Анализ рынка производства тувинских национальных молочных изделий

«УТВЕРЖДАЮ»:

Руководитель

Тывинского УФАС России

 

 ____________ О.М. Долгих

 

«27»сентября 2010 г.

 

 

 

Аналитический отчет

 по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке производства тувинских национальных молочных изделий.

 

1. Общие положения

 

В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) в ходе рассмотрения заявления от Департамента земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла о предоставлении муниципальной преференции проводился анализ  оценки состояния конкурентной среды на рынке производства тувинских национальных молочных изделий (далее – рынок).

Данный Аналитический отчет выполнен в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 г. №220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок проведения анализа). Структура Аналитического отчета соответствует этапам проведенного анализа, этапы проведения анализа определены пунктом 1.3 Порядка проведения анализа № 220.

В качестве источников исходной информации использовались документы и информация, представленные Министерством сельского хозяйства и продовольствия по Республике Тыва  (далее — Минсельхоз) – письмо от 01.09.2010 г. № 2096,Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва (далее – Тывастат) – письмо от 31.08.2010 г. № 1184 и  информация, представленная хозяйствующими субъектами.

 

2. Определение временного интервала исследования товарного рынка

Согласно пункту 2.1 Порядка проведения анализа №220 временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

В соответствии  с частью 3 п. 3.9 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, утвержденного Приказом ФАС России от 16.12.2009 № 841 прилагаются следующие документы:

наименование видов товаров, объем товаров, произведенных и (или) реализованных хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, в течение 2-х лет, предшествующих дате подачи заявления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем 2 года, с указанием кодов видов продукции.

На основании вышеизложенного и в соответствии с п 2.2 Порядка проведения анализа № 220 необходимо проведение ретроспективного анализа состояния конкуренции на  рынке тувинских национальных молочных изделий  за 2008-2009 года с целью определения структуры рынка.

 

3. Определение продуктовых границ товарного рынка

 

Согласно п.3.1 Порядка проведения анализа № 220 процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке, включает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

В соответствии с п.п «г» п. 3.4 Порядка проведения анализа № 220 предварительное определение товара произведено на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

К тувинским национальным молочным изделиям, относятся, в частности:

Ааржы, божа, быштак, катык, каймак, кумыс, курут, сарыг-суг, сузьма, тарак, тыва ореме.

Данные виды национальных молочных изделий в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1, утвержден Постановлением Госстандарта РФ 06.11.2001 № 454-ст) (далее - ОКВЭД) могут быть отнесены к деятельности по переработке молока и производству сыра, код деятельности – 15.51 – переработка молока и производство сыра.

 Для целей проведения анализа рынка производства тувинских национальных молочных изделий  используются следующие основные понятия, установленные статьей 4 Федерального закона от 12.06.2008 г. №88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»:

1) молоко - продукт нормальной физиологической секреции молочных желез сельскохозяйственных животных, полученный от одного или нескольких животных в период лактации при одном и более доении, без каких-либо добавлений к этому продукту или извлечений каких-либо веществ из него;

2) молочная продукция - продукты переработки молока, включающие в себя молочный продукт, молочный составной продукт, молокосодержащий продукт, побочный продукт переработки молока;

3) молочный продукт - пищевой продукт, который произведен из молока и (или) его составных частей без использования немолочных жира и белка и в составе которого могут содержаться функционально необходимые для переработки молока компоненты;

4) цельное молоко - молоко, составные части которого не подвергались воздействию посредством их регулирования;

5) молочный напиток - молочный продукт, произведенный из концентрированного или сгущенного молока либо сухого цельного молока или сухого обезжиренного молока и воды;

6) кисломолочный продукт - молочный продукт или молочный составной продукт, произведенные путем применения приводящего к снижению показателя активной кислотности (pH) и коагуляции белка сквашивания молока, и (или) молочных продуктов, и (или) их смесей с использованием заквасочных микроорганизмов, с добавлением не в целях замены составных частей молока немолочных компонентов (до или после сквашивания) или без добавления таких компонентов и содержащие живые заквасочные микроорганизмы.

     Для проведения настоящего анализа исследовалась взаимозаменяемость товаров. В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определение взаимозаменяемости товаров основывается на фактической замене товаров покупателем или готовности покупателя заменить одни товары другими в процессе потребления, учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Некоторые из тувинских национальных молочных изделий косвенно могут быть заменены следующими товарами:

Быштак – молочным сыром,

Божа – молоком,

Хойтпак, сарыг-суг – кефиром,

Тыва ореме – сметаной.

