Аналитический отчет анализа состояния конкуренции на рынке услуг по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ

Утверждаю:
Руководитель Тывинского УФАС России _________ О.М. Долгих
«___» __________ 2011 г.

Аналитический отчет
анализа состояния конкуренции на рынке услуг по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II и III в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» за 2010 и первое полугодие 2011 года

I Общие положения

Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II и III в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее – исследуемый рынок) на территории Республики Тыва проводится в связи с рассмотрением заявления МУЗ «Городская поликлиника» г. Кызыла (далее – заявитель) об увеличении цены на услугу по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II и III в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» Государственным унитарным предприятием «Республиканская оптовая аптечная база» Республики Тыва (далее – ГУП «РОАБ») (юридический адрес:667007, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Оюна Курседи, дом,71) и в рамках рассмотрения дела № 04-06-08/24-10-11 по признакам нарушения ГУП «РОАБ» требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Цель данного анализа - установить какое положение занимает ГУП «РОАБ» на рынке услуги по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II и III в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II и III в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» Тывинским УФАС России проведен в соответствии с Регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утверждённым приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5 (далее – Регламент) и в соответствии с приказом ФАС от 28.04.2010г. № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок № 220).
Для анализа и оценки состояния конкурентной среды на исследуемом рынке в качестве исходной информации антимонопольным управлением были использованы данные:
- Министерства здравоохранения и социального развития Республики Тыва (№ 1-/3043-11 от 25.06.2011).
- Управления ФСКН РФ по Республике Тыва (исх.№3/3566 от 31.05.2011г.).
- данные Государственного унитарного предприятия «Республиканская оптовая аптечная база» Республики Тыва, представленные в рамках рассмотрения дела № 04-06-08/24-10-11.
При исследовании товарного рынка проведена расчетно-аналитическая работа по определению:
- временного интервала исследования товарного рынка;
- продуктовых границ товарного рынка;
- географических границ товарного рынка;
- состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей ;
- расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;
- уровня концентрации товарного рынка;
- определение барьеров входа на товарный рынок;
- оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке.

II Определение временного интервала исследования товарного рынка

Временной интервал исследования товарного рынка Тывинским УФАС России определен в соответствии с п.п. 2.1 Порядка № 220, согласно которому временной интервал определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.
В данном случае МУЗ «Городская поликлиника г. Кызыла» обратилось с заявлением в Тывинское УФАС России 09.06.2011г. о повышении с 05.04.2011г. цены на услугу по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II и III в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах», оказываемой ГУП «РОАБ», то целью проведения исследования указанного товарного рынка является изучение характеристик рассматриваемого рынка, которые сложились до момента проведения исследования (ретроспективный анализ), то есть за период 2010 года и первого полугодия 2011 года.
Таким образом, временной интервал исследования товарного рынка определен как период за 2010год и первое полугодие 2011 года.


