Аналитический отчет анализа состояния конкурентной среды на рынке производства и реализации глиняного кирпича на территории Республики Тыва

Утверждаю:

Руководитель

Тывинского УФАС России

_________ О.М. Долгих

                                                                                       «___» __________ 2013 г.

 

Аналитический отчет

анализа состояния конкурентной среды на рынке 

производства и реализации глиняного кирпича

на территории Республики Тыва   

 

I. Общие положения

 

Анализ состояния конкурентной среды на рынке производства и реализации глиняного кирпича на территории Республики Тыва  (далее – исследуемый товарный рынок)  проведен Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) по результатам проведения внеплановой выездной проверки ООО «Адарон», на основании поручения ФАС России от 29.01.2013 г. № ИА/2803-ПР/13 во исполнение поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 29.11.2012 г. № ИШ-П9-7245, о проведении проверки органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на региональных рынках строительных материалов на предмет соблюдения антимонопольного законодательства.

Целью проведения данного анализа является определение доли ООО «Адарон» на исследуемом товарном рынке в целях установления доминирующего положения.

Данный Аналитический отчет выполнен в соответствии с требованиями Приказа ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок № 220) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным Приказом ФАС России от 25.05.2012 г. № 345 (далее – Регламент).

Структура Аналитического отчета соответствует этапам проведенного анализа, этапы проведения анализа определены п. 1.3 Порядка № 220.

Также, анализ товарного рынка проведен в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

1.  Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2.  Градостроительный кодекс Российской Федерации;

3.  Постановление Госстандарта России от 06.11.2001 г. № 454-ст (ред. от 14.12.2011 г.) «О принятии и введении в действие ОКВЭД».

В соответствии с п. 1.5 раздела 1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке в качестве источников исходной информации использовались документы и информация, представленные Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва, Министерством строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва и хозяйствующими субъектами рынка производства и реализации глиняного кирпича.

По результатам анализа представленной информации, на территории Республики Тыва зарегистрировано 7 хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке производства и последующей реализации глиняного кирпича.

Тывинским УФАС России был направлен запрос о предоставлении информации 5 хозяйствующим субъектам исследуемого товарного рынка, посредством услуг почтовой связи. Сведения от 2 хозяйствующих субъектов исследуемого рынка были запрошены в рамках проводимых  Тывинским УФАС России внеплановых выездных проверок в отношении ООО «Адарон» и ООО «Жилье».

Из информации, полученной от хозяйствующих субъектов, установлено, что 1 хозяйствующий субъект исследуемого рынка данный вид деятельности не осуществляет. Информация на запрос Тывинского УФАС России не представлена 2 хозяйствующими субъектами. По причине отсутствия адресата по месту регистрации информация не представлена 2 хозяйствующими субъектами.

 

II. Временной интервал исследования товарного рынка

 

В соответствии с п. 2.1 Порядка № 220 временной интервал исследования определяется в зависимости  от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Целью исследования рынка является установление наличия или отсутствия доминирующего положения ООО «Адарон» на рынке производства и реализации глиняного кирпича на территории Республики Тыва.

С учетом требований п. 2.2 Порядка № 220, необходимо изучение характеристик исследуемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, т.е. проведение ретроспективного анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке, следовательно, за временной интервал исследования рынка следует принять 2012 год.

В данном случае, сезонность и стабильность поставок товара, возможность продавцов изменить время продажи или сроки хранения товара, периоды максимального и минимального спроса, время появления товара на рынке, степень новизны товара не влияют на временной интервал, так как покупатели не заменяют и не готовы заменить в потреблении товар, приобретаемый в одни периоды времени, этим же товаром, приобретаемым в другие периоды времени.

С учетом изложенного, а также в соответствии со статьей 5 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Тывинское УФАС России провело анализ рынка производства и реализации глиняного кирпича на территории Республики Тыва за 2012 год с целью изучения сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка и определения конкурентной среды на данном рынке.

 

III. Продуктовые границы товарного рынка

 

Согласно п. 3.1 Порядка № 220, процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке, включает:

-     предварительное определение товара;

-     выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

-     определение взаимозаменяемых товаров.

Предварительно продуктовые границы товара определены как производство и последующая реализация кирпича глиняного на территории Республики Тыва.

В связи с тем, что целью исследования рынка является установление наличия или отсутствия доминирующего положения ООО «Адарон» на рынке производства и реализации глиняного кирпича на территории Республики Тыва, мнение покупателей не учитывалось. На основании изложенного п. 3.2, 3.3 Порядка № 220 не рассматриваются.

