Анализ рынка предоставления штукатурных работ на территории Республики Тыва

«УТВЕРЖДАЮ»:

Руководитель

Тывинского УФАС России

 

 ____________ О.М. Долгих

 

«16»декабря 2010 г.

 

Аналитический отчет

по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке предоставления штукатурных работ на территории Республики Тыва.

 

1. Общие положения

 

В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) в ходе рассмотрения заявления от Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва о предоставлении государственной преференции Обществу с ограниченной ответственностью «Строительное управление № 48» (далее ООО «СУ-48»), в виде передачи в аренду государственного имущества без проведения публичных процедур, проведен анализ  оценки состояния конкурентной среды на рынке предоставления штукатурных работ на территории Республики Тыва (далее – рынок).

Данный Аналитический отчет выполнен в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 г. №220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок проведения анализа). Структура Аналитического отчета соответствует этапам проведенного анализа, этапы проведения анализа определены пунктом 1.3 Порядка проведения анализа.

Также, анализ товарного рынка проведен в соответствии со следующими нормативными документами:

1.Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2.Приказ ФАС России от 28.04.2010 г. №220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке»;

3.Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ);

4.Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ";

5.Закон РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР";

6.Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".

В соответствии с п. 1.5 раздела 1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке в качестве источников исходной информации использовались документы и информация, представленные Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва (далее – Тывастат) – письмо от 17.11.2010 г. № 1509, Министерством строительства, жилищного и коммунального хозяйства Республики Тыва (далее – Минстрой РТ) – письмо от 14.12.2010 г. № ВС-8/12-2611 и  информация, представленная хозяйствующими субъектами.

 

2. Определение временного интервала исследования товарного рынка

 

Согласно п. 2.1 Порядка проведения анализа временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

В соответствии  с частью 3 п. 3.9 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, утвержденного Приказом ФАС России от 16.12.2009 № 841, наименование видов товаров, объем товаров, произведенных и (или) реализованных хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, за 2 года, предшествующих дате подачи заявления, с указанием кодов видов продукции.

Для целей данного исследования с учетом требований п 2.2 Порядка проведения анализа необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, т.е. проведение ретроспективного анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке. Следовательно, за временной интервал исследования рынка следует принять 2008-2009 года.

В данном случае сезонность поставок товара, стабильность поставок товара, возможность продавцов изменить время продажи, сроки хранения товара, периоды максимального и минимального спроса, сроки договоров, время появления товара на рынке, степень новизны товара не влияют на временной интервал, так как в вышеуказанном приказе установлен срок не менее двух лет.

В соответствии с п. 2.4. Порядка проведения анализа все характеристики товарного рынка определяются в пределах одного установленного временного интервала. За временной интервал исследования рынка следует принять 2008-2009 годы.

 

 

 

 

3. Определение продуктовых границ товарного рынка

 

Согласно п. 3.1 Порядка проведения анализа процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке, включает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

В соответствии с п. 3.2 Порядка проведения анализа, анализ проводится применительно к покупателю продукции, соответственно определяющим в вопросе взаимозаменяемости продукции выступает мнение ее продавца. Специалисты, занимающиеся предоставлением штукатурных работ, утверждают, что данную услугу невозможно заменить на другую услугу. Штукатурные работы невозможно заменить какой-либо равнозначной услугой.

В связи с тем, что мнение покупателей не учитывалось, мы не будем рассматривать п. 3.3 Порядка проведения анализа.

Согласно п. 3.4 Порядка проведения анализа основным видом деятельности ООО «СУ-48», согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, является производство штукатурных работ (ОКВЭД 45.41).

Эта группировка включает: производство внешних и внутренних штукатурных работ в зданиях и других строительных объектах, включая установку штукатурных сеток- устройство сухой штукатурки с применением гипсовых и других облицовочных листов.

Дополнительными видами деятельности: Производство столярных и плотнических работ (ОКВЭД 45.42), Устройство покрытий полов и облицовки стен (ОКВЭД 45.43), Производство малярных и стекольных работ (ОКВЭД 45.44).

