РЕШЕНИЕ по делу №04-04-02/05-12

Номер дела: №04-04-02/05-12
Дата публикации: 28 мая 2012, 16:14

РЕШЕНИЕ

по делу  №04-04-02/05-12

10 мая 2012 года                                                                                    г. Кызыл

Резолютивная часть решения объявлена 25 апреля 2012 года

Решение изготовлено в полном объеме 10 мая 2012 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии: Долгих О.М. - руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее Тывинское УФАС России),

Члены Комиссии:

Сорвачева В.А. – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы;

Тулуш Ш.Т. – специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,

Ванькова Е.С. – старший специалист 2 разряда отдела антимонопольного контроля и рекламы,

рассмотрев дело № 04-04-02/05-12 по признакам нарушения  законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы на телеканале Россия-1 Тыва  27.01.2012г. с признаками нарушения требований части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38- ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии представителя ООО «Звездный путь» по доверенности от 06.12.2011г «…»,

в отсутствии надлежаще извещенного законного представителя ООО «Телецентр»,

УСТАНОВИЛА:

По результатам проведенного мониторинга рекламы, распространяемой на телеканалах выявлено следующее.

Во время трансляции рекламы на телеканале Россия-1 Тыва распространялась реклама следующего содержания:

«Ломбард «Выгодные условия, деньги есть всегда!» ул.Кочетова, 30. здание профсоюзов. т.8-963-203-21-41».

В соответствии с основными понятиями, используемыми в статье 3 Закона о рекламе, следует, что  реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе).

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом, искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

При этом к финансовым организациям относятся хозяйствующие субъекты, оказывающие финансовые услуги, а именно: кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг (пункт 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").

В действующем российском законодательстве общие понятия «финансовая организация» и «финансовая услуга» отсутствуют. В нормативно-правовых актах, а также в актах официального толкования законодательства встречаются лишь определения и упоминания частных случаев применения вышеуказанных понятий. В связи с чем, для раскрытия понятий был применен Федеральный закон от 26.07.2006г. №135-ФЗ «Закон о защите конкуренции», целями которого являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007г. № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Закон о ломбардах), ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона о ломбардах, по условиям договора займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) - заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога.

По договору займа, в соответствии с пунктом 1 статьи 802 Гражданского кодекса Российской Федерации,  одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. А также Закон о ломбардах, согласно части 1 статьи 1, регулирует отношения, возникающие при осуществлении ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона о защите конкуренции к финансовой услуге отнесены банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Ломбард, согласно части 2 статьи 2  Закона о ломбардах, должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Ломбард, вправе иметь также полное фирменное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово "ломбард" и указание на его организационно-правовую форму.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что вышеуказанная реклама, сообщающая об услугах ломбарда, содержит необходимые признаки рекламы и является рекламой финансовых услуг, поскольку направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования, а именно, к кредитованию граждан под залог принадлежащих гражданам вещей.

Отсутствие  в рассматриваемой рекламе наименования лица, оказывающего услуги по предоставлению кредита (финансовая услуга) является нарушением требований части 1 статьи 28  Закона о рекламе.

Согласно пунктам 5 и 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Рекламопроизводитель, согласно части 6 статьи 3 Закона о рекламе лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Определением Тывинского УФАС России от 11.03.2012г. возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе в отношении рекламодателя – ИП «…» и рекламораспространителя – ООО «Телецентр».

Определением Тывинского УФАС России от 29.03.2012г. было заменено ненадлежащее лицо – ИП «…» в отношении которого возбуждено дело, надлежащим – ООО «Звездный путь», так как до рассмотрения дела поступило письмо ООО «Телецентр» (вх.№1288 от 13.03.2012г.) о предоставленных Обществом ошибочных сведений в отношении лица, разместившего рекламный ролик Ломбарда. Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Звездный путь».

