Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на розничном рынке автомобильных бензинов Республики Тыва

«УТВЕРЖДАЮ»:

Руководитель

Тывинского УФАС России

 

 ____________ О.М. Долгих

 

«___» сентября 2013 г.

Аналитический отчет

по результатам анализа состояния конкурентной среды

на розничном рынке автомобильных бензинов Республики Тыва

1. Общие положения

Основанием для исследования послужил приказ ФАС России от 19.12.2012 № 773/12 «О плане работы по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы» (далее – Приказ ФАС России от 19.12.2012 № 773/12), которым предусмотрено проведение анализа состояния конкуренции на розничном рынке автомобильных бензинов.

Целью проведения анализа конкуренции на розничном рынке автомобильных бензинов является установление доминирующего положения вертикально интегрированных нефтяных компаний (далее ВИНК) на региональном рынке.

Данный Аналитический отчет выполнен в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок № 220) и «Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией», утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5 (далее – Регламент). Структура Аналитического отчета соответствует этапам проведенного анализа, этапы проведения анализа определены пунктом 1.3 Порядка № 220.

Также, анализ товарного рынка проведен в соответствии со следующими нормативными документами:

1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ).

В соответствии с п. 1.5 раздела 1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке в качестве источников исходной информации использовались документы и информация, представленные: Муниципальными образованиями Республики Тыва, хозяйствующими субъектами розничного рынка автомобильных бензинов. Тывинским УФАС России был направлен запрос информации 62 хозяйствующим субъектам исследуемого товарного рынка, осуществляющим деятельность в 19 муниципальных образованиях республики, посредством услуг почтовой связи.

Запрашиваемые сведения представлены 49 хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную реализацию автомобильных бензинов на территории 17 муниципальных образований. Информация не представлена 8 хозяйствующими субъектами по причине отсутствия адресата по месту регистрации. В отношении 5 хозяйствующих субъектов возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за непредставление информации.

2. Временной интервал исследования

Согласно п. 2.1 Порядка, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Исследование проводится для определения состава и доли хозяйствующих субъектов, занимающихся розничной реализацией автомобильных бензинов на территории Республики Тыва.

Настоящее исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования. В соответствии с п. 2.2 Порядка № 220 исследование состояния конкуренции на рынке розничной реализации автомобильных бензинов носит ретроспективный характер. В связи с вышеизложенным, целесообразно определить временной интервал исследования как 2012 год.

3. Продуктовые границы рынка

Согласно п. 3.1 Порядка № 220, процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке, включает:

-     предварительное определение товара;

-     выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

-     определение взаимозаменяемых товаров.

Таким образом, предварительное определение товара – автомобильные бензины.

В соответствии с п. 3.2 Порядка № 220 мнение покупателей определено в результате представленной информации от муниципальных образований Республики Тыва, хозяйствующих субъектов розничного рынка автомобильных бензинов.

Наиболее востребованными марками автомобильных бензинов на территории Республики Тыва являются: АИ-80, АИ-92, АИ-95.  Это связано со структурой автомобильного парка Республики Тыва в целом. 

В соответствии с п. 3.3 Порядка № 220 на рассматриваемом рынке действуют покупатели единичного товара, в связи с тем, что на автозаправочных станциях приобретают нефтепродукты население и организации для личного использования, нефтебаз и нефтехранилищ на территории Республики Тыва не имеется.

В соответствии с п. 3.4 Порядка № 220, предварительно определим товар:

Бензины - легковоспламеняющиеся бесцветные или слегка желтые (при отсутствии специальных добавок) жидкости, имеющие плотность 700-780 кг/м. Бензины имеют высокую летучесть и температуру вспышки в пределах 20-40 градусов по Цельсию. Температура кипения бензинов находится в интервале от 30 до 200 C. Температура застывания - ниже минус 60 градусов. При сгорании бензинов образуется вода и углекислый газ. При концентрациях паров в воздухе 70—120 г/м образуются взрывчатые смеси.

Для улучшения эксплуатационных свойств бензинов производители повышают их октановое число. Это достигается путем добавления к бензинам некоторых высокооктановых компонентов.

