Аналитический отчет по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг охраны жилых помещений на территории города Кызыла Республики Тыва

«УТВЕРЖДАЮ»:

Врио руководителя

Тывинского УФАС России

 ____________ Ф.А. Хаджиев

«_________________» 2012 г.

 

 

Аналитический отчет

по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг охраны жилых помещений

на территории города Кызыла Республики Тыва

 

1. Общие положения

В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) во исполнение п. 6.1 Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011 - 2012 годы, утвержденного приказом ФАС России от 07.02.2011 г. № 66, проведен анализ рынка услуг охраны жилых помещений на территории города Кызыла Республики Тыва (далее – рынок).

Целью исследования является оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг охраны жилых помещений. Выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рынок услуг охраны жилых помещений.

Данный Аналитический отчет выполнен в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок № 220) и «Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией», утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 г. № 5 (далее – Регламент). Методическими рекомендациями ФАС России от 25.06.2012 г. № ЦА/19980. Структура Аналитического отчета соответствует этапам проведенного анализа, этапы проведения анализа определены пунктом 1.3 Порядка № 220.

Также, анализ товарного рынка проведен в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

1.Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Федеральный закон от 11.03.1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об охранной деятельности);

3. Постановление Правительства РФ от 14.08.1992 N 589 «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации;

4. Приказ МВД РФ от 31.08.2007 N 772 «Об утверждении Порядка обеспечения Министерством внутренних дел Российской Федерации охраны имущества физических и юридических лиц по договорам»;

5. Приказ МВД РФ от 02.09.2005 N 716 «Об утверждении Типового положения об управлении (отделе) вневедомственной охраны при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации»;

6.Приказ МВД РФ от 16.03.2007 N 267 «О некоторых вопросах организации деятельности федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" Министерства внутренних дел Российской Федерации».

В качестве источников исходной информации использовались сведения и информация, представленные Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва (далее – Тывастат, исх. № 242 от 29.02.2012 г.), Министерством внутренних дел по Республике Тыва (далее – МВД по РТ, исх. № 54\191 от 18.06.2012 г.), хозяйствующими субъектами рынка охраны жилых помещений.

 

2. Определение временного интервала исследования товарного рынка

Согласно п. 2.1 Порядка № 220, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Для целей данного исследования, а также в соответствии с методическими рекомендациями и с учетом требований п 2.2 Порядка № 220 необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, т.е. проведение ретроспективного анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке и за временной интервал исследования принимаем 2010-2011 годы.

В связи с тем, что услуги по охране квартир стабильно оказываются и не зависят от сезонных условий, либо каких-либо других условий, сезонность поставок товара (услуг), стабильность поставок товара (услуг), возможность продавцов изменить время продажи, степень новизны товара (услуг), возможность установления продавцами разных цен в разные временные периоды не влияют на временной интервал (п. 2.3 Порядка № 220). Также временной интервал исследования определен методическими рекомендациями.

В соответствии с п. 2.4. Порядка № 220 все характеристики товарного рынка определяются в пределах одного установленного временного интервала.

Таким образом временной интервал исследования рынка - 2010 - 2011 годы.

 

3. Определение продуктовых границ товарного рынка

В соответствии с п. 3.1 - 3.4 Порядка № 220 продуктовые границы определены в соответствии с методическими рекомендациями, а именно:

- услуги по охране жилых помещений.

Согласно п. 3.5 Порядка № 220 оказание услуг охраны жилых помещений, осуществляется лицензированными охранными организациями. Указанным видам деятельности в ОКВЭД соответствует код 74.60 «Проведение расследований и обеспечение безопасности».

В соответствии с Законом Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об охранной деятельности), частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Статья 3 Закона об охранной деятельности в целях охраны определяет предоставление следующих видов услуг:

охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении;

охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию

консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопроса правомерной защиты от противоправных посягательств.

Постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (далее - Постановление о частной охранной деятельности) устанавливает перечень видов технических средств охраны, используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию: средства аудио- и видеонаблюдения, технические средства охранной и охранно-пожарной сигнализации, средства инженерно-технической защиты и контроля доступа, технические средства мониторинга и навигации подвижных и стационарных объектов.

