Плохи шутки с УФАС

-  Многих наших бизнесменов отличает инертность мышления. Не приходят они к нам за консультацией, а жалобы на нас пишут потом во все инстанции. А порой и вовсе прибегают к общению с нами в неформальной обстановке. Совсем недавно летела в командировку, и ко мне прямо в самолете подошел с вопросами один из лидеров тувинского союза предпринимателей. Что ему мешало прийти ко мне в офис, в часы моего приема, — непонятно, — с этого воспоминания начала разговор руководитель управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по РТ Ольга Долгих.

Поводом для него стал День открытых дверей, организованный УФАС для представителей малого и среднего бизнеса, и пятая годовщина со дня создания в Туве этой структуры. Правда, отмечать эту дату на широкую ногу не получается. Некогда. Весь штат управления — двенадцать сотрудников, а дел — невпроворот.

— Мои коллеги либо задействованы для проведения очередной проверки, либо заняты ведением дел от лица государства в Арбитражном суде и Верховном суде республики. И тот факт, что в большинстве случаев именно мы выигрываем споры, говорит как раз о качестве работы антимонопольного управления.

Антимонопольщики, по словам Ольги Долгих, выигрывают в судах до семидесяти процентов всех тяжб. Считается, что это очень хороший показатель, если сравнивать его с результатами работы остальных восьмидесяти двух региональных подразделений ФАС. Разгадка столь качественной работы заключается в том, что сотрудники ФАС вникают во все нормативные акты, с помощью которых государство и регулирует деятельность хозяйствующих субъектов.

К числу таковых отнесены представители деловых кругов, вне зависимости от того, крупным ли является их бизнес или малым. На рынке услуг они выступают в качестве равных участников. Гарантируется это равенство Конституцией РФ и федеральным законом № 135 «О защите конкуренции». За соблюдением этих законов должно следить государство в лице правоохранительных, надзорных органов и, прежде всего, антимонопольной службы.

— Отдаленность нашего региона накладывает свой отпечаток и на характер тувинской экономики, — отмечает Ольга Долгих. — Реальная конкуренция существует пока разве что в сфере торговли и общественного питания. А вот уже в сфере ЖКХ выбор предложений услуг невелик.

Отстает в своем развитии и рынок услуг связи. В частности, и Интернет вяло используется представителями местного бизнеса как средство для делового общения.

— Москва нас постоянно упрекает: на сайте тувинского управления ФАС очень мало посетителей, — замечает Ольга Долгих. — Однако наши представители малого и среднего бизнеса, для которых эта страничка существует, не знают даже о том, что у регионального антимонопольного управления есть в Интернете собственный портал. А ведь благодаря ему предприниматели имеют возможность владеть информацией обо всех изменениях в нормативной базе, обращаться к нам за консультацией.

Тем временем, у предпринимателей в соседних регионах стало нормой записываться на прием к руководству антимонопольной службы с помощью электронной почты. Практически все они — постоянные клиенты интернет-ресурсов, предоставляющих доступ к перманентно обновляющейся нормативной базе. Поэтому большинство из них свободно ориентируются в правовых вопросах. В Туве же пока остается мечтать о таком отношении к своему бизнесу.

— Во многом некомпетентность бизнесменов в правовых вопросах порождает чиновничий произвол, — считает Ольга Долгих. — Нередки случаи, когда местные предприниматели не допускаются, без объяснения причин, к участию в торгах. Только тогда они обращаются к нам за помощью. До выяснения причин мы можем приостановить процедуру торгов. А руководство наших естественных монополистов, таких, как Кызылская ТЭЦ или «Тываэнергосбыт», общение с представителями антимонопольной службы до недавнего времени считало делом несерьезным. Однако жесткая линия, выбранная управлением ФАС с самого начала нашей работы, привела к тому, что руководство предприятий-монополистов стало задумываться о каждом заработанном ими рубле. А ведь недавно они еще тратились, в основном, на выплату многомиллионных штрафов в пользу государства. Видимо, профессиональная репутация в этом споре с управлением ФАС стала для монополистов важней, как, впрочем, и понимание того, что за «регулярные» нарушения кое-кто может и лишиться — по суду — своего руководящего кресла. С антимонопольным управлением шутки плохи.

Самонадеянность на рынке услуг демонстрируют сегодня рекламные агентства. О том, что реклама алкогольной и табачной продукции запрещена и в электронном, и в печатном виде, они знают. Однако в рекламных текстах допускают определения «самая лучшая» или «самая надежная» (из услуг), не приводя в этом же тексте доказательства этому утверждению. Тем же грешат на местном рынке и мелкие бизнесмены от финансового бизнеса, когда отмечают в своей рекламе «особую надежность» в работе с «чужими» деньгами. Как правило, из среды бизнесменов от рекламы и пишутся жалобы на сотрудников антимонопольного управления. Сочиняются по этому поводу и заказные статьи.

— Прийти же к нам за рекомендацией они не считают нужным, — замечает Ольга Долгих. — Хотя для них специальные семинары мы организуем регулярно. Они просто не понимают того, что мы не только поделимся с ними дельным советом, но и выслушаем их мнение. Представители рекламного бизнеса могли бы прийти и на День открытых дверей. Однако не посчитали нужным тратить свое время на подобные «пустяки».

Прием посетителей Ольга Долгих проводила в течение трех часов. Пришел только один, который оказался бизнесменом из строительной сферы.

— Все та же проблема, — делает вывод Ольга Долгих, — этому предпринимателю отказали в праве участвовать в аукционе. Будем разбираться с чиновниками. И на пять дней проверки приостановим торги.

МИХАИЛ РУДАКОВ, Тувинская правда, № 73, 06 июля 2013 г.