В соответствии с п. 3.4 Порядка № 220 предварительное определение товара проведем на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (далее – ОКВЭД).

Согласно ОКВЭД производство кирпича глиняного относится к классификационной группе 26.4 «Производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины». Эта группа включает виды деятельности, связанные с производством кирпича и других строительных изделий из обожженной глины.

Кирпич – это искусственный камень правильной формы, используемый в качестве строительного материала, обладающий свойствами камня, прочностью, водостойкостью, морозостойкостью.

Также установлено, что существует три вида кирпича: керамический кирпич – из обожженной глины, силикатный, состоящий из песка и извести и гиперпрессованный кирпич.

Таким образом, кирпич глиняный (керамический) имеет взаимозаменяемые виды продукции. Каждый вид кирпича имеет свои технологические свойства и предназначен для разных целей.

Кирпич глиняный (керамический) – кирпич, производимый из глины с применением различных добавок (для регулирования тех или иных свойств) с последующим обжигом. Требования к готовой продукции регулируются ГОСТом 530-2012.

Силикатный кирпич изготавливают из смеси песка с известью. Главными его преимуществами являются неплохая звукоизоляция и сниженная теплопроводность. Недостатком же его по сравнению с керамическим кирпичом становится меньшая влагоустойчивость.

Производство силикатного кирпича регулируется межгосударственным стандартом ГОСТ 379-95 «Кирпич и камни силикатные. Технические условия» и относится к другой классификационной группе товаров по ОКВЭД 26.61 «Производство изделий из бетона для использования в строительстве».

Гиперпрессованный кирпич – это кирпич, произведенный безобжиговым методом. Этот вид кирпича производится из специальной смеси, на 90 % состоящей из известняка, ещё на 8 % - из цемента и на 2 % - из спецкрасителя.

Кирпич применяют с учетом требований действующих нормативных документов на проектирование, производство работ (строительных норм и правил) и стандартов в соответствии с проектной документацией по возведению зданий и сооружений. Вид кирпича для кладки несущих, самонесущих и ненесущих конструкций, в т.ч. для облицовки фасадов зданий, плотность, марку по прочности и морозостойкость указывают в рабочих чертежах.

Вышеперечисленные виды кирпича имеют различную функциональную предназначенность и соответственно, использование указанных товаров в качестве взаимозаменяемых привело бы к нарушению технологии производства при строительстве капитальных объектов.

Возможность замены кирпича другими видами строительных материалов при строительстве зданий зависит от проектной документации. Строительные работы выполняются на основании проектов, разрабатываемых проектными организациями с учетом особенностей грунтов и других условий проектирования.

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации. Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Соответственно, здание не может быть возведено не в соответствии с утвержденной проектной документацией, которой определяются, в том числе и строительные материалы, из которых будет построено здание.

В соответствии с п. 3.7 Порядка № 220, согласно статье 4 Закона о защите конкуренции определение взаимозаменяемости товаров основывается на фактической замене товаров покупателем или готовности покупателя заменить одни товары другими в процессе потребления, учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Каждый вид кирпича имеет свое предназначение, заложенное проектной документацией. В состав проектной документации включаются сведения о конструктивных и архитектурных решениях объекта капитального строительства. При этом, подрядчик не имеет возможности в одностороннем порядке принять решение о замене тех или иных элементов конструкции. Таким образом, если проектной документацией строительство здания или сооружения предполагается из кирпича глиняного, то оно должно быть построено только из него.

Из вышеизложенной информации следует, что кирпичи различных видов не могут быть взаимозаменяемыми между собой, в связи с чем, п. 3.8 Порядка № 220 не рассматриваем.

Ввиду того, что установлено отсутствие взаимозаменяемости кирпича одной марки аналогичным товаром другой марки, «тест гипотетического монополиста» и расчет показателя перекрестной эластичности спроса не проводились, п. 3.9-3.11 Порядка № 220 не рассматриваем.

На этапе окончательного определения продуктовых границ исследуемого товарного рынка уточняются продуктовые границы рынка, определенные на предварительном этапе.

Таким образом, продуктовыми границами товарного рынка следует признать рынок производства и последующей реализации кирпича глиняного.