Учитывая изложенное, продуктовыми границами будут являться оказанные на возмездной основе услуги по охране жилых помещений, в том числе: осуществление работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений; охрана жилых помещений граждан с подключением на пульт централизованного наблюдения.

При проведении данного анализа необходимо сопоставлять количество заключенных договоров на охрану жилых помещений с количеством договоров, заключенных на осуществление работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений, а также с договорами на охрану жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения.

 

4. Определение географических границ товарного рынка

Географические границы товарного рынка определены в соответствии с методическими рекомендациями.

Анализ проводится в границах административно-территориальных образований с населением более 100 тысяч жителей.

Согласно п. 4.1 Порядка № 220 процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем;

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

В соответствии с методическими рекомендациями предварительно географические границы рынка определяются в административных границах поселений, районов, округов - муниципальных образований Российской Федерации.

На основании п. 4.3 Порядка № 220, на этапе выявления условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), учитываются:

- требования к условиям транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара);

- организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями;

- возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару;

- наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения рассматриваемого товара (приобретателя рассматриваемого товара);

- расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы;

- особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка (в том числе природно-климатические и социально-экономические особенности, наличие зон регулируемого или частично регулируемого ценообразования);

- региональные особенности спроса на рассматриваемый товар (включая потребительские предпочтения);

- условия, правила и обычаи делового оборота.

На территории субъекта РФ - Республика Тыва, имеется лишь одно административно-территориальное образование с численностью более 100 тысяч жителей – столица Республики Тыва г. Кызыл. Численность г. Кызыла, по информации Тывастат, на 1 января 2010 г. составляла 109.986 тысяч человек, на 1 января 2011 года составляла 110, 0 тысяч человек.

Следовательно, в соответствии с методическими рекомендациями географическими границами исследуемого рынка определен город Кызыл Республики Тыва.

В соответствии с п. 4.4 Порядка № 220 спрос на услуги охраны жилых помещений является неперемещаемым - данные услуги в подавляющем большинстве случаев приобретаются там, где человек (заказчик услуг) проживает по месту жительства или по месту нахождения жилого помещения (объект услуг). Рынки являются локальными, прежде всего потому, что после обсуждения с заказчиком параметров охранной системы специалисты устанавливают технические средства охраны, и жилое помещение подключается к центральной системе пультовой охраны и в случае необходимости дежурный сотрудник охранной организации вызывает ответственных патрульных охранников, курирующих конкретный район, наряд милиции, пожарную охрану, аварийную службу ЖЭКа или другие службы в зависимости от ситуации. Учитывая, что возможность оперативно среагировать на ситуации, при которых произошли проникновение, кража, пожар и т.п., то есть охранный случай, необходим выезд охранников в жилое помещение, при этом выезд может осуществляться только той охранной организацией, которая работает в конкретном поселении, районе, округе - муниципального образования Российской Федерации, выбор заказчика услуг огранивается в указанных географических границах. Как правило, в одних географических границах работает небольшое количество охранных организаций, связано это, прежде всего с тем, что возможность иметь большое количество охранников, патрулирующих расширенные географические границы ограничена из- за высоких издержек, в части заработной платы сотрудников

Для проведения данного анализа, в соответствии с п. 4.5 Порядка № 220, использовался метод установления фактических районов продаж (местоположение приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке.

В данном анализе географические границы определены методическими рекомендациями, соответственно «тест гипотетического монополиста» не использовался, поэтому п. 4.6 Порядка № 220, не рассматривается.

В связи с тем, что данная сфера не относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий, п. 4.7 Порядка № 220, также не рассматривается.

В связи с вышеизложенным, географическими границами рассматриваемых товарных рынков определены административно-территориальные границы городского округа - город Кызыл Республики Тыва.