Но полной взаимозаменяемости товаров установить не возможно, в связи с тем, что тувинские национальные молочные изделия производятся по национальным традиционным рецептам, которые не имеют зарегистрированных технических условий (ТУ) и требований к функционально необходимым компонентам, используемым при производстве продуктов переработки молока.

Молочные изделия, поставляемые сельхозтоваропроизводителями  перерабатывающим организациям в соответствии с заключенными договорами, по качеству, пищевой ценности, составу, свойствам должно соответствовать требованиям ГОСТа Р 52054-2003 «Молоко натуральное коровье – сырье», СанПиН 2.3.2.1078-01. Каждый из видов кисломолочных продуктов молочнокислого и смешанного брожения соответствует определенному требованию  ГОСТа.  

Качество молочных изделий определяется и должно соответствовать органолептическим (консистенция, вкус и запах, цвет), физико-химическим показателям (кислотность, группа чистоты, плотность, температура замерзания, бактериальная обсеменённость, содержание соматических клеток), установленным действующими стандартами и техническими условиями.

 

4. Определение географических границ товарного рынка

 

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно пункту 4.1 Порядка проведения анализа №220 процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем;

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительное определение географических границ товарного рынка, в соответствии с пунктом 4.5 Порядка проведения анализа №220 осуществляется на основе следующих методов:

- метод «тест гипотетического монополиста»;

- метод установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах);

- сочетание указанных методов либо иным методом, который позволит выявить продавцов товара (исходя из предварительно определенных продавцов), однозначно установить географическое расположение районов продаж, в которых продавцы конкурируют друг с другом при осуществлении продаж товара предварительно определенным приобретателям.

Для проведения данного анализа использовался метод установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах)

Учитывая то, что по представленной информации хозяйствующими субъектами, производство тувинской национальной молочной продукции осуществляется на территории г. Кызыла и одном из муниципальных образований Республики Тыва (Сут-Хольский кожуун, с. Суг-Аксы) следует, что,  предварительно, географическими границами товарного рынка можно определить географические границы Республики Тыва.

 

5.Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

         В соответствии с п. 5.1 Порядка проведения анализа № 220 в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар  в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Перечень хозяйствующих субъектов, занимающихся производством кисло-молочной продукции, а также основные характеристики товара были выявлены на основании данных, полученных от Тывастат и Минсельхоз, общее их количество – 19. Данный анализ будет проводиться по материалам, представленным Министерством сельского хозяйства, так как информация, представленная Тывастат включает перечень объектов только по производству кисло-молочной продукции (ОКВЭД – 15.51.13), без ссылки на производство тувинских национальных молочных изделий. С учетом того, что Тывинским УФАС России рассматривается заявление от Департамента земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла о предоставлении муниципальной преференции хозяйствующему субъекту, производящему тувинские национальные молочные изделия, было выделено два хозяйствующих субъекта, занимающихся данным видом деятельности на территории Республики Тыва (письмо Минсельхоз от 01.09.2010 г.):

 

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Адрес местонахождения

1.

Государственное унитарное предприятие «Тывамолоко» РТ

667009, г. Кызыл, ул. Заводская, 36

2.

Индивидуальный предприниматель Монгуш М.С.

Сут-Хольсктй кожуун, с. Суг-Аксы, ул. Новая, 9-1

 

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка проведения анализа № 220 в состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, могут быть также включены физические и юридические лица, которые в течение краткосрочного периода (не более года) могут при обычных условиях оборота и без дополнительных издержек (издержки окупаются в течение года при уровне цен, отличающемся не более чем на 10% от сложившейся средневзвешенной рыночной цены) войти на данный товарный рынок.

 

6.  Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов, определение уровня концентрации товарного рынка.

 

В соответствии с пунктом 6.1 Порядка проведения анализа № 220 расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании одного из следующих показателей:

- объем продаж;

- объем поставок (отгрузок);

- объем выручки;

- объем перевозок;

- объем производства;

- объем производственных мощностей;

- объем запасов ресурсов;

- объем товара в соответствии с заключенными договорами.

