Анализ рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения за 2008 г.

Сфера деятельности: Розничная торговля

 

оссии _______О.М. Долгих

«28» октября 2010 г.

 

Аналитический обзор рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Республики Тыва за 2008 год


 

Общие положения

Обзор рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами проведен Тывинским УФАС России в рамках исполнения Приказа ФАС России от 10.1.2008 № 1 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2008 год», в соответствии с Методическими рекомендациями по анализу рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами (в разрезе муниципальных образований), разработанными Федеральной антимонопольной службой, а также во исполнение поручения ФАС России от 30.12.2008 № АЦ/36004 «Об анализе рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в 2007 году».

Целью проведения анализа является оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Республики Тыва в 2008 году и формирования регионального реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов.

Задачами исследования данного товарного рынка послужили:

  • уточнение сведений о долях хозяйствующих субъетов (аптечных сетей, одиночных аптечных учреждений) в 19 муниципальных образованиях Республики Тыва;

  • включение в региональный реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов.

Информационная база исследования: нормативно-правовые акты Российской Федерации, регламентирующие правоотношения хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами; сведения, полученные управлением от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на исследуемом товарном рынке; территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва; территориального управления Федеральной службы Росздравнадзора по Республике Тыва, осуществляющих контроль за действиями субъектов, оказывающих услуги розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами, Министерства здравоохранения Республики Тыва.

Организации розничной торговли (аптеки, аптечные пункты) при установлении розничных цен руководствуются размерами надбавок или уровнями рентабельности, установленными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416 «Об утверждении положения о лицензировании фармацевтической деятельности» определен порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах», в настоящем обзоре использованы следующие основные понятия:

лекарственные средства - вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции);

лекарственные препараты - дозированные лекарственные средства, готовые к применению;

сертификат качества лекарственного средства - документ, подтверждающий соответствие качества лекарственного средства государственному стандарту качества лекарственных средств;

обращение лекарственных средств - обобщенное понятие деятельности, включающей разработку, исследования, производство, изготовление, хранение, упаковку, перевозку, государственную регистрацию, стандартизацию и контроль качества, продажу, маркировку, рекламу, применение лекарственных средств, уничтожение лекарственных средств, пришедших в негодность, или лекарственных средств с истекшим сроком годности и иные действия в сфере обращения лекарственных средств;

субъекты обращения лекарственных средств - физические и юридические лица, осуществляющие обращение лекарственных средств;

фармацевтическая деятельность - деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств;

организация оптовой торговли лекарственными средствами - организация, осуществляющая оптовую торговлю лекарственными средствами в соответствии с требованиями вышеуказанного Федерального закона;

аптечное учреждение - организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона; к аптечным учреждениям относятся аптеки, аптеки учреждений здравоохранения, аптечные пункты, аптечные магазины, аптечные киоски.

Порядок розничной торговли лекарственными средствами определен статьей 32 Федерального закона Российской Федерации от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах», согласно которой:

розничная торговля лекарственными средствами осуществляется аптечными учреждениями. Разрешена розничная торговля только лекарственными средствами, зарегистрированными в Российской Федерации;

лекарственные средства, отпускаемые по рецепту врача, подлежат продаже только через аптеки, аптечные пункты. Лекарственные средства, отпускаемые без рецепта врача, могут продаваться также в аптечных магазинах и аптечных киосках;

перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, пересматривается и утверждается один раз в пять лет федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств. Дополнение к перечню публикуется ежегодно;

виды аптечных учреждений, правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств;

решение об открытии нового аптечного учреждения принимается органом местного самоуправления;

розничная торговля лекарственными средствами, предназначенными для лечения животных, осуществляется в аптеке, ветеринарной аптеке либо ветеринаром;

аптечные учреждения обязаны продавать лекарственные средства только в готовом для употребления виде и количествах, необходимых для выполнения врачебных назначений;

аптечные учреждения обязаны обеспечивать установленный федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств, минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи;

аптечные учреждения наряду с лекарственными средствами имеют право приобретать и продавать изделия медицинского назначения, дезинфицирующие средства, предметы личной гигиены, оптику, натуральные и искусственные минеральные воды, лечебное, детское и диетическое питание, косметическую и парфюмерную продукцию;

деятельность аптечных учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законодательством предусмотрена военная служба, регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» и положениями, утверждаемыми соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях на территории Российской Федерации регламентированы отраслевым стандартом ОСТ 91500.05.0007-2003 (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска реализации лекарственных с средств в аптечных организациях «Основные положения»).