Также 14.03.2012г. поступило заявление от ИП «…» (вх.№1311 от 14.03.2012г.) о том, что не имеет отношения к рекламе Ломбарда, распространявшееся 27 января 2012г. на телеканале Росиия-1 Тыва. В письме ИП «…» поясняет, что обратился за услугами по размещению рекламы на телеканале Россия-1 Тыва мебельного салона «Кузел». Для  подтверждения непричастности к рассматриваемому ролику заявитель представил копии документов, в частности, договор на размещение рекламного ролика на экране от 15.02.2012г. №008 между ООО "Телецентр" и ИП «…»,  медиаплан размещения ролика мебельного салона «Кузел» с 16.02.2012г. по 16.03.2012г., документы, подтверждающие оплату услуг от 15.02.2012г.

На рассмотрение дела 25 апреля 2012г. явился представитель ООО «Звездный путь» по доверенности от 06.12.2011г «…»

В ходе рассмотрения дела «…» были даны следующие пояснения.

ООО «Звездный путь» обратилось в ООО «Телецентр»  для размещения рекламы в эфире телеканала «Россия-1», в результате которого был заключен устный договор об оказании услуг по размещению рекламы на телеканале «Россия-1 Тыва» с распространением на территории Республики Тыва в соответствии с графиком размещения, а также было оговорено об изготовлении видеоролика сотрудником ООО «Телецентр» для последующего размещения в эфире телеканала.

Для изготовления видеоролика с содержанием рекламной информации ООО «Звездный путь» сотрудником ООО «Телецентр» были взяты в качестве исходных данных координаты и уточнен вид деятельности заказчика. Согласно квитанциям к приходным кассовым ордерам от 15.12.2011г. № 544 и от 27.12.2011г. №598 за изготовление и размещение рекламы ООО «Звездный путь» оплатил ООО «Телецентр» 000 (000 тысяча) рублей и 0000 (0000 тысяч 00) рублей соответственно.

Размещение рекламного ролика «Ломбард», согласно медиапланам ООО «Телецентр», представленным «…», происходило с 16.12.2011г. по 14.01.2012г. и  с 05.01.2012г. по 31.01.2012г. (в последнем случае без выхода рекламы по выходным дням).

Также, «…» было указано, что со стороны ООО «Телецентр» были попытки подписать договор на оказание услуг по размещению рекламы после установления факта Тывинским УФАС России распространения рекламы ООО «Звездный путь» с признаками нарушения требований законодательства о рекламе.

В опровержение пояснений «…» со стороны ООО «Телецентр» до рассмотрения дела не были представлены документы (договор на размещение рекламы с ООО «Звездный путь», медиаплан, акт приема-передачи материалов (исходные данные, и/или видеоролики, и/или тексты рекламных сообщений) для проведения рекламной кампании ООО «Звездный путь»), подтверждающее обратное. А также на рассмотрение дела законный представитель ООО «Телецентр» не явился.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность несёт как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Согласно части 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, несет рекламопроизводитель, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Таким образом, Комиссия Тывинского УФАС России изучив материалы дела и выслушав пояснения представителя ООО «Звездный путь» «…» пришла к выводу о том, что рассматриваемая реклама без указания наименования или имени лица, оказывающего финансовые услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество) нарушает требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе, а также считает доказанным тот  факт, что видеоролик с рекламной информацией  был изготовлен ООО «Телецентр».

На  основании  пункта  2  части  1  статьи  33,  частей  1, 2 статьи 36 Федерального  закона  "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения   антимонопольным   органом  дел,  возбужденных  по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006г. №508,

РЕШИЛА:
Признать ненадлежащей рекламу ООО «Звездный путь» следующего содержания «Ломбард «Выгодные условия, деньги есть всегда!» ул.Кочетова, 30. здание профсоюзов. т.8-963-203-21-41», распространявшуюся на телеканале Россия-1 Тыва  27.01.2012г., поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. №38- ФЗ «О рекламе».

  • Выдать ООО «Звездный путь» предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. №38- ФЗ «О рекламе», путем не размещения распространения ненадлежащей рекламы Ломбарда без наименования или имени лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
  • Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении рекламоизготовителя ООО «Телецентр».