Октановое число – показатель детонационных свойств моторного топлива. Детонацией называют такой характер горения, при котором воспламенение горючей смеси происходит в нескольких точках цилиндра или по всему объему сразу. Октановое число – наиболее важная характеристика бензина. Если октановое число бензина равно 92 означает, что топливо при нормальных условиях работы в стандартном двигателе, работает также как и смесь, которая состоит из 92 частей изооктана и восьми частей n-гептана. Октановое число бензина после первичной перегонки нефти обычно не превышает 70. Поэтому для повышения качества низкосортных бензинов помимо компаундирования используют антидетонаторы (до 0,3%).

В настоящее время в Российской Федерации производятся и реализуются 4 основных вида автомобильных бензинов, предназначенных для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями: А-76 (ГОСТ 2084-77), АИ-92 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ТУ 38.01165-2003, ГОСТ Р 51313-99), АИ 95 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51313-99), АИ-98 (ГОСТ Р 51313-99). Вместе с тем распространены также бензины иных марок: Нормаль-80 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-80 (ТУ 38.01165-2003), Регуляр-91 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум-95 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-96 (ТУ 38.01165-2003), Супер-98 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум Евро-95 и Супер Евро-98 (ГОСТ Р 51866-2002), Регуляр Евро-92 (ГОСТ Р 51866-2002) и другие.

В соответствии с п. 3.5 Порядка № 220, автомобильные бензины в силу своих физико-химических характеристик должны обладать следующими свойствами:

-     однородность смеси;

-     плотность топлива - при +20 "С должна составлять 690-750 кг/м;

-     небольшая вязкость - с ее увеличением затрудняется протекание топлива через жиклеры, что ведет к обеднению смеси. Вязкость в значительной степени зависит от температуры. При изменении температуры от +40 до -40 °С расход бензина через жиклер меняется на 20-30%;

-     испаряемость - способность переходить из жидкого состояния в газообразное. Автомобильные бензины должны обладать такой испаряемостью, чтобы обеспечивались легкий пуск двигателя (особенно зимой), его быстрый прогрев, полное сгорание топлива, а также исключалось образование паровых пробок в топливной системе;

-     давление насыщенных паров - чем выше давление паров при испарении топлива в замкнутом пространстве, тем интенсивнее процесс их конденсации. Стандартом ограничивается верхний предел давления паров летом - до 670 ГПа и зимой - от 670 до 930 ГПа. Бензины с более высоким давлением склонны к образованию паровых пробок, при их использовании снижается наполнение цилиндров и теряется мощность двигателя, увеличиваются потери от испарения при хранении в баках автомобилей и на складах;

-     низкотемпературные свойства - способность бензина выдерживать низкие температуры;

-     сгорание бензина. Под «сгоранием» применительно к автомобильным двигателям понимают быструю реакцию взаимодействия углеводородов топлива с кислородом воздуха с выделением значительного количества тепла. Температура паров при горении достигает 1500-2400 °С.

Выявим товары, потенциально являющиеся взаимозаменяемыми, в соответствии с условиями п. 3.6 Порядка № 220.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 № 454-ст, розничная торговля автомобильными бензинами классифицирована в группе 50.50 «Розничная торговля моторным топливом».

Бензины предназначены для поршневых двигателей внутреннего сгорания с принудительным воспламенением (от искры). ГОСТ по автомобильным бензинам определяют область применения автомобильных бензинов как моторное топливо для бензиновых двигателей (ГОСТ Р 51866-2002: «Настоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины, предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями…»).

На практике, единственным существенным показателем, классифицирующим автомобильные бензины, является октановое число моторного топлива (далее ОЧ). По ОЧ автомобильные бензины разделяются на две группы, что и является существенным различием:

-   низкооктановые бензины – А-76, АИ-80, Нормаль-80 (ОЧ 76,0 по моторному методу и 80,0 по исследовательскому методу);

-   высокооктановые бензины - Регуляр-91, АИ-92, АИ-96,       Супер-98, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, Регуляр Евро-92 и другие (ОЧ 82,5 – 88 по моторному методу, 91 - 98 по исследовательскому методу).

