Анализ рынка услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов на территории г. Кызыла Республики Тыва за 2009 г.
«УТВЕРЖДАЮ»:
Руководитель
Тывинского УФАС России
____________ О.М.Долгих
«22» июля 2010 г.
Аналитический отчет
по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов на территории г. Кызыла Республики Тыва по состоянию 2009г.
1. Общие положения
Исследование рынка оказания услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов проводилось в соответствии с «Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках», утвержденным приказом ФАС России от 25.04.06 №108.
При сборе данных для анализа рынка использовались следующие источники информации:
– данные Мэрии г. Кызыла при определении участников рынка по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов (далее - ТБО);
– данные, полученные на основе запроса управления от хозяйствующих субъектов, занимающихся вывозом и захоронением ТБО на территории г. Кызыла;
– данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва при определении участников рынка по вывозу и захоронению ТБО.
1. Временной интервал исследования товарного рынка
Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Для данной цели исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, проведение ретроспективного анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке Таким образом, временной интервал исследования рынка вывоза и захоронения ТБО составляет 2009 год.
2. Продуктовые границы товарного рынка
Продуктовые границы товарного рынка по вывозу и захоронению ТБО определены исходя из функционального назначения услуг, а также возможности его взаимозаменяемости.
В «Правилах предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.10.1997 №1303, от 15.09.2000 № 694, от 01.02.2005 №49) под термином «твердые бытовые отходы» (далее – ТБО) понимают отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товара, уборка и текущий ремонт жилых помещений и другие).
Деятельность по удалению и обработке твердых бытовых отходов в действующем Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОК 029-2001) (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 №454-ст) находится в разделе «О предоставлении прочих бытовых, социальных и персональных услуг», имеет код 90.00.2. В эту группировку включены следующие виды деятельности:
1. сбор мусора, хлама, отбросов и отходов;
2. сбор и удаление строительного мусора;
3. уничтожение отходов методом сжигания или другими способами: измельчение отходов, свалка на земле или в воде, захоронение или запахивание отходов;
4. обработка или уничтожение отходов, включая очистку загрязненной почвы.
В различных актах и классификаторах применяются разные понятия, определяющие одни и те же виды работ (услуг), связанные с санитарной очисткой городов, которые можно обобщить следующим образом и которые формируют самостоятельные рынки:
· услуги по вывозу (транспортировке) ТБО;
· услуги по переработке и захоронению ТБО (что включает также использование, обезвреживание, размещение, хранение, уничтожение, измельчение, свалку, утилизацию и др.).
Вывоз отходов осуществляется автотранспортными предприятиями, имеющими соответствующий специализированный подвижной состав, дальнейшая переработка и захоронение отходов производится в местах размещения отходов, в том числе на мусороперерабатывающих заводах. При этом данные работы находятся в единой, взаимосвязанной, технологической зависимости и представляют собой неразрывную технологическую цепочку – форма контейнеров и площадок для сбора отходов зависит от конструкции машин для их транспортировки, технологии сбора (смешанный, раздельный и т.п.) и транспортировки.
Поскольку на территории Республики Тыва не применяется система раздельного сбора мусора, а также в связи с отсутствием мусороперерабатывающих заводов, услуги по переработке и захоронению отходов можно рассматривать как услуги-заменители.
3. Географические границы товарного рынка
При определении географических границ оказания услуг по вывозу и захоронению ТБО в качестве основы приняты географические границы г. Кызыла.
При определении географических границ рынка с точки зрения экономической возможности покупателя следует учитывать дальность нахождения места переработки и захоронения ТБО, что влияет на стоимость услуги. Также следует учесть, что крупным заказчиком является городское жилищно-коммунальное хозяйство.
Учитывая указанную специфику, географические границы рынка услуг по вывозу, переработке и захоронению ТБО следует считать местными (локальными). Таким образом, при определении географических границ оказания услуг по вывозу и захоронению ТБО в качестве основы приняты административные границы городского округа г. Кызыла.
4. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке
ТБО являются отходами сферы потребления, образующимися в основном в результате жизнедеятельности населения. Они состоят из материалов, не пригодных для дальнейшего использования в быту. Эти отходы образуются и накапливаются в жилых домах, учреждениях, предприятиях общественного назначения.
Реализацией услуг на данном рынке могут заниматься хозяйствующие субъекты любой организационно-правовой формы, осуществляющие деятельность по вывозу (транспортировке), захоронению ТБО.
При определении состава хозяйствующих субъектов следует использовать основные понятия:
потребители – население, промышленные предприятия, организации, в процессе жизнедеятельности которых образуются различные ТБО. Юридические и физические лица, пользующиеся услугами по вывозу и захоронению ТБО;
организации – хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов.
По предоставленным данным Мэрии г. Кызыла, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва, ООО УК «Жилсервис», ООО «ЖЭУ-1», ООО «ЖЭУ-2», ООО «ЖЭУ-3», ООО «ЖЭУ-4», ООО «Восток», УК «Лотос» и МУП «Благоустройство» на территории г. Кызыла осуществляет деятельность по вывозу, переработке и захоронению ТБО одно муниципальное унитарное предприятие - МУП г. Кызыла «Благоустройство», юридический адрес местонахождения: 667005, г.Кызыл, ул. Кочетова, 165, ИНН/ОГРН 1651701001526/170101001
5. Анализ цен на вывоз и захоронение ТБО
Создание нормальных условий жизни людей в городе – первоочередная задача коммунальных служб, занятых санитарной очисткой города. В этой связи возрастает актуальность экономически обоснованных тарифов на услуги по сбору, транспортировке, утилизации и захоронению ТБО как основы планирования и прогнозирования уровня жилищно-коммунального обслуживания.
