Решение по делу № 04-04-02/10-12

Номер дела: № 04-04-02/10-12
Дата публикации: 27 июня 2012, 14:58

РЕШЕНИЕ

по делу  №04-04-02/10-12

26 июня 2012 года                                                                                                                                                                                             г. Кызыл

Резолютивная часть решения объявлена 14 июня 2012 года

Решение изготовлено в полном объеме 26 июня 2012 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии: Хаджиева Ф.А. – заместителя руководителя  - начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России),

Членов Комиссии:

Хитаришвили А.Т – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

Тулуш Ш.Т. – специалиста – эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

рассмотрев дело № 04-04-02/10-12 по признакам нарушения  законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы в еженедельнике «Плюс Информ» от 22.02.2012г. №… с признаками нарушения требований части 7.1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38- ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя юридического лица ООО «Оффлайн» (уведомление о вручении от 02.05.2012г.),

в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя юридического лица ЗАО «ТелеВидеоКомпания» (уведомление о вручении от 02.05.2012г.),

УСТАНОВИЛА:

По результатам проведенного мониторинга печатных изданий на предмет соответствия требованиям  Закона о рекламе, распространяемых на территории г. Кызыла выявлено следующее.

В еженедельнике «Плюс Информ» от 22.02.2012г. №… распространялась реклама следующего содержания:

«СМС-ЧАТ НА ТЕЛЕКАНАЛЕ «НОВЫЙ ВЕК» ОТПРАВЬ SMS: 17 (ПРОБЕЛ) ТЕКСТ НА НОМЕР 5522. Ежедневно во время работы СМС-ЧАТА вы можете послать свое сообщение в эфир! – сообщения принимаются только на русском языке и только во время работы СМС-ЧАТА. – сообщения с ненормативной лексикой и рекламного характера к выходу в эфир не допускаются. – модератором могут быть отклонены: сообщения не содержащие пробелов между словами, сообщения с большим количеством орфографических ошибок, а также сообщения содержащие неэтичные слова или непонятные символы. Сообщения выходят в эфир по мере поступления. В случае большого количества поступающих сообщений выход сообщения в эфир не гарантируется. Услуга доступна абонентам всех операторов связи. Услуга платная (0,33 у.е. + НДС). реклама».

Отношения в сфере рекламы при ее распространении на территории Российской Федерации регулируются Законом о рекламе (статья 2).

Статья 3 Закона о рекламе, понимает под рекламой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

под объектом рекламирования подразумевается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктами 5, 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе).

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно части 7.1 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостные показатели должны быть указаны в рублях, а в случаях необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте.

Данная информация содержит все квалифицирующие признаки рекламы, поскольку она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к услугам по размещению сообщений, оказываемых ЗАО «ТелеВидеоКомпания» по пользованию смс-чатом, формирование и поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Таким образом, содержание рекламы противоречит требованиям части 7.1 статьи 5 Закона о рекламе, так как стоимостные показатели в рублях не указаны.

Материалами дела установлено (…), что рассматриваемая реклама была размещена ЗАО «ТелеВидеоКомпания» согласно договору на информационное обслуживание от 11.01.2012г. №б/н.  В соответствии с пунктом 2.1 указанного договора исполнитель - в лице ООО «Оффлайн» предоставляет заказчику - ЗАО «ТелеВидеоКомпания» услуги информационного обслуживания. Оказание услуг согласно пункту 4.1 договора от 11.01.2012г. №… производится на безвозмездной основе.

Кроме того, ООО «Оффлайн» представлена информация от 31.05.2012г. №… (…), согласно которой макет рассматриваемой рекламы изготовлен заказчиком рекламы, а именно - ЗАО «ТелеВидеоКомпания».

Таким образом, ООО «Оффлайн» как учредитель газеты «Плюс Информ» является рекламораспространителем – лицом, осуществляющее распространение рекламы в еженедельнике «Плюс Информ», ЗАО «ТелеВидеоКомпания» - рекламодателем, лицом, определившим объект рекламирования для привлечения внимания потенциальных потребителей для размещения «смс-чата» в эфире телеканала «Новый век» смс-сообщений в «смс-чате».

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 25.05.2012г. основным видом деятельности  ЗАО «ТелеВидеоКомпания» является «деятельность в области радиовещания и телевидения» (…). услуги связи для целей эфирного вещания осуществляются на основании лицензий № …, …, выданной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Республике Тыва.