Таким образом, исходя из дифференциации по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам в целях исследования розничного рынка автомобильных бензинов можно выделить следующие товары:

 

Группа товаров

Подгруппа товаров

Товары (марки)

Октановое число

Автомобильные бензины

(ОКП 02 5110)

Низкооктановые

А-76 (АИ-80)

76,0 по моторному методу и 80,0 по исследовательскому методу

Высокооктановые

АИ-92 (АИ-91, АИ-93) АИ-95 (АИ-96)

82,5-88 по моторному методу, 91-98 по исследовательскому методу

 

Согласно п. 3.7 и 3.8 Порядка № 220, автомобильные бензины марки АИ-80, АИ-92, АИ-95 предназначены для использования в качестве моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания.

Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных бензиновых двигателях, определяется производителем двигателей и характеризуется показателем октанового числа. В технических паспортах (инструкциях по эксплуатации) автомобилей приводятся физико-химические эксплуатационные показатели бензинов, исходя из которых, пользователь автомобиля определяет соответствующую марку бензина для использования в качестве моторного топлива.

 Таким образом, исходя из особенностей функционального назначения, а также различий в технических характеристиках, автомобильные бензины марки АИ-80, АИ-92, АИ-95 не являются взаимозаменяемыми.

В целях исключения взаимозаменяемости автомобильных бензинов и газового топлива следует отметить, что для работы автомобиля на сжиженном газе необходима специальная газобаллонная установка. К существенным недостаткам газобаллонных автомобилей можно отнести уменьшение грузоподъемности автомобиля и повышение его пожароопасности. Нельзя не учитывать тот факт, что расположение газовых заправочных станций носит локализованный характер и на отдельных территориях отсутствует возможность заправки данным видом топлива.

Ввиду того, что «тест гипотетического монополиста» и расчет показателя перекрестной эластичности спроса не проводились, п. 3.9-3.11 Порядка № 220 не рассматриваем.

На этапе окончательного определения продуктовых границ исследуемого товарного рынка уточняются продуктовые границы рынка, определенные на предварительном этапе. Исходя из специфики локальных розничных рынков автомобильных бензинов (наличие/отсутствие конкретных марок автомобильных бензинов, состав автопарка потребителей, сложившиеся предпочтения) продуктовыми границами следует признать розничную реализацию автомобильных бензинов марки АИ-80, АИ-92, АИ-95.

4. Географические границы рынка

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно п. 4.1 Порядка № 220, процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеют экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем;

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительное определение географических границ товарного рынка, в соответствии с п. 4.2 Порядка № 220, проводится на основе информации о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля.

Республика Тыва - горная территория с чередованием высоких хребтов и глубоких котловин. Железная дорога в регионе отсутствует. Основные природно-климатические зоны - таежные массивы, соединяющиеся со степью и пустыней. До ближайшего региона Республика Хакасия (расстояние около 400 км.) можно добраться только по автодороге.

В состав Республики Тыва входит 19 муниципальных образований. Достаточно развитая инфраструктура Республики Тыва, в том числе и ряда муниципальных образований, а также имеющаяся производственная база хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию бензина автомобильного и дизельного топлива через сеть АЗС, позволяет в полной мере удовлетворить спрос потребителей на указанные нефтепродукты практически на всех локальных рынках республики. Но имеются и труднодоступные районы, добраться до которых по автодороге очень сложно в связи с отсутствием асфальтированного дорожного полотна, что увеличивает затраты на доставку.

Предварительно географическими границами определим географические границы Республики Тыва.

Согласно п. 4.3 и 4.4 Порядка № 220, выявим условия обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем.

На территории Республики Тыва отсутствует оптовое звено горюче-смазочных материалов в связи с отсутствием нефтеперерабатывающих заводов (нефтебаза, нефтехранилище), где был бы создан определенный резерв топлива на случай ремонтных или каких-либо иных ситуаций, возникающих в работе нефтеперерабатывающих компаний Сибири. Доставка нефтепродуктов в полном объеме производится из-за пределов Республики Тыва автомобильным транспортом, ввиду отсутствия в Республике Тыва железной дороги. Доставка основной части нефтепродуктов в Республику Тыва осуществляется от оптовых поставщиков Республики Хакасия и Красноярского края - ближайшего крупного железнодорожного узла, обладающего необходимой для хранения и отгрузки нефтепродуктов инфраструктурой.

