О текущей ситуации на рынке нефтепродуктов

В связи с участившимися обращениями физических и юридических лиц о повышении цен на моторное топливо ФАС России информирует о следующем.

По данным АО «СПбМТСБ» за прошедший 2017 год цена на автомобильные бензины марок Аи-92 выросла на 9,53%, Аи-95 на 7,2% на дизельное топливо летнее на 5,47% и на авиационный керосин на 18,22%.

Вместе с тем за прошедшие три года можно констатировать, что рост цен на нефтепродукты во всех сегментах соответствует уровню инфляции.

 

Наименование нефтепродукта

Средний показатель изменений цены за 2015-2017 года

В оптовом сегменте

ИПЦ

В розничном сегменте

Бензин автомобильный марки АИ-92

5.38%

 

 

 

6,87%

5,43%

Бензин автомобильный марки АИ-95

4,69%

5,11%

Дизельное топливо

6,46%

5,46%

Источник: по данным АО «СПбМТСБ» и Росстата

За период с 09.01.2018 года по 26.04.2018 год цена на автомобильные бензины в опте выросла на 19,2%, на дизельное топливо летнее на 15,4%, на авиационный керосин понизилась на 6,8%.

В настоящее время цены на автомобильный бензин на внутреннем рынке ниже чем цены экспортного паритета на 16%, на дизельное топливо летнее ниже на 10%, на авиационный керосин на 6,1%.

По мнению ФАС России основными причинами роста цен являются фискальная политика государства, проведение нефтяными компаниями внеплановых ремонтов НПЗ и рост мировых цен на нефть.

Цены на нефтепродукты в крупнооптовом сегменте оказывают существенное влияние на розничные цены.

По данным Росстата рост розничных цен начиная с декабря 2013 года на автомобильный бензин Аи-92 составил 30,69%, Аи-95 – 27,12%, дизельное топливо – 25,74%, при этом индекс потребительских цен вырос на 36,53%.

ФАС России считает необходимым анализировать ценовую ситуацию во всех сегментах рынков нефтепродуктов в динамике за несколько лет. В целом в Российской Федерации наблюдается многолетняя тенденция изменения оптовых и розничных цен на нефтепродукты темпами близкими (временами опережая/отставая) к темпам роста инфляции.

По мнению ФАС России факторами, оказывающими влияние на формирование цен на моторное топливо являются:

•     динамика (рост) налоговой нагрузки;

•     сезонный спрос на нефтепродукты;

•     динамика (рост) мировых цен на нефть и нефтепродукты;

•     рост отраслевых издержек;

•     профилактика и плановые ремонты российских НПЗ;

•     динамика производства нефтепродуктов нефтяными компаниями;

•     условия мелкооптовой отгрузки (реализации) нефтепродуктов нефтяными компаниями в адрес независимых хозяйствующих субъектов, а также наличие/недостаток свободных емкостей с целью накопления запасов (создания резервов).

Считаем необходимым отметить, что несмотря на концепцию налоговой реформы, предусматривающую снижение уровня налогообложения экспорта нефти, нефтепродуктов при соразмерном увеличении внутренних налогов при добыче нефти - «налоговый маневр», ставки акциза на моторное топливо были увеличены:

  • с 01.01.2016: на автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, на 3200 руб./т (44%); на автомобильный бензин класса 5 на 2000 руб./т (36%); на дизельное топливо всех классов на 700 руб./т (20,29%).
  • с 01.04.2016: на автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, на 2600 руб./т (24,76%); на автомобильный бензин класса 5 на 2600 руб./т (34,53%); на дизельное топливо повышены на 1143 руб./т (27,54%).
  • с 01.01.2017: на дизельное топливо на 1507 руб./т (28,5%).
  • с 01.01.2018: на автомобильный бензин класса 5 на 678 руб./т (6,4%); на дизельное топливо всех классов на 593 руб./т (8,4%);
  • с 01.07.2018: на автомобильный бензин класса 5 на 679 руб./т (6,0%); на дизельное топливо всех классов на 593 руб./т (7,7%).

Также Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено увеличение ставок акцизов на моторные топлива в 2019 и 2020 годах:

  • в 2019 году на автомобильный бензин класса 5 на 422 руб./т (3,5%), на дизельное топливо на 283 руб./т (3,4%);
  • в 2020 году на автомобильный бензин класса 5 на 438 руб./т (3,6%), на дизельное топливо на 294 руб./т (3,4%).

В целях недопущения негативного развития ситуации на рынке нефтепродуктов

ФАС России предприняты следующие меры:

  • проведен ряд проверок российских нефтяных компаний;
  • на еженедельной основе ФАС России проводит совещания с представителями федеральных органов исполнительной власти, крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний, инфраструктурных организаций (биржевые площадки), экспертных организаций и независимых участников рынка по текущей ситуации на рынке нефти и нефтепродуктов;
  • проводится проверка обоснованности цен на автомобильные бензины нефтяных компаний, а также биржевых трейдеров;
  • в феврале 2018 года в адрес крупных нефтяных компаний направлены предупреждения о прекращении действий, выразившихся в создании дискриминационных условий и ущемлении интересов потребителей;

Кроме того, в целях мониторинга и анализа текущей ситуации на рынках нефтепродуктов в рамках работы Биржевого комитета ФАС России проводит:

  1. на еженедельной основе совещания с представителями федеральных органов исполнительной власти, крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний, инфраструктурных организаций (биржевые площадки), экспертных организаций и независимых участников рынка по текущей ситуации на рынке нефти и нефтепродуктов;
  2. на ежемесячной основе совещания по развитию мелкооптовой биржевой торговли нефтепродуктами;
  3. на ежемесячной основе совещания по текущей ситуации на рынке СУГ.

В результате проводимой ФАС России работы:

  • 11.12.2017 осуществлен запуск торгов с участием оператора товарных поставок ПАО «Транснефть». Данный проект позволяет обеспечить быструю и надежную процедуру поставки биржевого товара по системе магистрального нефтепродуктопровода по принципу «поставка против платежа» без фактического перемещения товара, что позволяет снизить логистические затраты и сократить срок поставки товара;
  • ФАС России и Минэнерго России внесены изменения в Совместный приказ, согласно которым при расчете ликвидных индикаторов цен не будут учитываться сделки, заключенные внутри группы лиц компаний и компаниями, являющимися производителями соответствующих видов нефтепродуктов. Это позволит удовлетворить спрос на моторное топливо независимых участников рынка, сбалансировать спрос и предложение на бирже и, как следствие, будет способствовать стабилизации цен на оптовом рынке нефтепродуктов. Таким образом, в настоящее время существует достаточная маржинальная доходность в розничном сегменте рынка нефтепродуктов (около 10%), что в свою очередь позволит стабилизировать цены во II квартале 2018 года;
  • 02.08.2017 открыт дополнительный биржевой базис на балансовом пункте «Тамань», а 05.10.2017 - на Феодосийской нефтебазе, что позволит обеспечить нефтепродуктами полуостров Крым, а также повысить ликвидность биржевых торгов моторным топливом в сегменте мелкооптовой биржевой торговли;

- в декабре 2017 года примерно на 70% увеличились среднесуточные биржевые объемы реализации нефтепродуктов.