Анализ рынка аэропортовой деятельности за 2009 г. и 1 квартал 2010 г.

 

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель
Тывинского УФАС России
_____документ подписан____О.М.Долгих
«28» июня 2010 г.

 

Аналитический отчет по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке аэропортовой деятельности.

 

 

1. Общие положения

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее — Тывинское УФАС России) поступило заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Тыва о даче согласия на предоставление государственной преференции Государственному унитарному предприятию Республики Тыва «Аэропорт «Кызыл» (далее ГУП РТ «Аэропорт «Кызыл»).

Аналитический отчет выполнен в соответствии с требованиями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5, а также Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке (далее - Порядок проведения анализа), утвержденного Приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108.

Структура Аналитического отчета соответствует этапам проведенного анализа, установленные пунктом 3 Порядка проведения анализа.

В качестве источников исходной информации использовались сведения, представленные Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Тыва (далее — ТУ Росимущество) информация представленная ГУП РТ «Аэропорт Кызыл», Министерством дорожно-транспортного комплекса и связи РТ.

 

2. Определение временного интервала исследования товарного

рынка.

В данном исследовании принимается временной интервал – 2009 год и 1 квартал 2010 года.

Цель исследования: определение состояния конкурентной среды на рынке услуг деятельности терминалов (аэропортов и т. п.), управление аэропортами для предоставления государственной преференции ГУП РТ«Аэропорт «Кызыл» в виде передачи в аренду аэродрома «Кызыл», находящихся в федеральной собственности, в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

 

 

3. Определение продуктовых границ товарного рыка

Основным методом определения продуктовых границ товарного рынка является метод, основанный на сведениях представляемых поставщиками услуг. В случае недостаточности информации могут использоваться и другие методы определения продуктовых границ товарного рынка.

В данном аналитическом отчете использовались два метода определения продуктовых границ товарного рынка, основанный на сведениях, представленных поставщиками данного товара и основанный на результатах наблюдений за товарными рынками.

Объектом исследования в настоящем анализе является деятельность терминалов (аэропортов и т. п.), управления аэропортами.

Аэропорт это комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенные для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющие для этих целей необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников.

Аэропортовая деятельность на аэродромах в целях гражданской авиации и в аэропортах подразделяется на авиационную и неавиационную деятельности.

Авиационная деятельность - это организационная, производственная, научная и иная деятельность физических и юридических лиц, направленная на поддержку и развитие авиации, удовлетворение нужд экономики и населения в воздушных перевозках, авиационных работах и услугах, в том числе на создание и использование аэродромной сети и аэропортов, и решение других задач.

Неавиационная деятельность – это деятельность на территории гражданских аэродромов и в аэропортах по предоставлению на коммерческой основе сервисных услуг, не относящихся к авиационной деятельности, включая торговлю и общественное питание, услуги по парковке автомашин, почтово-банковским операциям и других услуг.

Перечень видов аэропортовой деятельности, содержание вида деятельности и требования к каждому из них, определяются федеральными авиационными правилами.

Специальные требования к видам авиационной деятельности, связанными с обеспечением безопасности полетов и авиационной безопасности регламентируются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области гражданской авиации и устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Аэродром это участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

 

 

Аэродромы могут быть совместного базирования и использования, классифицированными и неклассифицированными, постоянного и временного пользования, и т.п. и использоваться в целях видов авиации или только в целях авиации общего назначения.

Порядок доступа к эксплуатации аэродрома, аэропорта или вертодрома устанавливается федеральными авиационными правилами.

Деятельность гражданской авиации на аэродромах, а также в аэропортах регулируется Воздушным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации", настоящим Федеральным законом определяются правовые основы государственного регулирования развития, авиации в Российской Федерации.

Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60 устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации.

Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.

Воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Федеральные правила использования воздушного пространства и Федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон от 18.07.2006 № 114-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» устанавливает федеральными авиационными правилами порядок доступа к эксплуатации аэродрома, аэропорта или вертодрома.