Для целей проведения анализа рынка предоставления штукатурных работ на территории Республики Тыва  используются следующие основные понятия:

Штукатурные работы - отделка поверхностей конструктивных элементов и частей зданий или сооружений (наружных и внутренних стен, потолков, перегородок и т.п.) строительным (штукатурным) раствором. Штукатурные работы, связанные с устройством монолитной (мокрой) штукатурки, отличаются большой трудоёмкостью и поэтому в современном индустриальном строительстве в значительной степени заменяются облицовкой поверхностей крупноразмерными листами сухой штукатурки и другими эффективными отделочными материалами заводского производства.

Таким образом, на этапе предварительного определения товара в данной работе использовался ОКВЭД ОК 029-2001.

Согласно Порядка проведения анализа при выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализируются: функциональное назначение, в том числе цель приобретения товара, качественные и технические характеристики, иные характеристики товара.

Целями штукатурной отделки поверхностей являются:
• защита поверхностей от неблагоприятных влияний окружающей среды,
• минимизация потерь тепла из внутренних помещений,
• повышение защиты от воздействия огня,
• уменьшение звукопроницаемости,
• эстетичное оформление внешнего вида, путём выравнивания поверхностей, придания определённой фактуры и добавления декоративных элементов.

Функциональное назначение: штукатурка помогает устранить неровности кладки и швов перегородок, что важно для проведения последующих отделочных работ – покраски, оклеивания обоями или облицовкой керамической плиткой.

Принята следующая классификация штукатурных работ:
По назначению:
обычные – выравнивание поверхностей и их подготовка к дальнейшей отделке,
декоративные – придание поверхностям декоративных свойств и эстетической выразительности,
специальные – обеспечение теплозащитности, гидроизоляции, звукопоглощения и т.п.
По сложности и качеству:
простые – оштукатуривание временных, подсобных и других нежилых помещениях,
улучшенные – оштукатуривание жилых и общественных помещений,

высококачественные – для жилых и общественных помещений 1-го класса.
По способу нанесения: мокрые и сухие способы штукатурки.

Согласно п. 3.6 Порядка проведения анализа, товаров потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара не установлено

Согласно п. 3.7 Порядка проведения анализа, а также в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции определение взаимозаменяемости товаров основывается на фактической замене товаров покупателем или готовности покупателя заменить одни товары другими в процессе потребления, учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры. Так как, покупатель услуги по предоставлению штукатурных работ фактически не заменяет и не готов заменить эту услугу на другие услуги в процессе потребления, следовательно, взаимозаменяемых товаров для услуги предоставление штукатурных работ внутри населенного пункта нет.

В следствие того, что товар (услуга) не взаимозаменяем п. 3.8-3.10 Порядка проведения анализа не рассматриваем.

Таким образом, на этапе окончательного определения продуктовых границ исследуемого товарного рынка подтверждаются продуктовые границы рынка, определенные на предварительном этапе.

Следовательно продуктовыми границами исследуемого рынка следует признать производство штукатурных работ.

 

4. Определение географических границ товарного рынка

 

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно п. 4.1 Порядка проведения анализа процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем;

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительное определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации: о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля. Хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля- ООО «СУ-48», который осуществляет деятельность по ремонту зданий, сооружений, в том числе по предоставлению штукатурных услуг на территории Республики Тыва.

На этапе выявления условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), учитываются:

- требования к условиям транспортировки товара (штукатурные работы);

- организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями;

- возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару;

- наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения рассматриваемого товара (приобретателя рассматриваемого товара);

- расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы;

- особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка (в том числе природно-климатические и социально-экономические особенности, наличие зон регулируемого или частично регулируемого ценообразования);

- региональные особенности спроса на рассматриваемый товар (включая потребительские предпочтения);

- условия, правила и обычаи делового оборота.

         Так как, под штукатурными работами понимается нанесение отделочного слоя, образованного строительным раствором или специальным материалом на поверхность различных частей помещения, то возможности физического перемещения товара к покупателю нет, следовательно, транспортировка товара, транспортные схемы приобретения товара, возможности перемещения товара к покупателю или покупателя к товару, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения рассматриваемого товара не влияют на возможности приобретения товара.

         С территорией Республики Тыва нет другой транспортной связи кроме автомобильной и авиационной. Расстояние до столицы ближайшего региона около 400 км. Учитывая то, что транспортные расходы (при транспортировке автомобильным транспортом  невыгодным становится перемещение товара на расстояния более 60 километров) составляют значительную долю от стоимости приобретаемого товара, а в некоторых случаях превышают его стоимость, очень мало организаций за пределами Республики Тыва изъявляют желание проводить данные работы на территории Республики Тыва. Хотя такие случаи возможны.

