующих субъектов Республики Тыва. Также были представлены пояснения о составе затрат на реализацию топлива: помимо оплаты поставки топлива, в период с 01.04.2011г по 10.05.2011г. оплачивались расходы на содержание АЗС в размере *****,* руб. и транспортные расходы в размере ***** руб.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

Согласно статье 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Цена является денежным выражением стоимости товара и существенным условием договора розничной купли-продажи (пункт 2 статьи 492 ГК РФ, п. 2.7. «Торговля. Термины и определения», ГОСТ Р 51303-99).

В законодательстве РФ предусмотрен межотраслевой термин «цены», определенный в «Основных положениях о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен», (утв. Постановлением Госкомстата от 5.03.2003 № 23), под которой понимается: «денежное выражение стоимости товара (услуги) в единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара. Уровень цены складывается под влиянием ряда объективных обстоятельств, не зависящих от участников сделки (особенность товара, его конкурентоспособность, степень монополизации рынка и т.п.), а также субъективных обстоятельств (выбор контрагента, рынка сбыта, времени, места и способа заключения сделки и т.п.)».

Цена товара, согласно ч. 3 ст. 6 Закона о защите конкуренции не признается монопольно высокой, если она установлена субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного в соответствии с законодательством РФ.

Государственное регулирование цен на данные товары в РФ отсутствует (см. Указ Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» от 28.02.1995 N 221, Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 «О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)»).

Рынок розничной реализации  бензинов автомобильных является конкурентным или потенциально конкурентным (так как не отнесен статьей 4 ФЗ «О естественных монополиях» к сферам деятельности субъектов естественных монополий).

ИП (…) действует на розничном рынке бензина марки АИ-92, предназначенного для личного использования потребителей. Потребителями бензина, согласно представленным договорам, являются в основном бюджетные организации, приобретающие топливо по безналичному расчету и потребители - граждане, приобретающие топливо непосредственно в местах розничной торговли – на АЗС.

Цены на автомобильное топливо не регулируются государством, а формируются продавцами с учетом стоимости произведенных ими затрат, связанных с реализацией и необходимости получения прибыли в размере достаточном для рентабельности предприятия. Затраты продавца складываются из затрат на оптовую покупку бензина, затрат на транспортировку до места розничной реализации, налога на добавленную стоимость, уплачиваемого оптовому продавцу, издержек связанных с реализацией бензина на АЗС.

Так как предпринимательская деятельность является самостоятельной, осуществляемой на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке, то и все работы по улучшению, совершенствованию деятельности осуществляются за счет прибыли.

Для признания монопольно высокой цены на продукцию необходимо проанализировать цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

На территории Республики Тыва сопоставимым рынком локальному рынку Тес-Хемского района по составу покупателей или продавцов топлива марки АИ-92, объемам его реализации, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование можно признать территорию Сут-Хольского района, в котором проживает население в количестве  9251 чел. по состоянию на 01.01.2011г., также деятельность по продаже топлива осуществляет один хозяйствующий субъект с объемом рынка в размере ******* руб. У хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность в Сут-Хольском районе розничная цена на топливо марки АИ-92 в период с 26 апреля по 28 апреля составляла 29 рублей за литр. В период с 29 апреля по 10 мая по цене 35 рублей за литр.

Исходя из вышеизложенного следует, что установленная цена ИП (…) на топливо марки АИ-92 в размере 28,5 рублей в период с 30.04.2011г. по 03.05.2011г., не соответствует критериям установления монопольно высокой цены.

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях ИП (…) признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 2 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/49-10-11 о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Дело №04-06-08/49-10-11, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя (…) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии                                                                                                                                                                                                                                                                        Ф.А. Хаджиев

 

Члены Комиссии                                                                                                                                                                                                                                                                                   В.А. Сорвачева

 

                                                                               А.Т. Хитаришвили

 

                                                                            Ш.Т. Тулуш

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республика Тыва.