III. Определение продуктовых границ товарного рынка.

В соответствии с п.п. 3.1 Порядка № 220 процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров включает:
- предварительное определение товара;
- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;
- определение взаимозаменяемых товаров.
В соответствии с п. 3.2 Порядка № 220, анализ проводится применительно к покупателю продукции, соответственно определяющим в вопросе взаимозаменяемости продукции выступает мнение ее продавца.
Мнение покупателей при определении продуктовых границ не учитывалось, поскольку услуга по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II и III в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах»• в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 648 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ» подлежит лицензированию.
В связи с тем, что мнение покупателей не учитывалось, п. 3.3 Порядка № 220 не рассматривается
Продуктовые границы товарного рынка по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ определены в соответствии п.п. 3.4. Порядка № 220.
В соответствии с п.п. 3.4. Порядка № 220 предварительное определение товара проводится на основе:
а) условий договора, заключенного в отношении товара;
б) разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;
в) нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;
г) общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;
д) товарных словарей или справочников товароведов;
е) заключений специалистов, имеющих специальные знания в соответствующей сфере;
ж) иного способа, позволяющего однозначно определить товар.
В данном случае предварительное опредление товара проводился на основе:
а) условий договора, заключенного в отношении товара;
б) разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;
в) нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;
Правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности установлены Федеральным законом от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - ФЗ №3).
Согласно ст. 1 ФЗ №3 следует:
наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года;
психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года;
Согласно п. 2. ст. 4 ФЗ- №3 государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту строится на следующих принципах:
государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ;
лицензирование всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ;
координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
В соответствии с п. 1 ст. 5 ФЗ - № 3 в Российской Федерации действует государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ (разработку, переработку, распределение, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств, психотропных веществ), а также на культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности.
Согласно п.2 ст. 5 ФЗ -№3 уничтожение наркотических средств и психотропных веществ осуществляется государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями.
Порядок дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным, утвержден Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1999 г. N 647 «О порядке дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным».
•Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 648, утверждено Положение о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее – Положение).
Положение определяет порядок лицензирования деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II и III в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах", осуществляемой юридическими лицами.
Лицензирование деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения), а также Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития - в части деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лек
Лицензия на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - лицензия), предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.
Деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществляется в части:
а) производства наркотических средств и психотропных веществ - федеральными государственными унитарными предприятиями и федеральными государственными учреждениями;
б) разработки новых наркотических средств и психотропных веществ - государственными научно-исследовательскими учреждениями;
в) переработки, распределения и уничтожения наркотических средств и психотропных веществ - государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями;
г) изготовления наркотических средств и психотропных веществ - государственными или муниципальными унитарными предприятиями и государственными учреждениями;
д) хранения, перевозки, отпуска, реализации, приобретения и использования наркотических средств и психотропных веществ - организациями независимо от формы собственности;
е) производства, изготовления, переработки, хранения, перевозки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования и уничтожения препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II и III, - организациями независимо от формы собственности.
Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата), осуществляющего деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также соответствующих установленным требованиям;
б) соблюдение соискателем лицензии (лицензиатом), осуществляющим деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, требований статьи 10 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах";
в) соблюдение лицензиатом, осуществляющим разработку новых наркотических средств и психотропных веществ, требований статьи 16 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах";
Таким образом, деятельность по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ осуществляют государственные унитарные предприятия и государственными учреждениями, имеющие лицензию на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что продуктовыми границами товарного рынка являются услуга по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II и III в соответствии с ФЗ-№3, которая не имеет взаимозаменяемой услуги, поскольку данная услуга ограничена требованиями Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах". К ограничениям относятся то, что данную услугу не могут оказывать частные юридические лица и индивидуальные предприниматели, так как указанную услугу осуществляют государственные предприятия и государственные учреждения, имеющие соответствующую лицензию.