Аптечная организация осуществляет свою деятельность на основании лицензии на фармацевтическую деятельность, выданной в установленном порядке. Приобретение, хранение и реализация наркотических средств и психотропных веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в установленном порядке (далее - наркотические средства и психотропные вещества), должны осуществляться только при наличии лицензии на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Порядок, условия предоставления и продления лицензии на фармацевтическую деятельность, условия отказа в предоставлении лицензии, приостановки действия или аннулирования лицензии установлены законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Аптечные организации в своей работе должны руководствоваться определенными требованиями, установленными государственными стандартами, санитарными, противопожарными правилами и другими нормативными документами (далее - стандарты), правилами охраны труда и техники безопасности. По характеру деятельности аптечные организации подразделяются на:

- изготавливающие лекарственные препараты по рецептам врачей, требованиям учреждений здравоохранения, стандартным прописям, с последующей их реализацией в пределах юридического лица по рецептам и без рецептов врача; осуществляющие реализацию готовых лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, населению по рецептам или без рецептов врача и учреждениям здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и другие по требованиям или заявкам (аптека с производственным отделом, аптечный пункт с правом изготовления лекарственных препаратов);

- осуществляющие реализацию готовых лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, населению по рецептам или без рецептов врача и учреждениям здравоохранения по требованиям или заявкам (аптека готовых форм, аптечный пункт без права изготовления лекарственных препаратов, аптечный киоск, аптечный магазин).

Аптечные организации могут быть представлены аптеками, аптечными пунктами, аптечными киосками, аптечными магазинами.

Под термином «аптечная сеть» в данном анализе понимается два и более аптечных учреждения, принадлежащих одному или нескольким лицам, работающим под одним торговым наименованием или торговой маркой.

Термин «аптечные учреждения» представлены аптеками, аптечными пунктами, аптечными магазинами, аптечными киосками, аптеками учреждений здравоохранения.

Аптечные учреждения могут осуществлять следующие функции, в частности :

Аптека:

- реализацию населению готовых лекарственных препаратов (в том числе гомеопатических препаратов) по рецептам и без рецептов врача, учреждениям здравоохранения по требованиям или заявкам;

- изготовление лекарственных препаратов по рецептам врачей и требованиям учреждений здравоохранения, изготовление внутриаптечной заготовки в соответствии с утвержденными прописями и фасовку лекарственных препаратов и лекарственного растительного сырья с последующей их реализацией;

- отпуск лекарственных препаратов бесплатно или со скидкой отдельным группам населения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и на основании заключенных договоров с территориальными органами управления здравоохранением, лечебно-профилактическими учреждениями и страховыми компаниями;

- реализацию лекарственного растительного сырья в заводской упаковке; изделий медицинского назначения (в частности, предметов ухода за больными, изделий медицинской техники, в том числе профилактического назначения, диагностических средств, лечебно-профилактического белья, чулочных изделий, бандажей, предметов ухода за детьми, аптечек первой медицинской помощи и других); дезинфицирующих средств; предметов (средств) личной гигиены (в частности, средств ухода за кожей, волосами, ароматических масел и других); оптики (в частности, готовых очков, средств по уходу за очками и других); минеральных вод (натуральных и искусственных); лечебного, детского и диетического питания (в частности, пищевых добавок лечебного и профилактического назначения и других); косметическую и парфюмерную продукцию (далее - товары, разрешенные к отпуску из аптечных организаций);

- отпуск предметов через пункт проката в соответствии с установленным порядком;

- предоставление населению необходимой информации по надлежащему использованию и хранению лекарственных препаратов в домашних условиях; оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения;

- предоставление медицинским работникам учреждений здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и др. необходимой информации об имеющихся в аптеке лекарственных препаратах, а также о новых лекарственных препаратах;

- оказание первой медицинской помощи;

- оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения.

Аптечный пункт:

- реализацию населению готовых лекарственных препаратов без рецептов врача и по рецептам врача (за исключением наркотических средств и психотропных веществ); реализацию лекарственного растительного сырья в заводской упаковке, изделий медицинского назначения, предметов (средств) личной гигиены;

- изготовление лекарственных препаратов по рецептам врача, изготовление внутриаптечной заготовки в соответствии с утвержденными прописями и фасовку лекарственных препаратов с последующей их реализацией;

- отпуск лекарственных средств бесплатно или со скидкой отдельным группам населения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и на основании заключенных договоров с территориальными органами управления здравоохранением, лечебно-профилактическими учреждениями и страховыми компаниями;

- предоставление населению необходимой информации по надлежащему использованию и хранению лекарственных препаратов в домашних условиях; оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения;

- предоставление медицинским работникам учреждений здравоохранения, просвещения, социального обеспечения необходимой информации об имеющихся в аптечном пункте лекарственных препаратах, а также о новых лекарственных препаратах;

- оказание первой медицинской помощи.

Аптечный киоск:

- реализацию населению лекарственных препаратов без рецепта врача; реализацию расфасованного лекарственного растительного сырья в заводской упаковке, изделий медицинского назначения, предметов (средств) личной гигиены;

- предоставление населению необходимой информации по надлежащему использованию и хранению лекарственных препаратов в домашних условиях;

- оказание первой медицинской помощи.

Аптечный магазин:

- реализацию населению лекарственных препаратов без рецепта врача; реализацию расфасованного лекарственного растительного сырья в заводской упаковке, изделий медицинского назначения, предметов (средств) личной гигиены;

- предоставление населению необходимой информации по надлежащему использованию и хранению лекарственных препаратов в домашних условиях;

- оказание первой медицинской помощи.

