Анализ рынка похоронных услуг на территории Республики Тыва за 2008 г. (в разрезе муниципальных районов и городских округов)

 

Утверждаю:

Руководитель Тывинского УФАС

России О.М. Долгих

«08» февраля 2010 г.

 

Анализ рынка похоронных услуг на территории Республики Тыва за 2008 год (в разрезе муниципальных районов и городских округов).

 

Цель исследования.

В целях оценки состояния конкурентной среды на рынках похоронных услуг, определение хозяйствующих субъектов, имеющих на рассматриваемых рынках долю более 35 процентов и внесения их в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, выявление барьеров и проблем, влияющих на развитие конкуренции на рассматриваемых рынках, а также предупреждения и выявления нарушений антимонопольного законодательства.

 

Введение

Отношения, связанные  с погребением умерших на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», а так же иными федеральными законами и нормативно – правовыми актами Российской Федерации принимаемыми в соответствии с вышеупомянутым законом, законами и нормативно – правовыми актами органов местного самоуправления.

 

В настоящем исследовании используются следующие основные понятия: Погребение – обрядовые действия по захоронению тела (останков)

человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям.

Места погребения – отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооруженными на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а так же иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Ритуальные услуги – ритуальное (похоронное) обслуживание населения, предоставление населению определенного перечня похоронных услуг на безвозмездной основе или за плату.

 

Источник исходной информации.

Сведения полученные от Территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Республике Тыва (Тывастат), от муниципальных районов и городских округов Республики Тыва, от хозяйствующих субъектов.

  1. Определение временного интервала исследования.

Временным интервалом исследования товарного рынка похоронных услуг является отчетный период с 01.01.2008 по 31.12.2008гг.

  1. Определение продуктовых границ товарного рынка.

Продуктовые границы рынка определены согласно ответам хозяйствующих субъектов, а именно коду – 93.03 (раздел «О» – предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг)  соответствует услуга по организации похорон и предоставление связанных с ними услуг - ОКВЭД (ОК 029-2001 от 01.01.2003, в действующей редакции).

 Согласно Федеральному закону РФ от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», государством гарантируется оказание на безвозмездной основе  (минимально необходимый для захоронения в землю перечень услуг) а именно:

- оформление документов необходимых для погребения;

- предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

- перевозка тела (останков) умершего на кладбище (крематорий);

- погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Перечисленные услуги, как правило, оказываются комплексно, для погребения умершего оформляется заказ на оказание минимально необходимого комплекса услуг.

Таким образом, товаром будет являться именно этот минимально  необходимый комплекс услуг  и для изучения определен – «Рынок услуг по погребению» (оформление документов - предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения, перевозка тела (останков) умершего на кладбище (крематорий),  погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

 В качестве взаимозаменяемого товара к минимально необходимым услугам по погребению в землю необходимо рассматривать минимально необходимые услуги по погребению способом кремации, однако на территории Республики Тыва такой способ отсутствует.

Предварительный анализ фактической ситуации в муниципальных

районах и городских округах показал также, что перечисленные услуги (минимально необходимый для захоронения в землю перечень услуг) предоставляются, как правило, комплексно, для погребения умершего оформляется заказ на оказание этого комплекса услуг, а количество хозяйствующих субъектов, оказывают отдельные услуги, незначительно.

Таким образом, с учетом того, что заказ оформляется, как правило, на оказание минимально необходимого комплекса услуг, товаром является именно этот минимально необходимый комплекс.

В качестве взаимозаменяемого товара к минимально необходимым услугам по погребению в землю рассматривается еще один способ захоронения – кремация.

Услуги по погребению способом захоронения в землю и способом кремации несут одну и ту же функцию, сопоставимы по цене.

При этом спецификой определения уровня взаимозаменяемости этих товаров являются не только ценовые факторы, а еще морально-этические, нравственные и религиозные. Так, например христианская церковь и буддизм не признают кремирование.

В Республике Тыва захоронения производятся только в землю.

  1. Определение географических границ товарного рынка.

Рынки похоронных услуг являются локальными в связи с тем, что

выбор места захоронения определяется географическим расположением поселения, с которым человек был связан при жизни.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона о погребении организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Пунктом 1 статьи 18 Закона о погребении определено, что общественные кладбища находятся в хозяйственном ведении органов местного самоуправления, но как правило в районах захоронения производят сами родственники ( копка могилы) .

С учетом изложенного, анализ проводится в географических границах муниципальных районов и городских округов Республики Тыва.

4. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке.

Покупателями на данном рынке являются физические лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Продавцами на данном рынке являются юридические лица – специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления, а также иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие этот вид деятельности.

К ним относятся: хозяйствующие субъекты, осуществляющие комплекс услуг с исполнением работ собственными силами (как правило, у хозяйствующего субъекта места захоронения находятся в хозяйственном ведении или оперативном управлении).

На территории Республики Тыва находится 19 муниципальных образований, из них:

- Бай-Тайгинский кожуун, с. Тэлли;

- Барун-Хемчикский кожуун, п.Кызыл-Мажалык;

- Дзун-Хемчикский кожуун, г.Чадан;

- Каа-Хемский кожуун, с. Сарыг-Сеп;

- Кызылский кожуун, п.Каа-Хем;

- Монгун-Тайгинский кожуун, с. Мугур-Аксы;

- Овюрский кожуун, с. Хандагайты;

- Пий-Хемский кожуун, г.Туран;

- Сут-Хольский кожуун, с.Сут-Холь;

- Тандинский кожуун, с. Бай-Хаак;

- Тес-Хемский кожуун, с.Самагалтай;

- Тоджинский кожуун, с .Тоора-Хем;

- Тере-Хольский кожуун, с. Кунгуртуг;