IV Определение географических границ товарного рынка

Согласно п. 4.1 Порядка № 220, процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:
- предварительное определение географических границ товарного рынка;
- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем;
- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.
Предварительное определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации: о регионе, в котором выявлены нарушения антимонопольного законодательства.
Хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля – ГУП «РОАБ» в соответствии с лицензией № ФС-99-05-000080 от 04.02.2009 и ФС- 99-06-000055 от 04.02.2009г., оказывает услуги по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II и III в соответствии с с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» на территории Республики Тыва.
На этапе выявления условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), учитываются:
- требования к условиям транспортировки товара;
- организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями;
- возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару;
- наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения рассматриваемого товара (приобретателя рассматриваемого товара);
- расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы;
- особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка (в том числе природно-климатические и социально-экономические особенности, наличие зон регулируемого или частично регулируемого ценообразования);
- региональные особенности спроса на рассматриваемый товар (включая потребительские предпочтения);
- условия, правила и обычаи делового оборота.
Услуги по уничтожению наркотических средств, внесенных в Список II и III в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» предоставляются государственными предприятиями и медицинскими учреждениями на основании договоров, в которых указываются, в том числе стоимость услуги, на основании предъявленных счет-фактур и товарных накладных, поскольку государством не регулируется ценообразование на указанную услугу.
Согласно п.п. 4.5 Порядка № 220 определение географических границ товарного рынка осуществляется следующими методами:
- методом "тест гипотетического монополиста", который проводится в соответствии с пунктом 4.6 настоящего Порядка;
- методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах);
- сочетанием указанных методов либо иным методом, который позволит выявить продавцов товара (исходя из предварительно определенных продавцов), однозначно установить географическое расположение районов продаж, в которых продавцы конкурируют друг с другом при осуществлении продаж товара предварительно определенным приобретателям.
В данном случае для проведения данного анализа, в соответствии с п. 4.5 Порядка № 220, использовался метод установления фактических районов продаж (местоположение приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке.
В связи с тем, что деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список I, II и III в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" подлежит лицензированию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 648, то потенциальными покупателями услуги по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ являются медицинские учреждения, юридические лица, имеющие лицензию на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ на территории Республики Тыва.
ГУП «РОАБ» по состоянию 2010 гола и за первое полугодие 2011 года заключены договоры на оказание услуги по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ с 19 учреждениями здравоохранения и с одним обществом с ограниченной ответственностью.
Из анализа проведенного анкетирования потребителей услуги по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II и III в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" установлено, что потребителям нецелесообразно получение указанной услуги за пределами территории Республики Тыва, в случае если цена на товар на территории Республики Тыва долговременно (дольше 1 года) повысится на 5 - 10 процентов, а цена за пределами таких границ останется прежней в связи с возникающими трудностями, в том числе расходами на перевозку наркотических средств и психотропных веществ, в связи, с чем потребители не интересовались о продавцах, расположенных на других территориях.
Таким образом, метод "тест гипотетического монополиста" при определении географических границ товарного рынка не использовался, поскольку из анализа обобщенной информации (ответов потребителей) не установлены условия необходимые для расширения географические границы товарного рынка.
В соответствии с п.п. 4.6 Порядка № 220 в результате проведения "теста гипотетического монополиста" (для определения географических границ товарного рынка) выясняется мнение приобретателей товара о географических границах товарного рынка. Для этого приобретатели отвечают на вопрос: "У каких продавцов (расположенных за пределами предварительно определенных географических границ товарного рынка) и в каком количестве приобретатели предпочтут покупать товар, если цена на товар (в пределах предварительно определенных географических границ товарного рынка) долговременно (дольше 1 года) повысится на 5 - 10 процентов, а цена за пределами таких границ останется прежней?".
Ответы приобретателей товара обобщаются, и с помощью обобщенной информации определяется, выполняются ли следующие два условия:
- в результате указанного в вопросе повышения цены приобретатели будут приобретать рассматриваемый товар на других территориях (у продавцов, расположенных на других территориях);
- произойдет снижение объема продаж товара в пределах предварительно определенных географических границ товарного рынка, делающее такое повышение цены невыгодным для продавца (продавцов), расположенных в пределах таких границ товарного рынка.
Если указанные условия выполняются, то географические границы товарного рынка расширяются таким образом, чтобы включить в себя территории, на которых приобретатели будут приобретать рассматриваемый товар при указанном в вопросе повышении цены.
При определении географических границ исследуемого рынка также можно отнести отдаленность Республики Тыва от железной дороги, инфраструктурными проблемами: неразвитость транспортных сообщений, низкое качество автомобильных дорог, высокими тарифами на авиаперевозки и труднодоступностью многих районов республики.
В связи с тем, что данная сфера не субъект естественных монополий, п.п. 4.7 Порядка № 220 при проведения настоящего анализа не рассматривался.
Таким образом, географические границы товарного рынка – услуги по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II и III в соответствии с ФЗ-№3, определены как территория Республики Тыва.

V Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии с п. 5.1 Порядка, в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.
Количество состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке определен в соответствии с абз. 1 п.п.5.2 Порядка № 220, согласно которому количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если выполняется любое (хотя бы одно) из следующих условий в том числе, если выявлены все хозяйствующие субъекты, деятельность которых на рассматриваемом товарном рынке подлежит лицензированию.
При определении состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке была использована информация Министерства здравоохранения и социального развития Республики Тыва и Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
Согласно данным, представленным от указанных государственных органов исполнительной власти, установлено, что услуги по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II и III в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" на территории Республики Тыва согласно лицензии № ФС-99-05-000080 от 04.02.2009 и ФС- 99-06-000055 от 04.02.2009г. осуществляет Государственное унитарное предприятие «Республиканская оптовая аптечная база» (юридический адрес:667007, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Оюна Курседи, дом,71).
Таким образом, ГУП «РОАБ» в 2010 году и в первом полугодии 2011 года является единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II и III в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" на территории Республики Тыва.

VI Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке.

В соответствии с абз. 2 п.п. 6.1 Порядка № 220 Порядка основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке. Иные показатели используются в тех случаях, когда из-за отраслевых особенностей они позволяют более точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции.
В соответствии п.п.п. а п.п. 6.2. Порядка № 220 в зависимости от наличия информации объем рынка определяется как сумма объемов продаж данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке. При этом не допускается повторный учет одного и того же товара.
В данном случае на исследуемом товарном рынке ГУП «РОАБ» является единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II и III в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" на территории Республики Тыва, следовательно п.п.п. а п.п. 6.2. Порядка № 220 не применяется, поскольку доля ГУП «РОАБ» в отсутствие других хозяйствующих субъектов на исследуемом товарном рынке составит 100 %.
Из информации, представленной ГУП «РОАБ» следует, что за 2010г. оказано услуга по уничтожено наркотических средств и психотропных веществ на сумму 427 422 руб. в первом полугодии 2011 года указанная услуга на платной основе не предоставлялась.
Таким образом, объем продаж ГУП «РОАБ» за услугу по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ в сумме <…> руб. будет равно 100 %.