Аптечная организация реализует лекарственные препараты, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке или изготовленные в аптечной организации по рецептам врачей или требованиям учреждений здравоохранения (аптеке, аптечном пункте).

Определение временного интервала

При проведении обзора состояния конкурентной среды на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами проводится изучение сложившихся характеристик товарного рынка, ретроспективный обзор состояния конкурентной среды на указанном товарном рынке за 2008 год.

 

Определение продуктовых границ

Товаром исследуемого рынка являются услуги розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами.

Учитывая то, что лекарственные средства, изделия медицинского назначения и сопутствующие товары, принадлежащие к определенной клинико-фармакологической группе не могут быть товарами-заменителями для лекарственных средств другой клинико-фармакологической группы (в силу своих фармацевтических характеристик и потребительского назначения лекарственное средство нельзя заменить никаким другим товаром).

В соответствии со статьей 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации к розничной торговле относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами , в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт, на основе договоров розничной купли-продажи. При этом к розничной торговле не относится, в том числе, передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам. Таким образом, передача лекарственных средств по льготным (бесплатным) рецептам (ДЛО) не относится к изучаемым услугам.

В соответствии с «Общероссийским классификатором видов экономической деятельности» (Russian Classification of Economic Activities ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1, дата введения 01.01.2003), утвержденным Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метеорологии от 06.11.2001 № 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД» определены продуктовые границы товарного рынка: розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами (код 52.3).

На основании изложенного, а также исходя из целей настоящего обзора, определены продуктовые границы исследуемого товарного рынка: услуги розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в соответствии с кодом ОКВЭД 52.3.

 

Определение географических границ

Процедура определения географических границ территории, на которой покупатель (покупатели) приобретает или имеет экономическую возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами, включает: предварительное определение географических границ товарных рынков, условия обращения товара и определение территорий, входящих в географические границы исследуемого рынка.

Хозяйствующие субъекты, имеющие лицензии на осуществление предпринимательской деятельности на изучаемом рынке являются предприятиями розничной торговли всех форм собственности (аптеки, аптечные пункты, аптечные киоски, аптечные магазины) и ведут свою деятельность на всей территории Республики Тыва

Территория Республики Тыва включает 19 муниципальных образований: Бай-Тайгинский район, Барун-Хемчинский район, Дзун-Хемченский район, Каа-Хемский район, Кызылский район, Монгун-Тайгинский район, Овюрский район, Пий-Хемский район, Сут-Хольский район, Тандинский район, Тере-Хольский район, Тес-Хемский район, Тоджинский район, Улуг-Хемский район, Чаа-Хольский район, Чеди-Хольский район, Эрзинский район, г. Кызыл, г. Ак-Довурак.

Обзор услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами проводится на территории - в географических границах, определенных административной территорией Республики Тыва.

 

Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на изучаемом товарном рынке, включены хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в его границах в 2008 году. Фармацевтический рынок республики представленв основном одиночными аптечными учреждениями и только 4 хозяйствующих субъекта имеют аптечную сеть из 2-3 объектов.

На территории Республики Тыва на исследуемом товарном рынке действовало 67 аптечных объекта, оказывающих услуги розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на основании лицензии на фармацевтическую деятельность. Формы собственности: государственные, муниципальные аптечные учреждения, частные (обшества с ограниченной ответственностью, индивидуальные предприниматели). Из общего числа аптек и аптечных пунктов, киосков 22,4 процента относятся к государственной и муниципальной форме собственности или 15 аптечных учреждений, остальные 77,6 процента являются частными аптечными учреждениями — 52 объекта.

Наибольшее количество аптек действовало на территории муниципального образования «городской округ — город Кызыл» - 30 аптек и аптечных киосков, в остальных муниципальных образованиях количество аптек колеблется от 1 до 5 в одном муниципалитете.

По сравнению с 2007 годом в 2008 году количество действующих аптечных учреждений сократилось на 23 объекта, из них государственной и муниципальной формы собственности — 3, частных апктек — 20. Причиной послужило окончания действия выданной лицензии на услуги розничной торговли лекарственными средствами, а также продажей государственных и муниципальных аптек. Вновь созданных в 2008 году — 4 аптечных учреждения.

Поскольку лекарственные средства, изделия медицинского назначения и сопутствующие товары являются товарами постоянного и массового спроса, то конечными потребителями являются розничные покупатели (физические лица).