Из представленной информации Министерство дорожно-транспортного комплекса и связи РТ на территории города Кызыла зарегистрировано три хозяйствующих субъекта:

- ГУП РТ «Аэропорт «Кызыл»

- ФГУП «Тувинские авиационные линии»

- РКП «Авиакомпания «Тувинские авиационные линии»

Ранее действующее ФГУП «ТуваАвиа»  с декабря 2008 г.  на основании Решения Арбитражного суда Республики Тыва  объявлено банкротом. На его базе создано предприятие ГУП РТ «Аэропорт «Кызыл».

ГУП РТ «Аэропорт «Кызыл» находится примерно в 10 километрах от города.

Целями деятельности предприятия является удовлетворение общественных потребностей согласно Устава ГУП РТ «Аэропорт «Кызыл» в установленном законодательством Российской Федерации порядке основных видов экономической деятельности: авиационные перевозки пассажиров, почты, грузов, авиационные работы, обслуживание пассажиров, обработка грузов, почты и багажа, продажа авиаперевозок, проведение технического обслуживания воздушных судов, автотранспорта, автомобильные перевозки пассажиров и грузов, посредническая деятельность, а также получение прибыли.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц № 85 от 03.02.2010 основным видом экономической деятельности юридического лица ГУП РТ «Аэропорт «Кызыл» является деятельность терминалов (аэропортов и т. п.), управление аэропортами код ОКВЭД 63.23.1

Согласно Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК-029-2007, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст (далее по тексту – ОКВЭД), рассматриваемая услуга определяется кодом:

63.23.1. — деятельность терминалов (аэропортов и т. п.), управление аэропортами.

В соответствии с Уставом ГУП РТ «Аэропорт «Кызыл» утвержденным 15 октября 2007 года учредителем предприятия является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва.

 

4. Определение географических границ товарного рынка

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определяет сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель (покупатель) может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. Покупателю рассматриваемая услуга оказывается в месте ее получения, а именно, на территории, в котором расположено ГУП РТ «Аэропорт Кызыл».

Следовательно, географическими границами рынка рассматриваемой услуги аэродрома будет непосредственно территория аэропорта г. Кызыла.

С учетом изложенного, анализ проводится в географических границах г. Кызыла.

 

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии с пунктом 31 Порядка проведения анализа в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающее (представляющие) в границах одного товарного рынка рассматриваемый товар (услуг) в пределах определенного временного интервала. Покупателями на данном рынке являются физические лица.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, могут быть включены юридические лица, получившие лицензию на право осуществлять деятельность, на которую в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется специальное разрешение - лицензия. Действие лицензии возникает у предприятия с момента ее получения или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно представленной информации Министерства дорожно-транспортного комплекса и связи Республики Тыва на территории Республики Тыва в городе Кызыле зарегистрировано 3 юридических лица, оказывающее услуги по аэропортовой деятельности:

- ГУП РТ «Аэропорт «Кызыл» г. Кызыл, ул. Московская, 145

- ФГУП «Тувинские авиационные линии» - г.Кызыл, Аэропорт, ФГУП «ТуваАвиа».

- РКП «Авиакомпания «Тувинские авиационные линии» - г. Кызыл,

ул. Московская, 145.

ФГУП «ТувинскиеАвиа» решением арбитражного суда с декабря 2008 года объявлены банкротом. По состоянию на 2009 год и 1 квартал 2010 года РКП «Авиакомпания «Тувинские авиационные линии» зарегистрировано на территории Республики Тыва с основным видом деятельности осуществления авиаперевозки пассажиров и грузоперевозок. В течение указанного исследуемого периода деятельностью не занимались, так как этим предприятием еще не получена лицензия на право осуществления данной деятельности.

Таким образом, на территории города Кызыла существует один хозяйствующий субъект ГУП РТ «Аэропорт «Кызыл», осуществляющий деятельность услуг терминалов (аэропортов и т.п.), управления аэропортами.