Географические границы регионального рынка Республики Тыва  определены исходя из расположенных на его территории АЗС, с учетом протяженности маршрута следования до АЗС в соседних регионах, а также минимальных временных затрат и транспортных расходов, связанных с приобретением нефтепродуктов на АЗС, расположенных в соседних регионах. Для розничного покупателя нецелесообразно, с экономической точки зрения, приобретать автомобильный бензин за пределами республики, в которой они проживают (на поездку затрачивается количество бензина, равное или превышающее объем баков автотранспортных средств).

Согласно п. 4.5 Порядка № 220, определим географические границы товарного рынка методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Географические границы определены в соответствии с информацией, представленной Администрациями муниципальных образований Республики Тыва и хозяйствующими субъектами розничного рынка нефтепродуктов.

В связи с тем, что географические границы товарного рынка установлены методом предварительного определения границ товарного рынка «тест гипотетического монополиста» не использовался, следовательно п. 4.6 Порядка № 220 не рассматривается.

Рассматриваемый рынок не относится к сфере услуг субъектов естественных монополий, поэтому п. 4.7 Порядка № 220 не рассматриваем.

Таким образом, границами розничного рынка дизельного топлива приняты географические границы Республики Тыва.

5. Состав хозяйствующих субъектов

В соответствии с п. 5.1 Порядка № 220 в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар  в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Перечень хозяйствующих субъектов, действующих на розничном  рынке автомобильных бензинов на территории Республики Тыва, определен на основании данных, полученных от Администраций муниципальных образований республики. На территории Республики Тыва с начала 2012 года действовало 49 хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по розничной торговле автомобильными бензинами на АЗС.

Продавцами на розничном рынке автомобильных бензинов Республики Тыва являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по розничной торговле бензином на собственных АЗС единичным количеством товара.

Покупателями на розничном рынке автомобильных бензинов республики являются физические и юридические лица, приобретающие бензин единичного количества преимущественно для личного использования.

В соответствии с п. 5.2 Порядка № 220 количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, так как количество хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

Согласно п. 5.3 Порядка № 220, на основании информации, полученной при определении временного интервала исследования, при определении продуктовых границ товарного рынка и при определении географических границ товарного рынка, определяются хозяйствующие субъекты, действующие на рассматриваемом рынке, для которых устанавливаются позволяющие их идентифицировать данные.

Такими хозяйствующими субъектами на территории Республики Тыва являются:

 

Наименование, организационно-правовая форма

Адрес места нахождения

Принадлежность к группе лиц

1

ИП «…» 49

 

Независимый

 

Указанные хозяйствующие субъекты не входят в группу лиц.

При определении состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке состав (численность) групп покупателей, приобретающих товар у продавцов, которые действуют на рассматриваемом товарном рынке, не может быть установлен, так как их бесчисленно много, покупателями является неопределенный круг физических и юридических лиц, имеющих потребность в нефтепродуктах.

6.                Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Согласно пункту 6.1 Порядка № 220, основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж на рассматриваемом товарном рынке.

Согласно п. 6.2 Порядка № 220, объем рынка в данном анализе определяется как сумма объемов продаж данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке. При этом не допускается повторный учет одного и того же товара. Объем продаж на розничном рынке автомобильных бензинов составляет:

АИ-80 – 1 949 542 литров;

АИ-92 – 35 932 081 литров;

АИ-95 – 6 702 793 литров.

Согласно п. 6.3 Порядка № 220, доля хозяйствующего субъекта на розничном рынке автомобильных бензинов рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, реализуемой данным хозяйствующим субъектом на исследуемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Сведения о составе участников розничного рынка автомобильных бензинов и объемах их реализации приведены в приложении № 1.

В соответствии с п. 6.4 Порядка № 220, доля группы лиц отсутствует, все участники рынка независимые.

Совокупные доли хозяйствующих субъектов согласно п. 6.5 Порядка № 220, отсутствуют.

