Анализ рынка по оказанию услуг по демонстрации кинофильмов на территории Республики Тыва

 

Утверждаю:

Руководитель Тывинского

УФАС ______ О.М. Долгих

«28» сентября 2009 г.

 

Анализ и оценка конкурентной среды на рынке по оказанию услуг по демонстрации кинофильмов на территории Республики Тыва.

  •  
  •  
  • Анализ проведен в соответствии с порядком проведения анализа и
  • оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108.
  •  
  • Источники исходной информации.

При исследовании  рынка  услуг по демонстрации кинофильмов  в качестве исходной информации, для определения перечня  хозяйствующих субъектов, осуществляющих демонстрацию кинофильмов в Республике Тыва, были использованы сведения,  полученные от Министерства культуры и информационной политики Республики Тыва.

 

Цель исследования – определение состояния конкурентной среды на рынке услуг по демонстрации кинофильмов.

  •  
  •  

III. Определение временного интервала исследования товарного

рынка.

В данном исследовании принимается временной интервал – 2008-2009г.

 

IV. Определение продуктовых границ товарного рынка.

Услуги по демонстрации кинофильмов – код по ОКДП - 9212. Кинопродукция является неотъемлемой и определяющей частью кинорынка. Следуя маркетинговой концепции, действия производителей кинопродукции и посредников должны быть, направлены на удовлетворение культурных потребностей и обеспечение досуговой деятельности населения.

Киносеанс предполагает прямой контакт со зрителем. Демонстрация фильма в кинотеатре ограничивается числом зрительских мест в кинозале и временем сеансов. Кинопрокатная организация при выборе кинотеатра для проката картины большое значение придает качеству услуг: популярностью пользуются кинотеатры, в которых установлена система звука “долби-стерео” и где удобно и комфортно чувствует себя зритель.

Специфика кинопродукции как объекта маркетинга состоит в том, что каждый канал распределения предоставляет один и тот же ключевой товар (фильм), но в разнообразных формах его доведения до потребителя. Зрители сообразно предложению рынка оценивают свои финансовые возможности, наличие свободного времени и желания. И если раньше поход в кинотеатр был массовым увлечением населения, то теперь менее обеспеченные граждане не могут себе позволить посмотреть фильм в современно обустроенном кинотеатре.

Социологи и экономисты в области отечественной киноиндустрии утверждают, что наиболее статистически значимой, экономически состоятельной и полноценной аудиторией кинотеатров на сегодняшний момент являются студенты и молодые люди со средним и выше среднего уровнями дохода. Основная возрастная категория, посещающая кинотеатры, это люди от 14 до 34 лет. Посещение современных кинокомплексов становится модным развлечением. Наметившаяся тенденция станет реальностью нашей жизни, если будет создано большое количество кинотеатров нового типа - мультиплексов, которые охватят широкий круг потенциальных зрителей и обеспечат доступность проведения досуга таким способом. Повзрослев, молодое поколение не захочет отказаться от сложившихся привычек и, возможно, тогда кинотеатр станет местом и семейного отдыха.

Таким образом, продуктовыми границами товарного рынка являются услуги по демонстрации кинофильмов.

 

 

V. Определение географических границ товарного рынка и определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

Тывинское УФАС России провело исследование кинотеатров на территории Республики Тыва, в том числе по городу Кызылу и выявило.

Из представленной информации Министерства культуры и информационной политики Республики Тыва на территории Республики Тыва в городе Кызыле в 2008-2009г. зарегистрировано 2 кинотеатра:

- кинотеатр «Найырал»

- кинотеатр «Отчугаш»

26 июня 2008 года на основании Постановления Правительства Республики Тыва от 26.06.2008г. № 399, в целях повышения эффективности использования государственного имущества и в связи с необходимостью реконструкции здания кинотеатра «Найырал», помещение кинотеатра передано в частные руки Обществу с ограниченной ответственностью «Найырал» на праве аренды сроком на 10 лет. Ориентировочный срок открытия кинотеатра «Найырал» после реконструкции 20 октября 2009 года.

29 июня 2009г. помещение кинотеатра «Отчугаш» передано на основании Закона Республики Тыва «Об управлении государственной собственностью Республики Тыва», постановления Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва от 15 мая 2009 года № 1463 ЗП-II «Об утверждении перечня объектов, безвозмездно передаваемых из государственной собственности Республики Тыва в собственность округа «Город Кызыл Республики Тыва» и распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений РТ от 29 июня 2009г. № 373-р «О передаче здания кинотеатра «Отчугаш» в собственность городского округа «Город Кызыл Республики Тыва». Это здание передали на баланс муниципального автономного учреждения «Центр русской культуры» г. Кызыла. На базе этого учреждения, услуги по демонстрации кинофильмов отсутствуют.

Таким образом, на территории города Кызыла существует 1 хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность услуг по демонстрации кинофильмов - кинотеатр «Найырал». С 2008 года ведется капитальный ремонт в здании кинотеатра. Ориентировочный срок открытия кинотеатра после реконструкции - 20 октября 2009 года.

Следовательно, хозяйствующим субъектом на рассматриваемом товарном рынке является - кинотеатр «Найырал».

  •  

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих

  • субъектов на рынке

Доля хозяйствующего субъекта ООО «Найырал» в 2008-2009 году составила 100 %, т.к. на территории города Кызыла отсутствуют хозяйствующие субъекты, занимающиеся услугами по демонстрации кинофильмов.

Коэффициент рыночной концентрации CR3, определяемый как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) хозяйствующего субъекта, действующего на данном рынке, равен 100%.

Исходя из того, что индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) определяется как сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженная в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, то индекс составил 10000.

  Учитывая, что коэффициент рыночной концентрации CR3=100%, а индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) больше 2000 и равен 10000, то уровень концентрации рынка услуг по демонстрации кинофильмов высокий.  

Следовательно, рассматриваемый рынок является высококонцентрированным.

 

VII. Определение барьеров входа на товарный рынок

Не существенным административным барьером является право входа на товарный рынок, т.к. как на территории города Кызыла только один хозяйствующий субъект, занимающий 100% долю на товарном рынке по услуге демонстрации кинофильмов.

 

VIII. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Исходя из уровня концентрации данного товарного рынка, не существует барьеров для входа на него, так как существует только один хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по демонстрации кинофильмов на территории города Кызыла.

Таким образом, можно сделать вывод, что рынок услуг по демонстрации кинофильмов на территории города Кызыла является высококонцентрированным.

Специалист 1 разряда

отдела антимонопольного контроля

и рекламы Тывинского УФАС России О.В. Агапова