Анализ рынка услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов на территории г. Кызыла Республики Тыва за 2009 г.

«УТВЕРЖДАЮ»:

Руководитель

Тывинского  УФАС России

 

 ____________ О.М.Долгих

 

«22» июля 2010 г.

 

 

Аналитический отчет

 по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов на территории г. Кызыла Республики Тыва по состоянию 2009г.

 

1.     Общие положения

Исследование рынка оказания услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов проводилось в соответствии с «Порядком  проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках», утвержденным приказом ФАС России от 25.04.06 №108.

При сборе данных для анализа рынка использовались следующие источники информации:

– данные Мэрии г. Кызыла при определении участников рынка по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов (далее -  ТБО);

– данные, полученные на основе запроса управления от хозяйствующих субъектов, занимающихся вывозом и захоронением ТБО на территории г. Кызыла;

– данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва при определении участников рынка по вывозу и захоронению ТБО.

 

1. Временной интервал исследования товарного рынка

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Для данной цели исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, проведение ретроспективного анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке Таким образом, временной интервал исследования рынка вывоза и захоронения ТБО составляет 2009 год.

 

2. Продуктовые границы товарного рынка

Продуктовые границы товарного рынка по вывозу и захоронению ТБО определены исходя из функционального назначения услуг, а также возможности его взаимозаменяемости.

В «Правилах предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.10.1997 №1303, от 15.09.2000 № 694, от 01.02.2005 №49) под термином «твердые бытовые отходы» (далее – ТБО) понимают отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товара, уборка и текущий ремонт жилых помещений и другие).

Деятельность по удалению и обработке твердых бытовых  отходов в действующем Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОК 029-2001) (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 №454-ст) находится в разделе «О предоставлении прочих бытовых, социальных и персональных услуг», имеет код 90.00.2. В эту группировку включены следующие виды деятельности:

1. сбор мусора, хлама, отбросов и отходов;

2. сбор и удаление строительного мусора;

3. уничтожение отходов методом сжигания или другими способами: измельчение отходов, свалка на земле или в воде, захоронение или запахивание отходов;

4. обработка или уничтожение отходов, включая очистку загрязненной почвы.

В различных актах и классификаторах применяются разные понятия, определяющие одни и те же виды работ (услуг), связанные с санитарной очисткой городов, которые можно обобщить следующим образом и которые формируют самостоятельные рынки:

·  услуги по вывозу (транспортировке) ТБО;

·  услуги по переработке и захоронению ТБО (что включает также использование, обезвреживание, размещение, хранение, уничтожение, измельчение, свалку, утилизацию и др.).

Вывоз отходов осуществляется автотранспортными предприятиями, имеющими соответствующий специализированный подвижной состав, дальнейшая переработка и захоронение отходов производится в местах размещения отходов, в том числе на мусороперерабатывающих заводах. При этом данные работы находятся в единой, взаимосвязанной, технологической зависимости и представляют собой неразрывную технологическую цепочку – форма контейнеров и площадок для сбора отходов зависит от конструкции машин для их транспортировки, технологии сбора (смешанный, раздельный и т.п.) и транспортировки.

Поскольку на территории Республики Тыва не применяется система раздельного сбора мусора, а также в связи с отсутствием мусороперерабатывающих заводов, услуги по переработке и захоронению отходов можно рассматривать как услуги-заменители.

           

3. Географические границы товарного рынка

При определении географических границ оказания услуг по вывозу и захоронению ТБО в качестве основы приняты географические границы г. Кызыла.

При определении географических границ рынка с точки зрения экономической возможности покупателя следует учитывать дальность нахождения места переработки и захоронения ТБО, что влияет на стоимость услуги. Также следует учесть, что крупным заказчиком является городское жилищно-коммунальное хозяйство.

Учитывая указанную специфику, географические границы рынка услуг по вывозу, переработке и захоронению ТБО следует считать местными (локальными). Таким образом, при определении географических границ оказания услуг по вывозу и захоронению ТБО в качестве основы приняты административные границы  городского округа  г. Кызыла.

 

4. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 ТБО являются отходами сферы потребления, образующимися в основном в результате жизнедеятельности населения. Они состоят из материалов, не пригодных для дальнейшего использования в быту. Эти отходы образуются и накапливаются в жилых домах, учреждениях, предприятиях общественного назначения.

Реализацией услуг на данном рынке могут заниматься  хозяйствующие субъекты любой организационно-правовой формы, осуществляющие деятельность по вывозу (транспортировке),  захоронению ТБО.

При определении  состава хозяйствующих субъектов следует использовать основные понятия:

потребители  – население, промышленные предприятия, организации, в процессе жизнедеятельности которых образуются различные ТБО. Юридические и физические лица, пользующиеся услугами по вывозу и захоронению ТБО;

организации – хозяйствующие субъекты, оказывающие  услуги по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов.

По предоставленным данным Мэрии г. Кызыла, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва, ООО УК «Жилсервис», ООО «ЖЭУ-1», ООО «ЖЭУ-2», ООО «ЖЭУ-3», ООО «ЖЭУ-4», ООО «Восток», УК «Лотос» и МУП «Благоустройство» на территории г. Кызыла осуществляет деятельность по вывозу, переработке и захоронению ТБО одно муниципальное унитарное предприятие -  МУП г. Кызыла «Благоустройство», юридический адрес местонахождения: 667005, г.Кызыл, ул. Кочетова, 165, ИНН/ОГРН 1651701001526/170101001

 

5. Анализ цен на вывоз и захоронение ТБО

 Создание нормальных условий жизни людей в городе – первоочередная задача коммунальных служб, занятых санитарной очисткой города. В этой связи возрастает актуальность экономически обоснованных тарифов на услуги по сбору, транспортировке, утилизации и захоронению ТБО как основы планирования и прогнозирования уровня жилищно-коммунального обслуживания.