Согласно п. 6.6 Порядка № 220, наибольшую долю на розничном рынке автомобильных бензинов Республики Тыва по маркам топлива занимают следующие хозяйствующие субъекты (в каждом отдельном муниципальном образовании):

 

г. Кызыл

АИ-80

ИП «…»

34,5 %

АИ-92

ООО «А-ТЭК»

18,7 %

АИ-95

ИП «…»

26,3 %

Эрзинский район

АИ-80

ИП «…»

100 %

АИ-92

ИП «…»

100 %

Тоджинский район

АИ-80

ИП «…»

100 %

АИ-92

ИП «…»

100 %

Чаа-Хольский район

АИ-92

ИП «…»

79,8 %

АИ-95

ИП «…»

100 %

Монгун-Тайгинский район

АИ-80

ИП «…»

100 %

АИ-92

ИП «…»

100 %

Каа-Хемский район

АИ-80

ИП «…»

100 %

АИ-92

ООО «А-ТЭК»

80 %

Сут-Хольский район

АИ-92

ИП «…»

60 %

АИ-95

ИП «…»

60 %

Дзун-Хемчикский район

АИ-92

ИП «…»

41 %

АИ-95

ИП «…»

100 %

Улуг-Хемский район

АИ-80

ИП «…»

100 %

АИ-92

ООО «А-ТЭК»

51,7 %

АИ-95

ИП «…»

83 %

Тандинский район

АИ-80

ИП «…»

38,7 %

АИ-92

ИП «…»

37,8 %

АИ-95

ИП «…»

100 %

Пий-Хемский район

АИ-80

ИП «…»

100 %

АИ-92

ИП «…»

100 %

АИ-95

ИП «…»

100 %

Чеди-Хольский район

АИ-92

ИП «…»

100 %

АИ-95

ИП «…»

100 %

Кызылский район

АИ-80

ИП «…»

100 %

АИ-92

ИП «…»

98,4 %

АИ-95

ООО «Двина»

55 %

г. Ак-Довурак

АИ-80

ИП «…»

80,3 %

АИ-92

ИП «…»

44,7 %

АИ-95

ИП «…»

73,8 %

Барун-Хемчикский район

АИ-80

ИП «…»

100 %

АИ-92

ИП «…»

49,6 %

АИ-95

ИП «…»

95,4 %

Овюрский район

АИ-92

ИП «…»

100 %

Тес-Хемский район

АИ-80

ИП «…»

100 %

АИ-92

ИП «…»

63 %

7. Определение уровня концентрации товарного рынка

Согласно п. 7.1 Порядка № 220, для определения уровня концентрации товарного рынка используются доли следующих хозяйствующих субъектов:

г. Кызыл – ИП «…», ИП «…», ООО «А-ТЭК», ИП «…»;

Эрзинский район – ИП «…»; 

Тоджинский район - ИП «…»;

Чаа-Хольский район – ИП «…»;

Монгун-Тайгинский район – ИП «…»;

Каа-Хемский район – ИП «…», ООО «А-ТЭК»;

Сут-Хольский район – ИП «…»;

Дзун-Хемчикский район – ИП «…», ИП «…», ИП «…»;

Улуг-Хемский район – ИП «…», ООО «А-ТЭК», ИП «…», ИП «…»;

Тандинский район – ИП «…», ООО «Бай-Хаак-Хлеб», ИП «…»;

Пий-Хемский район - ИП «…»;

Чеди-Хольский район – ИП «…»;

Кызылский район - ИП «…», ООО «Двина»;

г. Ак-Довурак - ИП «…», ИП «…»;

Барун-Хемчикский район – ИП «…», ИП «…»;

Овюрский район – ИП «…»;

Тес-Хемский район – ИП «…», ИП «…».