 

stdClass Object ( [vid] => 7760 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 04-06-08/15-10-12 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7760 [type] => solution [language] => ru [created] => 1353927166 [changed] => 1368706914 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368706914 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>


ИП (…)

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-06-08/15-10-12

 

15 ноября 2012 года                                                                                        г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 31 октября 2012 года.

В полном объёме решение изготовлено 15 ноября 2012 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

Хаджиева Ф.А. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России.

Членов Комиссии:

Сорвачевой В.А. – начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

Хитаришвили А.Т. - ведущего специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

Тулуш Ш.Т. - специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

в присутствии:

ИП Балданай Э.Т.,

рассмотрев дело № 04-06-08/15-10-12 по признакам нарушения  пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в отношении Индивидуального предпринимателя (…),

УСТАНОВИЛА:

По результатам рассмотрения поступивших в адрес Тывинского УФАС России от прокуратуры Тес-Хемского района Республики Тыва материалов проведенной 18 мая 2011 года проверки по выявлению фактов нарушения антимонопольного законодательства на автозаправочных станциях Тес-Хемского района Республики Тыва было установлено следующее.

На территории Тес-Хемского района Республики Тыва деятельность по реализации горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ) осуществляет единственный индивидуальный предприниматель (…) через принадлежащую ему АЗС «Белдир».

Согласно взятому объяснению ИП (…) реализацию бензина марки АИ-92 в период марта, апреля 2011г. осуществлял по цене 24 рубля за литр. В конце апреля 2011 года по цене 28,5 рублей за литр.

Согласно информации Администрации Тес-Хемского района от 28.03.2012г. осуществлять заправку топлива в близлежащих районах нецелесообразно, расстояние до АЗС Эрзинского района составляет 56 км.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

По результатам проведенного анализа состояния конкурентной среды на розничном рынке бензина марки АИ-92 на территории Тес-Хемского района Республики Тыва за период 2010 года Тывинским УФАС России установлено, что ИП (…) занимает доминирующее положение в границах Тес-Хемского района Республики Тыва с долей 100%.

Приказом Тывинского УФАС России № 150 от 30 мая 2012 года было возбуждено дело № 04-06-08/15-10-12 в отношении ИП (…) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела №04-06-08/15-10-12 ИП (…) представил копии счет-фактур по приобретению топлива в период март-май 2011 года, договор поставки нефтепродуктов с ООО «Партнер» от 15.01.2010г., платежные поручения от 10.06.2011г., 24.05.2011г., 27.04.2011г., 16.02.2011г., 18.03.2011г., 02.02.2011г., копию кассовой книги за февраль-май 2011г., копию журнала оператора АЗС за апрель-май 2011г.

При анализе представленных ИП (…) счет-фактур по закупке топлива марки АИ-92 от поставщиков в период с 30.03.2011г. по 03.05.2011г. и журнала оператора АЗС установлено, что с 30.03.2011г. по 20.04.2011г. стоимость поставки топлива марки АИ-92 за 1 литр оставалась неизменной и составляла 21,94 руб., тем не менее, ИП (…) в период 01.04.2011г. увеличил розничную цену с 24 руб. за 1 литр до 26 руб. за 1 литр.

22 апреля 2011 года ИП (…) поступило топливо марки АИ-92 по 22,8 руб. за 1 литр, т.е. произошло увеличение на 86 копеек. При этом, ИП (…) увеличил розничную цену топлива марки АИ-92 за 1 литр с 26 руб. до 27. руб., т.е. на 1 руб.

Увеличение закупочной цены у ИП (…) до 03.05.2011г. не происходило, однако ИП (…) 30.04.2011г.  вновь увеличивает розничную цену топлива марки АИ-92 за 1 литр с 27 руб. до 28,5 руб., т.е. еще на 1,5 руб.

Таким образом, в период с 30.03.2011г. по 03.05.2011г. увеличение закупочной цены на топливо марки АИ-92 произошло на 0,86 руб. за 1 литр, увеличение розничной – на 4,5 руб. за 1 литр.