 

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

В соответствии с пунктом 37 Порядка проведения анализа № 108 расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании одного из следующих показателей:

- объем продаж (поставок);

- объем поставок (отгрузок);

- объем выручки;

- объем перевозок;

- объем производства;

- объем производственных мощностей;

- объем запасов ресурсов;

- объем товара в соответствии с заключенными договорами.

Согласно пункту 37 Порядка проведения анализа №108, основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке.

Согласно представленной информации ГУП «Аэропорт Кызыл» объемы продаж комплекса услуг в 2009 году и 1 квартале 2010 года составили:

 

Наименование оказанных услуг

2009 год

Сумма, (тыс.руб.)

Доля %

1кв.2010 года

Сумма (тыс.руб.)

 

Доля %

Всего отбывшего и прибывшего воздушного судна (чел.)

1344

 

4333,0

 

 

100

 

 

258

 

867,0

 

 

100

 

 

Обслужено пассажиров (чел.)

8355

 

1080,0

100

1841

 

227,0

100

Обслужено грузов, почты (тонн)

16977

 

210,0

100

2792

 

10,0

100

Прочая деятельность (авиационная безопасность)

 

3757,0

 

 

346,0

 

Итого:

Х

9380,0

100

Х

1450,0

100

На основании приведенных показателей можно сделать вывод, что 100 % долю на данном товарном рынке занимает ГУП «Аэропорт Кызыл», т.к на территории г. Кызыла отсутствуют хозяйствующие субъекты, занимающиеся услугами терминалов (аэропортов и т.п.), управления аэропортами.

 

7. Определение уровня концентрации товарного рынка

Коэффициент рыночной концентрации CR3, определяемый как сумма долей на товарном рынке (выраженных в %) хозяйствующего субъекта, действующего на данном рынке, равен 100%.

Исходя из того, что индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (ННI) определяется как сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженная в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, то индекс составил 10000.

Учитывая, что коэффициент рыночной концентрации CR3=100%, а индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) больше 2000 и равен 10000, то уровень концентрации рынка услуг терминала (аэропортов и т.п.), управления аэропортами высокий.

Следовательно, рассматриваемый рынок является высококонцентрированным.

 

8.Определение барьеров входа на товарный рынок

При проведении анализа рынка аэропортовых услуг, выявлены следующие барьеры входа на рассматриваемый рынок:

экономические барьеры:

1.Значительный размер первоначального капитала;

2.Процентные ставки по кредитам на обновление парка воздушных судов, приобретение и установка современных технических средств контроля, модернизации аэродромных покрытий, электросветотехнического и радионавигационного оборудования аэродромов, топливозаправочных комплексов, ремонт терминалов и т. д;

3. Нестабильность цен на авиакеросин и его высокая стоимость является основным препятствием на пути привлечения новых авиаперевозчиков. По этой же причине фактически отсутствует возможность создания конкурентной среды в этом сегменте, что в результате ставит под сомнение возможность снижения тарифов на авиаперевозки, а это в свою очередь не позволяет увеличить объем работ в ГУП «Аэропорт «Кызыл».

4.Установление Земельным кодексом РФ арендной платы за землю существенно ухудшает финансовое состояние аэропортов и способны привести к банкротству (по мнению авиационной общественности с государственных авиапредприятий не должен взиматься налог, поскольку государство фактически облагает налогом самого себя);

5.Отсутствие необходимых средств на содержание в эксплуатационной готовности зданий и сооружений, на ремонт и поддержание исправности авиационной техники, наземного оборудования.

6. Низкий спрос населения на услуги терминалов (аэропортов и т.д.) управление аэропортами в связи с высокими тарифами на авиационные перевозки пассажиров, багажа, грузов, почты и т.д.