Для проведения данного анализа, в соответствии с п. 4.5 Порядка проведения анализа, использовался метод установления фактических районов продаж (местоположение приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке.

По представленной информации хозяйствующими субъектами и Министерством строительства РТ, предоставление строительных услуг, в том числе предоставление штукатурных работ, приобретателям на территории Республики Тыва осуществляется организациями и предпринимателями, находящимися на данной территории.

В данном анализе «тест гипотетического монополиста» не использовался, поэтому п. 4.6 Порядка проведения анализа опускаем.

В связи с тем, что данная сфера не субъект естественных монополий, п. 4.7 Порядка проведения анализа также не рассматриваем.

 

5.Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

В соответствии с п. 5.1 Порядка проведения анализа в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар  в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Перечень хозяйствующих субъектов, занимающихся предоставлением штукатурных работ как основным либо дополнительным видом деятельности, были выявлены на основании данных, полученных от Тывастат, Министерства строительства РТ, из ЕГРИП и ЕГРЮЛ Республики Тыва, общее их количество – 17. Было установлено, что строительные организации в Республике Тыва осуществляют свою деятельность по строительству и капитальному ремонту объектов социальной, инженерной инфраструктуры, жилья в основном в рамках реализации федеральных, республиканских и ведомственных программ. В связи с этим им приходится постоянно конкурировать за право получения подряда на строительно-монтажные работы.

Также в состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, могут быть также включены физические и юридические лица.

В соответствии с п. 5.2 Порядка проведения анализа количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, так как количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

Согласно п. 5.3 Порядка проведения анализа на основании информации, полученной при определении временного интервала исследования, при определении продуктовых границ товарного рынка и при определении географических границ товарного рынка, определяются хозяйствующие субъекты, действующие на рассматриваемом рынке, для которых устанавливаются позволяющие их идентифицировать данные:

         Такими хозяйствующими субъектами являются:

- ООО «СУ-48»

- ООО «Отделстрой», Кызыл, ул. Калинина, 1а;

- ООО «Энергострой», Кызылский район, пос. Каа-Хем, ул. Пригородная, 34;

- ООО «Сельстрой», Кызыл, ул. Энергетиков, 1а;

- ОАО «Тувабурвод», Кызыл, ул. Энергетиков, 6;

- ООО «Ани», Пий-Хемский район, г. Туран, ул. Советская, 15;

- ИП Зурначян А.В.;

- ООО «Школьник», Кызыл, ул. Салчака Тока, 3а;

- ИП Сувандии А.М;

- ООО «Арарат», Кызыл, ул. Оюна Курседи, 103-1;

- ООО «Чедер», Кызыл, Родниковый пер., 31;

- ООО «Хайыракан», Овюрский район, с. Хандагайты, ул. Почтовая, 12-1;

- ООО «Сылдыс», Кызыл, ул. Маяковского, 70;

- ООО «Авырал», Кызылский район, пос. Каа-Хем, ул. Мелиораторов, 17;

- ООО «Союз», Кызыл, ул. Магистральная, 17;

- ООО «Стройград», Кызыл, ул. Красногвардейская, 18.

- ООО «ИнСтройТех», Кызыл, ул. Комсомольская, 97.

         Следует отметить, что из приведенного списка хозяйствующих субъектов, производство штукатурных работ является основным видом деятельности, согласно ЕГРЮЛ, только у ООО «СУ-48» и ООО «Отделстрой», у остальных хозяйствующих субъектов производство штукатурных работ зарегистрировано как дополнительный вид деятельности.

  При определении состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке состав (численность) групп покупателей, приобретающих товар у продавцов, которые действуют на рассматриваемом товарном рынке, не может быть установлен, так как их бесчисленно много.

 

6.  Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов, определение уровня концентрации товарного рынка

 

Согласно п. 6.1 Порядка проведения анализа основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке.