В ходе рассмотрения дела ИП (…) представил письменные пояснения о том, что приказов по установлению розничных цен в рассматриваемый период не издавалось, розничные цены были увеличены в связи с увеличением цен у других хозяйствующих субъектов Республики Тыва. Также были представлены пояснения о составе затрат на реализацию топлива: помимо оплаты поставки топлива, в период с 01.04.2011г по 10.05.2011г. оплачивались расходы на содержание АЗС в размере *****,* руб. и транспортные расходы в размере ***** руб.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

Согласно статье 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Цена является денежным выражением стоимости товара и существенным условием договора розничной купли-продажи (пункт 2 статьи 492 ГК РФ, п. 2.7. «Торговля. Термины и определения», ГОСТ Р 51303-99).

В законодательстве РФ предусмотрен межотраслевой термин «цены», определенный в «Основных положениях о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен», (утв. Постановлением Госкомстата от 5.03.2003 № 23), под которой понимается: «денежное выражение стоимости товара (услуги) в единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара. Уровень цены складывается под влиянием ряда объективных обстоятельств, не зависящих от участников сделки (особенность товара, его конкурентоспособность, степень монополизации рынка и т.п.), а также субъективных обстоятельств (выбор контрагента, рынка сбыта, времени, места и способа заключения сделки и т.п.)».

Цена товара, согласно ч. 3 ст. 6 Закона о защите конкуренции не признается монопольно высокой, если она установлена субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного в соответствии с законодательством РФ.

Государственное регулирование цен на данные товары в РФ отсутствует (см. Указ Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» от 28.02.1995 N 221, Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 «О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)»).

Рынок розничной реализации  бензинов автомобильных является конкурентным или потенциально конкурентным (так как не отнесен статьей 4 ФЗ «О естественных монополиях» к сферам деятельности субъектов естественных монополий).

ИП (…) действует на розничном рынке бензина марки АИ-92, предназначенного для личного использования потребителей. Потребителями бензина, согласно представленным договорам, являются в основном бюджетные организации, приобретающие топливо по безналичному расчету и потребители - граждане, приобретающие топливо непосредственно в местах розничной торговли – на АЗС.

Цены на автомобильное топливо не регулируются государством, а формируются продавцами с учетом стоимости произведенных ими затрат, связанных с реализацией и необходимости получения прибыли в размере достаточном для рентабельности предприятия. Затраты продавца складываются из затрат на оптовую покупку бензина, затрат на транспортировку до места розничной реализации, налога на добавленную стоимость, уплачиваемого оптовому продавцу, издержек связанных с реализацией бензина на АЗС.

Так как предпринимательская деятельность является самостоятельной, осуществляемой на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке, то и все работы по улучшению, совершенствованию деятельности осуществляются за счет прибыли.

Для признания монопольно высокой цены на продукцию необходимо проанализировать цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

На территории Республики Тыва сопоставимым рынком локальному рынку Тес-Хемского района по составу покупателей или продавцов топлива марки АИ-92, объемам его реализации, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование можно признать территорию Сут-Хольского района, в котором проживает население в количестве  9251 чел. по состоянию на 01.01.2011г., также деятельность по продаже топлива осуществляет один хозяйствующий субъект с объемом рынка в размере ******* руб. У хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность в Сут-Хольском районе розничная цена на топливо марки АИ-92 в период с 26 апреля по 28 апреля составляла 29 рублей за литр. В период с 29 апреля по 10 мая по цене 35 рублей за литр.

Исходя из вышеизложенного следует, что установленная цена ИП (…) на топливо марки АИ-92 в размере 28,5 рублей в период с 30.04.2011г. по 03.05.2011г., не соответствует критериям установления монопольно высокой цены.

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях ИП (…) признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 2 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/49-10-11 о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Дело №04-06-08/49-10-11, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя (…) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии                                                                                                                                                                                                                                                                        Ф.А. Хаджиев

 

Члены Комиссии                                                                                                                                                                                                                                                                                   В.А. Сорвачева

 

                                                                               А.Т. Хитаришвили

 

                                                                            Ш.Т. Тулуш

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республика Тыва.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ИП (…)

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-06-08/15-10-12

 

15 ноября 2012 года                                                                                        г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 31 октября 2012 года.