VII Определение уровень концентрации товарного рынка

Согласно п. 7.1 Порядка, для определения уровня концентрации товарного рынка использовалась доля ГУП «РОАБ».
Согласно п.п. 7.2 Порядка № 220 в соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:
- высокий - при или ;
- умеренный - при или ;
- низкий - при или .
Коэффициент рыночной концентрации CR3, определяемый как сумма долей на товарном рынке (выраженных в %) ГУП «РОАБ» равен 100%.
Исходя из того, что индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (ННI) определяется как сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженная в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, то индекс составил 10000.
Учитывая, что коэффициент рыночной концентрации CR3=100%, а индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) больше 2000 и равен 10000, то уровень концентрации рынка услуги по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II и III в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" на территории Республики Тыва высокий.
Таким образом, коэффициент рыночной концентрации подтверждает, что конкурентная средства на исследуемом рынке в географических границах Республики Тыва не развита, тип рынка высококонцентрированный.


VIII Определение барьеров входа на рынок

В соответствии с п.п. 8.1 Порядка № 220 процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее - определение барьеров входа на товарный рынок), включает:
- выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;
- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.
В данном случае к административным барьерам относятся:
1. В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" Российской Федерации действует государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ (разработку, переработку, распределение, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств, психотропных веществ), а также на культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности.
Согласно п.2 ст. 5 названного Закона уничтожение наркотических средств и психотропных веществ осуществляется государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями.
Таким образом, вышеназванным Законом установлен барьер для входа на товарный рынок – услуги по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ частным организациям (ОАО, ООО…) и индивидуальным предпринимателям.
2. Получение лицензии в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 648 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ».
Экономическим барьерам относится:
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата), осуществляющего деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также соответствующих установленным требованиям, которые требуют капитальных вложений.

IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

В соответствии с п. 9.2 Порядка № 220 рынок услуги по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II и III в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» в географических границах Республики Тыва в соответствии с коэффициентом рыночной концентрации относится к виду рынка с не развитой конкуренцией.
На исследуемом товарном рынке существуют следующие ограничения в развитии конкуренции:
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" Российской Федерации действует государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ (разработку, переработку, распределение, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств, психотропных веществ), а также на культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности.
Согласно п.2 ст. 5 названного Закона уничтожение наркотических средств и психотропных веществ осуществляется государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями.
Таким образом, вышеназванным Законом установлен барьер для входа на товарный рынок – услуги по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ частным организациям (ОАО, ООО…) и индивидуальным предпринимателям.
На исследуемом товарном рынке ГУП «РОАБ» является единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II и III в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" на территории Республики Тыва, следовательно в связи с отсутствием на указанном товарном рынке конкурентов, ГУП «РОАБ» на указанном товарном рынке занимает доминирующее положение с 100 % долей, что дает ему возможность влиять на общие условия обращения на указанном рынке.

Вывод:

По результатам проведенного анализа состояния конкурентной среды на рынке услуги по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II и III в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» на территории Республики Тыва за период 201 года и первое полугодие 2011 года установлено доминирующее положение на указанном товарном рынке Государственного унитарного предприятия «Республиканская оптовая аптечная база» Республики Тыва (далее – ГУП «РОАБ») (юридический адрес:667007, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Оюна Курседи, дом,71) с 100 % долей.
На основании проведенного анализа состояния конкурентной среды на рынке услуги по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II и III в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» на территории Республики Тыва за период 2010 года и первое полугодие 2011 года, предлагаю включить Государственное унитарное предприятие «Республиканская оптовая аптечная база» Республики Тыва в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 %, согласно п.п. 3.6. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению, утвержденного Приказом ФАС от 17.01.2007г. № 6 (Основанием для начала действий по включению в Реестр является аналитический отчет).

Специалист -эксперт отдела
антимонопольного контроля и рекламы /Оюн А.М./


Согласовано:
главный государственный инспектор отдела
антимонопольного контроля и рекламы /Сорвачева В.А./