Тывинское УФАС доказало нарушения республиканских властей по концессии объектов образования и культуры

Тывинское УФАС признало, что правительство Тывы и региональные министерства нарушили антимонопольное законодательство при заключении концессионных соглашений по объектам образования и культуры. Выявленные нарушения были подтверждены арбитражным судом кассационной инстанции.

В начале 2019 года региональные министерства Тывы разместили на сайте torgi.gov.ru предложения инвесторов о заключении концессионных соглашений по созданию школ, детских садов и дворца молодежи. В мае в адрес Тывинского УФАС поступили жалобы ООО «Ак-Даштыг», а также материалы прокурорской проверки на действия министерств по размещению предложений. Обращение компании и материалы прокуратуры послужили поводом для проверки действий властей республики антимонопольным органом.

В итоге УФАС установило признаки нарушения ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции в действиях правительства и региональных министерств, которые выразились в заключении концессионных соглашений в обход проведения конкурентных процедур в соответствии с 44-ФЗ. Антимонопольная служба выдала предупреждение, согласно которому власти должны расторгнуть все концессионные соглашения по инициативам. Региональные министерства не согласились с этим и обратились в арбитражный суд с требованием отменить предупреждения. Так как концессионные соглашения не были расторгнуты, УФАС возбудило дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Рассмотрение антимонопольных дел приостанавливалось до вступления в законную силу судебных актов по делам № А69-3115/2019, № А69-3122/2019, № А69-2242/2019, в рамках которых концеденты попытались оспорить выданные предупреждения УФАС. Однако по итогам рассмотрения всех трех дел суды встали на сторону антимонопольного органа и признали, что выданные предупреждения являются законными. После завершения судебных разбирательств УФАС вынесло решения, в которых подтвердило, что, заключая соглашения, стороны обошли законодательство о контрактной системе. Материалы дел были переданы уполномоченному лицу антимонопольного органа для принятия решения о возбуждении административного производства в отношении виновных должностных лиц.

При этом в рамках трех дел о нарушении антимонопольного законодательства УФАС дополнительно рассмотрело вопросы по источнику финансирования концессий и проанализировало порядки предоставления межбюджетных трансфертов по госпрограммам «Развитие образования» и «Развитие культуры и туризма», а также соглашения о предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертов бюджету Тывы в части определения целевого назначения предоставляемых средств. Ведомство выявило, что соглашением о предоставлении иного межбюджетного трансферта предусмотрена возможность направления средств на концессионные соглашения исключительно на создание дополнительных мест для детей старше 3 лет в дошкольных организациях, тогда как власти планировали создавать ясельные отделения (дети от 2 месяцев до 3 лет) детских садов. Кроме того, УФАС пришло к выводу, что соглашение о предоставлении субсидии вообще не предусматривает возможность заключения концессионного соглашения для реализации государственной программы. Эти обстоятельства обязывают власти республики применять положения 44-ФЗ, а не 115-ФЗ, т.к. строительство общеобразовательной школы, ясельного корпуса и других объектов являются государственной нуждой.

«Тывинское УФАС, принимая решения по так называемым «тувинским делам», рассмотрело одну из самых актуальных проблем, связанную с предоставлением федеральных средств на региональные концессионные проекты. Применяя ограничительное толкование, антимонопольный орган сделал вывод о невозможности направления трансфертов на концессионные соглашения, в случае если такая возможность прямо не указана в самих правилах и соглашениях о предоставлении трансфертов региону. Такие выводы могут дополнительно создать риски реализации ГЧП-проектов и выступать ограничением по запуску региональных ГЧП-проектов с федеральным софинансированием. Для снижения подобного рода рисков необходим пересмотр действующих порядков предоставления межбюджетных трансфертов в целях учета специфики реализации ГЧП-проектов», - отметили эксперты Национального Центра ГЧП.

Более подробно об одном из возникших споров, которые рассматривались в судебном порядке, можно прочитать в экспертном релизе «Тувинское дело»: концессия против госконтракта».