Согласно п. 6.2 Порядка проведения анализа, объем рынка в данном анализе определяется как сумма объемов производства данного товара в географических границах рассматриваемого рынка (за вычетом потребления рассматриваемого товара в процессе его производства и объема запасов) за вычетом объемов вывоза (экспорта) рассматриваемого товара с данной территории и с добавлением объемов ввоза (импорта) рассматриваемого товара на данную территорию. Объем данного рынка составляет в 2008 году – 137 321 270 руб., в 2009 году – 84 330 057 руб.

Согласно п. 6.3 Порядка проведения анализа рассчитаем долю каждого хозяйствующего субъекта на товарном рынке.

 

Сведения, предоставленные Министерством строительства и ЖКХ по Республике Тыва об объемах предоставленных строительных услуг

 

 

Наименование хозяйствующего субъекта

Объем предоставленных услуг в стоимостном выражении, (руб.)

 

2008 год

Доля на рынке, 2008г.,%

2009 год

Доля на рынке, 2009г.,%

1

ООО «Энергострой»

 

37,9%

 

46%

2

ООО «Сельстрой»

 

17,5%

 

-

3

ОАО «Тувабурвод»

 

0,4%

 

-

4

ООО «Ани»

 

6,8%

 

22,9%

5

ИП З…

 

18,8%

 

4,1%

6

ООО «Школьник»

 

12,7%

 

-

7

ООО «Отделстрой».

 

-

 

4,6%

8

ООО «Арарат»

 

-

 

1,9%

9

ООО «Чедер»

 

-

 

0,5%

10

ООО «Хайыракан».

 

-

 

0,4%

11

ООО «Сылдыс»

 

-

 

2,8%

12

ООО «Авырал»

 

-

 

3,3%

13

ООО «Союз».

 

-

 

0,8%

14

ООО «Стройград»

 

-

 

0,5%

15

ООО «СУ-48»

 

5,6%

 

8,7%

16

ИП С…

 

-

 

2,5%

17

ООО «ИнСтройТех»

 

0,3%

 

0,9%

 

ИТОГО:

 

 

 

 

 

 

В соответствии с п. 6.4 Порядка проведения анализа доля группы лиц в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции отсутствует.

Согласно п. 6.5 Порядка проведения анализа и частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующее положение в 2008-2009 годах установлено для ООО «Энергострой», доля в 2008 году составила 37,9%, в 2009 году - 46%.

В соответствии с п. 6.6 Порядка проведения анализа доля, занимаемая ООО «СУ-48» на товарном рынке, считается нестабильной в связи с тем, что в 2008 году она составляла 5,6%, в 2009 – 8,7%.

Следует отметить, что данные, предоставленные Министерством строительства Республики Тыва отражают объемы услуг строительства в общем и нет возможности вычленить объем предоставления штукатурных работ.

Рассматриваемое нами ООО «СУ-48» на данном рынке занимает незначительную долю.

 

 

7. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

Согласно п. 7.1 Порядка проведения анализа для определения уровня концентрации товарного рынка используются доли следующих хозяйствующих субъектов: в 2008 году - ООО «Энергострой», ИП З…, ООО «Сельстрой», в 2009 году - ООО «Энергострой», ООО «Ани», ООО «СУ-48».

Рассчитаем коэффициент рыночной концентрации (CR):

2008 г. CR = 37,9%+18,8%+17,5%= 74,2%;

2009 г. CR = 46%+22,9 %+8,7 %= 77,6%.

Рассчитаем индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI):

2008г. HHI = 2335,2;

2009г. HHI = 2784,8.

В  соответствии с п. 7.2 Порядка проведения анализа уровень концентрации на исследуемом рынке высокий и в 2008 г. и в 2009 г., так как 70% < = CR  <= 100% и 2000 < = HHI < = 10000.

 

8. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

Согласно п. 8.1 Порядка проведения анализа определим обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.

В соответствии с п. 8.2 Порядка проведения анализа определим барьеры входа на товарный рынок.

В соответствии с предоставленной информацией от ООО «СУ-48» барьерами являются:

Отсутствие надлежащего фронта работ, в связи с этим не полная занятость имеющихся квалифицированных рабочих кадров отделочного профиля. Отсутствие финансирования на новых, уже строящихся объектах.

К административным ограничениям рассматриваемого временного интервала относится:

Необходимость получения лицензии на право предоставления данной услуги. С 2010 года получение лицензии не требуется, но появился другой барьер – вступление в саморегулируемые организации и в связи с тем, высокая оплата вступительного взноса.