Для размещения сообщений в «смс-чате» в эфире телеканала «Новый век», в соответствии с рекламной информацией, следует отправить смс-сообщение, стоимость которого без учета НДС составляет - 0,33 у.е.  Стоимостные показатели в рублях, как предписано Законом о рекламе, в рекламе ЗАО «ТелеВидеоКомпания» не прописаны.

В соответствии с частью 2 статьи 317 Гражданского кодекса (далее – ГК РФ), в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (экю, "специальных правах заимствования" и др.). В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.

Специальные права заимствования (СПЗ или СДР) - условная денежная единица, применяемая странами - членами Международного валютного фонда (МВФ). Условная стоимость СПЗ определяется на основе средневзвешенной стоимости и изменения курса валют, входящих в валютную корзину, которая включает валюты США, Германии, Великобритании, Франции и Японии. ЭКЮ - условная денежная единица, применяемая в Европейской валютной системе, в частности Европейским фондом валютного сотрудничества. Условная стоимость ЭКЮ определяется на основе средневзвешенной стоимости и изменения курсов, входящих в "валютную корзину", которая включает валюты стран Европейского сообщества (Германии, Франции, Голландии, Люксембурга, Дании, Ирландии, Великобритании, Италии, Бельгии, Греции, Португалии, Испании).

В соответствии с частью 1 статьи 317 ГК РФ определено, что денежные обязательства должны быть выражены в рублях (статья 140 ГК РФ рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации).

Так как объектом рекламирования являются услуги по размещению сообщений в эфире телеканала «Новый век». Получение данной услуги возможно только после направления смс-сообщения по стоимости 0,33 у.е. без учета НДС. Таким образом, услуга по размещению сообщений в эфире телеканала «Новый век» будет оказана по стоимости смс-сообщения. Следовательно, стоимость смс-сообщения учитывается с учетом изменения курса условных денежных единиц (экю, "специальных правах заимствования" и др.) по отношению к рублю на момент отправки смс-сообщения.

Таким образом, оценив имеющиеся в деле материалы Комиссия приходит к выводу, что  информация о «смс-чате» в эфире телеканала «Новый век» через смс-сообщение по стоимости, указанной в условных единицах (смс-сообщение 0,33 у.е. без НДС) является нарушением части 7.1 статьи 5 Закона о рекламе, предусматривающей указание в рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостных показателей в рублях (в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте).

В адрес Тывинского УФАС России 01.06.2012г. до вынесения решения по делу по признакам нарушения Закона о рекламе поступила информация от ООО «Оффлайн» (…), согласно которой ООО «Оффлайн» приняты меры по устранению нарушения требований Закона о рекламе, а именно реклама ЗАО «ТелеВидеоКомпания» была размещена с указанием стоимостных показателей в рублях.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 16, статьёй 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:
Признать ненадлежащей рекламу услуг ЗАО «ТелеВидеоКомпания» следующего содержания «СМС-ЧАТ НА ТЕЛЕКАНАЛЕ «НОВЫЙ ВЕК» ОТПРАВЬ SMS: 17 (ПРОБЕЛ) ТЕКСТ НА НОМЕР 5522. Ежедневно во время работы СМС-ЧАТА вы можете послать свое сообщение в эфир! – сообщения принимаются только на русском языке и только во время работы СМС-ЧАТА. – сообщения с ненормативной лексикой и рекламного характера к выходу в эфир не допускаются – модератором могут быть отклонены: сообщения не содержащие пробелов между словами, сообщения с большим количеством орфографических ошибок, а также сообщения содержащие неэтичные слова или непонятные символы. Сообщения выходят в эфир по мере поступления. В случае большого количества поступающих сообщений выход сообщения в эфир не гарантируется. Услуга доступна абонентам всех операторов связи. Услуга платная (0,33 у.е. + НДС). реклама», распространявшуюся в еженедельнике «Плюс-информ» от 22.02.2012г. №08 (527), поскольку в ней нарушены требования части 7.1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38- ФЗ «О рекламе».

  • В связи с добровольным устранением нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006г. №38- ФЗ «О рекламе» до вынесения решения по делу №04-04-02/10-12 предписание ООО «Оффлайн» не выдавать.
  • Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ЗАО «ТелеВидеоКомпания».

