Анализ рынка пассажироперевозок автобусами малого класса, работающих в режиме маршрутного такси в Республике Тыва за 2008 г.

 

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

анализа состояния конкурентной среды услуг на рынке по перевозке пассажиров автобусами малого класса, работающих в режиме маршрутного такси в г. Кызыле

 

12 февраля 2009 года г. Кызыл

 

 
 

1. Общие положения

Данный обзор подготовлен с учетом исполнения функции по осуществлению контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и обращением Депутатов Кызылского Городского Хурала Представителей по вопросу в сфере пассажира – перевозок в автобусах малого класса (коммерческие маршруты) в связи с увеличением тарифов на проезд.

Аналитический обзор проведён Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утверждённым Приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108.

Источники исходной информации:

- сведения, полученные от Мэрии г. Кызыла, Службы по тарифам Республики Тыва, Министерства дорожно-транспортного комплекса и связи Республики Тыва, Индивидуального предпринимателя Д. Управления государственного Автодорожного надзора по Республики Тыва, сообщений СМИ, Некоммерческого партнерства «Маршрут», АНО «Автолайн Спутник», НПА «Студенческий квартал Республики Тыва», АНО «Автопарк люкс».

Целью проведения анализа и оценки рынка пассажира-перевозок города Кызыла являются:

  • состояние конкурентной среды на внутренних перевозках пассажиров,

  • определение состава участников рынка пассажира-перевозок города Кызыла;

  • перспективы развития конкуренции.

 

2. Определение временного интервала исследования товарного рынка.

За период с 19 июля 2008 года в г. Кызыле произошло повышение тарифа на услуги пассажира - перевозок автобусами особо малого класса, работающими в режиме маршрутного такси на городских маршрутах по г. Кызылу, в связи с повышением розничных цен на горюче-смазочные материалы до 39 рублей за один литр. И на основании этого было вынесено Постановление Правительства Республики Тыва от 09.07.2008г. за № 437 об установлении тарифа на организованные перевозки пассажиров в размере 14 рублей за одну поездку.

2 декабря 2008 года в Мэрии города Кызыла состоялось рабочее совещание с участием руководителя Службы по тарифам РТ – К., начальника отдела оперативного контроля МРИ ФНС РФ № 1 по РТ – А... начальника Управления государственного автодорожного надзора по РТ – Б..., госинспектора ОГИБДД УВД г. Кызыла – М... и представителей маршрутов № 3, 14, 15 – К..., М..., Е..., маршрутов 7 «а», 18, 25 – Р..., маршрутов № 6, 12, 19 – Д..., с целью урегулирования тарифов за проезд на автобусах малого класса (маршрутное такси) в связи с тем, что произошло понижение розничных цен на автомобильное топливо. Проведенное рабочее совещание показало, что установленный тариф на организованные перевозки автобусами малого класса (маршрутное такси) учитывая фактические затраты предпринимателей, осуществляющих пассажирские перевозки, а также повышение цен на авто запчасти принято решение оставить без изменений. Тывинское УФАС России запросила информацию у ИП Д... о стоимости авто запчастей на автомобили марки «Газель». Из представленных ИП Д... прайс-листов повышение на авто запчасти произошло в сентябре 2008 года на 10-15%. Исходя из сведений, полученных в ходе проведения анализа состояния товарного рынка пассажира-перевозок города Кызыла, действия указывающие на антимонопольное нарушение происходили в 2008 году, поэтому анализируемым период избран временной интервал 2008 год с целью определения структуры рынка и положения на нем индивидуальных предпринимателей, занимающихся перевозкой пассажиров автобусами малого класса.

3. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке

Органы государственной власти ведут учет индивидуальных предпринимателей (далее –ИП), занимающихся пассажира - перевозками автобусами малого класса (маршрутное такси). Основными источниками информации при выявлении сведений о владельцах, количестве автомобилей марки «Газель» и их юридических адресах явились данные Мэрии города Кызыла и Управления государственного Автодорожного надзора по Республики Тыва, которое осуществляет выдачу лицензий на право деятельности по перевозке пассажиров.