Рассчитаем коэффициент рыночной концентрации (CR) для каждого муниципального образования:

Автомобильный бензин марки АИ-80

г. Кызыл: CR=34,5+28,5=63;                                  45% <= CR <= 70%

Эрзинский район: CR=100;                                      70% <= CR <= 100%

Тоджинский район: CR=100;                                   70% <= CR <= 100%

Монгун-Тайгинский район: CR=100;                       70% <= CR <= 100%

Каа-Хемский район: CR=100;                                  70% <= CR <= 100%

Улуг-Хемский район: CR=100;                                 70% <= CR <= 100%

Тандинский район: CR=38,7+36,6=75,3;                70% <= CR <= 100%

Пий-Хемский район: CR=100;                                  70% <= CR <= 100%

Кызылский район: CR=100;                                      70% <= CR <= 100%

г. Ак-Довурак: CR=80,3;                                           70% <= CR <= 100%

Барун-Хемчикский район: CR=100;                          70% <= CR <= 100%

Тес-Хемский район: CR=100;                                   70% <= CR <= 100%

Автомобильный бензин марки АИ-92

г. Кызыл: CR=18,7+10,5=29,2;                                  CR < 45%

Эрзинский район: CR=100;                                         70% <= CR <= 100%

Тоджинский район: CR=100;                                       70% <= CR <= 100%

Чаа-Хольский район :CR=79,8;                                    70% <= CR <= 100%

Монгун-Тайгинский район: CR=100;                           70% <= CR <= 100%

Каа-Хемский район: CR=80;                                        70% <= CR <= 100%

Сут-Хольский район: CR=60;                                        45% <= CR <= 70%

Дзун-Хемчикский район: CR=41+39,1=80,1;               70% <= CR <= 100%

Улуг-Хемский район: CR=51,7+30,3=82;                     70% <= CR <= 100%

Тандинский район: CR=37,8+32,7=70,5;                      70% <= CR <= 100%

Пий-Хемский район: CR=100;                                        70% <= CR <= 100%

Чеди-Хольский район: CR=100;                                     70% <= CR <= 100%

Кызылский район: CR=98,4;                                            70% <= CR <= 100%

г. Ак-Довурак: CR=40,7+44,7=85,4;                                70% <= CR <= 100%

Барун-Хемчикский район: CR=49,6+47,1=96,7;             70% <= CR <= 100%

Овюрский район: CR=100;                                             70% <= CR <= 100%

Тес-Хемский район: CR=63;                                           45% <= CR <= 70%

Автомобильный бензин марки АИ-95

г. Кызыл: CR=26,3;                                                     CR < 45%

Чаа-Хольский район: CR=79,8;                                  70% <= CR <= 100%

Сут-Хольский район: CR=60;                                      45% <= CR <= 70%

Дзун-Хемчикский район: CR=100;                             70% <= CR <= 100%

Улуг-Хемский район: CR=83;                                     70% <= CR <= 100%

Тандинский район: CR=100;                                     70% <= CR <= 100%

Пий-Хемский район: CR=100;                                   70% <= CR <= 100%

Чеди-Хольский район: CR=100;                                70% <= CR <= 100%

Кызылский район: CR=55;                                        45% <= CR <= 70%

г. Ак-Довурак: CR=73,8;                                           70% <= CR <= 100%

Барун-Хемчикский район: CR=95,4;                        70% <= CR <= 100%

Рассчитаем индекс рыночной концентрации (HHI) Герфиндаля-Гиршмана для каждого района:

Автомобильный бензин марки АИ-80

г. Кызыл: HHI=2002,5;                                               2000 < = HHI < = 10000

Эрзинский район: HHI=10000;                                  2000 < = HHI < = 10000

Тоджинский район: HHI=10000;                               2000 < = HHI < = 10000

Монгун-Тайгинский район: HHI=10000;                  2000 < = HHI < = 10000

Каа-Хемский район: HHI=10000;                             2000 < = HHI < = 10000

Улуг-Хемский район: HHI=10000;                            2000 < = HHI < = 10000

Тандинский район: HHI=2837,25;                            2000 < = HHI < = 10000

Пий-Хемский район: HHI=10000;                             2000 < = HHI < = 10000

Кызылский район: HHI=10000;                                 2000 < = HHI < = 10000

г. Ак-Довурак: HHI=6448,09;                                    2000 < = HHI < = 10000

Барун-Хемчикский район: HHI=10000;                     2000 < = HHI < = 10000

Тес-Хемский район: HHI=10000;                              2000 < = HHI < = 10000