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                              Ф.А. Хаджиев

Члены Комиссии                                                                          А.Т. Хитаришвили    

                                                                                                       Ш.Т. Тулуш

                                                                                                       

                                                                                                       

stdClass Object ( [vid] => 7401 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 04-04-02/10-12 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7401 [type] => solution [language] => ru [created] => 1340780687 [changed] => 1368706914 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368706914 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу  №04-04-02/10-12

26 июня 2012 года                                                                                                                                                                                             г. Кызыл

Резолютивная часть решения объявлена 14 июня 2012 года

Решение изготовлено в полном объеме 26 июня 2012 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии: Хаджиева Ф.А. – заместителя руководителя  - начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России),

Членов Комиссии:

Хитаришвили А.Т – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

Тулуш Ш.Т. – специалиста – эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

рассмотрев дело № 04-04-02/10-12 по признакам нарушения  законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы в еженедельнике «Плюс Информ» от 22.02.2012г. №… с признаками нарушения требований части 7.1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38- ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя юридического лица ООО «Оффлайн» (уведомление о вручении от 02.05.2012г.),

в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя юридического лица ЗАО «ТелеВидеоКомпания» (уведомление о вручении от 02.05.2012г.),

УСТАНОВИЛА:

По результатам проведенного мониторинга печатных изданий на предмет соответствия требованиям  Закона о рекламе, распространяемых на территории г. Кызыла выявлено следующее.

В еженедельнике «Плюс Информ» от 22.02.2012г. №… распространялась реклама следующего содержания:

«СМС-ЧАТ НА ТЕЛЕКАНАЛЕ «НОВЫЙ ВЕК» ОТПРАВЬ SMS: 17 (ПРОБЕЛ) ТЕКСТ НА НОМЕР 5522. Ежедневно во время работы СМС-ЧАТА вы можете послать свое сообщение в эфир! – сообщения принимаются только на русском языке и только во время работы СМС-ЧАТА. – сообщения с ненормативной лексикой и рекламного характера к выходу в эфир не допускаются. – модератором могут быть отклонены: сообщения не содержащие пробелов между словами, сообщения с большим количеством орфографических ошибок, а также сообщения содержащие неэтичные слова или непонятные символы. Сообщения выходят в эфир по мере поступления. В случае большого количества поступающих сообщений выход сообщения в эфир не гарантируется. Услуга доступна абонентам всех операторов связи. Услуга платная (0,33 у.е. + НДС). реклама».

Отношения в сфере рекламы при ее распространении на территории Российской Федерации регулируются Законом о рекламе (статья 2).

Статья 3 Закона о рекламе, понимает под рекламой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

под объектом рекламирования подразумевается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктами 5, 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе).

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно части 7.1 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостные показатели должны быть указаны в рублях, а в случаях необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте.

Данная информация содержит все квалифицирующие признаки рекламы, поскольку она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к услугам по размещению сообщений, оказываемых ЗАО «ТелеВидеоКомпания» по пользованию смс-чатом, формирование и поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Таким образом, содержание рекламы противоречит требованиям части 7.1 статьи 5 Закона о рекламе, так как стоимостные показатели в рублях не указаны.

Материалами дела установлено (…), что рассматриваемая реклама была размещена ЗАО «ТелеВидеоКомпания» согласно договору на информационное обслуживание от 11.01.2012г. №б/н.  В соответствии с пунктом 2.1 указанного договора исполнитель - в лице ООО «Оффлайн» предоставляет заказчику - ЗАО «ТелеВидеоКомпания» услуги информационного обслуживания. Оказание услуг согласно пункту 4.1 договора от 11.01.2012г. №… производится на безвозмездной основе.

Кроме того, ООО «Оффлайн» представлена информация от 31.05.2012г. №… (…), согласно которой макет рассматриваемой рекламы изготовлен заказчиком рекламы, а именно - ЗАО «ТелеВидеоКомпания».

Таким образом, ООО «Оффлайн» как учредитель газеты «Плюс Информ» является рекламораспространителем – лицом, осуществляющее распространение рекламы в еженедельнике «Плюс Информ», ЗАО «ТелеВидеоКомпания» - рекламодателем, лицом, определившим объект рекламирования для привлечения внимания потенциальных потребителей для размещения «смс-чата» в эфире телеканала «Новый век» смс-сообщений в «смс-чате».

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 25.05.2012г. основным видом деятельности  ЗАО «ТелеВидеоКомпания» является «деятельность в области радиовещания и телевидения» (…). услуги связи для целей эфирного вещания осуществляются на основании лицензий № …, …, выданной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Республике Тыва.