 

IV. Географические границы товарного рынка

 

Согласно п. 4.1 Порядка № 220, процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеют экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

-    предварительное определение географических границ товарного рынка;

-    выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем;

-    определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительное определение географических границ товарного рынка, в соответствии с п. 4.2 Порядка № 220, проводится на основе информации о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Регион, на территории которого выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства – Республика Тыва, горная территория с чередованием высоких хребтов и глубоких котловин, полностью отделенная от остальной территории страны горными массивами. Связь с территорией республики осуществляется только автомобильным и авиационным транспортом. Ближайшим регионом является Республика Хакасия, расстояние до которой около 400 км., до Красноярского края – более 800 км. Таким образом, предварительно географические границы товарного рынка определены как Республика Тыва.

В соответствии с п. 4.3 и 4.4 Порядка № 220, выявим условия обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем.

Согласно приведенным характеристикам региона транспортировка кирпича от производителя к покупателю осуществляется только автомобильным транспортом. В процессе транспортировки потребительские свойства кирпича сохраняются.

По информации, представленной хозяйствующими субъектами исследуемого товарного рынка, произведенный кирпич подлежит реализации и использованию на собственные нужды, в связи с тем, что, одним из видов деятельности производителей кирпича является строительство зданий и сооружений.

Стоимость кирпича устанавливается хозяйствующими субъектами самостоятельно на основании расходов организации на производство товара.

Спрос на кирпич не имеет ярко выраженного сезонного характера, сезонность характерна только для частных лиц, осуществляющих строительство индивидуальных жилых домов.

Рынок производства и реализации кирпича зависит от строительства, так как строительные организации являются основными потребителями кирпича.

Согласно п. 4.5 Порядка № 220, определим географические границы товарного рынка методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Географические границы определены в соответствии с информацией, представленной хозяйствующими субъектами исследуемого товарного рынка. Реализация кирпича осуществляется на территории Республики Тыва, так как договоры на поставку кирпича заключены с региональными покупателями.

В связи с тем, что географические границы товарного рынка установлены методом предварительного определения границ товарного рынка «тест гипотетического монополиста» не использовался, следовательно п. 4.6 Порядка № 220 не рассматривается.

Рассматриваемый рынок не относится к сфере услуг субъектов естественных монополий, поэтому п. 4.7 Порядка № 220 не рассматриваем.

Исходя из вышеизложенного следует, что географическими границами товарного рынка производства и реализации глиняного кирпича определены административно-территориальные границы Республики Тыва.

 

V. Состав хозяйствующих субъектов

 

В соответствии с п. 5.1 Порядка № 220 в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар  в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Состав хозяйствующих субъектов определен на основании  данных, представленных Федеральной службой государственной статистики по Республике Тыва, Министерством строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва и хозяйствующими субъектами рынка производства и реализации глиняного кирпича.

По результатам анализа представленной информации, на территории Республики Тыва деятельность по производству и последующей реализации глиняного кирпича в исследуемый период времени осуществляло два юридических лица.

В соответствии с п. 5.2 Порядка № 220 количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на исследуемом товарном рынке, является достаточным, так как количество хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

Согласно п. 5.3 Порядка № 220, на основании информации, полученной при определении временного интервала исследования, при определении продуктовых границ товарного рынка и при определении географических границ товарного рынка, определяются хозяйствующие субъекты, действующие на рассматриваемом рынке, для которых устанавливаются позволяющие их идентифицировать данные.

Такими хозяйствующими субъектами на территории Республики Тыва являются:

 

Наименование, организационно-правовая форма

Адрес места нахождения

Принадлежность к группе лиц

1

ООО «Адарон»

667000, Республика Тыва,

г. Кызыл, ул. Вавилинская, 1А

Независимый

2

ООО «Жилье»

667000, Республика Тыва,

г. Кызыл, ул. Правобережная, 50

Независимый

 

Каждый из вышеуказанных хозяйствующих субъектов имеет свой собственный карьер по добыче глины.

Указанные хозяйствующие субъекты не входят в группу лиц.

Покупателями глиняного кирпича являются физические и юридические лица, приобретающие кирпич для собственных нужд и использования в строительстве.

 

 

 

 

 

 

VI. Расчет объема товарного рынка

и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

Согласно п. 6.1 Порядка № 220, основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем производства на рассматриваемом товарном рынке.

Согласно п. 6.2 Порядка № 220, объем рынка в данном анализе определяется как сумма объемов производства данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке.

По сведениям хозяйствующих субъектов, общий объем производства кирпича глиняного на территории Республики Тыва в 2012 году составил 6 031 тыс.штук.