Автомобильный бензин марки АИ-92

г. Кызыл: HHI=459,94;                                               HHI < 1000

Эрзинский район: HHI=10000;                                 2000 < = HHI < = 10000

Тоджинский район: HHI=10000;                              2000 < = HHI < = 10000

Чаа-Хольский район: HHI=6368,04;                         2000 < = HHI < = 10000

Монгун-Тайгинский район: HHI=10000;                  2000 < = HHI < = 10000

Каа-Хемский район: HHI=6400;                               2000 < = HHI < = 10000

Сут-Хольский район: HHI=3600;                              2000 < = HHI < = 10000

Дзун-Хемчикский район: HHI=3209,81;                  2000 < = HHI < = 10000

Улуг-Хемский район: HHI=3590,98;                       2000 < = HHI < = 10000

Тандинский район: HHI=2498,13;                          2000 < = HHI < = 10000

Пий-Хемский район: HHI=10000;                           2000 < = HHI < = 10000

Чеди-Хольский район: HHI=10000;                         2000 < = HHI < = 10000

Кызылский район: HHI=9682,56;                             2000 < = HHI < = 10000

г. Ак-Довурак: HHI=3654,58;                                    2000 < = HHI < = 10000

Барун-Хемчикский район: HHI=4678,57;                 2000 < = HHI < = 10000

Овюрский район: HHI=10000;                                 2000 < = HHI < = 10000

Тес-Хемский район: HHI=3969;                              2000 < = HHI < = 10000

Автомобильный бензин марки АИ-95

г. Кызыл: HHI=691,69;                                               HHI < 1000

Чаа-Хольский район: HHI=6368,04;                          2000 < = HHI < = 10000

Сут-Хольский район: HHI=3600;                               2000 < = HHI < = 10000

Дзун-Хемчикский район: HHI=10000;                       2000 < = HHI < = 10000

Улуг-Хемский район: HHI=6889;                               2000 < = HHI < = 10000

Тандинский район: HHI=10000;                               2000 < = HHI < = 10000

Пий-Хемский район: HHI=10000;                            2000 < = HHI < = 10000

Чеди-Хольский район: HHI=10000;                          2000 < = HHI < = 10000

Кызылский район: HHI=3025;                                  2000 < = HHI < = 10000

г. Ак-Довурак: HHI=5446,44;                                    2000 < = HHI < = 10000

Барун-Хемчикский район: HHI=9101,16;                 2000 < = HHI < = 10000

Согласно приведенному расчету, на территории г. Кызыла, Сут-Хольского, Тес-Хемского, Кызылского районов коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации указывают на различные уровни концентрации исследуемого товарного рынка. Проанализировав рынок автомобильного бензина марки АИ-80 г. Кызыла, стоит отметить, что хозяйствующие субъекты имеют практически  одинаковые доли на розничном рынке, поэтому уровень концентрации можно считать умеренным. На розничном рынке автомобильного топлива марки АИ-92 Сут-Хольского, Тес-Хемского районов, марки АИ-95 Кызылского, Сут-Хольского районов  деятельность осуществляют два хозяйствующих субъекта, объем реализации, которых превышает 50 % объема рынка,  в связи с этим наблюдается высокий уровень концентрации рынка.

Коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации на рынке автомобильных бензинов АИ-92 и АИ-95 на территории города Кызыла имеют низкий уровень, что является показателем конкурентного рынка, доли хозяйствующих субъектов на исследуемом рынке находятся практически на одинаковом уровне.

В  соответствии с п. 7.2 Порядка № 220 выделяются следующие  уровни концентрации розничного рынка автомобильных бензинов:

-     низкий уровень концентрации на рынке автомобильных бензинов АИ-92 и АИ-95 на территории г. Кызыла;

-     умеренный уровень концентрации на рынке автомобильного бензина марки АИ-80 на территории г. Кызыла;

-     высокий уровень концентрации на рынке автомобильного бензина марки АИ-80, АИ-92, АИ-95 в г. Ак-Довурак, Эрзинском,  Тоджинском, Чаа-Хольском,  Монгун-Тайгинском, Каа-Хемском, Сут-Хольском,  Дзун-Хемчикском, Улуг-Хемском, Тандинском, Пий-Хемском, Чеди-Хольском, Кызылском, Барун-Хемчикском, Овюрском, Тес-Хемском районах.

