Пресс-конференция руководителя Тывинского УФАС России О. М. Долгих


Вчера, 11 августа 2009 года в 10.00 часов состоялась пресс-конференция руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва Ольги Михайловны Долгих «Итоги работы за первое полугодие 2009 года и внесение изменений в антимонопольное законодательство «Второй антимонопольный пакет». В пресс-конференции приняли участие ведущие региональные СМИ.




В рамках возложенных государственных функций и полномочий по осуществлению контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о размещении государственного заказа, в первом полугодии 2009 года рассмотрено 51 обращение, жалоба, заявление, поступивших в адрес управления.
Наибольшее количество жалоб, а именно 25, поступило от участников размещения государственного заказа на действия уполномоченного органа, конкурсной (аукционной, котировочной) комиссии по размещению заказа. Согласовано 7 обращений о заключении государственного контракта с единственным поставщиком, отказано в согласовании по 3 обращениям, рассмотрено 4 уведомления о размещении заказа у единственного поставщика.




Проведено 47 плановых и внеплановых проверок органов власти, хозяйствующих субъектов на соблюдение требований Закона о защите конкуренции, Закона о рекламе, Закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе 8 проверок проведено совместно с Прокуратурой Республики Тыва, управлениями Министерства внутренних дел по Республике Тыва. По сравнению со вторым полугодием 2008 года проведение контрольных мероприятий увеличено в 1,6 раза (за 6 месяцев 2008 года проведено 29 проверок).
От общего количества проведенных проверок, в более 50 процентах установлены нарушения законов.




Выявлено 9 фактов нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение (МУП «Бюро специализированных услуг», ОАО «Тываэнергосбыт»), органами государственной власти и местного самоуправления при предоставлении в аренду государственного, муниципального имущества (Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, администрация Тандинского, Улуг-Хемского кожуунов), 5 фактов нарушения законодательства о рекламе юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (НП «ТываКапиталСервис», рекламное агентство «АТОЛЛ», телеканал «Новый век», ООО «РАСС» , ООО «Оффлайн»), 10 фактов нарушения законодательства о размещении заказа, из них 3 материала направлены на рассмотрение по подведомственности в другие государственные органы.
По всем выявленным нарушениям федерального законодательства возбуждены дела, поданы исковые заявления в Арбитражный суд Республики Тыва о признании недействительными акты органов власти.




Возбуждено 41 административное дело, по результатам рассмотрения которых вынесены постановления о применении мер административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 1580,0 тысяч рублей. Оплачено штрафов на сумму 263,4 тысячи рублей, часть постановлений находится в исполнительном производстве в отделах Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва, часть постановлений оспаривается должностными лицами и хозяйствующими субъектами в судебных инстанциях. Из общего количества административных дел 26 возбуждено за нарушение законодательства о размещении заказов, 5 дел за нарушение Закона о рекламе, 7 дел за нарушение антимонопольного законодательства на товарных рынках, 3 дела по статье 19.8 КоАП РФ за непредставление сведений (информации) в антимонопольный орган.




По результатам годовой работы управления, отмечены факты повторных нарушений одними и теми же органами власти, хозяйствующими субъектами. Уже можно сказать и о «лидерах» повторных нарушений законодательства о размещении заказа (ГУ РТ «УКС» - 3 факта), одни и те же должностные лица — чиновники органов власти и местного самоуправления.

С целью повышения эффективности работы Федеральной антимонопольной службы внесены изменения в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в частности в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, которые расширяют возможности привлечения к ответственности должностных лиц, чиновников, мешающих развивать здоровую конкурентную среду.