Согласно пункту 6.1 Порядка проведения анализа № 220 основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке.

Учитывая особенности данного товарного рынка, расчет общего объема товарной массы, долей хозяйствующих субъектов и определение уровня концентрации произвести не возможно, так как тувинскую национальную молочную продукцию по технике производства и характеристики товаров нельзя выделить в одну товарную группу.

        

Сведения об объемах и количестве произведенной тувинской национальной молочной продукции

 

Наименование хозяйствующего субъекта

Количество произведенной продукции и объем товарооборта

 

Наименование товара

2008 год

2009 год

кг., л.

тыс.руб.

кг., л.

тыс.руб.

1. Государственное унитарное предприятие «Тывамолоко» РТ

-

-

500 кг.

150

Чокпек

-

-

400 кг.

60

Быштак

-

-

700 л.

7

Божа

-

-

500 кг.

45

Курут

-

-

500 л.

2,5

Сарыг-суг

-

-

150

16,5

Тыва ореме

 

2. Индивидуальный предприниматель Монгуш М.С.

 

1730

 

60795

 

1925

 

103680

 

Хойтпак

 

1.Божа – разновидность сушенного творога;

2.Быштак – прессованный сыр из цельного молока;

3.Курут – сухой творог (творожные шарики);

4.Сарыг-суг – тувинская молочная сыворотка:

5.Тыва ореме – тувинская традиционная сметана;

6.Хойтпак – вид заквашенного молока (закваска);

7.Чокпек - лакомство из гущи, оставшееся после топления сметаны.

Покупателями тувинских национальных молочных изделий на территории республики является городское и сельское население.      

 

7. Оценка состояния конкурентной среды на рынке производства тувинских национальных изделий.

 

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в Республике Тыва рынок производства тувинских национальных молочных изделий – рынок низкой концентрации с неразвитой конкуренцией.

 

8. Определение барьеров входа на товарный рынок.

Согласно п. 8.1 Порядка проведения анализа № 220 процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке, включает:

- выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

В соответствии с п. 8.2 Порядка проведения анализа № 220 к барьерам входа на товарный рынок относятся:

- экономические ограничения;

- административные ограничения, вводимые органами государственной власти  местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных рынков (не противоречащие антимонопольному законодательству);

- стратегия проведения действующих на рынке хозяйствующих, направленная создание барьеров входа на рынок;

- наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, которое приводит к созданию барьеров входа на рынок;

- другие ограничения входа на товарный рынок.

  • экономические:

- отсутствие оборудования для переработки молока, производственных помещений; 

- необходимость осуществления первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

  • отсутствие оборотных средств;

 

2) административные:

-  отсутствие государственного регулирования цен, торговых надбавок;

-  отсутствие административных ограничений на ввоз молочной продукции не соответствующей требования ФЗ№ 88 от 12.06.2008 г.;

           3) ограничения по спросу:

- низкая платежеспособность покупателей;

           - насыщенность рынка молочной продукцией.

По данным хозяйствующих субъектов  можно выделить ряд барьеров, препятствующих производству тувинских национальных молочных изделий:

- отсутствие помещений соответствующих санитарным правилам и нормам, технологического оборудования специального назначения;

- сертификация (из-за отсутствия общегосударственных стандартов на некоторые виды продукции с традиционным национальным тувинским уклоном в России);

- необходимость осуществления первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- отсутствие оборотных средств;

-  отсутствие государственного регулирования цен, торговых надбавок;

- ограничения по спросу (низкая платежеспособность покупателей).

Вывод: По результатам проведения анализа  оценки состояния конкурентной среды на рынке производства тувинских национальных молочных изделий Тывинским УФАС России целесообразно рассмотреть вопрос  о предоставлении муниципальной преференции, обратившемуся с заявлением хозяйствующему субъекту. Для массового производства тувинских национальных молочных продуктов промышленными методами необходимы определенные технические условия, помещения, соответствующие санитарным правилам и нормам. На территории Республики Тыва массовых производителей данного вида продукции нет, но в то же время имеется на нее спрос граждан, в результате чего тувинские национальные молочные изделия изготавливаются по тувинским национальным традиционным способам, которые идут только на личное потребление населения без последующей продажи.

 

 

 

 

Старший специалист 2 разряда

отдела антимонопольного

контроля и рекламы                                                                          С.М. Губарева