В полном объёме решение изготовлено 15 ноября 2012 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

Хаджиева Ф.А. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России.

Членов Комиссии:

Сорвачевой В.А. – начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

Хитаришвили А.Т. - ведущего специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

Тулуш Ш.Т. - специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

в присутствии:

ИП Балданай Э.Т.,

рассмотрев дело № 04-06-08/15-10-12 по признакам нарушения  пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в отношении Индивидуального предпринимателя (…),

УСТАНОВИЛА:

По результатам рассмотрения поступивших в адрес Тывинского УФАС России от прокуратуры Тес-Хемского района Республики Тыва материалов проведенной 18 мая 2011 года проверки по выявлению фактов нарушения антимонопольного законодательства на автозаправочных станциях Тес-Хемского района Республики Тыва было установлено следующее.

На территории Тес-Хемского района Республики Тыва деятельность по реализации горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ) осуществляет единственный индивидуальный предприниматель (…) через принадлежащую ему АЗС «Белдир».

Согласно взятому объяснению ИП (…) реализацию бензина марки АИ-92 в период марта, апреля 2011г. осуществлял по цене 24 рубля за литр. В конце апреля 2011 года по цене 28,5 рублей за литр.

Согласно информации Администрации Тес-Хемского района от 28.03.2012г. осуществлять заправку топлива в близлежащих районах нецелесообразно, расстояние до АЗС Эрзинского района составляет 56 км.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

По результатам проведенного анализа состояния конкурентной среды на розничном рынке бензина марки АИ-92 на территории Тес-Хемского района Республики Тыва за период 2010 года Тывинским УФАС России установлено, что ИП (…) занимает доминирующее положение в границах Тес-Хемского района Республики Тыва с долей 100%.

Приказом Тывинского УФАС России № 150 от 30 мая 2012 года было возбуждено дело № 04-06-08/15-10-12 в отношении ИП (…) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела №04-06-08/15-10-12 ИП (…) представил копии счет-фактур по приобретению топлива в период март-май 2011 года, договор поставки нефтепродуктов с ООО «Партнер» от 15.01.2010г., платежные поручения от 10.06.2011г., 24.05.2011г., 27.04.2011г., 16.02.2011г., 18.03.2011г., 02.02.2011г., копию кассовой книги за февраль-май 2011г., копию журнала оператора АЗС за апрель-май 2011г.

При анализе представленных ИП (…) счет-фактур по закупке топлива марки АИ-92 от поставщиков в период с 30.03.2011г. по 03.05.2011г. и журнала оператора АЗС установлено, что с 30.03.2011г. по 20.04.2011г. стоимость поставки топлива марки АИ-92 за 1 литр оставалась неизменной и составляла 21,94 руб., тем не менее, ИП (…) в период 01.04.2011г. увеличил розничную цену с 24 руб. за 1 литр до 26 руб. за 1 литр.

22 апреля 2011 года ИП (…) поступило топливо марки АИ-92 по 22,8 руб. за 1 литр, т.е. произошло увеличение на 86 копеек. При этом, ИП (…) увеличил розничную цену топлива марки АИ-92 за 1 литр с 26 руб. до 27. руб., т.е. на 1 руб.

Увеличение закупочной цены у ИП (…) до 03.05.2011г. не происходило, однако ИП (…) 30.04.2011г.  вновь увеличивает розничную цену топлива марки АИ-92 за 1 литр с 27 руб. до 28,5 руб., т.е. еще на 1,5 руб.

Таким образом, в период с 30.03.2011г. по 03.05.2011г. увеличение закупочной цены на топливо марки АИ-92 произошло на 0,86 руб. за 1 литр, увеличение розничной – на 4,5 руб. за 1 литр.