По данным Мэрии города Кызыла о количестве зарегистрированных частных предпринимателей заключивших договора на перевозку пассажиров в маршрутном такси в г. Кызыле насчитывалось в 2008 году 187 индивидуальных предпринимателей. Управлением Автодорожного надзора по Республике Тыва действующих лицензий по состоянию на 30.01.2009г. выданных частным предпринимателям для осуществления деятельности по услуге пассажира - перевозок по установленным городским маршрутам выдано в целом по республике 397 лицензий, из них в городе Кызыле 290 ИП, в Кызылском районе 57 ИП. Таким образом, для целей настоящего анализа учитывается 347 индивидуальных предпринимателя, которые осуществляют перевозки пассажиров по утвержденным маршрутам от пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна и в черте г. Кызыла. Граница административная от пгт. Каа-Хем до г. Кызыла практически без промежуточного расстояния.

4. Продуктовые границы рынка пассажира - перевозок.

В целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынка являются услуги по перевозке пассажиров автобусами малого класса, работающих в режиме маршрутного такси в г. Кызыле.

Мэрией города Кызыла составлен расчет количества транспортных средств, необходимых для обслуживания городских маршрутов транспортом общего пользования он составляет для маршрутов автобусов особо малого класса, работающих в режиме «маршрутного такси» 17 маршрутов - 475 единиц транспорта. Фактически обслуживает в городе Кызыле по реестру заключенных договоров с Мэрией города Кызыла 17 маршрутов – 237 транспортных единиц, из них:

-маршрут № 1 «а» обслуживает 36 единиц по маршруту ул. Мелиораторов (пгт. Каа-Хем) до Общежития Аэропорта (г.Кызыл);

- маршрут 2 «а» - обслуживает 5 единиц по маршруту ул. Университетская (г.Кызыл) до Овчинно-шубной фабрики (г.Кызыл);

- маршрут № 3 гост. Серебрянка (пгт. Каа-Хем) до мкр. «Южный» (г. Кызыл),

-маршрут № 14 ул. Заводская (г.Кызыл) - Кожзавод -Башня (ч/з ул.Ленина) (г.Кызыл),

- маршрут № 15 ул. Мелиораторов (пгт. Каа-Хем) – ГСК 12 (г. Кызыл) эти маршруты № 3, 14, 15 обслуживает 49 единиц;

- маршрут № 4 ул. Карбышева - Южный (круговой) (в черте города Кызыла), маршрут № 4 «а» ул. Звездная пос. Спутник- Южный (круговой), маршрут № 6 «а» пос. Спутник – Южный (круговой) (в черте г. Кызыла) – обслуживает 53 единицы;

- маршрут № 6 Общежитие ТГУ (Свороток) – Южный (круговой) (в черте г. Кызыла), маршрут № 12 Паротурбинная – Южный (ч/з ул. Салчака Тока и ул. Ленина) (в черте г. Кызыла), маршрут № 19 Дом ветеранов- ул. Бай-Хаакская (в черте г. Кызыла), эти маршруты обслуживает 33 единицы;

- маршрут № 7 «а» Паротурбинная (г.Кызыл) – Правобережные дачи (в черте г. Кызыла),

- маршрут № 18 Звероферма (г. Кызыл) – Южный - Почта (круговой) (в черте г. Кызыла),

- маршрут № 25 ИТК 1 (г. Кызыл) - Паротурбинная (в черте г. Кызыла) обслуживает 18 единиц;

- маршрут № 9 База РПС – Южный (круговой) (в черте г. Кызыла) ,

- маршрут № 30 ул.Складская- пос. Строитель (в черте г. Кызыла),

-маршрут № 30 «а» ул. Горная (г. Кызыл) – пос. Строитель (захватывает 2 административные территории) обслуживает 43 единицы.

Самыми крупными индивидуальными предпринимателями в городе Кызыле являются : 2 предпринимателя, которые имеют по 4 автомашины марки «ГАЗель» , 7 предпринимателей имеют по 3 автомашины марки «Газель», 39 предпринимателей имеют по 2 автомашины марки «ГАЗель». Остальные 247 ИП имеют по 1 автомашине марки «Газель».

5. Географические границы рынка пассажира - перевозок.

На территории Республики Тыва по состоянию на 30.01.2009г. в реестре действующих лицензий на пассажира – перевозки зарегистрировано 397 индивидуальных предпринимателя, осуществляющих пассажирские перевозки на автобусах марки «Газель», из них по городу Кызылу занимаются пассажира- перевозками 290 ИП, в Кызылском кожууне – 57 ИП, в Пий-Хемском кожууне – 1 ИП, в Тандинском кожууне – 2 ИП, в Чеди-Хольском кожууне – 5 ИП, в Барун-Хемченском кожууне – 19 ИП, в Улуг-Хемском кожууне – 7 ИП, в Бай-Тайгинском кожууне- 3 ИП, в Каа-Хемском районе – 7 ИП, в Эрзинском кожууне – 1 ИП, в Тес-хемском кожууне – 2 ИП, в Овюрском кожууне – 2 ИП, в Дзун-Хемчиском кожууне- 3 ИП.