 

Сведения о хозяйствующих субъектах, имеющих лицензии на оказание услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими

товарами на территории Республика Тыва в 2008 году

 

Наименование

 Адрес 

Примечание

1

ООО "Аржаана-Фарм"

667009, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Московская, 104
667009, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ленина,43

 

2

3

ОАО "ГААО-2"

667007, г. Кызыл, ул. Оюна Курседи, д.54

 

4

ООО "Sen-Gi"

667003, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кечил-оола, 18

Истек срок лицензии

5

ООО "МАНЛА"

667003, г. Кызыл, ул. Кечил-оола, д. 18-1

 

6

ООО "Аржаан"

667011, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Лопсанчапа, 27

 

7

ООО "Три медведя"

667002, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Правобережная, 10

Истек срок лицензии

8

ООО "Идегел"

667003, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кечил-оола, 7-1

 

9

ООО "Фармаком"

667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Красноармейская, 102

Истек срок лицензии

10

ООО "Стрела"

667901, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Красноармейская, 127

 

11

ООО "Ваше здоровье"

668050, Республика Тыва, Барун-Хемчинский кожуун, г. Ак-Довурак,
ул. Молодежная, 15-1

 

12

МУП Аптека № 1 Тоджинского кожууна

668530, Республика Тыва, Тоджинский кожуун, с. Тоора-Хем,
ул. Дружбы, 13
 
 

13

ООО "Айдыс"

668051, Республика Тыва, Барун-Хемчинский кожуун, г. Ак-Довурак,
ул. 50 лет ВЛКСМ, 3-48

 

14

ООО "Здоровье"

667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Дружбы, 44

Истек срок лицензии

15

ООО "Аюрведа"

688410, Республика Тыва, Каа-Хемский кожуун,
с. Сарыг-Сеп, ул. Енисейская, 137
 
 

16

ООО "Каа-Хемский универсальный магазин"

667901, Республика Тыва, Каа-Хемский кожуун,
п. Каа-Хем, ул. Шахтерская, 82

Закрытие торгового предприятия

17

ООО "Буяна"

668130, Республика Тыва, Овюрский район,
с. Хандагайты, ул. Октябрьская, 29
 
 

18

ООО "Аптекарь"

668110, Республика Тыва, Дзун-Хемчинский кожуун, г. Чадан,
ул. Ленина, 49
Досрочно прекращена деятельность
 

19

МУП "Аптека № 15"

668010, Республика Тыва, Бай-Тайгинский кожуун,
с. Тээли, ул. Гагарина, 4
 
 

20

МУП "Аптека № 20" г. Кызыла

667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ленина, 24

 

21

МУП "Аптека № 3" г. Турана

668510, Республика Тыва, Пий-Хнмчинский кожуун, г. Туран,
ул. Ленина, 110

Продана в мае 2008 г. на аукционе.

22

МУП "Аптека № 1" г. Кызыла

667005, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, 137

 

23

ООО "Таки"

667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ленина, 45 пом.1-9

 

24

МУЗ Тандынская Центральная кожуунная больница

668310,Республика Тыва,Тандынский район, с.Бай-Хаак, ул.Советская,112

 

25

ООО "Амитаюс"

667000, Республика Тыва, г. Кызыл, Кочетова, 95-1

 

26

ООО "Танды-Уула"

668330, Республика Тыва, Чеди-Хольский кожуун, п. Хову-Аксы,
ул. Спортивная, 11 "а"
 
 

27

ООО "Гелиос"

668210, Республика Тыва, Улуг-Хемский кожуун, г. Шагонар,
ул. Дружбы, 59 литер Б
 
 

28

ООО "Шенне"

668221, Республика Тыва, Чаа-Хольский кожуун, с. Чаа-Холь,
ул. Ленина, 8б
 
 

29

ГУП "Республиканская оптовая аптечная база" РТ

667007, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Оюна Курседи, 71
667007, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Гагарина,44

 

30

31

МУП "Кызылфарм" г. Кызыла

667001, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Дружбы, 5

Досрочно прекращена деятельность

32

ООО "Энчая"

667901, Республика Тыва, п. Каа-Хем, ул. Шахтерская, д.4, пом. № 26

 

33

ООО "Ремикс"

667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Красноармейская, д. 102, пом. 33

 

34

Тере-Хольское кожуунное потребительское общество

667903, Республика Тыва, с. Кунгуртуг, ул. Карла Маркса, д. 66

 

35

ООО "Артыш"

668050, Республика Тыва, Барун-Хемчинский кожуун, г. Ак-Довурак,
ул. Дружбы, 27

 

36

ООО "Надежда"

668210, Республика Тыва, Улуг-Хемский кожуун, г. Шагонар,
ул. Дружбы, д.55 пом. № 9
 
 

37

ООО "Улу"

667000 г. Кызыл, ул. Комсомольская, д. 23

 

38

ООО "Медстар"

667009, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Московская, 107/1

Досрочно прекращена деятельность

39

ГУП РТ магазин "Оптика"

667005, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, 137

Прекращена деятельность

40

ООО "Буянныг"

667003, Республика Тыва, г.Кызыл, ул. Кечил-оола, д.2а

Досрочно прекращена деятельность

41

ООО ПФК "Кристалл-Фарма"

667002, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Набережная, 38

 

42

ГРУЗ "Противотуберкулезный диспансер"

667002, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Оюна Курседи, 159

Не осуществляет розничную продажу

43

МУЗ "Барун-Хемчинская ЦКБ"

668040, Республика Тыва, Барун-Хемчинский кожуун, с. Казыл-Мажалык,
ул. Х.Н.Чургуй-оола,38

 

44

МУЗ "Улуг-Хемская ЦКБ"

668210, Республика Тыва, Улуг-Хемский кожуун, г. Шагонар,
ул. Октябрьская, 46
 
 

45

ИП К...