- Улуг-Хемский кожуун, г.Шагонар;

- Эрзинский кожуун, с.Эрзин;

- Чаа-Хоольский кожуун, с. Чаа-Холь;

- Чеди-Хольский кожуун, пгт.Хову-Аксы;

- г. Ак-Довурак

- г. Кызыл;

Из представленных сведений муниципальных образований на территории Республики Тыва в 17 населенных пунктах отсутствуют хозяйствующие субъекты, занимающиеся ритуальными услугами по захоронению. В администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва в стадии решения вопрос о создании хозяйствующего субъекта администрацией городского поселения в пгт Каа-Хем. Фактически в районах похоронами, приобретением ритуальных принадлежностей, занимаются родственники покойных, которые приобретают ритуальные принадлежности за пределами кожууна, т.е в основном выездом в г. Кызыл. Транспортировку, рытье могилы, засыпку могилы осуществляют сами родственники покойных. Земельные участки под погребение отведены администрациям районов и уход за кладбищами осуществляют также родственники умерших. В Тандинском районе захоронения производятся предприятием МУП «Коммунальщик». На территории города Кызыла захоронение осуществляет единственное предприятие - МУП «Бюро специализированных услуг» г. Кызыла.

МУП «Бюро специализированных услуг» г. Кызыла 23 января 2008 года объявлено банкротом и на предприятии в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Тыва введено внешнее управлением и назначен внешний управляющий сроком на 12 месяцев. Арбитражный суд Республики Тыва определением от 22 января 2009 года продлил срок внешнего управления до 23.01.2010 года.

Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва и Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва, а также с органами государственной власти Республики Тыва и возмещаются специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств бюджета Республики Тыва в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности. В остальных случаях стоимость услуг возмещается в порядке, установленном федеральным законодательством. Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Таким образом, составом хозяйствующих субъектов действующих на товарном рынке по похоронным услугам в Республике Тыва, является два предприятия - МУП «Бюро специализированных услуг» г. Кызыла, МУП «Коммунальщик» с. Бай-Хаак, Тандинского района.

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

Основными данными для расчета являются:

- объем продаж комплекса услуг в физическом выражении хозяйствующего субъекта за 2008 год;

Определяется суммарным количеством выполненных заказов.

- объем продаж комплекса услуг в денежном выражении хозяйствующего субъекта за 2008 год;

Определяется суммарной стоимостью выполненных заказов.

- суммарный объем продаж комплекса услуг всех хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке данного муниципального района, городского округа за 2008 год (рассчитывается как в физическом (количество заказов), так и в денежном выражении (суммарная стоимость заказов)) .

Источник получения данных по объемам продаж – информация, представленная хозяйствующими субъектами муниципальных образований и города Кызыла по запросам Тывинского УФАС России.

Рассчитываются следующие показатели.

По каждому муниципальному району:

Тандинский район: 1 предприятие – кол-во захоронение 1 на сумму 5200руб.;

г. Кызыл: 1 предприятие – кол-во захоронений 1137 на сумму 2831000руб.

Доля объема продаж комплекса услуг в физическом и денежном выражении каждого хозяйствующего субъекта в общем объеме продаж комплекса услуг всех хозяйствующих субъектов муниципального района, городского округа.

Тандинский р-он – 100%

г. Кызыл – 100%.

Определение барьеров входа на рынок

Согласно проведенному анкетированию хозяйствующих субъектов осуществляющих услуги по погребению на территории Республики Тыва, основными барьерами входа на рассматриваемый рынок являются:

- организационные ограничения: организация похоронного дела должна осуществляется органами местного самоуправления. Администрации районов часто не  принимают мер для развития малого бизнеса, создания предприятий, специализированных служб в малочисленных поселениях района, перекладывая функции на предприятия – основной деятельностью которых является функция ЖКХ, а не предоставление ритуальных услуг;

- наличие  начального капитала, а так же оборотного, почти все опрошенные субъекты  жалуются на недостаток оборотных средств, отсутствие мест захоронений, низкую заработную плату работников сферы ритуальных услуг и т.д.;

- санитарные и экологические требования;

- отсутствие спроса  на ритуальные услуги в некоторых поселках республики в силу их малочисленности,  в связи с чем во многих муниципальных образованиях трудно найти хозяйствующего субъекта заинтересованного в оказании полного комплекса услуг по гарантированному перечню;

- МУП г. Кызыла «Бюро специализированных услуг» является единственным хозяйствующим субъектом оказывающим минимальный набор услуг по погребению на территории г. Кызыла, п. Каа-Хем и п. Сук-Пак и его поведение может оказывать влияние на другие менее емкие рынки услуг связанные с погребением. Например, рынок поставки гробов, рынок поставки   надгробий, памятников и т.д.

Подтверждением наличия входных барьеров на рассматриваемых рынках является:

- факт отсутствия на рынке г. Кызыла иных продавцов изучаемых услуг.

- факт отсутствия постоянно действующих ритуальных служб (предприятий, организаций) в некоторых поселках Республики Тыва.

 
 Выводы и предложения.

В результате анализа конкурентной среды на рынке услуг по погребению в Республике Тыва выявлены признаки доминирующего положения МУП г. Кызыла «Бюро специализированных услуг». Вышеназванный рынок является монополизированным.

В связи с чем, существует необходимость наблюдения за рыночным поведением хозяйствующего субъекта на рынке оказания услуг по погребению.

Исходя из проведенного анализа конкурентной среды на рынке похоронных услуг следует включить МУП г. Кызыла «Бюро специализированных услуг» в Реестр хозяйствующих субъектов Республики Тыва, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов по результатам окончательного анализа рынка услуг по погребению (по заданию ФАС России).

Специалист 1 разряда отдела

антимонопольного контроля и рекламы О.В. Агапова