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                              О.М. Долгих

Члены Комиссии                                                                          В.А. Сорвачева

                                                                                                        Ш.Т. Тулуш

                                                                                                        Е.С. Ванькова

 

stdClass Object ( [vid] => 7286 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу №04-04-02/05-12 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7286 [type] => solution [language] => ru [created] => 1338193293 [changed] => 1368706914 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368706914 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу  №04-04-02/05-12

10 мая 2012 года                                                                                    г. Кызыл

Резолютивная часть решения объявлена 25 апреля 2012 года

Решение изготовлено в полном объеме 10 мая 2012 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии: Долгих О.М. - руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее Тывинское УФАС России),

Члены Комиссии:

Сорвачева В.А. – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы;

Тулуш Ш.Т. – специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,

Ванькова Е.С. – старший специалист 2 разряда отдела антимонопольного контроля и рекламы,

рассмотрев дело № 04-04-02/05-12 по признакам нарушения  законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы на телеканале Россия-1 Тыва  27.01.2012г. с признаками нарушения требований части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38- ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии представителя ООО «Звездный путь» по доверенности от 06.12.2011г «…»,

в отсутствии надлежаще извещенного законного представителя ООО «Телецентр»,

УСТАНОВИЛА:

По результатам проведенного мониторинга рекламы, распространяемой на телеканалах выявлено следующее.

Во время трансляции рекламы на телеканале Россия-1 Тыва распространялась реклама следующего содержания:

«Ломбард «Выгодные условия, деньги есть всегда!» ул.Кочетова, 30. здание профсоюзов. т.8-963-203-21-41».

В соответствии с основными понятиями, используемыми в статье 3 Закона о рекламе, следует, что  реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе).

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом, искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

При этом к финансовым организациям относятся хозяйствующие субъекты, оказывающие финансовые услуги, а именно: кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг (пункт 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").

В действующем российском законодательстве общие понятия «финансовая организация» и «финансовая услуга» отсутствуют. В нормативно-правовых актах, а также в актах официального толкования законодательства встречаются лишь определения и упоминания частных случаев применения вышеуказанных понятий. В связи с чем, для раскрытия понятий был применен Федеральный закон от 26.07.2006г. №135-ФЗ «Закон о защите конкуренции», целями которого являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007г. № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Закон о ломбардах), ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона о ломбардах, по условиям договора займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) - заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога.

По договору займа, в соответствии с пунктом 1 статьи 802 Гражданского кодекса Российской Федерации,  одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. А также Закон о ломбардах, согласно части 1 статьи 1, регулирует отношения, возникающие при осуществлении ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона о защите конкуренции к финансовой услуге отнесены банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Ломбард, согласно части 2 статьи 2  Закона о ломбардах, должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Ломбард, вправе иметь также полное фирменное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово "ломбард" и указание на его организационно-правовую форму.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что вышеуказанная реклама, сообщающая об услугах ломбарда, содержит необходимые признаки рекламы и является рекламой финансовых услуг, поскольку направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования, а именно, к кредитованию граждан под залог принадлежащих гражданам вещей.

Отсутствие  в рассматриваемой рекламе наименования лица, оказывающего услуги по предоставлению кредита (финансовая услуга) является нарушением требований части 1 статьи 28  Закона о рекламе.

Согласно пунктам 5 и 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Рекламопроизводитель, согласно части 6 статьи 3 Закона о рекламе лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Определением Тывинского УФАС России от 11.03.2012г. возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе в отношении рекламодателя – ИП «…» и рекламораспространителя – ООО «Телецентр».

Определением Тывинского УФАС России от 29.03.2012г. было заменено ненадлежащее лицо – ИП «…» в отношении которого возбуждено дело, надлежащим – ООО «Звездный путь», так как до рассмотрения дела поступило письмо ООО «Телецентр» (вх.№1288 от 13.03.2012г.) о предоставленных Обществом ошибочных сведений в отношении лица, разместившего рекламный ролик Ломбарда. Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Звездный путь».