667007, Республика Тыва, г. Кызыл, ул.Каменистая, д. 15

Истек срок лицензии

46

ИП О...

668118, Республика Тыва, Сут-Хольский район, с. Суг-Аксы, ул. Чогаалчылар, д.60

 
 

47

ООО "Ваше здоровье"

668050, Республика Тыва, г. Ак-Довурак, ул. Юбилейная, д.5-2

 

48

ИП К...

667003, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Калинина, д.8-59

 

49

ИП Д...

668020, Республика Тыва, Монгун-Тайгинский район, с. Мугур-Аксы,
ул. Саны-Шири, д. 53

Истек срок лицензии

50

ИП Д...

668045,Барун-Хемчикский район, с.Кызыл-Мажалык,ул. Буян-Бадыргы,54

Прекращена деятельность

51

ИП М...

668410,Республика Тыва,Каа-Хемский район, с. Сарыг-Сеп,ул.Дружбы, 70

Истек срок лицензии

52

ИП О...

668210, Республика Тыва, г. Шагонар, ул. Октябрьская, д.36-2

Прекращена деятельность

53

ИП К...

668310, Республика Тыва, с. Бай-Хаак, ул. Советская, д.81

 

54

ИП С...

668110, Республика Тыва, г. Чадан, ул. Ленина, д.35

 

55

ИП М...

668110, Республика Тыва, г. Чадан, ул. Победы, д.5

 

56

ИП П...

668342, Республика Тыва, с. Балгазын, ул. Советская, д.86

 

57

ИП Д...

668380, Республика Тыва, с. Эрзин, ул. Комсомольская, д.11

 

58

ИП К...

667005, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, д.99
667003, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Калинина, 3
 

 

59

ИП О...

668210, Республика Тыва, г. Шагонар, ул. Октябрьская, д.7

 

60

ИП Д...

668110, Республика Тыва, г. Чадан, ул. Чурмет-Дажы, д. 124

Прекращена деятельность

61

ИП О...

668051, Республика Тыва, г. Ак-Довурак, ул. Юбилейная, д. 7-2

Прекратила деятельность

62

ИП О...

667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Красноармейская, д. 137

 

63

ИП Н...

668360, Республика Тыва, с. Самагалтай, ул. Амбын Нояна, д.11

Прекращена деятельность

64

ИП В...

667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Комсомольская, д.14а

Прекращена деятельность

65

ИП К...

668010, Республика Тыва, с. Тээли, ул. Ленина, д. 31 стр. литер Б, кв.2

 

66

ИП Ч...

667003, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ооржака Лопсанчапа, 15 пом. 1-9

 

67

ИП Л...

667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, д. 35 пом. 41,41а,42

 

68

ИП Х...

668380, Республика Тыва, с. Эрзин, ул. Иргита Шагдыржапа, д.24 пом.1-4

 

69

ИП Е....

667001, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Дружбы, д.11 пом. 1-13

 

70

ИП О...

668510, Республика Тыва, г. Туран, ул. Кочетова, д.15/1

 

71

ИП Д.-К.

667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, д.2 пом. 1-6

 

72

ИП Г...

668400, Республика Тыва, с. Сарыг-Сеп, ул. Енисейская, д. 148

 

73

ИП К...

668530, Республика Тыва, с. Тоора-Хем, ул. Советская, д.34, пом. № 23

 

74

ИП О...

668110, Республика Тыва, г. Чадан, ул. Чурмет-дажы, д. 97, стр. литер А

 

75

ИП М...

667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Титова, д. 35

 

76

ИП С...

668510, Республика Тыва, г. Туран, ул. Горная, д. 14/3

 

77

ИП С...

667901, Республика Тыва, п. Каа-Хем, ул. Тепличная, д. 30 пом. № 5

 

78

ИП К...

667003, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Калинина, д.8 пом. 1-9

 

79

ИП И...

667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Титова, д.23 пом. 1-4

 

80

ИП С...

668210, Республика Тыва, г. Шагонар, ул. Октябрьская, д. 46, пом. № 47

 

81

ИП О...

667010, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ангарский бульвар, 27, пом. 1-10

 

82

ИП Д...

667901, Республика Тыва, п. Каа-Хем, ул. Мелиораторов, 17, стр. литер А пом. № 3,4

 

83

ИП О...

667004, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Колхозная, д. 62

 

84

ИП Ч...
 
668130, Республика Тыва, Овюрский район, с. Хандагайты,
ул. Октябрьская, д.24а
Истек срок
лицензии

85

ООО «Тайга-фарм»

668020,Республика Тыва, Монгун-Тайгинский район, с.Мугур-Аксы, ул. Саны-Шири, 48-1

 

86

ИП С...

668010, Республика Тыва, Бай-Тайгинский район, с. Тээли, ул. Степная, 3

 

87

ИП К...