В ходе рассмотрения дела ИП (…) представил письменные пояснения о том, что приказов по установлению розничных цен в рассматриваемый период не издавалось, розничные цены были увеличены в связи с увеличением цен у других хозяйствующих субъектов Республики Тыва. Также были представлены пояснения о составе затрат на реализацию топлива: помимо оплаты поставки топлива, в период с 01.04.2011г по 10.05.2011г. оплачивались расходы на содержание АЗС в размере *****,* руб. и транспортные расходы в размере ***** руб.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

Согласно статье 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Цена является денежным выражением стоимости товара и существенным условием договора розничной купли-продажи (пункт 2 статьи 492 ГК РФ, п. 2.7. «Торговля. Термины и определения», ГОСТ Р 51303-99).

В законодательстве РФ предусмотрен межотраслевой термин «цены», определенный в «Основных положениях о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен», (утв. Постановлением Госкомстата от 5.03.2003 № 23), под которой понимается: «денежное выражение стоимости товара (услуги) в единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара. Уровень цены складывается под влиянием ряда объективных обстоятельств, не зависящих от участников сделки (особенность товара, его конкурентоспособность, степень монополизации рынка и т.п.), а также субъективных обстоятельств (выбор контрагента, рынка сбыта, времени, места и способа заключения сделки и т.п.)».

Цена товара, согласно ч. 3 ст. 6 Закона о защите конкуренции не признается монопольно высокой, если она установлена субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного в соответствии с законодательством РФ.

Государственное регулирование цен на данные товары в РФ отсутствует (см. Указ Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» от 28.02.1995 N 221, Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 «О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)»).

Рынок розничной реализации  бензинов автомобильных является конкурентным или потенциально конкурентным (так как не отнесен статьей 4 ФЗ «О естественных монополиях» к сферам деятельности субъектов естественных монополий).

ИП (…) действует на розничном рынке бензина марки АИ-92, предназначенного для личного использования потребителей. Потребителями бензина, согласно представленным договорам, являются в основном бюджетные организации, приобретающие топливо по безналичному расчету и потребители - граждане, приобретающие топливо непосредственно в местах розничной торговли – на АЗС.

Цены на автомобильное топливо не регулируются государством, а формируются продавцами с учетом стоимости произведенных ими затрат, связанных с реализацией и необходимости получения прибыли в размере достаточном для рентабельности предприятия. Затраты продавца складываются из затрат на оптовую покупку бензина, затрат на транспортировку до места розничной реализации, налога на добавленную стоимость, уплачиваемого оптовому продавцу, издержек связанных с реализацией бензина на АЗС.

Так как предпринимательская деятельность является самостоятельной, осуществляемой на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке, то и все работы по улучшению, совершенствованию деятельности осуществляются за счет прибыли.

Для признания монопольно высокой цены на продукцию необходимо проанализировать цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

На территории Республики Тыва сопоставимым рынком локальному рынку Тес-Хемского района по составу покупателей или продавцов топлива марки АИ-92, объемам его реализации, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование можно признать территорию Сут-Хольского района, в котором проживает население в количестве  9251 чел. по состоянию на 01.01.2011г., также деятельность по продаже топлива осуществляет один хозяйствующий субъект с объемом рынка в размере ******* руб. У хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность в Сут-Хольском районе розничная цена на топливо марки АИ-92 в период с 26 апреля по 28 апреля составляла 29 рублей за литр. В период с 29 апреля по 10 мая по цене 35 рублей за литр.

Исходя из вышеизложенного следует, что установленная цена ИП (…) на топливо марки АИ-92 в размере 28,5 рублей в период с 30.04.2011г. по 03.05.2011г., не соответствует критериям установления монопольно высокой цены.

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях ИП (…) признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 2 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/49-10-11 о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Дело №04-06-08/49-10-11, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя (…) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии                                                                                                                                                                                                                                                                        Ф.А. Хаджиев

 

Члены Комиссии                                                                                                                                                                                                                                                                                   В.А. Сорвачева

 

                                                                               А.Т. Хитаришвили

 

                                                                            Ш.Т. Тулуш

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республика Тыва.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-06-08/15-10-12 [format] => [safe_value] => 04-06-08/15-10-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-11-26 10:50:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-11-15 10:50:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1353927166 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тывинское УФАС России )