Эксплуатацией  полигона  твердых бытовых отходов г. Кызыла занимается МУП «Благоустройство».

В соответствии  с Решением Хурала Представителей г. Кызыла  от 11.11.2008г.  № 49  «Об утверждении тарифов на утилизацию  1 куб.м. твердых бытовых отходов  в городе Кызыле  на 2009г.»  тариф на утилизацию 1 куб. м твердых и жидких бытовых отходов в городе Кызыле составлял  16 рублей 07 коп. с НДС.

Согласно Решению Хурала Представителей г. Кызыла  от 24.11.2009г.  № 156  «Об утверждении тарифов на утилизацию  1 куб.м. твердых бытовых отходов  в городе Кызыле  на 2010г.» тариф на 2010г. установлен в размере 17,68 рублей (с НДС), по сравнению с тарифом,  действовавшим  в 2009г. тариф на утилизацию 1 куб. м твердых и жидких бытовых отходов в городе Кызыле на 2009г. увеличился на 9,1 %.

 

6. Барьеры входа на рынок

 Рынки вывоза и захоронения ТБО характеризуются наличием различных барьеров входа на рынок.

Качественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка, являются:

– наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости;

– открытость товарного рынка для межрегиональной и международной торговли.

При анализе основными барьерами входа новых хозяйствующих субъектов на рынок по вывозу, переработке и захоронению ТБО служат:

– административные ограничения;

– экономические и организационные ограничения.

Административные ограничения: в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» предъявлены требования к хозяйствующим субъектам по обращению с отходами, а именно: требования к обращению с опасными отходами; требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами; требования к транспортированию опасных отходов. В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по обращению с опасными отходами. В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» под понятием «обращение с отходами» понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В зависимости от степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека отходы подразделяются на 5 классов опасности, в соответствии с Критериями, утвержденными приказом Минприроды РФ от 15.06.2001 №511. ТБО, являющиеся предметом настоящего анализа, относятся к отходам III-IV класса опасности. В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2002 № 340, обращение с ТБО III-IV класса опасности требует получения лицензии. Обязательному лицензированию подлежит деятельность по утилизации, складированию, перемещению, размещению, захоронению, уничтожению промышленных и иных отходов.

Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Примером административных барьеров может также служить процедура получения земельного участка для организации полигона, поскольку количество таких земельных участков ограничено как в силу ограниченности территорий, а также исходя из требований экологической, санитарной безопасности.

Экономическим барьером является значительный размер первоначального капитала для создания предприятия, предоставляющего услуги по вывозу, переработке и захоронению ТБО, большие сроки окупаемости капитальных вложений для покупки специального оборудования, позволяющего осуществлять выгрузку отходов из контейнеров и его транспортировку к местам размещения и утилизации.

С учетом требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам, осуществляющим услуги по вывозу, переработке и захоронению ТБО, круг участников данного процесса ограничен.

   Учитывая специфику экономической нецелесообразности транспортировки ТБО для захоронения или переработки на дальние расстояния, рынок услуг по вывозу, переработке и захоронению ТБО является закрытым для международной и межрегиональной торговли. Экспорт-импорт услуг по вывозу, переработке и захоронению отсутствует.  

 

7. Расчет объемов товарного рынка,

 доли хозяйствующего субъекта на рынке  и определение уровня концентрации товарного рынка

По предоставленным данным хозяйствующих субъектов, с кодами ОКВЭД – 90.00.2 на территории г. Кызыла, а именно:  ООО УК «Жилсервис», ООО «ЖЭУ-1», ООО «ЖЭУ-2», ООО «ЖЭУ-3», ООО «ЖЭУ-4», ООО «Восток», УК «Лотос» и МУП «Благоустройство» установлено следующее.

Единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по сбору и вывозу ТБО в городе Кызыле  является  МУП «Благоустройство».

ООО УК «Жилсервис» заключен договор подряда с МУП «Благоустройство» по вывозу и утилизации ТБО из контейнеров. Общества с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-1» , «ЖЭУ-2» , «ЖЭУ-3», «ЖЭУ-4»   являются подрядчиками ООО УК “Жилсервис», в связи с отсутствием  на балансе предприятий  специального транспорта  по сбору и вывозу ТБО  не оказывают услуги по  сбору, вывозу и утилизации ТБО.

ООО «Восток», УК «Лотос» не оказывают услуги по сбору, вывозу и захоронению ТБО.

Услуги по утилизации так же оказывает только МУП «Благоустройство».

Следовательно, 100% долю на рынке сбора,  вывоза и  захоронения  ТБО занимает МУП «Благоустройство». Таким образом, рынок по сбору, вывозу и захоронению ТБО высококонцентрированный.

 

8 Оценка состояния конкурентной среды  на товарном рынке

Рынок услуг по вывозу, сбору и захоронению ТБО на территории г. Кызыла относится к рынку  с неразвитой конкуренцией. Основными  факторами, влияющими на  отсутствие конкуренции на исследуемом рынке, является отсутствие  у хозяйствующих субъектов, имеющих ОКВЭД – 90.00.2 специального транспорта по сбору, вывозу и захоронению ТБО и полигона ТБО.

На исследованном рынке доминирующее положение в соответствии с п. 1 ст. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135- ФЗ «О защите конкуренции»  занимает МУП «Благоустройство» с долей более 50%.

 

  

 

Анализ подготовил:

специалист – эксперт

отдела антимонопольного контроля и рекламы                            Оюн А.М.

 

 

Согласовано:

заместитель  руководителя

управления- начальник

отдела антимонопольного контроля и рекламы                            Н.С.Ооржак