668000, г.Кызыл, ул. Правобережная,10
 

 

88

МУП «Фарм-Эм» г.Кызыла
 
667001, г.Кызыл, ул. Дружба, 5
667000, г.Кызыл, ул. Оюна-Курседи 159/1

 

89

ООО «Ваше здоровье»

668045, Барун-Хемчикский район, с.Кызыл-Мажалык,
ул. Чадамба,15

 

90

ГУП «Республиканская оптовая аптечная база» Республики Тыва

668380, Эрзинский кожуун, с. Эрзин, ул. Комсомольская,11
 

 

91

ООО «Витафарм»
 

668510, Пий-Хемский кожуун, г. Туран, ул. Ленина,110

 

 

ИТОГО:

91 аптека из них:
23 прекратили деятельность
1 не осуществяет розничную продажу
4 вновь создались
ИТОГО действующих аптек: 67

 

Потребность в лекарственных средствах на территории Республики Тыва определяется рядом факторов, важнейшими из которых являются: показатель здоровья населения, платежеспособный спрос, информация о терапевтической эффективности, стоимость лекарственных средств.

 

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Расчеты общего объема исследуемого товарного рынка за рассматриваемый период времени 2008 год, в определенных географических границах - Республики Тыва, и долей хозяйствующих субъектов выполнены на основании показателя объема оказанных услуг в стоимостном выражении, действовавших на исследуемом рынке хозяйствующими субъектами.

 

 

Сведения об объемах розничной продажи лекарственных средств,

изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров, а также доля в розничном товарообороте аптек в общем объеме товарооборота в разрезе муниципальных образований Республикеи Тыва в 2008 году

 

 

Тысяч рублей

Количество аптек, аптечных пунктов, ед.

Доля хозяйствующих субъектов,%

Численность проживающего населения, тыс.чел.

примечание

Республика Тыва

292494,41

67

100,0

313,9

 

Бай-Тайгинский кожуун

2790,6

3

1,0

12,5

1 ИП не представил данных

Барун-Хемчинский кожуун

11083,7

2

3,8

12,5

 

Дзун-Хемчинский кожуун

4200,0

3

0,2

21,1

2 х\с не представили сведений

Каа-Хемский кожуун

3962,5

2

1,4

12,7

 

Кызылский кожуун

2142,9

3

0,7

24,3

Один х/с не предстаил данных

Монгун-Тайгинский кожуун

 

1

 

6,3

х/с не представил данных

Овюрский кожуун

901,4

1

0,3

8,1

 

Пий-Хемский кожуун

5017,0

3

1,7

11,2

 

Сут-Хольский кожуун

320,0

1

 

8,7

 

Тандинский кожуун

3466,81

3

1,1

13,8

 

Тере-Хольский кожуун

 

1

 

1,8

х/с не представил данных

Тес-Хемский кожуун

 

 

 

9,5

Отсутствуют данные

Тоджинский кожуун

 

2

 

6,1

х/с не представили данных

Улуг-Хемский кожуун

6391,2

5

2,2

19,5

3 х/с не представили данные

Чаа-Хольский кожуун

2188,7

1

 

6,5

 

Чеди-Хольский кожуун

2009,0

1

0,7

8,0

 

Эрзинский кожуун

 

2

 

8,6

х/с не представили данные

г. Кызыл

243675,2

30

83,3

108,3

6 х/с не представили данных

г. Ак-Довурак

10454,1

3

3,6

14,4

1 х/с н/д


 

Доли хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Республики Тыва, определены в соответствии с Методическими рекомендациями по анализу рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами (в разрезе муниципальных образований), разработанными ФАС России, и представлены в Приложениях:

Приложение 1а. Сведения о формах собственности аптечных учреждений на территории Республики Тыва.

Приложение 2а. Сведения о долях аптечных учреждений в муниципальных образованиях Республики Тыва за 2008 год.


 

Определение барьеров входа на товарный рынок

Одним из существенных факторов, влияющих на уровень концентрации на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами и поведение хозяйствующих субъектов фармацевтической отрасли, является наличие барьеров входа на указанный рынок. Барьеры являются факторами и обстоятельствами правового, организационного, технологического, экономического, финансового характера и препятствуют новым хозяйствующим субъектам вступить на исследуемый товарный рынок и на равных конкурировать с уже действующими на нем хозяйствующим субъектами, оказывающими услуги розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами.

Из рассматриваемых барьеров входа на фармацевтический рынок республики, экономические ограничения являются наиболее непреодолимыми для малых хозяйствующих субъектов. Также препятствием входа на рынок услуг розничной продажи лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения являются административные барьеры. Данные барьеры входа на фармацевтический рынок республики служат существенным фактором для входа новых хозяйствующих субъектов.