Также 14.03.2012г. поступило заявление от ИП «…» (вх.№1311 от 14.03.2012г.) о том, что не имеет отношения к рекламе Ломбарда, распространявшееся 27 января 2012г. на телеканале Росиия-1 Тыва. В письме ИП «…» поясняет, что обратился за услугами по размещению рекламы на телеканале Россия-1 Тыва мебельного салона «Кузел». Для  подтверждения непричастности к рассматриваемому ролику заявитель представил копии документов, в частности, договор на размещение рекламного ролика на экране от 15.02.2012г. №008 между ООО "Телецентр" и ИП «…»,  медиаплан размещения ролика мебельного салона «Кузел» с 16.02.2012г. по 16.03.2012г., документы, подтверждающие оплату услуг от 15.02.2012г.

На рассмотрение дела 25 апреля 2012г. явился представитель ООО «Звездный путь» по доверенности от 06.12.2011г «…»

В ходе рассмотрения дела «…» были даны следующие пояснения.

ООО «Звездный путь» обратилось в ООО «Телецентр»  для размещения рекламы в эфире телеканала «Россия-1», в результате которого был заключен устный договор об оказании услуг по размещению рекламы на телеканале «Россия-1 Тыва» с распространением на территории Республики Тыва в соответствии с графиком размещения, а также было оговорено об изготовлении видеоролика сотрудником ООО «Телецентр» для последующего размещения в эфире телеканала.

Для изготовления видеоролика с содержанием рекламной информации ООО «Звездный путь» сотрудником ООО «Телецентр» были взяты в качестве исходных данных координаты и уточнен вид деятельности заказчика. Согласно квитанциям к приходным кассовым ордерам от 15.12.2011г. № 544 и от 27.12.2011г. №598 за изготовление и размещение рекламы ООО «Звездный путь» оплатил ООО «Телецентр» 000 (000 тысяча) рублей и 0000 (0000 тысяч 00) рублей соответственно.

Размещение рекламного ролика «Ломбард», согласно медиапланам ООО «Телецентр», представленным «…», происходило с 16.12.2011г. по 14.01.2012г. и  с 05.01.2012г. по 31.01.2012г. (в последнем случае без выхода рекламы по выходным дням).

Также, «…» было указано, что со стороны ООО «Телецентр» были попытки подписать договор на оказание услуг по размещению рекламы после установления факта Тывинским УФАС России распространения рекламы ООО «Звездный путь» с признаками нарушения требований законодательства о рекламе.

В опровержение пояснений «…» со стороны ООО «Телецентр» до рассмотрения дела не были представлены документы (договор на размещение рекламы с ООО «Звездный путь», медиаплан, акт приема-передачи материалов (исходные данные, и/или видеоролики, и/или тексты рекламных сообщений) для проведения рекламной кампании ООО «Звездный путь»), подтверждающее обратное. А также на рассмотрение дела законный представитель ООО «Телецентр» не явился.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность несёт как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Согласно части 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, несет рекламопроизводитель, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Таким образом, Комиссия Тывинского УФАС России изучив материалы дела и выслушав пояснения представителя ООО «Звездный путь» «…» пришла к выводу о том, что рассматриваемая реклама без указания наименования или имени лица, оказывающего финансовые услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество) нарушает требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе, а также считает доказанным тот  факт, что видеоролик с рекламной информацией  был изготовлен ООО «Телецентр».

На  основании  пункта  2  части  1  статьи  33,  частей  1, 2 статьи 36 Федерального  закона  "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения   антимонопольным   органом  дел,  возбужденных  по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006г. №508,

РЕШИЛА:
Признать ненадлежащей рекламу ООО «Звездный путь» следующего содержания «Ломбард «Выгодные условия, деньги есть всегда!» ул.Кочетова, 30. здание профсоюзов. т.8-963-203-21-41», распространявшуюся на телеканале Россия-1 Тыва  27.01.2012г., поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. №38- ФЗ «О рекламе».

  • Выдать ООО «Звездный путь» предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. №38- ФЗ «О рекламе», путем не размещения распространения ненадлежащей рекламы Ломбарда без наименования или имени лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
  • Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении рекламоизготовителя ООО «Телецентр».