Лицензия на право перевозки пассажиров автомобильным транспортом действует на всей территории Российской Федерации. По г. Кызылу пассажира перевозками занимаются преимущественно предприниматели, зарегистрированные в Кызылском районе и в г. Кызыле.

Географические границы рынка определяются наличием поставщиков, которые имеют возможность поставлять товар внутри данной территории и возможностью потребителей приобретать товар на соответствующей территории, не испытывая затруднений и не неся чрезмерных затрат. Таким образом, по географическим границам данного рынка являются 347 индивидуальных предпринимателя, занимающихся пассажира перевозками по маршруту пгт. Каа-Хем Кызылского района - г. Кызыл.

Таким образом, географическими границами товарного рынка пассажира-перевозок являются административные границы города Кызыла и пгт Каа-Хем Кызылского кожууна (района).

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

На рынке пассажира перевозок участвует 2 вида перевозок – перевозки по государственному или муниципальному заказу и коммерческие перевозки :

  1. Государственные перевозки - это перевозки по государственному или

муниципальному заказу организованные по инициативе соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления, которые компенсируют перевозчикам недостающие доходы, если перевозки не рентабельны из-за регулирования тарифов, небольшой интенсивности пассажиропотоков, предоставления отдельным категориям пассажиров права проезда по льготным тарифам или бесплатно. Данную категорию хозяйствующего субъекта представляет единственное предприятие в г. Кызыле - МУП «Пассажирское АТП»

  1. Коммерческие перевозки по регулярным внутригородским маршрутам -

это перевозки, осуществляемые перевозчиками в собственных коммерческих интересах по маршрутам, для которых разработаны графики и расписание движения транспортных средств, пункты посадки (высадки) пассажиров и иные условия выполнения перевозок в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

Из расчета территориальной площади в г. Кызыле, количества населения, необходимая потребность ежедневного выхода транспортного средства согласно Постановлению Мэра города Кызыла № 2698 от 28.12.2007г. и расчета Мэрии города Кызыла требуется городских и пригородных автобусов 82 единицы, а маршрутов особо малого класса работающих в режиме «маршрутного такси» необходимо 475 единиц. По данным МУП «ПАТП» г. Кызыла фактически обслуживает население городской транспорт в количестве 14 единиц, что составляет долю хозяйствующего субъекта на рынке пассажира перевозок городских и пригородных автобусов 17% к показателю, характеризующего объем рассматриваемого товарного рынка. Индивидуальные предприниматели получившие лицензию на перевозку пассажиров автобусами малого класса в режиме маршрутного такси по данным Управления Автодорожного надзора по Республике Тыва обслуживает 399единиц автотранспорта, что составляет 83 % доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке.

Привлекательность данного товарного рынка обусловлена рядом причин: относительно высокая безработица в регионе, простота получения лицензии на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом, стабильный спрос населения на пассажирские перевозки и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что рынок в сфере пассажира перевозок в г. Кызыле не является конкурентным, население вынуждено пользоваться услугами индивидуальных предпринимателей, занимающихся пассажира перевозками в режиме маршрутного такси на внутригородских маршрутах по г. Кызылу, соединяющим пгт. Каа-Хем Кызылского района.

7. Определение уровня концентрации товарного рынка.

Для оценки уровня развития конкуренции, необходим расчет коэффициента рыночной концентрации CR. В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации СR выделяются три уровня концентрации рынка: высокий (при CR от 70% до 100%), умеренный (при CR от 45% до 70%) и низкий (при CR меньше 45%).

Коэффиц. рыночной концентрации = 399 ед.марш.такси х 100 = 83%

475потребное кол-во ед. мар.такси.

В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля -Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации и товарного рынка:

- высокий – при 70% < = CR <= 100% или 2000 < = HHI < = 10000;

- умеренный – при 45% < = CR < 70% или 1000 < = HHI < 2000;

- низкий – при CR3 < 45 % или HHI < 1000.

Показатели рыночной концентрации дают возможность сделать предварительную оценку степени монополизации рынка, равномерности (или неравномерности) присутствия на нем хозяйствующих субъектов.

В нашем случае коэффициент рыночной концентрации является высоким– при 83 % , что меньше чем 100% и больше, чем 70 %.

8. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

Розничный рынок пассажира - перевозок в г. Кызыле можно определить как недостаточно конкурентный, в связи с отсутствием других организаций, предприятий, осуществляющих пассажира- перевозки. Как показал мониторинг розничных потребителей услуг по пассажира - перевозкам в г. Кызыле этот рынок удобен для потребителей. В связи с тем, что в г. Кызыле недостаточно муниципального транспорта, потребности потребителей на розничном рынке по пассажира – перевозкам удовлетворяются не в полной мере.

9. Определение барьеров входа на товарный рынок.

Не существенным административным барьером для частных перевозчиков являются конкурсы на право работы на городских рынках пассажирских перевозок. Кризис имеет место лишь в государственном и муниципальном транспорте. Маршрутная сеть развивается по большей части за счет расширения сети маршрутных такси, обслуживаемых частными перевозчиками, при сокращении сетей государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Происходят процессы самоорганизации перевозчиков, их объединение в некоммерческие партнерства, союзы, ассоциации хозяйствующих субъектов, работающих на рынке пассажирских перевозок. Большинство перевозчиков согласны, чтобы их союзы, а не местные администрации регулировали работу транспорта, и считают, что дополнительные административные барьеры, приводящие к коррупции местных органов власти с отдельными перевозчиками, не нужны, это доказывает создание в г. Кызыле 4 некоммерческих партнерства - НПА «Маршрут» председатель К..., АНО «Автолайн Спутник» председатель К..., АНО «Автопарк люкс» - председатель С...

1.Некоммерческое партнерство «Маршрут»- председатель К... оказывает содействие ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижении координации деятельности членов Партнерства, разработка документов, оказание содействия членам Партнерства в развитии деятельности по оказанию услуг по автоперевозкам, представление и защита законных социально-экономических интересов и прав членов Партнерства в органах государственной власти и местного самоуправления.

2.АНО «Автолайн Спутник» председатель К...– целью этой автономной некоммерческой организации является организация перевозок пассажиров маршрутным такси, т.е оказание содействия в проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей маршрутных такси, содействие соответствующим органам в организации контроля за соблюдением транспортными средствами (маршрутными такси) правил производственной санитарии, вносит предложения в органы местного самоуправления, связанные с разработкой графика движения маршрутных такси.

3. АНО «Автопарк Люкс» - председатель С..., эта автономная некоммерческая организация осуществляет организацию и осуществление пассажирских перевозок в г.Кызыле.

4. НПА «Студенческий квартал Республики Тыва» - председателем которой является О..., основными видами деятельности этой некоммерческой организации является представительство от имени членов Партнерства в органах законодательной, исполнительной власти, оказание информационной, организационной, юридической, финансовой и иной помощи членам Партнерства в их профессиональной деятельности.

Таким образом, Некоммерческие партнерства не несут ответственность за членов своего общества.

Существует определенный барьер входа на товарный рынок для услуг по пассажира перевозкам в г. Кызыле. Исходя из имеющегося спроса, не обеспеченного заказом на перевозки транспортом общего пользования, органы государственной власти и местного самоуправления определяют потребность в коммерческих перевозках пассажиров по регулярным маршрутам и маршрутным такси. Организация коммерческих перевозок по регулярным маршрутам и маршрутным такси осуществляется посредством организации конкурсов на осуществление названных перевозок в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Для этого необходимо согласно перечня разработанного к Закону Республики Тыва от 27.11.2003г. № 424 ВХ-1 иметь необходимые документы, предоставляемые на конкурс в Мэрию города Кызыла автотранспортных средств на право перевозки пассажиров в Республике Тыва:

  1. Заявление об участии в конкурсе;

  2. Копия свидетельства о государственной регистрации в качестве предпри

нимателя с отметкой налоговой инспекции о постановке на налоговый учет, паспорт заявителя, стандартная лицензия на перевозку пассажиров на коммерческой основе, водительское удостоверение, если перевозчик одновременно является водителем маршрутного такси, свидетельство о регистрации транспортного средства, медицинская справка, договор на предрейсовый медицинский осмотр водителя, справка о государственном техническом осмотре водителя, справка о государственном техническом осмотре транспорта, договор на предрейсовый и послерейсовый осмотр транспортного средства, договор о найме другого лица в качестве водителя, регистрационная карта таксометра, книга кассира-оператора, журнал учета доходов и расходов, копия договора обязательного личного страхования пассажиров при их междугородных перевозках.

  1. Расчет стоимости проезда.

