Аналитический отчет состояния конкурентной среды на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению

I. Общие положения

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее Тывинское УФАС России) провело анализ состояния конкурентной среды на рынке  услуг по водоснабжению и водоотведению на территории города Кызыла во исполнение Плана работы по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы, утверждённого Приказом ФАС России от 07 февраля 2011 г. № 66 и во исполнение поручения ФАС России от 30.12.2010 г. № АК/47825 «О  методических рекомендациях по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению», а также на основании «Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», утвержденного приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. № 220 (далее Порядок).

Целью проведения настоящего анализа является оценка состояния конкурентной среды на рынке  услуг по водоснабжению и водоотведению на территории города Кызыла Республики Тыва.

При проведении данного аналитического отчета применялось антимонопольное законодательство и законодательство в сфере водоснабжения и водоотведения:

- Гражданский кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ);

- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции);

- Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006  № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее Постановление Правительства РФ № 307);

- Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 «Об утверждении правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» (далее Постановление Правительства РФ № 167).

 В соответствии с пунктом 1.5 Порядка использовалась информация, представленная:

- Службой по тарифам Республики Тыва;

- хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению на территории города Кызыла;

- данные, полученные Тывинским УФАС России при проведении внеплановых проверок на предмет соблюдения Федерального закона от 23.11.2009г № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» хозяйствующими субъектами рынка услуг по водоснабжению и водоотведению на территории города Кызыла.

II. Временной интервал исследования товарного рынка  услуг по водоснабжению и водоотведению

Согласно пункту 2.2. Порядка если  исследование ограничивается изучением характеристик рынка услуг по теплоснабжению, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на данном товарном рынке города Кызыла.

Согласно пункту 2.4 Порядка  все характеристики товарного рынка определяются  в пределах одного установленного временного интервала

Временным интервалом исследования розничного рынка услуг по водоснабжению и водоотведению на территории города Кызыла является 2009 - 2010 годы.

III. Продуктовые границы товарного рынкауслуг по водоснабжению и водоотведению

        Согласно пункта 3.1. Порядка  процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке включает предварительное определение товара, выявление  свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товарного рынка, определение взаимозаменяемых товаров.

 В соответствии с пунктом 3.4 Порядка согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее ОКВЭД) 029-2007, услуга водоснабжения относится к разделу Е «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды», подразделу ЕА «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды», классу 41 «Сбор, очистка и распределение воды»; услуга водоотведения относится к разделу О «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», подразделу ОА «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг»  классу 90 «Сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность», подклассу 90.01 «Сбор и обработка сточных вод».

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 167 под водоснабжением понимается технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.

Под питьевой водой понимается вода после подготовки или в естественном состоянии, отвечающая установленным санитарным нормам и требованиям и предназначенная для питьевых и бытовых нужд населения и (или) производства пищевой продукции.

 Процесс водоснабжения включает следующие стадии: забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.

Сточные воды согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 167 это воды, образующиеся в результате хозяйственной деятельности человека (бытовые сточные воды) и абонентов после использования воды из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения, пара от теплоснабжающих организаций).

Под водоотведением понимается технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.

Процесс водоотведения включает следующие стадии: сбор и транспортировку сточных вод на очистные сооружения.

Следовательно, водоснабжение и водоотведение представляют собой технологически не связанные процессы, осуществляемые с использованием различных инженерных систем, что позволяет отнести услуги по водоснабжению и водоотведению к разных товарным рынкам.

В соответствии пункта 3.7 Порядка  определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции  основывается на  фактической замене  товаров  приобретателем или готовности приобретателя заменить  один товар  другим  при потреблении, учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Товары не относятся к взаимозаменяемым, если для замены  товара другим  товаром в процессе потребления  требуется более 1 года  или в связи с заменой приобретатель товара несет значительные издержки (превышающие как правило 10 процентов от цены товара) и если при этом антимонопольный орган не располагает информацией о том, что такая замена имела или имеет место.

В силу специфики отрасли жилищно-коммунального хозяйства услуги водоснабжения и услуги водоотведения не имеют товаров – заменителей.

В связи с изложенным, в целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынка будет являться услуга водоснабжения и  услуга водоотведения.

IV. Географические границы товарного рынка услуг по водоснабжению и водоотведению

Согласно методическим рекомендациям ФАС России анализ проводится по каждому муниципальному образованию с населением более 100 тысяч жителей и административным центрам субъекта Российской Федерации.

Административным центром Республики Тыва является город Кызыл, население которого превышало 108 тысяч жителей в 2009-2010 гг.

Согласно пунктам 4.1, 4.2 Порядка  определение географических границ товарного рынка  проводится на основе информации о регионе Российской Федерации, структуре товаропотоков, условий обращения товара.

В Республике Тыва имеется 17 муниципальных образований и 2 города,  проживающее населения в муниципальных образования и городе Ак-Довурак не превышает 100 тысяч жителей.

В соответствии с пунктом 4.5 Порядка определение  географических границ  товарного рынка осуществлено  методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом  товарном рынке

( в предварительно определенных  географических границах).