ФАС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовила проекты федеральных законов, направленных на совершенствование антимонопольного законодательства. Существенные изменения внесены в ФЗ «О защите конкуренции», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 178 Уголовного кодекса РФ. Законы одобрены парламентом и подписаны Президентом РФ.
Практически на треть внесены поправки в ФЗ «О защите конкуренции».
• Федеральный закон №164-ФЗ от 17.07.2009 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступает в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 23.07.2009), за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2010 года.
поправки предусматривают:
- снижение порога доминирования независимо от рыночной доли хозяйствующего субъекта, если лицо может оказывать решающее воздействие на условия обращения товара на рынке;
- использование при определении монопольно высокой цены товара как затратного метода исследования (оценка суммы необходимых для производства товара расходов и прибыли), так и «метода сопоставимых рынков» (сравнение с ценой, установленной в условиях конкуренции на сопоставимом рынке). В качестве оценки монопольно высокой цены также может использоваться «ретроспективный метод», позволяющий проанализировать изменение структуры затрат на производство и реализацию товара в течение определенного периода;
- согласование порядка проведения антимонопольными органами проверок соблюдения антимонопольного законодательства с положениями Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
• проведение внеплановых проверок без предварительного уведомления проверяемого лица о ее проведении в целях повышения эффективности раскрытия соглашений, ограничивающих конкуренцию (картелей), предусмотренных статьей 11 Закона о защите конкуренции;
- уточнение положений статьи 11 Закона о защите конкуренции в части ее применения к «вертикальным» соглашениям хозяйствующих субъектов;
- уведомительный порядок совершения сделок внутри группы лиц, объединенной по «структурному» основанию (лицо владеет более чем 50 процентов общего числа голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества).
• установление трехлетнего пресекательного срока по делам о нарушении антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства — со дня окончания нарушения или его обнаружения. Указанный срок согласуется со сроками давности, установленными в налоговом законодательстве;
- уточнение положений закона о порядке предоставления государственных и муниципальных преференций, в том, числе в части:
предоставления антимонопольным органам права обжаловать в судебном порядке акты законодательных органов субъектов Российской Федерации, предусматривающие необоснованное предоставление преференций;
возможности выдачи предписаний по возврату имущества, необоснованно предоставленного в качестве государственной или муниципальной преференции;
установление административной ответственности государственных и муниципальных служащих за необоснованное предоставление преференций;
- определение параметров правил недискриминационного доступа к товарам и услугам, производимым (реализуемым) субъектами естественных монополий;
- повышение пороговых значений активов организаций (их групп лиц) или их оборота для целей осуществления контроля экономической концентрации (предварительное согласование в случае, если суммарная стоимость активов приобретателя превышает 7 млрд. руб. (в настоящее время 3 млрд. руб.) или оборот такого лица превышает 10 млрд. руб. (в настоящее время 6 млрд. руб.));
- детализация процессуальных требований по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе по вопросу объединения и разъединения дел, продления срока исполнения предписания и др.;
• фиксация факта нарушения антимонопольного законодательства решением Комиссии антимонопольного органа, а не протоколом об административном правонарушении.
Федеральный закон № 173-ФЗ от 17.07.2009 «О внесении изменений в статьи 171 и 53 Федерального закона «О защите конкуренции» вступает в силу со дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 23.07.2009), за исключением изменений в статью 53, вступающих в силу по истечении 120 дней после дня официального опубликования.




Изменения коснулись перечня лиц в отношении которых, заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления государственным, муниципальным имуществом, предусматривающего переход прав владения, пользования, исключающего обязательность проведения процедуры торгов. Данный перечень лиц существенно увеличен, дополнительно включены некоммерческие организации в виде ассоциаций, союзов, религиозные и общественные объединения, в т.ч. профсоюзы, ТСЖ, адвокатские, нотариальные, торгово-промышленные палаты и др.
Продлен срок на 5 лет, т. е. с 1 июля 2010 г. до 1 июля 2015 г., разрешающий заключение договоров аренды на новый срок без проведения конкурса или аукциона, договоров заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства до 1 июля 2008 года


• Федеральный закон №160-ФЗ от 17.07.2009 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступает в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 22.07.2009).
В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введен ряд составов административных правонарушений в сфере размещения государственного или муниципального заказа, обеспечивающих повышение эффективности проведения торгов и защиту субъектов предпринимательской деятельности, участвующих в таких торгах. В частности предлагается установить административную ответственность за:
- неразмещение заказов на поставки товаров, оказание услуг у субъектов малого предпринимательства;
- нарушение сроков возврата денежных средств и прав участников торгов на электронной площадке;
- продолжение действий по размещению заказа, если размещение такого заказа приостановлено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- непредставление сведений о заключении государственного или муниципального контракта.
- Конкретизация отдельных положений программы освобождения от административной ответственности за заключение и участие в ограничивающих конкуренцию соглашениях;
- установлен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства со дня вступления в силу решения Комиссии антимонопольного органа;
- применение административного наказания за нарушение антимонопольного законодательства к гражданскому служащему, к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к частнопрактикующим лицам, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административные функции юридического лица, в виде дисквалификации от 6 месяцев до 3 лет;
- изменены размеры штрафов по отдельным статьям КоАП за нарушение антимонопольного законодательства и законодательства о размещении заказа как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения для должностных лиц, юридических лиц.





Федеральный закон №216-ФЗ от 29.07.2009 «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации», вступает в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 31.07.2009)
Закон предусматривает ужесточение уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства до 6 лет, а также наложение административного штрафа до 1 млн. рублей:
за действия, которые привели к недопущению, ограничению или устранению конкуренции путем заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий, неоднократное злоупотребление доминирующим положением более 2 раз за 3 года, выразившееся в установлении и поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованный отказ или уклонение от заключения договора, ограничение доступа на рынок, если такие деяния повлекли причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству (от 1 млн. рублей до особо крупного размере — свыше 5 млн. рублей) или повлекли извлечение дохода в крупном размере более 25 млн. рублей.
Лишение свободы предусмотрено за ценовой сговор, за недобросовестную конкуренцию. В случае совершения правонарушения в этой сфере с применением насилия или угрозы его применения, определен максимальный срок — 7 лет.
Имеются в Законе и послабления: правонарушитель может быть освобожден от уголовной ответственности, если он способствовал раскрытию преступления, возместил причиненный ущерб или перечислил в федеральный бюджет доход, полученный в результате своих действий, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.


Внесенные изменения в антимонопольное законодательство, прежде всего нацелено на ответственность государственных служащих, но и субъектам предпринимательства не стоит расслабляться.