 

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии с п. 5.1 Порядка № 220, в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар  в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В соответствии с методическими рекомендациями покупателями на данном рынке являются физические и юридические лица.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона об охранной деятельности частная охранная организация - организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности.

Лицензирование охранной деятельности осуществляется в соответствии со статьями 11.2, 11.3 Закона об охранной деятельности, а также в соответствии с Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным Постановлением о частной охранной деятельности. Предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится органами внутренних дел.

По информации Тывастат на территории Республики Тыва деятельность согласно ОКВЭД 74.60 зарегистрирована у 33 хозяйствующих субъектов, из них, по информации МВД по РТ, лицензии на частную охранную деятельность выданы 22 хозяйствующим субъектам, из них 20 находятся на территории города Кызыла Республики Тыва. По информации поступившей от хозяйствующих субъектов имеющих лицензии на частную охранную деятельность, продавцами на рынке услуг по охране жилых помещений на территории города Кызыла Республики Тыва являются только два хозяйствующих субъекта.

В соответствии с п. 5.2 Порядка № 220 количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, так как количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

Согласно п. 5.3 Порядка № 220 на основании информации, полученной при определении временного интервала исследования, при определении продуктовых границ товарного рынка и при определении географических границ товарного рынка, определяются хозяйствующие субъекты, действующие на рассматриваемом рынке, для которых устанавливаются позволяющие их идентифицировать данные:

- Отдел вневедомственной охраны при Министерстве внутренних дел по Республике Тыва (далее - ОВО МВД по РТ);

- Филиал Федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» Министерства внутренних дел по Республике Тыва (далее – ФФГУП «Охрана» МВД России по РТ).

Таким образом, продавцами на рынке предоставления услуг по охране жилых помещений на территории города Кызыла Республики Тыва являются ФФГУП «Охрана» МВД России по РТ и ОВО МВД по РТ.

Согласно п. 5.4 Порядка № 220 ФФГУП «Охрана» МВД России по РТ и ОВО МВД по РТ не входят в группу лиц.

В соответствии с п. 5.5 Порядка № 220, в связи с тем, что состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке определен в соответствии с методическими рекомендациями, численность групп покупателей не определялась.

 

6.  Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов товарного рынка

В связи с тем, что расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществлен на основании методических рекомендаций, п. 6.1-6.2 Порядка № 220 не рассматриваем.

Согласно п. 6.3 Порядка № 220 в географических границах города Кызыла Республика Тыва доли хозяйствующих субъектов указаны в приложении к аналитическому отчету Таблица № 3:

В соответствии с п. 6.4 Порядка № 220, доля группы лиц в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции отсутствует в связи с тем, что ФФГУП «Охрана» МВД России по РТ и ОВО МВД по РТ не входят в группу лиц.

В соответствии с п. 6.5 Порядка № 220, совокупная доля хозяйствующих субъектов, доминирующее положение которых устанавливается по правилам, предусмотренным частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции, отсутствует.

Доминирующее положение в 2010 - 2011 г. установлено для ОВО МВД по РТ.

В соответствии с п. 6.6 Порядка № 220, доля, занимаемая ОВО МВД по РТ на рассматриваемом рынке, считается стабильной в связи с тем, что в 2010 году она составляла 90,81%, в 2011 году – 83,1%, в течение 2010-2011 годов сохраняется порядок ранжирования крупнейших хозяйствующих субъектов.

 

7. Определение уровня концентрации товарного рынка

Согласно п. 7.1 Порядка № 220, для определения уровня концентрации товарного рынка используются доли следующих хозяйствующих субъектов: ОВО МВД по РТ.

Рассчитаем коэффициент рыночной концентрации (CR):

2010 г. CR = 90,81%;

2011 г. CR = 83,07%.

Рассчитаем индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI):

2010 г. HHI = 8331,3;

2011 г. HHI = 7187,2.

В  соответствии с п. 7.2 Порядка № 220, уровень концентрации на исследуемом рынке высокий так как 70% < = CR  <= 100% и 2000 < = HHI < = 10000.