Для размещения сообщений в «смс-чате» в эфире телеканала «Новый век», в соответствии с рекламной информацией, следует отправить смс-сообщение, стоимость которого без учета НДС составляет - 0,33 у.е.  Стоимостные показатели в рублях, как предписано Законом о рекламе, в рекламе ЗАО «ТелеВидеоКомпания» не прописаны.

В соответствии с частью 2 статьи 317 Гражданского кодекса (далее – ГК РФ), в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (экю, "специальных правах заимствования" и др.). В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.

Специальные права заимствования (СПЗ или СДР) - условная денежная единица, применяемая странами - членами Международного валютного фонда (МВФ). Условная стоимость СПЗ определяется на основе средневзвешенной стоимости и изменения курса валют, входящих в валютную корзину, которая включает валюты США, Германии, Великобритании, Франции и Японии. ЭКЮ - условная денежная единица, применяемая в Европейской валютной системе, в частности Европейским фондом валютного сотрудничества. Условная стоимость ЭКЮ определяется на основе средневзвешенной стоимости и изменения курсов, входящих в "валютную корзину", которая включает валюты стран Европейского сообщества (Германии, Франции, Голландии, Люксембурга, Дании, Ирландии, Великобритании, Италии, Бельгии, Греции, Португалии, Испании).

В соответствии с частью 1 статьи 317 ГК РФ определено, что денежные обязательства должны быть выражены в рублях (статья 140 ГК РФ рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации).

Так как объектом рекламирования являются услуги по размещению сообщений в эфире телеканала «Новый век». Получение данной услуги возможно только после направления смс-сообщения по стоимости 0,33 у.е. без учета НДС. Таким образом, услуга по размещению сообщений в эфире телеканала «Новый век» будет оказана по стоимости смс-сообщения. Следовательно, стоимость смс-сообщения учитывается с учетом изменения курса условных денежных единиц (экю, "специальных правах заимствования" и др.) по отношению к рублю на момент отправки смс-сообщения.

Таким образом, оценив имеющиеся в деле материалы Комиссия приходит к выводу, что  информация о «смс-чате» в эфире телеканала «Новый век» через смс-сообщение по стоимости, указанной в условных единицах (смс-сообщение 0,33 у.е. без НДС) является нарушением части 7.1 статьи 5 Закона о рекламе, предусматривающей указание в рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостных показателей в рублях (в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте).

В адрес Тывинского УФАС России 01.06.2012г. до вынесения решения по делу по признакам нарушения Закона о рекламе поступила информация от ООО «Оффлайн» (…), согласно которой ООО «Оффлайн» приняты меры по устранению нарушения требований Закона о рекламе, а именно реклама ЗАО «ТелеВидеоКомпания» была размещена с указанием стоимостных показателей в рублях.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 16, статьёй 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:
Признать ненадлежащей рекламу услуг ЗАО «ТелеВидеоКомпания» следующего содержания «СМС-ЧАТ НА ТЕЛЕКАНАЛЕ «НОВЫЙ ВЕК» ОТПРАВЬ SMS: 17 (ПРОБЕЛ) ТЕКСТ НА НОМЕР 5522. Ежедневно во время работы СМС-ЧАТА вы можете послать свое сообщение в эфир! – сообщения принимаются только на русском языке и только во время работы СМС-ЧАТА. – сообщения с ненормативной лексикой и рекламного характера к выходу в эфир не допускаются – модератором могут быть отклонены: сообщения не содержащие пробелов между словами, сообщения с большим количеством орфографических ошибок, а также сообщения содержащие неэтичные слова или непонятные символы. Сообщения выходят в эфир по мере поступления. В случае большого количества поступающих сообщений выход сообщения в эфир не гарантируется. Услуга доступна абонентам всех операторов связи. Услуга платная (0,33 у.е. + НДС). реклама», распространявшуюся в еженедельнике «Плюс-информ» от 22.02.2012г. №08 (527), поскольку в ней нарушены требования части 7.1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38- ФЗ «О рекламе».

  • В связи с добровольным устранением нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006г. №38- ФЗ «О рекламе» до вынесения решения по делу №04-04-02/10-12 предписание ООО «Оффлайн» не выдавать.
  • Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ЗАО «ТелеВидеоКомпания».