К сожалению, собственные средства аэропорта крайне ограничены из-за отсутствия достаточного объема авиаперевозок. В большинстве случаев, частота полетов местных воздушных линий – в интервале от одного в день до одного в неделю. Причина – не в отсутствии у граждан потребности и желания передвигаться, а в высоких тарифах, не соответствующих их платежеспособности, которые устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации (Приказ от 02.10.2000г. № 110), исходя из затрат которые оговорены в перечне аэронавигационных и аэропортовых тарифов, за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации.

К административным барьерам:

1.Прежде всего, относится получение лицензий на осуществление определенных видов деятельности, в т.ч. авиационные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты, а также их обеспечение.

2.Недоукомплектованность кадрами государственных инспекторов, осуществляющих государственный контроль за деятельностью авиационных предприятий в области безопасности полетов и авиационной безопасности, несовершенство имеющих тренажеров, приводящее к удорожанию подготовки, снижению профессиональных навыков пилота, других специалистов в области управления воздушными судами особенно в сложных метеоусловиях и в аварийных ситуациях;

3.Слабая оснащенность гражданской авиации техническими средствами обеспечения авиационной безопасности, несоответствие информационного обеспечения безопасности полетов потребностям системы государственного регулирования, что затрудняет своевременное принятие решений в целях предотвращения авиационных происшествий.

Существенным административным барьером так же является не урегулированные земельные отношения предприятий наземной инфраструктуры гражданской авиации. Не определен порядок государственного резервирования земель для объектов инфраструктуры воздушного транспорта в соответствии с Земельным кодексом РФ.

Для входа на рассматриваемый рынок новых хозяйствующих субъектов существует ряд ограничений. Одним из таких барьеров является высокий уровень затрат при эксплуатации воздушных судов, а также ограничения, содержащиеся в нормативных правовых актах Российской Федерации, регулирующих использование воздушного транспорта и осуществление авиаперевозок грузов. Необходимость крупных инвестиционных вложений в развитие производства и закупку новой специализированной и более технологичной техники.

 

9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Рассматриваемый рынок можно определить как высококонцентрированный, т.е. товарный рынок относится к виду рынка с неразвитой конкуренцией, так как на нем действует только один хозяйствующий субъект ГУП «Аэропорт «Кызыл», занимающий 100 % долю.

Важными условиями совершенствования и развития конкуренции регулирующей деятельность гражданской авиации в целом и аэропортовую деятельность – в частности, являются:

  • во-первых, государственное финансирование аэропортовой деятельности;

  • во-вторых, ее полная кодификация;

  • в-третьих, комплексное проведение данной деятельности как силами Департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России с привлечением отраслевой науки и ассоциаций (в части пересмотра всей действующей нормативной правовой базы гражданской авиации), так и силами специалистов авиапредприятий и независимых юридических агентств. На территории Республики Тыва, Министерство транспорта и связи РТ должно проработать вопрос вхождения на рынок частных инвестиций, частных компаний с целью развития воздушных пассажироперевозок, грузов, почты в больших объемах, чем осуществляется в настоящее время;

  • в-четвертых, привлечение специалистов авиапредприятий и независимых юридических агентств к разработке проектов новых нормативных правовых актов.

В результате предоставление ГУП «Аэропорт «Кызыл» государственной преференции в виде передачи в аренду аэродрома «Кызыл» находящегося в федеральной собственности, необходимо для развития и сохранения инфраструктуры, для устойчивого обеспечения грузопассажирских авиаперевозок. Это даст своевременное, стабильное достойное финансирование для создания соответствующего спроса на услуги.

Исходя из проведенного анализа Тувинским УФАС России принято решение удовлетворить заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Тыва на оказание государственной преференции ГУП РТ «Аэропорт «Кызыл» сроком на 1 год, в течение которого может измениться ситуация на товарном рынке.

 

 

Специалист 1 разряда отдела

антимонопольного контроля и рекламы У.В. Тихомирова

 

 

 

Руководитель управления О.М. Долгих