Таким образом, в данном анализе будет рассмотрен рынок услуг по  водоснабжению и  услуг по водоотведению на территории города Кызыла в административных границах  населенного пункта.

V. Состав хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарном рынке  услуг  по водоснабжению и водоотведению

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка  состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включает хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах   рассматриваемый товар  в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по водоснабжению включаются организации, осуществляющие поставку воды.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по водоотведению включаются организации осуществляющие отведение сточных вод потребителей на очистные сооружения.

Согласно информации Службы по тарифам Республики Тыва на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению на территории города Кызыла осуществляют деятельность  только 2 хозяйствующих субъекта:

- Общество с ограниченной ответственностью «Водопроводно-канализационные системы» …;

Данное общество занимается водоснабжением и водоотведением на территории города Кызыла.

 - Муниципальное унитарное предприятие «Благоустройство» …

Данное предприятие занимается водоснабжением (от водокачек).

Указанные хозяйствующие субъекты  не принадлежат   к группе лиц в соответствии со статьей 9 Закона о защите конкуренции, действуют на рынке независимо.

Информация о данных хозяйствующих субъектах указана в таблицах №  1 и № 2.

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению

Согласно пункта 6.1 Порядка  и в соответствии с Методическими рекомендациями ФАС России расчет общего  объема  товарной массы  в обороте  за определенный период  времени в продуктовых и географических границах  рынка услуг по водоснабжению осуществлен  на основании объема  питьевой воды, реализованной конечным потребителям, выраженного в  метрах кубических  (м3).

Оценка объема рынка  услуг водоотведения осуществлен на основании объема сточных вод, отведенного на очистные сооружения, выраженного в кубических метрах (м3).

         Согласно пункта 6.2 Порядка объем рынка определяется как сумма  объемов реализованной конечным потребителям  хозяйствующими субъектами, осуществляющими  услуги по водоотведению и водоснабжению

Объем рынка водоснабжения определяется как сумма долей объемов  питьевой воды, реализованной конечным потребителям хозяйствующими субъектами, осуществляющими оказание услуг водоснабжения.

Объем рынка водоотведения определяется как сумма долей объемов  сточных вод, отведенных на очистные сооружения хозяйствующими субъектами, осуществляющими оказание услуг водоотведения.

В связи с тем, что ООО «Водопроводно-канализационные системы» занимается и водоснабжением и водоотведением, доли данного субъекта рассчитаны как по объемам реализованной питьевой воды, так по объемам сточных вод (таблицы № 3 и 4).

Объем питьевой воды, реализованной ООО «Водопроводно-канализационные системы» составил 9.677.924 кубометра, из него в 2009 г. – 4.838.057 м3, в 2010 г. – 4.839.867 м3.

Из объема питьевой воды, реализованного в 2009 г. населению организациям, оказывающим услуги по управлению МКД – 2.714.413 м3, прочим потребителям – 2.123.644 м3.

Из объема питьевой воды, реализованного в 2010 г. населению организациям, оказывающим услуги по управлению МКД – 2.827.506 м3, прочим потребителям – 2.012.361 м3.

МУП «Благоустройство» занимается  водоснабжением, поэтому доля данного субъекта рассчитана только на рынке услуг по водоснабжению (таблица  № 3).

Объем питьевой воды, реализованной МУП «Благоустройство» составил 38525,8 м3, из него в 2009 г. – 19310 м3, в 2010 г. – 19215,8 м3.

Согласно пункту 6.3 Порядка  доля хозяйствующего субъекта  на товарном рынке  рассчитывается как  выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой  данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый  товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка. Доля хозяйствующего субъекта рассчитывается применительно к временному интервалу, продуктовым границам и географическим границам рассматриваемого товарного рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

Доли хозяйствующих субъектов, осуществляющих оказание услуг по водоснабжению за два года 2009 – 2010 гг. составили:

ООО «Водопроводно-канализационные системы» - 99,6%,

МУП «Благоустройство» - 0,4%, в том числе :

2009 г. доли хозяйствующих субъектов составили:

ООО «Водопроводно-канализационные системы» - 99,6%,

МУП «Благоустройство» - 0,4%.

2010 г. доли хозяйствующих субъектов составили:

ООО «Водопроводно-канализационные системы» - 99,6%,

МУП «Благоустройство» - 0,4%.

Объем сточных вод, отведенных на очистные сооружения ООО «Водопроводно-канализационные системы» составил 1391237 м3, из него:

в 2009 г. – 7.073.634 м3 (4.311.440 м3 - население и организации, оказывающим услуги по управлению МКД; 2.762.194 м3 – прочие потребители),

в 2010 г. – 6838736 м3 (4.153.123 м3 - население и организации, оказывающим услуги по управлению МКД; 2.685.613 м3 – прочие потребители).

 Таким образом,  доля ООО «Водопроводно-канализационные системы» на рынке услуг по водоотведению составила 100% как в 2009 г., так и в 2010 г., т.е. остается  неизменной на протяжении двухлетнего периода.