Эксплуатацией полигона твердых бытовых отходов г. Кызыла занимается МУП «Благоустройство».
В соответствии с Решением Хурала Представителей г. Кызыла от 11.11.2008г. № 49 «Об утверждении тарифов на утилизацию 1 куб.м. твердых бытовых отходов в городе Кызыле на 2009г.» тариф на утилизацию 1 куб. м твердых и жидких бытовых отходов в городе Кызыле составлял 16 рублей 07 коп. с НДС.
Согласно Решению Хурала Представителей г. Кызыла от 24.11.2009г. № 156 «Об утверждении тарифов на утилизацию 1 куб.м. твердых бытовых отходов в городе Кызыле на 2010г.» тариф на 2010г. установлен в размере 17,68 рублей (с НДС), по сравнению с тарифом, действовавшим в 2009г. тариф на утилизацию 1 куб. м твердых и жидких бытовых отходов в городе Кызыле на 2009г. увеличился на 9,1 %.
6. Барьеры входа на рынок
Рынки вывоза и захоронения ТБО характеризуются наличием различных барьеров входа на рынок.
Качественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка, являются:
– наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости;
– открытость товарного рынка для межрегиональной и международной торговли.
При анализе основными барьерами входа новых хозяйствующих субъектов на рынок по вывозу, переработке и захоронению ТБО служат:
– административные ограничения;
– экономические и организационные ограничения.
Административные ограничения: в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» предъявлены требования к хозяйствующим субъектам по обращению с отходами, а именно: требования к обращению с опасными отходами; требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами; требования к транспортированию опасных отходов. В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по обращению с опасными отходами. В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» под понятием «обращение с отходами» понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В зависимости от степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека отходы подразделяются на 5 классов опасности, в соответствии с Критериями, утвержденными приказом Минприроды РФ от 15.06.2001 №511. ТБО, являющиеся предметом настоящего анализа, относятся к отходам III-IV класса опасности. В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2002 № 340, обращение с ТБО III-IV класса опасности требует получения лицензии. Обязательному лицензированию подлежит деятельность по утилизации, складированию, перемещению, размещению, захоронению, уничтожению промышленных и иных отходов.
Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Примером административных барьеров может также служить процедура получения земельного участка для организации полигона, поскольку количество таких земельных участков ограничено как в силу ограниченности территорий, а также исходя из требований экологической, санитарной безопасности.
Экономическим барьером является значительный размер первоначального капитала для создания предприятия, предоставляющего услуги по вывозу, переработке и захоронению ТБО, большие сроки окупаемости капитальных вложений для покупки специального оборудования, позволяющего осуществлять выгрузку отходов из контейнеров и его транспортировку к местам размещения и утилизации.
С учетом требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам, осуществляющим услуги по вывозу, переработке и захоронению ТБО, круг участников данного процесса ограничен.
Учитывая специфику экономической нецелесообразности транспортировки ТБО для захоронения или переработки на дальние расстояния, рынок услуг по вывозу, переработке и захоронению ТБО является закрытым для международной и межрегиональной торговли. Экспорт-импорт услуг по вывозу, переработке и захоронению отсутствует.
7. Расчет объемов товарного рынка,
доли хозяйствующего субъекта на рынке и определение уровня концентрации товарного рынка
По предоставленным данным хозяйствующих субъектов, с кодами ОКВЭД – 90.00.2 на территории г. Кызыла, а именно: ООО УК «Жилсервис», ООО «ЖЭУ-1», ООО «ЖЭУ-2», ООО «ЖЭУ-3», ООО «ЖЭУ-4», ООО «Восток», УК «Лотос» и МУП «Благоустройство» установлено следующее.
Единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по сбору и вывозу ТБО в городе Кызыле является МУП «Благоустройство».
ООО УК «Жилсервис» заключен договор подряда с МУП «Благоустройство» по вывозу и утилизации ТБО из контейнеров. Общества с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-1» , «ЖЭУ-2» , «ЖЭУ-3», «ЖЭУ-4» являются подрядчиками ООО УК “Жилсервис», в связи с отсутствием на балансе предприятий специального транспорта по сбору и вывозу ТБО не оказывают услуги по сбору, вывозу и утилизации ТБО.
ООО «Восток», УК «Лотос» не оказывают услуги по сбору, вывозу и захоронению ТБО.
Услуги по утилизации так же оказывает только МУП «Благоустройство».
Следовательно, 100% долю на рынке сбора, вывоза и захоронения ТБО занимает МУП «Благоустройство». Таким образом, рынок по сбору, вывозу и захоронению ТБО высококонцентрированный.
8 Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке
Рынок услуг по вывозу, сбору и захоронению ТБО на территории г. Кызыла относится к рынку с неразвитой конкуренцией. Основными факторами, влияющими на отсутствие конкуренции на исследуемом рынке, является отсутствие у хозяйствующих субъектов, имеющих ОКВЭД – 90.00.2 специального транспорта по сбору, вывозу и захоронению ТБО и полигона ТБО.
На исследованном рынке доминирующее положение в соответствии с п. 1 ст. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135- ФЗ «О защите конкуренции» занимает МУП «Благоустройство» с долей более 50%.
Анализ подготовил:
специалист – эксперт
отдела антимонопольного контроля и рекламы Оюн А.М.
Согласовано:
заместитель руководителя
управления- начальник
отдела антимонопольного контроля и рекламы Н.С.Ооржак