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                              Ф.А. Хаджиев

Члены Комиссии                                                                          А.Т. Хитаришвили    

                                                                                                       Ш.Т. Тулуш

                                                                                                       

                                                                                                       

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу  №04-04-02/10-12

26 июня 2012 года                                                                                                                                                                                             г. Кызыл

Резолютивная часть решения объявлена 14 июня 2012 года

Решение изготовлено в полном объеме 26 июня 2012 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии: Хаджиева Ф.А. – заместителя руководителя  - начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России),

Членов Комиссии:

Хитаришвили А.Т – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

Тулуш Ш.Т. – специалиста – эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

рассмотрев дело № 04-04-02/10-12 по признакам нарушения  законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы в еженедельнике «Плюс Информ» от 22.02.2012г. №… с признаками нарушения требований части 7.1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38- ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя юридического лица ООО «Оффлайн» (уведомление о вручении от 02.05.2012г.),

в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя юридического лица ЗАО «ТелеВидеоКомпания» (уведомление о вручении от 02.05.2012г.),

УСТАНОВИЛА:

По результатам проведенного мониторинга печатных изданий на предмет соответствия требованиям  Закона о рекламе, распространяемых на территории г. Кызыла выявлено следующее.

В еженедельнике «Плюс Информ» от 22.02.2012г. №… распространялась реклама следующего содержания:

«СМС-ЧАТ НА ТЕЛЕКАНАЛЕ «НОВЫЙ ВЕК» ОТПРАВЬ SMS: 17 (ПРОБЕЛ) ТЕКСТ НА НОМЕР 5522. Ежедневно во время работы СМС-ЧАТА вы можете послать свое сообщение в эфир! – сообщения принимаются только на русском языке и только во время работы СМС-ЧАТА. – сообщения с ненормативной лексикой и рекламного характера к выходу в эфир не допускаются. – модератором могут быть отклонены: сообщения не содержащие пробелов между словами, сообщения с большим количеством орфографических ошибок, а также сообщения содержащие неэтичные слова или непонятные символы. Сообщения выходят в эфир по мере поступления. В случае большого количества поступающих сообщений выход сообщения в эфир не гарантируется. Услуга доступна абонентам всех операторов связи. Услуга платная (0,33 у.е. + НДС). реклама».

Отношения в сфере рекламы при ее распространении на территории Российской Федерации регулируются Законом о рекламе (статья 2).

Статья 3 Закона о рекламе, понимает под рекламой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

под объектом рекламирования подразумевается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктами 5, 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе).

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно части 7.1 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостные показатели должны быть указаны в рублях, а в случаях необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте.

Данная информация содержит все квалифицирующие признаки рекламы, поскольку она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к услугам по размещению сообщений, оказываемых ЗАО «ТелеВидеоКомпания» по пользованию смс-чатом, формирование и поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Таким образом, содержание рекламы противоречит требованиям части 7.1 статьи 5 Закона о рекламе, так как стоимостные показатели в рублях не указаны.

Материалами дела установлено (…), что рассматриваемая реклама была размещена ЗАО «ТелеВидеоКомпания» согласно договору на информационное обслуживание от 11.01.2012г. №б/н.  В соответствии с пунктом 2.1 указанного договора исполнитель - в лице ООО «Оффлайн» предоставляет заказчику - ЗАО «ТелеВидеоКомпания» услуги информационного обслуживания. Оказание услуг согласно пункту 4.1 договора от 11.01.2012г. №… производится на безвозмездной основе.

Кроме того, ООО «Оффлайн» представлена информация от 31.05.2012г. №… (…), согласно которой макет рассматриваемой рекламы изготовлен заказчиком рекламы, а именно - ЗАО «ТелеВидеоКомпания».

Таким образом, ООО «Оффлайн» как учредитель газеты «Плюс Информ» является рекламораспространителем – лицом, осуществляющее распространение рекламы в еженедельнике «Плюс Информ», ЗАО «ТелеВидеоКомпания» - рекламодателем, лицом, определившим объект рекламирования для привлечения внимания потенциальных потребителей для размещения «смс-чата» в эфире телеканала «Новый век» смс-сообщений в «смс-чате».

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 25.05.2012г. основным видом деятельности  ЗАО «ТелеВидеоКомпания» является «деятельность в области радиовещания и телевидения» (…). услуги связи для целей эфирного вещания осуществляются на основании лицензий № …, …, выданной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Республике Тыва.

Для размещения сообщений в «смс-чате» в эфире телеканала «Новый век», в соответствии с рекламной информацией, следует отправить смс-сообщение, стоимость которого без учета НДС составляет - 0,33 у.е.  Стоимостные показатели в рублях, как предписано Законом о рекламе, в рекламе ЗАО «ТелеВидеоКомпания» не прописаны.