Тывинским УФАС России были изучены представленные материалы Мэрии г. Кызыла, Управления Автодорожного надзора Республики Тыва, ИП Д...(магазин автозапчастей), Службы по тарифам РТ, Министерства дорожно-транспортного комплекса и связи РТ, НПА «Маршрут», АНО «Автолайн Спутник», АНО «Автопарк люкс», НПА «Студенческий квартал Республики Тыва» в отношении хозяйствующих субъектов: всего их насчитывается 347 индивидуальных предпринимателя, по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части осуществления согласованных действий, которые привели к одновременному установлению и поддержанию цены за проезд индивидуальными предпринимателями г. Кызыла за период с 01.07.2008 по февраль 2009г. на территории г. Кызыла.

С июля 2008 года в Республике Тыва наблюдалось повышение розничных цен на рынке нефтепродуктов, особенно обострилась ситуация в период с 1 по 8 июля 2008 года, в связи с повышением розничных цен на горюче-смазочные материалы от 26 до 35 рублей за один литр, рост средних розничных цен на бензин марки АИ-92 составил 134,6%. В связи с этим было вынесено Постановление Правительства Республики Тыва от 09.07.2008г. № 437 об установлении тарифа на организованные перевозки пассажиров автобусами особо малого класса, работающими в режиме маршрутного такси на городских маршрутах по г. Кызылу в размере 14 рублей за одну поездку.

В сентябре 2008 года произошло снижение цены на ГСМ АИ-92 до 26 рублей, а тариф на услуги по пассажира- перевозкам остался прежним. 02.12.2008г. состоялось рабочее совещание у Мэра г. Кызыла по вопросу урегулирования тарифов за проезд на «маршрутных такси», в ходе обсуждения совещание решило установленный тариф в 14 рублей за 1 поездку оставить без изменения.

Во исполнение функции по осуществлению контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в сфере пассажира перевозок в Республике Тыва, на обращение Депутатов Кызылского Городского Хурала представителей, Тывинское УФАС России провело исследование рынка пассажира - перевозок. Была запрошена информация в Службу по тарифам РТ о представлении расчета затрат на проезд в маршрутных такси и обоснованность представленных расчетов, этот расчет был представлен с учетом всех затрат по пассажира перевозкам и он составил по данным Службы по тарифам РТ 10,93 руб., также был представлен расчет индивидуальных предпринимателей, он составил 16,35 руб. Данный тариф в 11 руб., рассчитанный Службой по тарифам РТ выносится на согласование в проект постановления Правительства Республики Тыва в январе 2009г. При определении пассажирских тарифов используется методика (методические рекомендации) формирования расчетных тарифов, утвержденная органом государственной власти или местного самоуправления. На основании этого была запрошена информация в Службу по тарифам РТ о представлении расчета затрат на проезд в маршрутных такси и обоснованность представленных расчетов, этот расчет был представлен Службой по тарифам РТ и индивидуальными предпринимателями с учетом всех затрат в месяц, в которые включены:

 

 

Наименование статей расходов

По данным ИП

по данным СТ РТ

Фонд оплаты труда

Затраты на топливо

Затраты на смазочный материал

Амортизация подвижного состава

Восстановление шин

Затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава

Стоимость запасных частей

Общехозяйственные расходы

Непроизводительные расходы

Рентабельность 15%

ИТОГО:

В день

18286

36023

438,12

 

6288

 

2680

 

4192,69

 

4257,13

11694,75

5107,69

17793,48

106760,87

4448

17859

25379

129

 

6083

 

1808

 

1356

 

2537

6917

 

9310

71378

2974


В этих расчетах разница в том, что ИП ссылаются на повышение цен на авто-запчасти марки «Газель». Тывинское УФАС России запросила информацию в магазин ИП Д... о предоставлении прайс-листов на авто запчасти, изучив прайс-листы Тывинское УФАС России из полученного материала пришло к выводу, что повышение произошло в сентябре месяце 2008 года в среднем на 10-15%.

ВЫВОД

Таким образом , в результате анализа и оценки состояния конкурентной среды услуг на рынке по перевозкам пассажиров автобусами малого класса, работающих в режиме маршрутного такси в г. Кызыле выявлено доминирующее положение ИП в услугах по перевозке пассажиров, которые диктуют условия как финансового плана, так и распределение между собой маршрутов и т.д.

 

Руководитель Тывинского УФАС России О.М. Долгих

 

Специалист 1 разряда отдела антимонопольного

контроля и рекламы Тывинского УФАС России О.В. Агапова