На территории Республики Тыва имеется большое количество автозаправочных станций, но они реализуют небольшие объемы автомобильных бензинов, в связи с этим, рынок является высококонцентрированным. В Эрзинском, Тоджинском, Монгун-Тайгинском, Пий-Хемском, Чеди-Хольском, Овюрском районах, по информации, предоставленной администрацией районов, реализацией автомобильного бензина занимаются по одному хозяйствующему субъекту – ИП «…», ИП «…», ИП «…», ИП «…», ИП «…», ИП «…», следовательно, рынок характеризуется высокой степенью монополизации. В Чаа-Хольском, Каа-Хемском, Сут-Хольском районах по 2 хозяйствующих субъекта, занимающихся реализацией бензина, в этих районах недостаточно развита конкуренция.

8.     Определение барьеров входа на товарный рынок

Согласно п. 8.1 Порядка № 220 процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее - определение барьеров входа на товарный рынок), включает:

-     выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

-     определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

В соответствии с п. 8.2 Порядка № 220 определим барьеры входа на товарный рынок.

В ходе исследования установлены следующие барьеры входа на рынок  розничной реализации автомобильных бензинов:

Экономические ограничения:

-     необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

-     издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности.

Административные ограничения:

-     препятствие в отведении земельных участков под строительство АЗС.

В соответствии с п. 8.3 и 8.4 Порядка № 220 по информации хозяйствующих субъектов для бесперебойного снабжения населения и организаций Республики Тыва автомобильными бензинами необходимо наличие нефтебазы, которая позволит производить запас нефтепродуктов в республике.

9.     Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

По результатам проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке розничной реализации автомобильных бензинов Республики Тыва, можно сделать вывод, что исследуемый рынок является рынком с недостаточно развитой конкуренцией в отдельных муниципальных образованиях.

В соответствии с п. 9.2 Порядка № 220, рынок розничной реализации автомобильных бензинов Республики Тыва является рынком с высоким уровнем концентрации с существующими, но преодолимыми барьерами.

Согласно п. 9.3 Порядка № 220, фактов предоставления продавцами льгот отдельным приобретателям не установлено, соглашений хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, не выявлено.

Согласно п. 9.4 Порядка № 220 по данным хозяйствующих субъектов объем рынка автомобильного бензина марки АИ-80 уменьшился по отношению к аналогичному показателю 2011 года на 7 %, спрос на данный вид топлива со стороны населения и организаций республики уменьшился. В 2012 году произошло увеличение объема рынка автомобильного бензина марки АИ-92 на 41 %, марки АИ-95 на 140 %. Данная ситуация является следствием изменения состава автопарка и предпочтений потребителей. В 2012 году на рассматриваемом товарном рынке увеличился состав хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги розничной реализации автомобильных бензинов, на 22 %. В 2011 году на исследуемом рынке осуществляло хозяйственную деятельность 40 хозяйствующих субъектов,  в 2012 году – 49 хозяйствующих субъектов.

 В соответствии с п. 9.5 Порядка № 220, на розничном рынке автомобильных бензинов Республики Тыва отсутствуют факторы, способствующие ограничению конкуренции на данном товарном рынке.

Вывод

По результатам проведения анализа  оценки состояния конкурентной среды на рынке розничной реализации автомобильных бензинов на территории Республики Тыва можно сделать вывод, что исследуемый рынок является рынком с неразвитой конкуренцией в отдельных муниципальных образованиях, уровень концентрации на исследуемом рынке высокий. Хозяйствующие субъекты, имеющие наибольшую долю на рассматриваемом рынке, на протяжении периода с 01.01.2012 по 31.12.2012 остаются одни и те же. Барьеры входа на данный рынок преодолимые.

 

 

 

Старший специалист 2 разряда

отдела антимонопольного

контроля и рекламы                                                                    О.А. Ромашова