В соответствии с частью 2 статьи 317 Гражданского кодекса (далее – ГК РФ), в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (экю, "специальных правах заимствования" и др.). В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.

Специальные права заимствования (СПЗ или СДР) - условная денежная единица, применяемая странами - членами Международного валютного фонда (МВФ). Условная стоимость СПЗ определяется на основе средневзвешенной стоимости и изменения курса валют, входящих в валютную корзину, которая включает валюты США, Германии, Великобритании, Франции и Японии. ЭКЮ - условная денежная единица, применяемая в Европейской валютной системе, в частности Европейским фондом валютного сотрудничества. Условная стоимость ЭКЮ определяется на основе средневзвешенной стоимости и изменения курсов, входящих в "валютную корзину", которая включает валюты стран Европейского сообщества (Германии, Франции, Голландии, Люксембурга, Дании, Ирландии, Великобритании, Италии, Бельгии, Греции, Португалии, Испании).

В соответствии с частью 1 статьи 317 ГК РФ определено, что денежные обязательства должны быть выражены в рублях (статья 140 ГК РФ рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации).

Так как объектом рекламирования являются услуги по размещению сообщений в эфире телеканала «Новый век». Получение данной услуги возможно только после направления смс-сообщения по стоимости 0,33 у.е. без учета НДС. Таким образом, услуга по размещению сообщений в эфире телеканала «Новый век» будет оказана по стоимости смс-сообщения. Следовательно, стоимость смс-сообщения учитывается с учетом изменения курса условных денежных единиц (экю, "специальных правах заимствования" и др.) по отношению к рублю на момент отправки смс-сообщения.

Таким образом, оценив имеющиеся в деле материалы Комиссия приходит к выводу, что  информация о «смс-чате» в эфире телеканала «Новый век» через смс-сообщение по стоимости, указанной в условных единицах (смс-сообщение 0,33 у.е. без НДС) является нарушением части 7.1 статьи 5 Закона о рекламе, предусматривающей указание в рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостных показателей в рублях (в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте).

В адрес Тывинского УФАС России 01.06.2012г. до вынесения решения по делу по признакам нарушения Закона о рекламе поступила информация от ООО «Оффлайн» (…), согласно которой ООО «Оффлайн» приняты меры по устранению нарушения требований Закона о рекламе, а именно реклама ЗАО «ТелеВидеоКомпания» была размещена с указанием стоимостных показателей в рублях.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 16, статьёй 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:
Признать ненадлежащей рекламу услуг ЗАО «ТелеВидеоКомпания» следующего содержания «СМС-ЧАТ НА ТЕЛЕКАНАЛЕ «НОВЫЙ ВЕК» ОТПРАВЬ SMS: 17 (ПРОБЕЛ) ТЕКСТ НА НОМЕР 5522. Ежедневно во время работы СМС-ЧАТА вы можете послать свое сообщение в эфир! – сообщения принимаются только на русском языке и только во время работы СМС-ЧАТА. – сообщения с ненормативной лексикой и рекламного характера к выходу в эфир не допускаются – модератором могут быть отклонены: сообщения не содержащие пробелов между словами, сообщения с большим количеством орфографических ошибок, а также сообщения содержащие неэтичные слова или непонятные символы. Сообщения выходят в эфир по мере поступления. В случае большого количества поступающих сообщений выход сообщения в эфир не гарантируется. Услуга доступна абонентам всех операторов связи. Услуга платная (0,33 у.е. + НДС). реклама», распространявшуюся в еженедельнике «Плюс-информ» от 22.02.2012г. №08 (527), поскольку в ней нарушены требования части 7.1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38- ФЗ «О рекламе».

  • В связи с добровольным устранением нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006г. №38- ФЗ «О рекламе» до вынесения решения по делу №04-04-02/10-12 предписание ООО «Оффлайн» не выдавать.
  • Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ЗАО «ТелеВидеоКомпания».

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                              Ф.А. Хаджиев

Члены Комиссии                                                                          А.Т. Хитаришвили    

                                                                                                       Ш.Т. Тулуш

                                                                                                       

                                                                                                       

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 04-04-02/10-12 [format] => [safe_value] => № 04-04-02/10-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-06-27 06:58:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-06-14 06:58:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1340780687 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тывинское УФАС России )