VII.  Уровень концентрации рынка услуг по водоснабжению и водоотведению

В соответствии с пунктом 7.1 Порядка коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Коэффициент рыночной концентрации на рынках оказания услуг по водоснабжению и оказания услуг по водоотведению составил:

 

2009 г. - 2010 г. по объемам реализованной питьевой воды

2009 г. - 2010 г. - по объемам сточных вод, отведенных на очистные сооружения

100%

100%

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке

Индекс рыночной концентрации составил:

2009 г. - 2010 г. по объемам реализованной питьевой воды

2009 г. - 2010 г. - по объемам  сточных вод, отведенных на очистные сооружения

Аналогичные показатели уровня концентрации и при рассмотрении долей хозяйствующих субъектов отдельно по годам  за 2009 и  2010.

Из данных показателей следует, что коэффициент рыночной концентрации на рынке услуг по водоснабжению составил 100%, индекс концентрации является высоким.

На рынке услуг по водоотведению действует только ООО «Водопроводно-канализационные системы», поэтому при коэффициенте в 100%, индекс составил 10000.

VIII. Барьеры входа на товарный рынок услуг по водоснабжению и водоотведению

Согласно пункту 8.2 Порядка  к барьерам  входа  на товарный рынок относятся :

- экономические ограничения,

- административные ограничения,

-стратегия  поведения  действующих на товарном рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров входа на рынок,

- наличие  среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных субъектов, которое приводит к созданию барьеров входа на рынок,

- другие ограничения входа на товарный рынок.

Экономические ограничения заключаются:

- для содержания имеющихся коммуникаций требуются значительные  материальные затраты, профессиональный кадровый ресурс.  Вхождение на рынок услуг водоснабжения  для новых  хозяйствующих субъектов требует  значительных финансовых вливаний для приобретения и установки технологического оборудования, земельного участка, подготовку рабочего и инженерного персонала.

В городе Кызыле прокладка дополнительных сетей водоснабжения и водоотведения не целесообразна, ввиду значительных первоначальных капитальных вложений и длительных сроках окупаемости, небольшой территориальной  площади и низкого уровня строительства новых объектов.

Так же имеются административные ограничения, которые связанные с согласованием условий строительства с соответствующими органами.

 Частично к административным барьерам можно отнести пользование  имуществом (насосные станции, котельные, водоколонки, водопроводные и канализационные сети и прочее), переданным ООО «Водопроводно-канализационные системы» по договору аренды от 27 октября 2009 г. Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва.

Тывинским УФАС России  в 2009 г. было принято решение об удовлетворении ходатайства Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва о даче разрешения на оказание государственной  преференции ООО «Водопроводно-канализационные системы» в виде передачи в аренду технологического оборудования и имущественного комплекса на определенный период.

Таким образом, для формирования конкурентных отношений на рынке по предоставлению услуг водоснабжения и услуг водоотведения, на котором осуществляет деятельность ООО «Водопроводно-канализационные системы», существуют барьеры: экономические - создание объектов водоснабжения и водоотведения требует получения и реализацией технических условий, что, в свою очередь, требует привлечения инвестиционного капитала и определенных временных затрат, связанных с реализацией технических условий и вводом объектов водоснабжения и водоотведения в эксплуатацию, выполнением экологических норм; административные – связанные с согласованием условий строительства с соответствующими органами.

Появление на данном товарном рынке новых организаций по водоснабжению и водоотведению потребует привлечение значительных капиталовложений, осуществление комплекса мероприятий по соблюдению экологических норм, а так же преодоление организационно-административных барьеров.

IX. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по водоснабжению и водоотведению

Рассматриваемый рынок можно оценить как высококонцентрированный. На территории города Кызыла Республики Тыва, услугу по водоснабжению оказывают две организации, услугу по водоотведению только ООО «Водопроводно-канализационные системы».

Существуют факторы, ограничивающие конкуренцию, к ним относится экономические и административные барьеры входа на данный рынок.

Фактически всю долю рынка контролирует ООО «Водопроводно-канализационные системы».

В ближайшее время изменений  конкурентной среды на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению не  усматривается.

Следует отметить, что рынок по предоставлению услуг по водоснабжению и водоотведению в географических границах города Кызыла относится к высококонцентрированным рынкам с неразвитой конкуренцией

X. Выводы и предложения по внесению изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов

 ООО «Водопроводно-канализационные системы» включено приказом Красноярского УФАС России № 225 от 23.07.2007 г. в Региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов с «Наименованием товара, работ, услуг» услуга водоснабжения и услуга водоотведения.

Приложения:

Таблица 1. Сведения о составе хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по водоснабжению.

Таблица 2. Сведения о составе хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по водоотведению.

Таблица 3. Определение долей хозяйствующих субъектов на рынке услуг по водоснабжению.

Таблица 4. Определение долей хозяйствующих субъектов на рынке услуг по водоотведению

Ведущий специалист-эксперт

отдела антимонопольного контроля

и рекламы Тывинского УФАС России                                  А.И. Сватиков