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                              О.М. Долгих

Члены Комиссии                                                                          В.А. Сорвачева

                                                                                                        Ш.Т. Тулуш

                                                                                                        Е.С. Ванькова

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу  №04-04-02/05-12

10 мая 2012 года                                                                                    г. Кызыл

Резолютивная часть решения объявлена 25 апреля 2012 года

Решение изготовлено в полном объеме 10 мая 2012 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии: Долгих О.М. - руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее Тывинское УФАС России),

Члены Комиссии:

Сорвачева В.А. – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы;

Тулуш Ш.Т. – специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,

Ванькова Е.С. – старший специалист 2 разряда отдела антимонопольного контроля и рекламы,

рассмотрев дело № 04-04-02/05-12 по признакам нарушения  законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы на телеканале Россия-1 Тыва  27.01.2012г. с признаками нарушения требований части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38- ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии представителя ООО «Звездный путь» по доверенности от 06.12.2011г «…»,

в отсутствии надлежаще извещенного законного представителя ООО «Телецентр»,

УСТАНОВИЛА:

По результатам проведенного мониторинга рекламы, распространяемой на телеканалах выявлено следующее.

Во время трансляции рекламы на телеканале Россия-1 Тыва распространялась реклама следующего содержания:

«Ломбард «Выгодные условия, деньги есть всегда!» ул.Кочетова, 30. здание профсоюзов. т.8-963-203-21-41».

В соответствии с основными понятиями, используемыми в статье 3 Закона о рекламе, следует, что  реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе).

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом, искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

При этом к финансовым организациям относятся хозяйствующие субъекты, оказывающие финансовые услуги, а именно: кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг (пункт 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").

В действующем российском законодательстве общие понятия «финансовая организация» и «финансовая услуга» отсутствуют. В нормативно-правовых актах, а также в актах официального толкования законодательства встречаются лишь определения и упоминания частных случаев применения вышеуказанных понятий. В связи с чем, для раскрытия понятий был применен Федеральный закон от 26.07.2006г. №135-ФЗ «Закон о защите конкуренции», целями которого являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007г. № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Закон о ломбардах), ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона о ломбардах, по условиям договора займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) - заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога.

По договору займа, в соответствии с пунктом 1 статьи 802 Гражданского кодекса Российской Федерации,  одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. А также Закон о ломбардах, согласно части 1 статьи 1, регулирует отношения, возникающие при осуществлении ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона о защите конкуренции к финансовой услуге отнесены банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Ломбард, согласно части 2 статьи 2  Закона о ломбардах, должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Ломбард, вправе иметь также полное фирменное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово "ломбард" и указание на его организационно-правовую форму.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что вышеуказанная реклама, сообщающая об услугах ломбарда, содержит необходимые признаки рекламы и является рекламой финансовых услуг, поскольку направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования, а именно, к кредитованию граждан под залог принадлежащих гражданам вещей.

Отсутствие  в рассматриваемой рекламе наименования лица, оказывающего услуги по предоставлению кредита (финансовая услуга) является нарушением требований части 1 статьи 28  Закона о рекламе.

Согласно пунктам 5 и 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Рекламопроизводитель, согласно части 6 статьи 3 Закона о рекламе лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Определением Тывинского УФАС России от 11.03.2012г. возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе в отношении рекламодателя – ИП «…» и рекламораспространителя – ООО «Телецентр».

Определением Тывинского УФАС России от 29.03.2012г. было заменено ненадлежащее лицо – ИП «…» в отношении которого возбуждено дело, надлежащим – ООО «Звездный путь», так как до рассмотрения дела поступило письмо ООО «Телецентр» (вх.№1288 от 13.03.2012г.) о предоставленных Обществом ошибочных сведений в отношении лица, разместившего рекламный ролик Ломбарда. Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Звездный путь».

Также 14.03.2012г. поступило заявление от ИП «…» (вх.№1311 от 14.03.2012г.) о том, что не имеет отношения к рекламе Ломбарда, распространявшееся 27 января 2012г. на телеканале Росиия-1 Тыва. В письме ИП «…» поясняет, что обратился за услугами по размещению рекламы на телеканале Россия-1 Тыва мебельного салона «Кузел». Для  подтверждения непричастности к рассматриваемому ролику заявитель представил копии документов, в частности, договор на размещение рекламного ролика на экране от 15.02.2012г. №008 между ООО "Телецентр" и ИП «…»,  медиаплан размещения ролика мебельного салона «Кузел» с 16.02.2012г. по 16.03.2012г., документы, подтверждающие оплату услуг от 15.02.2012г.

