Аналитический обзор состояния конкуренции на рынках услуг по авиатопливообеспечению в аэропортах Республики Тыва.

                                                                                                                    Утверждаю:

                                                                                                                                                         Руководитель Тывинского УФАС

                                                                                                                                      России    О.М. Долгих

                                                                                                                                        "10" сентября 2009 г.

Аналитический обзор состояния конкуренции на рынках услуг по авиатопливообеспечению в аэропортах Республики Тыва

 

Целью настоящего обзора является оценка конкурентной среды на локальных рынках в сфере авиатопливообеспечения в аэропортах Республики Тыва.

Обзор проводится за период - 2008 год и 1 полугодия 2009г.

Деятельность в сфере авиатопливообеспечения регулируется Воздушным кодексом Российской Федерации, другими нормативными актами, регулирующими деятельность в области гражданской авиации; стандартами и техническими условиями, в т.ч  на применяемые авиаГСМ и методы их испытаний; нормативными правовыми актами, методическими документами и материалами федерального органа исполнительной власти в области гражданской авиации и его территориальных органов, в т.ч.

- Приказ Минтранса России от 18.04.2000 № 89 «Об утверждении Федеральных авиационных правил. Сертификационные требования к организации авиатопливообеспечения воздушных перевозок»

-   Приказ Минтранса России от 02.10.2000 № 110 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации»

 

         В целях настоящего обзора товар - это услуги по авиатопливообеспечению воздушных перевозок (прием авиаГСМ и специальных жидкостей на склад аэропорта; хранение авиаГСМ и специальных жидкостей; подготовка и выдачу авиаГСМ и специальных жидкостей на заправку; заправка авиаГСМ и специальных жидкостей в воздушные суда).

         Организации, обеспечивающие авиатопливообеспечения воздушных перевозок, могут выполнять как весь комплекс указанных работ (услуг), так и только их часть.

         В интересах исследования рынок авиатопливообеспечения рассматривается как локальный, то есть географическими границами товарного рынка принимаются границы аэропорта на территории г. Кызыла Республики Тыва .

         Продуктовыми границами товарного рынка соответственно являются работы (услуги) по авиатопливообеспечению воздушных перевозок в аэропорту г. Кызыла Республики Тыва.

 

Краткое описание локального рынка (аэропортов):

         Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва образовано с 01.07.2008 года, ранее территория республики была подведомственна Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю. Решение организационно-технических и кадровых вопросов в течении 2 полугодия не представило возможным провести анализ состояния конкуренции на рынках авиатоплива. Работа начата только с октября 2008 года.

В 2008 году на территории республики действовало 3 организации: ФГУП «ТуваАвиа», ООО «ПКФ Катэкавиа», ООО «АэроГео». Состояние конкуренции среди поставщиков авиакеросина и услуг топливозаправочных организаций на территории отсутствуют, так как в течении 2008 года осуществление регулярных рейсов не производилось в другие регионы России, кроме двух -разового в неделю по маршруту Красноярск-Кызыл-Красноярск привлекаемыми авиакомпаниями других регионов, в том числе авиакомпанией «Кубанские авиалинии».

Ранее действующее ФГУП «ТуваАвиа»  с ноября 2008 г.  на основании Решения Арбитражного суда Республики Тыва  объявлено банкротом и открыто конкурсное производство. На его базе создано предприятие ГУП «Аэропорт Кызыл», учредитель Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва. «ГУП Аэропорт» г. Кызыла находится примерно в 10 километрах от города.

С января 2009 года по  настоящее время в (из) республику авиарейсов не осуществляется, кроме 2 раз в неделю авиарейса Красноярск-Кызыл-Красноярск, осуществляемый ООО «АэроГео» (г. Красноярск») и ООО «Новосибирск Авиа» (г. Новосибирск). Соответственно перевозчиком пассажиров и грузов ГУП «Аэропорт Кызыл» не является. 

 

Участники локального рынка:

         На территории аэропорта города Кызыла услуги по авиатопливообеспечению осуществляет ГУП «Аэропорт Кызыл».

          Состояние конкуренции среди поставщиков авиакеросина и услуг топливозаправочных организаций на территории отсутствует, так как в течении 2008 года и 1 полугодия 2009 года, осуществление регулярных рейсов не производилось в другие регионы России, кроме двух- разового в неделю по маршруту Красноярск-Кызыл-Красноярск привлекаемыми авиакомпаниями других регионов. Поставки авиатоплива в 2008 году в аэропорт города Кызыла производились двумя хозяйствующими субъектами ИП Магеря А.А. (г. Абакан Республика Хакасия) и ООО «ПКФ Катэкавиа» (г. Красноярск).

В 1 полугодии 2009 года ГУП «Аэропорт Кызыл» приобретал авиакеросин в редких случаях, выбор поставщика обуславливается предложенным поставщиком (ООО «ПКФ Катэкавиа» г. Красноярск) условиями и имеющимися у предприятия возможностями.

На конкуренцию среди поставщиков авиакеросина оказывает огромное значение убыточность осуществления авиарейсов из г. Кызыла, в связи с низким количеством пассажиров. На территории республики отсутствует железная дорога, производителей нефтепродуктов, перерабатывающих заводов и оптовое звено по реализации нефтепродуктов, не имеется.         

 

 

Структура рынка. Характеристика договорных отношений.