В соответствии с п. 6.3 Порядка № 220, доля хозяйствующего субъекта рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, производимой данным хозяйствующим субъектом на исследуемом товарном рынке, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

 

Сведения о составе участников рынка производства и реализации глиняного кирпича и объемах их производства

 

Наименование хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность по производству кирпича

Принадлежность к группе лиц (независимый)

Объем производства, 2012 г. (тыс.шт.)

Доля на рынке, %

ООО «Адарон»

Независимый

 4 500

75 %

ООО «Жилье»

Независимый

1 531

25 %

Итого

 

6 031

100 %

 

В соответствии с п. 6.4 Порядка № 220, доля группы лиц отсутствует, все участники рынка независимые.

Совокупные доли хозяйствующих субъектов согласно п. 6.5 Порядка № 220, отсутствуют.

Согласно п. 6.6 Порядка № 220, наибольшую долю на исследуемом товарном рынке в 2012 году занимало ООО «Адарон» с долей 75 %.

 

VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

В соответствии с п. 7.1 Порядка № 220, рассчитаем коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

Коэффициент рыночной концентрации на рынке производства и реализации глиняного кирпича составил:

CR = 100                                                                        70% <= CR <= 100%

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана на исследуемом товарном рынке составил:

HHI = 10000                                                              2000 <= HHI <= 10000

 

Согласно приведенному расчету, рынок производства и реализации глиняного кирпича на территории Республики Тыва в 2012 году является высококонцентрированным, следовательно, характеризуется высокой степенью монополизации.

 

VIII. Определение барьеров входа на  товарный рынок

 

Согласно п. 8.1 Порядка № 220 процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее - определение барьеров входа на товарный рынок), включает:

-     выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

-     определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

В соответствии с п. 8.2 Порядка № 220 определим барьеры входа на товарный рынок.

В ходе исследования установлены следующие барьеры входа на рынок  производства глиняного кирпича:

Экономические ограничения:

-    необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений.

Административные ограничения:

-    препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и иных помещений;

-    оформление лицензий на право добычи полезных ископаемых.

В соответствии с п. 8.3 и 8.4 Порядка № 220 для производства кирпича глиняного, чтобы минимизировать издержки, необходимо иметь собственные карьеры – месторождения по разработке основного сырья – глины. Процедура оформления документов для разработки новых месторождений полезных ископаемых, получение лицензий на данный вид деятельности, занимает значительный период времени.

 

IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

 

По результатам проведенного анализа состояния конкурентной среды на рынке производства и последующей реализации кирпича глиняного на территории Республики Тыва можно сделать вывод, что исследуемый рынок является рынком с недостаточно развитой конкуренцией.

В соответствии с п. 9.2 Порядка № 220, исследуемый товарный рынок является рынком с высоким уровнем концентрации с существующими, но преодолимыми барьерами.

Хозяйствующие субъекты исследуемого товарного рынка осуществляют реализацию кирпича на территории Республики Тыва строительным организациям и физическим лицам.

В ходе анализа установлено, что ООО «Адарон» производит кирпич для последующей реализации, 24 % от общего объема производства кирпича в 2012 году использовано на собственные нужды. ООО «Жилье» производит кирпич в основном на собственные нужды, так как из общего объема производства лишь 29 % кирпича было реализовано в 2012 году.

Согласно п. 9.3 Порядка № 220, установлен факт предоставления производителем льгот (скидок) отдельным приобретателям, размер которых зависит от объема приобретаемого кирпича. Соглашений хозяйствующих субъектов, действующих на исследуемом товарном рынке, не выявлено.

 

 

Вывод

 

По результатам проведенного анализа рынка производства и реализации кирпича глиняного на территории Республики Тыва можно сделать вывод, что исследуемый рынок является рынком с неразвитой конкуренцией и высоким уровнем концентрации. На исследуемом рынке осуществляют деятельность по производству и последующей реализации кирпича только 2 хозяйствующих субъекта. Барьеры входа на данный рынок являются преодолимыми.

В ходе анализа исследуемого товарного рынка установлено, что ООО «Адарон» занимает доминирующее положение на исследуемом товарном рынке Республики Тыва с долей 75 %. В связи с этим, целесообразно рассмотреть вопрос  о включении  ООО «Адарон» в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 %.

 

 

 

 

Начальник отдела антимонопольного

контроля и рекламы                                                                      А.Г. Уйнукай

 

 

Старший специалист 2 разряда

отдела антимонопольного

контроля и рекламы                                                                     О.А. Ромашова