 

8. Определение барьеров входа на товарный рынок

Согласно п. 8.1 Порядка № 220, определим обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.

В соответствии с п. 8.2 Порядка № 220, определены барьеры входа на товарный рынок.

Экономические:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений (необходимо оборудовать пульт централизованной охраны, специалистов по работе на пульте, автомашины для выезда на охраняемые объекты и т.д.)

- необходимость обучения специалистов по установке охранной аппаратуры;

Административные:

- получение лицензии на охранную деятельность;

- условия конкурсного отбора поставщиков товара для государственных и муниципальных нужд;

- стандарты (при установке оборудования) и предъявляемые к качеству работы требования.

Также частные охранные предприятия указывают на то, что рынок охраны жилых помещений мало востребован на территории Республики Тыва в связи с низкими доходами населения.

Таким образом, барьеры входа на рассматриваемый рынок и выхода из него существуют, но являются преодолимыми.

Барьеры, по информации хозяйствующих субъектов существуют только для малых хозяйствующих субъектов. Для крупных хозяйствующих субъектов, таких как ОВО МВД по РТ и ФФГУП «Охрана» МВД России по РТ барьеров входа на рынок не существовало (по их данным).

 

9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

По результатам проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по охране жилых помещений на территории города Кызыла можно сделать вывод, что исследуемый рынок является рынком с неразвитой конкуренцией.

В соответствии с п. 9.2 Порядка № 220, рынок предоставления услуг по охране жилых помещений является рынком с высокой концентрацией с существующими, но преодолимыми барьерами.

Согласно п. 9.3 Порядка № 220, фактов предоставления продавцами льгот отдельным приобретателям не установлено, соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство, хозяйствующими субъектами, действующими на товарном рынке, не выявлено.

В соответствии с п. 9.4 Порядка № 220, динамика объема рассматриваемого товарного рынка и спроса не изменяется на протяжении 2010 - 2011 гг.

 

Вывод:

Хозяйствующие субъекты предлагают внести дополнения в нормативно-правовые акты, в том числе в Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», расширяющие полномочия охранников в части возможности доставки задержанных в орган внутренних дел, гарантий правовой защиты охранников, придания им специального статуса.

Проанализировав информацию о структуре стоимости услуг по охране жилых помещений, Тывинское УФАС Росси приходит к следующим выводам:

Услуги по осуществлению работ по проектированию, монтажу и эксплутационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений оказываются отдельно от услуг по охране жилых помещений. Данные услуги могут оказываться как одним хозяйствующим субъектом (в случае ФФГУП «Охрана» МВД России по РТ), так и отдельными хозяйствующими субъектами (ОВО МВД по РТ не производит проектирование, монтаж и эксплутационное обслуживание технических средств охраны, а только охраняет жилые помещения с помощью пульта централизованного наблюдения).

По информации хозяйствующих субъектов охрана жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения полностью включается в стоимость услуги по охране жилых помещений, а проектирование, монтаж и эксплутационное обслуживание технических средств охраны рассчитываются отдельно в зависимости от помещения заказчика и наполнения технических средств, устанавливаемых на конкретном объекте.

Стоимость услуг по осуществлению работ по проектированию, монтажу и эксплутационному обслуживанию технических средств охраны рассчитывается отдельно в зависимости от количества и вида оборудования. Стоимость услуг по охране жилых помещений с подключением на пульты централизованного наблюдения составляют 100 % стоимости услуг охраны жилых помещений.

Проведенный анализ рынка услуг по охране жилых помещений на территории города Кызыла Республики Тыва показывает, что рассматриваемый рынок является высококонцентрированным.

ОВО МВД по РТ занимает доминирующее положение на рынке рассматриваемых услуг.

В связи с вышеизложенным, целесообразно рассмотреть вопрос о включении ОВО МВД по РТ в реестр с долей более 35% по услугам по охране квартир.

 

Старший специалист 2 разряда

отдела антимонопольного

контроля и рекламы                                                                               Е.С. Ванькова

 

Начальник отдела антимонопольного

контроля и рекламы                                                                               В.А. Сорвачева