В настоящее время рынок услуг по авиатопливообеспечению организован по трем основным схемам:

- оказывание комплексных услуг с использованием собственного (приобретенного ТЗК) авиатоплива;

- оказывание авиакомпаниям услуги по хранению авиатоплива, приобретенного авиакомпаниями;

- оказывание поставщикам авиатоплива услуги по хранению принадлежащего им авиатоплива и заправке воздушных судов авиакомпаний, с которыми у поставщиков нефтепродуктов заключены договоры на поставку авиатоплива в аэропорт.

ГУП «Аэропорт Кызыл» осуществляет услугу авиатопливообеспечения по схеме оказывания поставщикам авиатоплива услуги по хранению принадлежащего им авиатоплива и заправке воздушных судов авиакомпаний, с которыми у поставщиков нефтепродуктов заключены договоры на поставку авиатоплива в аэропорт. Договор купли-продажи заключен с ООО «ПКФ Катэкавиа» (г. Красноярск) 02.02.2009г. Авиакеросин ГУП «Аэропорт Кызыл» приобретает в редких случаях, выбор поставщика обуславливается предложенными поставщиком условиями и имеющимися у предприятия возможностями.

На территории Республики Тыва нефтяные компании и оптовые поставщики авиатоплива отсутствуют.

         Доступ авиакомпаниям и нефтяным компаниям к хранению собственного авиатоплива в границах аэропорта города Кызыла предоставляется на основании заключенных договоров поставки, хранения и выдачи авиатоплива воздушным судам.

Так в ноябре 2008 года был заключен договор на прием, хранение и выдачу авиатоплива на заправку судов с ООО ПКФ «КатэкАвиа» (г. Красноярск), в декабре 2008 года между ГУП «Аэропорт Кызыл» и Войсковой частью 15543 был заключен договор № 048/ГСМ-08 на прием, хранение и выдачу авиатоплива воздушным судам войсковой части.

         Авиатопливо ГУП «Аэропорт Кызыл» приобретается в объемах обусловленных предложенными поставщиком условиями и имеющимися у предприятия  возможностями, а также исходя из количества осуществляемых авиарейсов.

         Хранение авиакеросина осуществляется на базе имеющихся хранилищ ранее ФГУП «ТуваАвиа», в последующем ГУП «Аэропорт Кызыл» в незначительных количествах не более 4 тонн.

         Кроме авиакеросина Войсковая часть 15543 и  ООО «АэроГео» на территории ГУП «Аэропорт Кызыл» иного авиаГСМ не хранят.

         На территории Республики Тыва отсутствуют иные хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги по хранению авиатоплива вне административных границ аэропорта.

 

Технико-технологические характеристики ТЗК

         На территории Республики Тыва отсутствуют Топливно-заправочные комплексы.

         Способ доставки авиакеросина осуществляется грузовым автомобильным транспортом из г. Абакана (Республика Хакасия)  и г. Красноярска по федеральной автомобильной трассе М-54. Расстояние от г. Абакана до г. Кызыла 400 км, от г. Красноярска до г. Кызыла – 800 км.

 

Приобретение авиаГСМ

         Приобретение авиакеросина у поставщиков ООО ПКФ «КатэкАвиа» (г. Красноярск) и ИП Магеря А.А. (г. Абакан Республика Хакасия) осуществляется по заключенным договорам купли-продажи. Цена на товар по договору устанавливается на каждую партию соглашением сторон и оформляется приложением к договору. Оплата стоимости товара покупателем производится в порядке 100% предоплаты на основании выставленного продавцом счета, путем перечисления денежных средств на расчетный счет продавца в течении 5 (Пяти) рабочих дней после предъявления счета или иным способом по согласованию сторон. По окончании периода поставки, продавец направляет покупателю акт сверки. Содержащий сведения о переданном покупателю товаре и произведенных расчетах покупатель обязан подписать и возвратить продавцу акт сверки в течении 5 календарных дней со дня получения, либо в этот же срок направить продавцу свои возражения по акту - сверки.

         Поставка авиатоплива осуществляется без проведения процедуры торгов, в пределах суммы, установленной Центробанком России при оплате наличным расчетом.

 

Ситуация на рынке (поведение участников) Краткое описание

Жалоб участников рынка, фактов дискриминации и ущемления потребителей при оказании услуг по авиатопливообеспечению в адрес Тывинского УФАС России не поступало. Дел о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждалось.

 

Мониторинг взаимоотношений участников товарного рынка

В течение 2008 года и первого полугодия 2009 года договорные отношения участников рынка услуг по авиатопливообеспечению не изменялись.

 

Выводы и рекомендации

Уровень концентрации данного товарного рынка в Республике Тыва является высококонцентрированным.

К барьерам на указанный локальный рынок можно отнести экономические ограничения, такие как необходимость осуществления  значительных первоначальных капитальных вложений на строительство ТЗК при длительных сроках окупаемости этих вложений, низкий спрос населения на услуги авиатранспорта в связи с высокими тарифами.

Создание в аэропорту  ГУП «Аэропорт Кызыл» ТЗК не является экономи-

чески обоснованным и целесообразным при текущем объеме потребления топлива и объемов груза- и пассажироперевозок авиатранспортом.  Затраты на строительство ТЗК будут не соизмеримы с экономической выгодой от его использования в ближайшие годы. Более того, в целях скорейшей окупаемости затрат на строительство возможен рост цен как на услуги по хранению, так и стоимости самого топлива, что отразится соответственно на тарифах (ценах) грузо- и пассажироперевозок авиатранспортом.

 

Специалист 1 разряда

О.А. Агапова