конкурсный отбор поставщиков товара для государственных и муниципальных нужд.

Задержки с решениями в государственных органах власти. По данным ООО «СУ-48» Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва долгое время не решает вопрос по передаче производственной базы и оставшихся на ней строений (Растровый узел, колерная мастерская, проходная) коллективу ООО «СУ-48».

К экономическим барьерам можно отнести получение кредитов на данный вид деятельности.

Наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, не приводит к созданию барьеров входа на рынок.

Других ограничений входа на данный товарный рынок не наблюдается.

 

9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

По результатам проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке предоставления штукатурных услуг на территории Республики Тыва можно сделать вывод, что исследуемый рынок является рынком с недостаточно развитой конкуренцией.

В соответствии с п. 9.2 Порядка проведения анализа, рынок предоставления штукатурных работ является рынком с высокой концентрацией с существующими, но преодолимыми барьерами.

Согласно п. 9.3 Порядка проведения анализа, фактов предоставления продавцами льгот отдельным приобретателям не установлено, соглашений хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, не выявлено.

В данном анализе соотношение размера прибыли и издержек привлечения капитала для хозяйствующих субъектов, имеющих на рассматриваемом товарном рынке долю более 35 процентов не рассматривалось.

Объемы предоставленных услуг (по данным Министерства строительства и ЖКХ по РТ) снизились в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 36,6%.

На исследуемом товарном рынке существуют следующие ограничения в развитии конкуренции:

- Технологическое превосходство уже действующих на рынке организаций над вновь вышедшими на данный рынок;

- Низкая платежеспособность потребителей;

- Сложная процедура получения разрешения на строительство;

- Затягивание сроков решений и предоставление разрешений органами местного самоуправления муниципальных образований республики;

- Дефицит квалификационных кадров;

- Устаревшее оборудование для выполнения необходимых работ;

- Рост цен на топливо и электроэнергию, который ведет к росту себестоимости и снижению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов.

 

Вывод:

 

         Проведенный анализ рынка штукатурных услуг на территории Республики Тыва показывает, что рассматриваемый рынок в пределах определенных географических границ, является, высококонцентрированным, на нем действует небольшое количество хозяйствующих субъектов.

По причине высоких транспортных расходов на перемещение специалистов для выполнения данного вида работ рассматриваемые рынки носят, в основном, локальный, региональный характер.

Рынок предоставления штукатурных услуг характеризуются определенными барьерами, в т.ч. административными, связанными с необходимостью получения лицензий (с 2010 года вступление в саморегулируемые организации, оплата вступительного взноса), отсутствием финансирования на уже строящихся объектах. Главным барьером для расширения межрегиональной торговли является высокая доля транспортных затрат: на командирование специалистов для выполнения данных работ.

Имеются предпосылки того, что число участников на товарном рынке предоставления штукатурных работ может увеличиться. Ввиду возрастающих в последние годы объемов строительства, в том числе связанных с программой экономического и социального развития Республики Тыва на период до 2015 года (Постановление РТ от 21.02.2008 г. N 92).

Качество и цена продукции, работ и услуг строительного комплекса является основной составляющей конкурентной борьбы.

Для развития конкуренции на строительном рынке необходимо:

- Обеспечить равные условия при получении государственных и муниципальных заказов путем соблюдения требований системы электронных торгов, а также обеспечение равного доступа к ним всех субъектов хозяйственной деятельности;

- Обеспечить введение полноценного саморегулирования в строительстве для исключения из процесса конкуренции недобросовестных подрядчиков и обеспечения действительно экономически обоснованного снижения расчетных цен на объекты;

- Совершенствование сметного ценообразования, позволяющего обеспечить достоверность, реалистичность расчетов стоимости строительной продукции на ранних стадиях строительного процесса;

- Стимулирование строительства новых производственных предприятий и техническое перевооружение уже существующих.

Степень выживания строительных организаций напрямую зависит от их конкурентоспособности и умения грамотно построить свою ценовую политику.

Таким образом, с целью формирования конкурентоспособного положения на рынке предоставления штукатурных работ на территории Республики Тыва, целесообразно рассмотреть вопрос о предоставлении государственной преференции для ООО «СУ-48».

 

 

 

 

 

 

 

Старший специалист 2 разряда

отдела антимонопольного

контроля и рекламы                                                                          Ванькова Е.С.