На рассмотрение дела 25 апреля 2012г. явился представитель ООО «Звездный путь» по доверенности от 06.12.2011г «…»

В ходе рассмотрения дела «…» были даны следующие пояснения.

ООО «Звездный путь» обратилось в ООО «Телецентр»  для размещения рекламы в эфире телеканала «Россия-1», в результате которого был заключен устный договор об оказании услуг по размещению рекламы на телеканале «Россия-1 Тыва» с распространением на территории Республики Тыва в соответствии с графиком размещения, а также было оговорено об изготовлении видеоролика сотрудником ООО «Телецентр» для последующего размещения в эфире телеканала.

Для изготовления видеоролика с содержанием рекламной информации ООО «Звездный путь» сотрудником ООО «Телецентр» были взяты в качестве исходных данных координаты и уточнен вид деятельности заказчика. Согласно квитанциям к приходным кассовым ордерам от 15.12.2011г. № 544 и от 27.12.2011г. №598 за изготовление и размещение рекламы ООО «Звездный путь» оплатил ООО «Телецентр» 000 (000 тысяча) рублей и 0000 (0000 тысяч 00) рублей соответственно.

Размещение рекламного ролика «Ломбард», согласно медиапланам ООО «Телецентр», представленным «…», происходило с 16.12.2011г. по 14.01.2012г. и  с 05.01.2012г. по 31.01.2012г. (в последнем случае без выхода рекламы по выходным дням).

Также, «…» было указано, что со стороны ООО «Телецентр» были попытки подписать договор на оказание услуг по размещению рекламы после установления факта Тывинским УФАС России распространения рекламы ООО «Звездный путь» с признаками нарушения требований законодательства о рекламе.

В опровержение пояснений «…» со стороны ООО «Телецентр» до рассмотрения дела не были представлены документы (договор на размещение рекламы с ООО «Звездный путь», медиаплан, акт приема-передачи материалов (исходные данные, и/или видеоролики, и/или тексты рекламных сообщений) для проведения рекламной кампании ООО «Звездный путь»), подтверждающее обратное. А также на рассмотрение дела законный представитель ООО «Телецентр» не явился.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность несёт как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Согласно части 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, несет рекламопроизводитель, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Таким образом, Комиссия Тывинского УФАС России изучив материалы дела и выслушав пояснения представителя ООО «Звездный путь» «…» пришла к выводу о том, что рассматриваемая реклама без указания наименования или имени лица, оказывающего финансовые услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество) нарушает требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе, а также считает доказанным тот  факт, что видеоролик с рекламной информацией  был изготовлен ООО «Телецентр».

На  основании  пункта  2  части  1  статьи  33,  частей  1, 2 статьи 36 Федерального  закона  "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения   антимонопольным   органом  дел,  возбужденных  по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006г. №508,

РЕШИЛА:
Признать ненадлежащей рекламу ООО «Звездный путь» следующего содержания «Ломбард «Выгодные условия, деньги есть всегда!» ул.Кочетова, 30. здание профсоюзов. т.8-963-203-21-41», распространявшуюся на телеканале Россия-1 Тыва  27.01.2012г., поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. №38- ФЗ «О рекламе».

  • Выдать ООО «Звездный путь» предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. №38- ФЗ «О рекламе», путем не размещения распространения ненадлежащей рекламы Ломбарда без наименования или имени лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
  • Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении рекламоизготовителя ООО «Телецентр».

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                              О.М. Долгих

Члены Комиссии                                                                          В.А. Сорвачева

                                                                                                        Ш.Т. Тулуш

                                                                                                        Е.С. Ванькова

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №04-04-02/05-12 [format] => [safe_value] => №04-04-02/05-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-05-28 08:14:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-05-25 08:14:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1338193293 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тывинское УФАС России )