Экономические барьеры сводятся к:

  • низкой платежеспособности населения, проживающего в сельской местности с одновременным увеличением цен на лекарственные средства, препараты медицинского назначения и сопутствующие товары, зачастую не позволяющей использовать в процессе лечения новые дорогие препараты;

  • отдаленности республики от других развитых регионов, особенно труднодоступные северные районы республики (Тоджинский, Тере-Хольский, Монгун-Тайгинский, часть поселений Каа-Хемского районов) и отсутствие развитой транспортной системы, в частности железной дороги;

  • недостаточности собственных оборотных средств хозяйствующих субъектов для поддержания широкого ассортимента лекарственныех средств, препаратов медицинского назначения и сопутствующих товаров;

  • сложности получения кредитных ресурсов чрез коммерческие банки;

  • повышению тарифов на коммунальные услуги, особенно электроэнергию и теплоэнергию.

Основные административные барьеры сводятся в получении лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, в частности:

  • завышенные требования и условия к хозяйствующим субъектам, желающим заняться предпринимательской деятельностью на розничном фармацевтическом рынке при получении лицензии;

  • сложность и длительность процедуры согласований и разрешений для осуществления фармацевтической деятельности в органах надзора и местного самоуправления;

  • нарушения при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

Одним из основных барьеров входа на рынок республики является недостаточное количество квалифицированных кадров в сфере фармацевтической профессии, особенно остро данная проблема ощущается в сельской местности. В республике городское население составляет 160,8 тыс. чел., сельское население — 153,1 тыс. чел.

Основными проблемами функционирования фармацевтического рынка на территории Республики Тыва является отсутствие отдельных наименований жизненно-важных лекарственных средств в целом на российском рынке, что создает трудности в обеспечении населения, нуждающегося в этих лекарственных средствах и учреждений здравоохранения данными лекарственными средствами.

Обеспечение лечебно-профилактических учреждений и населения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами является основополагающей частью системы здравоохранения и рассмотрена в настоящем анализе как самостоятельная отрасль со всеми особенностями, характерными для процессов производства. Однако в настоящее время возникают противоречия между государственными и социальными гарантиями, так как медицинское обеспечение является сложным вопросом из-за ряда факторов:

- постоянно возрастает роль медикаментозной и технической составляющих в лечебно-диагностическом процессе;

- увеличивается номенклатура лекарственных средств на изучаемом рынке, в том числе появляется количество аналогичных по действию препаратов и приборов, значительно различающихся по стоимости;

- появляются новые поставщики лекарственных средств, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров, осуществляющих агрессивную стратегию продвижения своих товаров на рынок;

- не снижается количество низкокачественных отечественных и импортных лекарств;

- хозяйствующие субъекты, действующие на рынке не обладают возможностью получения полных и качественных сведений о товарах ввиду большого количества новых торговых наименований;

- возрастает уровень коммерциализации системы лекарственного обращения и как следствие возрастает их цена, что обусловлено возрастающим спросом на данную продукцию, вызванным состоянием здоровья населения, распространением самолечения и субъективной безвыходностью ситуации, вынуждающей приобретать лекарственные средства;

- в республике отсутствует единый информационный центр по контролю за розничной реализацией лекарственных средств, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров.

Степень открытости рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Республики Тыва напрямую зависит от государственного регулирования отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров.

Указанные барьеры входа на фармацевтический рынок и факторы, влияющие на развитие конкуренции повлияли в 2008 году на уход с рынка 25 процентов хозяйствующих субъектов и открыли деятельность только 4 субъекта. Основная доля ухода с рынка хозяйствующих субъектов — это частные малые одиночные аптечные учреждения, 11 индивидуальных предпринимателей и 9 юридических лиц, в том числе в сельской местности прекратили деятельность 8 хозяйствующих субъектов и в отдельных муниципальных образованиях услуги розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения стали оказываться единственным хозяйствующим субъектом.

 

Определение уровня концентрации товарного рынка

Для оценки уровня конкуренции необходимо рассчитать коэффициент рыночной концентрации СR. В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации CR выделяются три уровня концентрации рынка: высокий (при CR от 70 % до 100%), умеренный (при CR от 45% до 70%), и низкий (при CR менее 45 %).

Показатели рыночной концентрации дают возможность сделать предварительную оценку степени монополизации рынка, равномерности (или неравномерности) присутствия на нем хозяйствующих субъектов.

Коэффициент рыночной концентрации на изучаемом товарном рынке Республики Тыва является высоким — свыше 70 %.

 

Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

На территории Республики Тыва отмечен неравномерный уровень конкуренции аптечных учреждений в зависимости от численности населения, проживающего в муниципальных образованиях и количества объектов аптечных услуг. В большинстве муниципальных образованиях совершенно отсутствует конкурентная среда, где находится одна аптека или аптечный пункт: Монгун-Тайгинский, Овюрский, Тере-Хольский, Тес-Хемский, Сут-Хольский, Чаа-Хольский, Чеди-Хольский районы. Соответственно, рынок в указанных муниципальных образованиях относится к монополизированному. На развитие здоровой конкурентной среды в данных муниципальных образованиях оказывает низкая численность проживающего населения, как следствие низкий уровень платежеспособного спроса, так как районы полностью являются сельскохозяйственного направления.

В 4 муниципальных образованиях — Барун-Хемчикский, Каа-Хемский, Тоджинский, Эрзинский районы, действует по 2 хозяйствующих субъекта.

В 6 муниципальных образованиях - Бай-Тайгинский, Дзун-Хемчикский, Кызылский, Пий-Хемский, Тандинский районы, город Ак-Довурак, осуществляют деятельность по 3 хозяйствующих субъекта.

Но следует отметить, что во всех перечисленных муниципальных образованиях с численностью населения менее 100 тысяч человек, преобладает частная форма собственности аптечных учреждений. Только в Бай-Тайгинском, Барун-Хемчикском, Тандинском, Тождинском муниципальных районах действует по 1 муниципальной аптеки при Центральных районных больницах.

Рынок аптечных учреждений республики представлен одиночными хозяйствующими субъектами, не входящими в аптечные сети, в том числе крупные с других регионов.

Данные показатели свидетельствуют о высокой концентрации исследуемого рынка республики.

 

Соотношение численности населения муниципальных образований республики

и количества аптечных учреждений

 

Муниципальное образование

Количество аптек, аптечных киосков, шт.

Численность населения, тыс. чел.

Соотношение жителей на 1 аптеку, тыс. чел.

Республика Тыва

67

313,9

в т.ч. городское — 160,8

сельское - 153,1

4,69

Бай-Тайгинский кожуун

3

12,5*

4,17

Барун-Хемчинский кожуун

2

12,5*

6,25

Дзун-Хемчинский кожуун

3

21,1

в т.ч. городское — 10,4

сельское — 10,7

7,0

Каа-Хемский кожуун

2

12,7*

6,35

Кызылский кожуун

3

24,3

в т.ч. городское — 11,0

сельское — 13,3

8,1

Монгун-Тайгинский кожуун

1

6,3*

6,3

Овюрский кожуун

1

8,1*

8,1

Пий-Хемский кожуун

3

11,2

в т.ч. городское — 5,3

сельское — 5,9

3,73

Сут-Хольский кожуун

1

8,7*

8,7

Тандинский кожуун

3

13,8*

4,6

Тере-Хольский кожуун

1

1,8*

1,8

Тес-Хемский кожуун

 

9,5*

9,5

Тоджинский кожуун

2

6,1*

3,05

Улуг-Хемский кожуун

5

19,5

в т.ч. городское — 11,4

сельское — 8,1

3,9

Чаа-Хольский кожуун

1

6,5*

6,5

Чеди-Хольский кожуун

1

8,0*

8,0

Эрзинский кожуун

2

8,6*

4,3

г. Кызыл

30

108,3 (городское)

3,61

г. Ак-Довурак

3

14,4 (городское)

4,8

* муниципальные образования сельского направления.

 

Как видно, из соотношения действующих аптечных учреждений в муниципальных образованиях к количеству проживающего населения, уровень обеспеченности населения республики аптечными услугами с высокой плотностью отмечен в Пий-Хемском, Тере-Хольском, Тоджинском, Улуг-Хемском районах, городе Кызыле.

В Бай-Тайгинском, Тандинском, Эрзинском районах, городе Ак-Довураке уровень обеспеченности аптеками находится в нормальном режиме. В таких муниципальных образованиях как Барун-Хемчикский, Дзун-Хемчикский, Каа-Хемский, Кызылский, Монгун-Тайгинский, Овюрский, Сут-Хольский, Тес-Хемский, Чаа-Хольский, Чеди-Хольский районы выявлен недостаток аптечных учреждений.

В целом по республике фармацевтический рынок имеет недостаточность в аптечных услугах, неравномерность их оказания по населенным пунктам, что соответственно приводит к выводу высококонцентрированного рынка.

 

Вывод

По результатам обзора рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в Республике Тыва установлено, что в 2008 году долю в размере 44,8% занимал город Кызыл. Кроме того, можно сделать вывод о том, что рынок услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в Республике Тыва является рынком с недостаточно развитой конкуренцией.

Высокий уровень концентрации товарного рынка наблюдается в следующих муниципальных образованиях Республики Тыва: Эрзинском, Каа-Хемском, Тоджинском, Сут-Хольском, Пий-Хемском, Улуг-Хемском, Монгун-Тайгинском, Овюрском, Барун-Хемчикском, Чеди-Хольском, Чаа-Хольском, Тес-Хемском, Тере-Хольском районах. В указанных муниципальных образованиях действует по 1-2 аптеки, одна из которых является муниципальной. В таких муниципальных образованиях как Монгун-Тайгинский, Овюрский, Сут-Хольский, Тере-Хольский, Чеди-Хольский, Чаа-Хольский, Тес-Хемский районы, рынок представлен одной частной аптекой или аптечным пунктом, что свидетельствует о монополизации рынка и включения в реестр хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке аптечных услуг с долей более 35 процентов.

Следует отметить, что в ряде муниципальных образований в Республике Тыва рынок характеризуется неравномерностью присутствия хозяйствующих субъектов, которые сосредоточены преимущественно в районных центрах, таким образом, имеется потенциал входа на изучаемый товарный рынок новых хозяйствующих субъектов.